Научная статья на тему 'Эстетические взгляды К. Хетагурова'

Эстетические взгляды К. Хетагурова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия СОИГСИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
эстетика / этика / идеал / добро / красота / возвышенное / низкое / трагическое / комическое / повседневность / искусство / эстетическое воспитание / esthetics / ethics / ideal / good / beauty / sublime / low / tragic / comic / everyday life / art / esthetic education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фидарова Рима Японовна, Кайтова Ирина Анатольевна

К.Хетагуров впервые осмыслил и обобщил эстетические аспекты освоения мира осетинским народом. В своем творчестве он сформировал общие принципы эстетического освоения мира в любой сфере человеческой деятельности: в искусстве, в быту, в реальной жизнедеятельности. В публицистике выделил разные сферы эстетики: эстетику быта, эстетику внешности человека, эстетику экологической культуры и т.д. В художественном творчестве (в живописи, поэзии, прозе, драматургии) Коста отразил национальные представления о возвышенном и низком, о прекрасном и безобразном, о трагическом и комическом как важнейших категориях эстетики в их глубинной соотнесенности с народными идеалами добра и справедливости, т.е. выражающими народный взгляд на мир и место в нем человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Esthetic Views of K.Khetagurov

K.Khetagurov for the first time comprehended and generalized the esthetic aspects of development of the world by Ossetian people. In his work he created the general principles of esthetic development of the world in every sphere of human activity: in art, in life, in real activity. In journalism he allocated the different spheres of the esthetics: life esthetics, esthetics of appearance of the person, esthetics of ecological culture, etc. In art creativity (in painting, poetry, prose, dramatic art) Kosta reflected national representations of sublime and low, fine and ugly, tragic and comic as the most important categories of the esthetics in their deep correlation to national ideals of good and justice, i.e. expressing national view of the world and a place of the person in it.

Текст научной работы на тему «Эстетические взгляды К. Хетагурова»

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К. ХЕТАГУРОВА

Р. Я. ФИДАРОВА, И. А. КАЙТОВА

Эстетические взгляды Коста — это выражение передовых демократических тенденций, которые возникали в осетинской национальной культуре второй половины XIX в.

Прежде всего, надо отметить, что искусство он рассматривал как средоточие всех эстетических проблем, во-первых, и, во-вторых, как социальный феномен, который активно влияет на ход общественного развития в целом. А потому и задачи искусства Коста рассматривал как практическое распространение реального просвещения, понимаемого им как процессуальное развитие мысли, т.е. разумного начала, и нравственности; как нравственно-духовное и индивидуальное развитие личности и общества в целом.

Коста выдвигал целую программу искусства, которая, с его точки зрения, призвана была определить место его как специфического, уникального явления в жизни современного ему общества со сложным комплексом стоящих перед ним первоочередных проблем. И цель его — научить общество размышлять о жизни, исследовать ее, стремиться к ее улучшению, к прогрессу.

В связи с этим Коста ставит на первое место воспитательную функцию искусства, определяющую его социальный статус. Соответственно перед ним возникает круг новых проблем. И, конечно же, проблема содержания искусства и методы, способы передачи этого содержания. Общественно полезное содержание и критикующий общественные недостатки метод — таковы

принципы, из которых исходит Коста при определении требований к формирующемуся национальному искусству. Ибо только тогда, по убеждению К. Хе-тагурова, оно есть не «роскошь» и не «забава» в жизни общества.

Далее Коста развивает свое понимание искусства. Способность искусства к правдивому воспроизведению жизни, убежден К. Хетагуров, — условие его общественной ценности и важный критерий собственно эстетического достоинства искусства.

В программе искусства поэта важная роль отводится познавательно-преобразующей возможности реалистического художественного творчества. Коста полагал, что искусство не только преобразует, но и, наравне с наукой и публицистикой, формирует общественное бытие и общественное сознание. По мнению Коста, искусство предлагает вначале общественному мнению новые мысли, мысли-задачи, которые со временем воздействуют на органы власти и государства. То есть верил, что с помощью более прогрессивных идей можно воздействовать на общественную жизнь. Отсюда злободневность и социальная активность искусства, — таково его понимание проблемы социальной функции искусства, занимающей в программе Коста ведущее место.

В понимании социальной природы и функций искусства Коста проявил близость к русским революционным демократам, к русской культуре в целом.

«Поэт нашего времени есть в тоже время и Мыслитель..., — подчеркивал

Белинский. — Поэзия и философия уже не только не чуждаются друг друга, но беспрестанно подают друг дугу руку, чтоб взаимно поддержать себя, и даже часто до того смешиваются друг с другом, что иное философское сочинение, прежде всего, назовете вы поэтическим, поэтическое философским» [1, 399]. Эту точку зрения в полной мере разделял и Коста Хетагуров как истинный революционный демократ.

В философии истории Коста придерживался идеи исторического прогресса, источник которого он видел в развитии индивидуального и общественного сознания, выдвигающего все новые идеи и представления о жизни, о человеке, о культуре. При этом национальное рассматривал как форму выражения общечеловеческого.

Эстетическая теория Коста на практике вела к оригинальной и успешной попытке обосновать принципы осетинского реалистического искусства. Специфику же искусства поэт определял как форму «мышления в образах», которая ничуть не ниже логического мышления, — полагал он, вопреки теории Гегеля.

Коста впервые выдвинул в осетинском профессиональном искусстве принцип историзма, в соответствии с которым остро осознается необходимость связи искусства с социальными потребностями общественной жизни. И соответственно он отверг идею «искусства для искусства» изначально.

В концепции реализма Коста большое место занимает и трактовка художественного образа как органического единства общего и индивидуального и ее роли в процессе создания реалистического характера.

Коста же выдвинул принцип народности искусства как отражения особенностей осетин и национального

характера, выражения его интересов и потребностей духовного развития.

Коста выработал представления о гармонии внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Цельности человеческой личности, величия его души, высокой нравственно-духовной культуры, — своеобразного идеала душевного благородства человека. Это легко просматривается в любом художественном произведении Коста, и в живописи, и в поэзии, и в прозе, и в драматургии, и в публицистике, в письмах поэта.

Национальная действительность, национальное бытие предстает у него как основной объект искусства. Отсюда особая ценность творчества Коста: в нем явления национальной действительности осмыслены эстетически, т.е. в их конкретном, общечеловеческом и общенациональном значении. И так рождается важнейшее качество творчества поэта: художественность, которая и формирует специфику искусства — художественный образ. Природа искусства Коста диктует необходимость проникновения в него философских, этических, социально-политических идей, которые, однако же не подменяют собой эстетического.

Для Коста реальные эстетические свойства и особенности явлений национальной действительности и составляют основу его художественного образа. Так проявляется специфика художественного освоения Коста природой и общественным содержанием национальной действительности. И здесь надо искать корни и своеобразие художественного образа Коста, природу социально-функциональной широты и масштабности художественности поэта.

Критический пафос Коста-публи-циста сконцентрировался на отрица-

64 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 12 (51) 2014

нии реакционного в жизни общества и созидании нового национального искусства.

В поэзии, прозе, драматургии Коста, в его живописи, в театральной деятельности его особенно ярко проявилось эстетическое мировоззрение поэта.

Проживая с 1885 по 1891 год во Владикавказе, Коста самозабвенно отдался художественному творчеству и создал лучшие свои картины. В те же годы он много сил отдавал организации местных художественных сил, устраивал первую во Владикавказе выставку картин, проводил и художественно оформлял благотворительные вечера с постановкой живых картин. Тогда же работал Коста и художником-декоратором в городском театре, проявил выдающиеся способности на этом поприще. Успешно выполнял он по заказу местной церкви и иконописные работы. Так появилась картина «Святая Нина» (1887), о которой газета «Северный Кавказ» «Какова эта картина в отношении исполнения, ясно показывает то обстоятельство, что многие из посетителей выставки просят у Хетагурова позволения зайти за перегородку, отделяющую картину от публики, и воочию убедиться, что Святая Нина действительно нарисована, и не представляет из себя «алебастровой статуи», как это кажется многим. Вся фигура, все принадлежности костюма поражают изумительной натуральностью, но особенное внимание посетителей останавливает на себе выражение глаз у Святой Нины: взор ее, обращенный в пространство, так и светится глубоким, всецело охватившим ее вдохновением...» [2]

В 1888-1889 гг. Коста, разрисовывая стены Алагирской церкви, создал целую галерею осетинских национальных типов. Вот что писал о них М. Туганов: «В 12 апостолах, писанных им на стенах

Алагирской церкви, Коста дает поразительные типы осетин, на которых недостает только соответствующего национального костюма: черкески, бешмета и папахи. В большой фреске «Голгофа» Коста достигает изумительной гармонии голубоватых тонов, в дымке которых чувствует колорит родных гор. Живописно-фресковые работы Коста говорят об истинно реалистическом направлении его живописи и подтверждают вполне, что как художник Коста из стен тогдашней Академии вышел художником-реалистом» [3, 151].

Удивительны жанровые картины Коста, пейзажи, портреты, рисунки. В них он выразил огромную любовь к родине, к природе родного края. Коста ярко отразил быт народа в таких полотнах, как «Гонка араки», «За водой». Удивительны своей жизненностью, глубоким реализмом портреты К. Жука-евой, А. Поповой, автопортрет; пейзажи «Природный мост», «Тебердинское ущелье», «Перевал Зикара».

Коста выступал с развернутой эстетической системой, хорошо зная материал искусства, его историческое своеобразие, выявляя универсальное в эстетическом восприятии выразительных форм. Ведь он воспринимал искусство как саму жизнь в ее ключевых символах. А потому в художественной концепции мира, которую поэт созидал, была заключена какая-то завершенная структура бытия, в которой отразилась определенно установленные отношения между человеком и действительностью.

Коста формировал свои представления о красоте, развивая осетинскую эстетику «изнутри», т.е. осмысляя реальные процессы искусства. Так он выделил собственный предмет эстетики, т.е. нашел ее междисциплинарный характер.

Коста внес столько нового в осетинскую культуру, что наследие его

вполне дает возможность осмыслить ученым-исследователям такие понятия, как художественная и эстетическая ментальность поэта, его эстетическое мировоззрение, и ввести их в научный оборот. Это поможет открыть новые грани выдающегося таланта гениального поэта и художника, театрального и культурного деятеля своей эпохи.

К. Хетагуров философски относился к бытию как объективной реальности и четко различал в нем различные уровни: 1) материально-предметную реальность, 2) объективно-идеальное бытие, куда он относил ценности культуры, 3) бытие личности. Подобная философия бытия у Коста сложилась в атмосфере научного и культурного подъема в результате присоединения Осетии к России и тех духовных процессов, которые были присущи сложному историческому этапу конца ХК и кануна ХХ в. В свою очередь эта философия бытия Коста Хетагурова оказала огромное влияние на целую эпоху национального развития, — нравственного, культурного, — осетин в свете новых идей своего времени, ярко выразив духовную сущность и самобытную содержательность общественного сознания.

Коста предъявил высочайшие требования к формирующемуся профессиональному искусству: художественной литературе, изобразительному искусству, театральному искусству. И определил его основные функции и задачи, исходя из специфики его природы и сущности. Это социальная функция, социальная значимость искусства. Коста, страстно мечтавший видеть свой народ в ряду цивилизованных народов мира, и посвятивший свою жизнь без остатка тому, чтобы помочь ему «дорогу к свободе проложить», выделял в ценностях национального духа, национального сознания, национального характера и

культуры в целом общечеловеческую сущность, исторически и социально обусловленную.

Воспитанный в традициях русской революционно-демократической эстетики, Коста приступил к художественному творчеству, уже не интуитивно, а теоретически постигнув законы эстетики, теоретически осмыслив и обобщив художественную практику. И это помогло ему совершить огромный творческий подвиг — заложить основы осетинского профессионального искусства: художественной литературы, изобразительного искусства.

Прежде всего, эстетические взгляды Коста, сложившиеся в стройную систему, его эстетическое мировоззрение помогли ему сформировать определенную художественную концепцию мира. Целостная же система эстетических принципов Коста трансформирована в его художественных образах.

Мировоззрение Коста в целом, конечно же, формировалось в процессе всей его жизнедеятельности, в процессе его активного отношения к жизни.

Во многом разделяя мировоззрение русских революционных демократов, Коста своеобразно отбирал жизненный материал и проявлял оригинальное видение мира. И тут очень четко проявляется его эстетическое мировоззрение. Задав определенные эстетические нормы, надо заметить, очень высокие даже по теперешним нашим представлениям, Коста совершил еще один, культурологический и патриотический подвиг: он поднял уровень эстетического сознания потребителей своего искусства (читателей, зрителей) на новую высоту, он заставил их задуматься о том, о чем они раньше не думали, прочувствовать то, что прежде не чувствовали.

Реализовав столь высокие эстетические критерии в своем художественном

66 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 12 (51) 2014

творчестве, Коста формировал национальный эстетический вкус. При этом Коста, безусловно, гуманизировал и эмансипировал общественное сознание, воспитывал у публики новое отношение к жизни и к миру, формировал новую картину мира. А последователей его творчества — художественно образовывал: учил творить.

Коста постоянно решал вопрос о сущности искусства, его закономерностях, о специфике литературы, театра, живописи, о специфике художественного образа, художественного метода. Но, решая эти вопросы, он не мог не думать о природе прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Конечно, он решал эти вопросы в русле традиций русской революционно-демократической эстетики.

Социологический подход к искусству дал возможность Коста рассматривать искусство с точки зрения общих у него с другими формами познания, особенностей. Но помимо этого, Коста поставил и проблему анализа художественного творчества, предусматривающего установление закономерностей, присущих искусству в его специфических внутривидовых границах.

При этом, конечно же, основа его эстетики — его понимание реализма и художественной типизации. Проблема специфики художественной формы познания, проблема соотношения в искусстве пользы и красоты.

Формы художественного повествования Коста рассматривал как более доступную для масс, более наглядную, чем наука. И в то же время оно способно, по мысли Коста, воплощать в себе

огромные пласты народной жизни, что не дано другим формам общественного сознания. То есть он четко определял у искусства собственный предмет, различал разделение сфер интересов и возможностей искусства и науки при исследовании специфики данного предмета. Это художественное отражение жизни народа и изучение тайн природы, в том числе и природы человека.

Коста ценность искусства определял в зависимости от того, в какой мере оно отвечает духовным и практическим нуждам народа. То есть он переносил центр тяжести художественного отражения жизни на малопривлекательные, но необходимые обществу факты и явления. Путь же эволюции видел в процессе постепенного усложнения, т.е. в движении от усвоения обществом элементарных норм к более совершенным формам общественного бытия.

В своем непосредственном художественном творчестве Коста проявил себя как великий творец красоты в искусстве. Таким образом, он показал свое полное понимание природы красоты. Формировал концептуальные основы своей и осетинской эстетики в целом тоже.

Итак, Коста определил в целом художественно-эстетический тип последующего культурного развития осетинского народа и по сегодняшний день тоже.

У Коста сформировалась очень цельная эстетическая картина мира, в которой каждый составляющий ее структуру элемент, будь то природа, человек, социум, — занимает только ему отведенное место и играет свою роль в общей концепции мировоззрения поэта.

1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.-Л., 1926. Т. XII.

2. Газета «Северный Кавказ». 10 декабря 1889 г.

3. Туганов М. С. Литературное наследие. Орджоникидзе, 1977.

ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.