Научная статья на тему 'Эстетическая морфология русского формализма'

Эстетическая морфология русского формализма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
387
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ФОРМАЛИЗМ / RUSSIAN FORMALISM / ФОРМА / FORM / МОРФОЛОГИЯ / MORPHOLOGY / МЕТАМОРФОЗ / METAMORPHOSIS / ПОЭТИКА / POETICS / КАЖУЩАЯСЯ СЕМАНТИКА / APPARENT SEMANTICS / ПРИЗНАКИ ЗВУЧАНИЯ / INDICATORS OF SOUND / РИТМ / RHYTHM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасименко Инна Александровна

Теория русской формальной школы интересна не только своеобразием методов, но и особым объектом рассмотрения самодостаточной формой. В художественном произведении эта форма творящее начало, созидающее свою собственную семантику. Такое понимание формы сближает русский формализм с гётевской морфологией и приоткрывает завесу тайны над особенностями смыслообразования не только в поэтических текстах, но и везде, где «содержание» предпочитает воплощаться косвенным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetical morphology of the Russian formalism

The theory of the Russian formal school is interesting not only for its methodological peculiarity, but also for its special object of consideration, the self-sufficient form. In a work of art, this form is a creative source that produces its own semantics. Such an understanding of form brings Russian formalism close to Goethe’s morphology and uncovers some of the mystery of the production of meaning not only in poetic texts, but wherever the “content” tends to be realized indirectly.

Текст научной работы на тему «Эстетическая морфология русского формализма»

И.А. Герасименко

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ФОРМАЛИЗМА

Теория русской формальной школы интересна не только своеобразием методов, но и особым объектом рассмотрения - самодостаточной формой. В художественном произведении эта форма - творящее начало, созидающее свою собственную семантику. Такое понимание формы сближает русский формализм с гётевской морфологией и приоткрывает завесу тайны над особенностями смыслообразования не только в поэтических текстах, но и везде, где «содержание» предпочитает воплощаться косвенным путем.

Ключевые слова: русский формализм, форма, морфология, метаморфоз, поэтика, кажущаяся семантика, признаки звучания, ритм.

Обнаруживаемая морфологией форма, по Гёте, - это внутреннее ядро, действующее в две стороны: вовне и внутрь. С одной стороны, она претерпевает внешние воздействия, меняясь вследствие их (внешняя форма, geprägte Form), с другой - действует сама, определяя разворачивание феномена, характер метаморфоза (внутренняя форма, innere Form). Так обнаруживается, что форма внешняя и форма внутренняя (которые в области искусства Гёте разделяет) в сфере органики оказываются двумя сторонами или двумя направлениями действия одной единой формы. Отслеживание этого двойственного феномена и составляет главный интерес морфологии.

Однако если Гёте, как я уже сказала, разводит формы природы и формы искусства, осмысляет их в разных ракурсах (череда Gestalt^ с пронизывающим их метаморфозом, с одной стороны, и geprägte Form/innere Form - с другой), то уже В. Пропп («Мор-

© Герасименко И.А., 2014

фология волшебной сказки») утверждает их морфологическую равноценность, отсылая тем самым к пониманию феномена формы в традиции немецкого романтизма (органическая форма в искусстве), а также возвращаясь на новом витке к кантовскому сближению природы и искусства (ср. соответствующие замечания в «Критике способности суждения»).

«...Область природы и область человеческого творчества не разъединены, - пишет Пропп. - Есть нечто, что объединяет их, есть какие-то общие для них законы, которые могут быть изучены сходными методами» [4, с. 568]. Здесь говорятся очень важные вещи. Во-первых, форма, обнаруживаемая морфологией, тождественна повсюду, будь то феномены искусства (в узком смысле - вербального текста) или же феномены органической природы, что вызывает в памяти теорию романтизма, сближающую Творца и художника в акте Творения/творчества. Во-вторых, методы постижения этой формы также сходны, т. е. методология, выработанная в одной из указанных сфер, применима и в другой, а значит, возможно нахождение единого метода постижения форм.

Взгляды представителей русской формальной школы на форму, ее роль и способы ее изучения во многом близки позиции, которую занимали Гёте и прочие морфологи, Гёте вдохновлявшиеся (включая В. Проппа). Не случайно западный структурализм, одним корнем которого была пропповская морфология сказки, а другим - русский формализм, в «наследовании» формалистам оказался нечувствителен к самым основополагающим моментам этой теории.

Все началось с подмены понятия «форма» понятием «структура» (эту проблему в деталях рассматривает А. Прието в своей книге «Морфология романа»2). Прието отмечает, что в русском формализме форма означает явление, превращающее язык в художественное произведение. То есть эта форма - особого вида красивая оформлен-ность, сущность действия которой - метаморфоз. Чтобы такую форму увидеть, нужно выйти за пределы лингвистической проблематики и терминологии, ибо здесь вступают в силу экстралингвистические факторы. Метод действия такой формы в тексте - деформация семантики, создание особой языковой техники выражения смысла. Отличия такой формы от структуры - в динамике, подвижности (она скользит от содержания к выражению и обратно), разноуровневой организации и факторе времени (форма как последовательность). Откуда вообще взялась мысль о такой форме?

Постулируемым желанием формалистов было ограничиться предметом - литературой - и удержаться от абстрагирования. Од-

нако это вовсе не означает их отказа от теоретической мысли. Здесь просто-напросто мы имеем дело с другим теоретизированием - теоретизированием сродни греческому (и гётевскому) умосозерца-нию. Такая мысль не включает в себя «предмыслий» - априорных методов, предпосылаемых объекту (здесь наблюдается параллель с гётевским предметным мышлением и его же отказом от общетеоретических предпосылок в познании). Другие - вольные или невольные - параллели с Гёте видятся в отказе от готовой системной доктрины, а также в использовании теории в качестве рабочей гипотезы: материал должен сам подтвердить или опровергнуть теоретические принципы. Как следствие, образующаяся система постоянно готова к изменениям и преобразованиям в соответствии с движениями объекта.

Свой подход к литературе формалисты справедливо полагали новаторским. И хотя их ориентирами из других сфер были формальная школа Фортунатова, авангардное искусство, квантовая физика и феноменология Гуссерля (с последним автором их также объединяло желание мыслить вне традиции), однако если стремиться к постижению самого формализма путем, гомологичным их собственным методам в осмыслении феноменов, следует признать, что постижение это будет наиболее адекватным изнутри, а не извне - путем сопоставлений и аналогий.

Формалисты не просто открывали новые пути в литературоведении - своими действиями они меняли оптико-мышленческую парадигму, выходили на философский уровень осмысления феноменов. И выход этот удавался им не за счет традиционно-философской предметности и ракурсов («Для философии в собственном смысле слова у меня не было органа», - признавался Гёте3), а посредством изменения самой конфигурации данного уровня. Ханзен-Лёве в этой связи утверждает, что главный принцип формализма - остранение (видение привычных вещей как абсолютно новых и неизведанных) - является ключевым и для понимания самого формализма. Новая перспектива в данном случае задается особым видением формы и постановкой ее в центр внимания. Ведь цель искусства как такового, по мнению формалистов, - разрушение автоматизма в восприятии (прием затрудненной формы). Здесь важно не узнать предмет (нечто хорошо знакомое), а увидеть его, будто впервые.

Иными словами, свой предмет - литературу - формалисты хотели заново определить (подобную же задачу ставил перед собой Пропп в отношении сказки): определить как таковую, из себя, а не в качестве эпифеномена чего-то другого - истории, биографии,

психологии и т. п. Именно отсюда возникает декларируемая установка на антипсихологизм. Именно здесь проходит демаркационная линия, помогающая отмежеваться от подходов потебнианцев и символистов.

Можно сказать, что символисты абстрагируют по линии предметного смысла, формалисты же смещают акцент на само текстовое устройство. Фокусирование взгляда и мысли на форме позволило избавиться от немотивированных фантазий, сводящих поэзию (и шире - литературу) к роли возбудителя чего-то внешнего по отношению к слову. Поэтике, как и поэзии, требовался возврат к нетранзитивности. Какой же путь возвращения избрала поэтика формализма?

Будто подслушав Гёте, формалисты начинают со срединного пункта - факта: свободного от общефилософских теорий и идеологии, но осмысляемого. Поэтому мысль их, несмотря ни на что, теоретична. Форма здесь видима и увидена, определенным образом раз-мещена. Это то место, где нас застает факт искусства, место пересечения звука и смысла. Осип Брик пишет об этом так: «Элементы образного и звукового творчества существуют одновременно; а каждое отдельное произведение - равнодействующая этих двух разнородных поэтических устремлений»4. Но как этот факт обнаружить, как выделить его из контекста?

Выявление специфики литературного произведения требовало его сопоставления с чем-то другим - родственным, но функционально отличающимся. Так возникает оппозиция практического и литературного языка (сначала у Якубинского, потом у Якобсона), лингвистики и поэтики. Литературный язык определяется как произведение искусства - самоценное, аутотеличное. Поэзия всегда умышленна, даже если это у- превращается в за-: за-умность. Отсюда возникает якобсоновская теория организованного насилия поэтической формы над формой языковой. Язык без ума от поэзии.

Итак, формалисты понимают поэзию как организованное звучание (где коммуникативная, равно как и эмотивная языковая функция, уходит в тень). Такое понимание поэзию сближает с музыкой, а поэтику - с эстетическими положениями йенских романтиков. И следующим шагом достигается предположение, что поиск текстовой формы ведет к рассмотрению текста посредством аналитических процедур, применяемых к форме музыкальной. Что же возникает на этом предположении?

Самое главное, что для формалистов слово важно и вне смысла, его звучание самоценно. Такая форма - предмет интереса формалистов-морфологов - разрывает нейронные связи. Эту подвижную

форму они постигают, изучая поэзию и отыскивая приемы обращения с материалом. Эта подвижная форма не может быть образом: образы статичны. В поэзии же нет образов, нет видности, а только видимость, кажущаяся семантика, намек на значение. В поэзии случается метаморфоз формы молчания, переливание звучания в молчание и обратно. В поэзии видна изнанка слов, их негатив: в словах его не поймать, но и вне слов его не существует. Он схватывается только когда внимание расфокусировано, не ограничено гранитом образа.

Обратный процесс происходит в творчестве. «...Стихи являются в душе поэта в виде звуковых пятен, не вылившихся в слово. Пятно то приближается, то удаляется и наконец высветляется, совпадая с созвучным словом (курсив мой. - И. Г.)»5. Звуковые пятна подходят к уму именно как звуковые пятна и лишь потом ищут вход в ум - свое созвучное слово, с которым они могли бы совпасть. Зарождение стихов оказывается близко воспоминанию (ср. платоновский анамнесис и аристотелевские дефиниции, отделяющие его от памяти). Кажущаяся семантика как раз и появляется за счет постоянного не-до-конца-совпадения словоформы и значения.

Понятие кажущейся семантики у формалистов тесно связано с теорией семантического ореола метра. Этот последний задает некую форму, организующую текст до появления слов, - предварительную схему. Ритмо-синтаксические фигуры, созидающие фразу, - по сути, средоточие поэтики формализма. Ритм при этом рассматривается не в качестве отклонения от метра (предзаданной «нулевой ступени»), а как самостоятельный фактор. Следовательно, индивидуальная форма - это не отклонение от абстрактной схемы, а самостоятельное явление. И здесь опять возникают параллели с музыкой. Ведь именно ритмо-синтаксис, доминанта и мелодика - концепты, задающие тот уровень, на котором ищется форма формалистами. И на этом уровне обнаруживаются вещи, дотоле никем не замеченные.

Поскольку формалистическая поэтика рассматривает поэзию как речь, организованную в своем звучании, постольку органичной является мысль, что организовывать звучание могут разные параметры: природа стиха, вопреки общепринятым представлениям, не исчерпывается метром. Внимание смещается поэтому на другие организующие параметры: формалисты фокусируют его на «вторичных признаках звучания», которые делают речь поэтической и вне метра. А признакам звучания коррелируют признаки значения: это взгляд с другой стороны формы, со стороны иной субстанции. Остановимся на этих признаках несколько подробнее.

Благодаря особому вниманию, уделяемому деталям и нюансам, дифференцируется само значение: появляются понятия основного, второстепенного и неустойчивого второстепенного значения. Особую роль для формалистов играет последняя разновидность, поскольку она связана с поэтической этимологией и живет скор-нениями. Так образуется специфическая форма, действующая «от слова - к тексту». Неустойчивое второстепенное значение осуществляет объединичивание на уровне формы: неустойчивость значения компенсируется устойчивостью формальной связи через сходство по звучанию. Метафора здесь вступает на территорию метонимии.

Слово «признак» (значения) говорит не об указательном своем смысле (здесь есть значение), а понимается как характеристика самого значения. Это обусловливает его синоним - «семантический обертон». Обертон - призвук, семантический обертон - при-знак, призначивание. Еще одно указание на родство признаков значения с признаками звучания.

Вообще можно сказать, что главный ориентир в поэтике формалистов - не «то, о чем», а «то, как». Семантический компонент (неизбежный, поскольку событие текста случается в условиях языка) в поэтическом произведении подвижен и иллюзорен. Формообразующая роль отводится ритму (связанному с синтаксисом и интонацией) и звучанию (связанному с артикуляцией). И эта формообразующая сила созидает свое собственное содержание.

Формалисты замечают, что поэтическое слово и слово естественного языка по разным законам вплетаются в речь и, более того, обладают разными значениями. Между значением слова в стихе и стиховой конструкцией на порядок более тесная связь, чем между словом в стихе и словом в словаре. Смысл слова в стихе задается формой, особой организацией контекста. Организует же - ритм: последовательность длительностей звучания и молчания. Ритм поэтому становится предметом самого пристального рассмотрения.

Так обнаруживаются Тыняновым четыре основных ритмических фактора (фактор единства стихового ряда, фактор тесноты стихового ряда, фактор динамизации речевого материала и фактор сукцессивности речевого материала в стихе), так вообще возникает понятие стихового ряда - определяюще важный момент формалистической теории. Ритм придает цельность текстовому сегменту, превращает связи между его частями в органически-смысловые, в результате чего образуется стиховой ряд - единство, отличающееся особо тесными связями между элементами единства.

Относительно тесноты стихового ряда весьма любопытную параллель проводит И. Светликова - параллель с психологической терминологией Вундта. Сообразно этой аналогии, конструкция стиха воспроизводит действия сознания при словообразовании. То есть поэзия зиждется на рождении имен, а не на их использовании. Но эта параллель требует важных корректив: теснота апперцепции в психологии означает «узость», а теснота стихового ряда в поэтике - «неразрывность». Связь с терминологией психологов имеется на уровне внешней формы, однако эта последняя в полном соответствии с самой теорией формализма наполняется кажущейся семантикой, создаваемой поэтическим контекстом.

Как же образуется семантика в стихе? Образуется она с помощью с-цепления и рас-цепления слов и предложений. А поскольку семантика следует за звуком, смыслы разных слов, следуя вослед последнему, соединяются в новых, дотоле не мысленных, ракурсах.

Поиск таких новых, языком задаваемых ракурсов приводит к изобретению основных орудий - концептов формализма: остра-нение и обнажение приема. Оба они базируются на диссоциации, на разрыве привычных ассоциативных связей - разрыве, который позволяет появиться новым связям и новому как таковому. Огромную роль в этом процессе играет метафора. Не случайно она так привлекает формалистов, и не случайно Якобсон даже выделяет два типа поэтики: ориентированную на метафору и ориентированную на метонимию, отдавая явное предпочтение первому. Метонимия инерционна, она создает «образ цельности», делает последовательность цельной. Она тяготеет к банальности, к тому, что «под рукой» (опасность, грозящая всякому, кто пожелает выражать нечто «естественно» и «непосредственно», минуя посредство умышленности; ср. с диэрезой теории и практики музыкального романтизма). Метафора же возникает от внутренних сходств, делает последовательность почти-одновременной. Она позволяет изобретать - и в этом ее главная ценность (можно сказать, что жест метонимии линеарный, а метафоры - аккордовый: она образует созвучие - цельность, из которой можно провести множество новых линий).

Итак, формалисты рассматривают форму как нечто самодовлеющее, без соотносительности с неким - автономным - содержанием, а также вне традиции: «Понятие "формы" явилось в новом значении - не как оболочка, а как полнота (курсив мой. - И. Г. Ср. с понятием организованной полноты у Гёте), как нечто конкретно-динамическое, содержательное само по себе, вне всяких соот-носительностей»6. Их мысль движется от литературных фактов -

восходя к находимым закономерностям - и опять к литературным фактам. Главные сопутствующие задачи при этом движении - не предзадавать предмету абстрактных предпосылок и исходить только из предмета.

Иными словами, литературный факт как таковой отождествляется с формой. А это значит, что важность имеет только литературная функция элемента в ряду литературных фактов, но отнюдь не вопрос генезиса (аналогично тому, как и Пропп занят в первую голову конструкцией, а не происхождением сказки). Точнее, о генезисе речь идет, но - в буквально биологическом смысле, как о саморазвертывании структуры (а не исторически обусловленном «происхождении» произведения). Новая форма, говорят формалисты, появляется, чтобы сменить старую форму, а не выразить новое содержание.

Потому переход формалистов к истории литературы - это не расширение поля исследования, а результат эволюции понятия формы. Их форма - форма, предполагающая метаморфоз, - включает в себя историю. Какие последствия влечет за собой эта эволюция?

Поскольку форма понимается формалистами как нечто органически целостное, возникает закономерная мысль о саморазвитии литературных жанров. Как уже упоминалось, формализм придерживается генетического подхода к литературе и ее теории, но именно в смысле науки генетики, в смысле наследственных детерминант и реализации некой схемы - «кода ДНК». При этом, устраняя феномен личности из горизонта исследования, формалисты говорят, что рассматривают литературу как социальное явление. Однако «социальность» литературы касается именно уровня «истории», где обнаруживаемые гомологические приемы с меняющимися в зависимости от времени функциями предстают как образование и смена жанров. Это - место взаимодействия литературы и окружающей среды. Не случайно поэтому социальный аспект оказывается у формалистов на первом месте. «История» для них - метод успешного схватывания объекта в его метаморфозе. Исходя из интереса к метаморфозу, отчетливее прорисовываются и все прочие изгибы формалистической мысли.

Форма развивается сама из себя, говорят формалисты, смена форм есть саморазвертывание. Следовательно, для развития, для полагания формы что-то должно ей противополагаться. Этим «что-то» является материал, или, как еще называют его формалисты, мотивировка. Противопоставляя форме материал, формалисты, по видимости, вступают с собой в противоречие: если форма, по их мысли, - организованная полнота, что же может ей противо-

поставляться? Но это противоречие кажущееся, как и семантика поэтических текстов. Понятие материала также формально (здесь возникает параллель с Гумбольдтом, утверждавшим, что в языке нет неоформленного содержания). Просто все формообразующие факторы не могут быть равными в каждый момент времени. Когда один фактор выдвигается на первый план, другие служат для него материалом, чтобы форме было на чем проявиться. Потому форма и предстает в этой теории как развертывающаяся динамическая целостность: между ее частями знаки не сложения или умножения, а взаимосоотнесения (^). И в этой связи особый интерес вызывают такие произведения, где прием и мотивировка еще не совсем срослись. Это делает возможными очень неожиданные ракурсы, например показ того, как персонаж порождается конструкцией (а не наоборот, когда книга якобы повествует о его «жизни»).

Такие произведения, где имеется зазор между приемом и мотивировкой, отсылают к идеям Гёте о неправильном метаморфозе, который позволяет наблюдать за тем, что в обычных ситуациях от глаз скрыто. Язык здесь принимает такую форму, основные черты которой - артикуляция, мимика, звуковые жесты смысла.

Выше уже говорилось: в поэзии форма - активное начало, создающее стих, а уже затем «притягивающее» к нему семантику. Но ощутимая форма и в прозе делает то же самое. Так что, когда, оппонируя символизму, формалисты резко разграничивали поэзию и прозу, эту границу они полагали уже на уровне своей - открытой ими - формы. То есть формалисты отрицают «стихоподобие» прозы в том, что касается метра (символисты именно пытались искать в ней метр), но отнюдь не говорят о невозможности поэтической функции в прозаических текстах.

В соответствии с объектом сама теория формализма также подвижна и открыта для изменений. Если поначалу целью было отыскание общих приемов на разном материале, то потом возникла необходимость определить функцию приема в каждом из случаев. Так же, как и в случае с пропповской морфологией (да и с любой другой морфологией), метод здесь вырастает из объекта, а полученные результаты не могут просто экстраполироваться на другой объект.

Таким образом, характерная черта формализма - отсутствие теории, которая уложилась бы в неподвижную схему, - сближает его и с морфологией Гёте, и с философией Платона и досокра-тиков, и с теоретическими разработками йенских романтиков. Ведь тексты, занятые осмыслением явлений, далеко не всегда стремятся к обобщениям и определениям. Есть такой тип письма,

где «не только итоговые заключения, но и весь путь, проделываемый идеями, часто избегают прямого выражения»7. Мысль, направляемая на такое знание, которое невозможно облечь ни в какие формулы, требует морфологического подхода - подхода, предполагающего метаморфоз идей. Теория формализма именно такова.

Примечания

i

2

Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки (Ответ К. Леви-Строссу) // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 568.

Прието А. Из книги «Морфология романа»: Нарративное произведение / Пер. с исп. А.Б. Матвеева // Семиотика. С. 370-399.

Гёте И.-В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. С. 212. Цит. по: Светликова ИЮ. Истоки русского формализма: Традиция психологизма и формальная школа. М.: НЛО, 2005. С. 135. В. Шкловский, цит. по: Там же. С. 65.

Эйхенбаум Б.М. Теория «формального метода». Гл. 3 [Электронный ресурс] // ОПОЯЗ. URL: http://opojaz.ru/method/method03.html (дата обращения: 17.03.2014).

Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик (стратегия смысла в Китае и Греции) / Пер. с фр. В.<Г.> Лысенко. М.: Московский философский фонд, 2001. С. 222.

3

4

5

6

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.