Научная статья на тему 'Эстетическая мера как проективная форма воспитания эстетического вкуса дизайнера'

Эстетическая мера как проективная форма воспитания эстетического вкуса дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКУС / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / DESIGN EDUCATION / TASTE / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЕРА / AESTHETIC MEASURE / COMPOSITE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Галина Павловна, Калайкова Юлия Владимировна, Климов Виктор Петрович

в статье рассматривается категория эстетического вкуса как проявление внутренней меры композиционного совершенствования. Эстетическая мера и вкус манифестируются как необходимые слагаемые дизайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the paper is devoted to problems of aesthetic taste as display of an internal measure for composite perfection. Aesthetic measure and taste are demonstrated as necessary components of design education.

Текст научной работы на тему «Эстетическая мера как проективная форма воспитания эстетического вкуса дизайнера»

Педагогика

УДК 37

РС! 10.21661/Г-463765

Г.П. Климова, Ю.В. Калайкова, В.П. Климов

Эстетическая мера как проективная форма воспитания эстетического вкуса дизайнера

Аннотация

В статье рассматривается категория эстетического вкуса как проявление внутренней меры композиционного совершенствования. Эстетическая мера и вкус манифестируются как необходимые слагаемые дизайн-образования.

I Ключевые слова: эстетическая мера, вкус, дизайн-образование, композиционное мышление.

G.P. Klimova, Yu.V. Kalajkova, V.P. Klimov

Aesthetic measure as the projective form of the education aesthetic taste of the designer

Abstract

The paper is devoted to problems of aesthetic taste as display of an internal measure for composite perfection. Aesthetic measure and taste are demonstrated as necessary components of design education.

Keywords: aesthetic measure, taste, design education, composite thinking.

Мера в теоретическом и прикладном значении предстает и как категория диалектики, т.е. предел измерений качества предмета, и как критерий оценки физического свойства материи, обладающей очевидной формой и структурой. Внутренняя и внешняя характеристика меры в эстетической парадигме может являться аксиологическим основанием чувства, вкуса, суждения, идеала, которые также отождествляются с «чувством меры» [4, с. 146].

В проектно-творческой деятельности дизайнера эстетическая мера является регулятивным, нормативным принципом, эталоном совершенства, производного от идеального образа или точкой отсчета в поисковом процессе преодоления стереотипов повседневного и профессионального восприятия. Историческая изменчивость и многообразие оценок, форм и содержания эстетической меры зависит от социального контекста.

Взаимоотношения меры и вкуса могут приобретать различные смысловые аспекты, например, этический, когда речь идет о мере допустимости и способах де-

монстрации собственного оценочного вкуса; педагогический аспект - в пространственно-временной конкретной педагогической ситуации, как степень ощущения «уместное-неуместное», «тактично-нетактично», «необходимое и достаточное» [3, с. 44]. В профессиональном смысле - критерий количественной и качественной степени, который может проявиться как необходимое и достаточное условие совершенства повседневности - в композиционном видении, визуальной, пластической или смысловой культуры.

Процесс эстетической социализации личности в рамках обучения и воспитания, на первый взгляд, представляет собой наложение существующей системы отобранных ценностей, трансляцию предпочтений, взглядов, суждений, норм совокупного эстетического вкуса на «беззащитную», особенно на ранних стадиях, психофизиологическую структуру обучаемого. Хотя разрыв между социальной и биологической субстанциями человека представляется менее трагичным, в силу существования некой изначальной и объективно существующей объединяющей мерной структуре.

Pedagogy

Соразмерность (разумеется, не только геометрическая) с человеком - это и есть гармония мира человека. Антропометрический принцип «человек - мера всех вещей», провозглашенный Протагором, находит и сегодня стойких последователей, определяющих меру в познании гармонии мира и человека [1, с. 24]. Так, принципы «золотого сечения» сегодня связываются с областями различных наук, искусств, человеческой речи, формообразования.

В искусстве эстетический вкус художника выступает как своеобразная мера его творчества. Именно она определяет привлеченные им средства выразительности как необходимые и достаточные при реализации целей, соответствующих идейному замыслу произведения. В контексте рассуждения «мера - критерий вкуса» мы ограничиваемся не только формальными аспектами поля эстетического. Мера здесь является критерием (средством) преодоления несовершенства предметного окружения для любого субъекта творческого акта - дизайнера, модельера-конструктора, прикладника-ремесленника, создающих среду, а также для потребителя, оценивающего, выбирающего вещи или создающего из них свое ближайшее и непосредственное окружение.

Эстетическая мера имеет свою специфику и в различных парадигмах дизайн-образования. В традиционной профессиональной парадигме дизайна, как и во всех архитектонических искусствах, эстетическая мера пребывает в нескольких качествах. В процессе подготовки дизайнера эстетическая мера выступает как целевая составляющая профессиональной проектной культуры, как особый случай проявления эстетического вкуса в его продуктивно-проектной форме. Эстетическая мера является вкусовой категорией начального этапа эстетического воспитания и художественного развития любого человека. Освоение эстетической культуры может происходить непосредственно - в процессе визуальной фиксации и художественно-эстетической оценки объектов средового окружения и повседневной культуры (в т.ч. и объектов дизайна - вещей, одежды интерьера, прикладной графики). Вкусовые характеристики здесь проявляются, как правило, в полярных оценках: красиво - некрасиво, нравится - не нравится, грубо - изящно, прекрасно - безобразно и других. Либо осознанно - в категориях эстетической аксиологии профессионального восприятия предметных форм: ценность новизны и оригинальности, стилевое совершенство, колористическая гармония и других.

Подготовка специалиста в области архитектонических искусств имеет значительные содержательно-методические отличия и различные целевые установки по сравнению с принципами академического художественного образования в ведении таких дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, т.к. здесь они

являются пропедевтическими. В процессе их ведения решаются задачи не столько художественные, сколько эстетические «вкусовые» - по гармонизации и упорядочению плоскостных или объемно-пространственных решений. А далее - при построении проектно-образ-ных решений, когда учебные задания демонстрируют порождение предварительной идеи, формализацию образа-замысла, предваряющего конечный результат (воплощение). Реализация происходит в рамках целевой установки доминирования выразительных средств над изобразительными. Например, в задачах композиционного решения учебной постановки могут доминировать в качестве главных - ритм, масштабность, статика-динамика, моно - полицентричность композиции, заданные абстрактные ассоциации и т. д. [2, с. 69]. Такие же требования можно предъявлять и к искусствоведческим курсам по истории изобразительного искусства и архитектуры, по истории и теории дизайна, где, на наш взгляд, следует обращать внимание не столько на историческую фактографию, сколько на выделение параметров будущей профессиональной культуры дизайнера - чувства стилевой и композиционной завершенности объекта, навыков анализа средств эстетической гармонизации и выразительности. А так же всего того, что способствует формированию эстетического вкуса, например, посредством привлечения специальных психолого-педагогических средств восприятия («бомбардировка образами»), образовательных технологий (погружение в культурную атмосферу, контекст эпохи) и др. Уже давно доказано, что наличие развитого эстетического вкуса объясняется (детерминировано) накопленным опытом эмоционального переживания лучших образцов художественной и проектной культуры, своеобразной «насмотренностью» большого количества мировых шедевров, обладающих, несомненно, общими законами красоты и гармонии, обращенными к глубинным механизмам человеческого чувственного восприятия. В итоге этот визуальный опыт становится достоянием индивидуального подсознания - источника эмоциональных вкусовых интуиций и, конечно же, при дальнейшем воспитании и обучении - проективных рефлексий субъекта прикладного творчества. Ибо вкус дизайнера-профессионала - уже не столько факт его личной культуры, сколько продуктивный феномен, позволяющий ему воспринимать и судить окружающую действительность как совершенную или несовершенную.

Итак, вкус дизайнера - это особое композиционное мышление, направленное на эстетическое преобразование (улучшение, модификацию, проектирование) предметно-пространственной среды, в случае обнаружения несоответствия объекта восприятия с рефлексивным (вкусовым) эстетическим идеалом или представлением.

Interactive science | 9 (19) • 2017

41

Педагогика

Литература

1. Деменёв Д.Н. Мера, гармония, вкус, как важнейшие структурные элементы художественного произведения / Д.Н. Деменёв // Философия и культура. - М.: Институт философии РАН, 2010. - №10 (34). - С. 21-28 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/fr/article_13400.html

2. Климов В.П. Культурологические модели дизайна: интеграция, полиэмпиризм, полифония: Монография / В.П. Климов. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 119 с.

3. Климова Г.П. Эстетический вкус как проектная культура и творчество личности: Монография / Г.П. Климова, В.П. Климов. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. - 110 с.

4. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли / В.П. Шестаков. - М.: Наука, 1973. - 256 с.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.