Научная статья на тему 'Эстетическая культура как составляющая профессионализма будущего педагога'

Эстетическая культура как составляющая профессионализма будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютин Григорий Владимирович, Хорошавина Галина Долматовна

The article is devoted to necessity of formation of aesthetic culture of a future teacher during studying at a university. In this connection the role and value of special art disciplines, and also disciplines of cultural studies are considerably increasing. Formation of aesthetic culture is a deep immersing in historically developing problem field of world art culture. Therefore the process of development of aesthetic culture, that is the process of art and aesthetic development of student's personality gets features of the creative-educational process forming professional knowledge and skills, aesthetic consciousness and the outlook, developing spatial-figurative and logic thinking, creative abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic culture as a component of professionalism of a future teacher

The article is devoted to necessity of formation of aesthetic culture of a future teacher during studying at a university. In this connection the role and value of special art disciplines, and also disciplines of cultural studies are considerably increasing. Formation of aesthetic culture is a deep immersing in historically developing problem field of world art culture. Therefore the process of development of aesthetic culture, that is the process of art and aesthetic development of student's personality gets features of the creative-educational process forming professional knowledge and skills, aesthetic consciousness and the outlook, developing spatial-figurative and logic thinking, creative abilities.

Текст научной работы на тему «Эстетическая культура как составляющая профессионализма будущего педагога»

же он казнит, по крайней мере на этот, столь тяжело пережитый им вечер. По возвращении домой Колосов намеренно отступил от установленного им приятного ритуала: направившись было в комнату, где спали детишки, чтобы, как обычно, поцеловать их, он «раздумал и прошел прямо к себе в спальню» [2, с. 68]. Финальный жест Колосова, лишившего себя права очиститься поцелуем от налипшей грязи, воспринимается как знак мужества.

Здесь уместно обратиться к заглавию рассказа. Как правило, название «Защита» понимается буквально, как исполнение Колосовым своей профессиональной обязанности. Такое толкование, как нам кажется, нуждается в дополнении.

Вспомним, как во время грозной речи прокурора Колосов мысленно перенесся в свой тихий спокойный дом, в комнату, где дети спали в своих кроватках. Тогда у Колосова возникло страстное желание «....пойти к ним. Стать на колена и припасть головой, ища защиты, к их чистенькому тельцу»

[2, с. 67] (выделено нами. - Е. П.). Заглавие касается не только Таньки-Белоручки, жертвы официально-равнодушного суда, но и благородного адвоката Колосова, который задыхается в условиях формальнобюрократической системы и в не меньшей степени нуждается в защите.

1. Кен Л.Н. // Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск, 1975. С. 44-46.

2. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1990-1996. Т. 1. С. 62.

3. Гусманов ИГ. Греческая мифология. Боги. М., 1998. С. 226.

4. Московкина ИИ. Между «pro» и «contra». Координаты художественного мира Леонида Андреева. Харьков, 2005. С. 41.

5. Карпов ИП. Авторология русской литературы. Йошкар-Ола, 2003. С. 207.

Поступила в редакцию 2.09.2007 г.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Г.В. Малютин, Г.А. Хорошавина

Maljutin G.V., Horoshavina G.D. Aesthetic culture as a component of professionalism of a future teacher. The article is devoted to necessity of formation of aesthetic culture of a future teacher during studying at a university. In this connection the role and value of special art disciplines, and also disciplines of cultural studies are considerably increasing. Formation of aesthetic culture is a deep immersing in historically developing problem field of world art culture. Therefore the process of development of aesthetic culture, that is the process of art and aesthetic development of student’s personality gets features of the creative-educational process forming professional knowledge and skills, aesthetic consciousness and the outlook, developing spatial-figurative and logic thinking, creative abilities.

Социальная политика государства в области профессионально-художественного

образования, обусловленная тенденциями социально-культурной модернизации России, определяет направления формирования эстетической культуры художников-педаго-гов в высшей школе.

В условиях становления и духовного возрождения нашего общества нарастает понимание того, что искусство, эстетика, история не только приобщают молодое поколе-

ние к явлениям художественной культуры, но и облагораживают душу, формируя интеллигентную многостороннюю высоконравственную личность с широким горизонтом мышления.

Существенное и неотъемлемое достояние педагога - его художественная образованность, эмоциональная и эстетическая культура, та область человеческой деятельности, которая развивает универсальные творческие способности, служит средством многосторон-

него воспитания, пробуждает продуктивное мышление, способность к подлинному общению, обогащает интуицию и развивает сферу чувств. Овладевая ценностями мировой художественной культуры, будущий преподаватель обретает опыт сопереживания, сочувствия, сотворчества, понимания разнообразных культурных смыслов, диалога с людьми различных национальных культур.

В этой связи значительно возрастают роль и значение специальных художественных дисциплин для формирования эстетической культуры, повышая составляющую профессиональной компетентности будущего специалиста. Это обусловливает необходимость пересмотра содержания и методики этих дисциплин в системе высшего профессионального образования, ориентированного прежде всего на формирование личности, нацеленной на решение социально-культурных проблем.

Педагог работает не с «человеком вообще», а с человеком, органично включенным в определенную природную, историческую, этнолингвистическую, этнокультурную, этносоциальную среду. Путь обучающегося к овладению универсальными (общечеловеческими) ценностями лежит через конкретные формы их существования в национальной культуре. Нельзя понимать и уважать многообразие и богатство мировой культуры, не зная своей. Поэтому содержание гуманитарных знаний, подлежащих освоению студентами, необходимо ориентировать на изучение отечественной материальной и духовной культуры. Процесс «трансплантации» культурного опыта родного народа и человечества в духовный мир личности с необходимостью требует присвоения этого опыта самим педагогом.

Общая цель комплекса специальных художественных дисциплин, ориентированных на формирование эстетического компонента профессиональной подготовки художника-педагога, заключается в ознакомлении студентов с достигнутым уровнем знаний о красоте природы и человека, о путях и средствах реализации всеобщих, в т. ч. художественных, форм освоения человеком мира, а следовательно, и приобретения эстетических, мировоззренческих ориентаций в освоении мировой художественной культуры. Блок специальных художественных дисциплин, в кото-

рый включены рисунок, скульптура, пластическая анатомия, раскрывает вопросы формирования эстетической культуры человека во взаимодействии взаимообусловленности человека в социальной среде, в умении передать замыслы, чувства, образы техническими приемами образно-пластических искусств.

Культурологический аспект художественного образования представлен в блоке искусствоведческих дисциплин в соответствии с идеей определяющей роли личностной культуры в современной школе. Это продиктовано необходимостью повышения уровня качества профессиональной подготовки культуры художника-педагога.

Общая цель формирования эстетической культуры в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии - введение студента в пространство мировой и отечественной культуры, практическое включение культурного опыта поколений в духовный мир будущего художника-педагога, формирование личностной эстетической культуры как способа самореализации в педагогическом творчестве.

Культурологический аспект названных дисциплин обеспечивается расширением их содержания, в которые мы включаем: фундаментальные знания о культуре как способе жизнедеятельности человека, выражающем его родовую специфику; знания о конкретных формах культурной деятельности, теоретическое и практическое освоение которых обеспечивает необходимый уровень личностной культуры будущего художника-педагога.

Культурологический компонент профессионально-художественной подготовки в блоке специальных дисциплин вооружает студентов понятиями теории культуры, воссоздает отчетливое представление о ее строении и закономерностях развития, помогает понять человека как творение и творца культуры, осознать ее личностный смыл, а также роль педагогических традиций и деятельности в культурных процессах.

Благодаря освоению физической и ва-леологической культуры каждый педагог обретает способность к саморегуляции своего организма, к оптимальной организации труда и отдыха, к разумной регуляции каждодневной деятельности, охране здоровья и стимулированию физического развития.

Освоение эстетической культуры позволяет художникам-педагогам более глубоко

осваивать отечественную духовную культуру, уметь точно, выразительно, профессионально излагать сущность предмета, вести диалог на высоком профессиональном уровне, проводить различные формы занятий.

Безошибочным критерием профессиональной компетентности педагога служит глубина его специальной (предметной) подготовки. В то же время специфика педагогического образования, отличающая его от подготовки специалиста любого другого типа, заключается в том, что научный материал, осваиваемый будущим педагогом (закономерности и факты, понятия и теории, мировоззренческие выводы и методологические идеи, а также аппарат «своей» науки), выполняет в его деятельности инструментальную функцию, т. е. выступает в качестве средства воздействия на формирующуюся личность, на становление ее духовного облика.

Пластическая анатомия как специальная учебная дисциплина выступает для студента не только как совокупность эталонизирован-ных знаний, умений и навыков, но и как открытая многомерная система художественнотворческих задач.

В профессионально-художественной

подготовке выполнение дипломной выпускной работы в материале по какому-либо виду изобразительного искусства является непреложным фактом. Подготовка к дипломной работе осуществляется под руководством опытных, высококвалифицированных преподавателей в двух направлениях: практическом и теоретическом. Ее выполнение и защита - важный этап в профессиональном развитии личности, показатель наработанного за годы учебы творческого потенциала, формирования эстетической культуры, умения объяснять и отстаивать свои позиции как в устной форме, так и в пояснительной записке. Запиской она только называется. На самом деле, по содержанию - это научная работа объемом не менее 65-70 страниц машинописного текста. «Проговаривание» таких аспектов, как выбор темы, работа над образом в избранном жанре изобразительного искусства, ее практическая значимость и психолого-педагогическое обоснование для художественного образования в школе воспитывают серьезное, вдумчивое отношение студентов к художественно-педагогическому творчеству. Нужно также отметить, что на

защиту представляются художественные работы в самом широком жанровом и техническом исполнении. Причем не редкость, когда именно в период выполнения дипломного проекта студент осваивает совершенно новую технику исполнения, которая не предусмотрена в программном курсе специальных дисциплин.

Эстетическая культура является составной частью культуры в целом. Она включает в себя не только человеческую способность фиксировать важную для него созидательную деятельность, но и усвоение и потребление эстетических ценностей. Сложность и разнообразие современной жизни и ее многомерность требуют от педагога мгновенной реакции на постоянно меняющиеся контуры. Ему необходимо адекватно реагировать на окружающие обстоятельства, быть гибким и разносторонним, обладать высокой культурой.

Эстетическая культура личности худож-ника-педагога впитывает все грани эстетической культуры общества, все жанры искусства. Но ее сущность - в своеобразном творческом преломлении всех эстетических впечатлений, в построении своего собственного микромира. От эстетической культуры каждого человека зависит уровень эстетической культуры общества в целом.

Становление индивидуальной эстетической культуры личности проходит несколько этапов: на первом этапе происходит накопление эстетической информации, опыта, приобретаемых в образовательной среде; второй этап характеризуется внутренней дифференциацией знаний, впечатлений и отбором личностно значимых понятий, фактов, оценок; на третьем этапе проявляется познавательная и творческая активность, а также устойчивый интерес к определенным видам художественно-эстетической деятельности; четвертый этап связан с индивидуализацией эстетических приоритетов, предпочтений, с поисками способов самовыражения и самоопределения в творчестве; на пятом этапе отчетливо просматривается тенденция к интеграции отдельных компонентов личной эстетической культуры на основе ведущих видов творческой деятельности и формирующегося интереса к будущей профессии, для этого этапа характерна самооценка, потребность в самообразовании. На основе теоретического анализа нами определены

основные критерии эстетической культуры: эстетические знания, умения и навыки; эстети-ческо-оценочные представления, формирующиеся на основе эстетического восприятия и творчества; эстетическая потребность; активность в сфере творческой деятельности; потребность в реализации полученных эстетических знаний в художественной деятельности.

Важнейшим показателем уровня сформированное™ эстетической культуры является такое качество как динамичность знаний, проявляющаяся в способности включать новое знание в сформировавшуюся систему эстетических знаний и гибко перестраивать эту систему в связи с накоплением новых знаний.

Показателем сформированное™ системы оценочных представлений, эстетической культуры следует считать определенный уровень развития способности к эстетической оценочной деятельности и ряда эстетических умений, в которых эта способность реально проявляется.

Важным критерием эстетической культуры студентов, без которого процесс эсте-

тического развития становится бесполезным для духовного становления личности, является эстетическая потребность. Формирование мотивационно-потребностной сферы личности актуализирует эстетические и педагогические способности.

В этой связи процесс формирования эстетической культуры - это глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле мировой художественной культуры. Поэтому процесс освоения эстетической культуры, то есть процесс художественного и эстетического развития личности будущего педагога приобретает черты твор-ческо-образовательного процесса. Будущее в российском образовании во многом будет зависеть от качества педагогической деятельности, от преподавателя, в котором сформированы эстетические и педагогические способности, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье, творческий потенциал.

Поступила в редакцию 2.09.2007 г.

ПРОЦЕДУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ТЕСТА В ФОРМАТЕ ЭССЕ Д.Ю. Телешев

Teleshev D.Y. Essay test reliability assurance procedure. This paper is devoted to a problem of essay test reliability. The analytical approach is considered to increase essay test reliability, which uses more or less developed scales of criteria for estimation. Use of the scheme offered in the paper for training teachers for estimation of an essay on the basis of an analytical scale allows raising reliability of testing written speech in a format of an essay that is proved by an experiment.

В последние годы все большее место в обучении иностранным языкам занимает обучение письменной речи. Вместо вспомогательной и сугубо утилитарной роли, письменная речь сейчас рассматривается как один из равноправных видов речевой деятельности, наряду с устной речью, чтением и аудированием. Одним из форматов письменной речи, требующим от учащихся значительного уровня сформированное™ коммуникативной компетенции, является эссе. Эссе, или «развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения», входит не только в письменную часть большинства международных экзаменов английского языка, таких как First Certificate in English (FCE),

Cambridge Certificate in Advanced English (CAE), Cambridge certificate of Proficiency in English (CPE), International English Language Testing System (IELTS), Test of English as a Foreign Language (TOEFL), Graduate Record Examination (GRE), но и в письменную часть Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Все это объясняет постоянно растущий интерес к такой форме тестирования письменной речи, как эссе.

Вместе с тем, одним из ключевых вопросов тестирования письменной речи в формате эссе остается его надежность. Надежность тестирования в отечественной и зарубежной методике в течение нескольких десятилетий рассматривали, в основном, как «встроенную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.