Научная статья на тему 'Эстетическая концепция Л. Н. Толстого и современная массовая культура'

Эстетическая концепция Л. Н. Толстого и современная массовая культура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА / Л.Н. ТОЛСТОЙ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / L.N. TOLSTOY / MASS CULTURE / ESTHETICS / ENTERTAINING CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сачкова Маргарита Валерьевна

В работе рассматриваются некоторые характерные черты произведений современной массовой культуры, согласующиеся с принципами «псевдоискусства» (заимствование, подражательность, поразительность и занимательность), приведенными в эссе Л.Н. Толстого «Что такое искусство?».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L.N. TOLSTOYS CONCEPT AND MODERN MASS CULTURE

In article some characteristic features of works of modern mass culture, consistent "pseudo-arts" with principles (loan, an imitation, a porazitelnost and entertaining), L.N. Tolstoy brought in the essay «That such art are considered?».

Текст научной работы на тему «Эстетическая концепция Л. Н. Толстого и современная массовая культура»

УДК 141.412

Сачкова М.В. (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

(4872) 35-74-37, e-mail: rita.taldyk @ mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО И СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

В работе рассматриваются некоторые характерные черты произведений современной массовой культуры, согласующиеся с принципами «псевдоискусства» (заимствование, подражательность, поразительность и занимательность), приведенными в эссе Л. Н. Толстого «Что такое искусство?».

Ключевые слова: массовая культура, эстетика, Л.Н. Толстой, развлекательная культура

Л.Н. Толстой в своем эссе «Что такое искусство?» описывал состояние современного ему искусства, а также рассказал о том, каким, на его взгляд, должно быть истинное искусство. Можно соглашаться с его критикой искусства или не принимать ее в некоторых аспектах, но приведенный Л. Н. Толстым список приемов псевдоискусства, с помощью которых можно создать некое «произведение», внешне напоминающее произведение искусства и даже претендующее на трансляцию вечных ценностей, остается актуальным и, по-видимому, широко применяемым и по сей день.

Более того, возникает ощущение, что именно этим перечнем пользуются при создании абсолютного большинства «произведений» современной массовой культуры, как можно пользоваться списком ингредиентов в кулинарном рецепте или руководством по использованию бытовой техники.

Л.Н. Толстой называет четыре приема, помогающих имитировать искусство: 1) заимствование, 2) подражательность, 3) поразительность и 4) занимательность.

«Первый прием состоит в том, чтобы заимствовать из прежних произведений искусства или целые сюжеты, или только отдельные черты прежних, всем известных поэтических произведений, и так переделывать их, чтобы они с некоторыми добавлениями представляли нечто новое». Современная культура знает два варианта конструирования новых текстов из элементов уже существующих произведений. Первый положителен и продуктивен, часто применяется в постмодернистской практике. Цитации и намеки, явные и скрытые, в рамках этого подхода к созданию произведения, действительно ведут к появлению нового через сопоставление и

взаимопроникновение уже известного, к тонкой игре неожиданных смыслов в знакомом тексте.

Второй является плодом коммерческого подхода к творчеству и взгляда на произведение как на товар, который должен обладать набором известных качеств, чтобы привлечь потенциального потребителя. В качестве примера можно упомянуть жанр «фентэзи» в его наименее удачных образцах, относящихся к разным видам искусства и являющих стандартный и почти неизменный набор персонажей с заранее известной атрибутикой и сюжетных клише, когда с первых страниц книги или с первых кадров фильма можно точно определить, какова будет развязка и участь каждого из героев.

Следующий прием Л.Н. Толстой характеризует таким образом: «Второй прием, дающий подобие искусства, это то, что я назвал подражательностью. Сущность этого приема состоит в том, чтобы передавать подробности, сопутствующие тому, что описывается или изображается».

Эта сверхописательность создает ощущение реальности без самой реальности, когда костюмы и декорации в любом воплощении призваны замаскировать ошибки сюжетной линии, неточность передачи исторических событий и т.д., как обилие блесток и кружев в вульгарном платье прикрывает огрехи кроя.

Четвертым приемом имитации искусства, по Л.Н. Толстому, является занимательность, которая может выражаться и в запутанности сюжета, и в пристальном внимании к деталям, описываемым с особой обстоятельностью, и в приемах изображения, когда их выбор осуществляется с сознательным стремлением к усложнению восприятия. Выбор такого пути, как и при создании произведения-коллажа, о чем говорилось выше, может сказаться на исходном результате творчества как положительно, так и отрицательно. По мысли В.В. Кандинского, «Все средства святы, если они внутренне необходимы. Все средства греховны, если они не исходят из источника внутренней необходимости» [1]. Этим и объясняется возможность создания с помощью одного и того же приема как истинного произведения искусства, способного существовать вечно за счет проявления в нем все новых смыслов при соприкосновении с новым контекстом, так и плохой пародии на него, богато декорированной однодневки.

О третьем приеме подделывания искусства стоит сказать особо, ибо именно он на данный момент используется с особым размахом и даже начал восприниматься зрителем и читателем как своего рода достоинство произведения, придающее ему особую ценность и, в конечном счете, являющийся целью, ради которой «произведение» и создавалось.

Л.Н. Толстой так говорит об этом приеме: «Третий прием — это воздействие на внешние чувства, воздействие часто чисто физическое,— то, что называется поразительностью, эффектностью. Эффекты эти во всех искусствах состоят преимущественно в контрастах: в сопоставлении

ужасного и нежного, прекрасного и безобразного, громкого и тихого, темного и светлого, самого обыкновенного и самого необычайного».

Невозможно точнее описать состояние современного искусства, особенно в его кинематографической составляющей. И тем более удивительно, что Л.Н. Толстой в конце XIX века заметил эту тенденцию и дал ей характеристику, как искусный врач по незначительным симптомам может определить болезнь в самом ее начале!

Сейчас, если предпринимаются попытки осмыслить и воплотить значительное по своему смыслу содержание, вся деятельность ограничивается работой над формой, украшением ее различными спецэффектами, которые должны усилить впечатление и помочь восприятию содержания. На самом же деле они абсолютно заслоняют собой это содержание и отвлекают все внимание на себя, а также создают ощущение, что у создателя данного произведения просто не хватило сил для достижения поставленной цели, и поэтому он решил обойтись конструированием внешнего впечатляющего фасада, который прикрывает пустоту, таящуюся за ним.

Таковы современные фильмы и литература ужасов (со Стивеном Кингом во главе) и так называемые «боевики», в которых основной акцент ставится на изображении и смаковании насилия во всех его видах. Если говорить о мистике, то сколь более проникновенен рассказ «Вендиго» (The Wendigo, 1910) Э. Блэквуда, нежели «Девочка, которая любила Тома Гордона» (The Girl Who Loved Tom Gordon, 1999) С. Кинга с парадом натуралистических описаний (хотя, по сравнению с остальными произведениями данного автора, количество их здесь довольно невелико). Сопоставление этих произведений приводит к мысли, отнюдь не новой, что абсолютная тишина порой куда страшнее откровенно жутких воплей.

Касательно «боевиков» в их кинематографическом воплощении можно сказать следующее: этот жанр существует как воплощение стремления человека к созерцанию насилия, и, когда фильм не преследует никакой другой цели, кроме этой, в нем оправдано присутствие спецэффектов, сопутствующих достижению этой цели. Здесь следует обратить внимание более на вопрос этичности создания и проката такой продукции, но рассмотрение этой проблемы в рамках данной статьи невозможно.

Однако если речь заходит о «боевиках», касающихся, например, тематики Великой Отечественной войны, когда все, что с ней связано, становится лишь предлогом для конструирования цепочки сцен различных зверств только ради спецэффектов, «красоты кадра» и навязчивого

натурализма, когда о понимании сути случившегося нет и речи, сквозь все это проступают очертания кощунства.

Примерно то же можно сказать и о некоторых экранизациях классики, в первую очередь о фильме «Тарас Бульба» В. Бортко, где натурализм спецэффектов заслонил содержание первоисточника, о чем упоминает М. Задорнов в одном из своих выступлений, приводя в качестве примера сцену казни Остапа.

В качестве заключения хотелось бы привести цитату из книги В.В. Налимова «Канатоходец», в которой явственно отразились все аспекты увлеченности «красивой оболочкой», сплошь сотканной из спецэффектов. Этот отрывок взят из IX главы - «Колыма лагерная»: «Я получаю право быть на нарах, потому что блатарям рассказываю «романы». Да, вспоминаю все, что могу, из классики. Усиливаю приключенческие моменты и сентиментальность» [2, 196]. Кто же мы в таком случае?

Литература:

1. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. [Электронный ресурс]. -http://www.graphic.org.ru/kandinskij 1.html#BM6. Дата обращения 30.09.2012

2. Налимов В.В. Канатоходец. Воспоминания. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 456 с.

3. Толстой Л.Н. Что такое искусство? [Электронный ресурс]. -

http ://www.rvb.ru/tolstoy/01 text/vol 15/01 text/0327. htm. Дата обращения 30.09.2012

Sachkova M. V.

L.N.TOLSTOY'S CONCEPT AND MODERN MASS CULTURE.

In article some characteristic features of works of modern mass culture, consistent "pseudo-arts" with principles (loan, an imitation, a porazitelnost and entertaining), L.N. Tolstoy brought in the essay «That such art are considered?». Keywords: mass culture, esthetics, L.N. Tolstoy, entertaining culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.