Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗЬБА И РОСПИСЬПО ДЕРЕВУ)'

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗЬБА И РОСПИСЬПО ДЕРЕВУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / РЕМЕСЛО / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ARTS AND CRAFTS / WOOD CARVING / EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL TRAINING / CONTEMPORARY ART / TRADITIONAL ART / CRAFT / ADDITIONAL EDUCATION / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Марина Владимировна, Чиркова Елена Юрьевна

Цель. Анализ результатов применения дополнительной общеразвивающей программы в студии художественной обработки дерева как образовательного комплекса, объединяющего традиционные ремесла. Процедура и методы. В статье рассмотрен исторический путь развития ремесленного дела и на примере программы рассматривается получение учащимися универсальных изобразительных навыков. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов и аналитическая деятельность педагога студии в процессе совершенствования педагогических технологий. Результаты. В ходе работы было выявлено сочетание утилитарной и художественной функций при выполнении учебного задания при формировании учебных материалов для дифференциации содержания программы. Теоретическая и/или практическая значимость. Актуальность проведённого исследования указывает на повышение образовательного интереса со стороны учащихся системы дополнительного образования в возрасте от 9 до 18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Марина Владимировна, Чиркова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC AND EMOTIONAL RESPONSIVENESS OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION (WOOD CARVING AND PAINTING)

Aim. To analyze the results of applying an additional general development program of the studio of artistic wood processing as an educational complex that combines traditional crafts. Methodology. The article considers the historical path of development of handicrafts and considers the acquisition of universal visual skills by students using the example of the program. During the research, methods of observation, interpretation of results and studio teacher’s analytical activity in the process of improving pedagogical technologies were used. Results. In the course of the work a combination of utilitarian and artistic functions was revealed when performing a training task in the formation of training materials for differentiating the content of the program. Research implications. The relevance of the research indicates an increase in educational interest on the part of students of additional education at the age of 9 to 18 years.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗЬБА И РОСПИСЬПО ДЕРЕВУ)»

раздел III. теория и методика профессионального образования

УДК 745

DOI: 10.18384/2310-7219-2021-1-80-86

эстетическая и эмоциональная отзывчивость учащихся системы дополнительного образования (резьба и роспись по дереву)

Галкина М. В., Чиркова Е. Ю.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Анализ результатов применения дополнительной общеразвивающей программы в студии художественной обработки дерева как образовательного комплекса, объединяющего традиционные ремесла.

Процедура и методы. В статье рассмотрен исторический путь развития ремесленного дела и на примере программы рассматривается получение учащимися универсальных изобразительных навыков. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов и аналитическая деятельность педагога студии в процессе совершенствования педагогических технологий.

Результаты. В ходе работы было выявлено сочетание утилитарной и художественной функций при выполнении учебного задания при формировании учебных материалов для дифференциации содержания программы.

Теоретическая и/или практическая значимость. Актуальность проведённого исследования указывает на повышение образовательного интереса со стороны учащихся системы дополнительного образования в возрасте от 9 до 18 лет.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, резьба по дереву, образовательная программа, профессиональное обучение, современное искусство, традиционное искусство, ремесло, образование, межпредметный подход

aesthetic and emotional responsiveness of students IN THE system of additional education (wood carving and PAINTING)

M. Galkina, E. Chirkova

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 141014, Russian Federation

© CC BY Галкина М. В., Чиркова Е. Ю., 2021.

Abstract.

Aim. To analyze the results of applying an additional general development program of the studio of artistic wood processing as an educational complex that combines traditional crafts. Methodology. The article considers the historical path of development of handicrafts and considers the acquisition of universal visual skills by students using the example of the program. During the research, methods of observation, interpretation of results and studio teacher's analytical activity in the process of improving pedagogical technologies were used.

Results. In the course of the work a combination of utilitarian and artistic functions was revealed when performing a training task in the formation of training materials for differentiating the content of the program.

Research implications. The relevance of the research indicates an increase in educational interest on the part of students of additional education at the age of 9 to 18 years.

Keywords: arts and crafts, wood carving, educational program, professional training, contemporary art, traditional art, craft, additional education, interdisciplinary approach

Введение

Резьба и роспись по дереву являются традиционными ремёслами не только в Московском регионе, но и практически на всей территории России. История развития народного искусства в Подмосковье показывает, что с нахождением в XVII в. оригинального пути развития резьбы по дереву как декоративного искусства проявляются характерные черты резных изделий - воспроизведение изобразительного сюжета декоративными средствами. «Общеизвестно, что наиболее широкое распространение получили такие сюжеты на Русском Севере. Ещё задолго до XVII века круг их и система сложились здесь на основе местных художественных традиций, но под контролем Москвы и Новгорода. На Север приглашались лучшие мастера-резчики» [5, с. 153]. С XIX -начала XX вв. в России начался процесс изучения, экспонирования и коллекционирования выдающихся образцов традиционной резьбы и росписи. Развитие кустарного производства повлекло за собой не только организацию выставочной деятельности на Всероссийских ярмарках, но и появление особой художественной системы, элементов процесса обучения резьбе и росписи, расширение ассортимента бытовых товаров с декоративными наполнениями. «Этот период (начало XX-го века) свидетельствует о том, что в Российской империи существовало ши-

рокое общественное движение по развитию, техническому совершенствованию и распространению кустарных промыслов, которое активно поддерживалось государством» [4, с. 177]. Например, Богородская резьба именно в этот период приобрела свои отличительные черты - простодушную наглядность и сказочность восприятия образов и сюжетов. Росписи по дереву - Пермогорская, То-емская, Борецкая, Городецкая - формировались под воздействием рукописного книжного искусства и лубка. Как на лубочных картинках нашло образное воплощение взаимовлияние изображения и слова, так в росписях отображались сюжеты и повествование рассказа. «Человек издавна стремился украсить окружающее его пространство, поэтому искусство художественной обработки дерева имеет очень глубокие корни»1.

Работа студии

Народное искусство, являясь феноменом духовной культуры, формируясь под воздействием тематических, семантических связей, обнаружило содержательную общность в построении композиции, образа, мотивов и пространства творчества, вынесенного из древнерусской культуры. Произведения народного прикладного творчества составляют

1 Живой источник: альбом. М., 2017. С. 7.

элементы окружающей среды человека и эстетически обогащают её. «История декоративно-прикладного и орнаментального искусства тесным образом связана с деятельностью народных мастеров и художников-профессионалов, с развитием художественной промышленности, с традициями художественного ремесла и промысла» [1, с. 131].

Наш детский коллектив художественной студии системы дополнительного образования (Импульс, г. Видное, Московская область, 55 учеников в возрасте от 9 до 18 лет) изучает параллельно резьбу по дереву и роспись по дереву. В последние годы (2015-2019) в дополнительном образовании Московской области был отмечен всплеск познавательского интереса со стороны учащихся к резьбе и росписи по дереву. Так, например, в областной выставке-конкурсе «Поэма о рукотворном дереве» (2018 г., роспись и резьба по дереву) в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии» приняли участие 222 обучающихся 42 муниципальных образовательных учреждений из 25 территорий Московской области. «Подмосковье лидирует в России по числу детских школ искусств - 208 учреждений, располагающихся в 311 зданиях. В детских школах искусств обучаются более 92 тысяч детей, работают более 6,3 тысячи педагогов»1. В 2018-2019 уч. гг. в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества "Импульс"», Московская область, г. Видное, состоялся расширенный набор в студию художественной обработки дерева «Роспись и резьба по дереву». На современном этапе возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс элементов удалённого

1 В Подмосковье к 2023 г. планируют построить восемь новых детских школ искусств, 23 августа 2018 [Электронный ресурс]. URL http://www.edu.ru/ news/culture/v-podmoskove-k-2023-godu-planiruyut-postroit-vosem/ (дата обращения: 12.06.2020).

обучения посредством создания цифровых образовательных средств, так как количество заинтересованных учащихся растёт и в дальнейшем может превысить возможности студии. Резьба и роспись по дереву также традиционно позиционируются как вариант получения навыков профессиональной деятельности для маломобильных учащихся. Деятельность студии в выставочной работе в рамках Областного Центра по работе с одарёнными детьми неоднократно отмечалась дипломами и премиями губернатора Московской области, а методический обмен с другими учреждениями дополнительного образования (Центром детского творчества г. Пушкино, Центром детского творчества «Истоки» г. Сергиев Посад и др.) позволяет расширять творческий художественный и педагогический потенциал образовательных программ, разрабатываемых коллективом студии.

Методическая работа по художественному образованию

Предмет исследования - образовательная программа, основанная на межпредметном подходе к освоению декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании учащихся. Дополнительная общеразвивающая программа студии художественной обработки дерева имеет художественную направленность и нацелена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и духовно-нравственном совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, на развитие мотивации личности к познанию, труду, на организацию свободного времени учащихся [2; 3]. Программа стартового уровня посвящена изучению Городецкой росписи - русского народного художественного промысла, возникшего в XIX в. в Нижегородской губернии около города Городец, - и геометрической резьбы по дереву - одного из самых древних и распространённых видов деревян-

ной орнаментальной резьбы (эту технику использовали в столярных мастерских в Талашкине, Абрамцеве, Нижнем Новгороде). Цель программы - гармоничное развитие личности (с учётом возрастных особенностей, индивидуальных способ-

ностей, образовательных потребностей обучающегося) через обучение народным искусствам-ремёслам. Задачи программы сведены в три основных блока: образовательные, метапредметные и личностные (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Задачи программы студии художественной обработки дерева / Tasks of the program of the studio of artistic wood processing

Задачи

образовательные метапредметные личностные

- развитие познавательного интереса к культурным ценностям своего народа через изучение традиционных народных ремёсел; - обучение основным законам построения декоративной композиции, работе над эскизом; - обучение технике геометрической резьбы по дереву; - обучение технике кистевой росписи по дереву. - развитие творческих способностей обучающихся, - стимулирование самостоятельной деятельности; - развитие навыков труда и потребности в саморазвитии; - развитие внимательности, аккуратности. - воспитание ответственного отношения к выполняемой работе; - формирование гражданской позиции; - формирование навыков здорового образа жизни.

Процесс повышения качества усвоения материала программы

и навыков самостоятельной изобразительной деятельности с формированием соответствующих компетенций

В ходе работы по программе, промежуточные и итоговые аттестации учащихся показали, что наиболее высокие результаты демонстрируют группы, в которых образовательный процесс строится на следующих принципах: 1) учащиеся параллельно изучают резьбу по дереву и Городецкую роспись; 2) в зависимости от характера учебной работы (изучение резьбы и росписи, пленэрная работа, изучение исторических образцов) изменения в уровне усвоения программы отмечают степень заинтересованности учащихся; 3) в зависимости от формы проведения аттестации уровень усвоения материала тем выше, чем в более

Источник: составлено авторами.

ответственной и художественной форме учащиеся представляют свои учебные работы. В результате деятельности в системе дополнительного образования мы не раз отмечали необходимость особого подхода к изучению и преподаванию народных искусств, так как главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Эти цели достигаются с помощью специальных средств -содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства. Опыт проведения аттестации в виде защиты творческого проекта у учащихся продвинутого уровня освоения программы показывает, что художественные и профессиональные компетенции формируются успешнее при вариативном задании при создании

и защите проекта, т. е. учащиеся самосто- заданий, опираясь на уже усвоенный ма-ятельно подбирают тематику и комплект териал и приобретённые навыки (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Сводный отчёт по аттестации в группах студии за 2017-2018 учебный год / Summary report on certification in studio groups for the 2017-2018 academic year

№ группы, уровень изучения программы Количество учащихся в группе Результат аттестации

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Форма проведения аттестации

1, стартовый 15 5 7 3 Просмотр работ

2, стартовый 15 нет 8 7 Просмотр работ

3, базовый 15 2 2 11 Выставка-конкурс

4, продвинутый 13 нет 3 10 Защита творческого проекта

В этом случае педагог располагает более широкими возможностями контроля выполнения работ, когда авторские работы учащихся имеют различную направленность как по художественной, так и по профессиональной значимости. Выполнение творческих работ учащихся предполагает более глубокую и мотивированную самостоятельную работу.

Наша гипотеза основана на утверждении, что параллельное изучение материала программы по резьбе и росписи оказывает более сильное влияние на мотивацию учащихся, чем последовательное изучение материала различных программ. «Как во всякой молодой отрасли знания, в педагогике народного художественного творчества быстрыми темпами идет разработка планов, программ, учебных пособий и т.п. Данная научная отрасль вместе с этнопедагогикой и общей педагогикой работает над концепцией национальной школы» [3, с. 159].

На первых этапах освоения материала программы учащиеся не способны на самостоятельную работу по ряду причин, включающих в себя и значительную ответственность при выполнении заданий по резьбе по дереву. В отличие от большинства видов декоративно-прикладного искусства, резьба по дереву яв-

Источник: составлено авторами

ляется сложным ремеслом, связанным с соблюдением, в том числе, строжайшей техники безопасности в работе, поэтому первоначальные порывы к излишне самостоятельной работе с лёгкостью перенаправляются в сторону изучения росписи по дереву. Со временем при достижении определённого уровня навыков, в творческих работах начинает преобладать резьба в гармоничном соотношении с росписью. Таким образом, мотивация к учению достигается сразу на нескольких направлениях. Во-первых, переход к более сложной художественной деятельности возможен только при достижении высоких показателей. Во-вторых, возможность выполнения авторских заданий, предполагает тщательное и всестороннее изучение материала. В-третьих, предполагается экспонирование особо отмеченных работ учащихся в выставочной деятельности. Отдельно хочется отметить, что работы учащихся носят ещё и утилитарный, бытовой характер и могут быть использованы для повседневной жизни в семье, что также повышает их статус, как личностный, так и профессиональный. «Народных творцов, как правило, характеризует большая интеллектуальность -эмоциональная активность, богатство воображения, высокая напряженность,

эвристичность в подходе к выполнению задач и желание включиться в деятель-ность»1.

Заключение

Итог исследования как результат практической работы показывает, что учащиеся активно используют в художественно-творческой деятельности и резьбу, и роспись, и изучение исторических образцов во время пленэрной практики. Традиционно принято считать, что сложные виды декоративно-прикладного искусства, такие как резьба по дереву, мало пригодны для дополнительного образования, так как не предполагают быстрого визуального результата деятельности педагога и учащихся. Во многом данное утверждение верно на том уровне образовательного процесса, в котором учащиеся не имеют возможности оценить итоговые уровни овладения мастерством. Подобный подход к изучению ремесла пригодится учащимся в дальнейшем, на высшем

профессиональном этапе. «Чрезвычайно важно научить студентов внимательно вглядываться в образцы народного искусства, изучать их, стараться понять тайну их создания» [6, с. 152]. Опыт работы в художественной студии по резьбе по дереву показывает, что учащиеся не только способны самостоятельно объективно оценить уровень своих профессиональных навыков, но и могут успешно преодолеть излишнюю скорость исполнительской заинтересованности. Мотивационная составляющая опирается на те аспекты работы педагога, которые предполагают формирование навыков учащихся не за счёт копийных образовательных технологий, но в процессе поэтапного освоения межпредметных функций - путём активной профессиональной деятельности учащихся, направленной на глубокое всестороннее изучение и сочетание резьбы и росписи по дереву.

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева И. В., Омельяненко Е. В. Истоки декоративно-прикладного и орнаментального искусства России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 129-131.

2. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М., 2017. 191 с.

3. Корженко О. М. Современные пути и проблемы развития педагогики народного художественного творчества // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 1 (13). С. 157-161.

4. Народные промыслы и малый бизнес: грани интеграции и стратегия развития. М., 2016. 408 с.

5. Некрасова М. А. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXI вв. Традиции и современность. М., 2013. 620 с.

6. Сухарев А. И., Белоусова И. В. Потенциал народного искусства в образовательном процессе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18). С. 151-154.

REFERENSES

1. Alekseeva I. V., Omel'yanenko E. V. [The origins of arts and crafts and ornamental art in Russia]. In: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 15, pp. 129-131.

2. Goryaeva N. A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v zhizni cheloveka [Decorative and applied art in human life]. Moscow, 2017. 191 p.

3. Korzhenko O. M. [Modern ways and problems of the development of pedagogy of folk art]. In: Nauka. Iskusstvo. Kul'tura [Science. Art. Culture], 2017, no. 1 (13), pp. 157-161.

4. Narodnyepromysly i malyi biznes: grani integratsii i strategiya razvitiya. Institutstran SNG [Handicrafts and small business: facets of integration and development strategy. Institute of the CIS countries]. Moscow, 2016. 408 p.

1 Максяшин А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие. Екатеринбург, 2012. С. 21.

5. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo. Russkaya traditsionnaya kul'tura i pravoslavie. XVIII-XXI vv. Traditsii i sovremennost' [Folk art. Russian traditional culture and Orthodoxy. XVIII-XXI centuries. Tradition and modernity]. Moscow, 2013, 620 p.

6. Sukharev A. I., Belousova I. V. [The potential of folk art in the educational process]. In: Vestnik Om-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanities research], 2018, no. 1 (18), pp. 151-154.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Галкина Марина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета; e-mail: galkina.marina@gmail.com

Чиркова Елена Юрьевна - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета, старший преподаватель Московского государственного областного университета; e-mail: e-chirkova2005@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Marina V. Galkina - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of folk arts and crafts and Moscow Region State University; e-mail: galkina.marina@gmail.com

Elena Yu. Chirkova - post-graduate student of the Department of painting, Moscow Region State University, senior lecturer, Moscow Region State University; e-mail: e-chirkova2005@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Галкина М. В., Чиркова Е. Ю. Эстетическая и эмоциональная отзывчивость учащихся системы дополнительного образования (резьба и роспись по дереву) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 1. С. 80-86. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-1-80-86

FOR CITATION

Galkina M. V., Chirkova E. Yu. Aesthetic and emotional responsiveness of students in the system of additional education (wood carving and painting). In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no. 1, рр. 80-86. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-1-80-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.