Научная статья на тему 'Эстетическая функция изобразительно-выразительных средств в художественной речи'

Эстетическая функция изобразительно-выразительных средств в художественной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3488
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗНОСТЬ / AESTHETIC FUNCTION / ARTISTIC STYLE / GRAPHIC-EXPRESSIVE MEANS / GRAPHIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Наталья Викторовна

Статья посвящена раскрытию роли изобразительно-выразительных средств в текстах художественного стиля (на примере «Рождественского рассказа» Виктории Токаревой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC FUNCTION OF GRAPHIC-EXPRESSIVE MEANS IN ARTISTIC SPEECH

The article is devoted to uncovering the role of graphic-expressive means of artistic style (for example «Christmas story» by Victoria Tokareva).

Текст научной работы на тему «Эстетическая функция изобразительно-выразительных средств в художественной речи»

Н.В. НИКИТИНА

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Ключевые слова: эстетическая функция, художественный стиль, изобразительновыразительные средства, образность.

Статья посвящена раскрытию роли изобразительно-выразительных средств в текстах художественного стиля (на примере «Рождественского рассказа» Виктории Токаревой).

N.V. NIKITINA

AESTHETIC FUNCTION OF GRAPHIC-EXPRESSIVE MEANS IN ARTISTIC SPEECH

Key words: aesthetic function, artistic style, graphic-expressive means, graphic.

The article is devoted to uncovering the role of graphic-expressive means of artistic style (for example «Christmas story» by Victoria Tokareva).

Формирование у учащихся коммуникативной компетенции - одна из основных задач преподавания русского языка в школе. Коммуникативные умения проявляются прежде всего в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат - создание собственных текстов определенного стиля. Работа с текстами обогащает словарный запас и грамматический строй речи учащихся, способствует развитию связной речи. Особую значимость имеют тексты художественного стиля, которые формируют у учащихся представление об эстетических ресурсах языка (изобразительно-выразительных средствах, стилистически маркированной лексике и т.д.), способствуют воспитанию языкового эстетического идеала, развитию образности и выразительности речи, эстетических и нравственных ценностей личности.

Художественный стиль как функциональный стиль речи характеризуется набором специфических средств. Среди них использование языковых средств других стилей, многообразная гамма стилевых окрасок, широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, динамизм, эмоциональность, экспрессивность, ярко выраженная авторская индивидуальность [1, с. 198-209].

Основной специфической чертой художественного стиля является образность. Все остальные черты подчинены ей и служат для наиболее полного ее выражения. Важную роль в создании образа в текстах художественного стиля играют лексические, морфологические, синтаксические средства. Особую значимость приобретают изобразительно-выразительные средства.

В лингвистической литературе выделяются различные группы изобразительно-выразительных средств: тропы и стилистические фигуры. Известно, что они используются в целях создания общей образности речи.

Тропы - средства словесной образности. Стилистические фигуры - синтаксические конструкции, используемые для передачи эмоционально-экспрессивного значения. Анализ лингвистической литературы показывает, что в художественном стиле часто используются такие изобразительно-выразительные средства, как эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, перифраз, антитеза, многосоюзие, оксюморон, анафора, эпифора, инверсия, именительный представления, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и другие.

Рассмотрим, как с помощью изобразительно-выразительных средств в «Рождественском рассказе» Виктории Токаревой создаётся образ цветка и описываются страдания героини после его «гибели».

Учительница дала детям задание принести для классного живого уголка что-нибудь живое. В цветочном магазине, куда главная героиня отправилась за цветком, продавщица сначала предложила кактус. При описании этого цветка автор использует метафору «выживающее устройство, всё в буграх и иголках» [2, а 505], с помощью, которой показывает отношение девочки к нему. Она сравнивает кактус с некрасивыми девчонками, которые, однако, имеют покладистый характер. Героиня приходит к выводу: «Видимо, все уродливое - неприхотливо, потому что у них нет другого способа выжить» [2, с. 505].

Девочка решает купить герань. На страницах рассказа появляется образ цветка - герани. При описании листьев цвета писательница использует эпитет «замшевые» [2, с. 506], а говоря о простоте самого цветка, который состоял из четырех лепестков, она употребляет сравнение: «Цветочек совсем простой, в четыре лепестка. Как будто ребенок нарисовал. Или сам Господь Бог сотворил этот цветочек утром и в хорошем настроении. Проснулся и со свежей головой придумал такой цветок: ни убавить, ни прибавить» [2, с. 506]. Используемая здесь автором парцелляция лишь усиливает незатейливую красоту цветка, который выбрала девочка. Скромная красота герани подчеркивается и сравнением «похожий на капельку огня» [2, с. 506]. Описывая заботливое отношение девочки к герани, Виктория Токарева использует противопоставление (антитезу): «Цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием» [2, с. 506]. Запах, источаемый геранью, она сравнивает со сквознячком: «Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах» [2, с. 507].

Итак, цветок для героини рассказа был живым существом, о котором она заботилась, которым она гордилась, но который сломал ее одноклассник Борька Карпов, когда она несла герань в школу. То, что цветок для девочки был не просто растением, а чем-то больше, показывает и метафора «убитый цветок» [2, с. 508]. Человек, который погубил герань, стал для нее настоящим убийцей. Вся ненависть героини к «убийце» цветка передана при помощи метафоры «зло свободно и нагло гуляло по городу» [2, с. 508]. Зло для нее теперь - это Борька Карпов, который так безжалостно расправился с дорогим ей существом - геранью, поэтому на страницах рассказа вновь появляется метафора «неотмщенный цветок» [2, с. 508].

Таким образом, с помощью изобразительно-выразительных средств в «Рождественском рассказе» появляется образ «живого» цветка, передается отношение к нему героини не как к растению, а как к живому существу. В целом же все изобразительно-выразительные средства языка служат целям реализации эстетической функции художественного стиля.

Литература

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Н. Кожина; 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 223 с.

2. Токарева В.С. Рождественский рассказ / В.С. Токарева // Токарева В.С. Летающие качели: сборник повестей и рассказов. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. С. 504-511.

НИКИТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА родилась1980 г. Окончила Марийский государственный педагогический институт. Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы». Область научных интересов - методика преподавания русского языка. Автор 4 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.