Научная статья на тему 'Естественные и технические науки для женщин в XXI веке'

Естественные и технические науки для женщин в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
424
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ / NATURAL SCIENCES AND TECHNICAL DISCIPLINES / КАРЬЕРА ЛИДЕРСТВО / WOMEN'S CAREER / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ "MINT" И "STEM" / MINT AND STEM TRAINING PROGRAMMES / СТИПЕНДИИ И ФОНДЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН / FELLOWSHIPS AND FOUNDATIONS FOR WOMEN / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышева Марина Михайловна

В статье представлены основные национальные научно-образовательные программы США, Германии и Великобритании, которые ориентированы на распространение среди женщин знаний и квалификаций в области технических и естественнонаучных дисциплин. Приводятся некоторые результаты функционирования этих программ, которые показывают их высокую эффективность для раскрытия интеллектуального потенциала женщин. Выражается озабоченность по поводу усиления прикладных аспектов этих знаний и внедрения их в бизнес. Делается вывод о необходимости создания аналогов таких программ для женщин в российских условиях в целях повышения конкурентоспособности российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural and technical sciences for women in the 21st century

The paper provides information on the main national scientific and educational programmes in the USA, Germany and Great Britain, which are aimed at raising competencies and qualifications among women in technical and natural sciences. It gives data on the performance of these programmes showing their high efficiency for development of women’s intellectual potential. There is expressed concern about the increasing applied aspects of scientific knowledge and their introduction into business. The author makes a conclusion about the necessity to develop similar programmes for women in Russian with the purpose of raising competitiveness of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Естественные и технические науки для женщин в XXI веке»

Малышева М.М.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ ДЛЯ ЖЕНЩИН В XXI ВЕКЕ

Сегодня в мире не осталось стран, которые хотели бы ограничить роль женщин в обществе материнством и выполнением семейных обязанностей. По уровню экономического и социального развития лидируют те государства, где человеческий потенциал женщин имеет больше всего возможностей для своего раскрытия. Это государства, в которых женщинам открыты двери во все университеты, и где они имеют возможность освоить любую специальность.

Россия в этом смысле добилась больших успехов. Но есть те сферы образования, которые по-прежнему остаются мужской зоной доминирования. Нейробиологи и психологи склонны объяснять это явление тем, что у мужчин и женщин по-разному развиты полушария мозга, что есть некая генетическая предрасположенность женщин к гуманитарным дисциплинам, а мужчин к научно-техническим.

Это очень интересная и небесспорная тема исследований [1-3]. Благодаря развитию информационных сетей она все чаще становится предметом публичных дискуссий. Имена женщин, стоявших у истоков многих открытий в области физики, математики, химии всплывают на

поверхность из тайников истории, и возникает понятное недоумение — почему о них так мало писали и говорили раньше? Истории жизни этих женщин (Мария Кюри, Софья Ковалевская, Розалинд Франклин, Лиза Мейт-нер, Рейчел Карсон, Барбара Мак Клин-ток, графиня Ловлейс, Элизабет Блэк-вэлл, Джейн Гудолл, Гипатия Александрийская, Мария Митчелл и др.) несут в себе колоссальный заряд и могли бы послужить толчком для многих последующих поколений. Но этого не произошло. Чтобы преодолеть поко-ленческий разрыв в преемственности научных открытий женщин, нужны осознанные, целенаправленные усилия. Пришло время этим заняться вплотную. Необходимость в такого рода активности диктуется множеством обстоятельств. Здесь и желание дать женщинам дополнительный шанс к более насыщенной и продуктивной жизни, и забота о том, чтобы наша страна оставалась в числе лидеров в развитии самых передовых областей знания с привлечением всего человеческого потенциала.

20 февраля 2016 г. Минобрнауки РФ представило список специальностей, которые будут востребованы на рынке труда к 2020 году. Замглавы ведомства Александр Климов в рамках парламентских слушаний в Гос-

думе, посвященных вопросам высшего образования, заявил, что отраслевые министерства и объединения работодателей с учетом мнения субъектов РФ прогнозируют возрастающую потребность в педагогах, инженерах, специалистах в сфере IT-технологий, ядерной энергетики, авиационной, ракетно-космической техники, технологий кораблестроения [4]. По его словам, это обусловливает увеличение бюджетного приема на педагогические и инженерные направления подготовки последние четыре года. В 2017 г. на них будет приходиться 60% всех бюджетных мест: 46% на подготовку инженеров и 14% — педагогов.

Обратимся к опыту ряда европейских стран, которые также концентрируют свои усилия на расширении компетенций молодежи в названных областях знаний. Необходимость «подтягивания» в них женщин ими уже не дискутируется, ведутся конкретные программы. Конкуренцию в глобальной экономике знаний выиграет тот, кто сможет максимально задействовать женский интеллектуальный ресурс.

Насколько наше общество это понимает и готово к целенаправленным действиям в указанном направлении? Как нам представляется, оно находится во власти распространенной точки зрения, что мы и так здесь достаточно продвинуты.

Между тем, европейские образовательные агентства дают нам важный посыл. Сошлемся на прошедшую в Москве 20 февраля 2016 г. образовательную выставку QS World МВА Tour1. На ней были организованы встречи с представителями лучших

1http://www.ubo.ru/exhibitions/?action=detail&i d=1063

бизнес-школ мира, общение с выпускниками МВА LBS, Chicago Booth, Cambridge Judge Business School, IE, INSEAD, Wharton.

Программа мероприятия включала презентацию «Карьерные и профессиональные траектории для женщин-руководителей. Interested in Women in Leadership». На нее было выделено полтора часа. Это в два раза больше времени, чем на любую другую тему презентаций этой выставки. Думаю, что здесь нет случайности, это продуманный шаг. За ним стоит четкое понимание того обстоятельства, что важнейшим барьером на пути нетрадиционных образовательных достижений женщин все еще стоит их психологическая неготовность. Ее нужно преодолевать.

Достижение успеха в вовлечении женщин в самые передовые области знания состоит в работе одновременно по двум направлениям: демонстрация живых примеров того, что естественнонаучные и технические области знания ими вполне могут быть освоены, и психологическая настройка на обучение в «маскулинизированной» образовательной среде. Здесь требуется сформировать некое лидерство в отношении самих себя в смысле готовности прохождения по непроторенному пути. Зарубежные исследователи называют эту стратегию «Do it yourself biography», или «актом индивидуализации», содержащим в себе «импульсы для личностного роста и индивидуальной автономии» [5].

Такая стратегия особенно эффективно срабатывает, если есть заранее разработанные технологии продвижения женщин. Презентация QS World МВА Tour как раз один из значимых примеров такой технологии.

В английском языке есть глагол, отлично обозначающий эту ситуацию, — to encourage. В русском языке обычно говорят «вдохновить», но это слово звучит более пафосно, а речь идет о вполне прагматических шагах, которые можно уложить в четкие конкретные программы действий.

Итак, первый шаг, который нам нужно сделать, — сопровождать образовательные выставки российских вузов презентациями для женщин, открывающими им двери в новые, пока что неженские специальности. Разумеется, что потребуется некоторая перестройка работы профессорско-преподавательского состава технических и научно-естественных факультетов университетов. Как ее организовать, это отдельный вопрос, но он, несомненно, стоит на повестке дня.

Второй шаг — более амбициозный, он касается одновременно и молодых женщин, и мужчин, которые перешли от получения специальности в новых областях знаний к научным прорывным исследованиям. Фонды готовы спонсировать их разработки, выделяя гранты и стипендии, но теперь они нацеливают стипендиатов на то, чтобы те становились администраторами своих научных направлений. Это уже более высокий уровень лидерства, когда от «акта индивидуализации» на пути собственной карьеры, молодые ученые должны взять на себя ответственность за успех целой команды исследователей, работающих в коллективном научном центре. В частности, такова политика Объединения имени Гельмгольца, о которой рассказал новый президент Объединения профессор Отмар Д. Вистлер на ежегодном мероприятии, состоявшемся в Москве 9 февраля 2016 г.

Этот тип лидерства также должен формироваться с опорой на определенные технологии подготовки кадров, и программы поддержки женщин здесь будут все более востребованными.

Разумеется, для привлечения женщин в нетрадиционные специальности у них нужно создать серьезную мотивацию. Именно она в наибольшей степени определяет успех.

Приведем пять аргументов, почему женщинам нужно идти в инженерию, в информационные технологии, на ядерные, энергетические и авиационные специальности.

Первое, — конкурс на эти специальности меньше, чем на многие гуманитарные дисциплины, куда каждый год устремляются толпы девушек; второе, — получить грант или стипендию для продолжения образования в магистратуре или аспирантуре намного легче, так как фонды с большей охотой выделяют средства именно на технические и естественнонаучные специальности; третье, — дипломы по этим специальностям открывают гораздо более широкие возможности для трудоустройства, чем для гуманитариев; четвертое, — заработная плата таких специалистов заметно выше; пятое — переквалифицироваться и уйти в гуманитарное поле «технарю» намного легче, чем получить техническое образование после гуманитарного.

Аналитики консалтинговой компании МсЮшеу подсчитали, что полноценное участие женщин в трудовых отношениях могло бы существенно увеличить объемы мировой экономики к 2025 году.

Постепенное сокращение существующего гендерного неравенства за счет инвестиций в образование

женщин и создание для них рабочих мест в высокопродуктивных секторах позволило бы увеличить глобальный ВВП к 2025 году на 8% [6]. Это добавило бы мировому ВВП $12 трлн., что в четыре раза меньше необходимых инвестиций ($3 трлн.) на образование женщин и создание рабочих мест в высокопродуктивных секторах экономики. Причем проблема большего участия женщин в экономике особенно важна для стран со стареющим населением, в том числе и для России. В РФ численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в 2015 г. составила 77 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны [7]. Ожидается, что она сократится до 71 млн. к 2025 году. Большее вовлечение женщин позволит удержать этот показатель на уровне 74 млн. Но резервы эти в количественном аспекте не безграничны: по недавним оценкам Всемирного банка, доля работающих женщин в России и так составляет 69% от числа экономически активных россиянок. Пора задуматься о более качественном использовании женских трудовых ресурсов.

Ниже представлены две получившие мировую известность программы Германии и Америки, которые открывают новые перспективы для женщин, и инициативу правительства в Великобритании для привлечения женщин в сферу IT. Их можно с успехом адаптировать к нашим условиям.

Программы «STEM» (science, technology, engineering, and maths) для девушек

Программы «STEM» (science, technology, engineering, and maths) для девушек разработала и продвигает

Американская ассоциация Американская ассоциация женщин с университетским образованием (AAUW). Это одна из наиболее значимых структур по поддержке женского образования. Только в 2015/2016 академическом году AAUW предоставила финансирование талантливым женщинам в размере $3,7 млн. в виде 241 стипендий и грантов. Ассоциация исходит из убеждения, что эти вливания имеют огромное значение для экономической безопасности женщин, роста экономики и глобальных инноваций.

AAUW имеет многосторонний подход к продвижению женщин в науке и свою STEM стратегию. Основой это стратегии являются исследования, раскрывающие проблемы, с которыми сталкиваются девушки, изучающие точные дисциплины, и выработка прагматических рекомендаций семьям, школам, промышленным компаниям и проч. Исследования проводятся регулярно, и по их итогам издаются отчеты о достижениях женщин, особенно в области инженерии и компьютерных вычислений. Вырабатываются рекомендации по улучшению ситуации. Так, в 2013 г. был издан отчет о прогрессе женщин в Коммьюнити колледжах2, в котором показано, как 2-3 года школьного обучения могут распахнуть двери для женской карьеры в технических областях.

Не все «STEM» программы реализуются в классных комнатах. Ассоциация американских женщин предлагает программы для местных сообществ, которые ломают гендерные стереотипы и показывают девушкам, как интеллектуальные навыки можно расширить в определенный отре-

2http: //www.aauw.org/research/women-in-community-colleges /

зок времени. Программы создают особую образовательную среду, в которой девушек побуждают расширять их знания и способности в точных науках. Эти программы работают на национальном уровне, но требуют большой предварительной работы с привлечением местных членов ассоциации. Только за один год ассоциация организовала более 150 STEM программ в 35 штатах и 93 кон-грессональных районах и привлекла более 10 тыс. девушек вместе с членами их семей.

Проводятся специальные «тех-трэки» и летние лагеря с недельным погружением в точные науки3. Организуются «тех-савви»4 для девушек и их родителей, которые длятся с утра до позднего вечера. Работают так называемые бранч-программы5, которые служат каналом важной информации для женщин, принявших твердые обязательства (active commitment) помогать другим девушкам и женщинам, предоставляя услуги на уровне местных сообществ, в профессиях или различных областях исследований. Программы включают даже астрофизику и инжиниринг аэропространства. Финансирование, которое предоставляет ассоциация, имеет реплицирующий эффект.

Из общего фонда на поддержку образования женщин 43% выделяется на «STEM» программы. Наиболее действенным оказался так называемый Community action grant, или грант для местного сообщества на реализацию «STEM» программы, который

позволяет вовлекать тысячи женщин по месту их проживания.

При наличии национальной стратегии, зарекомендовавшие себя общественные организации и мотивированные волонтеры из ассоциации, работают на всех правительственных уровнях, проводя политику, которая увеличивает доступ к техническому образованию для женщин и девушек. В результате, за прошлый год в конгресс США поступили десятки тысяч обращений из всех 50 штатов увеличить финансирование на «STEM» образование и особо выделить компьютерные науки6.

Программы «MINT»

Нехватка квалифицированных кадров, в так называемых MINT профессиях (математика, информатика, естественные науки и технологии) была воспринята немцами как риск для имиджа Германии, имеющей репутацию страны исследований и предпринимательства.

Был создан Национальный пакт для женщин в MINT карьере и брошен лозунг — «Идите в MINT»7. Пакт объединяет политиков, бизнесменов, ученых, СМИ и разработан для того, что изменить имидж профессий МИНТ в обществе. «Идите в MINT» — это часть федеральной правительственной инициативы, которая стартовала в 2007 г. при посредничестве Федерального Министерства образования и была поддержана в 2008 г. Федеральным Министерством науки

3http: //www.aauw.org/what-we-do/stem-education/tech-trek/

4http: //www.aauw.org/what-we-do/stem-

education/tech-savvy/

5http: //wiww.aauw.org/what-we-do/stem-

education/

6Building a STEM Pipeline for Girls and Women: http: //www.aauw.org/what-we-do/stem-education/

7Go MINT - putting successful ideas into practice: http: //www.komm-mach-mint.de/Komm-mach-MINT/English-Information

и исследований, с целью увеличить количество молодых женщин, заинтересованных в получении дипломов в области точных наук и технологий и привлечь больше женщин — выпускниц университетов к карьере в бизнесе. Уже 180 партнеров объединились для поддержки этой цели и ведут обширную деятельность, помогая женщинам в их обучении и карьере. Растущее число партнеров говорит о том, что бизнес и наука больше не могут и не хотят обходиться без потенциала женщин в MINT областях.

Открыт специальный офис «Идите в MINT», который стал гаванью для сети, объединяющей сторонников пакта. Сеть информирует и дает советы членам пакта о направлениях деятельности. Она также ведет обширную PR работу. «Идите в MINT» — это единственная инициатива, адресованная к женщинам, на национальном уровне. Информационный портал (www.komm-mach-mint.de) дает обзор и гид по широкому спектру инициатив для привлечения следующего поколения женских кадров, предоставляет информацию о более, чем одной тысяче проектов с практическими рекомендациями и советами о наилучших подходах.

Пакт фокусируется на тесном сотрудничестве, а сеть связывает между собой и дает возможность обмениваться информацией правительственным органам, компаниям, фондам, исследовательским институтам, университетам, ассоциациям и женским техническим объединениям, например, «Германской ассоциации женщин инженеров». Члены пакта взяли на себя обязательство продвигать успешные инициативы и развивать новые идеи по интеграции в различные существующие структуры.

Очень успешный проект сотрудничества, ставший частью пакта — «Niedersachsen Technikum», который был учрежден федеральной землей Нижняя Саксония, а также университетами и компаниями этого региона. Проект «Niedersachsen Technikum» показал себя как успешная инновационная инициатива, которая была выдвинута для того, чтобы помочь молодым женщинам принять твердые решения учиться MINT дисциплинам на базе технического и персонального опыта в бизнесе и в университете. Шестимесячный технический курс открывает возможность женщинам, которые имеют нужную квалификацию, чтобы учиться в университете, получить их первый практический опыт по MINT дисциплинам: они следуют пробным курсом в выбранном университете, и одновременно открывают двери для MINT карьеры, занимая рабочие места в компаниях. Так, университет Osnabrück имел 100%-й успех: все женщины технических специальностей получили диплом MINT. Другие земли Германии адаптируют эту успешную модель.8

И все же еще слишком мало женщин — выпускников MINT делают карьеру в бизнесе, хотя их число растет. Программы консультаций и поддержки должны постоянно развиваться, чтобы увеличить потенциал, который идет от высококвалифицированных женщин — выпускников технических специальностей для продвижения в бизнесе.

Со своими 25 топ компаниями член пакта «Германская ассоциация женщин инженеров» выдвинула инициативу, имеющую существенный

8www.niedersachsen-technikum.de

общественный резонанс и привлекшую внимание особенно успешных женщин-инженеров, работающих в самых разных областях. Цель — показать 25 наиболее успешных женщин-инженеров в Германии и таким образом указать на потенциал женщин в областях, где все еще доминируют мужские компании, ассоциации, торговые и индустриальные палаты.9

Партнер пакта Deutsche Messe AG предоставил платформу, которая позволяет эффективно связывать женщин управленцев и в результате развивать инициативы в формате «WoMen Power conference». Конференция, которая проводилась ежегодно с 2004 г. на крупнейшей индустриальной выставке мира в Ганновере, позволяет обмениваться информацией по таким темам как карьера, стратегии успеха, а также современные и инновационные формы работы10.

Все вместе взятые инициативы приносят неизменный успех, хоть и не такой быстрый. Согласно информации, Федерального бюро статистики, а также подсчетам офиса «Go MINT», Национальный пакт для женщин в MINT Careers, способствовал тому, что более 33000 женщин-студенток нацелились на инженерный диплом в 2011 академическом году. Это почти в три раза больше, чем в 1995 году. Картина в математике и естественных науках схожая. Здесь число женщин-студенток увеличилось в 2,5 раза с 1996 г. и достигло 54000. Позитивный тренд в последние годы особенно очевиден в мире технологий: число квалифици-

9www.niedersachsen-technikum.de

10www.hannovermesse.de/de/ueber-die-

messe/programm/veranstaltungen/womenpower

рованных женщин инженеров увеличилось на 48% в 1999 году.

«Европейский Центр по информации и технологиям коммуникаций» присоединился к Национальному пакту женщин в MINT career — «Go MINT». Центр особенно заинтересован в обмене опытом относительно ожидаемой гибкости на пересечении работы и семьи.11

Технологическая группа ХАРТИНГ (специализируется на электрических и электронных технологиях) также присоединилась к пакту «Go MINT», поскольку признает потенциал женщин в научно-технических областях. Группа и раньше тесно взаимодействовала со школами и университетами, и брала на себя обязательство нацеливать женщин на технические профессии. Присоединение к пакту стало новым шансом расширить это направление. Используя сеть MINT партнеров, ХАРТИНГ ожидает, что таким образом привлечет больше женщин в состав младшего персонала компании12.

Всемирно известная компания «Сименс» также предлагает специальную поддержку женщинам в технических и научных профессиях13. Создана менторская программа «Сеть молодых женщин в инновациях» («Young Ladies' Network of Innovation» (YOLANTE). Она поддерживает молодых женщин в процессе учебы и организует для них практики и стажировки. Она имеет большое значение для установления первых профессиональных контактов и понимания

11https://www.eict.de/en/newsreader/items/EIC T_joins_the_National_Pact_for_Women_in_MINT_Ca reers.html

12http: //www.karriere.harting.de / en/working-at-

harting/harting-does-mint/

13http: / / cki.rwth-aachen.de / en/yolante.

применения теоретических знаний на практике. В рамках кампании «Go MINT» ежегодно реализуется целый ряд инициатив, особенно во время проведения так называемого «Дня девушек» (Girls' Day), когда тысяча гостей может попрактиковаться в технических профессиях.

В 2014 г. немцы открыли эксклюзивную онлайн-ярмарку вакансий «Mintmap» — для женщин в STEP/ MINT профессиях14. Mintmap — это совершенно необычная ярмарка вакансий. Она не просто дает обширную информацию о STEM (MINT) программах, но позволяет вести активный диалог заинтересованных лиц. Она открывает доступ к прямому и личному контакту с представителями самых известных корпораций и ведущих работодателей в немецкоязычном регионе. Можно свободно выбрать время и продолжительность визита; нет необходимости для предварительного назначения встреч. Происходит экономия времени, а также расходов на проезд и проживание. 17 ноября 2015 г. ярмарка открылась снова. Был предложен современный путеводитель по джунглям возможностей современной карьеры — Mintmap, который показал, какие инициативы и перспективы амбициозных специалистов необходимы для достижения успеха в выбранной сфере. В течение целого дня 22 ведущие компании в области науки, технологий и математики были доступны для ответа на любой вопрос. Подключиться к онлайн ярмарке можно было в любой момент и оставаться там сколько угодно. Спонтанность и гибкость — основные козыри этого мероприятия. Любая женщина могла получить информацию о множестве перспективных ви-

14 http://mintmap.de/en/

дов работ для женщин в современной экономике. Можно было раскрыться и в неформальной обстановке пообщаться с деловыми рекрутерами и профессионалами об индивидуальных карьерных шансах и возможностях для развития. Видеопоток презентаций в специальном смотровом зале давал шанс пообщаться с избранными докладчиками, а также с другими гостями.

Программы Государственного департамента бизнеса

инноваций и квалификаций Великобритании

В 2014 г. в Англии на 20 заявителей на позицию специалиста в области ИТ была только одна женщина15. Эксперты считают, что по этой причине информационная индустрия будет еще долгие годы оставаться мужской отраслью. Согласно последнему исследованию рекрутера ТеЛ-nojobs.co.uk половина ИТ работодателей указали на этот гендерный разрыв. Статистика промышленников полностью подтвердилась в специальном опросе: только 176 тысяч женщин были заняты в ИТ профессиях в прошлом году по сравнению с 953 тысячами мужчин. Это означает, что только 8,5% ИТ специалистов — женщины. Когда «Техноджобс» спросили о том, что является основным барьером для женщин для выбора карьеры в сфере ИТ, две трети работодателей сказали, что это имидж профессии как исключительно мужской. Другая треть указала на отсутствие специальных программ профо-

15Just one in 20 job applicants for new roles in IT are women

http://www.telegraph.co.uk/finance/jobs/113074

81/Just-one-in-20-job-applicants-for-new-roles-

in-IT-are-women.htm

риентации в школе. Доля женщин варьирует в разных секторах ИТ. Менее всего женщины склонны идти в группу поддержки ИТ. В штате поддержки они составляют всего 10%. Но и в информационной безопасности, этом быстрорастущем секторе индустрии, женщины составляют только 14% рабочей силы.

Особенно тревожно то обстоятельство, что доля женщин в индустрии ИТ со временем даже снижается. Так, в 1985 г. 37% дипломов в области компьютерных наук было присуждено женщинам. Теперь эта цифра упала до 18%. Энтони Шерик, управляющий директор «Техноджобс», отметил, что последние исследования показывают, что происходит стагнация женского представительства в ИТ и поэтому должны быть предприняты специальные шаги, чтобы убедить женщин делать карьеру в области компьютерных наук. «Растущее число специализаций в компьютинге становится доступным, в связи с чем отсутствие представительства женщин беспокоит. Это не столько вопрос недостаточной квалификации, сколько отсутствие выбора ИТ как профессии. Женщины просто подвергают сомнению возможность занять свое место там, где доминируют мужчины. Чтобы решить эту проблему, нужно изменить имидж ИТ и сделать эту сферу более доступной для женщин».

Государственный департамент бизнеса инноваций и квалификаций профинансировал серию проектов, чтобы подтолкнуть молодых женщин к принятию в качестве реальной перспективы профессию в области инженерных наук и ИТ, а также в других областях STEM дисциплин. Однако число женщин, изучающих эти дисциплины, остается неприемлемо низким, и, несмотря на то, что они составляют 46% рабочей силы страны,

в STEM профессиях их всего 13%. Таковы данные Бюро национальной статистики Великобритании.

И в заключение хотелось бы сказать, что в России давно настало время учредить стипендиальный Фонд для поддержки женщин в нетрадиционных для них профессиях. В качестве примера можно рассматривать работу Международного фонда Зонта (Zonta International Foundation), который принимает заявки на соискание стипендий от женщин, специализирующихся в областях с большим преобладанием мужчин — науках, связанных с исследованием космического пространства и инженерных. На 2016 год фонд выделил несколько стипендий (Amelia Earhart Fellowship) для женщин-ученых по естественным и техническим наукам. Цель этой программы — дать возможность талантливым женщинам-исследователям реализовать себя в направлениях, традиционно считающихся «мужскими», изменить ситуацию в отраслях, где женщины продолжают оставаться в меньшинстве. Стипендия выдается для приобретения компьютерной техники, дорогостоящих учебных пособий, обучения по специализированным профильным последипломным программам в любом университете мира. Каждая из 35-ти финалисток конкурсного отбора получила грант в размере $10000. К участию в конкурсе приглашаются женщины из любой страны мира, работающие над диссертацией (обучающиеся по программе PhD), демонстрирующие выдающиеся академические достижения в изучении аэрокосмических, инженерных дисци-плин.16

16Полная информация о программе опубликована на сайте Фонда: http://zonta-ak.org/scholarships/amelia-earhart-fellowship/

Литература и Интернет источники

1. Агамова Н.С. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты. — М.: Директ-Медиа, 2009.

2. Женщины и наука — история и современность. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.

3. Дежина И.Г. Положение женщин-исследователей в российской науке и роль фондов. — М.: ТЕИС, 2003.

4. Минобрнауки назвало специальности, которые будут востребованы к 2020 году. 20.02.2016- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rsci.ru/innovations/ company_news/238935.php

5. Papatsiba V. Student mobility in Europe:an academic, cultural and mental journey? Some conceptual reflections and empirical findings // International Relations. International Perspectives on Higher Education Research. 2005. Vol. 3. P. 29-65

6. С. Окунь. Каждая кухарка может добавлять государству // Коммерсантъ № 177 от 26.09.2015. С. 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kommersant.ru/ doc/2819437

7. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d06/213.htm

Bibliography and Internet sources

1. Agamova N.S. Rossiyskiye zhenshchiny v nauke i vysshey shkole: istoriko-nauchnyye i nau-kovedcheskiye aspekty [Russian Women in Science and Higher School: Historical-Scientific and Science Studies Aspects]. Moscow. Direct-Media. 2009.

2. Zhenshchiny i nauka — istoriya i sovremennost' [Women and Science — History and Modernity]. Sankt-Petersburg. Polytechnic University, 2007.

3. Dezhina I.G. Polozheniye zhenshchin-issledovateley v rossiyskoy nauke i rol' fondov [Position of Women-Researchers in Russian Science and the Role of Foundations]. Moscow. TEIS. 2003.

4. Minobrnauki nazvalo spetsial'nosti, kotoryye budut vostrebovany k 2020 godu [Ministry of Science listed specialties which will be in demand in 2020]. 20 February 2016. Available at: http://rsci.ru/innovations/company_news/238935.php

5. Papatsiba V. Student mobility in Europe: an academic, cultural and mental journey? Some conceptual reflections and empirical findings. International Relations. International Perspectives on Higher Education Research. 2005. Vol. 3. P. 29-65.

6. Okun' S. Kazhdaya kukharka mozhet dobavlyat' gosudarstvu [Each kitchen maid can add to the state]. Kommersant №177. 26 September 2015. Available at: http://kommersant.ru /doc/2819437

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zanyatost' i bezrabotitsa v Rossiyskoy Federatsii v sentyabre 2015 goda [Employment and unemployment in the Russian Federation in September 2015]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/213.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.