Научная статья на тему 'Женщины и STEM-образование: новые перспективы профессиональной занятости женщин'

Женщины и STEM-образование: новые перспективы профессиональной занятости женщин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
986
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ / STEM-EDUCATION / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОФЕССИИ / PROMISING PROFESSIONS / ГЕНДЕРНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ / STEM-ПРОФЕССИИ / GENDER SEGREGATION IN THE CHOICE OF PROFESSION / "НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН НА 2017-2022 ГОДЫ" / "NATIONAL STRATEGY OF ACTION FOR WOMEN 2017-2022" / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / STEM-PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ситикенова А.Г.

В статье рассматриваются проблемы продвижения и профессиональной реализации женщин в области высоких технологий, обсуждается необходимость вовлечения женщин в STEM-образование и в STEMзанятость. На основе изучения документальных источников выявлена устойчивая тенденция сосредоточения российских женщин в гуманитарных профессиях, мужчин в технических. Предпринята попытка ответить на вопрос, что является «барьерами», снижающими женскую мотивацию занятости в высокотехнологичных отраслях? Что необходимо сделать для повышения мотивации, привлечения женщин в нетрадиционные профессии. Опираясь на исследования, проведенные высококвалифицированными экспертами, и их рекомендации, сформулированы предложения вовлечения женщин в STEM-образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problems of promotion and professional implementation of women in the field of high technologies, discusses the need to involve women in STEM-education and STEM-employment. Based on the study of documentary sources, a steady trend has been found for the concentration of Russian women in the humanities professions, for men in the technical professions. An attempt was made to answer the question, what are the "barriers" that reduce the female motivation for employment in high-tech industries? What needs to be done to increase motivation, attract women into non-traditional professions. Based on research conducted by highly qualified experts and their recommendations, proposals are formulated for involving women in STEM education.

Текст научной работы на тему «Женщины и STEM-образование: новые перспективы профессиональной занятости женщин»

Электронный научный журнал

УДК 337

Ситикенова А.Г.

Поволжский институт управления — филиал РАНХиГС г. Саратов, Российская Федерация

ЖЕНЩИНЫ И STEM-ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы продвижения и профессиональной реализации женщин в области высоких технологий, обсуждается необходимость вовлечения женщин в STEM-образование и в STEM-занятость. На основе изучения документальных источников выявлена устойчивая тенденция сосредоточения российских женщин в гуманитарных профессиях, мужчин в технических. Предпринята попытка ответить на вопрос, что является «барьерами», снижающими женскую мотивацию занятости в высокотехнологичных отраслях? Что необходимо сделать для повышения мотивации, привлечения женщин в нетрадиционные профессии. Опираясь на исследования, проведенные высококвалифицированными экспертами, и их рекомендации, сформулированы предложения вовлечения женщин в STEM-образование.

Ключевые слова: STEM-образование, перспективные профессии, гендерная сегрегация в выборе профессии, «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы», рынок труда, STEM-профессии.

The article examines the problems of promotion and professional implementation of women in the field of high technologies, discusses the need to involve women in STEM-education and STEM-employment. Based on the study of documentary sources, a steady trend has been found for the concentration of Russian women in the humanities professions, for men in the technical professions. An attempt was made to answer the question, what are the "barriers" that reduce the female motivation for employment in high-tech industries? What needs to be done to increase motivation, attract women into non-traditional professions. Based on research conducted by highly qualified experts and their recommendations, proposals are formulated for involving women in STEM education.

Key words: STEM-education, promising professions, gender segregation in the choice of profession, "National Strategy of Action for Women 2017-2022", labor market, STEM-professions.

Мы все ближе к четвертой промышленной революции — эпохе, когда разработка новых материалов, прорывы в области генной инженерии и цифровая трансформация все более размывают линии между физическим, биологическим и цифровым мирами.

При отмирании различных отраслей, люди, которые не обладают навыками, требуемыми для смены рабочего места, очень сильно рискуют.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №1 IftMIlft научный журнал

А главное, что женщин, судя по исследованию World Economic Forum , эта проблема затрагивает намного сильнее. Все дело в том, что представительниц прекрасного пола намного меньше, чем мужчин, в самых перспективных отраслях, следующих пяти лет: науке, технологиях, инженерии и математике (STEM).

В связи с этим сегодня все больше внимания уделяется увеличению количества женщин в образовании и специальностях в области естественных и точных наук, информационных технологий, инженерного дела, в профессиях, которые называются технологическими. На это направлена и программа STEM.

Аббревиатура STEM расшифровывается как наука (S - science), технология (T - technology), инжиниринг (E - engineering), математика (M - mathematics), т. е. это система учебных предметов, которая является основой подготовки специалистов в области высоких технологий.

Внедрение системы STEM-образования, как ответ на вызовы нового времени предполагает вовлечение молодежи в наукоемкие отрасли: нейроэлектронику, робототехнику, биоэлектронную медицину, нейробиологию, математику, инженерию и др. Решение этой перспективной задачи позволит повысить качественные характеристики и эффективность использования человеческого капитала. В этом контексте проблема вовлечения в STEM-образование женщин как важного носителя капитала приобретает не только научный, но и практический интерес.

Почему необходимо вовлечение женщин в разработку инноваций и их встраивание в жизнь общества?

С развитием новых технологий кардинально изменилась ситуация и в России. В 2015 году почти одновременно появились два чрезвычайно важных документа: Национальная технологическая инициатива (НТИ) и проект «Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы». В это же время Агентство стратегических инициатив (АСИ) разработало Атлас новых профессий на ближайшие 20 лет.

«Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» (далее - Стратегия), утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 года №410-р, в которой второе направление «Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния» содержит два важных для развития этой темы пункта. Во-первых, это «создание условий для получения женщинами профессионального образования на разных ступенях образования, в том числе в качестве перепрофилирования и повышения квалификации в наиболее передовых областях экономики,

2Women in the Firing Line of Fourth Industrial Revolution. URL: https://www.weforum.org/press/2016/01/

научный журнал

предоставляющих широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места». И во-вторых, «создание специальных форм грантовой поддержки и проведение профессиональных конкурсов для женщин-инноваторов в целях стимулирования участия женщин в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности».

Стратегию и Атлас новых профессии пронизывает одна общая идея: при переходе к новому технологическому укладу в течение ближайших десятилетий в мире будут формироваться совершенно новые крупные рынки передовых технологических решений и принципиально новых продуктов и сервисов. Естественно, технологическая революция не обойдет стороной и социальную сферу, в которой развитие информатизации, автоматизации управленческого учета, дистанционного консультирования, внедрение проектного управления, цифровых методов анализа потребует уже совсем скоро, практически сейчас, нового качества кадров, переподготовки имеющихся специалистов, поиска и развития новых талантов.

В современном мире стремительного развития информационных технологий появляется все больше профессий, специалистам которых требуются компьютерные навыки, знания в области математики, физики и, других точных наук. Согласно перечню наиболее перспективных вакансий 2017 года, опубликованному LinkedIn, 20 лучших профессий требуют навыки отраслей STEM.

Такие же прогнозы делает и О. Бессолова, член Оргкомитета Евразийского женского форума, она считает, что: «В будущем более 70% профессий, в том числе массовых, таких как медсестра и социальный работник, в которых сегодня в основном заняты женщины, будут основываться на четырех «китах» STEM. Это математика, необходимая для формирования логики и мышления; инженерные и технологические дисциплины; другие естественнонаучные знания; информатика и

"5

цифровые методы» .

Существующая гендерная сегрегация демонстрирует слабые позиции женщин на расширяющихся рынках труда, что может быть одним из факторов усиления гендерного неравенства в обществе. Социальное неравенство сопровождается многочисленными дебатами о способности женщин конкурировать с мужчинами за равные шансы на попадание в STEM-профессии [1] и спорами со стороны общества. Одной из причин возникновения подобной ситуации являются устоявшиеся гендерные предубеждения, и именно они нередко становятся ключевым фактором

3 «Женщины в STEM: роль женщин в технологическом будущем». 17 апреля 2018. URL: http://anosovet.ru

научный журнал

для отказа женщинами от своих целей и стремлений. Через этот жёсткий фильтр удается пройти далеко не многим, и лишь единицам удается в итоге построить карьеру в STEM-областях.

Но, что является «барьерами», снижающими женскую мотивацию занятости в высокотехнологичных отраслях, или что может отпугивать девушек от появления в техносфере?

Согласно, результатам исследования PISA, гендерные различия между мальчиками и девочками в самоуверенности и самоосознании своих способностей, особенно велики при рассмотрении навыков решения в школе прикладных математических задач гендерно стереотипного содержания [2].

Неуверенность девочек в собственных профессиональных силах приводит в дальнейшем к гендерному дисбалансу в освоении разных профессий в системе высшего профессионального образования. Таким образом, заниженная субъективная оценка своих знаний вынуждает отказываться от дальнейшего выбора технических наук как продолжение своей трудовой карьеры.

Сегодня во многих странах больше половины выпускников вузов — женщины. Но на всех уровнях профессионального образования сохраняется гендерная сегрегация: девушки сосредоточены на гуманитарных и социальных специальностях, а юноши — на технических.

Данные Федеральной службы государственной статистики о гендерном распределении аспирантов по отраслям науки, показывают, что неравенство, берущее свои истоки еще в среднем образовании, стимулирует различия в выборе профессии и провоцирует гендерную сегрегацию в трудовой профессиональной деятельности. И это при том, что в советские годы девушки отважно штурмовали технические вузы, и многие добивались успеха.

Данные статистики подтверждают, что женщины менее представлены в STEM-дисциплинах (например, в технических областях обучаются 26% женщин-аспиранток и 74% мужчин; в физико-математических науках ситуация аналогичная). В итоге на выходе в профессиональную деятельность наблюдается существенный разрыв в освоении технических профессий и в мотивации мужчин и женщин к дальнейшей профессиональной реализации себя в тех или иных науках и сферах промышленности [2].

На следующем этапе - этапе занятости - картина продолжает оставаться неудовлетворительной. Как отмечает И. Калабихина, «рынок труда в STEM-областях сегодня более закрыт для женщин, чем STEM-образование. Если на уровне высшей школы среди получающих специальность в сфере информационных технологий 24% - девушки, то на рынке труда их остается меньше - только 18% [3].

научный журнал

По мнению О.А. Хасбулатовой, девушки не имеют равных с юношами условий для обучения по наукоемким и технологическим специальностям. Им мешает «стеклянный потолок» в виде стереотипного представления государства, семьи и общества о «мужских» и «женских» профессиях [4]. Подобное разделение профессии имеет исторические корни и поддерживается устойчивым общественным мнением.

Но что остается делать?

На обозначенный вопрос целесообразно активизировать продвижение STEM-программ по вовлечению женщин в инженерные и технологические профессии.

Прежде всего, следует отметить, что пропаганду инженерных, технологических специальностей, компьютерных технологий среди родителей и детей поздно начинать в старших классах, в этот период большинство девушек под влиянием гендерных стереотипов уже сориентированы на гуманитарные и социальные специальности.

На наш взгляд, очень важно подробно разъяснять и родителям, и детям важность инженерии, компьютерных технологий, химии, биологии в общественной жизни, приучать их к мысли о том, что эти профессии не менее важны и востребованы, чем любые другие. Для снижения стереотипов в школьном возрасте также следует развивать программы гендерного равенства в школах.

По мнению О.А. Хасбулатовой необходимо создать механизм «социального лифта» для молодых женщин в сфере передовых технологий, иначе, как она считает, через 10-15 лет российские женщины будут значительно уступать мужчинам по уровню доходов и возможностей для профессиональной самореализации, что, в свою очередь, негативно отразится на качестве человеческого капитала в России

[4].

Согласно М.М. Малышевой для привлечения женщин в нетрадиционные специальности у них нужно создать серьезную мотивацию. Она приводит пять аргументов, почему женщинам нужно идти в инженерию, в информационные технологии, на ядерные, энергетические и авиационные специальности [5].

Первое - конкурс на эти специальности меньше, чем на многие гуманитарные дисциплины, куда каждый год устремляются толпы девушек;

второе - получить грант или стипендию для продолжения образования в магистратуре или аспирантуре намного легче, так как фонды с большей охотой выделяют средства именно на технические и естественно-научные специальности;

третье - дипломы по этим специальностям открывают гораздо более широкие возможности для трудоустройства, чем для гуманитариев;

научный журнал

четвертое - заработная плата таких специалистов заметно выше; пятое - переквалифицироваться и уйти в гуманитарное поле «технарю» намного легче, чем получить техническое образование после гуманитарного.

Таким образом, динамика развития неравенства между мальчиками и девочками и далее между мужчинами и женщинами начинается со школьного возраста. На каждом последующем этапе жизненного пути этот дисбаланс только укрепляется. В связи с этим можно говорить о своего рода сквозном характере формирования неравенства: оно проходит через всю социализацию человека в средней и высшей школе и через его первые шаги на рынке труда.

Современные рынки труда кардинально изменяются, отвечая возникающим вызовам и формируя новую повестку дальнейшего развития общества. STEM-образование начинает приобретать все большую значимость как конкурентное преимущество на рынках труда, входя в качестве минимальных профессиональных компетенций почти во все сферы занятости. При создании облика будущих профессий систематический анализ равного вовлечения мужчин и женщин - один из ключевых для успешного технологического перехода.

Библиографический список

1.Абрамов Р. Н. Профессиональная культура российских технических специалистов: универсальные элементы // Социологические исследования. - 2016. № 9. - С. 97-104.

2.Женщины и STEM в цифровую эпоху: политика занятости в мегаполисе // Е.К. Захарова, Т.А. Мхитарян, О.Б. Савинская [Под ред. О.Б. Савинской] // АНО «Совет по вопросам управления и развития». - М.: ООО «Вариант», 2017. - 88 с

3. Калабихина И. Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в Российском обществе-2017. №1. (82). С.5-16

4. Хасбулатова О.А. Гендерные аспекты развития STEM-образования в России//Женщина в Российском обществе- 2016. №3(80). С. 3-15.

5. Малышева М.М. Естественные и технические науки для женщин в XXI веке // АНО «Совет по вопросам управления и развития»; [под ред. Е.А. Савостиной, сост. ЕВ. Кочкина]. - М.: Акварель, 2016. С. 38-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.