Научная статья на тему 'Естественное право и принцип справедливости: вопросы соотношения'

Естественное право и принцип справедливости: вопросы соотношения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1396
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / NATURAL LAW / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / PRINCIPLE OF JUSTICE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Працко Геннадий Святославович, Зелинский Валерий Евгеньевич

В статье рассмотрены вопросы соотношения естественного права и принципа справедливости. Авторы подчеркивают, что принцип социальной справедливости с течением времени становится и принципом права, и принципом нравственности, соответствуя духу и содержанию естественного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL LAW AND THE PRINCIPLE OF JUSTICE: THE CORRELATION QUESTIONS

In the article the questions of the relation of natural law and the principle of justice. The authors emphasize that the principle of social justice over time and becomes a principle of law, and the principle of morality, corresponding to the spirit and content of natural law.

Текст научной работы на тему «Естественное право и принцип справедливости: вопросы соотношения»

Гражданско-правовая аналитика

© 2014 г. Г. С. Працко,

В. Е. Зелинский

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы соотношения естественного права и принципа справедливости. Авторы подчеркивают, что принцип социальной справедливости с течением времени становится и принципом права, и принципом нравственности, соответствуя духу и содержанию естественного права.

Ключевые слова: естественное право, принцип справедливости, гражданское общество, права и свободы человека.

В условиях формирования правовой основы гражданского общества, отношения к личности, ее правам и свободам как социальной ценности пристальное внимание уделяется одному из ведущих принципов права - принципу справедливости.

О. В. Мартышин обоснованно пишет: «Во все эпохи и у всех наций было необходимо, чтобы право оставалось справедливым. Или оно выдвигалось как олицетворение справедливости, либо ставилась цель реформировать его в корреспонденции со справедливостью. Из данного возможно сделать вывод, что справедливость относится к основным принципам права или вечным ценностям» [1].

Практически все выдающиеся мыслители в своих учениях о государстве и праве обращались к вопросам и естественного права, и к проблемам справедливости как к тем морально-правовым ценностям, исследование которых имеет не только теоретическое, но и практическое значение [2, с. 4]. Так, Гераклит, осмысливая справедливость как достижение идеального мирового порядка, исходил из того, что для людей одни жизненные явления считаются справедливыми, а другие события и действия, происходящие в обществе, воспринимаются ими как несправедливые [3, с. 156].

Аристотель подчеркивал: «Дефиниция справедливости соединена с суждениями о государстве, так как право, предназначающееся критерием справедливости, обнаруживается регулирующей нормой для политического общения» [4, с. 38]. Наиболее стабильным государственным строем, утверждал Аристотель, «может быть только такой, при котором реализовывается равноправие в корреспонденции с добродетелью и при

котором всякий может воспользоваться тем, что ему принадлежит» [4, с. 179]. Он писал: «По коллективному мнению справедливость есть определенное равенство» [4, с. 114]. При этом он отмечал, что справедливость может отражать и состояние неравенства (неравенство для неравных) [4, с. 114]. Однако самым справедливым, указывал он, должно быть равенство по достоинству [4, с. 107], обусловливающее распределение жизненных благ.

Аристотель рассматривал справедливость в качестве особой добродетели, соотносящейся с равенством и ответственностью членов общества перед мудрыми законами. «Государственным благом, - указывает Аристотель, - является справедливость, то есть то, что служит общей пользе». Он подчеркивал, что «все определенное законом правильно, ибо все, что установлено законодателем, справедливо, и всякое частное его постановление мы именуем справедливым» [4, с. 166]. Тем самым подчеркивается важность справедливости в праве, хотя здесь в большей степени выдается желаемое за действительное, когда речь идет о законодателе.

В трудах древних философов просматривается идея о том, что действующие правовые установления находят истоки в естественном праве и потому отражают в себе начала справедливости. Анализируя взгляды Эпикура относительно соотношения принимаемых и действующих законов и справедливости, Б. Рассел указывает, что «справедливость, совершающаяся от естества, есть соглашение людей о здоровом с целью не причинять вред друг другу и не переносить вреда» [5, с. 28]. Взаимная связь ценностей естественного права и справедливости оказывает позитив-

ное влияние на правовую жизнь общества, положение человека в обществе.

Т. Гоббс придавал особое значение естественной природе справедливости. Он подчеркивал, что справедливость «есть правило рассудка, воспрещающего нам совершать что-то, что губительно для нашей жизни, из чего вытекает, что верность есть естественный закон». Справедливость основана на естественном праве, а практическое проявление ценностей естественного права не может быть вне русла справедливости. Следовательно, справедливость созвучна этическим императивам.

И. Кант высказывал мнение о том, что состояние справедливости в обществе находится исключительно в сфере нравственных требований и поэтому справедливость не имеет правовой природы. Более того, И. Кант утверждал, что право представляет собой величайшую несправедливость, справедливость же относится только к суду совести [6, с. 201]. Выдающийся мыслитель прав, понимая под правом систему законодательства, обслуживающую интересы элитного меньшинства. Право же, обогащенное ценностями естественного права и представленное правовыми законами, не может входить в противодействие с началами справедливости в социуме.

Исходя из кантовского категорического императива, Прудон писал: «Все наиболее рациональное, что людская мудрость была способна говорить о справедливости, содержится в афоризме: поступай с остальными таким образом, как ты желал бы, чтобы поступали с тобой самим. Не причиняй остальным того, чего ты не желал бы, чтобы причинили тебе» [7, с. 23]. Безусловно, реализация прав и свобод каждой личности обусловлена тем, не будут ли чинить препятствий в этом процессе другие члены общества и не будет ли сама личность посягать на интересы других. В этом заключен важный фактор справедливости.

Несколько противоречивое понимание справедливости высказал Р. Иеринг. Он отмечал, что интересы общества «определяют то, что хорошо не одному, а всем, на чем всем возможно сблизиться, и данная заинтересованность... есть справедливость. Она выше свободы, индивид живет не для себя только, но и для сего мира; поэтому свобода, то есть то, что отвечает частным интересам личности, и обязана повиноваться справедливости, то есть тому, что необходимо для интересов всех»[8,с. 109-110].

Справедливость, соотносясь с ценностями естественного права, проявляет свой потенциал в жизнедеятельности лишь того общества, в котором сложились благоприятные предпосылки для трансформации идей и принципов естественного права в потенциал позитивного права. Толь-

ко в этих условиях личность может обнаруживать проявления справедливости в сферах функционирования законов, юридических норм.

По мнению В. С. Нерсесянца, «справедливость - характеристика и категория правовая, а не внеправовая (не нравственная, моральная, религиозная и так далее). Исключительно право и верно» [9, с. 27], но сама социальная справедливость может как соответствовать предписаниям и нормам права, так и отрицать их [9, с. 28]. В. С. Нер-сесянц уточняет свою позицию в развернутом виде: «Постижение права как равенства (как всеобщего охвата и одинаковой меры свободы людей) в себе содержит и справедливость. В сфере различения закона и права это значит, что справедливость вмещается в дефиницию права, что право справедливо, а справедливость - имманентное качество и свойство права, характеристика и категория правовая, а не внеправовая. Правильно то, что формулирует право, отвечает праву и подобает праву. Работать по справедливости - обозначает работать правомерно, согласно общим и одинаковым требованиям права» [10, с. 65-67].

Указанная позиция В. С. Нерсесянца вызывает некоторые возражения. Справедливость все-таки - требование (принцип) жизни, как правового, так и внеправового свойства. Члены любого общества остро «ощущают справедливость, сверяя эти условия с внутренне выработавшимися суждениями о нем. В этом сосредоточен исторический опыт человечества, заключена мудрость веков» [11, с. 22]. Чувство справедливости сочетается не только с правовой действительностью, но и вообще с социальной жизнью. Справедливость может быть лишь принципом права, сущностным свойством права. Ставить же знак равенства между правом как ценностным явлением и принципом справедливости нелогично.

В свете сказанного обоснованным представляется следующее суждение О. В. Мартышина по поводу рассматриваемой позиции В. С. Нер-сесянца: «Право - наибольшая ценность, справедливость низводится до уровня его черты. Причем не исключительно справедливость, но и равенство, и свобода, считаются неосуществимыми без права и выступают только в качестве его характеристик или его сути. Повинуясь праву, справедливость делается бесполезной, она полностью подменяется, упраздняется правом» [ 1]. Право как общественное явление обретает ценностный характер не в последнюю очередь потому, что самым тесным образом сочетается с социальной справедливостью.

Принцип справедливости относится и к числу ведущих принципов позитивного права, но только при условии, что система действующего законо-

Юристъ-Прлвов^дъ, 2014, № 5 (66)

дательства имеет тенденцию к восприятию идей и принципов естественного права, ориентирована на жизненные запросы и потребности значительной части членов формирующегося гражданского общества. Принцип социальной справедливости с течением времени становится и принципом права, и принципом нравственности, соответствуя духу и содержанию естественного права. Истинно справедливый порядок, на который обращал внимание Н. Н. Алексеев [12, с. 124], основан как на ценностях права, так и на основополагающих началах нравственности. Справедливость - неотъемлемая черта, особенность права как общественного явления и социальной ценности, соответствующая природе естественного права.

Литература

1. Мартышин О. В. Справедливость и право // Право и политика. 2000. № 12.

2. Хеффе О. Политика. Право. Справедли-

вость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994.

3. Кесседи Х. Ф. Гераклит. М., 1982.

4. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

5. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

6. Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1964. Т. 2.

7. Прудон. Что такое собственность или исследование о принципе права и власти. М., 1919.

8. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

9. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.

10. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999.

11. Древесников А. В. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Кострома, 2005.

12. Алексеев Н. Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет // Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1991.

© 2014 г. А. П. Мясников, Е. В. Миллеров

О РОЛИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГУМАННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ

В статье изучается правовой механизм обеспечения гуманного обращения с животными, рассмотрена роль таможенных органов в этом механизме. Анализируются нормы таможенного права, указывающие на гуманность по отношению к животным при перемещении их через таможенную границу, а также особенности и проблемы деятельности таможенных органов по недопущению ввоза и вывоза особо охраняемых видов диких животных согласно Конвенции СИТЕС.

Ключевые слова: животные, гуманное обращение, таможенные органы, таможенные правила, оформление животных, таможенный контроль, дикие животные, редкие виды, ответственность.

Гуманное обращение с животными сегодня является неотъемлемой составляющей социальной политики любого цивилизованного государства. В настоящее время можно говорить о том, что правовой механизм обеспечения гуманного обращения с животными сложился и в России. В связи с этим возникает ряд вопросов: каков данный механизм и какую роль в нем играют непосредственно таможенные органы? На поставленные вопросы мы постараемся ответить в рамках данной публикации.

Итак, основы гуманного обращения с животными прописаны в положениях Федерального закона РФ «О животном мире» [1], а именно ст. 12 данного Закона, согласно которой одним из основ-

ных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира является осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Согласно ст. 26 данного Закона юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигие-нические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.