Научная статья на тему 'Эссе полифункциональный феномен: исторический этап этимологического хронотопа'

Эссе полифункциональный феномен: исторический этап этимологического хронотопа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
376
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ / ОЧЕРК / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭССЕ / ЭССЕИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ЭТИМОЛОГИЯ / OBJECT / FEATURE ARTICLE / POLYFUNCTIONALITY / ESSAY / ESSAY STYLE / ETYMOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Егорова Наталья Вениаминовна

Рассмотрена специфика эссе в контексте литературно-исторических предпосылок, отражающих непосредственную взаимообусловленность отдельных элементов и характеристик жанровой формы. Выделяется этимологическая последовательность важнейшего этапа становления жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY POLYFUNCTIONAL PHENOMENON: HISTORICAL STAGE OF ETYMOLOGICAL CHRONOTOPE

The article considers the essay specifity in the context of literary and historical prerequisites, reflecting the direct interconditionality of the individual elements and characteristics of the genre form. It highlights etymological sequence of the pivotal stage of genre formation.

Текст научной работы на тему «Эссе полифункциональный феномен: исторический этап этимологического хронотопа»

УДК 82-4: 81’373.6

Н.В. ЕГОРОВА

ЭССЕ - ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО ХРОНОТОПА

Ключевые слова: объект, очерк, полифункциональность, эссе, эссеистический стиль, этимология.

Рассмотрена специфика эссе в контексте литературно-исторических предпосылок, отражающих непосредственную взаимообусловленность отдельных элементов и характеристик жанровой формы. Выделяется этимологическая последовательность важнейшего этапа становления жанра.

N.V. EGOROVA

ESSAY - POLYFUNCTIONAL PHENOMENON: HISTORICAL STAGE OF ETYMOLOGICAL CHR0N0T0PE

Key words: object, feature article, polyfunctionality, essay, essay style, etymology.

The article considers the essay specifity in the context of literary and historical prerequisites, reflecting the direct interconditionality of the individual elements and characteristics of the genre form. It highlights etymological sequence of the pivotal stage of genre formation.

На протяжении долгого времени эссе воспринималось как сложная, глубоко индивидуализированная форма авторского самовыражения, выступающая пиком творческой зрелости. В жанровом обосновании некоторых ученых, -«эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме» [3]; в понимании других исследователей, -«эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [6].

В подобных определениях мы видим, насколько подвижен и неустойчив жанровый статус эссе. В различных энциклопедиях, словарях эссе также характеризуется взаимоисключающими определениями. В современной теории жанров до конца непонятен объем формы произведения, личностная мотивация автора; то, насколько свободны форма и композиция в тексте. Ответы на поставленные вопросы сложно найти в пределах одной дефиниции. К тому же оформление эссе как жанра литературы и публицистики, а не как «прозаического сочинения небольшого объема» [6] или «очерка, трактующего какие-нибудь проблемы» [3] имеет последовательную историю развития, в которой вышеобозначенные определения и характеристики считались нормой.

В статье «Эссе» российский исследователь А. Жолковский выдвигает следующую концепцию хронологии жанра, точнее, его обозначения, - «у русского слова “эссе” короткая история. В 1940 году в словаре Ушакова его еще нет, хотя уже в 1934 году оно было отмечено в Большой советской энциклопедии, а еще парой лет раньше употреблено в повести П.А. Павленко “Баррикады”... К 1949 году эссе попадает в Словарь иностранных слов, а в 1965-м, наконец, в 17-томный Академический словарь современного русского литературного языка» [1].

В данной статье мы попытаемся исследовать один из многочисленных исторических этапов, отражающих развитие жанра в персонификации индивидуальных авторских наработок.

Первые штрихи эссеизма, которые можно рассматривать в качестве эс-сеистического стиля, относятся к античным временам: к декламациям Лукиана, оживленным остроумием и сатирической жилкой автора; к диалогам Платона, посвященным космологии, физике, биологии, земным чувствам и вечным ценностям; к трактатам об ораторском искусстве Марка Тулия Цицерона и др. Все это - сочинения с ярко выраженной позицией автора, нашедшей воплощение в индивидуальной интонации, оценочности - как главных элемен-

тах эссеистического стиля. Именно стиль как предтеча жанра явился, на наш взгляд, определяющим элементом, выделяющим эссеистику на общем фоне творческих проявлений времени.

Начиная с того периода проявление эссеизма заметно не только в литературе, ораторском искусстве, но и в философии, вначале средневековой, а в последующем - философии эпохи среднего и позднего Возрождения. Именно в тот период эссе приобретает необходимый жанровый «фундамент», становится своеобразной точкой отсчета в творчестве французского писателя, философа Мишеля Эйкем де Монтеня, которого в Европе называют «отцом» жанра. Писательскую деятельность он начинает в 1572 г. в возрасте 38 лет, с того момента, как продает свою судейскую должность и выходит в отставку. Имея определенный жизненный опыт, сформировавшуюся систему взглядов и ценностей, М. Монтень много путешествует по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии; все впечатления от поездок он отражает в личном дневнике, а в 1580 г., на закате эпохи Возрождения, публикует две книги своих первых «Опытов».

В переводе с французского «езэаЬ - «попытка», «проба», «очерк», от латинского «ехадшт» - «взвешивание». Возможно, сообразно данным определениям М. Монтень для своих книг, представляющих рассуждения на различные темы, выбирает название «Опыты».

«Опыты» М. Монтеня появились в тот исторический период, когда средневековый порядок уходил в прошлое, а новый - только зарождался. Данный исторический разлом способствовал возникновению чувства абсолютной внутренней свободы, «истинного нерва» того жанра, который с легкой руки М. Монтеня был назван «эссе» [4].

В нашем видении «Опыты» М. Монтеня - это ряд откровений, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. Погружаясь в мир своих мыслей, М. Монтень характеризовал эссе не как способ сочинительства, он сравнивал его со стилем жизни, отношением к ней, подчеркивая тем самым относительную свободу жанра. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя как одного из представителей рода и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Отсюда это много объясняющее пояснение в одной из частей книги: «...Я обратился к себе и избрал предметом своих описаний самого себя. Это, вероятно, единственная в своем роде книга с таким странным и незаурядным замыслом» [5].

Именно на эти слова опираются сегодня исследователи, давая определение жанровой форме. В понимании Л.Е. Кройчика, «эссе - это не просто персонификация повествования, это максимальное раскрытие личностного начала в тексте, создание психологически достоверного образа повествователя» [2]. Характерно, что «самоопределение индивидуальности» является, по мнению ученого, «принципиальной основой повествования» [2].

Персонифицируя творчество М. Монтеня, особое внимание следует обратить еще на одну философскую позицию автора, которую можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера. Скептицизм М. Монтеня - нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта, представленного преимущественно разочарованием в людях; и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания, сомнение в надёжности истины. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают личность от крайностей того и другого направления. Глубина и важность убеждений эссеиста - серьезный замер творческой зрелости, «самораскрытия», «самоопределения индивидуальности», - пишет в

своих работах Л.Е. Кройчик, поскольку М.Монтень ставит перед собой проблему построения нового знания, путь к которому лежит, в первую очередь, через наблюдение, опыт, практическую близость к человеку и природе. Обращение философа к феномену самосознания имело также большое значение в развитии представлений о воспитании человека.

Основная черта морали М. Монтеня - стремление к счастью, этому, по-видимому, способствовало изучение им работ Эпикура, Сенеки, Плутарха. Учение стоиков помогло творцу выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению М. Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы, стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

Отличительной особенностью эссеистики М. Монтеня является афористичность мышления, педагогичность идей, основанных на опытном знании. Каждое эссе писателя это не просто откровение души, это устойчивость жизненных воззрений. Выделяя особенности жанровой специфики «Опытов» М. Монтеня, философ и литературовед М. Эпштейн подчеркивает: «Эссе -всегда «о», потому что подлинный, хотя не всегда явленный его предмет, стоящий в «именительном» падеже, - это сам автор, который в принципе не может раскрыть себя завершенно, ибо по авторской сути своей незавершим; и потому он выбирает частную тему, чтобы, размывая ее пределы, обнаружить то беспредельное, что стоит за ней, точнее, переступает ее» [7]. Соответственно, сюжетно все фрагменты эссе строятся одинаково: авторские утверждения, подкрепленные примерами, подтверждают идеи каждого из основных тезисов. Все мысли М. Монтеня, как подчеркивает М.Н. Эпштейн, подкреплены реальными, «конкретными фактами».

Таким образом, можно считать, что с появлением «Опытов» эссеистика выходит на новый этап развития: первые штрихи эссеизма из античных времен приобретают значительную очерченность, вырисовывая в отдельном произведении конкретный жанр, а также ряд ключевых жанровых компонентов. В частности, центральной фигурой повествования становится автор. Авторское «я» выступает как глубокая, безграничная, обладающая притягательной силой, актуализирующая душевные порывы и переживания самого творца литературная категория. В этом личностном характере размышлений предопределено не только использование художественных приемов самовыражения, но и художественнопублицистическое начало, выраженное в стремлении приобщить массового читателя к сложному, философски осмысленному миропониманию реальности.

Литература

'{.Жолковский А. Эссе//Иностранная литература. 2008. № 12. С. 233-234.

2. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание; СПбИВЭСЭП, 2000. С. 166.

3. КрысинЛ.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. С. 853.

4. Любинский А. На перекрестье. СПб.: Алетейя, 2007. С. 165.

5. Монтень М. Избранные главы: пер. с фр. М.: Правда, 1991. С. 202.

6. Муравьев B.C. Эссе // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.И. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003. С. 1246-1247.

7. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XX веков. М.: Сов. писатель, 1988. С. 338.

ЕГОРОВА НАТАЛЬЯ ВЕНИАМИНОВНА - соискатель учёной степени кандидата филологических наук, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).

EGOROVA NATALIA VENIAMINOVNA - competitor of scientific degree of Philological Sciences candidate, Mordovian State University, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.