Научная статья на тему 'Жанр эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля'

Жанр эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1787
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королева О. А.

Исследуется эссеистика двух представителей английского Просвещения Д. Аддисона и Р. Стиля. Затрагивается проблема определения жанра эссе, выявляются основные его признаки. Анализируется проблематика, основные герои, рассматривается образ автора и специфика формы эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE OF ESSAY IN J. ADDISONS AND R. STEELE'S OEUVRE

The article gives a study of the essays by J.Addison and R.Steele two representatives of the English Enlightenment. The problem of definition of essay as a genre is discussed and its main features are pointed out. The following aspects are analysed: the range of topics, the main characters, the author's image and peculiarity of an essay as a literary form in J.Addisons and R.Steele's work.

Текст научной работы на тему «Жанр эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 6, с. 274-277

ЖАНР ЭССЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. АДДИСОНА И Р. СТИЛЯ © 2007 г. О.А. Королева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

vestnik_nngu@mail. ru

Поступила в редакцию 12.11.2007

Исследуется эссеистика двух представителей английского Просвещения Д. Аддисона и Р. Стиля. Затрагивается проблема определения жанра эссе, выявляются основные его признаки. Анализируется проблематика, основные герои, рассматривается образ автора и специфика формы эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля.

Родоначальником жанра эссе был французский писатель, Н. Монтень. Написанные им в этом жанре «Опыты» («Essais») вышли в 1580 году. В 1697 году к жанру эссе обращается английский философ Ф. Бэкон, а позже и Д. Локк. Постепенно эссе, или «опыт» (как первоначально переводилось название в русскоязычных изданиях), прочно вошло в литературу, и тем не менее до сих пор нет точного, однозначного определения этого жанра. На неоднозначность термина «эссе» указывают как иностранные авторы [1, 2], так и отечественные исследователи [3]. Анализ теоретических работ [4-7] позволяет все же выявить ряд признаков, характерных для жанра эссе:

— субъективность, отчетливо выраженная авторская позиция;

— достаточно узкая конкретная тема (хотя сам диапазон тем широкий, от философских вопросов до бытовых проблем);

— отсутствие устойчивой формы, композиции, свободная форма изложения;

— небольшой объем произведения;

— ориентация на общение с читателем и, как следствие, использование разговорной речи.

По определению В. Хализева, «эссеистская форма - непринужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единых фактах, описаний реальности и размышлений о ней. Мысли, высказанные в эссеистской форме, как правило, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возможность совсем иных суждений» [8, с. 356]. И другое, не менее важное замечание: эссеистика, по мнению ученого, тяготеет к синкретизму - начало собственно художественное легко соединяется в ней с публицистическим и философским. Сходное определение жанра находим в «Литературном энциклопедическом словаре». Автор статьи В. Муравьев считает, что «эссеи-

стический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорные интонации и лексику» [9, с. 516]. Автор эссе выступает, таким образом, в большей степени не как носитель знаний, а выразитель мнения, цель и установка эссе не изложение готовых истин, а ломка стереотипов сознания, отстаивание свободной мысли.

Этот жанр был традиционным для английской литературы. А. Бурцев, обращаясь к истории английского рассказа, пишет, что «своеобразным предшественником рассказа явилось «essay», традиция которого в английской литературе идет от эссеистики Д. Аддисона и Р. Стиля через прозу «лондонских» романтиков к «Очеркам Боза» Ч. Диккенса и «Книге снобов» У. Теккерея» [10, с. 7]. На рубеже XIX-XX столетий жанр эссе оказался особенно востребован.

Буржуазная революция произошла в Англии еще в XVII веке, в 1688 году, и была компромиссом между дворянством и буржуазией. В XVIII веке Англия представляла собой государство с развитыми буржуазными отношениями. Буржуазная революция послужила толчком к развитию английской философской мысли, предвосхитившей интеллектуализм литературы XVIII века, ее философскую насыщенность, обращенность к вопросам социологии и эстетики. Наиболее известные мыслители - Д. Локк (1632-1704), Т. Гоббс (1588-1679), А. Шефтс-бери (1671-1713), Б. Мандевиль (1670-1733). Литература в первую очередь ставила перед собой просветительские задачи, что обусловило развитие журналистики, а также вызвало интерес к новым жанрам, подходившим для просветительской деятельности. Одним из них стал жанр эссе.

У истоков жанра эссе в английской литературе стоят Д. Аддисон (J. Addison 1672-1719) и Р. Стиль (R. Steele 1672-1729). Их нравоучи-

тельные эссе печатались в популярных английских изданиях XVIII века: «Болтун» («The Tatler» 1709-1711), «Зритель» («The Spectator» 1711-1712), «Опекун» («The Guardian» 1713), «Англичанин» («The Englishman» 1713-1714). В эссе Аддисона и Стиля существовала некая жанровая синкретичность: в них совмещались черты газетной хроники, публицистической заметки, фельетона, литературно-критичиской статьи, юмористической новеллы.

Уже в первом журнале - «Болтун» -Р. Стиль выступал не от своего имени, а под псевдонимом Исаак Бикерстаф (Isaak Bicker-staff), заимствованным из памфлета Свифта. Авторами эссе второго журнала - «Зритель» -являлись несколько вымышленных героев, которые должны были представить на страницах журнала английское общество тех лет и выразить точки зрения представителей разных общественных групп (помещик сэр Роджер де Ко-верли, богатый купец сэр Эндрю Фрипорт, отставной офицер капитан Сентри и др.). Герои эти - своеобразные маски, выполняющие соответствующие роли. Кроме них есть рассказчик, которого придумали Аддисон и Стиль и от лица которого ведется повествование во многих эссе. Свою функцию он определяет в первом номере журнала «Зритель»: «Я обитаю в мире скорее как зритель, наблюдающий людей, чем как участник их жизни» [11, с. 100].

Так как журналы были ориентированы на приобщение представителей буржуазных кругов к культуре, то эссе, написанные в форме беседы, с элементами назидательности, наилучшим образом подходили для этого. Адиссон и Стиль в своих эссе затрагивают различные темы - вопросы быта, морали, философии, человеческой природы. Любое эссе предваряет эпиграф на латинском языке - изречение древних морализаторского характера. Но содержание эссе не было столь строгим, античная мудрость иллюстрировалась живыми сценами из жизни англичан XVIII века. Например, эссе, посвященное военным, где авторы восхваляют их благородство и мужество, открывается эпиграфом из Гомера «Листьям в дубравах лесных подобны сыны человеков» (пер. Н. Гнедича). Восхваляя отвагу солдат, Аддисон и Стиль пишут: «Сила разума, сознание долга и жажда сла-вы...прибавьте к этому братство в опасности, благо человечества, общее дело, несомненную доблесть, и вы узнаете причины, по которым человек теряет мелочное попечение о себе» [12, с. 164]. Но после столь высокопарного начала авторы эссе рассказывают о рядовом эпизоде гибели солдата во время переправы и передают спокойную реакцию его боевых товарищей на

это событие. Другое эссе, предваренное эпиграфом из Г орация, критикует засилье французской лексики в английском языке. В качестве иллюстрации приводится комический эпизод с письмом сына к отцу, которое последний не смог понять из-за обилия иностранных слов. В эссе о разнице городского и деревенского укладов жизни рассуждения авторов сопровождаются описанием излишне вежливого друга сэра Роджера Уилла Уимбла.

Д. Аддисон и Р. Стиль обращаются к самым разным темам. Ряд эссе посвящен эстетическим проблемам (эстетика классицизма, юмор и остроумие, народная поэзия, поэмы Мильтона), вечным темам (добродетель, жизнь и смерть, красота). Стихия, царящая на страницах журналов Аддисона и Стиля, - стихия юмора. Автор может подшутить и над собой, и над слабостями читателей. Наиболее удачные очерки с описанием современного английского быта и нравов были связаны с вымышленным героем -сэром Роджером де Коверли. Хотя эссе об этом герое разбросаны по разным номерам журнала «Зритель», они составляют некое единое целое. Эссе о сэре Роджере почти не скреплены сюжетно и, скорее, являются зарисовками из английской жизни. Можно сказать, что сэр Роджер является родоначальником галереи чудаков в английской литературе: пастор Адамс Г. Фил-динга, дядя Тоби и мистер Йорик Л. Стерна, мистер Пиквик Ч. Диккенса.

Таким образом, можно выделить две важнейшие составляющие эссе Аддисона и Стиля: умозрительные размышления и юмористические зарисовки. Но существует и третий важнейший элемент, который в дальнейшем закрепится в английской литературной традиции, -это назидательность, стремление авторов не просто поделиться своими мыслями на определенную тему, но закончить их моральными выводами. Об этом пишет сам Аддисон в 16-м номере «Зрителя»: «... я хочу вникать в человеческие страсти и исправлять те развращенные чувства, которые порождают все эти мелкие экстравагантности» [12, с. 73]. Об этом же говорится и в 10-м номере того же журнала: «Поскольку я собрал себе столь широкую аудиторию, то не пощажу сил, чтобы сделать ее обучение приятным, а развлечение полезным. По этим причинам я буду стремиться оживлять нравственность остроумием, а ум - нравственностью» [12, с. 66]. Каждое эссе Аддисона и Стиля либо заканчивается выводами морализаторского характера, либо они вплетаются в ткань повествования. Так, опубликованное в «Зрителе» эссе о битве со львом, приведенное для того, чтобы показать «основное развлечение

более цивилизованной части населения Великобритании» [12, с. 72], заканчивается следующим назиданием: «Писатели часто упрекают публику за грубость вкуса, но, кажется, сейчас наш недостаток состоит не в отсутствии хорошего вкуса, а здравого смысла» [12, с. 72]. Эссе из 93-го номера «Зрителя» открывается рассуждением авторов о быстротечном времени и о людях, теряющих драгоценные мгновения. Размышления заканчиваются сентенцией о сути добродетели: «.всякий может развивать добродетель в самом общем смысле этого слова. Деятельность, связанная с обществом, займет тех, кто склонен к хлопотам, и одарит их занятиями, превосходящими бурностью своей самую разгульную жизнь. Советовать невежественным, помогать нуждающимся, утешать страждущих -наш долг» [11, с. 138]. Номер 195-й в большей степени, чем другие, нравоучителен, так как авторы призывают своих читателей к умеренности, их рассуждения перемежаются с философскими притчами и примерами из современной жизни. В эссе 15-го номера авторы рассуждают об истинном счастье, которому «любезно уединение, претят блеск и суета» [11, с. 115], и счастье ложном, которое «предпочитает толпу, внимание света» [11, с. 116]. Эти рассуждения иллюстрируются описаниями образа жизни двух женщин - Аврелии, чья «жизнь столь упорядочена, молитва, трапеза, труд и развлечения чередуются столь разумно, что семья эта кажется маленьким государством» [11, с. 116], и Фульвии, которая «рачительное домоводство считает скучным и недостойным знатной дамы, а время, проведенное с семьей, она полагает потерянным впустую и видит себя удаленной от мира, если не пребывает в театре, в парке или в гостиной» [11, с. 116].

Еще одна важная характеристика эссе английских публицистов - образ автора, который является важнейшим звеном в структуре произведения. Личность автора проявляется в каждом эссе Аддисона и Стиля, мы узнаем о его пристрастиях, характере, привычках. Например, в 49-м листке «Зрителя» автор пишет: «Джентльмену, не склонному к веселым мужским сборищам или дамским гостиным, естественно искать той беседы, какую мы находим в кофейне. Там человек моего нрава - в своей стихии» [11, с. 131]. Прославление писателем новой буржуазной формации в Англии, процветающей экономики и торговли отражено в 69-м номере: «Нет в Лондоне места, какое посещал бы я так охотно, как Королевскую торговую биржу. Поскольку я англичанин, мне приносит тайную радость и тешит мое тщеславие самый вид столь пышного сборища соотечественников моих и чужеземцев. превращающих нашу столицу в

рынок всея Земли» [11, с. 134]. Большинство эссе написаны от лица автора; размышляя на ту или иную тему, он раскрывает собственное «я», что, оказывается не менее важным для автора, чем донести до читателя ту или иную мысль. Вот несколько типичных начал разных эссе: «Когда я в серьезном духе, я часто гуляю один по Вестминстерскому аббатству» [11, с. 121]; «Я часто мечтаю о том, чтобы язык наш охраняли особые лица» [11, с. 165]; «Недавно, прогуливаясь по городу и предаваясь размышлениям, я заглянул в большую залу, принадлежащую банку» [11, с. 107]. Следует, однако, заметить, что здесь мы видим не собственно личность авторов эссе, а скорее образ, созданный Аддисоном и Стилем, -alter ego автора, добродетельного англичанина, приветствующего новые веяния и одновременно консервативного, если речь идет о вопросах нравственности, а также остроумного и наблюдательного.

1. Таким образом, эссе Д. Аддисона и Р. Стиля - это эссе нравоучительного характера, что было связано со спецификой литературы эпохи Просвещения. Дидактическое начало удачно сочетается в их произведениях с комическим. Образ автора - важная составляющая эссе, его взгляды близки, но не тождественны мнению писателей. Эссе Д. Аддисона и Р. Стиля были очень популярны в свое время, позже первое место на литературной арене занял роман. Однако и во второй половине XVIII века жанр эссе не был забыт. К нему обращались такие великие романисты, как Г. Филдинг («Дневник путешествия в Лиссабон», 1755), О. Гольдсмит («Гражданин мира», 1762), а также С. Джонсон (Samuel Jonhson, 1709-1784).

Список литературы

1. Lasarus A., H.Smith. Glossary of Literature and Composition. New York, 1973. 343 p.

2. Abrams M. A Glossary of Literature Terms. Chicago: Holt, Rinehart and Winston, 1988. 298 p.

3. Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия (Эссеизм в культуре Нового времени) // Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988. 416 с.

4. Mersand J. Great Narrative essays. New York, 1968. 157 p.

5. Priestley J. Essayiests past and present. New York, 1967. 211 p.

6. Кройчик Л.Е. Эссе: свобода повествования или свобода мысли // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995. 65 с.

7. Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1998. № 4. С. 15-19.

8. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.

9. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.

10. Бурцев А.А. Английский рассказ конца XIX -начала XX веков (проблемы типологии и поэтики): дис... докт. филол. наук: 10.01.05. М., 1990. 350 с.

11. Адисон Дж., Стил Р. Эссе // Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала

XVIII века. М.: Наука, 1987. 302 с.

12. Адисон Дж., Стил Р. Спектейтор // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М.: Наука, 1982. 235 с.

THE GENRE OF ESSAY IN J. ADDISON’S AND R. STEELES OEUVRE

O.A. Koroleva

The article gives a study of the essays by J.Addison and R.Steele - two representatives of the English Enlightenment. The problem of definition of essay as a genre is discussed and its main features are pointed out. The following aspects are analysed: the range of topics, the main characters, the author's image and peculiarity of an essay as a literary form in J.Addison’s and R.Steele's work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.