Научная статья на тему '«Эссе как жанр публицистической прозы». Урок по комплексному анализу текста о родном городе в 9 классе'

«Эссе как жанр публицистической прозы». Урок по комплексному анализу текста о родном городе в 9 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1262
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эссе / публицистическая проза / комплексный анализ текста / лингвистическое краеведение

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Галина Кузьминична

Представлен план-конспект урока по комплексному анализу текста о родном городе в 9 классе на тему «Эссе как жанр публицистической прозы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Эссе как жанр публицистической прозы». Урок по комплексному анализу текста о родном городе в 9 классе»

УДК 808.2; 37.022(075.8)

«ЭССЕ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ»

УРОК ПО КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА О РОДНОМ ГОРОДЕ В 9 КЛАССЕ

Алексеева Галина Кузьминична учитель русского языка и литературы МОУ СПОШ№2 г.Благовещенск

Е-таП: charli71@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эссе, публицистическая проза, комплексный анализ текста, лингвистическое краеведение.

АННОТАЦИЯ: Представлен план-конспект урока по комплексному анализу текста о родном городе в 9 классе на тему «Эссе как жанр публицистической прозы».

Тип урока: аналитическая беседа с элементами практической групповой работы.

Цели урока:

1. Знакомить учащихся с жанром публицистической прозы - эссе.

2. Развивать у школьников навыки самостоятельной работы.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока - «Эссе как жанр публицистической прозы». Продолжая работу по развитию речи, мы должны научиться выделять основные жанровые черты эссе и формировать умения создавать и анализировать данную разновидность сочинений.

- Дайте определение понятию «жанр» (Вид произведения).

- Что такое публицистическая проза? (Статьи, заметки, обзоры, рецензии, интервью, очерки и другие газетно-журнальные жанры, освещающие различные проблемы человеческой жизни и описывающие явления общественной деятельности).

• Работа над понятием «эссе» начинается с изучения материала § 32 учебника русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта и др. (М.: «Дрофа», 2005) и составления схемы «От очерка к эссе». При чтении перевода термина «эссе» следует обратиться к таблице в учебнике.

Учитель: Из прочитанного мы узнаем, что жанр «эссе» относится к очерковой прозе.

• Начинается работа со схемой «От очерка к эссе».

«ОТ ОЧЕРКА К ЭССЕ»

ОЧЕРК ---------------► фактический рассказ о человеке, событии

ЭССЕ

Вопросы и задания к беседе по схеме.

1. Что такое очерк? Дайте определение этому жанру?

2. Какие элементы следует внести в стилевое содержание очерка, чтобы можно было бы говорить об эссе? (Словарная работа - а с с о ц и а ц и я - от лат. Associatio -«соединение, связь представлений» // зрительная ассоциация, ассоциация со временем).

3. Сформулируйте определение понятия «эссе» в соответствии со схемой.

4. Назовите русские классические произведения, в которых присутствуют жанровые элементы эссе.

Работа со стихотворением в прозе И. С. Тургенева «Русский язык».

Анализ предваряет чтение стихотворения.

Вопросы к учащимся.

1. Что является предметом описания? (Национальный русский язык).

При наличии реально существующего предмета описания можно говорить об очерковом характере данного произведения.

2. Как представлено авторское «я» в этом стихотворении в прозе? (Предмет описания представлен через личностное восприятие автора, до такой степени сильное, что читатель чувствует огромную любовь И.С.Тургенева к родной земле, к родному слову, и сам начинает жить этой любовью, любовью к тому краю, где _родился и вырос).

Групповая работа над комплексным анализом текста о г. Благовещенске.

Учитель: Слушая текст, обратите внимание на иллюстративный материал:

фотографии города, книги о нем, рисунки учащихся (в классе оформлены фото- и книжная выставки); на музыкальное оформление, сопровождающее чтение ( во время чтения текста звучит вальс «Амурские волны» (слова народные, музыкаМ.Кюсе)).

• Тексты о городе имеются на каждой парте.

НАШ ГОРОД

Как хороша ты, родная земля! Город родной, Благовещенск, любим тебя, как дорогого человека.

Чувствуем ли мы, горожане, торжественность и величавость названия нашего города? Изредка. В минуты душевной сосредоточенности. Живем здесь - и все. Хотя величие духа первопоселенцев - основателей города, передавших и нам чувство гордости за свою малую родину, заметно во всем. В старинных постройках, созданных как будто на века. В прямых улицах, делящих город на аккуратные кварталы. Да и во всем его расположении.

Много ли еще найдется в России городов, где, выйдя на улицу и прошагав несколько кварталов, можно просто отдохнуть? А, постояв на берегу величавой реки и глядя на ее бесконечное движение, вдруг ощутить, что на сердце стало спокойнее и мысли обрели ровный, гармоничный ход? Здесь можно: он на редкость уютный и спокойный, наш город, один из множества российских городов.

И все-таки особенный. Даже имя его, прочитанное или произнесенное вслух, невольно заставляет откликнуться сердца людей. Западает он в душу, занимает в ней особое место.

Анализ текста.

Учитель: Перечислите аспекты анализа текста. (На доске таблички:

Стилистический анализ; Типологический анализ; Композиционно-содержательный анализ; Собственно языковой анализ; Орфографо-пунктуационный анализ. Работа ведется в творческих группах. Цель - сделать многоаспектный анализ по предложенному плану).

Например,

1. Композиционно-содержательный анализ:

- определить тему, главную мысль (идею);

- выделить количество микротем (по количеству абзацев);

- объяснить структуру текста (построение).

2. Орфографо-пунктуационный анализ:

- объяснить правописание суффиксов в словах: старинный, прочитанное,

произнесенное.

- объяснить правописание приставок в словах:

а) передавших, постройки, прошагав;

б) бесконечное, изредка.

Чем различаются правила правописания приставок первой и второй групп?

- найти в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, объяснить постановку знаков препинания.

3. Собственно языковой анализ:

- фонетический (найти примеры полногласия, открытости слогов, охарактеризовать ассонансы, аллитерации, звучность текста, соответствие текста фонетическим нормам современного русского литературного языка);

- словообразовательный (выявить суффиксы с оценочным значением, наличие сложных слов, аббревиатур и т.д.);

- лексический (провести анализ лексики с точки зрения происхождения (исконная, заимствованная), сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, общеупотребительные слова и т.д.);

- морфологический (определить преобладание частей речи и их текстовое

значение);

- синтаксический (определить преобладание особых синтаксических конструкций, охарактеризовать связь предложений в тексте и т.д.).

4. Стилистический анализ:

- определить стиль текста и обосновать свой вывод;

- выявить характерные для стиля языковые средства и приемы создания образности;

- проанализировать текст на наличие тропов (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений и др.) и стилистических фигур речи (эпифор, анафор, синтаксических параллелизмов, риторических вопросов и др.).

5. Типологический анализ:

- определить тип речи и обосновать свой выбор;

- проанализировать текст на предмет смешения типов речи.

С анализом каждого блока выступает представитель группы. Членами других групп дается рецензия на ответ, затем подводится итог, называется лучший ответ.

Итог урока.

Учитель: Сегодня на материале текста о родном городе мы изучали один из жанров публицистической прозы - эссе. Доказали, что основной стилистической чертой эссе является преломление очеркового содержания через личностное восприятие автора, позволяющее в полной мере выразить чувства, мысли, эмоции; в тексте, над которым работали на уроке, - любовь к родному краю, преданность любимому городу, гордость за историю родной земли.

Домашнее задание.

Повторив материалы § 32 учебника русского языка для 9 класса под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта и др. (М.: «Дрофа», 2005), написать эссе-миниатюру на одну из тем: «Я и мой город» (задача - показать, что для человека значит родной город) и «Мой город и я» (задача - показать, как формируется и раскрывается личность человека под влиянием мира родного города).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБРАЗЦЫ ЭССЕ-МИНИАТЮР О РОДНОМ ГОРОДЕ Я и мой город

У каждого человека есть родина - место, где он родился. Для меня родиной является город Благовещенск. Широкие светлые улицы, уютные скверики, красивые старинные дома. Мой город тихий и спокойный. Жители доброжелательно относятся друг к другу, радушно принимают гостей. К нам приезжают многие известные люди, и все они с теплотой отзываются о нашем городе.

Я очень люблю гулять по Благовещенску. Каждая улочка, каждая аллейка напоминает мне о чем-то приятном или же, наоборот, печальном. Когда мне бывает грустно, я иду на набережную Амура. Вид на реку, улыбчивые лица прохожих поднимают настроение, и я забываю о плохом.

Жители нашего города любят в праздничные дни собираться на центральных площадях. Особенно весело и интересно проходит День рождения Благовещенска. Люди встречаются со своими друзьями, знакомыми, гуляют по набережной Амура, участвуют в различных конкурсах. И все радуются, поздравляют друг друга - ведь так хорошо быть жителями нашего светлого города. Для меня Благовещенск - самый лучший город на земле: он дал мне жизнь, подарил счастливое детство и юность, в нем я живу с надеждой на прекрасное будущее.

Николаев Андрей, 2005 г.

Мой город и я

Я люблю эту землю, и в сиянье, и темную, И покрытую снегом, и пургой заметенную;

Небо синюю кровлю уронило на землю, Сердцем, всей своей кровью, я люблю эту землю.

Л.Завальнюк.

Удобно расположился мой город у слияния двух рек - город Благовещенск, основанный 17 июля 1858 года по приказу генерал-губернатора графа Муравьева-Амурского, памятник которому, спустя более чем сто лет, встал в бронзе на цокольной, прямой, как стрела, набережной Амура. В руках у первого губернатора Айгуньский договор, взор обращен к востоку, откуда весной повеет черемухой и полевыми цветами.

Вдоль всего города катит и катит свои воды Амур-батюшка, темный красавец, черная вода. Даже А.П.Чехову трудно было описать такие красоты, как амурские берега: «Я пасую перед ними и признаю себя нищим». А красавица Зея - это драгоценность нашего края!

Известно, что родина - это не только страна, но и дом, улица, река, город... А как же живется мне, девочке, выросшей в этом городе?

Жизнь бурлит, кипит страстями, несет и несет меня. В сумасшедшем водовороте одно спасение - город детства. Можно пройтись по улицам, любуясь домами, набережной, чтобы вдохнуть тонкого, пронизывающе чистого воздуха. Можно постоять перед золотыми куполами собора (душа всегда тоскует о таких соборах) и войти в его таинственную тишину, где так понятно величие Господа, где стоишь и просишь помощи Его. А улицы бурлят магазинами, рынками, машинами - мирской суетой. Жизнь продолжается.

Ноябрь. Выхожу на балкон. Летят и летят белые хлопья снега. Асфальт дороги темный и густой. Падают снежинки и сразу тают. Деревья в сказочном уборе. Вдруг зажегся фонарь, и искорки-снежинки загорелись красным и синим хрусталем. Мне радостно. Пройдет зима, наступит весна. Зеленым пламенем вспыхнут травы, расцветут нежные, как фарфоровые, желтые саранки с чудным запахом. Запоет, засвистает, заликует мир. На заре своей жизни я люблю эту землю и этот город на слиянии рек.

Игнатенко Анастасия, 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.