В разделе «Школа» представлены методические разработки занятий по русскому языку и литературе с учетом регионального компонента в школе и в вузе. Это статья Г.К. Алексеевой об использовании текстов о родном городе на уроках русского языка в средней школе и статья Н.И. Белозубовой о специфике реализации лингвокультурологического подхода на занятиях по РКИ на материале поэтического теста о г. Благовещенске.
Материалы раздела будут интересны учителям русского языка и литературы, преподавателям русского языка как иностранного, а также всем интересующимся культурным и историко-литературным наследием г. Благовещенска.
УДК 372.881.116.11 Г.К. Алексеева
ТЕКСТЫ О РОДНОМ ГОРОДЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
В 5 КЛАССЕ)
В статье представлены материалы к уроку на тему «Однородные члены предложения» для учащихся пятых классов. Дидактической базой послужили предложения и тексты о родном городе, что способствует формированию не только лингвистических компетенций, но и гражданской позиции школьников.
Ключевые слова: методика преподавания, русский язык, синтаксис, однородные члены предложения, пунктуация, лингвистическое краеведение.
The article presents a lesson on "Parallel structures in a sentence " for the 5th grade students. The lesson is based didactically on sentences and texts about students' native city, which helps to develop not only students' linguistic competence, but also their active social position.
Keywords: teaching methods, Russian language, syntax, parallel structures in a sentence, punctuation, linguistic studies of local area.
Урок посвящен обобщению и систематизации знаний по теме «Однородные члены предложения» и рассчитан на учащихся 5-х классов средней полной общеобразовательной школы. Особенность урока состоит в том, что у школьников формируются не только лингвистические компетенции, но и воспитывается любовь к малой родине - городу Благовещенску. Работа проводится на основе текстов и предложений, тематически связанных с родным городом, презентация знакомит с его достопримечательностями. Особое место на уроке занимает работа по развитию речи; используются как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Цель урока - закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме «Однородные члены предложения».
Задачи урока:
1) обобщить знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания;
2) формировать и развивать способность использовать ряды однородных членов предложения;
3) учить использовать в процессе создания собственных высказываний ряды однородных членов предложения;
4) рассмотреть на практике возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Оборудование:
1) презентация «Однородные члены предложения»;
2) таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»;
3) карточки с индивидуальными заданиями учащимся.
Учебник: Русский язык. 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.П. Леканта. М.: Дрофа, 2012 [1].
Этапы урока
I. Организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке. Чтение фрагмента стихотворения «Благовещенск».
По улице Амурской, широкой и прямой, Бежит девчонка русская с пушистою косой, А за Амуром-батюшкой, в таком же городке, Мальчишка-китайчонок торопится к реке. Два города - два детства. Два мира - две судьбы. Хэйхэ и Благовещенск на глобусе Земли [2, с. 6]. Вопросы учащимся:
- О чем это стихотворение?
- Назовите слова из этого стихотворения, которые вам нравятся больше всего? Почему?
- Как вы думаете, как это стихотворение связано с учебным предметом «русский язык», с изучением синтаксиса?
На сегодняшнем уроке мы будем говорить об однородных членах предложения (ОЧП):
1) вспомним, что такое ОЧП;
2) повторим, какие знаки препинания ставятся в предложениях с ОЧП;
3) будем определять синтаксическую функцию ОЧП;
3) научимся грамотно использовать в своей речи предложения с ОЧП.
Материалом для нашей работы будут служить предложения и тексты о нашем родном городе Благовещенске, которому в июле 2016 г. исполняется 160 лет.
II. Работа по нахождению ОЧП, правильной расстановке знаков препинания.
- Запишите предложения и расставьте знаки препинания.
Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы. Вырос город Благовещенск [2, с.
34].
- Обратите внимание на написание глаголов растворились и исчезли. Какое орфографическое правило надо использовать, чтобы правильно написать приставки в этих словах? Выделите приставку, подчеркните орфограмму.
- С какой интонацией надо читать первое предложение? Почему?
- Назовите ряды ОЧП из первого предложения.
- Найдите слово, к которому относится каждый ряд ОЧП. Задайте от него вопрос и определите, какую синтаксическую функцию выполняют ОЧП.
III. Систематизация ранее полученных знаний.
- Вспомним, что надо знать и что надо уметь для того, чтобы грамотно и безошибочно использовать в устной и письменной речи ОЧП.
Надо знать признаки ОЧП. Надо уметь находить в тексте ОЧП, правильно расставлять знаки препинания, употреблять ОЧП в своей речи.
- Вспомним признаки ОЧП.
Относятся к одному и тому же слову; отвечают на один и тот же вопрос (выполняют одну и ту же синтаксическую функцию); произносятся с перечислительной интонацией.
IV. Отработка умений выделения в предложении ОЧП, расстановки знаков препинания.
- Найдите в предложении ОЧП, расставьте знаки препинания (предложение записывается на доске).
Незаметно подкралась к Благовещенску зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами. Она завалила набережную, улицы и дома сахарными хлопьями снега [2, с. 34].
- Обратите внимание на написание глаголов подкралась, обрушилась и завалила. Какое орфографическое правило надо использовать, чтобы правильно написать приставки в этих словах? Выделите приставки, подчеркните орфограммы.
- Какова общая грамматическая особенность записанных предложений?
- Посмотрите на слайд презентации, где изображены схемы однородных членов предложения (схемы записанных в тетрадях предложений на слайде презентации).
- Обратите внимание на значение глагола подкралась (подкралась зима). В прямом или переносном значении употреблен глагол? Докажите свою точку зрения.
- Как называется такое изобразительно-выразительное средство?
- В словосочетании сахарные хлопья снега в каком значении употреблено прилагательное сахарные: в прямом или переносном? Докажите свою точку зрения.
- Как называется такое изобразительно-выразительное средство?
- С какой целью используются различные изобразительно-выразительные средства в художественных текстах? Приведите примеры из известных вам стихотворений о родном городе. (На уроке литературы учащиеся рассказывали наизусть стихотворения о Благовещенске [3]).
V. Актуализация знаний об использовании союзов в предложениях с ОЧП.
- Как могут быть связаны между собой ОЧП?
- Какие союзы могут использоваться в предложениях с ОЧП? Приведите примеры.
- Особое внимание заслуживает союз ДА. Запишите в тетрадь и проанализируйте предложения, представленные на слайде презентации. Сделайте вывод о синонимии сочинительных союзов.
Примеры предложений:
Зея да Амур омывают Благовещенск.
Вырастают, уезжают дети, да не забывают свой родной город.
- Что нужно знать об использовании союза ДА?
- Как пригодится на практике изученное?
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 170 [1]. Познакомьтесь со схемами однородных членов предложения.
- Определите на слух синтаксическую функцию однородных членов в каждом предложении:
Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно. Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят.
- Начертите схему каждого предложения на доске и в тетради.
- Составьте предложения, используя схемы (схемы демонстрируются на слайдах презентации):
_и_омывают набережные Благовещенска.
В Благовещенске я больше всего люблю---, —, —.
В скверах Благовещенска растут —и —деревья. В городских парках дети =====, ======.
- Сделайте вывод о том, какие синтаксические функции могут выполнять однородные члены предложения.
Работа с синквейном, представленным на слайде презентации:
Благовещенск
Родной и красивый
Живу, горжусь, любуюсь
Я люблю этот город
Родина
- На основе синквейна составьте текст о Благовещенске. Выделите однородные члены в каждом предложении, объясните постановку знаков препинания.
VI. Итог урока.
- Что необходимо знать, чтобы правильно находить ОЧП в предложении и уметь расставлять знаки препинания?
- Давайте проверим свои знания (демонстрируются слайды презентации с вопросами теста).
Тест
1.Какие члены предложения называются однородными?
а) отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?;
б) относящиеся к подлежащему;
в) отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову;
г) отвечающие на один и тот же вопрос.
2) Как связаны между собой однородные члены?
а) связаны только интонацией;
б) связаны знаками препинания;
в) связаны любыми предлогами;
г) связаны интонацией перечисления или сочинительными союзами.
3) Когда между однородными членами ставится запятая?
а) ставится, если они связаны бессоюзной связью;
б) ставится всегда;
в) не ставится никогда;
г) ставится перед одиночным союзом И.
4) Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?
а) перед одиночным союзом И;
б) перед всеми союзами;
в) перед союзами А, НО;
г) запятая никогда не ставится.
- Сделайте вывод о том, что вы узнали и чему вы научились на уроке.
Домашнее задание:
1) составьте и запишите три предложения с однородными членами, используя союз ДА в значении И, А, НО;
2) напишите небольшой текст о ваших любимых местах в Благовещенске, используя ОЧП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.П. Леканта. М.: Дрофа, 2012. 317 с.
2. Люблю тебя, мой город на Амуре... Творчество благовещенских школьников. Благовещенск, 2003. 68 с.
3. Любви благая весть. Стихи и песни о городе. Серия «Благовещенск. Из века в век». Благовещенск: ООО «Издательская компания «РИО», 2006. 72 с.