Научная статья на тему 'Использование элементов НФТМ триз на уроке русского языка в начальной школе'

Использование элементов НФТМ триз на уроке русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА / CONTINUOUS FORMATION OF CREATIVE DEVELOPMENT (CFCD) / CREATIVE THINKING / THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINARY / CONTINUOUS EDUCATION / THE TECHNOLOGY OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юхно Татьяна Григорьевна

В статье предлагается вариант урока, включающего пропедевтические задания к изучению ТРИЗ, нацеленные на развитие творческого воображения и НФТМ. При составлении урока учитывались главные дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ: принцип развития интеллектуальной активности личности, принцип развития и воспитания личности через творчество, принцип непрерывности творческого развития, принцип положительного эмоционального фона, принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юхно Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using TRIZ on lesson NFTM Russian language in primary school

The article offers a version of a lesson which includes preparatory tasks for studying the theory of inventive problem solving (TIPS). They are aimed to develop creative imagination and Continuous Formation of Creative Development (CFCD). The main didactic principles of CFCD -TIPS are taken into account in the lesson: the principle of development of an intellectual active person, the principle of development and education of a person by means of creativity, the principle of the creative development continuity, the principle of positive emotional background, the principle of subject integration with creativity methodology TIPS.

Текст научной работы на тему «Использование элементов НФТМ триз на уроке русского языка в начальной школе»

учащихся в качестве домашнего задания реально предложить учащимся ряд головоломок с геометрическим содержанием [5].

В целях развития логического мышления учащихся нужно предлагать им самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Такая возможность предоставляется в условиях выполнения логически-поисковых заданий [5], которые обеспечат преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим.

Каждая текстовая задача и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках геометрии и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. Только в этом случае обучение математике в целом будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.

Таким образом, единственным качественным и плодотворным путем развития творческого мышления учащихся становится максимально полное раскрытие их потенциальных возможностей, природных задатков, а учителю необходимо создать модель полноценной развивающей деятельности для учащихся, чтобы потенциал реализовался. Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М. 2011. - с.4

2. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

3. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). - М.: Знание, 2011. -62 с.

4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. У84 Педагогика креативности. Прикладной курс научного творче-ства: Учебное пособие. - Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 216 с. Геометрия. 7-9классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. - 20 изд. - М. : Просвещение, 2010. - 384 с.

5. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Chepizhenco Olesya Nikolaevna,

the teacher of mathematics of the Municipal comprehensive school №8, Kovrov, Vladimir region. lesmi33@mail.ru

Summary: The elements of development of students' creativity at the Geometry lessons are shown in this article. The author describes a detailed plan of the lesson including all the stages of creative task system according to the innovative lesson structure, consisting of 8 blocks. The first unit provides the motivation of students to engage in work, the second block and sixth contain basic program material, the third block is emotionally - psychological relaxation. In the fourth section, students are asked a series of tasks, where early unknown facts students acquire when learning of real objects and are able to formulate the hypothesis. In the fifth section a system of training exercises to move from simple to complex is given. The seventh block is a computer-based intellectual support. And at last, the eighth block reflects feedback from students. Keywords: creativity, school children, geometry, creativity, problem solving, development of interest in the subject.

Юхно Татьяна Григорьевна,

заместитель директора по УВР, учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №35 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Сыктывкар. tatjanajukhn@mail.ru

Использование элементов НФТМ ТРИЗ на уроке русского языка в начальной школе Аннотация. В статье предлагается вариант урока, включающего пропедевтические задания к изучению ТРИЗ, нацеленные на развитие творческого воображения и НФТМ. При составлении урока

учитывались главные дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ: принцип развития интеллектуальной активности личности, принцип развития и воспитания личности через творчество, принцип непрерывности творческого развития, принцип положительного эмоционального фона, принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ.

Ключевые слова: творческое мышление, развитие творческого воображения, непрерывное образование, технология творчества.

1. Вступление. «ТРИЗ» и жизнь.

Целью системы образования является воспитание разносторонне развитой личности с серьёзным интеллектуальным потенциалом. В связи с переходом отечественной системы образования на ФГОС второго поколения [1] усилилась потребность в совершенствовании методов и приёмов работы, которые позволят развить в учащихся креативность, самостоятельность мышления, способность к решению сложных жизненных задач нестандартными методами.

В течение достаточно долгого времени система образования в нашей стране была традиционной. В основном, главными результатами её были ЗУН, сформированные у обучающихся. Что такое ЗУН?

З - знания, которые, в основном, давались в готовом виде (репродуктивно): объяснили - воспроизводи.

У - умения, которые также уже в готовом виде преподносились обучающимся.

Н - навыки, результат постоянного тренинга. Чем больше человек тренировался, тем прочнее были навыки.

Но встаёт вопрос - если мы научим ребёнка выполнять ряд операций и даже доведём их выполнение до автоматизма, подготовим ли мы его к дальнейшей жизни? Сможет ли он, которому все задания преподносились в адаптированном, удоборешаемом виде, справляться с теми «неформатными» задачами, которые преподносит ему жизнь? Едва ли. Во всяком случае, ему придётся самому восполнять те пробелы образования, которые обнаружатся в ходе дальнейшей жизни.

Мне представляется, что тот подход, который предполагает система НФТМ ТРИЗ, разработанная Г.С. Альтшуллером, как раз и отвечает тем требованиям, которые предоставляет жизнь.

Что же такое НФТМ?

НФТМ и РТВ - непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческого воображения учащихся; предполагает многоуровневое непрерывное образование, начиная с дошкольного и заканчивая постпрофессиональным, в возрасте после 60 лет.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, причём в самых разных областях. Человек, владеющий технологией ТРИЗ, должен усвоить универсальные принципы, которые актуальны в самых разных сферах деятельности.

Исходная позиция системы НФТМ ТРИЗ - каждый ребёнок талантлив от Природы. Принцип работы - воспитание личности через творчество.

Задача - создать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития [5].

Также важно то, что заниматься формированием творческого мышления можно начать в любом возрасте [4].

Цель системы НФТМ ТРИЗ - формирование творческой личности учащихся, то есть личности, способной решать творческие задачи любого уровня интеллектуальной и творческой сложности.

Помимо всего прочего, активная интеллектуальная деятельность продлевает жизнь. Об этом писал Норберт Кюне в своей книге «Wie Kinder Sprache lernen» [3]. Он рассказал о монахинях монастыря в штате Миннесота (США), которые достигали очень преклонного возраста благодаря тому, что занимались интеллектуальной деятельностью. Даже в глубокой старости они оставались здоровыми и очень активными, занимались преподавательской деятельностью (одна - до возраста 97 лет) благодаря головоломкам, постоянному участию в дискуссиях.

Познавательная активность и вербальное взаимодействие приводит к тому, что люди гораздо реже страдают от болезни Альцгеймера и других болезней.

Технология НФТМ ТРИЗ призвана не только сделать ребёнка более успешным в учении, но и улучшить качество жизни взрослого человека (решение задач, приводящих к успеху в деле, которым он занимается), и продлить жизнь, причём жизнь активную, при которой человек является полезным членом общества и сам чувствует свою нужность.

Система НФТМ ТрИз основана на поисково-познавательной деятельности человека и направлена на развитие фантазии и творческого воображения обучающихся.

Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся идёт рука об руку (интегрируется) с системой общего образования и направлено на:

- преодоление инерции мышления;

- развитие творческого воображения и умелое управление его процессами;

- изучение, овладение и умелое применение для генерирования новых творческих идей методологии творчества.

А способность и готовность к творчеству, характеризующая личность в целом и проявляющаяся в различных сферах активности, склонность к нестандартным способам решения задач, способность к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов и называется креативностью (от латинского creatio - созидание) [5].

В настоящее время, когда резко увеличились темпы развития науки, а «технический прогресс опустился на глубины и поднялся до небес», вторгаясь в самые разные сферы и области, методы проб и ошибок, как и методы активации перебора возможных вариантов - это путь в тупик.

Г. Альтшуллер, автор технологии «ТРИЗ», писал: «За многие тысячи лет, прошедшие с тех пор, как началась история человека, всё изменилось. Неизменной осталась только технология создания новых изобретений - МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК. Эта технология творчества предельно неэффективна в условиях современной НТР... Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и поэтому может быть неограниченно расширен. Творческая революция по своему значению, по-видимому, не уступает революциям научной, технической, космической» [2].

2. Урок русского языка с элементами системы НФТМ-ТРИЗ.

Начальная школа - период, когда систематизируются знания, полученные в дошкольный период и формируется мыслительная деятельность. Важно, чтобы человек не приучался на данном этапе быть потребителем, а сам начинал заниматься поисковой деятельностью.

Разработчики системы НФТМ ТРИЗ рекомендуют с этой целью свести к минимуму долю репродуктивного обучения, а в содержание обучения ввести общеразвивающий цикл курсов по методологии творчества - науки о приёмах решения творческих задач.

В начальных классах закладываются основы методологического творчества, развивается творческое воображение и фантазия. Ребёнок учится различным способам разных видов активной деятельности:

- действиям с головоломками;

- размышлениям об удивительных предметах;

- решению компьютерных пространственных задач.

Структура урока, разработанная в системе «НФТЛ ТРИЗ», выглядит так:_

№ Блоки урока Сокращение Время, в минутах Примечание

1 Мотивация («Встреча с чудом») М 5

2 Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф+пропедевтика ТРИЗ). СЧ-1 20

3 Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза). ПР 5

4 Головоломка. Г 10

Перерыв

5 Интеллектуальная разминка ИР 10

6 Содержательная часть программного матери-ала(ТВ и Ф+пропедевтика ТРИЗ). СЧ-2 15

7 Компьютерная интеллектуальная поддержка КИП 10

8 Резюме Р 5

3. Урок русского языка в системе НФТЛ.

Тема: Запятая в простом и сложном предложении. Закрепление. (4 класс).

Цель: Обучающая: 1. Закрепить изученные случаи постановки знаков препинания в предложениях.

2. Развивать творческое воображение и фантазию учащихся._

Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся

1. М - Ребята, сегодня на уроке мы постараемся, как обычно, не только вспомнить ранее изученный материал, но и узнать много нового. Но, прежде чем приступить, послушайте историю: Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала её. Тогда девочка отправила телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следую-щее:«Быть дома нельзя идти в поход». [6] - Кто хотел бы, чтобы девочке разрешили идти? Как превратить предложение в «разрешительное»? - Кто, как и бабушка, думает, что идти в поход только с одноклассниками, без сопровождения взрослых, неосторожно, превратите предложение в запрет. - С помощью каких магических символов вам удалось выполнить мои задания? - Как изменился смысл предложения? - Знакомы ли вам примеры подобного преобразования предложений в результате изменения места запятой в нём? - Как вы считаете, важно ли уметь правильно ставить знаки препинания в предложении? - Сформулируйте тему урока. - Нужно поставить запятую после слова «нельзя»: «Быть дома нельзя, идти в поход». - Нужно поставить запятую после слова «дома»: «Быть дома, нельзя идти в поход». - Эти магические символы - запятые, знаки препинания, которые употребляются в предложениях. - Стал практически противоположным. - (Возможный ответ) В сказке «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака Принцесса писала предложение «Казнить нельзя помиловать». - Да. - Знаки препинания в предложениях.

2. СЧ-1 (ТВ +ф) Вспомните, в каких случаях в предложении ставится запятая? - Запятая отделяет друг от друга простые предложения в составе сложного; в простом

- Какова роль запятой в первом задании? - Давайте выполним творческое задание. Постарайтесь подобрать к каждому слову в данном предложении антонимы (помните, что антонимы могут быть и контекстуальные, ситуативные) Разгадайте предложение, зашифрованное мной с помощью антонимов: «Здесь на знакомом бездорожьи Следы известнейших людей». - Охарактеризуйте предложение. - Давайте постараемся создать в воображении пушкинских невиданных зверей, которых я назову. Составьте о них простые предложения, осложнённые однородными членами предложения - Быкозавр, крококот, белкомот - Прочитайте предложение: На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. Дайте характеристику данному предложению. - Сколько однородных членов насчитали? - Запишите предложение дважды: чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, а в другом случае - о четырёх. - Поднимите руку, кто из вас когда-либо был на вокзале. Сейчас мы выполним упражнение «Составь противоречие». - Назовите, пожалуйста, полезные характеристики вокзала. - Молодцы. А теперь - отрицательные характеристики вокзала. - А теперь, используя противоположные характеристики, попытайтесь составить сложные предложения. - Распространите любое из составленных предложений с помощью однородных членов предложения. - Давайте подведём итог: - В каких случаях в предложениях ставятся запятые? - Так ли важно ставить запятые в нужных местах, или место запятой в предложении может варьироваться? предложении - отделяет однородные члены предложения друг от друга и обособляет сравнительные обороты. Запятая отделила друг от друга простые предложения в составе сложного. (1 основа - быть, 2 основа - нельзя идти) или (1 основа - быть нельзя, 2 основа - идти). Антонимы: - Быть - казаться, не существовать, ... - Дома - в гостях, на улице, в отъезде, ... - Нельзя - можно, допускается, ... - Идти - стоять, бежать, ... - Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»). Простое, назывное, основа выражена подлежащим «следы». - Быкозавр был могучий, высокий, с длинными острыми рогами. - Крококот имел зелёную пушистую, мягкую шкуру. - Белкомот прекрасно плавал, нырял, бегал по дну, пускал фонтанчики из ушей с кисточками. (дети записывают предложения, объясняют расстановку знаков препинания в простых предложениях). - Предложение простое, осложнено однородными членами. - 4 5 - На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. 4 - На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища. (Версия: ...мать, сестру, брата своего, товарища - неверная, так как в данном случае допущена инверсия - нарушение традиционного порядка слов в предложении). - Вокзал красивый, там много сидений, тепло, много интересных пассажиров, рядом - перрон, останавливаются поезда. - На вокзале всегда толчея, в ларьках и магазинах на вокзале всё очень дорого, там разные люди, случаются кражи, иногда ожидание поездов затягивается из-за отставания в расписании Здания вокзалов очень красивые, но в них почти всегда полным-полно народа. Рядом с вокзалом находится перрон, где останавливаются самые разные поезда, но иногда они опаздывают. Здания вокзалов очень красивые, просторные, величественные, но в них зачастую царит толчея. - Отделяют простые предложения в составе сложного и однородные члены в простом, если при них нет союзов «и», «да» в значении «и». - Важно, так как запятая может изменить смысл сказанного на противоположный, а также она может привести к появлению инверсии в предложении.

3. Игра. Отдохнём. Я буду называть пары слов. Если это синонимы, поднимите руки вверх, если антонимы, то - присядьте, а если слова случайные, стойте, опустив руки. Далеко - близко, орать - кричать, удалять - приближать, сесть - встать, кроить - шить, смелый - храбрый, добрый-сочувствующий, шустрый-быстрый, преступление - нарушение. Дети выполняют упражнения.

4. Головоломка. Чтобы немного развеяться, решите головоломку: Дети составляют таблицу:

Встретились три подруги: Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было чёрное платье, на другой - красное, на третьей - белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то у всех троих цвет платьев не соответствует фамилиям» [7]. Платье фамилия белое черное красное

Белова -

Чернова - -

Краснова + -

Либо решают данную задачу с помощью графа.

Перерыв.

5. Интеллектуальная разминка. Лес -___ Горе -____ Мороз -Хотеть -Темнота -Крепость -Сообщение -Невиданный -Равнодушный - Бор, беда, стужа, желать, потёмки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный. В завершение - подводятся итоги, выясняется, кому задание далось легко, у кого - вызвало затруднение.

6. СЧ-2. - Прочитайте стихотворение. Восстановите пропущенные знаки препинания в данном стихотворении, объясните их расстановку. Ты богат я очень беден, Ты прозаик я поэт; Ты румян как маков цвет, Я как смерть и тощ и бледен - Итак, назовите три случая, которые мы повторили, при которых в предложении ставятся запятые. - Отгадайте загадку: Как сумка, но без ручек, Как конверт, но не плоский, Как портфель, но лёгкий. Что это? Автор этой загадки - ребёнок, ваш ровесник. А теперь оглянитесь вокруг и выберите предмет из окружения. • Подумайте, с чем его можно сравнить (схожесть) • подумайте, в чём отличие между двумя схожими предметами • Постарайтесь установить данные связи с несколькими предметами. Сформулируйте предложения, можно в рифму. А теперь давайте составим метафоры. Метафора создаётся путём переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Итак, метафора про шкаф. 1. Что? 2. Какой? 3. Кто такой же? 4. Где? 5. В каком? 6. Какого? Что получилось? Составьте полное предложение. Какой случай употребления запятой представлен в данном предложении? - Сравнения и сравнительные обороты «...как маков цвет...», «...как смерть...», обособлены запятыми, сложное предложение, «...и тощ, и бледен...» - однородные члены, обособлены, так как при них - повторяющийся союз «и». Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. - Обособление сравнений и сравнительных оборотов, - однородные члены при повторяющихся союзах «и», - сложные предложения. - Папка. Как солнце, но не в небе; Как груша, но несъедобная. Что это? Шкаф. Громоздкий, высокий, могучий. Богатырь. В классе, в углу. В светлом, уютном. Светлого, уютного. Высокий богатырь в классе. Высокий, могучий богатырь возвышался в углу уютного, светлого класса. - При однородных членах.

7. КИП - Начинаем работу с компьютером.

Расставьте запятые в тексте, где это нужно, объясните их расстановку. Уместны ли варианты? Коля пел так как пели все. Было светло так что всякий камешек был виден на дороге. Постарайтесь придумать и напечатать предложение, в котором постановка запятой также была бы уместна в разных местах. Коля пел, так как пели все. Коля пел так, как пели все Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге. (Инверсия: так светло) Варианты:

8. Резюме. Чтобы подвести итог урока, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн - стихотворение, но не простое, а написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна. Запятая

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль. молчаливая, беззвучная,

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы. останавливает, обособляет, разграничивает,

4 строка - фраза, несущая определенный смысл. ставится в предложении, в разных случаях

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). знак препинания.

- Я хочу поблагодарить вас за работу, и сказать, что мне было очень интересно с вами. Как работалось вам? Возьмите в руки листочки с заданиями для рефлексии. Кто не встретился с затруднениями на уроке, поставьте зелёный кружок, кто встретился, но в ходе занятия сумел их сам разрешить, жёлтый, а у кого остались вопросы - красный. Кто желает, запишите свой вопрос на листочке, мы постараемся на следующем уроке разобраться в нём. Спасибо за работу.

В данном уроке представлены методы создания речевых творческих продуктов: ассоциативных загадок, метафор. Подбор заданий (антонимы, синонимы, метафоры, синквейн) нацелен на расширение активного словаря обучающихся, формирование мышления и творческого воображения.

Урок закрепления материала позволил не только повторить использование запятой в предложении в изученных случаях, но и поработать над развитием воображения обучающихся, что является пропедевтикой к знакомству с ТРИЗ.

Дети в начальной школе активно участвуют в создании «творческих продуктов», они с удовольствием работают над решением головоломок. Важно подобные уроки ввести в систему, необходимо предоставить возможность детям не только усваивать знания, но и являться созидателями, творцами чего-то нового, пусть маленького стихотворения, главное - постоянно, так как «...настоящее движение люди поступательным зовут...». И, кроме того, как мы выяснили, формирование творческого мышления призвано и способно улучшить качество жизни человека. Ссылки на источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897-ФЗ.

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Петрозаводск. «Скандинавия», - 2003. - с.173 - 185.

3. Kuehne N. Wie Kinder Sprache lernen. - Darmstadt: Primus Verlag, 2003. - 185с.

4. Зиновкина М. М. - НФТМ-ТРИЗ.: Креативное образование 21 века. Теория и практика. М.: МГИУ, 2008. - 306 с.

5. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы.//Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1202.htm.

6. Ходова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 222с.

7. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. - М.: Просвещение, 2006. - 93с. Tatyana Yukhno,

a school principle deputy an elementary school teacher of secondary school# 35. Syktyvkar. tatjanajukhn@mail.ru

Summary. The article offers a version of a lesson which includes preparatory tasks for studying the theory of inventive problem solving (TIPS). They are aimed to develop creative imagination and Continuous Formation of Creative Development (CFCD). The main didactic principles of CFCD -TIPS are taken into account in the

lesson: the principle of development of an intellectual active person, the principle of development and education of a person by means of creativity, the principle of the creative development continuity, the principle of positive emotional background, the principle of subject integration with creativity methodology TIPS. Keywords: creative thinking, the development of creative imaginary, continuous education, the technology of creativity, Continuous Formation of Creative Development (CFCD)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Витова Алёна Витальевна,

Учитель математики, МАОУ «Гимназия № 1», Великий Новгород avitova@mail.ru

Эдьютеймент на уроках математики Аннотация: В статье рассматривается такая форма обучения математике как «эдьютеймент». Автор показывает необходимость развития творческого мышления на уроках математики и приводит примеры использования игровой деятельности и моделирования на уроках. Ключевые слова: обучение с увлечением, обучение с развлечением, эдьютеймент, игровая деятельность, творческое мышление.

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»

К.Д. Ушинский

Известно, что ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте не страдает такими «комплексами», как «не умею», «не могу», «не знаю». Он с интересом идет в детский сад, смело лепит, строит, рисует, без стеснения поет, с радостью впервые приходит в школу. А через некоторое время многие дети перестают радоваться, созидать, творить - только по той простой причине, что их начинают учить и только учить, не давая при этом свободы саморазвития, свободы выбора. Ученики сами не ставят перед собой задач, не ищут пути их решения, они просто следуют за указкой учителя, у многих исчезает мотивация обучения, они перестают творить [3, 6].

Наше современно развивающееся общество требует образованных, предприимчивых, коммуникативных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся динамизмом, мобильностью, конструктивностью и обладающих развитым чувством ответственности. Задача учителя - дать ребенку все это, научить его учиться, научить его творчески мыслить.

Задача развития творческого мышления, расширения творческих возможностей давно и прочно вошла в концепции развития образовательных учреждений. И, понимая, что устарешие методы бесполезны, мы должны развивать и создавть свой способ преподавания и обучения, думать по-новому, учить по-новому. Под «творчеством» понимать не только процесс создания качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания объективно нового, а саму способность ученика более гибко рассуждать, находить альтернативные решения, взаимодейстовать с одноклассниками и с учителем, добиваться успеха на каждом шаге своей деятельности [2].

«Творчество - акт творения мира из ничего» - писал американский лексикограф Н. Уэбстер. И современный учитель в современной школе должен показать современному ученику, как можно создавать этот мир. Существуют теории и методики, позволяющие научить человека творчески мыслить. Это известные и широко применяемые методы Генриха Альтшуллера (ТРИЗ), Роберта Штернберга (интеллект успеха), Эдварда де Боно (латеральное мышление), методы развития критического мышления, проблемное обучение и многие другие [4, 8, 9].

Появился и еще один новый метод - это слияние образования и игры.

«Эдьютейнмент» («эдьютеймент», «эдутэймент») - обучение с развлечением. Этимологию слова легко проследить, оно произошло от слияния двух английских существительных: education - образование и entertainment - развлечение.

Впервые слово появилось еще в 1948 году в студии Уолта Диснея для обозначения формата захватывающего документального сериала. Но сегодня смысл немного другой. Эдьютейнмент - это образование в развлекательном формате, «учись развлекаясь, развлекайся в процессе обучения». Суть развлекательного обучения - знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме. Можно рассказывать о чем угодно - истории, литературе, фотографии, общественных проблемах. Главное, чтобы не было скучно.

На Западе - это называют образование через развлечения. В России - это тренинги, мастер-классы, публичные лекции, семинары. Все то, что заменяет академическую форму чем-то более современным, способным увлечь, заинтересовать, научить творить, размышлять.

Подобная форма обучения: «учимся и играем» активно используется во многих центрах дополнительного образования. Но применима она и в классно-урочной форме.

Это современный, эффективный способ обучения, который позволяет сделать увлекательным процесс изучения трудно воспринимаемых для некоторой части детей предметов, таких как математика, физика, да и любая исследовательская деятельность, эта форма обучения - «эдьютеймент» -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.