Научная статья на тему '«ЭСКОМ» и проблемы южноафриканской энергетики'

«ЭСКОМ» и проблемы южноафриканской энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЭСКОМ» / электроэнергетика ЮАР / веерные отключения / коррупция / кризис / ESKOM / South African energy system / electricity blackouts / corruption / crisis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скубко Юрий Сергеевич

Длительное время индустриальное развитие Южно-Африканской Республики (ЮАР) стимулировалось дешевым, обильным и бесперебойным электроснабжением через единую энергосистему (образована в 1969–1973 г.) во главе с компанией «ЭСКОМ» , крупнейшим производителем электроэнергии на континенте и еще недавно одним из ведущих в мире государственных энергетических предприятий. Созданная столетие назад как Комиссия по электроснабжению и ранее весьма успешная компания, сегодня ‒ предприятие-банкрот с огромными долгами. Регулярные и все более продолжительные веерные отключения электричества вот уже свыше полутора десятилетий блокируют экономический рост и серьезно снижают качество жизни населения. Построенные еще при апартеиде электростанции на угле и энергосети ветшают. Возводимые с опозданием новые ‒ в перманентном «долгострое» и уже ломаются из-за сбоев и поломок. Перспективную ядерную энергетику (в ЮАР работает с 1984 г. единственная в Африке атомная электростанция) больше не развивают в надежде на сомнительный «зеленый переход». Дополняет картину «позитивная дискриминация», формально направленная на всемерное продвижение черных жителей страны, а на деле ставшая средством перенаправления финансовых потоков в руки узкой страты дельцов. Взамен проваленных одна за другой программ развития утверждены новые проекты, предусматривающие, в частности, приватизацию и расчленение единой энергосистемы. Продвигаемая экологическим лобби декарбонизация означает закрытие угольных шахт с массовыми увольнениями и «справедливый переход» на дорогие и ненадежные «ветряки» и солнечные батареи. Без продуктивной и надежной энергетики, основанной на разумном сочетании источников энергии, как углеводородной (уголь, газ) и атомной, так и возобновляемых, страна не сможет обеспечить экономический рост, необходимый для преодоления нарастающей бедности и социального неравенства. Эти тяжелые проблемы – не только наследие апартеида, но и «продукт», навязанной новому руководству страны коллективным Западом неолиберальной модели развития зависимого периферийного капитализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESKOM and the problems of South African energy

For a long period, the industrial development of South Africa has been stimulated by cheap and abundant electricity supply through a unified energy system created in 1969–1973 by ESKOM (until 1987 ESCOM), founded in 1923 as an Electricity Supply Commission, a state-owned enterprise. Until early 2000, Eskom was considered one of the most advanced and efficient energy utilities of the world. During the last two decades it is in deep crisis and actually turned bankrupt, being drained by corruption, mismanagement and technological decay. Eskom has been confronted with escalating plant breakdowns and critically tight reserve margins, to the extent that reliable electricity supply of the economy has been blocked. The troubled utility failed to meet demand, resulting in South Africa’s numerous crippling blackouts between 2007 and 2023. Eskom has also been unsuccessfully struggling to service its massive debt – over $30 billion, largely due to massive theft and corruption. BBEE policies and «positive discrimination» aggravated problems of the company by spreading «tenderocracy», lowering professional standards and quality of fuel, now supplied in small portions by small Black-owned companies from great distances. Ambitious plans of nuclear energy development (SA has the only nuclear power station on the continent) were scrapped, new big coal-fired power plants Medupi and Kusile were built with great delays and are already breaking down. Instead of efficient utilization of existing great fossil fuel resources, a very dubious «just transition» plan with decarbonization, accompanied by division and privatization of ESKOM, is now accepted, being dragged by Western powers – supported by ecological lobby. Poverty and inequality inherited from apartheid only grow as a result of neoliberal economic policies of post-apartheid period.

Текст научной работы на тему ««ЭСКОМ» и проблемы южноафриканской энергетики»

«эском»

И ПРОБЛЕМЫ ЮЖНОАФРИКАНСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

О 2023 Ю.С. Скубко

СКУБКО Юрий Сергеевич, кандидат экономических наук, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра исследований стран Юга Африки, Институт Африки РАН. Российская Федерация, 123001, ул. Спиридоновка, д. 30/1, e-mail: yuskubko@yandex.ru

Аннотация. Длительное время индустриальное развитие Южно-Африканской Республики (ЮАР) стимулировалось дешевым, обильным и бесперебойным электроснабжением через единую энергосистему (образована в 1969-1973 г.) во главе с компанией «ЭСКОМ»1, крупнейшим производителем электроэнергии на континенте и еще недавно одним из ведущих в мире государственных энергетических предприятий. Созданная столетие назад как Комиссия по электроснабжению и ранее весьма успешная компания, сегодня — предприятие-банкрот с огромными долгами. Регулярные и все более продолжительные веерные отключения электричества вот уже свыше полутора десятилетий блокируют экономический рост и серьезно снижают качество жизни населения. Построенные еще при апартеиде электростанции на угле и энергосети ветшают. Возводимые с опозданием новые - в перманентном «долгострое» и уже ломаются из-за сбоев и поломок. Перспективную ядерную энергетику (в ЮАР работает с 1984 г. единственная в Африке атомная электростанция) больше не развивают в надежде на сомнительный «зеленый переход». Дополняет картину «позитивная дискриминация», формально направленная на всемерное продвижение черных жителей страны, а на деле ставшая средством перенаправления финансовых потоков в руки узкой страты дельцов. Взамен проваленных одна за другог! программ развития утверждены новые проекты, предусматривающие, в частности, приватизацию и расчленение единой энергосистемы. Продвигаемая экологическим лобби декарбонизация означает закрытие угольных шахт с массовыми увольнениями и «справедливый переход» на дорогие и ненадежные «ветряки» и солнечные батареи. Без продуктивного и надежного энергетики, основанного на разумном сочетании источников энергии, как углеводородной (уголь, газ) и атомной, так и возобновляемых, страна не сможет обеспечить экономический рост, необходимый для преодоления нарастающего бедности и согщального неравенства. Эти тяжелые проблемы - не только наследие апартеида, но и «продукт», навязанной новому руководству страны коллективным Западом неолиберальной модели развития зависимого пе-риферигОного капитализма.

Ключевые слова: «ЭСКОМ», электроэнергетика ЮАР, веерные отключения, коррупгщя, кризис

DOI: 10.31132/2412-5717-2023-65-4-31-43

ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ

Когда в канун 2020 г. Андре де Рюйтер, ранее работавший в углехимической компании «CACOJI» (Sasol Limited), был назначен исполнительным директором государственной энергетической монополии «ЭСКОМ» (ESCOM - на английском, с 1987 г. ESKOM - на африкаанс), «чтобы навести в ней порядок» после 12-летней администра-

1 «ЭСКОМ» (ESCOM, Eskom Holdings SOC Ltd) - образованная в 1923 г. государственная энергетическая компания Южно-Африканской Республики, единственным акционером которой является правительство ЮАР.

тивной чехарды, когда в компании сменилось 12 руководителей, кто-то из коллег полушутя предупредил его, что теперь он станет боссом крупнейшего преступного синдиката страны. Сегодня Де Рюйтер, который подал в отставку в декабре 2022 г., чудом выжив после чашки кофе с цианидом, говорит: «Оглядываясь назад, я думаю, что возможно он был прав» [ 1 ].

Сказанное Де Рюйтером уже давно «секрет Полишинеля» в ЮАР. О хищениях в «ЭСКОМ» стало широко известно еще в 2016 г., когда общественным защитником Ту-ли Мадонсела было опубликовано первое из резонансных расследований о коррупционном «захвате государства». В выводах упомянутого расследования «ЭСКОМ» была названа «основным местом, где произошло систематическое разграбление национальных ресурсов: это крупнейшая государственная корпорация, и ее концентрация капитала, потоков ресурсов и государственно-частных сетей сделала ее наиболее привлекательным местом для преступности и грабежа» [2].

Последующие расследования комиссии судьи Раймонда Зондо выявили имена предполагаемых влиятельных участников и покровителей деятельности преступных группировок в «ЭСКОМ» (обвинения предъявлены, но расследования затягиваются на многие годы), включая бывших министров и топ-менеджеров «ЭСКОМ». Судьей Зондо было заявлено о причастности к преступлениям бывшего министра государственных предприятий Малуси Гигабе, сотрудника олигархов Гупта и бывшего финансового директора «ЭСКОМ» Салиму Эссе, а также бывших исполнительных директоров «ЭСКОМ» Аноджа Сингха и Брайана Молефу и ряда других ставленников семьи Гупта, которыми бывший президент Дж. Зума заменил прежнее руководство «ЭСКОМ». Демократическая ЮАР получила в наследие высокоэффективную энергосистему со значительным заделом резервных мощностей, позволившим в 1990-е гг. решить социальную задачу электрификации миллионов домохозяйств ранее обделенных плодами научно-технического прогресса африканцев в индустриальных поселениях на окраинах городов и в сельских районах. Сегодня и они страдают от бесконечных отключений.

Однако на бытовые нужды уходит лишь пятая часть производимой электроэнергии, в то время как на ключевые движущие силы экономики - на добычу полезных ископаемых и обрабатывающую промышленность - приходится более 60% общего потребления электроэнергии в ЮАР, что объясняет пагубные последствия сбросов нагрузки для экономики страны в целом, поскольку эффективное функционирование этих отраслей зависит от больших объемов бесперебойного базового электроснабжения. Резервы энергосистемы еще ряд лет обеспечивали инерцию развития индустриальной экономики на уровне прироста ВВП в 3-3,5% годовых. Но уже в Белой книге по энергетике 1998 г. специалисты предупреждали, что этой «инерции» хватит примерно до 2007 г., и что до этого времени необходимо осуществить строительство новых и модернизацию старых электростанций и энергосетей. Предупреждения специалистов были проигнорированы руководством страны [2].

Позволю себе процитировать свою недавнюю публикацию на эту тему: «Энергетический кризис, безудержная коррупция и управленческие сбои нового "политического класса", как и другие проблемы развития страны упираются в трудности общего, системного характера, с которыми столкнулись многие африканские страны после деколонизации и которые подчас оцениваются аналитиками достаточно жестко и неполиткорректно...» [5, с. 212.].

Проводимая в ЮАР с начала нулевых политика усиления или широкомасштабного усиления экономической власти черных {BEE или ВВЕЕ, Broad-based Black Economic Empowerment), сводящаяся к «позитивной дискриминации» в пользу ранее угнетенных,

причем далеко не всех, вместо обещанной меритократии (выдвижения лучших вне зависимости от расовой принадлежности), все более очевидно тормозила и тормозит развитие страны в целом, и применительно к энергетике, в частности.

Негативные последствия не заставили себя ждать и только нарастали год за годом и при администрации Табо Мбеки, и при администрации Дж. Зумы, и уже при новом руководстве страны.

После того, как были освоены избыточные мощности, созданные с конца 1970-х до начала 1990-х гг., в последующие годы это страховочное превышение предложения над спросом резко сократилось, и надежность системы оказалась под угрозой. Об этом свидетельствует снижение резервной маржи системы с почти 40% в 1992 г. до тревожно низкого уровня в 5,1% в 2007 г., что значительно меньше, чем 15% - принятый в отрасли стандартный уровень для хорошо управляемой системы электроснабжения, который позволяет проводить профилактическое обслуживание, ремонт и незапланированные остановки. Производственные мощности электроэнергетики в постапартеидный период практически не увеличились [6]. По данным Stats SA общее производство электроэнергии, доступной для распределения потребителям, в 2023 г. составило примерно столько же, сколько производилось 23 года назад (см. рис. 1).

22000 21000 20000 19000 18000 17000 16000 15000 14000 13000 12000

Рис. 1. Производство электроэнергии в ЮАР в XXI в., ГВт-ч.

Источник: Adrian Kruger: Eskom's power output frozen intime, https://moneyweb.co.za/ news/south-africa/eskom-is-producing-the-same-amount-of-power-it-did-23-years-ago/

Вплоть до начала двухтысячных годов «ЭСКОМ» считалась «жемчужиной короны» экономики ЮАР и одной из ведущих энергетических компаний мира... Теперь эта компания является слабым звеном хозяйства страны (ежедневные веерные отключения электричества на 10-12 часов). С начала двухтысячных годов она столкнулась с растущим числом аварий на предприятиях, когда сошла на нет резервная маржа, электроснабжение, а значит и нормальное функционирование производства, и бытовые условия для населения страны оказались под ударом. Проблемная компания изо всех сил пыталась удовлетворить спрос, что привело к многочисленным отключениям электроснабжения для сбро-

ca нагрузки в энергосистеме ЮАР между 2007 и 2020 гг. с недолгим «послаблением» благодаря антиковидным локдаунам и новым обвалом после их снятия.

«ЭСКОМ» безуспешно пыталась обслуживать свои огромные долги - более 440 млрд рандов ($30 млрд) по состоянию на конец 2019 г., которые выросли из-за роста цен на сырье, более обременительных обязательств по обслуживанию долга, но особенно из-за «грубой бесхозяйственности» и коррупции [6]. В настоящее время ЮАР переживает худшие отключения электроэнергии в своей истории (207 дней веерных отключений по 5-12 часов в день в 2022 г. против 75 годом ранее). Без электричества заводы останавливаются, мясо гниет на скотобойнях, а полицейские участки подвергаются нападениям под покровом темноты [7]. В условиях угрозы энергетического коллапса правительство ЮАР ввело в феврале 2023 г. чрезвычайное положение и... учредило новую должность - министра электроэнергетики.

Обрушение в ноябре 2022 г. дымохода (воздуховода) высотой в 220 метров и последующее закрытие нескольких энергоблоков на «новейшей», строящейся с 2008 г. и до сих пор недостроенной, гигантской электростанции Кусиле в ЮАР стало очередным серьезным ударом для энергетического холдинга «ЭСКОМ» и причиной нового витка веерного отключения электроснабжения и сброса мощностей, подрывающих экономику страны [8]. Неоднократные технические сбои, дорогостоящие заимствования и рекордно низкий уровень общественного доверия затруднили выход «ЭСКОМ» из кризиса.

Новейшая история «ЭСКОМ» - это своеобразный диагноз серьезных проблем современной Южной Африки. Энергетическая компания во главе единой энергосистемы страны, которая долгое время успешно развивалась, больше не в состоянии «держать свет в стране включенным». Она управленчески неэффективна и пронизана коррупцией.

Публичные компании в ходе реализации программ «позитивной дискриминации» были обязаны «предоставить пути для продвижения черных», а на деле стали «мощной базой для захвата и перераспределения значительных финансовых объемов посредством "тендерного предпринимательства"» (фиктивные тендеры) [2]. В результате, как отмечалось в упомянутых выше антикоррупционных расследованиях, «были захвачены не только институты и ресурсы, но и цели, и функция системы электроснабжения» [3]. Большинство руководящих должностей среднего и высшего звена «ЭСКОМ» в ходе реализации программы широкомасштабного усиления экономической власти черных заняли представители африканского населения, не всегда обладавшие необходимыми знаниями и навыками. Значительная часть квалифицированных белых сотрудников была отправлена в принудительные отпуска и на досрочную пенсию.

В поисках выхода из перманентного энергетического кризиса правительство в 2021 г. объявило о планах приватизировать и расчленить «ЭСКОМ» на подразделения по производству, передаче и распределению электроэнергии [1] (отечественному читателю это очень напоминает «реформу» энергетики «по Чубайсу»). В конце 2021 г. - начале 2022 г. профсоюзы провели массовые акции протеста против приватизации государственной энергетической компании. Участники акций считают, что приватизация приведет к тому, что десятки (если не сотни) тысяч рабочих останутся без работы в стране, где безработица и без того высочайшая, на уровне 34% [1], а для бедных слоев населения электричество станет недоступным.

Во время марша протеста Национальный союз горняков (National Union of Minewor-kers, NUM) передал руководству «ЭСКОМ» список требований. Среди них - отказ от раздела компании, роспуск ее правления и немедленная отставка руководства. Профсоюз также требует восстановления условий занятости рабочих и повышения заработной платы. Кроме того, профсоюз предлагает прекратить закрытие угольных электростанций и заявляет, что поддерживает политику обеспечения энергобаланса, которая защищает рабочие

места, искореняет бедность и борется с коррупцией, ведущей к разграблению государственных ресурсов. МИМ просит «ЭСКОМ» договориться о доступных условиях оплаты с общинами Соуэто, Йоханнесбурга, которым электричество отключили за долги [1].

Без надежной энергетики Южная Африка не сможет обеспечить экономический рост (сейчас экономика стагнирует), необходимый для решения проблем бедности и социального неравенства, которые являются не только пагубным наследием апартеида, но и прямым следствием выбранной, а точнее навязанной, постапартеидному руководству страны «Вашингтонским консенсусом» и его инструментами, такими как МВФ, неолиберальной, а по существу неоколониальной, модели развития, включающей приватизацию, деиндустриализацию, тотальную коммерциализацию вместо продвижения государством национальных приоритетов. Энергетический кризис бушует в стране с конца нулевых, обостряясь с каждым годом, но правящий Африканский национальный конгресс (АНК) вот уже при нескольких президентах (Мбеки, Мотланте, Зуме, Рамапосе) тщетно пытается остановить упадок «ЭСКОМ», а вместе с ним и дрейф Южной Африки к энергетическому коллапсу.

В поисках решения наболевших проблем новая администрация, пришедшая к власти после вынужденной отставки Дж. Зумы в 2018 г., похоже, лишь усугубляет их. В 2021 г. был принят план «справедливого перехода», предполагающий полную декарбонизацию энергетики страны к 2050 г. Он принят под прессингом ведущих западных государств (США, Великобритании, Франции, Германии и ЕС), обещавших для этой цели $8,5 млрд, в основном кредитов. Странная, мягко говоря, затея с переходом на ветреные электростанции и солнечные батареи для страны с богатейшими запасами угля, обеспечивающего в настоящее время порядка 85% энергопотребления. К несчастью, а может быть, в данном конкретном случае, к счастью, грандиозные правительственные планы здесь в последние десятилетия один за другим откладываются в долгий ящик, что, скорее всего, ждет и «справедливый переход», - достаточно сильный Национальный профсоюз горняков едва ли допустит декарбонизацию энергетики с потерей сотен тысяч рабочих мест (только в провинции Мпумаланга в результате закрытия угольных шахт предположительно потеряют работу 124 тыс. горняков) [10].

Еще в 1990-е гг. «ЭСКОМ» производила едва ли не самое дешевое электричество на планете, снабжая им другие страны континента и считалась одной из ведущих профильных компаний мира. Сегодня страна больше не в состоянии производить достаточное для нужд ее жителей и промышленного развития количество энергии. К такому положению дел привели управленческая деградация, широкомасштабная коррупция и курс руководства страны на деэтатизацию, а также неудачные попытки «позитивной дискриминации». Коррупционные убытки на миллиарды сопровождаются мелочной экономией на закупках [11].

При апартеиде уголь контролировался крупными предприятиями, принадлежащими белым. С 1994 г. по мере расширения прав и возможностей черного населения они постепенно перешли в руки множества мелких компаний чернокожих южноафриканцев, которые в настоящее время владеют более чем половиной отрасли. В отличие от многих других областей экономики, где белые сохранили контроль, угольная отрасль добилась успеха с точки зрения перераспределения богатства и возможностей собственникам из ранее дискриминированных групп.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ КАК ПУТЬ К ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ

Возглавлявший «ЭСКОМ» в первые 20 лет существования компании, характеризуемый в своей профессиональной среде как блестящий ученый, Хендрик Ван дер Бийл

был приглашен в ЮАС2 из Америки, куда он уехал делать карьеру, чтобы впоследствии стать советником правительства Яна Сметса по вопросам электрификации и индустриализации, и был назначен первым директором компании «ЭСКОМ», которой он успешно руководил самый долгий срок.

«ЭСКОМ», государственно-частная компания с особым статусом, была освобождена от уплаты налогов и независима от парламента. Идея создания такой организации заключалась в том, чтобы сделать национального поставщика дешевой электроэнергии как можно более независимым как от частного капитала, так и от любых политических интересов и интриг внутри структур государственной власти. Это позволяло избежать непредсказуемых взлетов и падений политического влияния, от которых так страдает энергетика страны в последние десятилетия. Несмотря на то, что «ЭСКОМ» находилась в формальном подчинении правительству, компания, во многом благодаря высокому авторитету ее руководства, могла обеспечить, чтобы все ее проекты принимались ответственными профессионалами и отвечали задачам экономического развития и высоким технологическим стандартам [11].

Производимая электроэнергия была зарезервирована для шахт, промышленности, железных дорог и нужд белого населения (лишь в конце «эры апартеида» заговорили об электричестве для всех). Мандат «ЭСКОМ» на поставку электроэнергии «ни с прибылью, ни с убытком» обеспечивал поставку электроэнергии по типу регулируемого или кейнсианского расового капитализма. Компания производила электроэнергию и обязана была ее продавать по себестоимости, а не коммерческой прибыльности, фактически по самым низким ценам в мире, обеспечивая быстрый рост всей экономики. При этом удалось достичь, а в некоторые годы даже превысить, амбициозные цели правительства в области электрификации и индустриализации страны благодаря высокому уровню науки и технологий, значительным инновациям, снижающим затраты. В то же время «ЭСКОМ» демонстрировала неплохие финансовые и операционные показатели, была самофинансируемой компанией и, в отличие от большинства других государственных предприятий, особо не «напрягала» национальный бюджет. Между 1939 и 1987 гг. установленные мощности электроэнергетики выросли с 1 тыс. мВт до более 33 тыс. мВт. В 1987 г. здесь эксплуатировалось 27 электростанций, в компании работало более 56 тыс. человек, «с повышением по службе и вознаграждением, связанным с производительностью, без привязки к расе, вероисповеданию или полу», как говорилось в годовом отчете компании [11].

Устойчивый промышленный рост с 20-х до середины 70-х гг. XX в. вместе с традиционной дешевизной угля для южноафриканских ТЭС послужили основой благоденствия компании «ЭСКОМ». Одной из особенностей энергетики ЮАР стал ее автаркичный характер: вплоть до начала 1970-х гг. уголь добывали в основном для удовлетворения внутренних потребностей. Основные угледобывающие районы расположены на севере страны. Крупнейший каменноугольный бассейн в ЮАР Витбанк-Мидделбург особенно важен для электроэнергетики страны - он обладает большими запасами высококачественного угля, и на него вплоть до сих пор приходится около 40% всей добычи этого полезного ископаемого в стране. Еще более дешевой электроэнергию делало строительство крупных станций в непосредственной близости от мест угледобычи, так что уголь из шахт сразу поступал в бункеры тепловых электростанций, до минимума сокращая транспортные расходы. ЮАР долгое время вообще не знала серьезных проблем с энергообеспечением и даже начала поставлять избыток энергии в соседние страны [2].

° Южно-Африканский союз был историческим предшественником современной Южно-Африканской Республики.

Развивалась не только угольная энергетика, шел бурный индустриальный подъем, кадровый голод до поры до времени утолялся притоком сотен тысяч специалистов из разоренной послевоенной Европы. Для поддержания высоких темпов экономического развития требовалась диверсификация энергоснабжения, и она осуществлялась. В 1969-1979 гг. был осуществлен крупнейший гидроэнергетический проект «ЭСКОМ», сравнимый с Асуанским в Египте, - строительство гидроэлектростанции Кабора-Басса на реке Замбези в Мозамбике.

В 1979-1984 гг. построена первая и до настоящего времени единственная на Африканском континенте атомная электростанция в Кобурге мощностью 1800 МВт (строительство вели французские компании «Фраматом» и «Альстом» при участии порядка 100 южноафриканских субподрядчиков). АЭС подверглась нападению в 1982 г., взрывы прикрепленных к реакторам магнитных мин едва не привели к африканскому Чернобылю и задержали ввод станции на полтора года [14]. Тогда все обошлось, поскольку ядерное топливо еще не загрузили в реактор.

В ЮАР успешно осуществлялась разработка технологий обогащения урана. Необходимость обогащать уран до 45% для того, чтобы производить топливные элементы для реактора, обусловила строительство специализированного завода. В начале 1970-х гг. в Валинбаде в 35 км от Претории необходимые мощности были созданы. Y-Plant (завод «7») и стал пилотной установкой по обогащению урана. На этом заводе южноафриканские ученые и инженеры разработали и применили уникальный метод аэродинамического разделения изотопов урана.

Достижения ядерной науки в мирной области все больше способствовали росту аппетитов в военной сфере для защиты «осажденной крепости апартеида». Начался период усиления международных санкций и совершенствования методов их преодоления: импортозамещения, тайных операций, кражи технологических, в т.ч. ядерных, секретов, контрабанды запрещенных материалов, подкупа зарубежных чиновников и специалистов и т.п. Готовилось и осуществлялось производство ядерных взрывных устройств и подготовка ядерных испытаний. Уже в 1974 г. премьер-министр ЮАР Форстер распорядился о засекречивании всех ядерных работ, проводившихся под прикрытием различных «мирных» программ вроде строительства урановых рудников. «Немирный атом» успешно развивали до конца 1980-х гг., произведя шесть бомб, демонтированных в 1991 г. накануне демонтажа всей системы апартеида.

Технология обогащения урана была впоследствии утрачена (вместе с ракетостроением, авиастроением, судостроением и многими другими отраслями), осталось лишь производство радиоактивных изотопов для медицины и пищевой промышленности. Велась серьезная работа по созданию собственных модульных АЭС малой мощности (Pebble-Bed Modular Reactors, PBMR), создавался опытный завод. Программу закрыли «по причине нехватки средств» в канун проводимого в ЮАР футбольного мундиаля 2010 г.

СВЕРНУТОЕ РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Здесь следует сказать о сотрудничестве России с Южной Африкой. Первое соглашение в области ядерных технологий было заключено в 2004 г. при президенте Табо Мбеки [7]. В 2012 г. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» открыла свое представительство в Йоханнесбурге, в следующем году российская сторона предложила построить до восьми энергоблоков. В 2014 г. Южная Африка подписала с Россией рамочное соглашение о стратегическом партнерстве в атомной энергетике, предусматривавшее строительство в ЮАР нескольких АЭС общей мощностью 9,6 ГВт [6], но это соглашение было атаковано по всему фронту силами южноафрикан-

ско-транснационального монополистического капитала и обслуживающего его экологического лобби. В апреле 2017 г. Высокий суд ЮАР (филиал в провинции Западный Кейп) вынес решение по иску двух экологических организаций, фактически останавливающее программу развития атомной энергетики ЮАР. Было признано незаконным не только якобы секретное (хотя оно было открыто размещено на сайте Росатома) соглашение Министерства энергетики ЮАР с российской государственной компанией, но и приостановлены проекты в этой области, предложенные конкурентами Росатома из других стран (Франции, Китая, Южной Кореи).

Успехом завершилась многолетняя борьба финансируемого в том числе фондом Сороса «гринписовского лобби» по срыву амбициозной программы развития атомной энергетики ЮАР, на которую, согласно прежним правительственным планам, должно было к 2025 г. приходиться не менее четверти производства электроэнергии страны [7]. За свою работу по противодействию строительству АЭС в ЮАР две экологические активистки, Макома Лекалакала и Лиз Макдейд, были удостоены экологической премии Голдмана в Сан-Франциско в 2018 г. [6]. При этом в самих США атомные электростанции - по-прежнему важная составляющая энергосистемы. Успешное развитие атомной энергетики ЮАР, видимо, не вписывалось в навязанную самой развитой стране Африки «Вашингтонским консенсусом» неоколониальную модель зависимого периферийного капитализма.

Наблюдаемый в настоящее время кризис в энергетике ЮАР является важным индикатором снижения технологического уровня южноафриканской экономики и управленческих компетенций в новейшее время. Регулярные многолетние веерные отключения электричества, с которыми ни одна администрация АНК не может справиться, изматывают население и бизнес и с каждым годом снижают доверие к власти, что негативно отражается на результатах выборов, инвестициях, ведет к дальнейшей утечке квалифицированных кадров. Когда в угольной промышленности доминировали несколько крупных горнодобывающих компаний, электростанции, как отмечалось выше, были построены рядом с угольными месторождениями, уголь транспортировался по конвейерным лентам практически без потери времени и качества. Теперь он перевозится из небольших шахт, часто за сотни миль. Хороший уголь продается за рубеж, некачественный, с добавлениями мусора, камней и металлолома подается на электростанции, уменьшая генерирующие мощности и вызывая поломки.

Многим электростанциям «ЭСКОМ» полвека и более, и они близки к выводу из эксплуатации [2]. После первого периода сбросов нагрузки в 2007-2008 гг. компания заказала строительство угольных электростанций «Медупи» и «Кусиле» в надежде увеличить производство энергии на четверть и снизить вредные выбросы, поскольку на них предусмотрены современные системы очистки. При строительстве этих электростанций возникли многочисленные технические проблемы, перерасход средств и воровство, в то время как существующий парк электростанций не был заменен и вынужденно продолжал работать «на износ» по истечении срока службы [8].

Обширная программа развития атомной энергетики была, как уже отмечалось, свернута под мощным давлением экологического лобби. Продвигаемый глобалистами «зеленый переход» оказался ловушкой - «ветряки» и солнечные панели дороги и ненадежны, способны играть лишь вспомогательную роль и проблемы энергетики страны не решают. На возобновляемые источники энергии, включая ГЭС, приходится около одной десятой производства электроэнергии в стране. Правительства демократической ЮАР не обеспечили строительство новых электростанций, чтобы идти в ногу с растущим спросом, а предупреждения экспертов по энергетике о надвигающемся дефиците предложения в течение двух десятилетий игнорировались в ожидании приватизации «ЭСКОМ».

По мере усугубления с конца прошлого века управленческих сбоев и «сползания страны в слаборазвитость» (определение введенное российским африканистом ДА. Демкиной в монографии «Некоторые аспекты социально-политического развития южноафриканского общества после 1994 г.» (М., ИАфр РАН, 2006) южноафриканский энергетический гигант стал в определенном смысле олицетворением этого процесса, страдая от коррупции, преступности и бесхозяйственности. Хотя антиковидные локдау-ны 2020-2022 гг. резко снизили деловую активность и тем самым отсрочили коллапс южноафриканской энергосистемы, веерные отключения и сбросы энергомощностей были здесь в 2022 г. наибольшими в истории страны и 2023 г., что не дает оснований для оптимизма [13].

ПОИСКИ ВЫХОДА ИЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Соглашение 2021 г. правительства ЮАР с США и ЕС (США, Великобритания, Франция, Германия и Европейский союз, совместно называемые Международной группой партнеров, IPG), о «справедливом энергопереходе» расценивается южноафриканскими профсоюзами как «предательство рабочего класса». Южная Африка намерена реализовать план за $8,5 млрд, финансируемый несколькими ведущими странами Запада (в основном в форме кредитов), для «декарбонизации экономики» и перехода от угольной энергетики к возобновляемым источникам энергии. Крупнейший профсоюз страны NIJMSA предупредил, что этот план только усилит приватизацию, обременяя южноафриканцев долгами и бедностью [9]. Неангажированные «зеленым лобби» аналитики предупреждают, что план окажет катастрофическое воздействие на занятость, особенно на те сотни тысяч работников, которые зависят от угольного сектора как источника средств к существованию, в то же время стимулируя массовую приватизацию энергетического сектора Южной Африки. Южная Африка разработала пятилетний план перехода на возобновляемые источники энергии на сумму $84 млрд, но этот переход, если он вообще состоится, требует длительного времени, а проблемы «ЭСКОМ» являются неотложными [10].

Включившись в постепенный демонтаж связанного с политикой апартеида «цветного барьера», руководство «ЭСКОМ» уже с 1990 г. стало проводить политику массовой электрификации заселенных чернокожими африканцами промышленных пригородов, провозгласив политику «электричество для всех».

К зиме 2007/2008 гг. мощности электроэнергетики ЮАР составляли около 40 ГВт -столько же, сколько и в 1994 г. [6] В начале 2008 г., когда экономический рост впервые и всего единожды достиг плановых показателей, по всей стране начались веерные отключения электричества, и энергоемкие отрасли производства встали. Реагируя на кризис, руководство страны разработало грандиозные планы будущих прорывов. В последующие полтора десятилетия планировалось увеличить мощности энергосистемы страны на 56% [6]. Реальный результат к настоящему времени не впечатляет - новые мощности частично ввели, но остановили из-за поломок, ветшающие объекты вывели из эксплуатации и списали, от развития ядерной энергетики (согласно планам, не менее четверти энергомощностей к 2025 г., сейчас - 5%) вообще отказались [7]. Было проведено несколько попыток приватизации единой энергосистемы страны путем ее расчленения, к счастью для ЮАР, неудачных. Но и развитие единой энергосистемы не задалось, прежде всего из-за человеческого фактора: кадровая чехарда, спешка, непрофессионализм, воровство.

Статистические отчеты за последние годы показывают, что квалифицированные инженеры массово покидают страну. По данным министерства внутренних дел только

за 2019 г. из ЮАР выехали около 120 тыс. квалифицированных специалистов [15]. Старые электростанции ветшают все быстрее из-за отсутствия должного технического обслуживания, разворовываются жизненно важные запасы угля и кабели с железнодорожных линий, идущих от шахт к электростанциям.

Несмотря на обещание президента Южной Африки Сирила Рамапосы искоренить коррупцию, пример «ЭСКОМ» показывает, что пока до этого далеко.

Нет никаких сомнений в том, что различные проблемы, связанные с «ЭСКОМ» и кризисом в энергетике, окажут влияние на предстоящие выборы в 2024 г. Представляется, что страну может возглавить коалиционное правительство впервые после ликвидации апартеида, потому что есть вероятность, что АНК потеряет свое большинство. Можно добавить, что в АНК и политическом руководстве ЮАР нет единства в отношении будущей энергетической политики страны. Так, против одобренных президентом планов ускоренной декарбонизации энергетики страны активно выступает министр природных ресурсов и энергетики Гведе Манташе, сам бывший горняк.

Как сказал Манташе, выступая в Кейптауне на Индабе (большой конференции по энергетике Африки) в марте 2023 г., «не может быть сомнений в отношении важности того, чтобы Африканский континент стремился к диверсификации источников энергии, однако Африка не должна поддаваться давлению развитых экономик с тем, чтобы мы отказались от всех видов ископаемого топлива. Мы не должны упустить из виду в этом дискурсе «справедливого энергетического перехода» тот факт, что Африка является наименее загрязненной по сравнению с развитыми континентами, скорее сегодня мы больше всего затронуты кумулятивными выбросами, образующимися во время индустриализации других стран. Африка наделена такими ресурсами, как уголь, нефть и газ, которые необходимы для выработки базовой энергии для питания нашей индустриализации. Наш континент заслуживает возможности развивать свою собственную нефтегазовую инфраструктуру, чтобы защитить свои народы от турбулентности глобальных рынков». Он добавил, что многие богатые страны используют ископаемое топливо для укрепления своей энергетики, но не хотят, чтобы Африка делала то же самое [16].

Без продуктивной и надежной энергетики, основанной на разумном сочетании источников энергии, как углеводородной (уголь, газ) и атомной, так и возобновляемых, страна не сможет обеспечить экономический рост, необходимый для преодоления нарастающей бедности и социального неравенства.

ИСТОЧНИКИ

1. Pilling D. Corrupt, failing ESKOM is a picture of South Africa in miniature, https://www.ft.com/ content/73a5242b-9fb4-47b0-a201-ebacea7cb071 (дата обращения 01.02.23)

2. Short History of ESKOM. Part 2 (2001-2022). https://www.sahistory.org.za/article/short-history-eskom-part-2-2001-2022 (дата обращения 05.03.23)

3. Sidimba L. State capture report recommends criminal charges against Malusi Gigaba, Brian Molefe and Anoj Singh, https://www.iol.co.za/news/politics/state-capture-report-recommends-criminal-charges-against-malusi-gigaba-brian-molefe-and-anoj-singh-8fd0b34c-8767-4c96-8b65-4dfd56458a30 (дата обращения 15.12.22)

4. Mthethwa С. Zuma, a «critical player» in Gupta's ESKOM capture, claims foul play with utility. 22.10.2022. https://www.news24.com/news24/southafrica/news/zuma-a-critical-player-in-guptas-eskom-capture-claims-foul-play-with-utility-20221022 (дата обращения 15.12.22)

5. Скубко Ю.С. Перманентный энергетический кризис в ЮАР. Азия и Африка в период изменения мировой системы: история и современность. Глава 12. Коллективная монография Института востоковедения РАН. М., 2021.

6. Kassides J. The Decline and Fall of Eskom: A South African Tragedy, https://www.thegwpf.org/ content/uploads/2020/06/Decline-Fall-Eskom.pdf (дата обращения 20.01.23)

7. Country profiles: South Africa https://world-nuclear.org/information-library/country-profiles.aspx (дата обращения 25.01.2023)

8. Cowan К. Kusile crisis: Eskom in Urgent bid to prevent 220m-tall chimney collapse, restore much needed megawatts. 24.01.2023. https://www.news24.com/news24/investigations/kusile-crisis-eskom-in-urgent-bid-to-prevent-220m-tall-chimney-collapse-restore-much-needed-mega-watts-20230124 (дата обращения 30.01.23)

9. ЮАР: Профсоюз и общины выступают против приватизации Eskom. 16.12.2021. https://www.industriall-union.org/ru/yuar-profsoyuz-i-obshchiny-vystupayut-protiv-privatizacii-eskom (дата обращения 25.01.23)

10. Singh Т. South Africas just transition climate deal with the west is a betrayal of the working class. https://peoplesdispatch.org/2022/ll/20/south-africas-just-transition-climate-deal-with-the-west-is-a-betrayal-of-the-working-class (дата обращения 15.01.23)

11. Toit du P. 1922-2019: the rise and fall of Eskom. 13.02.2019. https://www.news24.com/fin24/ 1922-2019-the-rise-and-fall-of-eskom-20190213 (датаобращения 15.12.22)

12. Statistical-Report.. https://eskom.co.za/heritage/wp-content/uploads/2021/09/1995-Statistical-Re-port.pdf (дата обращения 15.12.22)

13. Trenner R. Dead chickens and decomposing bodies: Inside South Africa's power blackout 'pandemic". 31.01.2023. https://edition.enn.eom/2023/01/31/africa/south-africa-power-blackouts-intl-cmd/index.html (дата обращения 01.03.23)

14. АЭС Кёберг: диверсия 1982г. http://www.atominfo.ru/newsk/r0519.htm. (дата обращения 01.03.23)

15. Arnoldi М. Saice Bemoans Exodus of Engineers from South Africa. https://www.engineering-news.co.za/article/saice-bemoans-the-exodus-of-engineers-from-south-africa-2019-07-09 (дата обращения 12.10.22)

16. Nyathi M. Gwede Mantashe defends continued use of coal at Africa Energy Indaba. Mail& Guardian, https://mg.co.za/environment/2023-03-07-mantashe-defends-the-continued-use-of-coal-at-africa-energy-indaba/ (дата обращения 12.03.23)

ESKOM AND THE PROBLEMS OF SOUTH AFRICAN ENERGY

© 2023 Yury Skubko

SKUBKO Yury S., PhD (Economics, Art), Senior Research Fellow, Center of Southern African Studies, Institute for African Studies, Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka 30/1, e-mail: yuskubko@yandex.ru

Abstract. For a long period, the industrial development of South Africa has been stimulated by cheap and abundant electricity supply through a unified energy system created in 1969-1973 by ESKOM (until 1987 ESCOM), founded in 1923 as an Electricity Supply Commission, a state-owned enterprise. Until early 2000, Eskom was considered one of the most advanced and efficient energy utilities of the world. During the last two decades it is in deep crisis and actually turned bankrupt, being drained by corruption, mismanagement and technological decay. Eskom has been confronted with escalating plant breakdowns and critically tight reserve margins, to the extent that reliable electricity supply of the economy has been blocked. The troubled utility failed to meet demand, resulting in South Africa's numerous crippling blackouts between 2007 and 2023. Eskom has also been unsuccessfully struggling to service its massive debt - over $30 billion, largely due to massive theft and corruption. BBEE policies and «positive discrimination» aggravated problems of the company by spreading «tenderocracv», lowering professional standards and quality of fuel, now supplied in small portions by small Black-owned companies from great distances. Ambitious plans of nuclear energy development (SA has the only nuclear power station on the continent) were scrapped, new big coal-fired power plants Medupi and Kusile were built with great delays and are already breaking down. Instead of efficient utilization of existing great fossil fuel resources, a very dubious «just transition» plan with decarbonization, accompanied by division and privatization of ESKOM, is now accepted, being dragged by Western powers - supported by ecological lobby. Poverty and inequality inherited from apartheid only grow as a result of neoliberal economic policies of postapartheid period.

Keywords: ESKOM, South African energ\> system, electricity blackouts, corruption, crisis DOI: 10.31132/2412-5717-2023-65-4-31-43

REFERENCES

Arnoldi M. Saice Bemoans Exodus of Engineers from South Africa. https://www.enginee-ringnews.co.za/article/saice-bemoans-the-exodus-of-engineers-from-south-africa-2019-07-09 (accessed 12.10.22)

Cowan K. Kusile crisis: Eskom in Urgent bid to prevent 220m-tall chimney collapse, restore much needed megawatts. 24.01.2023. https://www.news24.com/news24/investigations/kusile-crisis-eskom-in-urgent-bid-to-prevent-220m-tall-chimney-collapse-restore-much-needed-megawatts-20230124 (accessed 30.01.23) Country profiles: South Africa https://world-nuclear.org/information-library/country-profiles.aspx (accessed 25.01.23)

Guryanov N. Not Man's Fault. What Russian Scientists Discovered about Climate. (In Russ.)

https://ria.ru/20230114/klimat-1844708827.html?ysclid=lfmhrdfDas86857102 (accessed 01.03.23) Kassides J. The Decline and Fall of Eskom: A South African Tragedy, https://www.thegwpf.org/

content/uploads/2020/06/Decline-Fall-Eskom.pdf (accessed 20.01.23) Mthethwa C. Zuma, a «critical player» in Gupta's ESKOM capture, claims foul play with utility. 22.10.2022. https://www.news24.com/news24/southafrica/news/zuma-a-critical-player-in-guptas-eskom-capture-claims-foul-play-with-utility-20221022 (accessed 15.12.22)

Nyathi M. Gwede Mantashe defends continued use of coal at Africa Energy Indaba. Mail&Gnardian. https://mg.co.za/environment/2023-03-07-mantashe-defends-the-continued-use-of-coal-at-africa-energy-indaba/ (accessed 12.03.23) Pilling D. Corrupt, failing ESKOM is a picture of South Africa in miniature, https://www.ft.com/

content/73a5242b-9fb4-47b0-a201-ebacea7cb071 (accessed 01.02.23) Short History of ESKOM. Part 2 (2001-2022). https://www.sahistory.org.za/article/short-history-

eskom-part-2-2001-2022 (accessed 05.03.23) SA. Union and Communities Against privatization of ESKOM. (In Russ.) 16.12.2021. https://indu-striall-union.org/ru/yuar-profsoyuz-i-obshchiny-vystupayut-protiv-privatizacii-eskom (accessed 25.01.23)

Sidimba L. State capture report recommends criminal charges against Malusi Gigaba, Brian Molefe and Anoj Singh, https://www.iol.co.za/news/politics/state-capture-report-recommends-criminal-charges-against-malusi-gigaba-brian-molefe-and-anoj-singh-8fd0b34c-8767-4c96-8b65-4dfd56458a30 (accessed 15.12.22) Singh T. South Africa's just transition climate deal with the west is a betrayal of the working class. https://peoplesdispatch.org/2022/ll/20/south-africas-just-transition-climate-deal-with-the-west-is-a-betrayal-of-the-working-class (accessed 15.01.23) Skubko. Yu.S. Permanent Energy Crisis in South Africa. (In Russ.) Asia and Africa during the period

of transformation of the global system. Moscow, 2021. Statistical-Report. https://www.eskom.co.za/heritage/wp-content/uploads/2021/09/1995-Statistical-Re-

port.pdf (accessed 15.12.22) Toit du P. 1922-2019: the rise and fall of Eskom. 13.02.2019. https://www.news24.com/fin24/1922-

2019-the-rise-and-fall-of-eskom-20190213 (accessed 15.12.22) Trenner R. Dead chickens and decomposing bodies: Inside South Africa's power blackout 'pandemic'. 31.01.2023. https://edition.enn.eom/2023/01/31/africa/south-africa-power-blackouts-intl-cmd/in-dex.html (accessed 01.03.23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.