УДК 620.9
EDN: EUYRIB
Электроэнергетика юга Африки: проблемы и тенденции развития
Southern African Power Industry: Problems and Development Trends
Алексей МАСТЕПАНОВ Главный научный сотрудник ИПНГ РАН, профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, академик РАЕН, д. э. н. E-mail: [email protected]
Alexey MASTEPANOV
Chief Researcher of the Oil and Gas Research Institute of the Russian Academy of Sciences (OGRI RAS), Dr. of economic sci., professor of the National University of Oil and Gas («Gubkin University»), Academician of the Russian Academy of Natural Sciences E-mail: [email protected]
Андрей СУМИН Ведущий научный сотрудник ИПНГ РАН, к. ю. н. E-mail: [email protected]
Andrey SUMIN
Leading researcher of the Oil and Gas Research Institute of the Russian Academy of Sciences (OGRI RAS), PhD in law E-mail: [email protected]
<
о
СЦ <
Борис ЧИГАРЕВ
Ведущий инженер по научно-технической информации ИПНГ РАН, к. ф.- м. н. E-mail: [email protected]
Нефтяные танкеры в порту Кейптаун
Boris CHIGAREV
Leading engineer for scientific and technical information at the Oil and Gas Research Institute of the Russian Academy of Sciences (OGRI RAS), PhD in physics and mathematics E-mail: [email protected]
Источник: petertt / depositphotos.com
Аннотация. В статье анализируются роль и место электроэнергетики в экономическом и социальном развитии Африки. Рассмотрена динамика развития электроэнергетики на континенте в эпоху энергетического перехода. Показаны особенности электроэнергетической д5 отрасли в отдельных регионах Африки. Отдельно дана характеристика электроэнергетическому сектору Южно-Африканской Республики, выделены его особенности, проблемы и тенденции развития. Сделан акцент на усилиях, предпринимаемых южноафриканскими властями для разрешения энергетического кризиса в стране. Освещены общеафриканские энергетические проблемы, в решении которых могла бы оказать содействие Россия. Оценен ^ потенциал взаимодействия России с государствами Африки в сфере электроэнергетики о для реализации российских геополитических и геоэкономических интересов. ^ Ключевые слова: Африка, юг Африки, ЮАР, Россия, электроэнергетика, электроэнергия, энергетическая бедность, энергия, энергетический пул, электрогенерация, энергетика, энергетические сети, закон, монополия, энергетический кризис, энергетическая безопасность, веерные отключения.
Abstract. The article analyzes the role and place of the electric power industry in the economic and social development of Africa. The dynamics of the development of the electric power Industry on the continent in the era of the energy transition is considered. The features of the electric power industry in certain regions of Africa are shown. Separately, a characteristic is given to the electric power sector of the Republic of South Africa, its features, problems and development trends are highlighted. Emphasis is placed on the efforts made by the South African authorities to resolve the energy crisis in the country. All-African energy problems are highlighted, to the solution of which Russia could contribute. The potential of Russia's cooperation with the states of Africa in the field of electric power industry for the implementation of Russian geopolitical and geo-economic interests has been assessed.
Keywords: Africa, South African Region, South Africa, Russia, power production industry, electricity, energy poverty, energy, energy pool, power generation, energy branch, energy networks, law, monopoly, energy crisis, energy security, loadshedding.
//
Африка - наименее электрифицированный континент мира: в 2021 г. 43 % его населения или 600 млн человек не имели доступа к электричеству
Опережающее развитие электроэнергетики и электрификация всех секторов потребления являются одним из основных направлений будущего развития экономики
и энергетики. Для Африки эти процессы т
имеют особое значение, ибо она - наиме- о
нее электрифицированный континент мира: ^
в 2021 г. 43 % его населения, то есть около к-
600 млн человек, по-прежнему не имели ^
доступа к электричеству. Кроме того, более ^
970 млн африканцев - почти три четверти всего населения - не имели доступа к чистым средствам приготовления пищи. При- ^ чём, основная часть этого обездоленного § населения проживает в странах Африки с к югу от Сахары (рис. 1 и таблица 1). < Быстрый рост населения в Африке уже о многие годы опережал усилия по расши- ^ рению его доступа к чистым средствам ь приготовления пищи. По данным МЭА, ^ в период с 2010 по 2019 гг. количество
людей, не имеющих такого доступа, увели- т
чивалось в среднем на 17 млн человек, или
Население без доступа к электроэнергии млн человек
1000
Население без доступа к чистым средствам приготовления пищи
750
л
о
500
250
2000 2005
2010
2015
2021
2000 2005
2010
2015
2021
■ Восточная Африка ■ Западная Африка ■ Центральная Африка
Рис. 1. Население, не имеющее доступа к современным энергетическим услугам в Африке
Южная Африка
Северная Африка
Источник: [1]
гч о гч
на 2 % в год, а пандемия COVID-19 еще больше ускорила эту тенденцию. По оценкам МЭА, число людей, не имеющих доступа к экологически чистому топливу и современным технологиям для приготовления пищи, в 2020 и 2021 гг. ежегодно увеличивалось примерно на 20 млн человек, или на 2,5% [1].
Пандемия COVID-19 замедлила и темпы как новых подключений к электросетям, так и подключений к автономным источникам электроэнергии [1]. Она же ввергла в долговой кризис более 20 африканских стран, а резкое повышение цен на энергоносители, вызванное энергетическим кри-
зисом, охватившим в 2021 г. вначале Европу, а затем и ряд других регионов мира, усугубило как энергетическую бедность, так и бедность в целом в большинстве африканских стран.
О бедности как таковой необходимо сказать особо, ибо она в настоящее время является основным тормозом как экономического развития континента, так и его энергетического сектора. По оценкам Всемирного банка, к концу 2022 г. общее число африканцев, проживающих в условиях крайней нищеты, определяемой как получающих менее 1,9 долл. в день, составит порядка 460-465 млн человек [3].
<
с;
о
СЦ <
Таблица 1. Объём потребления электроэнергии в Африке в 2020 г. и численность населения, не имеющего доступа к электроэнергии
Источник: по данным Африканского энергетического портала (АЕР) [2]
Объём конечного потребления электроэнергии Доступ населения к электроэнергии
всего, трлн кВтч на душу населения, кВтч имеют доступ, в% к общей численности населения не имеют доступа, млн человек
Африка, всего 719,89 532,9 55,8 597,6
в т. ч.-Северная 305,9 1480 97,8 4,6
Западная 64,5 162,1 53,2 186,2
Центральная 21,21 145,1 29 103,8
Восточная 52,57 128 47,8 214,6
Южная 275,71 1455,9 53,3 88,4
из неё - ЮАР 207,86 3539,8 84,4 9,2
А вскоре, согласно прогнозам Всемирного банка, опубликованным ещё до пандемии COVID-19, крайняя бедность станет почти исключительно африканским явлением. Уже к 2030 г. 90 % населения нашей планеты, живущее в нищете, будет представлено жителями Африки (в то время как этот показатель в 2015 г. составлял 55 %) [4].
Слабое развитие электроэнергетических хозяйств многих африканских государств и низкий уровень доступа населения к электроэнергии существенно тормозят социально- экономическое развитие континента и препятствуют раскрытию имеющегося у него мощнейшего экономического, ресурсного, демографического, политического потенциала [5]. В свою очередь, отсутствие развитой энергетической инфраструктуры является одной из проблем электроэнергетического сектора африканской экономики, хотя для решения её ещё в 2015 г. Африканским банком развития был подписан новый курс энергетической политики континента (New Deal on Energy for Africa). Как отмечают специалисты Всемирного банка (The World Bank), расширение и модернизация транспортной системы Африки (включая дороги, аэропорты и порты), расширение доступа к надежному и недорогому электроснабжению
Согласно прогнозам Всемирного банка, крайняя бедность станет почти исключительно африканским явлением. К 2030 г. 90 % населения планеты, живущее в нищете, будет представлено жителями Африки
и повышение эффективности использования существующей инфраструктуры являются ключевыми факторами для ускорения экономической интеграции в регионе [6].
В целом же, по оценкам авторов совместного доклада Российского совета по международным делам и Союза «Африканская деловая инициатива», африканский континент вошел в XXI век с большим багажом достижений и проблем, которые не могут не влиять на дальнейшую конфигурацию не только континентальной, но и глобальной картины. Решение африканских проблем - это, прежде всего, задача народов и лидеров самих африканских
л
о
_Q I
О
стран, но Россия вполне способна внести свой уникальный вклад в поиски этих решений [7]. Отсюда вытекает и официальная позиция России по вопросам сотрудничества с африканскими странами: «Задача, стоящая перед Россией,-укрепление суверенитета стран Африки в политической, экономической и технологической сферах. В отличие от западных стран мы выступаем за создание в Африке собственных мощностей не только по добыче энергетических ресурсов, но и их переработке и дальнейшему использованию. На континенте катастрофически не хватает нефтеперерабатывающих заводов, ГЭС, объектов возобновляемой энергетики и другой критической инфраструктуры. Россия видит приоритетным именно создание этих
и других мощностей, необходимых для обеспечения энергетической безопасности африканских стран», - заявил в октябре 2022 г. на Международном форуме «Российская энергетическая неделя» (РЭН-2022) посол по особым поручениям МИД России, руководитель секретариата Форума партнерства «Россия-Африка» О. Б. Озеров [8].
В настоящее время на Африканском континенте функционирует пять прототипов региональных энергетических систем, созданных в 1995-2005 гг. (рис. 2).
Это четыре так называемых «энергетических пула»:
• Восточноафриканский (Eastern Africa Power Pool, EAPP);
• Центральноафриканский (Central African Power Pool, CAPP);
Рис. 2. Африканские энергетические пулы
Источники: по данным [9] и [10]
Магрибский комитет по электроэнергетике (COMELEC) J
North African Power Pool (NAPP)
<
Центральноафриканский (САРР)
с;
о
СЦ <
о
Южноафриканский (SAPP)
в том числе:
Всего ТЭС* АЭС ВИЭ из них: Прочие
ГЭС ВЭС СЭС прочие
Африка, всего 240,6 180,2 1,9 55,2 34,2 7,3 11,2 2,5 3,3
в т. ч.-Северная 114,7 103,4 - 11 4,4 3,4 3,1 0,1 0,3
Западная 26,4 19,4 - 6,9 6 0,2 0,7 - 0,1
Центральная 6,6 2,3 - 4,3 4,2 - 0 0 -
Восточная 17,9 6,3 - 11,6 8,4 0,8 0,6 1,8 -
Южная 75 48,8 1,9 21,4 11,2 3 6,7 0,5 2,9
из неё - ЮАР 58 43,1 1,9 10,2 0,8 3 6,2 0,2 2,8
о
* - на ископаемом топливе х
ш
Таблица 2. Установленная мощность электростанции Источник: по данным Африканского сг
в Африке в 2021 г., ГВт энергетического портала (АЕР) [2]
• Южноафриканский (Southern African Power Pool, SAPP1);
• Западноафриканский (West African Power Pool, WAPP);
• Магрибский комитет по электроэнергетике (Comité Maghrébin de l'Electricité, COMELEC) - он же Энергетический пул Северной Африки (North African Power Pool, NAPP).
Энергетическая характеристика этих объединений представлена в таблицах 2 и 3.
Однако созданные в Африке энергетические пулы не функционируют как полноценные рынки электроэнергии и почти не оказывают положительного влияния на процесс преодоления энергетической отсталости континента [11].
Южноафриканский энергетический пул (БАРР) был создан в 1995 г. и стал первым энергетическим пулом в Африке. В настоящее время БАРР является наиболее развитым региональным энергетическим объединением на континенте, членами которого являются 17 энергетических компаний и учреждений из 12 государств: Ботсваны, Мозамбика, Малави, Анголы, ЮАР Лесото, Намибии, ДРК, Эсватини, Танзании, Замбии и Зимбабве [11].
Неразвитость электрических сетеИ, магистральных и распределительных линий электропередач как внутри стран, так и в пределах энергетических пулов, наряду с общей нехваткой генерирующих мощностей и устарелостью оборудования, обусловливает слабое развитие межгосударственных перетоков электроэнергии. Так, по данным [5], в 2018 г. экспортно-импортные перетоки электроэнергии внутри энергетических пулов оставались крайне незначительными - от 0,6 и 0,7 %, соответственно, в Восточ-ноафриканском пуле, до 9,6 и 11,9% в Южноафриканском. По мнению А. Ю. Шаровой, эта проблема может еще больше обостриться с вводом в эксплуатацию реализуемых и готовящихся к реализации проектов в области электрогенерации:«с высокой долей вероятности может сложиться ситуация, при которой построенные мощности будут не востребованы из-за отсутствия возможности доставки вырабатываемой электроэнергии потребителям» [5].
Кроме того, даже в SAPP - в наиболее развитом региональном энергетическом
сч о сч
Таблица 3. Объём и структура производства электроэнергии в Африке в 2020 г., трлн кВт^ч
Источник: по данным Африканского энергетического портала (AEP) [2]
в том числе:
из них:
Всего ТЭС* АЭС ВИЭ ГЭС ВЭС, СЭС и прочие Прочие
Африка, всего 901,62 712,56 15,81 173,24 145,89 27,35 0,1
в т. ч.- Северная 389,26 364,26 - 25 16,38 8,62 0
Западная 74,67 55,21 - 19,46 18,69 0,77 0
Центральная 27,98 7,82 - 20,16 20,01 0,15 -
Восточная 66,93 22,6 - 44,33 36,13 8,2 -
Южная 342,79 262,68 15,81 64,3 54,67 9,63 0
из неё - ЮАР 278,14 247,3 15,81 15,03 5,9 9,13 0
<
О
СЦ <
* - на ископаемом топливе
л
о
<
о
СЦ <
объединении на континенте, существует целый ряд серьезных проблем, таких как [12]:
• недостаток инфраструктуры для снабжения электроэнергией;
• недостаток технического обслуживания инфраструктуры;
• ограниченные фонды для финансирования новых инвестиций;
• недостаточная генерация - уже к 2007 г. были исчерпаны избыточные мощности;
• значительные потери электроэнергии в сетях.
Решение этих проблем открывает широкие перспективы для иностранного бизнеса/капитала, в том числе и российского. Россия может и должна в решении этих проблем принимать самое активное участие. И начало такого участия руководством страны и российским бизнесом уже положено:
• в 2019 г. в г. Сочи состоялся первый в истории саммит «Россия - Африка», в работе которого приняли участие Президент РФ В. В. Путин и министр энергетики РоссииА. В. Новак;
• в 2020 г. учреждены форум партнёрства «Россия - Африка» и его секретариат;
• в июне 2020 г. началась работа АЭС-СА-Ассоциации экономического сотрудничества со странами Африки;
• идёт активная подготовка ко второму саммиту «Россия - Африка».
К этому саммиту, как сообщил глава Департамента международного сотрудничества Минэнерго РФ Д. Семенов 12 октября 2022 г. на полях «Российской энергетической недели», Россия готовит 30 проектов для Африки в сфере энергетики.
Анализ соответствующих результатов исследований, выполненных авторами
Созданные в Африке энергетические пулы не функционируют как полноценные рынки электроэнергии и почти не оказывают положительного влияния на процесс преодоления энергетической отсталости
Солнечные панели на крыше африканской хижины Источник: michaklootwijk / depositphotos.com
статьи и другими специалистами2, показывает, что в области электроэнергетики наибольшие перспективы имеют такие сферы сотрудничества России с африканскими странами, как:
• атомная энергетика;
• новые технологии и материалы для возобновляемой энергетики;
• способы и технологии накопления и хранения энергии;
• энергоэффективность и энергоэффективные технологии;
• передающие и распределительные сети;
• возобновляемая энергетика и гидрогенерация;
• распределенная энергетика.
Многие российские компании имеют
опыт и компетенции в сферах, а само подобное сотрудничество позволит одновременно и диверсифицировать источники формирования государственного бюджета России, и открыть для её обрабатывающей промышленности новые рынки сбыта. Как отметил в этой связи посол по особым поручениям МИД России, руководитель секретариата Форума партнерства «Россия - Африка» О. Б. Озеров, выступая на РЭН-2022, «в течение последних десятилетий внешняя политика России была сфокусирована на развитии отношений с западными странами. В новых условиях миропорядка ситуация
См., напр., [5,13].
кардинально изменилась. Сегодня наша страна придает особое значение формированию новых политических и экономических альянсов, среди которых одним из наиболее значимых является африканский регион. Большинство стран континента видят в нашей стране союзника, борющегося с неоколониальным господством Запада, а также альтернативные рынки сбыта» [14].
Проблемы и возможности африканской электроэнергетики рассмотрим подробнее на примере Южноафриканского энергетического пула и ЮАР - одной из крупнейших экономик континента.
Несмотря на наблюдающиеся в последние годы системные проблемы в электроснабжении, ЮАР является страной с одной из самых высоких степеней доступности электроэнергии в масштабах Африки. Электроэнергия широко используется в промышленно-торговом и жилищно-коммунальном секторах.
Правовой основой функционирования электроэнергетической отрасли в стране в настоящее время является закон ЮжноАфриканской Республики о регулировании электроэнергетики 2006 г. (англ. - Electricity Regulation Act) [15]. С принятием данного закона были внесены изменения
Несмотря на наблюдающиеся в последние годы системные проблемы в электроснабжении, ЮАР является страной с одной из самых высоких степеней доступности электроэнергии в масштабах Африки
в ранее принятые отраслевые нормативно-правовые акты. По замыслу законодателя, закон о регулировании электроэнергетики призван:
- служить нормативной базой для функционировании национальной электроэнергетической отрасли;
- наделить Национальный энергетический регулятор (англ. - National Energy Regulator) полномочиями по контролю за соблюдением правовых норм в области электроэнергетики;
- внедрить систему лицензирования в сферах производства, передачи,
л
о
ЛЭП в ЮАР
Источник: alistairjcotton / depositphotos.com
<
О
СЦ <
2000 г.
Структура установленной мощности электроэнергетики
2020 г.
102
4,6%
л
о
2,5%
4,3%
4,3%
3,3%
5,9%
92,9%
82,2%
2000 г.
Структура производства электроэнергии
2020 г.
6,2%
2,1%
1,9%
2,5%
4,1%
2,6%
91,9%
88,7%
ТЭС ■ ГЭС ■ АЭС ■ ВЭС
СЭС
Рис. 3. Электроэнергетика ЮАР: структура установленной мощности электростанций и валового производства электроэнергии3
Источник: составлено и рассчитано авторами по данным UNdata 2023, March
<
о
СЦ <
поставки, торговли, экспорта и импорта электроэнергии.
Основной объем электроэнергии в ЮАР традиционно производится в угольной генерации (рис. 3 и 4). Данный факт легко объясним: Южно-Африканская Республика является седьмым по важности угледобывающим государством в мире [16].
Более того, крупные угольные месторождения являются становым хребтом южноафриканской экономики на протяжении
Отметим, что в силу низкого качества национальной статистики в африканских странах в различных справочниках и базах данных информация об основных энергетических показателях зачастую приводится на базе оценок и существенно расходится. Так, по данным ВР удельный вес АЭС в валовом производстве электроэнергии в ЮАР в 2020 г. составлял 6,5 %, ГЭС - 0,2 %, а ТЭС -86% [17].
более ста лет. Правда, в последние годы наметилась тенденция к постепенному истощению наиболее важных месторождений, легкодоступных для разработки и транспортировки угля с логистической точки зрения и позволяющих вести угледобычу наименее затратно. По состоянию на 2018 г. южноафриканский ТЭК располагал действующими угольными электростанциями совокупной мощностью в 42 ГВт, что ставило страну на седьмое место в мире по данному показателю. Кроме того, в стадии строительства находились угольные электростанции нового поколения общей мощностью в 6 ГВт. Ещё несколько угольных электростанций общей мощностью в 3 ГВт пребывали в стадии проектирования [16].
Именно угольная генерация в ее нынешнем состоянии считается одной из причин разразившегося недавно в стране энергетического кризиса. В течение длительного времени отрасль страдает от недостатка инвестиций в расширение производственных мощностей и обновление основных фондов. Увеличение энергопотребления ведёт к ускоренному износу оборудования, которое не успевает обновляться из-за недостаточного финансирования. Недостаток финансирования сказался и на реализации новых проектов. В частности, затянувшееся строительство двух крупных угольных электростанций Medupi и Kusile (производительностью в 4,8 ГВт каждая) существенно превысило проектные сроки, а фактические расходы давно вышли за рамки первоначальных смет. Наряду с перечисленными проблемами, в последние годы угольная генерация привлекает критическое внимание общественности и в свете вреда для экологии и здоровья человека, возникающего в результате выбросов от сжигания в окружающую среду.
Перечисленные проблемы тесно связаны с ещё одной первопричиной плачевного
состояния южноафриканской электроэнергетики, а именно с высокой степенью ее монополизации. Особенностью электроэнергетического сектора ЮАР является то обстоятельство, что он изначально был задуман как централизованно контролируемая структура. В 1922 г. центральное правительство Южно-Африканского Союза (предшественника нынешней ЮжноАфриканской Республики)разработало закон об электроэнергии (англ. - Electricity Act). Во исполнение этого закона в 1923 г. была учреждена такая публично-правовая компания, как Комиссия по электроснабжению (ESCOM), известная также под своим африканским названием Elektrisiteitsvoor sieningskommissie (EVKOM), которая с самого начала была юридически наделена монопольным статусом на всей территории страны. В 1987 г. компания изменила своё название, объединив два акронима в своём предыдущем названии (ESCOM и EVKOM), и стала известна как Eskom. В настоящий момент Eskom является крупнейшим производителем электроэнергии на Африканском континенте. На внутреннем рынке ЮАР на долю монополии приходится свы-
л
о
Рис. 4. Структура производства электроэнергии-нетто на электростанциях Eskom за 2021 финансовый год
Источник: составлено авторами на основе [18]
9,9 млрд кВт-ч
4,9%
1,39 млрд кВт-ч
0,7%
4,9 млрд кВт-ч
2,4%
1,46 млрд кВт-ч
0,7%
0,31 млрд кВт-ч 0,2%
<
о
СЦ <
Угольные электростанции Гидроэлектростанции
Газотурбинные электростанции ГАЭС
Атомная электростанция Ветряные
_Q I
О
<
О
СЦ <
Для электроэнергетики ЮАР характерны высокие потери электроэнергии в сетях, которые в 2020 г. достигли 11,98 % от общей поставки электроэнергии, и низкий уровень технологического развития
ше 90 % всей поставляемой конечным потребителям электроэнергии. Eskom также является оператором национальной электропередающей инфраструктуры и собственником гидро-, газовых, единственной атомной и большинства угольных электростанций в стране. Более того, Eskom является компанией не только национального, но и регионального масштаба, поскольку занимается поставками электроэнергии по всем государствам Сообщества развития юга Африки (англ. - Southern African Development Community). Этот
Рис. 5. Средняя цена на электроэнергию, 2007-2021 финансовый год, рэнд/100 (центов рэнда4) за кВт-ч
125
100
75
50
25
региональный союз располагает единой интегрированной системой электропередающих сетей (англ. - Southern African Power Pool, сокр.-SAPP), включающей сетевую инфраструктуру Ботсваны, Эсватини, Лесото, Мозамбика, Замбии, Зимбабве и собственно ЮАР Основным оператором SAPP является опять же ESCOM. Южноафриканская монополия импортирует в свою страну электроэнергию из Лесото, Мозамбика, Зимбабве и Замбии, а экспортирует в Ботсвану, Эсватини, Намибию и (как ни парадоксально) - также в Лесото, Замбию, Зимбабве и Мозамбик. Почти вся производимая в ЮАР электроэнергия (91 %) потребляется на внутреннем рынке, еще 4 % импортируется из-за рубежа, а 5 %, напротив, отправляется на экспорт [19, с. 16].
Монопольный статус Eskom в конечном итоге породил целый комплекс проблем в южноафриканской электроэнергетике. Зафиксированный законодательно ровно век назад монопольный статус публично-правовой компании, изначально нацеленный на закрепление роли государства в энергетике в качестве гарантии национальной энергетической безопасности, со временем превратился в препятствие
Источник: [18]
-■lllllllllll
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
4 По состоянию на 16 мая 2023 г. 1 USD равен 19,11 южноафриканским рэндам (ZAR).
150
100
50
87,05 45,56 99,75
170,52 90,03 154,57
I
nnni'l'l'l'll
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Жилой сектор ■ Промышленность ■ Сельское хозяйство
2021
л
о
Рис. 6. Средние расчетные цены (по данным годовых отчетов Езкот) на электроэнергию по отдельным секторам, 2007-2021 финансовый год, Рэнд/100 (центов рэнда) за кВт-ч
Источник: [18]
для развития не только ТЭК, но и всей экономики страны. Архаичные структура управления и принятия решений в Eskom, некомпетентность и коррупция [20] на всех уровнях спровоцировали крупные просчеты в оценке перспектив и объемов роста энергопотребления в национальном и региональных масштабах. В свое время Министерство минеральных ресурсов и энергетики ЮАР (англ. - Department of Mineral Resources and Energy, далее - Минэнерго) и Eskom не сумели предугадать резкое повышение спроса на электроэнергию в общенациональном масштабе как следствие ускоренного экономического роста в мире в начале первого десятилетия XXI века. Ситуация усугубилась проблемами, порожденными сломом системы апартеида и переходом к демократической форме правления в начале 1990-х гг. [21]. Хроническое недофинансирование привело, как уже было отмечено выше, к износу основных фондов и, как следствие, к росту производственных издержек.
Данные факторы вкупе с упомянутым выше удорожанием угледобычи привели к тому, что, Eskom оказался вынужден постоянно повышать тарифы на отпускаемую потребителям электроэнергию. В частности, по состоянию на 2018 г. рост
тарифов на электроэнергию за два предшествующих десятилетия составил ни много ни мало 300 %. В последующие годы рост тарифов продолжался (рис. 5).
При этом, в 2013-2021 гг. наиболее быстро росли средние расчетные цены на электроэнергию для населения (рис. 6).
В конце 2022 - начале 2023 гг. власти оказались вынуждены повысить тарифы на электроэнергию еще на 18,65 % [21]. Повышение тарифов было одобрено Южноафриканским национальным энергетическим регулятором (англ. - National Energy Regulator of South Africa, сокр.- NERSA).
В ЮАР с 2014 г. массовый характер приобрели веерные отключения электроэнергии при повышенном потреблении в пиковые часы, которые в 2019 г. обошлись экономике потерями в 7 млрд долл.
<
с;
о
СЦ <
0
_Q Л
О
<
о
СЦ <
Рост тарифов власти обосновали необходимость обеспечить Eskom дополнительной денежной ликвидностью для сохранения его финансовой устойчивости и для гарантии осуществления им текущей эксплуатации сетевой инфраструктуры.
Повышение тарифов вкупе с замедлением деловой активности вследствие разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса привело к стагнации потребления электроэнергии в последующие годы. В упомянутом 2018 г. спрос на электроэнергию сохранялся на уровне 2007 г., что оказалось на треть меньше правительственного прогноза [16].
Наконец, ситуация усугубляется ещё двумя, типичными именно для ЮАР факторами - воровством электроэнергии путём несанкционированного подключения к энергосетям и массовыми неплатежами со стороны потребителей5 [21]. Финансовые трудности, в которых оказалась монополия в последние годы, носят настолько серьезный характер, что южноафриканское Министерство финансов даже охарактеризовало их как единственный системный риск для экономики страны [16].
Кроме того, для электроэнергетики ЮАР характерны высокие потери электроэнергии в сетях, которые в 2020 г. достигли 11,98 % от общей поставки электроэнергии, и низкий уровень технологического развития отрасли (в 2020 г. - всего 29,86 %) [18].
Первые скоординированные шаги по преодолению энергетического кризиса правительство предприняло лишь в июле 2022 г. В срочном порядке был запущен в реализацию энергетический план действий
По данным портала atominfo.ru, слабый менеджмент и низкая культура обслуживания имеющегося оборудования привели к тому, что Eskom не может надёжно обеспечить собственное население электроэнергией. При этом задолженность электрохолдинга составляет 450 млрд рэндов, или более 30,4 млрд долл. Как пишет FT в последние месяцы 2023 г. потребители в ЮАР вынуждены до десяти часов в день сидеть без электричества: на эти меры Eskom пошла из-за стареющего оборудования ТЭС и проблем с обслуживанием имеющихся мощностей. Власти оценили потери для экономики в 57 млн долл. США в сутки. Кроме того, по их оценке, в этом году рост ВВП составит 0,3 % по сравнению с прошлогодними 2,5 % [24].
Сеть ЛЭП в ЮАР
Источник: wirestock_creators/ depositphotos.com
Совокупность перечисленных явлений и предопределила энергетический кризис национального масштаба, который длится в стране с разной степенью интенсивности еще с 2007 г.
В частности, в стране с 2014 г. массовый характер приобрели веерные отключения электроэнергии при повышенном потреблении её в пиковые часы или при выходе из строя элементов энергетической инфраструктуры (англ. - loadshedding). Веерные отключения электричества в домах и на предприятиях только в 2019 г. обошлись экономике ЮАР совокупными потерями в размере 7 млрд долл. США [11].
Первые скоординированные шаги по преодолению энергетического кризиса южноафриканское правительство предприняло лишь в июле 2022 г. Именно тогда в срочном порядке был разработан и начал реализовываться на практике энергетический план действий (англ. - Energy Action Plan) [22]. Первые результаты реализации этих мер начали появляться к началу 2023 г. В феврале 2023 г. была обнародована правительственная программа действий в энергетике на 2023 г. (англ. - Programme of Action, сокр. PoA), на реализацию которой были выделены средства в рамках утвержденного неделей позже государственного бюджета [23].
Мондли Гунгубеле (англ. - Mond-li Gungubele), министр без портфеля
в правительстве ЮАР, заявил в августе 2022 г., что в целях преодоления охватившего страну энергетического кризиса правительство приняло решение модернизировать принадлежащие Eskom электростанции и дополнительно создать как можно больше новых генерирующих мощностей. Учрежденный летом 2022 г. по решению Президента ЮАР Сирила Рамафосы специально для борьбы с энергетическим кризисом Национальный комитет по энергетическому кризису (англ. - National Energy Crisis Committee, сокр. - NECOM) состоит из представителей Eskom и руководителей нескольких министерств. Помимо борьбы с собственно энергетическим кризисом, NECOM уполномочен разрабатывать и принимать меры по укреплению национальной энергетической безопасности на длительную перспективу. Первоочередной задачей NECOM является стабилизация энергетической системы страны и прекращение практики веерных отключений [25].
Южноафриканские власти предпринимают следующие меры для стабилизации энергоснабжения [25]:
- наделение органов местного самоуправления полномочиями по созданию новых генерирующих мощностей для удовлетворения потребностей в энергии на местах;
- создание новых генерирующих мощностей солнечной и ветроэ-
Рабочий на электростанции Esckom Источник: SunshineSeeds / depositphotos.com
В августе 2022 г. в целях преодоления энергетического кризиса правительство приняло решение модернизировать принадлежащие Eskom электростанции и создать новые генерирующие мощности
нергетики совокупной мощностью 6800 МВт в соответствии с чрезвычайным планом Минэнерго страны. Электроэнергия с данных объектов должна поступить в сети уже к концу 2023 г. Кроме того, запланировано строительство объектов газовой генерации общей мощностью в 3000 МВт;
- в 2021 г. критерий для подлежащих государственному лицензированию вновь создаваемых объектов энергетики был увеличен с 1 МВт до 100 МВт. Указанная мера дала практически мгновенный позитивный эффект: частные инвесторы приняли решение о реализации свыше 80 проектов совокупной мощностью свыше 6000 МВт, причем строительство некоторых началось уже в 2022 г.;
- Бэкот в течение 2021-2022 гг. учредил отдельное, формально независимое юридическое лицо и передал ему свои функции по управлению передающими сетями. В конце 2022 г. также началась передача формально независимым друг от друга структурам функций по генерации и поставке потребителям электроэнергии.
Указанные меры принимаются на основании пяти задач по реформированию национального энергетического сектора, поставленных Президентом Республики Рамафосой [26]:
- реструктуризация Бэкот и повышение ее эффективности;
- привлечение частных инвестиций в энергетический сектор страны, ускорение реализации инвестиционных проектов;
л
о
<
о
СЦ <
_Q I
О
<
О
СЦ <
- ускорение строительства новых мощностей в газовой генерации и на ВИЭ, создание аккумуляторных станций для хранения резервной электроэнергии;
- стимулирование частных компаний и домохозяйств к установке солнечных панелей на принадлежащих им зданиях;
- общее реформирование электроэнергетической отрасли с целью долгосрочного укрепления национальной энергетической безопасности.
В своем обращении к населению «О положении нации» по случаю наступления 2023 г. Президент Рамафоса обязался сделать повышение надежности энергоснабжения в стране одним из приоритетов в работе правительства в 2023 г.
Констатируя участившийся характер веерных отключений электроэнергии и подчеркнув их разрушительный эффект для экономики и социального сектора страны, Президент объявил о введении чрезвычайного положения в энергетическом секторе. Режим чрезвычайного положения призван наделить правительство полномочиями для практических, быстрых и жестких мер, прежде всего, по борьбе с веерными отключениями. Среди указанных мер особенно важным был запрет на отключение электричества на объектах критической инфраструктуры (медицин-
ские учреждения, водоочистные предприятия). В рамках полученных чрезвычайных полномочий центральное правительство уменьшило перечень критериев для одобрения новых энергетических проектов, сократило перечень разного рода ограничительных мер в энергетике (исключением стали лишь природоохранные нормы) и упростило большое число технических стандартов в энергетике. Был даже учрежден пост министра без портфеля в составе правительства, ответственный исключительно за преодоление разразившегося общенационального энергетического кризиса [23].
Во исполнение поставленных Президентом Рамафосой задач NECOM сформировал восемь рабочих групп из правительственных экспертов и представителей частного сектора. Указанные рабочие группы занимаются реформированием энергетического сектора согласно энергетическому плану действий с долгосрочной целью организовать надежное и достаточное предложение энергии по всей стране как залога обеспечения национальной энергетической безопасности [22]. Энергетический план действий предусматривает целый спектр мер по десяти направлениям с целью подготовки персонала, технического переоснащения энергетического сектора и совершенствования технологических процессов [9]. По мнению правительственных
Использованные источники
1. Africa Energy Outlook 2022. IEA. World Energy Outlook Special Report. - URL: https://www.iea.org/reports/africa-energy-outlook-2022
2. AEP. Database. - URL: https://africa-energy-portal.org/database
3. Pandemic, prices, and poverty -URL: https://blogs. worldbank. org/opendata/pandemic-prices-and-poverty
4. World Bank: 90 percent of world's poor will live in Africa by 2030. October9, 2019.-URL:https://eturbonews.com/world-bank-90-percent-of-worlds-poor-will-live-in-africa-by-2030/
5. ШароваА. Ю. Электроэнергетические проекты в Африке // Ученые записки Института Африки РАН № 2(59), 2022. С. 17-34. DOI: 10.31132/2412-5717-2022-59-2-17-34
6. Leveraging Resource Wealth During the Low Carbon Transition. Africa's Pulse, No. 27 (April). World Bank. 2023. -URL: https://reliefweb.int/report/angola/africas-pulse-no-27-april-2023-leveraging-resource-wealth-during-low-carbon-transition
7. Африка - Россия+: достижения, проблемы, перспективы: совместный доклад Российского совета по международным делам (РСМД) и СОЮЗА «Африканская деловая инициатива»(АДИ) Доклад № 53/2020 /А.В. Кортунов, Н. Г. Цайзер, Е. В. Харитонова, Г. А. Koчофа, Д. П. Ежов, Л. Е. Чкония; Рос-
сийский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2020. - 60 с.
8. Россия- Африка: устойчивое энергетическое развитие. -URL: https://roscongress.org/ sessions/rew-rossiya-afrika-ustoychivoe-energeticheskoe-razvitie/participants/#
9. Powering Up: the Urgent Need to Close Africa's Energy Gap. - URL: https://www.mcc.gov/ resources/story/story-kin-apr-2015-powering-up-the-urgent-need-to-close-africas-energ
10. Южноафриканский энергетический пул. - URL: https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/ Central_African_Power_Pool
11. ШароваА. Ю. Электроэнергетические рынки Африки: современное состояние и проблемы развития// Экономические отношения. Том 10. №4. Октябрь-декабрь 2020. С. 1157-1174.
12. Electricity. Department: Energy. Republic of South Africa -URL: https://www.energy.gov.za/files/esources/electricity/ electricity_powerpool.html
13. МастепановА. М. Сотрудничество стран БРИКС в энергетической сфере как фактор прогнозирования мирового энергопотребления//Бурение и нефть. 2016, № 1. С. 3-9.
14. Россия - Африка: устойчивое энергетическое развитие // Ведомости. 12 октября 2022.
экспертов, данные меры позволят увеличить генерацию электроэнергии на 70 % уже к 2025 г. При этом признается, что по состоянию на текущий момент не существует быстрого решения проблемы [20]. Со своей стороны монополист Eskom тоже разработал отдельную программу по предотвращению веерных отключений [27], которая, впрочем, пока не возымела решающего успеха. К примеру, и в мае 2023 г. Eskom [28] и крупнейшее муниципальное образование страны - г. Йоханнесбург [29] - как ни в чем не бывало продолжали публиковать графики предстоящих веерных отключений.
В заключение отметим, немного перефразируя сказанное семь лет назад [13]. Для решения затронутых в статье проблем, обеспечения инновационно-технологического сотрудничества России в сфере электроэнергетики с африканскими странами российской экономике необходимо, прежде всего, создать эффективные условия привлечения финансовых ресурсов к реализации инновационных проектов в самой России.
Бизнесом России, представителями академической и отраслевой науки неоднократно предлагались рецепты решения этой задачи, предлагалось незамедлительно отказаться от «остаточного принципа» государственного финансирования науки, придав ей статус защищённой строки
бюджета. Необходимо также разработать и реализовать механизмы поддержки организаций, аккумулирующих и направляющих финансовые ресурсы в высокорисковые инновационные проекты, начиная с ранних стадий разработки.
Сможем это сделать - и сотрудничество со странами Африки «заиграет» совсем в других «оттенках», придав новые импульсы развитию как углеводородной и атомной энергетике, так и возобновляемым источников энергии, обеспечив надёжное снабжение национальных экономик топливом и энергией и их энергетическую безопасность.
Статья подготовлена по результатам работ, выполненных в рамках госзадания ИПНГ РАН (тема № FMMЕ-2022-0004 - «Фундаментальный базис энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных, инновационных и цифровых технологий поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, исследование, добыча и освоение традиционных и нетрадиционных запасов и ресурсов нефти и газа; разработка рекомендаций по реализации продукции нефтегазового комплекса в условиях энергоперехода и политики ЕС по декарбонизации энергетики (фундаментальные, поисковые, прикладные, экономические и междисциплинарные исследования)». Рег. номер учёта в РОСРИД122022800270-0.
л
о
15. Electricity Regulation Act 4 of 2006. - URL: https://www.gov. za/documents/electricity- regulation-act
16. The Carbon Brief Profile: South Africa. - URL: https://www. carbonbrief.org/the-carbon- brief-profile-south-africa/
17. bp Statistical Review of World Energy 2021170st edition. - URL: Statistical Review of World Energy 2021 (bp.com)
18. Энергетический профиль Южной Африки. - URL: https://www.eeseaec.org/energeticeskij-profil-uznoj-afriki
19. The South African Energy Sector Report 2021 // Department of Mineral Resources and Energy, Republic of South Africa - URL: https://www.energy.gov.za/files/media/explained/ 2021-South-African-Energy-Sector-Report.pdf
20. Government takes urgent steps to implement Energy Action Plan. - URL: https://www.sanews.gov.za/south-africa/ government-takes-urgent-steps-implement-energy- action-plan
21. President Ramaphosa calls for cooperation in energy crisis. -URL: https://www.sanews.gov.za/south-africa/president-ramaphosa-calls-cooperation-energy-crisis
22. Update on energy Action Plan, January 2023. - URL: https://www.thepresidency.gov.za/content/update-energy-action-plan-january-2023
23. Government reiterates commitment to increase energy supply. -
24.
25
26
URL: https://www.sanews.gov.za/south-africa/government-reiterates-commitment-increase- energy-supply ЮАР объявила режим национального бедствия из-за энергокризиса. - URL: https://www.rbc.ru/politics/10/02/2023/6 3e5a4df9a79476384b62a80?ysclid=lhuylhh9 pn674292748 National Energy Crisis Committee of Ministers briefs media on National Energy Crisis. - URL: https://www.gov.za/ speeches/media-briefing-national-energy-crisis-committee-ministers- 1-aug-2022-0000
Confronting the energy crisis: an action plan to end load shedding. - URL: https://www.gov.za/sites/default/files/ gcis_document/202207/confronting-energy-crisisan- action-plan-end-load-shedding.pdf 27. Energy Action Plan. Update: December 2022. - URL: https://www.stateofthenation.gov.za/assets/downloads/ Update_on_energy_action _plan_DEC22.pdf Municipal loadshedding schedules. ESCOM Distribution. - URL: https://www.eskom.co.za/distribution/customer-service/ outages/municipal-loadshedding- schedules/ Load Shedding Blocks and Suburbs Information. Load Shedding Updates. - URL: https://www.citypower.co.za/customers/ Pages/Load_Shedding_Downloads.aspx
28
29
<
о
СЦ <