Научная статья на тему 'Эскалация этнического конфликта и роль внешних участников: опыт региона больших озер'

Эскалация этнического конфликта и роль внешних участников: опыт региона больших озер Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
550
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ЭСКАЛАЦИЯ / ТРЕТЬЯ СТОРОНА / ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ / ВРАЖДУЮЩИЕ СТОРОНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хаджаянди Патрик

Основная задача этой статьи рассмотреть процесс эскалации этнического конфликта. С одной стороны, сделана попытка дать широкое понимание контекста, в котором вероятнее всего происходит эскалация, с другой показано влияние на внутренний конфликт третьей стороны как важного фактора эскалации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эскалация этнического конфликта и роль внешних участников: опыт региона больших озер»

Хаджаянди Патрик

ЭСКАЛАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА И РОЛЬ ВНЕШНИХ УЧАСТНИКОВ:

ОПЫТ РЕГИОНА БОЛЬШИХ ОЗЕР

Основная задача этой статьи - рассмотреть процесс эскалации этнического конфликта. С одной стороны, сделана попытка дать широкое понимание контекста, в котором вероятнее всего происходит эскалация, с другой - показано влияние на внутренний конфликт третьей стороны как важного фактора эскалации.

Ключевые слова: этнический конфликт, эскалация, третья сторона, факторы эскалации, враждующие стороны.

Один из наиболее важных этапов в динамике конфликта - это фаза эскалации, или обострения. Данный этап характеризуется вовлечением в конфликт внешних участников. Под внешними участниками имеются в виду государства, организации, представители этнических групп в соседних странах, которые косвенно или непосредственно принимают участие во внутреннем конфликте в качестве третьей стороны. В данной работе наше внимание сфокусировано на участии приграничных государств во внутреннем конфликте соседей, но и не только.

Цель работы - рассмотрение процесса перехода этнического конфликта в фазу эскалации. Появление внешних участников в развертывании внутреннего конфликта означает, что конфликт приобрел новое измерение. Такая перемена является одним из главных этапов трансформации конфликта из внутреннего в конфликт регионального или международного масштабов. Кроме того, это является одним из важных аспектов эскалации.

Прежде всего следует определить, что понимается под эскалацией этнического конфликта. По мнению Майес Мишель, эскалация представляет собой этап, когда интенсивность действий конфликтующих сторон (например усиление военных атак) возрастает. Характерно, что данный этап сопровождается вовлечением новых участников и обновленными стратегиями

[1]. Эскалация происходит чаше всего, когда исчерпаны возможности найти совместное мирное решение или урегулировать конфликт на ранней стадии. Другими словами, эскалация -этап обострения конфликтных отношений.

Исследователи в области теорий внутренних конфликтов Д. Прут и Дж. Рубин выделяют пять признаков, характеризующих переход этнического конфликта в эскалацию.

Во-первых, стороны начинают использовать жесткие средства давления друг на друга, поскольку «мягкие» средства теряют значение. Говоря о «мягких» средствах, авторы имеют в виду такие методы, как убеждение, обещание, усилия, нацеленные на достижение взаимовыгодных условий. Жесткие средства включают угрозу, применение силовых методов в решении разногласий и насилие.

Вторым признаком эскалации является рост масштаба конфликта. Требования увеличиваются, и конфликтующие стороны выделяют больше ресурсов на вооруженную борьбу. Этот процесс сопровождается активным поиском поддержки за пределами своего государства. Следует отметить, что именно в процессе поиска внешней поддержки происходит усугубление этнического конфликта, в результате чего он принимает международный характер.

При третьем признаке требования сторон друг к другу перестают быть специфическими и приобретают общий характер, что, однако, не делает конфликт менее интенсивным. Наоборот, данная ситуация потенциально усложняет процесс поиска какого-либо возможного решения.

Четвертый признак - это рост численности участников конфликта. Как уже было сказано выше, по мере того как исчезают шансы урегулирования конфликта на ранней стадии, противоборствующие стороны начинают искать поддержку извне. Поддержка может иметь политический, финансовый, стратегический или военный характер. Отметим, что в большинстве случаев такая поддержка ожидается со стороны близких, точнее, соседних государств и этнических групп, проживающих в них.

Пятый признак заключается в попытке добиться успеха или победы любым способом и прежде всего путем насильственного уничтожения «врага». В данном случае, как правило, идет борьба на всех фронтах. Часто наряду с основной вооруженной борьбой идет параллельная, не менее важная, информационная война. Ни одна из конфликтующих сторон не может обойтись без информационной войны, т.к. именно она играет важную роль в привлечении сторонников и усилении внешней поддержки.

Отметим также, что эскалация не происходит внезапно. Если отслеживать эволюцию конкретного конфликта и внимательно наблюдать за тем, как складываются отношения между конфликтующими сторонами, можно предугадать грядущее обострение ситуации.

Эскалация по своей сути является результатом переплетения разнообразных факторов. С.А. Лобель и Ф. Мочери утверждают, что несмотря на важность внутренних условий, в рамках которых возникает конфликт, внешние факторы также играют не последнюю роль в динамике этнического конфликта. Они главным образом создают условия, ведущие к эскалации

[2]. Их внимание направлено в большей степени на действия государств, находящихся вблизи линий фронта. Они могут быть явными или скрытыми. Но так или иначе они влияют на ход, а порой и на исход конфликта. Отметим, что данный аспект важен, особенно когда на территории соседних стран проживают этнические группы, идентифицирующие себя как собратьев с жителями проблемного государства (или «горячей точки»).

Мы уже отметили, что самое влиятельное участие внешних игроков заключается в поддержке, которую они оказывают одной из сторон в конфликте. Добавим, что поддержка может быть оказана в материальной и финансовой форме или в предоставлении прикрытия для вооруженных группировок. Они могут также позволять вооруженным группировкам иметь военные базы на их территории. Данный аспект поддержки распространен в африканских этнических конфликтах.

В 1991 г. Патриотический фронт Руанды начал широкомасштабную войну против режима Хабьяриманы. У боевиков этой вооруженной группы всегда имелась возможность возвращаться в Уганду для пополнения запасов или укрытия. Президент Уганды Иовери Мусевени поддерживал эту вооруженную группу и предоставлял боевикам все, в чем они нуждались. Так, они смогли более 3-х лет дестабилизировать режим Кигали до момента убийства президента Руанды, вследствие чего начался самый широкомасштабный геноцид в Центральной Африке [3, р. 111-128].

В рамках этих реформ возник и конфликт, приведший к трагическим событиям в Руанде в 1994 г.

Описывая события, предшествовавшие геноциду в Руанде, М. Аустволь утверждает, что главным их виновником является Руандийский патриотический фронт. Он инициировал войну против правительства Кигали, и эта война привела к трагедии и жестокости, которые пережили тутси. По словам М. Аустволь, «...события, которые привели к геноциду тутси в Руанде в 1994 году, тесно переплетены с их нападением на эту страну. Это нападение началось в октябре 1990 (в северных провинциях страны)» [4, р. 13-14]. Тем не менее время нападения совпало с периодом реформ, и это было далеко не случайно.

Отметим, что решение связано с условиями, в которых находились беженцы тутси, будучи в Уганде. Изначально тутси были изгнаны из Руанды. Потом они встретились с неприятием со стороны различных режимов, которые правили Уганду в период до 1986 года, когда Йове-

ри Мусевени пришел к власти во многом благодаря беженцам тутси. Они приняли активное участие в военных операциях вместе с Мусевени и его людьми. Хотя трудно сказать, что это было запланировано, но именно участвуя в войне за «освобождение» Уганды, беженцы смогли создать собственную армию внутри Национальной армии сопротивления (NRA-National Resistance Army), которую возглавлял Мусевени. Участие беженцев в войне вместе с Мусевени является главным объяснением поддержки, которую РПФ получил от правительства Уганды в 1990 г. Поддержка руандийских беженцев во время борьбы за свержение Хабьяриманы может быть рассмотрена также как форма благодарности лично от Мусевени. Кроме того, отношения с беженцами определяли позицию правительства Уганды по отношению к режиму Кигали.

Эти события интересны тем, что помогают выявить один из аспектов эскалации и понять, как внешние игроки могут стать одним из источников нестабильности. Чтобы иметь представление о переплетении разных факторов касательно этой проблематики, следует рассмотреть некоторые исторические моменты, в которые произошло зарождение руандийского конфликта.

В 1950-60 гг., когда всей Африке требовалась независимость, несмотря на внешнее единство во многих африканских обществах уже существовали серьезные разногласия по этническому признаку. В Руанде была такая же проблема, но в более обостренной форме. Между хуту и тутси уже были напряженные отношения и непринятие друг друга.

В 1959 г. произошло то, что назвали «революцией хуту». Она знаменита тем, что сопровождалась кровопролитием и многозначительными жертвами среди представителей племени тутси. Остальные скрылись в Уганду или в Бурунди. Так, до начала нападения в 1990 г. в Уганде находилось свыше 200 тыс. беженцев тутси. Со временем они сформировали руандийскую политическую диаспору и первую политическую организацию: Руандийский союз национального единства (RANU - Rwandese Alliance for National Unity). Организация была основана в Кампале в 1980 г.

Из-за проблем, с которыми беженцы столкнулись в Уганде (неприятие, дискриминационная политика со стороны правительственных органов и т.д.), они стали рассматривать любую возможность вернуться на родину (т.е. в Руанду). Растущая нестабильность внутри Уганды в 80-х гг. вынуждала их искать выход из тупиковых ситуаций, и в конце концов они решили присоединиться к вооруженному сопротивлению армии Мусевени. Решение оказалось правильным, т.к. в случае победы Национальной армии сопротивления у беженцев открылась бы возможность получить гражданство Уганды либо военную помощь для возвращения в Руанду. Когда НАС взяла власть в Кампале, больше четверти армии состояло из руандийских беженцев. Победа НАС побудила многих беженцев рассматривать возможность принятия гражданства Уганды. Однако вначале 1990 г. парламент страны принял закон, который ограничил права беженцев. Те из них, кто успел занять высокие положения в правительстве и в армии, их потеряли. Тогда стало ясно, что единственным вариантом решения проблемы руандийских беженцев стало возвращение на родину. Поскольку у них уже имелась подготовленная армия, беженцы приняли решение напасть на Руанду и повторить предыдущий опыт захвата власти.

В октябре 1990 г. РПФ (Руандийский патриотический фронт) начал широкомасштабную кампанию по свержению режима Хабьяриманы. Вооруженная группа захватила северные провинции страны, но спустя несколько месяцев они были вынуждены сдать позиции. Правительство Кигали получило поддержку со стороны Франции и Заира. Обе страны оказали помощь поставками оружия и боеприпасов.

Вечером 6 апреля 1994 г. самолет, в котором находились президенты Руанды и Бурунди, был обстрелян, и главы обеих стран погибли. С этого момента в Руанде начался геноцид, вошедший в историю как один из крупнейших геноцидов ХХ в. Этот конфликт стал поворот-

ным пунктом не только для населения Руанды, его влияние имело резонанс во всем регионе Больших Озер. С ним связана борьба за свержение власти Мобуту в соседнем бывшем Заире и последующие войны в регионе, особенно война под названием «Первая африканская война».

Подводя итог, следует сказать, что без поддержки и участия правительства Уганды РПФ был бы не в состояния вести борьбу за освобождение Руанды. Также без участия внешних сил правительство Кигали не смогло бы одержать первую победу в битвах за освобождение северных провинций в 1990 г., когда повстанцы РПФ впервые совершили нападение. Без поддержки со стороны внешних игроков некоторые вооруженные группы не могут сопротивляться. Внешняя поддержка, как правило, приводит к преобразованию этнического конфликта из внутреннего в региональный или международный. Кроме того, не следует упускать из виду, что поведение мирового сообщества по отношению к участникам конфликта также влияет на его конечный исход.

Литература

1. Maiesse M. What is conflict escalation? September, 2003 // htpp://

www.beyondintractability.com

2. Steven E. Lobell and Philip Mauceri. Ethnic conflict and international politics: explaining escalation and diffusion. Palgrave Macmillan, 2004.

3. Austvoll M. Theorising the international escalation of Etnic conflicts. PRIO. Oslo, 2006.

4. Quinn J.J. Diffusion and escalation in the Great Lakes region: The Rwandan genocide, the rebellion in Zaire, and Mobutu’s overthrow // Ethnic conflict and International relations: explaining escalation and diffusion. Macmillan, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.