Научная статья на тему 'Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи'

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2966
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАГНАРЁК / КОНЕЦ СВЕТА / ЭСХАТОЛОГИЯ / ЛОКИ / БАЛЬДР / БОГИ / КЛЯТВА / ТРИКСТЕР / ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА / RAGNAREK / DOOMSDAY / ESCHATOLOGY / LOKI / BALDR / GODS / OATH / TRICKSTER / LAST FIGHT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петев Николай Иванович

В статье рассматривается учение древних германцев о конце света. Автор постарался раскрыть этический аспект данного вопроса. В его основе лежит проблема нравственной деградации мира людей и богов. Автор выделил три основные причины Рагнарёка, которые являлись неизбежным следствием духовных и материальных изменений в жизни людей и богов. Также автор коснулся психологического портрета бога Локи, который является одной из ключевых фигур Рагнарёка. Этот бог играет важнейшую роль в рассмотрении эсхатологического учения германцев о Рагнарёке с точки зрения этики, так как именно его поведение и поступки приведут весь мир к уничтожению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESCHATOLOGICAL DOCTRINE OF GERMEN ABOUT RAGNAREK AND ABOUT LOKI

In article the doctrine of ancient Germen about a doomsday is considered. The author tried to open an ethical question of the matter. At the heart of the matter the problem of moral degradation of the world of people and gods lies. Besides, the author allocated Ragnarek’s three main reasons which were an inevitable consequence of spiritual and material changes in life of people and gods. As the author concerned a psychological portrait of god Loki which is one of Ragnarek’s key figures. This god plays the major role in consideration of the eschatological doctrine of Germen about Ragnareka from the point of view of ethics as his behavior and acts will lead the whole world to destruction.

Текст научной работы на тему «Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи»

ОСОБАЯ ТЕМА

УДК 17+236 / 293.11

НИ Петев Эсхатологическое учение германцев

о Рагнарёке и о Локи

В статье рассматривается учение древних германцев о конце света. Автор постарался раскрыть этический аспект данного вопроса. В его основе лежит проблема нравственной деградации мира людей и богов. Автор выделил три основные причины Рагнарёка, которые являлись неизбежным следствием духовных и материальных изменений в жизни людей и богов. Также автор коснулся психологического портрета бога Локи, который является одной из ключевых фигур Рагнарёка. Этот бог играет важнейшую роль в рассмотрении эсхатологического учения германцев о Рагнарёке с точки зрения этики, так как именно его поведение и поступки приведут весь мир к уничтожению.

Ключевые слова: Рагнарёк, конец света, эсхатология, Локи, Бальдр, боги, клятва, трикстер, последняя битва.

Цель данной статьи раскрыть этические предпосылки конца света на примере эсхатологического учения германцев о Рагнарёке и о Локи. К сожалению, данный вопрос практически не освещен в научных работах, посвященных религии древних германцев. Вопрос о конце света хорошо рассмотрен с мифологической точки зрения, как часть религиозных верований, однако этическая позиция практически не затронута. С одной стороны, это вызывает сложности при рассмотрении данного вопроса. С другой — данная тематика является актуальной ввиду своей специфичности и сложности. Для исследования необходимо рассмотреть не только эпосы и легенды викингов, но и обратиться к некоторым аспектам жизни германского общества того времени. Образы богов и сюжеты мифологии также раскрывают этические предпосылки и причины, по которым Рагнарёк является неизбежным событием как для богов, так и для людей.

Понятие «Рагнарёк» в германской мифологии означает конец света, который произойдет в конце времен. Это великая битва между добром и злом, силами света и тьмы. Чудовища Хель вместе с вели© Петев Н.И., 2013

110

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

канами начнут войну, а конечная цель этой битвы — уничтожение всего мира. Асы и ваны вступят с ними в бой. Это будет последний бой существующего мира, ибо ему суждено быть уничтоженным. Однако, после уничтожения «старого мира» возникнет новый, в котором не будет зла и тьмы. Наступит мир света, а воскрешение бога Бальдра будет олицетворять новое бытие.

В основе апокалиптического учения германцев о конце света лежит идея о некотором несовершенстве скандинавских богов: «Так как боги произошли от богов и великанов, то они были несовершенны и были обречены на смерть. Как и люди, они должны были умереть, чтобы души их достигли бессмертия» [2, с. 289].

Отметим, что в данном утверждении нельзя видеть приравнивание богов к людям. Мы считаем, что судьбы богов и людей переплетены между собой настолько, что человек является частью последней глобальной битвы добра со злом. Вся жизнь человека представляет собой выбор, на чьей стороне он будет в тот момент, когда наступит Рагнарёк. Это и есть этический выбор человека, который привязан ко всей истории человечества.

Отметим, что Локи — это один из ключевых персонажей скандинавской мифологии. Хелен Гербер в своей работе «Мифы Северной Европы» высказывает мнение, что именно Локи и его пребывание среди богов стало причиной упадка их моральных ценностей и Рагнарёка (см. коммент. 1), как итога этого декаданса: «Мы увидели, как асы смирились с присутствием среди них зла, олицетворяемого Локи, как они безвольно следовали его советам, позволяя ему втягивать себя в различные авантюры, из которых могли выпутаться, только поступившись своими ценностями и покоем» [2, с. 289].

Это интересная гипотеза, однако, нельзя олицетворять Локи со злом, и видеть в нем причину морального упадка богов и их гибель. Локи не является воплощением чистого и сознательного зла. Все злые поступки он делал не со зла, а по своей природе трикстера (см. коммент. 2). Инфернальные и враждебные богам силы представлены в скандинавской мифологии инистыми (ледяными) и огненными великанами, богиней Хель и обитателями Нифельхейма. Из-за своей необычной природы Локи постепенно стал восприниматься людьми неоднозначно (см. коммент. 3). Тем не менее, приравнивать его к злу, как таковому, было бы неверным.

С одной стороны, Локи был тем, кто содействовал асам и давал им советы. Часто он путешествовал с Тором и помогал ему. Кроме того, Ло-ки не раз выручал богов из всевозможных передряг, хотя так же часто он же и был их причиной. Его хитрость и смекалка поражает, так как он мог найти выход из любой ситуации. Он так же часто помогал и людям.

111

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

Но, с другой стороны, как было сказано выше, Локи приносил много неприятностей и проблем богам своими поступками. Он был источником их споров и конфликтов, как это ярко описано в «Перебранке Локи» в Старшей Эдде (см. коммент. 4). Этот эпизод не только раскрывает один из аспектов сущности Локи, но и показывает моральное несовершенство богов, хотя и в достаточно грубой форме.

Локи действительно представляет собой классический образ трикстера, который находит свое место во многих религиях. Трикстер — это существо с необузданной энергией, которая выходит из него через поступки. Однако, как отмечает Карл Юнг в работе «Душа и миф. Шесть архетипов», этот образ неоднозначен и парадоксален по своей сущности: «Трикстер — предтеча Спасителя, подобно последнему является Богом, человеком и животным в одном лице. Он — и человек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого — его бессознательное» [10, с. 347]. И далее: «По этой причине его покидают товарищи (очевидно, люди), что, по-видимому, указывает на отставание его уровня сознания от их. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются друг с другом» [10, с. 347].

Карл Юнг утверждает, что данный архетип очень близок в своем аспекте к двум другим архетипам: анима и тень [10, с. 353—354]. Тень Локи — это несоответствие восприятия своей личности самим собой и окружающими. Первое, что необходимо отметить, он отличался от других богов тем, что был из рода Инистых великанов — Йотунов. Несмотря на это, асы позволили жить Локи вместе с ними в Асгарде. Это уже говорит о дисгармонии между первоначальной природой Локи и тем статусом, которому он должен был соответствовать в Асгарде. Второе, это то, что он единственный из асов, кто вступал в брак трижды, и одна из его жен была из рода Йотунов (Ангрбоде), которая родила четыре ключевые фигуры Рагнарёка: богиню Хель, ужасного волка Фенрир, чудовищного змея Ер-мунганда и пса Гарма.

Мы считаем, что именно дети Локи отражают его первородную сущность, как потомка Инистых Великанов (см. коммент. 5). Конфронтация между природой, воспитанием и социализацией в Асгарде и есть тот самый архетип тени как часть трикстера в личности Локи. Ярким примером невозможности исправить природу является образ Фенрира. Хоть его с малых лет и воспитывали в Асгарде, однако когда волк вырос, то стал опасным и буйным.

Архетип анима проявляется в Локи через эмоциональность и подчинение чувствам. Однако архетип анима обладает значительным обаянием и силой воздействия, что в полной мере присутствовало у Локи. Ярким примером служит эпос «Перебранка Локи», а особенно фраза, сказанная Ло-ки, перед тем как появиться на пиру:

112

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

К Эгиру в дом —

Войти я решил И на пир посмотреть;

Раздор и вражду Я им принесу,

Разбавлю мед злобой. [4, с. 123]

В «Старшей Эдде» Локи изображается как красноречивый манипулятор, который способен уговорить любого, будь то бог, великан или человек. Локи хитер и умен. Мы считаем, что многие поступки его напоминали детские шалости, однако, если они и были такими, то только до смерти Бальдра. В «Перебранках Локи» поведение трикстера нельзя назвать детским, ибо Локи явно шел на открытый конфликт и старался разжечь вражду и распри. Однако в итоге он вызвал лишь гнев богов, которые больше не хотели терпеть подобные выходки.

Карл Юнг так описывает причины неожиданных неосознанных поступков трикстера: «В действительности же сознательный разум преодолевает зачарованность злом и не испытывает к нему влечения. Тьма и зло не превратились в дым, просто, утратив энергию, они ушли в бессознательное, где они остаются до тех пор, пока с сознанием все в порядке». Однако: «Как только сознание оказывается в критической или сомнительной ситуации, вскоре выясняется, что тень не превратилась в ничто, но только лишь ожидает благоприятной возможности вновь появиться в виде проекции» [10, с. 350].

В германской мифологии Локи часто был причиной распрей между богами, а самого его описывали так: «Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью» [9, с. 31].

Кроме того, Локи стал одной из главных причин, из-за которых наступил Рагнарёк. Из-за него убили бога Бальдра. Локи подговорил слепого бога Хеда метнуть стрелу в Бальдра, сделанную из омелы, так как это единственное, что могло его убить (см. коммент. 6). Кроме того, Локи является отцом ужасного волка Фенрира, чье освобождение от оков возвестит о наступлении конца света, и он же убьет Одина.

Мы считаем, что первым шагом к Рагнарёку стало нарушение обещания каменщику, который в споре с богами взялся в назначенный ими срок возвести стены вокруг Мидгара, которые не удастся разрушить даже великанам. За это он попросил богиню Фрейю в жены, солнце, месяц и звезды с неба:

Тогда сели боги на троны могущества

113

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

и совещаться священные стали: кто небосвод сгубить покусился и Ода жену

отдать великанам? [4, c. 29]

Боги долго совещались и долго не могли придти к соглашению, однако Локи смог их убедить в том, что мастер не успеет сделать это к сроку. И поставили перед каменщиком условие, что он один должен сделать работу. Но мастер попросил лишь коня в помощь, и боги, убежденные речами Локи, согласились. Работа каменщика продвигалась настолько быстро, что за три дня до окончания работ осталось поставить только ворота. И тогда боги сказали Локи, что если мастер сделает все в срок, то его ждет смерть. Локи знал, что каменщик так успешно работает лишь благодаря волшебному коню: «По ночам возил камни на своем коне, и дивились асы, что за глыбы тащил тот конь: он делал вдвое больше каменщика» [9, с. 39].

И вечером, когда каменщик отправился со своим конем за камнями, из лесу выбежала кобылка. Конь вырвался и побежал за ней. В итоге мастер не закончил работу и рассвирепел. Боги увидели, что каменщиком был великан и решили убить его. Они призвали Тора, который одним ударом Мьельнира разбил ему череп:

Разгневанный Тор один начал битву — не усидит он, узнав о подобном! — крепкие были попраны клятвы, тот договор,

что досель соблюдался. [4, с. 29]

Это была первая причина конца света — первый шаг морального упадка богов, а именно нарушение клятвы. Нарушение клятвы во многих религиях считалось одним из тяжких грехов. Например, в митраизме и зороастризме особое значение имела клятва, и нарушение ее порицалось, иногда за это подвергали наказанию. Подобная легенда о каменщике-строителе, который, закончив строительство, был предан и убит, существовала у тамплиеров. По их преданиям существовал мастер, который построил великий храм, а затем был предательски убит. Локи сыграл немаловажную роль в мифологическом сюжете о каменщике, ибо именно по его советам боги согласились заключить договор.

114

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

Локи знал, что провинился перед богами и решил сделать подарок Одину — Слейпнира, которого, по словам Снорри Стурлусона, сам же и породил: «А был то Локи, кто бегал со Свадильфари и спустя несколько времени он принес жеребенка. Жеребенок был серой масти и о восьми ногах, и нет коня лучше у богов и людей» [9, с. 39].

К. Юнг заметил, что трикстеры, подобно Локи, могли менять половую принадлежность, несмотря на то, что сами они визуально принадлежали к определенному полу. Данная особенность сочетается так же с особенностью трикстера выполнять роль демиурга, то есть создателя: «Даже его пол, несмотря на фаллические признаки, не определен: он может стать женщиной и выносить ребенка. Из своего пениса он создает всякого рода полезные растения, что указывает на его исконную сущность творца, так как мир создан из тела бога» [10, с. 350].

Нестабильность архетипа трикстера, отражается в эмоциональном аспекте через поступки и действия, а в физическом — через изменение пола.

Вторым шагом к концу света стало нарушение клятвы, данной богами о том, что не будет вражды между богами, и что один из богов не убьет другого. Смерть Бальдра, а затем и убийства Хеда богом Вали нарушили эту клятву. Хед был слепым и не видел, что Локи направляет его руку, чтобы убить Бальдра. Хед не успел оправдаться и сказать о своей невиновности прежде, чем его убили. С одной стороны, Вали, убив своего брата Хеда, нарушил одну из наиболее важных моральных ценностей, которая описана в «Старшей Эдде» — это святость кровных уз. С другой стороны, он сделал то, что положено делать с убийцами по законам богов, т.е. поступать по принципу «око за око».

Необходимо отметить, что данный эпос имеет символическое значение. Бальдр являлся богом солнца и света (см. коммент. 7), Хед являлся олицетворением тьмы и сумрака, а Вали — бог растительности, продолжительности дня, рождения нового света: «Убийство Хеда, совершенное Вали, мстившего за смерть брата, следовательно, символично. Оно означает рождение нового света после зимней темноты» [2, с. 153].

Мы считаем, что данный отрывок эпоса не только раскрывает миф о смене времен года, но и раскрывает сущность будущего Рагнарёка. С легкой руки Локи силы тьмы и хаоса начинают борьбу с богами. И когда битва окончена, снова наступает новая жизнь, новое время, новый свет. Кроме того, необходимо отметить, что Вали, как потомок Одина и великанши Ринд, не только не имел природной сущности великанов, подобно потомкам Локи, но еще и являлся одним из 12-ти важнейших богов скандинавской мифологии. Это еще раз указывает на природную сущность Локи, как потомка Инистых великанов.

Отметим, что такая смерть Бальдра не была случайной, так как именно она закрывала ему путь в Вальхаллу: «Но убитый по сове-

115

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

ту Локи Бальдр не мог принадлежать Вальхалле, ведь он не пал в битве и не был сражен настоящим оружием, era ждала преисподняя Хель» [7, с. 252].

Сюжет о смерти Бальдра говорит также о том, что все, включая богов и людей, потеряли доверие друг к другу и стали отдаляться друг от друга. Об этом так же говорит сюжет о сожжении на костре вместе с Бальдром Лита и Нанну (см. коммент. 8). Моральный упадок и потеря ценностей среди богов способствовали разрушению мира как их собственного, так и мира людей, и тем самым неумолимо приближали конец света.

Мы считаем, что нарушение клятвы и разрушение святости кровных уз привело к тому, что нарушился баланс добра и зла, хаоса и закона. А нарушение этого баланса отразилось не только на небесах, но и на земле. Подобная идея присутствует у Хелен Гербер, которая считает, что главная причина конца света — это сам Локи, его сущность и поступки.

Его власть над богами стала настолько сильной, что они допустили гибель Бальдра, того, кто олицетворял свет, доброту и чистоту. И люди стали деградировать, следуя советам Локи: «Боги слишком поздно осознали, насколько злобен этот дух, обитающий рядом с ними, и слишком поздно решили изгнать его на землю, где люди, как и боги, прислушивались к советам Локи и подверглись его разлагающему влиянию» [2, с. 289].

Третья причина Рагнарёка и одна из самых важных — это сам Локи. После убийства Бальдра боги решили наказать Локи. Ему не удалось уйти от наказания — расправа была жестокой. Асы привели Локи в пещеру, где они камнями пригвоздили его, чтобы он не мог убежать, а затем боги наказали его еще сильнее: «Потом захватили они сыновей Локи, Вали и Цари, или Нарви. Превратили асы Вали в волка, и он разорвал в клочья Нарви, своего брата. Тогда асы взяли его кишки и привязали Локи к тем трем камням» [9, с. 51].

Затем превратили кишки Нарви в железные оковы. Мы думаем, этот момент является важным, так как именно действия асов заставили Локи встать на сторону хаоса и тьмы. Боги сделали огромную ошибку в том, что оставили Локи в живых. Все действия Локи до этого момента совершались по его природе трикстера, но после вышеназванных событий его действия приобрели характер мести за свое наказание и за смерть своих сыновей. Он уже принял решение — месть за семью, а родственные связи самые крепкие и являются одной из высших ценностей (см. коммент. 9). И потому Рагнарёк представляет собой вендетту: месть Локи и его семьи (Хель (его дочь), Фенрир и Ермунганд или Мировой Змей (его сыновья)) всем богам.

И самое важное событие этой мести — убийство Бальдра: «В итоге он обрел над ними такую власть, что осмелился лишить их самого ценного,

116

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

что у них было, — чистоты и невинности, олицетворяемых Светлым Баль-дром» [2, c. 289].

Смерть Бальдра стала отправной точкой Рагнарёка. Боги потеряли ту частичку чистоты и невинности, которая была среди них. Символически со смертью светлого бога эта частичка чистоты умерла и в них самих, что неумолимо приблизило час последней битвы. Кроме того, конец света стал ответом на моральный упадок, произошедший в мире богов и людей. Старый мир уже лишен смысла, поэтому судьба его предрешена, и он должен сгореть в огне. Однако это не полный конец, после уничтожения старого мира появится новый — мир света и добра, где не будет места тьме и злу.

Таким образом, можно сделать вывод, что учение о Рагнарёке имеет в себе этические предпосылки для общества древних германцев и отражает идею о том, что моральная деградация в итоге приведет к его гибели. Даже боги не идеальны, так как в этическом плане они похожи на людей. Боги могут обманывать, ошибаться, и их также можно обмануть и т.д. Все это делает картину последних дней еще печальнее, так как божественные жители Асгарда, сами того не замечая, потворствовали злу, которое было рядом с ними. Локи как персонаж мифологии имеет неоднозначный характер, однако его влияние на богов и роль в Рагнарё-ке неоспоримы.

Комментарий

1. Петрухин В.Я. считает, что Локи в некоторых мифологических сюжетах являлся двойником Одина, но его проделки не носят сакральный характер подготовки к эсхатологической битве, в отличие от Одина. Однако чем ближе приближался конец времен, тем серьезнее и разрушительнее становились поступки Локи. [см. 7, с. 251].

2. Юнг К.Г. отмечает, что трикстер не способен рассматривать те или иные поступки с этической точки зрения, ввиду своей сильной зависимости от окружающих и невозможностью интроспекции. Этические предпосылки заменяются знаниями того, что можно или нельзя, которые диктует трикстеру его окружение. Эта ограниченность установленными рамками зачастую стирает осознание того, что трикстер способен на спонтанные этические порывы, [см. 10, с. 351].

3. Несмотря на то что Локи являлся олицетворением жизненной энергии, развлечения, праздности, союза труда и отдыха, позднее его стали считать богом хитрости и уловок, что имеет свою основу. Однако учитывая некую тягу Локи к злу, которая прослеживается на протяжении всей мифологии, его начинают приравнивать к Люциферу в Средние века. Образ Локи меняется и его воспринимают как владыку лжи, источник обмана и клеветы среди асов. [см. 2, с. 199].

117

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

4. Придя на пир к асам, Локи начинает спорить с каждым из богов, указывая на определенные моральные ошибки и несправедливости, которые совершали боги в прошлом. Это в итоге и было последней каплей терпения асов, после чего они решили наказать Локи [см. 4, с. 122— 137].

5. Петрухин В.Я. считает, что лишь со временем Локи обнаруживает свою истинную природу, и поэтому становится отцом Фенрира, Хель и Ермунганда, главных противников богов, чья судьба и смысл жизни — разрушение мира. [см. 7, с. 251].

6. Омела — это единственное растение, с которого не было взято обещание не навредить Бальдру, так как она была маленькой и не представляла опасности. Символически омела олицетворяет открытие перехода в мир мертвых, куда живым путь закрыт. Второе мифологическое значение данного растения — это символ природной силы, которая бессмертна, и однажды она снова обретет свой цвет и великолепие. Это и произойдет с Бальдром после Рагнарёка [см. 1, с. 85]. Отметим, что омела почиталась и в других религиях. Ярким примером является религия кельтов, где это растение имело особое значение в ритуалах кельтских друидов.

7. Бальдр в германской мифологии представлен как светлый бог, самый чистый и непорочный. Он так же олицетворяет смысл жизни, ту искру, которая есть в каждом живом существе. Потеряв Бальдра, все живое потеряло смысл жизни [см. 1, с. 87].

8. Викернес Варг считает, что имя Лит означает «доверие», а Нанна «желание, стремление». Соответственно на костре вместе со смыслом жизни, олицетворенном Бальдром, сгорает и стремление к жизни, и доверие между людьми и богами [см. 1, с. 87—88].

9. Юнг К.Г. отмечает, что разуму удается победить стремление трикстера к тьме, но это не окончательная победа. Зло и тьма теряют свою энергию и уходят глубоко в подсознательное, где выжидают подходящего момента для своего проявления. Таким моментом является любая критическая или опасная ситуация. Когда такой момент наступает, зло и тьма снова проявляются с новой силой и энергией [см. 10, с. 350].

Литература

1. Викернес Варг. Скандинавская мифология и мировоззрение. — Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2007.

2. Гербер Х. Мифы Северной Европы / пер. с англ. Г.Г. Петровой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

3. Гуревич А.Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2007.

4. Исландский Эпос. Старшая Эдда / перевод А. Корсуна. — СПб.: Азбука-классика, 2008.

118

Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локи

5. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. — М.: Наука, 1968.

6. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск/ Люсьен Мюссе; пер. с фр. А.П. Саниной. — СПб.: Евразия, 2008.

7. Петрухин В.Я. Мифы Древней Скандинавии. — М.: АСТ, 2010.

8. Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура / пер. с англ. Н.Ю. Чехонад-ской. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

9. Стурлусон С. Младшая Эдда. — СПб.: Наука, 2005.

10. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — М.: Port-Royal, 1997.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.