Научная статья на тему 'Образ Локи в скандинавской мифологии'

Образ Локи в скандинавской мифологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6404
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЛОКИ / СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ / СКАНДИНАВСКИЕ БОГИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Локи в скандинавской мифологии»

Д.С. Фетисова, исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. М.П. Трофимов

Образ Локи в скандинавской мифологии

В настоящее время из всего пантеона скандинавских богов наиболее популярным является образ Локи. Однако, этот образ, на мой взгляд, неверно толкуется создателями различных кинематографических проектов с участием Локи. Судите сами:

1. В сериале «Геркулес» (эпизод «North by Northwest») Локи показан ревнующим братом Тора и отрицательным персонажем.

2. В небезызвестном фильме «Маска» Локи как бы заключен в маску, которую очень любит одевать герой Джима Кэрри. Локи здесь - бог шалости.

3. В фильме «Эрик - викинг» присутствует злобный негодяй по имени Локи, но, кажется, к богу Локи он имеет очень мало отношения.

4. В фильме «Догма» Локи - вообще ангел смерти, а не скандинавский бог.

Из всего этого становится понятно, что образ Локи для современного человека весьма расплывчат и имеет мало отношения к мифологическому образу Локи. Так кто же такой Локи: трикстер (плут), культурный герой, бог огня, шаман? В своей работе я ставлю целью показать образ Локи в скандинавской мифологий в полной его красоте и попробовать выяснить, кем же он является на самом деле.

В Младшей Эдде в «Видении Гюльви» сказано:

«К асам причисляют и того, которого многие называют зачинщиком распрь между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей. Имя его Локи или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Надь. Братья его - Бюлейст и Хельблинди. Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью. Жену его зовут Сигюн, а сына их - Нари или Нарви.

Были у Локи и еще дети. Ангрбодой звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын - Фенрир Волк, другой - Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь - Хель».

На протяжении всей Эдды Локи называется асом, однако он может спокойно перемещаться из Асгарда - города богов - и в страну великанов Йотунхейм, и в царство карликов - цвергов. А сам же он доставляет немало хлопот и неприятностей. Однако Локи является не только нарушителем спокойствия, но и дарителем. Например, Локи отрезает волосы у Сив, жены Тора. Неверным женам у скандинавов иногда отрезали волосы. Тор возвращается и угрожает убить Локи, если тот не вернет волосы Сив. Тогда Локи договаривается с карликами - цверагами, что они выкуют для Сив новые волосы. После того, как работа сделана, он бьется об заклад с цвергами, что они не выкуют для асов лучших сокровищ, чем эти золотые

волосы. Тогда карлики выковывают сокровища: копье Одина, молот Тора, золотого кабанчика для Фрейра и корабль Скидбладнир, помещающийся в кармане как платок, для него же. После этого Локи забирает все сокровища и убегает от карликов - мастеров. Эти предметы становятся важнейшими атрибутами силы асов.

Локи меняет маски и личины так же легко, как и Один. Локи - это наиболее близкий двойник Одина как трикстера, темная природа, которую верховный бог асов должен был отринуть и отринул. Наиболее же значимым проступком Локи является убийство Бальдра, любимого сына Одина. По преданию, Бальдр видел свою смерть в пророческом сне. Мать его Фригг взяла клятву со всех вещей в мире не причинять Бальдру вреда, но забыла росток омелы. Локи, завидуя Бальдру, превратился в старуху и выведал у Фригг эту тайну. Тогда он дал слепому богу Хеду, брату Бальдра, прут омелы, подвел его к Бальдру и велел бросить в него прут якобы в знак радости. Этим ударом Бальдр был убит, но богиня Хель согласилась отпустить его, если все живое и мертвое на земле его оплачут. Тогда все, даже камни, стали плакать о его погибели, кроме великанши Текк, под видом которой скрывался сам Локи. Условие не было выполнено, и Хель оставила Бальдра у себя. Прямого смысла для Локи, как персонажа, творить все эти злодейства нет, разве только, исполняя предначертанное -Последнюю Битву и Гибель Богов. Он - «убийца советом», в отличие от Хёда - «убийцы рукой». Наказание выбранное асами для Локи не вызывает сомнений в нелюбви первых к Лодуру:

«Асы пришли с ним в одну пещеру, взяли три плоских камня и поставили на ребро, пробив в каждом по отверстию. Потом захватили они сыновей Локи, Вали и Цари, или Нарви. Превратили асы Вали в волка, и он разорвал в клочья Нарви, своего брата. Тогда асы взяли его кишки и привязали Локи к тем трем камням. Один упирается ему в плечи, другой - в поясницу, а третий - под колени. А привязь эта превратилась в железо.

Тогда Скади взяла ядовитую змею и повесила над ним, чтобы яд капал ему в лицо. Но Сигюн, жена его, стоит подле и держит чашу под каплями яда. Когда же наполняется чаша, она идет выбросить яд, и тем временем яд каплет ему на лицо. Тут он рвется с такой силой, что сотрясается вся земля. Вы зовете это землетрясением. Так он будет лежать в оковах до Гибели Богов».

В самом же Рагнареке (Последняя Битва) Локи отводится не последняя роль: именно он должен повести силы зла в борьбу с асами и уничтожить последних.

А вот что пишет о Локи французский этимолог Ж. Дюмезиль:

«...он хитроумен, изобретателен, но недальновиден: весь во власти мгновенного побуждения, впечатления или минутной страсти он удивляется последствиям собственных поступков.он самоуверен и хвастлив. Любопытство его ненасытно, Локи нескромен и всегда начинен новостями, путешествует чаще и охотнее других асов... он глубоко аморален. Ему неведомы чувство собственного достоинства, приличия, и

он не считается с достоинством других. Злоязычный сплетник, ругатель, он несет с собой смуту и раздоры, предает. Он внезапно ожесточается и творит злое, большое или малое - бесцельно, безжалостно, многократно, не останавливаясь на полпути, не заботясь о страшных последствиях, которыми ему это грозит... »

Однако, Локи как бы возвышается над остальными асами: его ум не признает никаких преград. По мнению Дюмезиля, древние скандинавы в образе Локи выразили те желания, которые они хотели реализовать, но не могли. Локи - это воплощение человеческого стремления к свободе.

Локи выступает как комический дублёр Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизонтальной проекцией, тогда как образ Одина тесно связан с мировым древом. Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и чёрное шаманство. В качестве позитивного творца Один - отец асов, а Локи - отец хтонических чудовищ, Один - хозяин небесного царства мёртвых для избранных, а Локи - отец хозяйки подземного царства мёртвых.

С лингвистической точки зрения, Локи связывают с Logi, что означает «огонь». На этом основании ряд ученых придерживаются версии, что Локи является богом огня. Этой теории придерживались Я. Гримм, Н.М. Петерсон, Т. Визен и другие. Ф. фон дёр Лайен и Э. Монг считали Локи добытчиком огня, вроде Прометея. О. Шонинг, Х. Шюк, Ф. Шрёдер видят в Локи хтонического демона на основании сходства Loki с норвежским lukan «запирать». А. Ольрик обратил внимание на сходство Локи с шведско-норвежским Ilokki - духом очага, с датским Lokki, означающим воздушное, блестящее существо, и со шведским народным обозначением сетей паука - Loka nat. Рут считал, Локи как антропоморфный трикстер развился из териоморфного трикстера-паука на оснований распространенного в Скандинавии названия паука - locke. Дюмезиль и Ф. Стрём пытались опровергнуть концепцию Локи-трикстера, исходя из первичности демонизма Локи и его особой роли в смерти Бальдра. В качестве объясняющей параллели Дюмезиль привлёк ирландского Брикрена и, в особенности, осетинского Сырдона как подстрекателя к убийству героя Сослана. Стрём, сближая Локи с Одином, доводит его почти до полного отождествления.

Российский филолог А. Косарев предлагает свою теорию понимания Локи. Главным для него является взаимосвязь «Культурный герой -Трикстер».

По Косареву, «культурный герой - творец и добыватель тех или иных культурных благ, также ему приписывается установление определенных социальных институтов, правил, обычаев и обрядов», а «трикстер -отрицательный вариант культурного героя, с помощью демонических трюков отрицающий или разрушающий созданное им. Обладает комическими и демоническими чертами».

Локи обладает и теми и другими чертами. Как культурный герой он участвует в создании мира, постройке стен Асгарда, оживлении людей, создает первую рыболовную сеть. За принадлежность к трикстерам говорит то, что он является «создателем» главной отрицательной, разрушительной силы скандинавского мифологического мира - хтонических чудовищ, будущих убийц мира. Разрушая что-то, Локи тем самым заставляет другого культурного героя Одина создавать новые ценности. Созидание невозможно без разрушения, и наоборот. Эта неразрывность образов Локи и Одина, в свою очередь, породила теорию А. Платова о том, что Локи и Один - две ипостаси одного и того же бога (первым эту мысль в 60-х высказал Ф. Стрём), две стороны одной и той же могущественной силы. Причем роль Локи Платов видит в наставлении богов стиранию чувства собственной значимости, что является необходимым условием прогресса.

Таким образом, Локи является воплощением чего-то большего, чем просто асом. Он своеобразный очеловеченный бог, в котором переплетаются Добро и Зло, Черное и Белое. Для него нет ни моральных, ни территориальных границ. Однако каковы были мотивы для появления Локи в скандинавской мифологии - неизвестно. Лично мне очень нравится образ Локи. Он тот, кто не дает прожить жизнь скучно. И я соглашусь с точкой зрения Дюмезеля, что Локи - это воплощение человеческого стремления к свободе.

Также считается, что в современном мире Локи покровительствует Интернету и технологиям.

Список литературы и Интернет-источников

Элиаде Мирча, Кулиано Ион «Словарь религий, обрядов и верований». Любое издание.

Бедненко Галина «Локи - трикстер, посредник, культурный герой, злодей и жертва» - http ://pryahi. indeep. ru/ nordika/loki. html

Дюмезиль - Осетины и Осетия

http://www.iriston.com/nogbon/news.php?newsid=79 Храм Локи - http://lokitemple.narod.ru

Мелитинский, Гуревич «Мифы народов мира» -http://lokitemple.narod.ru/articles/articles2.htm

Стурлусон Снорри «Младшая Эдда» -

http://lokitemple.narod.ru/articles/articles.htm

Чечилов - http://lokitemple.narod.ru/articles/articles.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.