Научная статья на тему 'Эсхатологические мотивы в романах В. Пелевина'

Эсхатологические мотивы в романах В. Пелевина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
327
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОКАЛИПСИС / ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВИКА / РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА / АPOCALYPSE / ESCHATOLOGICAL MOTIVATION / RELIGIOUS-MYTHOLOGICAL SYSTEM / RELIGIOUS-MYSTICAL THEMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зелинская Екатерина Игоревна

В статье предпринята попытка описать функции эсхатологических мотивов в романах В. Пелевина. Рассматривается устойчивая тенденция, в рамках которой прозаик регулярно возвращается к сходным комплексам религиозно-философских мотивов. Рассматривается религиозно-мистическая проблематика романов В. Пелевина вопросы мироустройства, природы человека и смысла его существования. В заключение сделаны выводы о том, что Пелевин использует совокупность эсхатологических мотивов-маркеров, повторяющихся в разных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESCHATOLOGICAL MOTIVES IN V. PELEVIN'S NOVELS

This article attempts to describe the functions of eschatological motives in V. Pelevin's novels. We consider a stable trend in which the prose writer regularly returns to a similar set of religious and philosophical motives. The article deals with religious and mystical problems of V. Pelevin's novels such as: questions about the world order, the nature of a man and the meaning of his existence. In conclusion, it is concluded that Pelevin uses a set of eschatological motifs as markers that are repeated in different works.

Текст научной работы на тему «Эсхатологические мотивы в романах В. Пелевина»

УДК 821.161.1

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНАХ В. ПЕЛЕВИНА

Е. И. Зелинская (Красноярск, Россия)

Аннотация

В статье предпринята попытка описать функции эсхатологических мотивов в романах В. Пелевина. Рассматривается устойчивая тенденция, в рамках которой прозаик регулярно возвращается к сходным комплексам религиозно-философских мотивов. Рассматривается религиозно-мистическая проблематика романов В. Пелевина - вопросы мироустройства, природы человека и смысла его существования. В заключение сделаны выводы о том, что Пелевин использует совокупность эсхатологических мотивов-маркеров, повторяющихся в разных произведениях.

Ключевые слова: апокалипсис, эсхатологическая мотивика, религиозно-мифологическая система, религиозно-мистическая тематика.

Постановка проблемы. Эсхатологические мотивы пронизывают все романы В. Пелевина, повторяются, видоизменяются. Писатель создает причудливую композицию из известных мифологий всех стран и народностей: индийской, древнеегипетской, тибетской, шумеро-аккадской, германо-скандинавской - и индейцев Северной Америки, а также выдумывает их самостоятельно, мешая воедино древние мифы всех стран и народностей [Булгаков, 2014]. Такая эклектика выглядит, тем не менее естественно, так как в основе большинства мифов лежит проблема преодоления смерти или хотя бы ее страха.

В. Пелевина активно исследуют отечественные критики: профессор Сергей Корнев, Карен Симонян; Александр Генис посвятил ему отдельную радиопередачу. На просторах Интернета о романах писателя активно пишут блоге-ры. Например, в своей статье автор Astidora повествует о том, что мир так или иначе приходит к катастрофе [Astidora, 2017]. В «Священной книге оборотня» появляется пес «Гарн», по его словам, он - полный «Пи...ец», может помочь прекратить все или наступить всему [Магун, 2017]: «И среди этих богов был такой хромой пес Пи.ец с пятью лапами. В древних грамотах его обозначали большой буквой „П" с двумя запятыми. По преданию, он спит где-то в снегах, и, пока он спит, жизнь идет более-менее нормально. А когда он просыпается, он наступает. И поэтому у нас земля не родит, Ельцин президент и так далее. Про Ельцина они, понятно, не в курсе, а так все очень похоже» [Пелевин, 2016]. В германо-скандинавской мифологии встречается описание пса Гарма, хтонического существа, который охраняет мир мертвых. Вой Гарма будет одним из признаков начала Рагнарека - гибели богов и всего мира [Топоров, 1988].

Результаты исследования. Роман «Empire „V" заканчивается лирическим размышлением: «Когда-то звезды в небе казались мне другими мирами, к которым полетят космические корабли из Солнечного города. Теперь я знаю, что их острые точки - это дырочки в броне, закрывающей нас от океана безжалостного света. На вершине Фудзи чувствуешь, с какой силой давит этот свет на наш мир. И в голову отчего-то приходят мысли о древних. "Что делаешь, делай быстрее..." Какой смысл этих слов? Да самый простой, друзья. Спешите жить. Ибо придет день, когда небо лопнет по швам и свет, ярости которого мы даже не можем себе представить, ворвется в наш тихий дом и забудет нас навсегда» [Пелевин, 2013].

Наиболее характерное пелевинское размышление о конце света - это ранний роман «Чапаев и Пустота» [Долин, 2010], где Василий Чапаев строит магический пулемет из пальца Будды и с его помощью уничтожает весь мир [Пелевин, 2015].

В этом кроется символический смысл основ буддизма: равнодушие к устройству бытия и единственная цель - прекращение страданий и выход из Сансары, пусть и ценой разрушения мира [Генис, 2007].

Однако на этом роман не заканчивается, потому что затем главный герой Петр просыпается в психиатрической клинике в современной России и ему говорят, что все произошедшее было галлюцинацией. Но и это тоже сомнительно, ведь точки зрения разных линий повествования оказываются равноценными [Шилова, 2011]. Герой постепенно приходит к выводу, что мир, в котором он очнулся, на самом деле фикция, сочиненная Григорием Котовским. В романе красный начдив - «знаменитый мистик», эмигрировавший в Париж и там, согласно подозрениям Петра, создавший гротескную иллюзию России девяностых (с ее смесью советской и западной жизни). В ответ на эту псевдореальность Петр рассказывает анекдот про Котовского, в котором лысая голова последнего прокалывается и взрывается как мыльный пузырь. Затем он читает стихотворение о пустоте, выстреливает ручкой в лампочку и так попадает обратно в альтернативный мир Гражданской войны, где снова встречает Чапаева. Особое место занимают эсхатологические мотивы ада в романе «Чапаев и Пустота» [Булгаков, 2014]. Чапаев и Петька ведут дискуссии о философии, о строении мироздания, посещают загробный мир и в конце романа тонут в реке Урал - «условной реке абсолютной любви», приносящей освобождение от колеса Сансары [Некрасов, 1999]. В романах Пелевина легко просматривается как большая, космическая (от греч. «коо^о<; - «мир»), так и малая, личностная эсхатология [Телегин, 2011]. Так, в качестве частного случая ее реализации на социально-личностном уровне у героев романов происходит крах их представлений о мире [Фрумкин, 2010], т. е. его крушение, конец и, нередко, символическая смерть героя и возрождение его в новом качестве [Булгаков, 2014].

В другом романе Пелевина «Любовь к трем цукербринам» [Пелевин, 2014] рассказывается о том, как исламский террорист взорвал оппозиционную газету.

# СООБЩЕНИЯ

Однако за этой мнимой формой кроется более фундаментальная драма, где главный герой, наделенный даром ясновидения, подвергается преследованию демонических злых Птиц, angrybirds. Они хотят убить Бога, принимающего образ толстой свиньи, и используют для этой цели людей (они бросаются людьми в Бога, так же как люди бросаются птицами в известной игре). Тактика состоит в том, чтобы завладеть человеком и заставить его очень сильно страдать, разгромить Бога этим крайне мрачным чувством [Магун, 2017]. Все это приводит к вышеупомянутому взрыву, но в видении жертвы взрывается ядерная бомба, уничтожающая всю Землю. Это конец нашего мира, но не мира как такового: главный герой выживает, путешествуя среди многих миров, и узнает, что один из его бывших коллег сам и создает эти миры.

Выводы. В романах В. Пелевин использует эсхатологические мотивы и образы в качестве метафор социально-политической реальности [Макеева, 2008], а также для описания пути героя по достижению высшего развития своего Эго - осознание иллюзорности реальности, познание подлинного бытия как «мир за окном», путешествия в загробный мир, перерождение в новом качестве. Описание жизни и пути героев напоминают реминисценции ада и Данто-ва ада в представлении восточных религий.

Библиографический список

1. Булгаков Р. Эсхатологический миф в романах В. Пелевина 90-х годов ХХ века // Литература и лингвистика: вчера, сегодня, завтра: II Всероссийская научно-практическая интернет-конференция: матер. конф. (Казань, 25 ноября 2014 г.) / Сервис виртуальных конференций Pax Grid; сост. Д.Н. Синяев. Казань: ИП Синяев Д.Н., 2014. С. 9-15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.paxgrid.ru/proceedings_letter2014.pdf

2. Генис А. Феномен Пелевина [Электронный ресурс]. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-gen1/1.html

3. Долин А. Виктор Пелевин: новый роман [Электронный ресурс]. URL: http://pelevin.nov.ru/ stati/o-dolin/1.html

4. Магун А. Постмодернисткий апокалипсис Виктора Пелевина // Stasis. 2017. №2 1. С. 104-122.

5. Макеева К. Творчество Виктора Пелевина [Электронный ресурс]. URL: http://pelevin.nov. ru/stati/o-mak/1.html

6. Некрасов С. Субъективные заметки о прозе Виктора Пелевина [Электронный ресурс]. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-nekr/1.html

7. Пелевин В. Любовь к трем цукербринам (2014) // Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин. М.: Эксмо, 2014. 448 с.

8. Пелевин В. Священная книга оборотня (2004) // Проза Виктора Пелевина. М.: Изд-во Э, 2016. 416 с.

9. Пелевин В. Чапаев и Пустота (1996) // Проза Виктора Пелевина. М.: Изд-во Э, 2015. 416 с.

10. Пелевин В. Empire «V» (2006) // Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин. М.: Эксмо, 2013. 416 с.

11. Телегин С. М. Методические рекомендации к изучению политической мифологии в современном романе // Культура и текст. 2011. № 12.

12. Топоров В. Эсхатологические мифы // Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2.

14.

15.

Фрумкин К. Г. Эпоха Пелевина [Электронный ресурс]. URL: http://culturolog.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=81&Itemid=8

Шилова Л. Н. Традиции жанра видений в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» [Электронный ресурс]. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-vision/1.html

Astidora. Постмодернисткий апокалипсис Виктора Пелевина [Электронный ресурс]. URL: https://orden-bezdna.livejournal.com/388337.html

Сведения об авторе

Зелинская Екатерина Игоревна - магистрант кафедры мировой литературы и методики ее преподавания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; e-mail: ekaterina.zelinskaia@gmail.com

# СООБЩЕНИЯ

ESCHATOLOGICAL MOTIVES IN V. PELEVIN'S NOVELS

Ye. I. Zelinskaya (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

This article attempts to describe the functions of eschatological motives in V. Pelevin's novels. We consider a stable trend in which the prose writer regularly returns to a similar set of religious and philosophical motives. The article deals with religious and mystical problems of V. Pelevin's novels such as: questions about the world order, the nature of a man and the meaning of his existence. In conclusion, it is concluded that Pelevin uses a set of eschatological motifs as markers that are repeated in different works.

Keywords: аpocalypse, eschatological motivation, religious-mythological system, religious-mystical themes.

Bibliograficheskij spisok

1. Bulgakov R. Eskhatologicheskij mif v romanah V. Pelevina 90-h godov HKH veka [Eschatological myth in V. Pelevin's novels of the 90s of the XX century] // Literatura i lingvistika: vchera, segodnya, zavtra: II Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya Internet-konferenciya: Materialy konf. (Kazan', 25 noyabrya 2014 g.) // Servis virtual'nyh konferencij Pax Grid; sost. D. N. Sin-yaev. Kazan': IP Sinyaev D. N., 2014. S. 9-15 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.paxgrid. ru/proceedings_letter2014.pdf

2. Genis A. Fenomen Pelevina [The Pelevin Phenomenon] [Elektronnyj resurs]. URL: http:// pelevin.nov.ru/stati/o-gen1/1.html

3. Dolin A. Viktor Pelevin: novyj roman [Victor Pelevin: a new novel] [Elektronnyj resurs]. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-dolin/Lhtml

4. Magun A. Postmodernistkij apokalipsis Viktora Pelevina [Postmodern Apocalypse of Victor Pelevin] // Stasis. 2017. № 1. S. 104-122.

5. Makeeva K. Tvorchestvo Viktora Pelevina [Creativity Of Viktor Pelevin] [Elektronnyj resurs]. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-mak71.html

6. Nekrasov S. Sub"ektivnye zametki o proze Viktora Pelevina [Subjective notes on Victor Pelevin's prose] [Elektronnyj resurs]. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-nekr/Lhtml

7. Pelevin V. Lyubov' k trem cukerbrinam (2014) [The love for three zuckermann] // Edinstvennyj i nepovtorimyj. Viktor Pelevin. M.: Eksmo, 2014. 448 s.

8. Pelevin V. Svyashchennaya kniga oborotnya (2004) [The Holy book of the werewolf] // Proza Viktora Pelevina. M.: Izd-vo E, 2016. 416 s.

9. Pelevin V. Chapaev i Pustota (1996) [The Clay Machine-Gun] // Proza Viktora Pelevina. M.: Izd-vo E, 2015. 416 s.

10. Pelevin V. Empire "V" (2006) [Empire V: The Prince of Hamlet] // Edinstvennyj i nepovtorimyj. Viktor Pelevin. M.: Eksmo, 2013. 416 s.

11. Telegin S. M. Metodicheskie rekomendacii k izucheniyu politicheskoj mifologii v sovremennom romane [Methodological recommendations for the study of political mythology in the modern novel] // Kul'tura i tekst. 2011. № 12.

12. Toporov V. Eskhatologicheskie mify [Eschatological myths] // Mify narodov mira: enciklope-diya. M.: Sovetskaya enciklopediya, 1988. T. 2.

13. Frumkin K. G. Epoha Pelevina [The Pelevin Era] [Elektronnyj resurs]. URL: http://culturolog. ru/index.php?option=com_content&task=view&id=81&Itemid=8

Е. M. 3E^MHCKAfl. ЭСXАТОflОГMHЕСKMЕ MOTMBbl B POMAHAX B. nE^EBMHA

15.

Shilova L. N. Tradicii zhanra videnij v romane V. Pelevina „Chapaev i Pustota" [Traditions of the genre of visions in V. Pelevin's novel „The Clay Machine-Gun"] [Elektronnyj resurs]. URL: http://pelevm.nov.ru/stati/o-vision/Lhtml

Astidora. Postmodernistkij apokalipsis Viktora Pelevina [Victor Pelevin's postmodern Apocalypse] [Elektronnyj resurs]. URL: https://orden-bezdna.livejournal.com/388337.htmlom/388337.html

About the author

Zelinskaya Yekaterina Igorevna - MA Candidate, Department of World Literature and Methods of Its Teaching, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev; e-mail: ekaterina.zelinskaia@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.