Научная статья на тему 'ESG-ПРИНЦИПЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ESG-ПРИНЦИПЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-ПРИНЦИПЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курченков Владимир Викторович, Конева Дарья Александровна, Фетисова Ольга Владимировна

В статье рассматривается возможность применения популярных в коммерческой сфере ESG-принципов в качестве инструмента комплексного развития сельских территорий государства. Изучено действующее законодательство федерального уровня, регулирующее вопросы развития сельских территорий. На основе действующих нормативно-правовых актов сгруппированы меры поддержки сел, которые в настоящее время оказываются всеми уровнями власти в Российской Федерации. Подробно раскрыто современное содержание ESG-принципов с учетом имеющихся теоретико-методологических подходов к их использованию. Рассмотрены проблемы теоретического характера в сфере проработанности понятийного аппарата для таких понятий, как сельские территории и устойчивое развитие сельских территорий. В рамках исследования проведена комплексная оценка современного состояния сельских территорий государства в целом и отдельных регионов в частности. Обоснована возможность применения ESG-принципов в развитии сельских территорий, а также предложена модель управления комплексным развитием сельских территорий, являющаяся системой взаимосвязанных элементов ESG-модели и компонентов устойчивого развития. Описаны составляющие предложенной модели ESGEH-принципов, приведены преимущества ее использования. Результаты исследования могут быть применены при разработке документов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования в сфере развития сельских территорий Российской Федерации, в регионах и муниципальных образованиях, а также внедрены в деятельность коммерческих организаций в селах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курченков Владимир Викторович, Конева Дарья Александровна, Фетисова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG-PRINCIPLES AS A TOOL FOR INTEGRATED SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

The article discusses the possibility of applying ESG principles, popular in the commercial sphere, as a tool for the integrated development of rural areas of the state. The current federal legislation, which regulates the development of rural areas, has been studied. The authors group measures supporting villages, which are currently being provided by all levels of government in the Russian Federation. On the basis of current regulations, modern content of the ESG-principles is disclosed in detail, taking into account the existing theoretical and methodological approaches to their use. The article considers theoretical problems in the field of elaboration of the conceptual apparatus for such ideas as: rural areas, sustainable development ofrural areas. As a part of the study, a comprehensive assessment of the current status of rural areas of the state in general and individual regions in particular, was carried out. The possibility of applying ESG principles in the development of rural areas is substantiated, and a model for managing the integrated development of rural areas is proposed, which is a system of interrelated elements of the ESG model and components of sustainable development. The article describes the components of the proposed model of ESGEH- principles, the advantages of its use. The results of the study can be applied in the development of documents for short-term, medium-term and long-term planning in the development of rural areas of the Russian Federation, in regions and municipalities. It can be also introduced into the activities of commercial organizations in villages.

Текст научной работы на тему «ESG-ПРИНЦИПЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.3.10

UDC 332.1 Submitted: 06.06.2022

LBC 65.050 Accepted: 07.07.2022

esg-principles as a tool for integrated sustainable development of rural areas

Vladimir V. Kurchenkov

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Daria A. Koneva

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Olga V. Fetisova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article discusses the possibility of applying ESG principles, popular in the commercial sphere, as a tool for the integrated development of rural areas of the state. The current federal legislation, which regulates the development of rural areas, has been studied. The authors group measures supporting villages, which are currently being provided by all levels of government in the Russian Federation. On the basis of current regulations, modern content of the ESG-principles is disclosed in detail, taking into account the existing theoretical and methodological approaches to their use. The article considers theoretical problems in the field of elaboration of the conceptual apparatus for such ideas as: rural areas, sustainable development of rural areas. As a part of the study, a comprehensive assessment of the current status of rural areas of the state in general and individual regions in particular, was carried out. The possibility of applying ESG principles in the development of rural areas is substantiated, and a model for managing the integrated development of rural areas is proposed, which is a system of interrelated elements of the ESG model and components of sustainable development. The article describes the components of the proposed model of ESGEH-principles, the advantages of its use. The results of the study can be applied in the development of documents for short-term, medium-term and long-term planning in the development of rural areas of the Russian Federation, in regions and municipalities. It can be also introduced into the activities of commercial organizations in villages.

Key words: ESG-principles, sustainable development, sustainable development of rural areas, integrated development of rural areas, state regulation of rural areas development, rural population, current state of villages.

Citation. Kurchenkov V. V., Koneva D.A., Fetisova O.V. ESG-Principles as a Tool for Integrated Sustainable fs. Development of Rural Areas. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of о Volgograd State University. Economics], 2022, vol. 24, no. 3, pp. 128-137. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ ek.jvolsu. 2022.3.10

О УДК 332.1 Дата поступления статьи: 06.06.2022

§ ББК 65.050 Дата принятия статьи: 07.07.2022

е esg-принципы как инструмент

<

комплексного устойчивого развития сельских территории

Владимир Викторович Курченков

ев

И

в

^ Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Я.

® Дарья Александровна Конева

й Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

<u £

^ Ольга Владимировна Фетисова

© Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения популярных в коммерческой сфере ESG-принципов в качестве инструмента комплексного развития сельских территорий государства. Изучено действующее законодательство федерального уровня, регулирующее вопросы развития сельских территорий. На основе действующих нормативно-правовых актов сгруппированы меры поддержки сел, которые в настоящее время оказываются всеми уровнями власти в Российской Федерации. Подробно раскрыто современное содержание ESG-принципов с учетом имеющихся теоретико-методологических подходов к их использованию. Рассмотрены проблемы теоретического характера в сфере проработанности понятийного аппарата для таких понятий, как сельские территории и устойчивое развитие сельских территорий. В рамках исследования проведена комплексная оценка современного состояния сельских территорий государства в целом и отдельных регионов в частности. Обоснована возможность применения ESG-принципов в развитии сельских территорий, а также предложена модель управления комплексным развитием сельских территорий, являющаяся системой взаимосвязанных элементов ESG-модели и компонентов устойчивого развития. Описаны составляющие предложенной модели ESGEH-принципов, приведены преимущества ее использования. Результаты исследования могут быть применены при разработке документов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования в сфере развития сельских территорий Российской Федерации, в регионах и муниципальных образованиях, а также внедрены в деятельность коммерческих организаций в селах.

Ключевые слова: ESG-принципы, устойчивое развитие, устойчивое развитие сельских территорий, комплексное развитие сельских территорий, государственное регулирование развития сельских территорий, сельское население, современное состояние сел.

Цитирование. Курченков В. В., Конева Д. А., Фетисова О. В. ESG-принципы как инструмент комплексного устойчивого развития сельских территорий // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2022. - Т. 24, № 3. - С. 128-137. - DOI: https://doi.org/10.15688/ек>оки.2022.3.10

Введение

Вопросы устойчивого развития в настоящее время являются актуальными для всех сфер жизни общества. В экономических системах различного уровня используются меры, направленные на преодоление кризисного состояния, обеспечение стабильности, что позволяет им выйти на траекторию устойчивого развития. Одним из трендов последних лет, оказывающим влияние на коммерческую деятельность, стали ESG-принципы, под которыми, как правило, понимают устойчивое развитие в целом, базирующееся на ответственном отношении к окружающей среде (E - Environment), высокой социальной ответственности (S -Social), высоком качестве корпоративного управления (G - Governance) [Беляева и др., 2021].

Помимо коммерческой деятельности, вопросы устойчивого развития являются глобальными и для сельских территорий. Несмотря на отсутствие полномасштабного определения понятия «сельские территории» и наличие абстрактного определения понятия «устойчивое развитие сельских территорий», не отражающего в полной мере специфику таких территорий, органы государственной и муниципальной власти в Российской Федерации долгое время ведут работу по формированию

эффективных механизмов развития села. Наиболее привычным методом выстраивания государственной и муниципальной политики является реализация государственных и муниципальных программ [Курченков и др., 2016].

Так, в настоящее время в нашей стране действует «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р, направленная на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни [Стратегия устойчивого развития ...].

Вторым документом, регулирующим развитие сел в стране, является государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (далее - ГП КРСТ), утвержденная постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 г. № 696, реализуемая в период с 2020 по 2025 г., направленная на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры, развитие рынка труда. В основе названной программы лежит проектный принцип реализации, чего нельзя сказать о ранее действующей государственной программе «Устойчивое развитие сельских террито-

рий». Считается, что именно проектный подход реализации мероприятий действующей программы позволит комплексно решать проблемы сел, развивать сельские агломерации, сохраняя и совершенствуя их потенциал [Государственная программа РФ ...].

В рамках вышеуказанной государственной программы в силу ее специфики для достижения поставленных в ней целей была разработана и в настоящее время реализуется ведомственная целевая программа «Современный облик сельских территорий», утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.04.2020 г. №214. Программа ориентирована именно на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий. Закреплено, что за период ее действия (с 2020 по 2025 г.) будет реализован 3 831 проект КРСТ в регионах РФ [Ведомственная целевая программа ...].

Учитывая национальные цели развития России, закрепленные в Указе Президента от 21.07.2020 г. № 474 [Указ Президента РФ ...], прорывное развитие государства, повышение уровня жизни граждан и т. д. не представляются возможными без решения вопросов по развитию сельских территорий.

Результаты и обсуждение

В апреле 2021 г. началась разработка проекта стратегии долгосрочного развития сельских территорий и агломераций (до 2050 г.), работа ведется и в настоящее время. Если проект указанной стратегии будет одобрен и принят в работу, это позволит использовать долгосрочную стратегию для приятия решений в рамках краткосрочных и среднесрочных программ, проектов, а также сформировать сценарные прогнозы развития сел [Серова, 2021].

Значительная часть мероприятий, предлагаемых в ГП КРСТ, в настоящее время также реализуется в большинстве национальных проектов, при этом пересечения с госпрограммами других федеральных органов исполнительной власти незначительны. Пересекающиеся мероприятия относятся к категории как прямых (сельские территории напрямую обозначены в мероприятии как территории распространения), так и косвенных (меры распро-

страняются на сельские территории среди прочих видов населенных пунктов).

Меры поддержки сельских территорий, которые реализуются другими федеральными органами исполнительной власти и не выделены в ГП КРСТ по развиваемым сферам, в целом совпадают с направлениями госпрограммы (здравоохранение, образование, культура). При этом наибольшее количество непересекающихся мер отмечено в области развития системы здравоохранения (например, материальное стимулирование медработников, оснащение медицинских организаций необходимым оборудованием). В то же время выделены области, развитие которых не затронуто в ГП КРСТ (например, культурное воспитание и просвещение, выставочно-ярмароч-ная деятельность).

Мероприятия, которые осуществляются только в ГП КРСТ, преимущественно ориентированы на создание системы мониторинга развития сельских территорий (сбор, свод и анализ данных о социально-экономическом состоянии сельских территорий путем комплексного обследования населенных пунктов) и предоставление аналитической и информационной поддержки (обучение руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам разработки и реализации программ и проектов КРСТ на основе проектного подхода и инициативного бюджетирования) [Лаврентьева и др., 2022а; Лаврентьева и др., 2022б].

В контексте современного состояния сельских территорий России актуальной остается проблема сближения уровня жизни и уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры с городскими показателями. В настоящее время в сельской местности проживает более 25 % населения страны. Зачастую оценивать состояние сельских территорий следует с учетом малых городов с населением до 30 тыс. человек. Если сложить численность граждан, проживающих в них, с численностью сельских жителей, то речь пойдет о 35 % от общей численности населения страны (около 53 млн чел.). Федеральные министерства при реализации государственных программ, оперируя понятиями сельских территорий, также включают в них малые города.

Так, например, Министерство здравоохранения и Министерство просвещения в своих рекомендациях учитывают малые города с общей численностью населения до 50 тыс. чел. при подсчете количества сельских территорий.

Снижение количества сельских населенных пунктов в общей динамике государственного масштаба говорит прежде всего о том, что большая их часть вошла в состав городских поселений или городских округов. Это связано с институциональными реформами, преобразованием административных центров, в целях укрупнения управленческих функции и централизаций финансов, что позволит проще решать проблемытерритории консолидированным бюджетом. Кроме того, количество сельских территорий снижается из-за обезлю-живания, но это всего лишь около 300 сельских территорий в период с 2015 по 2020 год.

75 % сельских поселений состоят из населения до 2 тыс. человек. Как правило, это поселения, которые не являются приближенными к городским территориям. Самые немногочисленные сельские поселения по количеству жителей (до 1 тыс. чел.) расположены в таких северных регионах, как Чукотский и Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия). К наибольшим по количеству жителей в селах (более 4 тыс. жителей) относят южные регионы: Краснодарский и Ставропольский края, республики Ингушетия, Адыгея и Чечня. Данные закономерности объясняются различиями в плотности населения и функциях, выполняемых в сельских местностях.

Более значимым фактором, отражающим современное состояние сел, является именно доля численности сельского населения. За период с 2010 по 2020 г. доля сельского населения в России снизилась на 0,95 % от общей численности. В различных регионах эта

динамика по-разному отразилась на структуре населения. Отметим, что даже при снижении доли сельского населения в общей численности важно не допускать снижения абсолютной численности сельских жителей [Ус-тименко, 2022].

За последнее десятилетие процент сельского населения в общей численности населения страны уменьшился с 26,5 % до 25,26 %. Если говорить о регионах Южного федерального округа, то стоит отметить, что, к примеру, в Ростовской области доля сельского населения в общей численности населения региона снизилась с 32,1 % в 2015 г. до 31,8 % в 2021 году. Для сравнения, в Краснодарском крае данный показатель снизился с 47,1 % в 2011 г. до 44,4 % в 2021 г. [Демография]. Аналогичная тенденция наблюдается и в Волгоградской области (табл. 1).

Учитывая тот факт, что доля сельского населения Волгоградской области последние десятилетия колеблется в пределах четверти от общей численности населения региона, необходимо отметить, что эта доля всегда остается ниже общероссийского уровня (см. табл. 2).

Анализируя данную динамику, следует обозначить, что это является отражением дифференциации уровня жизни населения в городах и сельских территориях. Это проявляется как в дифференциации уровня доходов на душу населения, так и в доступности общественных благ, образования, медицины, объектов культуры, транспортного обеспечения.

Оптимальное расселение по территории страны - необходимое условие для освоенности национальной территории, кроме того, повышение качества жизни на селе решит одну из основных проблем государства - высокий уровень бедности.

Таблица 1. Динамика численности городского и сельского населения Волгоградской области с 2011 по 2021 г.

Table 1. Dynamics of the urban and rural population of the Volgograd region from 2011 to 2021

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Численность

населения,

тыс. чел. 2 607,5 2 594,8 2 583,0 2 569,1 2 557,4 2 545,9 2 535,2 2 521,3 2 507,5 2 491,0 2 474,6

Городское 1 982,1 1 975,4 1 970,5 1 963,0 1 957,2 1 951,8 1 947,2 1 940,3 1 933,7 1 925,2 1 915,8

Сельское 625,4 619,4 612,5 606,1 600,2 594,1 588,0 581,0 573,8 565,8 558,8

Примечание. Составлено по: [Индексы производства ...].

Таблица 2. Динамика доли сельского населения в общей численности населения Волгоградской области с 2010 по 2021 г.

Table 2. Dynamics of the share of the rural population in the total population of the Volgograd region from 2010 to 2021

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Доля, % 24,25 23,98 23,87 23,71 23,59 23,47 23,34 23,19 23,04 22,88 22,70 22,59

Примечание. Составлено по: [Индексы производства ...].

Собственно, устойчивое развитие - это развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В данной формулировке прослеживается связь между поколениями: устойчивым можно считать только то развитие, которое представляет собой некий баланс и особую взаимосвязь общества в различные периоды времени [Наше общее будущее].

Исходя из вышесказанного, можно представить устойчивое развитие сельских территорий как комплекс трех секторов: социальная и экономическая сферы, а также экология и культура («ответственность перед будущим»). Рассмотрим составляющие названных секторов. В социальную сферу включают жилье, образование, здравоохранение, культуру, самоуправление. Экономическую можно разделить еще на 3 возможных блока: традиционная (сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственной продукции, промыслы, ремесленичество), новая инновационная (туризм, электронная торговля, дистанционные услуги), инженерная и транспортная инфраструктура (прокладка и подключение коммуникаций, независимые и возобновляемые источники энергии и транспорт). В сектор «ответственность перед будущим» следует включать экологию и окружающую среду, природу, историю и культуру [Прудников, 2022].

Есть точки зрения, которые вместо сектора «ответственность перед будущим» предлагают сектор «экологическая сфера», однако это несколько уже рассмотренного выше варианта.

Во многих нормативно-правовых актах устойчивое развитие сельских территорий представляют как основу национальной безопасности, что верно, однако следует отметить, что развитие сельского хозяйства не равняется развитию сельских территорий, так как за-

частую многие граждане ошибочно считают именно так. В соответствии со Стратегией национальной безопасности и Доктриной продовольственной безопасности РФ, перед сельскими территориями действительно встает задача устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья, достаточного для обеспечения продовольственной независимости страны. Инструментами здесь могут быть создание и развитие крупных сельскохозяйственных предприятий, повышение эффективности использования земельных ресурсов, роботизация и цифровизация производства. В то же время, в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ и государственной политикой регионального развития, сельские территории решают гораздо больший объем задач, например, сокращение различий в качестве жизни в городах и сельской местности. Данная задача решается посредством использования таких инструментов, как развитие малых форм хозяйствования, сельского туризма, инженерной, транспортной и коммуникационной инфраструктур, социальных технологий и т. д. [Прудников, 2022].

При рассмотрении вопросов комплексного развития сельских территорий и их устойчивого развития, представляется возможным внедрение ESG-принципов в названные процессы на уровне общегосударственного, регионального и местного управления.

Говоря о популярных в коммерческой сфере ESG-принципах, стоит отметить, что в настоящее время они, как правило, применяются для развития среднего и крупного бизнеса. Зачастую их связывают также напрямую с понятием зеленой экономики или устойчивого развития. Напомним, что ESG-прин-ципы по своей сути представляют собой комплекс взаимосвязанных практических действий субъекта экономической системы по реализации принципов экологической, социаль-

ной и управленческой ответственности. Принципы расширяют пространство учитываемых рисков и их горизонт в интересах нынешнего и будущих поколений, позволяя предотвратить их возникновение или минимизировать последствия их наступления. Особенностью ESG-принципов является именно их гибкие методы, трансформационные подходы, ориентированные на изменяющиеся факторы внутренней и внешней среды. В то же время необходимость реализации принципов с использованием цифровых технологий становится ограничительным фактором для их применения во многих сферах. Для реализации программы ESG нужны квалифицированные специалисты, которые разработают модель ESG-системы для конкретной сферы или компании.

Опыт зарубежных стран и отечественных компаний в реализации ESG-принципов позволяет накапливать данные об их результатах, делать соответствующие выводы о конкретных методах, выявлять более устойчивые варианты, закладывать типовые решения для экономических систем [Высоков, 2021].

В настоящее время ESG-принципы можно встретить в банкинге, в сфере инвестиций, промышленности, построения бизнес-моделей, энергосбережении и т. д. Ряд исследований ведется по вопросу применения данных принципов в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса.

Правительство РФ также определило цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 14.07.2021 г. № 1912-р, одним из которых как раз и является сельское хозяйство [Цели и основные направления ...].

Если же говорить о сельских территориях, то их устойчивое развитие еще не ориентировано на применение факторов ESG. Однако, как показал проведенный в рамках исследования анализ, принципы ESG близки к принципам устойчивого развития, а следовательно, могут быть применены и интегрированы в процессы комплексного развития сельских территорий.

О необходимости государственного участия в решении вопросов сельских территорий говорят многие факторы, подтверждающие их значимость. Например, с точки зре-

ния экологии и окружающей среды, территории, которые находятся по периметру сел, важны для сохранения дикой природы, для рекреации граждан. Если это лес, то на возвышенностях, к примеру, он обеспечивает сбор воды, контроль над наводнениями, улавливание углерода; если это прибрежные территории, то они также необходимы для поддержания биоразнообразия, рекреации, защиты от штормовых нагонов, аквакультуры территорий, для контроля над жизнедеятельностью и движением опылителей и т. д. Фермерские, розничные и оптовые рынки в близлежащих малых городах или более крупных населенных пунктах позволяют получить доступ к свежим сельским продовольственным ресурсам и др. [Прудников, 2022].

Ввиду того, что в настоящее время меры, предпринимаемые на всех уровнях управления, недостаточны для достижения поставленных целей в сфере развития сельских территорий, предлагается сформировать модель управления их развитием, содержащую следующие секторы: ответственное отношение к окружающей среде (E - Environment); высокая социальная ответственность (S -Social); высокое качество государственного и муниципального управления (G - Governance); эффективность применения экономических методов (E - Economy); сохранение историко-культурного наследия (H - Heritage). Таким образом, предлагаемая модель ESGEH-принципов является комбинацией из ESG-прин-ципов и принципов устойчивого развития (см. рисунок). Взаимосвязь названных факторов могла бы обеспечить более эффективную политику в области решения вопросов развития сельских территорий с учетом их специфики и, как следствие, комплексное развитие сельских территорий.

Рассматривая элементы предлагаемой модели, следует пояснить, что подразумевает каждый из них. Ответственное отношение к окружающей среде - это: эффективность потребления материалов, энергии, воды; восстановление ландшафтов; управление отходами; биоразнообразие и использование экосистем сельских территорий; инновации в области экологически чистых продуктов, услуг и технологий, производимых на селе. Высокая социальная ответственность подразумевает: безо-

Рисунок. Модель управления комплексным развитием сельских территорий Figure. Model of managing the integrated development of the rural areas Примечание. Составлено авторами.

пасность сельского труда; вопросы повышения уровня занятости сельских жителей; снижение уровня бедности среди сельского населения; инвестиции в человеческий капитал; доступ к кредитованию физических лиц; доступность государственных и муниципальных услуг. Высокое качество государственного и муниципального управления должно содержать, к примеру, ответственность всех уровней власти; отчетность, прозрачность и раскрытие информации о развитии сельских территорий; независимость сторон, участвующих в реализации политики в области КРСТ; готовность к новым законодательным инициативам; сочетание интересов личности, сельской территории и власти [Высоков, 2021]. Эффективность применения экономических методов включает в себя: соблюдение баланса между долгосрочными результатами и инвестициями в реализацию программ и проектов; финансовую и материальную поддержку бизнеса на селе, в том числе в агропромышленном комплексе; электрификацию, газификацию и водоснабжение жилых домов; строительство и поддержание объектов сельской инфраструктуры. Сохранение историко-культурного наследия определяет поли-

тику в области сохранения и распространения информации об историко-культурной ценности объектов и их физической сохранности; сохранение и приумножение культурно-исторического, рекреационного, туристического потенциала сельских территорий с целью популяризации жизни на селе.

Перечисленные компоненты каждого из элементов могут быть дополнены в зависимости от специфики конкретной сельской территории. В каждом из элементов модели есть специфические риски, работа с которыми позволит сделать реализацию программ и проектов в рамках комплексного развития сельских территорий более результативной.

Решение проблем снижения названных рисков зачастую требует принятия управленческих и политических решений о структурной перестройке экономики, внедрении новых технологий, перераспределении бюджетных средств между уровнями власти [Высоков, 2020].

Заключение

Применение ESG-принципов наряду с общепринятыми элементами устойчивого раз-

вития для сельских территорий изменит взгляд государства и граждан на многие вопросы в сфере развития сельских территорий. Например, их взаимосвязь позволит использовать новые коммуникации в процессе управления развитием сел, станет очевидным синергети-ческий эффект от взаимодействия участников реализации программ и проектов развития; откроются новые рынки для сельских жителей (дистанционная работа, обучение); станут доступны новые механизмы взаимодействия власти, общества, бизнеса.

Таким образом, в рамках исследования был проведен анализ действующих нормативно-правовых актов и государственных программ по развитию сельских территорий; приведены систематизированные существующие меры поддержки сел; проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению устойчивого развития и использованию ESG-принципов, рассмотрены их составляющие; оценено современное состояние сельских территорий в Российской Федерации и проведен мониторинг основных показателей их развития; рассмотрена возможность применения ESG-принципов в развитии сельских территорий; предложена модель управления комплексным развитием сельских территорий, взаимоувязывающая компоненты ESG-моделей и компоненты устойчивого развития.

Применение предложенной модели управления комплексным развитием сельских территорий позволит определить новые возможности для сел и их жителей (взаимоувязанные с глобальными целями), повысить инвестиционную привлекательность сельских территорий, обрести состояние непосредственной устойчивости при изменении внешних и внутренних факторов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Беляева, И. Ю. ESG-факторы как инструмент формирования деловой репутации / И. Ю. Беляева, Н. П. Козлова, О. В. Данилова // Вестник АГТУ Серия: Экономика. - 2021. - №> 4. - С. 15-21. Ведомственная целевая программа «Современный облик сельских территорий». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/565220119 (дата обращения: 26.03.2022). - Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высоков, В. В. ESG-БАНКИНГ: MADE IN RUSSIA : науч.-практ. пособие / В. В. Высоков. - Ростов н/Д : Изд.-полиграф. комплекс РГЭУ (РИНХ), 2020. - 44 с.

Высоков, В. В. Гибкая цифровизация ESG-банкин-га : науч.-практ. пособие / В. В. Высоков. -Ростов н/Д : Изд.-полиграф. комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. - 50 с.

Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/72260516/ (дата обращения: 14.03.2022). - Загл. с экрана.

Демография // Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/ 12781#/ (дата обращения: 06.03.2022). - Загл. с экрана.

Индексы производства по видам экономической деятельности // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://volgastat.gks.ru/storage/ mediabank/ (дата обращения: 13.03.2022). -Загл. с экрана.

Курченков, В. В. Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных целевых программ / В. В. Курченков, Т. В. Коробкина, Т. Н. Калмыкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2016. - №> 3 (36). - С. 39-45. -DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2016.3.4

Лаврентьева, И. В. Анализ мер косвенной поддержки сельских территорий / И. В. Лаврентьева, Н. В. Седова // АПК: Экономика, управление. - 2022а. - №> 2. - С. 74-80.

Лаврентьева, И. В. Прямые меры государственной поддержки сельских территорий в РФ / И. В. Лаврентьева, Н. В. Седова, О. В. Ухалина // АПК: Экономика, управление. - 2022б. - №> 4. - С. 75-83.

Наше общее будущее : докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию : пер. с англ. / под ред. С. А. Евтеева, Р. А. Перелета. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/ OurCommonFuture-introduction.pdf (дата обращения: 10.04.2022). - Загл. с экрана.

Прудников, И. Л. Стратегия и проекты развития сельских территорий: от разработки к реализации / И. Л. Прудников // Обучающая программа «Актуальные возможности и инструменты комплексного развития сельских территорий. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// ncselo.ru/lyudi/obrazovatelnyye-meropriyatiya/ 58/ (дата обращения: 15.04.2022). - Загл. с экрана.

Серова, Е. В. Разработка проекта стратегии долгосрочного развития сельских территорий и агломераций (до 2050 года) / Е. В. Серова. - 2021. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// ncselo.ru/nauka/nauchno-issledovatelskie-raboty/baza-nauchnykh-rabot/razrabotka-proekta-strategii-dolgosrochnogo-razvШya-selskikh-territoriy-i-aglomeratsiy-do-2050-god (дата обращения: 10.04.2022). - Загл. с экрана.

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения: 14.03.2022). - Загл. с экрана.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г N° 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 15.04.2022). - Загл. с экрана.

Устименко, Ж. Б. Современное состояние сельских территорий / Ж. Б. Устименко // Обучающая программа «Актуальные возможности и инструменты комплексного развития сельских территорий». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://ncselo.ru/lyudi/obrazovatelnyye-meropriyatiya/58/ (дата обращения: 15.04.2022). -Загл. с экрана.

Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://static.government. ru/media/files/ sMdcuCaAX4O5j3Vy3b1GQwCKfa9lszW6.pdf (дата обращения: 15.04.2022). - Загл. с экрана.

REFERENCES

Beljaeva I.Yu., Kozlova N.P., Danilova O.V. ESG-faktory kak instrument formirovanija delovoj reputacii [ESG-Factors as a Tool for the Formation of Business Reputation]. Vestnik AGTU. Serija: Ekonomika [Bulletin of the ASTU. Series: Economics], 2021, no. 4, pp. 15-21.

Vedomstvennaja celevaja programma «Sovremennyj oblik sel 'skih territory» [Departmental Target Program "Modern Appearance of Rural Areas"]. URL: https ://docs. cntd. ru/document/565220119 (accessed 26 March 2022).

Vysokov V.V. ESG-BANKING: MADE IN RUSSIA: nauch.-prakt. posobie [ESG-BANKING: MADE IN RUSSIA. A Scientific and Practical Guide]. Rostov-on-Don, Izd.-poligraf. kompleks RGJeU (RINH), 2020. 44 p.

Vysokov V.V. Gibkaja cifrovizacija ESG-bankinga: nauch. -prakt. posobie [Flexible Digitalization of

ESG Banking. A Scientific and Practical Guide]. Rostov-on-Don, Izd.-poligraf. kompleks RGJeU (RINH), 2021. 50 p.

Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Kompleksnoe razvitie sel 'skih territorij» [The State Program of the Russian Federation "Integrated Development of Rural Areas"]. URL: https://base.garant.ru/72260516/ (accessed 14 March 2022).

Demografija [Demography]. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. URL: https://www.gks.ru/ folder/12781#/ (accessed 6 March 2022).

Indeksy proizvodstva po vidam ekonomicheskoy deyatel'nosti [Production Indices by Type of Economic Activity]. Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Volgogradskoj oblasti [The Official Website of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Volgograd Region]. URL: https://volgastat.gks.ru/ storage/mediabank/ (accessed 13 March 2022).

Kurchenkov V.V., Korobkina T.V., Kalmykova T.N. Ocenka effektivnosti realizacii regional'nyh i municipal'nyh celevyh programm [Evaluation the Effectiveness of the Implementation of Regional and Municipal Target Programs]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3, Ekonomika. Ekologija. [Sciences Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2016, no. 3 (36), pp. 39-45. DOI: https:// doi.org/10.15688/jvolsu3.2016.3.4

Lavrent'eva I.V., Sedova N.V. Analiz mer kosvennoj podderzhki sel'skih territorij [Analysis of Measures of Indirect Support of Rural Territories]. APK: Ekonomika, upravlenie [Agroindustrial Complex: Economics, Management], 2022a, no. 2, pp. 74-80.

Lavrent'eva I.V., Sedova N.V., Uhalina O.V. Prjamye mery gosudarstvennoj podderzhki sel'skih territorij v RF [Direct Measures of State Support of Rural Territories in the Russian Federation]. APK: Ekonomika, upravlenie [Agroindustrial Complex: Economics, Management], 2022b, no. 4, pp. 75-83.

Evteev S.A., Pereleta R.A., eds. Nashe obshhee budushhee: dokl. Mezhdunar. komissii po okruzhajushhej srede i razvitiju: per. s angl. [Our Common Future. Report of the International Commission on Environment and Development (Translated from English)]. URL: http://ycroHHHBoepa3BHTHe.p$/files/monographs/ OurCommonFuture-introduction.pdf (accessed 10 April2022).

Prudnikov I.L. Strategija i proekty razvitija sel'skih territorij: ot razrabotki k realizacii [Strategy and

Projects for the Development of Rural Territories: From Development to Implementation]. Obuchajushhaja programma «Aktual'nye vozmozhnosti i instrumenty kompleksnogo razvitija sel 'skih territorij» [Training Program "Current Opportunities and Tools for Integrated Development of Rural Territories]. URL: https:// ncselo.ru (accessed 15 April 2022).

Serova E.V. Razrabotka proekta strategii dolgosrochnogo razvitija sel'skih territorij i aglomeracij (do 2050 goda) [Development of a Draft Strategy for the Long-Term Development of Rural Areas and Agglomerations (Until 2050)], 2021. URL: https://ncselo.ru/nauka/nauchno-issledovatelskie-raboty/baza-nauchnykh-rabot/ razrabotka-proekta-strategii-dolgosrochnogo-razvitiya-selskikh-territoriy-i-aglomeratsiy-do-2050-god (accessed 10 April 2022).

Strategija ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [The Strategy of Sustainable Development of Rural Areas of the Russian Federation for the Period up to 2030]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420251273 (accessed 14 March 2022).

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 2020g. № 474 «O nacional 'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation Dated July 21, 2020 No. 474 "On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (accessed 15 April 2022).

Ustimenko Zh.B. Sovremennoe sostojanie sel'skih territorij [The Current State of Rural Territories]. Obuchajushhaja programma «Aktual'nye vozmozhnosti i instrumenty kompleksnogo razvitija sel 'skih territorij» [Training Program "Current Opportunities and Tools for Integrated Development of Rural Territories]. URL: https:// ncselo.ru (accessed 15 April 2022).

Celi i osnovnye napravlenija ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitija Rossijskoj Federacii [Goals and Main Directions of Sustainable (Including Green) Development of the Russian Federation]. URL: http://static.government.ru/ media/files/sMdcuCaAX4O5j 3Vy3b 1GQwCKfa 9lszW6.pdf (accessed 15 April 2022).

Information About the Authors

Vladimir V. Kurchenkov, Doctor of Sciences (Economic), Professor, Head of Department of State and Municipal Administration and Economics of Innovation, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, kurchenkov@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2389-963X

Daria A. Koneva, Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration and Economics of Innovation, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, dakoneva@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6395-4464

Olga V. Fetisova, Doctor of Sciences (Economic) Professor, Department of State and Municipal Administration and Economics of Innovation, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, fetissova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8610-5932

Информация об авторах

Владимир Викторович Курченков, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления и экономики инноваций, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, kurchenkov@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2389-963X

Дарья Александровна Конева, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и экономики инноваций, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, dakoneva@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6395-4464

Ольга Владимировна Фетисова, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления и экономики инноваций, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, fetissova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8610-5932

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.