Научная статья на тему 'Еще раз о традиционном земледельческом календаре народов Дагестана'

Еще раз о традиционном земледельческом календаре народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
602
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще раз о традиционном земледельческом календаре народов Дагестана»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2009. № 4. С. 73 - 82. ЭТНОГРАФИЯ

С. А. Лугуев

ЕЩЕ РАЗ О ТРАДИЦИОННОМ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ КАЛЕНДАРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Сельскохозяйственному календарю в дагестановедении всегда уделялось пристальное внимание. Целый ряд досоветских, советских и постсоветских исследователей так или иначе затрагивал эту тему, ей посвящен тематический сборник сотрудников отдела этнографии Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН (Календарь и календарные обряды народов Дагестана. 1987), а также специальные монографические исследования (Гаджие-ва С.Ш., 1989; Булатова А.Г., 1999).

Народный сельскохозяйственный календарь дагестанцев, как и других народов мира, самым тесным образом связан с земледельческой и скотоводческой практикой. До широкого внедрения в сельскохозяйственный быт местного населения заимствованного, привнесенного отсчета времени, определения сезонов года, их отрезков, связанных с различными циклами земледелия и скотоводства, здесь, на местах, пользовались своими системами отсчетов промежутков времени. До XX в. эти системы дошли до нас в разрозненном виде, рудиментарно. Составить целостную картину в подобных случаях затруднительно, тем более если такие построения опираются исключительно на полевой этнографический материал. Полученные более или менее отчетливые системы чаще всего несут на себе явственные отпечатки различных эпох и, возможно, влияния разных культур. Здесь мы считаем целесообразным привести высказывание видного дагестановеда и кавказоведа А.Г. Булатовой. «Традиционный календарь каждого из народов Дагестана, дошедший до начала XX в., - считает исследователь, - представлял собой сложный, много -слойный комплекс представлений, обычаев и обрядов, сложившийся в результате последовательного наложения одного на другой разных слоев народной культуры, отражавших различные исторические эпохи, т.е. каждый этап развития человеческого общества, каждая историческая эпоха оставляли свой след, прямо или косвенно, опосредованно, в народном календаре, в обычаях, обрядах и верованиях, связанных с вим»(БулатоваА.Г., 1999. С. 6).

В своей статье, написанной преимущественно на полевом этнографическом материале, мы попытаемся несколько расширить имеющиеся представления о народном сельскохозяйственном календаре дагестанцев.

У бежтинцев, дидойцев, ахвахцев, каратинцев, лакцев, кумыков, даргинцев до начала XX в. население пользовалось народными календарями, где отрезки сельскохозяйственного года именовались названиями соответствующей хозяйственной деятельности, насекомых, животных, растений, определениями метеорологических особенностей и др.

Так, у бежтинцев сохранились следующие наименования месяцев: ц1икас боцо - месяц блохи (декабрь-январь), якос боцо - месяц навоза (январь-февраль),

готанияс боцо - месяц плуга (февраль-март), бол1ос боцо - месяц сева (март-апрель), водис боцо - месяц дождя (апрель-май), бац1ис боцо - месяц волка (сентябрь-октябрь), сийс боцо - месяц медведя (октябрь-ноябрь),

соралис боцо - месяц лисы (ноябрь-декабрь).

Названия периодов «май-июнь», «июнь-июль», «июль-август», «август-сентябрь» не установлены.

Здесь же у бежтинцев в сел. Хашархота нами записаны названия месяцев, поименованных насекомыми и птицами:

март-апрель

апрель-май

май-июнь

июнь-июль

июль-август

август-сентябрь

сентябрь-октябрь

октябрь-ноябрь

ноябрь-декабрь

декабрь-январь

январь-февраль

февраль-март

- кукут1о (кукушка),

- хач1о (ласточка),

- папат1о (бабочка),

- бирзола (овод),

- илба (голубь),

- т1от1 (муха),

- ванаъас гуда (куропатка),

- бол1окъа (улитка),

- гъаде (ворона),

- гьугьудо (сова),

- хъоршон (клоп),

- калагъас (паук).

Подобные календари, где отрезки времени поименованы, кроме того, и названиями животных, были также у даргинцев и лакцев. Даргинцы:

март-апрель

апрель-май

май-июнь

июнь-июль

июль-август

август-сентябрь

сентябрь-октябрь

октябрь-ноябрь

ноябрь-декабрь

декабрь-январь

январь-февраль

февраль-март

- не установлено,

- гурда (лиса),

- не установлено,

- т1ирмухь (овод),

- не установлено,

- т1ент1 (муха),

- не установлено,

- не установлено,

- бец1 (волк),

- гугмях1и (филин),

- нерь (вошь),

- хъисхъа (паук).

Лакцы: март-апрель апрель-май май-июнь июнь-июль июль-август август-сентябрь сентябрь-октябрь октябрь-ноябрь ноябрь-декабрь декабрь-январь январь-февраль февраль-март

- бит1икькьу (муравей),

- не установлено,

- не установлено,

- най (пчела),

- не установлено,

- зимиз (муха),

- вилц1ун (мул),

- к1улу (мышь),

- барц1 (волк),

- ччиккумяв (филин),

- нац1 (вошь),

- ххялцу (паук).

Как мы видим, в ряде случаев названия месяцев у горцев Дагестана совпадали либо полностью (муха, паук), либо частично (овод, филин, вошь) или стояли близко в смысловом отношении (овод-пчела, филин-сова, клоп-вошь). Разрозненные, отрывочные полевые данные о подобных же наименованиях месяцев нами зафиксированы также у хунзах-ских аварцев, андийцев, цезов, гунзибцев, гинухцев, ахвахцев, каратинцев, у кайтагских даргинцев, у кулинских и балхарских лакцев. Есть основания полагать, что наименования различных временных отрезков сезонов года по названиям насекомых, птиц, диких и до-

машних животных - явление, получившее самое широкое распространение у народов Нагорного Дагестана (Дибиров М.А., 1987; Айтберов Т.М., 1987). Внутреннюю логику, целесообразность широкого бытования подобных номинаций на сегодняшний день установить затруднительно. Нет сомнений, однако, что такая «привязка» не случайна и получила развитие на местной почве, в процессе хозяйственно-трудовой деятельности многих поколений современных аваро-андо-цезов, даргинцев, лакцев, кумыков. Возможно, что в данном случае в названиях отражены наблюдения поколений людей над периодами активизации различных циклов жизнедеятельности животных, птиц и насекомых, имеющих то или иное отношение к каким-то периодам в земледелии и скотоводстве.

Дидойцы (цезы) различали следующие месяцы: март-апрель - рекос буци (месяц навоза),

апрель-май - бирусис буци (месяц плуга),

май-июнь - чалълъос буци (месяц сева),

июнь-июль - хъемос буци (месяц дождя),

июль-август - буци (месяц ),

август-сентябрь - бикос буци (месяц сена), сентябрь-октябрь - оцис буци (месяц тока), октябрь-ноябрь - исос буци (месяц снега), ноябрь-декабрь - лъацос буци (месяц ветров), декабрь-январь - роч1ч1ос буци (месяц холодов), январь-февраль - боц1ос буци (месяц волка), февраль-март - зеис буци (месяц медведя).

Арабский календарь не смог окончательно вытеснить из памяти народа местный счет времени и у ахвахцев. Разрозненные сведения, собранные в разных частях и селениях Ахваха, позволили нам воссоздать более или менее цельную традиционную календарную систему:

Время быка, время «выхода быка», время вспашки поля, время пахаря. 22 марта-21 апреля - 31 день.

Время кукушки, время бабочки, время потепления. 22 апреля-22 мая - 31 день.

Время куропатки, время травы, время цветов, время роста. 23 мая-21 июня - 31 день.

Время коровы, время тепла. 22 июня - 22 июля - 31 день.

Время козла (козы), время овода время жары, время запахов. 23 июля-22 августа - 31 день.

Время коня (лошади), время оенокэса, время ветров, время мыши. 23 августа-22 оенгяфя - 31 день.

Время осла, время собаки, время забоя скота. 23 сентября-22 октября - 30 дней.

Время барана, время случки овец, время мельника. 23 октября-21 ноября - 30 дней.

Время лисы, время обмолота. 22 ноября-21 декабря - 30 дней.

Время волка, время кабана, время охотника. 22 декабря-20 января - 30 дней.

Время блохи, время вороны. 21 января-19 февраля - 30 дней.

Время кота (кошки), время навоза. 20 февраля-21 марта - 30 дней.

В наименованиях указанных периодов прослеживается, по нашему мнению, древнейший пласт, представленный названиями животных и насекомых, и более поздний, ориентированный на погодные условия и виды хозяйственной деятельности.

Исстари бытовали у бежтинцев и названия календарных месяцев преимущественно по роду хозяйственной деятельности, соотносимые с климатическими условиями того или иного отрезка года.

Февраль-март - назывался «яко» - «навоз» - период вывоза навоза на поля.

Март-апрель - «бол1о-хул1о» - «сев».

Апрель-май и - назывались одинаково - «гьайван» - «скот»; здесь подра-

сентябрь-октябрь зумевался, может быть, период пригона и отгона скота. Май-июнь - «гатохъна» - «прополка».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июнь-июль - «мукъо» - «зерно», «ячмень».

Июль-август

Август-сентябрь

Октябрь-ноябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь-январь

Январь-февраль

- «жатва».

- «ягьогьал» - «косить (траву)».

- время заготовки топлива, дров.

- «голод».

- «кьай» - «шуба»; очевидно, имелся в виду период холода, период шитья шуб.

- «къай-къоно» - «домашнее имущество», «скарб»; здесь, видимо, имелось в виду наличие свободного от сельскохозяйственных работ времени, когда можно было заняться работами по дому.

У каратинцев год делился на отрезки, названия которых происходили от орудий труда, трудовых операций и др.:

Март-апрель

Апрель-май и

сентябрь-октябрь

Июль-август

Август-сентябрь

Февраль-март

- «кьобо» («лемех»).

- «ригьай» («мелкий рогатый скот») (здесь, видимо, подразумевалось время перегонов овец).

- «харицел» («серп»).

- «гьунч1а» («сено»).

- «кила» («навоз»).

Надо полагать, существовали названия и для других отрезков, однако выявить их пока не удалось.

О древности и самобытности народного календаря кумыков свидетельствует, в частности, былое наличие названий отдельных сезонно-временных единиц, связанных с земледельческой практикой, с особенностями естественно-климатических условий, названными номинациями животных, птиц, насекомых:

Март-апрель

Апрель-май

Май-июнь

Июнь-июль

Июль-август

Август-сентябрь

Сентябрь-октябрь

Октябрь-ноябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь-январь

Январь-февраль

Февраль-март

- «время весенней вспашки», «время полива».

- «время прополки», «время пчелы».

- «время зноя», «время прохлады».

- «время жатвы», «время обмолота».

- «время ветров», «время вечерней прохлады».

- «время быка», «время осенней вспашки», «время коровы».

- «время ночного замерзания воды», «время первого снега».

- «время волка», «время холода».

- «время мокрого снега», «время мыши, мышей».

- «время сороки», «время ласточки».

- «время шиповника», «время цветов».

- «время подорожника», «время змеи».

Бросается в глаза, что в названиях месяцев с точки зрения современника наличествует целый ряд логических неувязок. Так, подорожник в феврале-марте не мог появиться, активизация змей падает на другую часть года, в январе-феврале цветы появиться никак не могли, время цветения шиповника или зрелости его плодов падает на другие периоды, декабрь и январь никак не могут быть «временем ласточки» и др. Видимо, в приведенных нами названиях скрыто какое-то другое рациональное начало, не поддающееся ни нашему пониманию, ни обьяснению информаторов. В различных микрорегионах проживания кумыков (засулакские, шуринские, хасавюртовские, кайтагские) названия эти дословно совпадают, а их последовательность в годовом цикле во многих случаях своя. Исключение составляли южные (каякентские) кумыки, у которых, кроме прочего, различались «время овцы» и «время грома». Небезынтересно также, что число времененных отрезков в основном составляет 24: видимо, в каждом месяце различалось по два периода; может быть, у каякентских кумыков какие-то месяцы делились на три периода.

Пользовались кумыки и 12-летним животным (звериным) циклом летосчисления. Он был издан в 1913 г. на кумыкском языке в типографии М. М. Мавраева (Гаджиева С.Ш., 1989. С. 9), таблицы календаря получили широкое распространение, хотя на практике дагестанцы к ним прибегали редко. Подобным календарем пользовались и другие народы Востока, в том числе и народы Средней Азии и Казахстана (Джинкиев А., 1983. С. 11-13; Оразаев Г.М.-Р., 1988. С. 36-37).

По этому календарю каждый год имел свое название, и они, годы, циклично повторялись в следующем порядке: год мыши (чычкъан йыл), год коровы (сырыр йыл), год барса (къаплан йыл), год зайца (тавшан йыл), год рыбы, дракона (балыкъ, улув йыл), год змеи (йылан йыл), год лошади (ат, йылкъы йыл), год овцы (къой йыл), год обезьяны (маймун йыл), год птицы (къуш йыл), год собаки (ит йыл), год свиньи (донгъуз йыл). Каждому из годов приписывались особые свойства: год коровы - урожайный, год зайца -тоже, год лошади благоприятен для поголовья скота - и т.д. (Гаджиева С.Ш., 1989. С. 10).

Наши полевые материалы дают основание полагать, что 12-летний животный цикл летосчисления был достаточно широко распространен в кумыкской среде.

Так, в народе считались нежелательными браки между родившимися в годы зайца и овцы - не будет потомства; между родившимися в годы коровы и свиньи - могут родиться дети с физическими недостатками; между родившимися в годы мыши и обезьяны - в доме будут сплошные ссоры. Считались удачными браки между рожденными в один и тот же год, между «мышами» и «рыбами», особенно между «лошадьми» и «барсами». В год мыши старались не совершать значимых торговых операций (купля-продажа коня, крупного рогатого скота, дорогого оружия, большой партии зерна или муки, дома и др.). По другой информации, этот был год, благополучный для занимающихся извозом. Год коровы, напротив, считался удачным для крупных покупок, обменов, продаж. В год барса любителям поохотиться рекомендовалось умерить охотничий пыл. Год зайца считался благоприятным для заготовки стройматериалов (лес, саман, камни), но неблагоприятным для строительства (дом, хозяйственные постройки, изгороди и проч.). В год рыбы реко -мендовалось быть особенно осторожным с огнем - это, по поверьям, «год пожаров». Все значимые начинания население старалось перенести на год змеи. В год лошади полагалось как можно чаще одаривать родственников и односельчан вещами и продуктами, год считался благоприятным для дальних поездок. В год овцы проточная вода рек и ручьев считалась наиболее полезной для человека и не очень - для животных. В этот год девушки старались как можно чаще мыться родниковой водой - от этого, верили люди, они становились краше. В год обезьяны рекомендовалось как можно меньше ссориться с людьми: даже незначительная перебранка в этом году, особенно в первой его половине, могла обернуться многолетней враждой. Год птицы считался «годом хозяек дома», осо -бенно многодетных матерей: все у них в этом году ладилось. В год собаки мужчинам рекомендовалось максимальное воздержание от хмельного под страхом больших неприятностей в личной и семейной жизни. В год свиньи, особенно во второй его половине, исполнялись заветные мечты и желания девочек, девушек, подростков.

Надо полагать, что этот календарный цикл имел самое широкое хождение в народе и обслуживал население в продолжении длительного исторического периода. Приведенные нами материалы дают основания для такого предположения.

У кумыков год длился на 4 времени года. Каждое из них делилось на три более мелких периода:

С 22 марта - «оьртен-ай» («огненный») - на полях сжигалась высохшая прошлогодняя растительность.

С 22 апреля - «майсан-ай» («жирный») - травы шли в рост, увеличивалась тучность скота и жирность молока.

С 22 мая - «тюльшан-ай» («цветочный») - время цветения в природе.

С 22июня - «кюржан-ай» - период изобилия продуктов.

С 22 июля - «индир ай» - («месяц молотьбы») - период уборочной страды.

С 22 августа - «туршу-ай», очевидно период наибольшего влияния звезды «Туршу».

С 22 сентября - «кьочгар-ай» («месяц случки»).

С 22 октября - «байсан-ай» («богатый месяц»).

С 22 ноября - «май-йилик» - период убоя скота и заготовки мяса на зиму.

С 22 декабря - «тунлу-ай» («темный») - месяц коротких и пасмурных дней.

С 22 января - «аюв ятгьан-ай» - («месяц медвежьей спячки») - середина зимы, месяц больших холодов.

С 22 февраля - «чиле», с холодным периодом «гичи чиле» (Казанбиев К., 1989. С. 20-23; Булатова А.Г., 1999. С. 26).

«Следует отметить, - пишет А.Г. Булатова, - что приведенные названия 12-ти месяцев народного календаря редко кто знает в приведенном здесь полном виде, поскольку ими сейчас не пользуются...» (Булатова А.Г., 1999. С. 26). Скорее всего, где-то до послевоенных лет, до конца 40-х - начала 50-х годов, в народе эта календарная система все еще пользовалась популярностью и была почти совершенно вытеснена современным календарем уже в последующие годы. На такое предположение нас наталкивает то обстоятельство, что многие наши информаторы 1939-1940-х годов рождения, и тем более старше их по возрасту, помнят отдельные названия месяцев этого календаря и основные их характеристики. Более того, нам удалось записать народные приметы, связанные с этими подразделениями года.

Так, в месяц «чиле» запрещалось убивать домашних мышей, т.к. в этот период, осо -бенно для них голодный, мыши якобы могли наслать проклятие на дом и семью обидчика. В конце этого месяца, проходя мимо поля, своего или чужого, следовало коротко по -благодарить его за дарованные блага, даже если урожай с него был невысок («... за хлеб, который тобою дан, спасибо»). Месяц «оьртен-ай» считался наиболее благоприятным для обновлений утвари, постельных принадлежностей, одежды, обуви и др. Интересно отметить, что в наиболее «обильные» месяцы года, в «кюржан-ай» и «байсан-ай», рекомендовалось проявлять сдержанность к пище: «Бог (Тенгари) (Кляшторный С.Г., 1981. С. 132) не любит насыщающихся», - говорили кумыки по этому поводу. Возможно, что здесь имеется какая-то генетическая связь с идеей «ритуального голодания» (Фрэзер Д.Д., 1986. С. 41, 56, 85, 151).

В 1982-1983 гг. в селениях Ахваха нам удалось обнаружить и записать сведения о былом распространении среди местного населения до начала XX в. представлений о сравнительно коротких периодах года, названных различными частями тела мужчины. Эта система исчисления называлась «г1иса» - счет:

Ик1а ук1а (большой палец ноги) - 9 дней. Похолодание.

Ц1ц1ека (стопа, ее верхняя часть) - 7 дней. Наступление холодов.

Хухулилъи ик1к1у (голень) - 14 дней. Очень холодно.

Мук1чу (колено) - 9 дней. Холодно.

Ик1к1у (бедро) - 7 дней. Период ветров. Вывоз навоза на поля.

......(мошонка) - 7 дней. Потепление.

........(фаллос) - 9 дней. Начало пахоты.

Река (живот). - Продолжительность не установлена.

Ц1улъи кат1и (пупок) - 9 дней. Прополка.

(Если в этот период не будет дождей, урожай может пропасть).

Кьоарк1ва (грудь) - продолжительность не установлена.

Гьеча (плечо) - продолжительность не установлена.

К1оли (шея) - 7 дней. Жарко.

Кучи (лицо) - 9 дней. Жатва.

Нидо (лоб) - 14 дней. Очень жарко.

Гьванша (затылок) - 7 дней. Жара спадает.

Ракъвалъи (спина) - 27 дней. Период сенокоса.

Роси (ягодицы) - продолжительность не установлена. Дожди, ветры.

Инк1ва (нога) - продолжительность не установлена. Первые похолодания.

КТороччи (икра) - продолжительность не установлена. НЬчные заморозки. Првый снег.

Синх1а (пятка) - продолжительность не установлена. Похолодание.

Цикл на этом заканчивался, после чего отсчет снова начинался с «большого пальца ноги» (снизу вверх - вдоль левой части тела до лба, и сверху вниз - от затылка до пятки).

Интересно отметить, что подобный календарный счет, где различные периоды года увязывались с сезонными характерными особенностями и носили наименования частей тела мужчины, У. Джахоновым обнаружен и описан в 1985 г. у таджиков долины Соха (Джахонов У., 1985. С. 69-75). Такой же счет у народов Средней Азии еще раньше был зафиксирован А.А. Бобринским, М.С. Андреевым, А.К. Писарчик, П.А. Кисляковым, М.Р. Рахимовым (Джахонов У., 1985. С. 87-88). Примечательно, что принцип выделения тех или иных отрезков года и их наименования почти совпадают у народов, отдаленных друг от друга географически, не имеющих общих генетических корней и различных по материальной и духовной культуре, по типу хозяйств и т.д. Этот чрезвычайно интересный вопрос требует специального изучения. Увязка названных отрезков года с частями человеческого тела, скорее всего, некогда была характерна для всего Дагестана или, во всяком случае, для значительной части его населения. Разрозненные сведения о бытовании подобных же систем отсчета времени, сезонных отрезков нами обнаружены у других народов Дагестана, в частности у дидойцев (цезов), даргинцев и лакцев (Булатов Б.Б., Лугуев С.А., 1999. С. 73; 2004. С. 78). Наиболее полную картину в этом отношении дает материал по лакцам, хотя и он неполный (10 периодов). Важно при этом отметить, что эти периоды здесь названы так же, как и у ахвахцев (впрочем, как, по разрозненным данным, и у цезов, и даргинцев), за исключением номинации «ч1анччан» (подошва»), кото -рая, тем не менее, вероятнее всего, соответствовала ахвахскому «сех1а» («пятка»): в разорванной последовательности они означены как «колено», «живот», «пуп», «грудь», «плечо», «шея», «лоб», «затылок», «спина», «подошва» (Булатов Б.Б., Лугуев С.А., 1999. С. 73; 2004. С. 78).

Итак, можно полагать, что подобная календарная система в свое время широко бытовала у дагестанских горцев и скорее всего была почти предана забвению с проникновением ислама и усилением его позиций в крае. Иначе говоря, возможно, что подобного рода исчисление характерно не только для народов Средней Азии, но и для народов Кавказа.

О древности и самобытности местного народного календаря могут свидетельство -вать факты наименований, названий отдельных и временных единиц у лакцев сел. Балхар в связи с состоянием человеческого организма, с самочувствием человека в различные сезонные отрезки времени:

Март - середина апреля - ч1анччан дяккей ч1ун (время, когда мерзнут

ступни).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Середина апреля - - чурх ччуччич1ун (время, когда тело чешется).

конец мая

Июнь-июль - оь гьалак ч1ун (время бурления крови).

Август-сентябрь - зулмугьарал ч1ун (не этимологизируется).

Октябрь-ноябрь - бак1 бяккей ч1ун (время, когда мерзнет голова).

Декабрь-январь - чурх бяккей ч1ун (время, когда мерзнет тело).

Меньшая половина января - - дяркку ч1ун (холодное время).

весь февраль

Таким образом, население Дагестана, носитель древнейшей земледельческой культуры (Амирханов Х.А., 1987; Гаджиев М.Г., 1991), на протяжении многовековой практики выработало у себя местные календарные системы. Вытесненные новыми системами исчисления времени местные народные календари, тем не менее, окончательно не исчезли. Народная память фрагментарно сохранила вековечное наследство многих предшествующих поколений, создавших простую, но практичную, апробированную веками календарную систему, воедино связывающую закономерности смены времен года и циклы хозяйственной деятельности.

Трудовой опыт и многовековая практика позволяли народам Дагестана делать фенологические наблюдения для прогнозирования состояния погоды, видов на урожай. Был у них и целый ряд погодных примет. А.Г. Булатова уделила этим вопросам большое внимание, ею собран, научно обработан, систематизирован и интерпретирован огромный по обьему и ценный по значимости материал по этим вопросам (Булатова А.Г., 1999. С. 2273). Здесь мы попытались дополнить его нашими полевыми этнографическими материалами.

Так, у бежтинцев, к северо-западу от сел. Бежта, расположено урочище «Ц1адбаь» -«Место дождя». Если над вершиной «Гьемил1» на юго-западе от сел. Хашархота появлялись туман или сгустившаяся туча, это считалось верным признаком скорого проливного дождя. Дождя следовало ожидать также, если туман скапливался над вершиной горы Шубли-меэр. В народе приметили, что если даже погода стоит солнечная, ясная, и ничто не предвещает дождя, но река, протекающая у селения, начинает издавать характерный глухой шум, то это тоже признак скорого дождя. Если в начале весны, приметили тля-далцы, на небосклоне то и дело наблюдается обилие звезд, значит, весна будет дождливой и засухи нечего опасаться. Обильный снегопад до окончания листопада предвещал мягкую и снегообильную зиму. Таким же предвестником хошархотинцам служило обилие на лугах в июле-августе зонтичного растения «пик1к1о». Повсеместно у бежтинцев низовой ветер с северо-запада предвещал туман, резкое уменьшение количества летающих ласточек знаменовало сильные ветры, закрытые в предполуденное время бутоны цветов говорили о возможности градобития - и др.

Ряд народных примет, наблюдений был направлен на установление границ годовых сезонов и прогнозов погоды на короткие и длительные отрезки времени и у дидойцев-цезов. Так, было подмечено, что к середине зимы откормленный бык начинает мочиться мощной струей. Кидеринцы заметили, что туман над местностью «Шайт1анаг г1алълъ» («Селение чертей») предвещает скорое ухудшение погоды. Если поздней осенью, замечено цезами, появляются ящерята и лягушата, значить, зима будет теплой. Появление на небе «Унк1бук1ин» («Четырехзвездие») связывалось с наступлением сезона холодов, а появление первых подснежников означало, что до конца зимы осталось три недели.

Появлением цветов первоцвета объяснялось скорое наступление весны у ахвахцев. Посевная кампания, было замечено, совпадала с первым кукованием кукушки. Ранний отлет журавлей сулил, по народным приметам, суровую зиму, обильное прорастание поздней весной зонтичных «кьачи» (бедренец) обещало хороший урожай зерновых. Чем больше грачей («къакъара», мн. ч. «къакъади») слеталось на вновь вспаханные участки, тем лучше будет урожай, приметили в народе. Радуга («ч1аба ч1ибу») весной сулила засуху («ракьдалъер»), летом - хороший урожай.

У балхарцев пора пахоты и сева совпадала с активизацией медведей, которые издали забредали сюда, подбирались к селению вплотную, иногда нападали на домашний скот (чаще всего - в окрестностях сел. Уллучара). К середине весны чаще, чем в другое теплое время года, люди встречали ежей («ццац-к1улу»), роющихся в преющей листве: их запасы к этому времени заканчивались, сезон ягод и грибов был еще далеко впереди, и главное питание для них составляли различные насекомые и их личинки, зимовавшие в прошлогодней листве. Середина осени отмечалась многоголосьем волчьего воя, начало зимы -учащением стрекота сорок («вяркъу») и др. Конец лета - начало осени ознаменовывались спелостью ягод облепихи («чурул»). Зрелость ягод барбариса («сус») означала конец первого осеннего месяца, к концу осени оголялись кусты кизила («жунав»), к началу зимы чернели высохшие ягоды шиповника («ццуцц») - и т.д. Обилие пауков («хьалцу») означало, что установится теплая погода, обилие стрекоз («барзулкка») - что будет засуха. Если замечали, что у скорпиона («экьрав») жало (хвост) белое, считали это предзнаменованием наступления прохлады, а если черное - жары. Были еще и такие наблюдения: запел жаворонок («лавай лехху») - к жаре; если перед дождем затишье - после дождя ветер, а если перед дождем ветер, то после дождя - затишье; зимой небо на севере темное -к оттепели; лисы («цТулчТа») начинают тявкать на луну (с начала осени прошло два меся-

ца) - в это время надо заготавливать солод («к1ут»); утренняя заря ярко алеет - к заморозкам (в холодное время года) и др.

По наблюдениям каратинцев, если с утра небосвод окрашивался в ярко-красный цвет, следовало ожидать дождя или снега, в зависимости от времени года. Если в часы заката небо становилось багровым, нужно было ожидать солнечных дней без осадков. Они неоднократно убеждались, что ветер с запада, со стороны р. Андийское Койсу, приносит с собой дожди и похолодание. Если же ветер был с юга или со стороны Ахвахской котловины, ожидалась ясная погода без осадков. По наблюдениям жителей сел. Арчо, отлет журавлей раньше положенных сроков предвещал холодную зиму. Если, напротив, журавли вовремя не улетали, следовало ожидать мягкую, теплую осень и зиму. В народе заметили, что хорошая погода, трескучий мороз в начале второго месяца зимы предвещает год, благоприятный для земледелия и скотоводства. По наблюдениям рацитлинцев, какая погода установится на начало шестой недели зимы, такая же она будет до конца зимы - начала весны. Анчихцы заметили, какая погода будет на начало восьмой недели зимы, такая же продержится и весь следующий месяц. Если после шестой - начала седьмой недели зимы ветры дуют преимущественно со стороны Кахиба, были уверены в Нижнем Инхело, то весна будет благодатной для посевов и др.

Первыми предвестниками весны у кумыков считались подснежники («мешевур»), крапива («къычытгъан»), одуванчик («елпинчек»), сурепка («саричечек»), конский щавель («аткъулакъ»), пастушья сумка («мишик аякъ»), а из птиц - скворец («джар-жар», «сыйырткъыч»), ласточка («къарлыгъач»), удод («гугук», гьудудут»). В разгар весны прилетали кукушки («ат ёкъ къушлар»). Ранней весной начинались песни жаворонков («торгай»). Наступление зимы определялось по следующим признакам и приметам: учащалось пырханье овец; лошади в стойле не стояли спокойно, как обычно, а начинали топтаться на месте; кошки реже, чем обычно, вылизывали шерсть; домашнюю птицу особенно донимали паразиты; листы папоротника увядали и повисали на стеблях; высыхал подорожник; конский щавель, приняв коричневую окраску, сворачивался; падала активность мышей и, напротив, активизировались крысы; зайцы начинали обгладывать кору деревьев; учащались нападения лис и хорьков на домашнюю птицу и др. (Гаджиева С.Ш., 1989. С. 13, 16).

Таким образом, народы Дагестана, характеризующиеся древнейшей развитой земледельческой культурой, на протяжении многих веков выработали с своей среде календарные системы, которые практически использовались местным населением в течение мно -гих столетий. Они менялись, дополнялись, совершенствовались, испытывали на себе влияние культуры многих стран и народов и в большинстве своем дошли до начала XX в. в виде разрозненных сведений, сохранившихся в памяти народов, населяющих Дагестан.

Мы считаем, что наша цель достигнута, если приведенные нами материалы в какой-то степени дополнят и расширят наши представления об этой стороне духовной культуры и хозяйственного быта дагестанцев, которые сложились благодаря глубоким научным исследованиям наших предшественников.

БИБЛИОГРАФИЯ

Айтберов Т.М., 1987.Некоторые сведения о летосчислении и календаре в Дагестане в ХУИ-ХУШ вв. // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала.

Амирханов Х.А., 1987. Чохское поселение. М.

Булатов ББ., Лугуев С.А., 1999. Духовная культура народов Дагестана в ХУШ-Х1Х вв. (Аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала.

Булатов Б.Б., Лугуев С.А., 2004. Очерки истории духовной культуры народов Центрального и Западного Дагестана. XIX - начало XX в. Махачкала

Булатова А.Г., 1999. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб.

Гаджиев М.Г., 1991. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. М.

Гаджиева С.Ш., 1989. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала.

Джахонов У., 1985. Земледельческий народный календарь и счет времени у таджиков Соха // Этнография Таджикистана. Душанбе.

Джинкиев А., 1983. Традиционные туркменские праздники, развлечения, игры. Ашхабад.

Дибиров М.А., 1987. Дагестанские народные игры как историко-этнографический источник для изучения народного календаря // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала.

Казанбиев К., 1989. Кьумукь йылнамалар: Йыл айланип яз гелир // Дагъыстанлы къатын. № 24.

Календарь и календарные обряды народов Дагестана. 1987. Махачкала.

Кляшторный С.Г., 1981. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник. М.

Оразаев Г.М.-Р., 1988. Редкие сведения о бытовании животного цикла летосчисления в Северном Дагестане // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1986-1987 гг. Махачкала

Фрэзер Д.Д., 1986. Золотая ветвь. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.