Научная статья на тему 'Еще раз о социальном государстве России глазами юристов лозунг или реальность'

Еще раз о социальном государстве России глазами юристов лозунг или реальность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
569
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ / ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Донцова Татьяна Климовна, Донцов Евгений Михайлович

В работе рассматривается политика государства в социальной сфере. Создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Донцова Татьяна Климовна, Донцов Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once more on the social state through the eyes of Russian lawyers slogan or reality

The paper deals with the state policy in the social sphere. Creating state conditions for a dignified life and free development of the individual.

Текст научной работы на тему «Еще раз о социальном государстве России глазами юристов лозунг или реальность»

3.3. ЕЩЕ РАЗ О СОЦИАЛЬНОМ

ГОСУДАРСТВЕ РОССИИ ГЛАЗАМИ ЮРИСТОВ - ЛОЗУНГ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Донцова Татьяна Климовна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: Российский государственный университет туризма и сервиса. Е-mail: [email protected] Донцов Евгений Михайлович, к.ю.н., доцент. Должность: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: Российский государственный университет туризма и сервиса. Е-mail: [email protected]

Аннотация: В работе рассматривается политика государства в социальной сфере. Создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Ключевые слова: социальная сфера, достойная жизнь граждан Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда, потребительская корзина, пенсия по старости, пособия.

ONCE MORE ON THE SOCIAL STATE THROUGH THE EYES OF RUSSIAN LAWYERS - SLOGAN OR REALITY

Dontsova Tatiana Klimovna, PhD at law. Position: associate professor at civil-law disciplines chair. Place of employment: The Russian state university of tourism and service. Е-mail: [email protected]

Dontsov Evgeniy Mikhailovich, PhD at law, associate professor. Position: professor at civil-law disciplines chair. Place of employment: The Russian state university of tourism and services-mail: [email protected]

Annotation: The paper deals with the state policy in the social sphere. Creating state conditions for a dignified life and free development of the individual. Keywords: social services, decent life of citizens of the Russian Federation, the minimum wage, the consumer basket, old age pensions, benefits.

«Непоколебимым основанием государства -является его общество, в котором торжествует справедливость». Пиндар Политика российского государства в социальной сфере особенно за последние 20 лет является особо актуальной, поскольку она затрагивает практически всех граждан России и тесно связана с достойным уровнем жизни каждого человека, гражданина и общества в целом. Она определяет не только сегодняшний, но и завтрашний день, в котором будут жить наши дети и внуки.

В статье 7 Конституции Российской Федерации, сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и

иные гарантии социальной защиты»1. Провозглашено хорошо, ничего не скажешь. Однако, зададим вопрос. Как на самом деле обстоят дела с заявленными благами?

Для того, чтобы убедиться, лозунг это или реальность, насколько реализовывается данная конституционная норма на практике, проведем краткое исследование.

Первое, что обращает на себя внимание - это тот факт, что действующее законодательство, к сожалению, не содержит определение понятия «социальное государство». Между тем, оно имеется в философских, экономических, правовых учениях. В этой связи, заметим, понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. немецкий ученый Лоренц фон Штейн2. Он включил в перечень функций государства поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Отсюда социальное государство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state), Лоренц фон Штейном понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. Иначе, политическая система должна перераспределять материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий (конфликтов) и помощи нуждающимся.

Соответственно в истинном социальном государстве (государстве всеобщего благосостояния, всеобщего благоденствия) каждому гражданину не только гарантируется на бумаге, но что самое главное - обеспечивается на деле достойный уровень жизни, широкий набор социальных благ: занятость, достойная заработная плата, достойная пенсия по старости, жильё, медицинская помощь, образование, развитие самого человека, его духовное обогащение, культурное совершенствование и т.д.

Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются не базарным, хаотичным регулированием, а именно путём четкого планового государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и взвешенной, рациональной налоговой политикой.

К конституционным индикаторам, характеризующим любое государство как социальное с точки зрения права, можно отнести: минимальный размер оплаты труда, показатель прожиточного минимума, социально-ориентированную экономику, социальную справед-

1 Данная работа выполнена с использованием Справочной Правовой Системы «Консультант Плюс».

2 Лоренц фон Штейн (нем. Lorenz von Stein) (родился 18 ноября 1815 - умер 23 сентября 1890) - немецкий философ-гегельянец, правовед, историк, экономист, советник японского правительства, автор идеи социального государства. Stein, L. von. Geschichte dersozialen Bewegungin Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. -Bd. III. München, 1921. Русский перевод: Штейн, Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. - СПб.: Тип. А. М. Кото-мина, 1872; Штейн, Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. -СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1872; Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Журнал. Философия и общество. Выпуск №з(51)/2008. - С.70-78.

ливость, ответственность и ряд иных значимых факторов.

Небезынтересен в этом плане приведенный А.Ф. Храмцовым европейский опыт, который показывает, что результативная социальная политика государства, являясь надежным стабилизатором общественного развития, определяет позитивную динамику политических отношений, темпы, характер, эффективность экономических процессов, уровень достойной жизни граждан, достойного хорошего образования, здравоохранения, что в целом сказывается на здоровье, интеллекте нации его материальном, духовном благосостоянии и развитии. Последний показатель особо важен, поскольку как известно, показателем социального государства является индекс развития человеческой личности (используется Организацией Объединенных Наций), по которому Россия занимает лишь 71 место в мире.

И далее А.Ф. Храмцов относительно России указывает, что в целом основной вектор социальной политики Российского государства ориентирован на перекачку денежных средств «снизу вверх».

О противоестественном движении денежных средств «снизу вверх» в рамках российской социальной политики свидетельствуют и другие данные официальной статистики3. Иначе, государство пополняет свои бюджеты: федеральный, региональный, местный в основном не за счет олигархов, а за счет «простых» граждан.

Как выглядит социальная сфера в России, если ее измерять индикаторами, принятыми в цивилизованных странах, включая Европу и в первую очередь, как известно, Германию, которая поистине является форвардом по обеспечению социальными правами своих граждан? Рассмотрим некоторые основные показатели.

Минимальный размер оплаты труда. Последний, как известно, применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Согласно ст.1 Федерального закона от 03.12.2012г. №232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»,4 размер оплаты труда с 1 января 2013 года составляет 5 тысяч 205 рублей в месяц. Закономерно возникает естественный вопрос. Можно ли на эту гарантированную сумму прожить работающему человеку в течение 1 месяца с учетом оплаты самого необходимого: существенно растущих ежегодно завышенных цен на коммунальные услуги, электричество, газ, цен на продукты питания, лекарство? Думаем, что каждый нормальный человек скажет, что нет, поскольку это более чем очевидно. По данным Министерства труда и социального развития у 1,3 миллиона россиян заработная плата не превышает минимальный размер оплаты труда5.

Прожиточный минимум. Это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета; других установленных федеральным законом целей. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей. Потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В целом она по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 03.12.2012г. №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Фе-дерации»6. Согласно ст.1 названного закона: Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации устанавливается не реже одного раза в пять лет. Рассчитывается она для определения прожиточного минимума. Если доходы гражданина недотягивают до этого минимума, он признается бедным и имеет право на помощь от государства.

Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население пенсионеры дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия б пересчете на муку, мука, крупы, боб овые) кг 126,5 98,2 77,6

Картофель кг 100,4 80, 0 88,1

Овощи и бахчевые кг 114,6 98, 0 112,5

Фрукты свеяие кг 60,0 45,0 118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8

Мя сопродукты кг 58,6 54,0 44,0

Рыб опр олук ты кг 18,5 16,0 18,6

Молоко и монокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7

Яйца штук 210 200 201

Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4, 2 3,5.

3 Храмцов А.Ф. Социальное государство: проблемы индикации // Государственная власть и местное самоуправление. 2007, № 2.

4 Российская газета. 07.12.2012.

5 http://news.mail.ru/economics/11093737/

6 Собрание законодательства РФ, 10.12.2012, №50 (часть 4), ст. 6950.

2. Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):

Наименование Трудоспособное Пенсионеры Дети

население

НегроцоЕольс?Ее:-::-:ые товары 50 50 50

Услуги 50 50 50

Из приведенного видно, во-первых, «корзина» содержит заниженные не только по питанию, но и по непродовольственным товарам и услугам минимальные показатели, не обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека. 25 % отводится на товары и столько же - на услуги. Реальная стоимость новой потребительской корзины, если считать в деньгах, выросла всего на 200 рублей для взрослых, на 411 рублей для пенсионеров и на 250 рублей для детей. Это 6,3 тысячи, 5,4 и 6,4 соответственно.

Во-вторых, почему в федеральном законе о потребительской корзине нет отдельного раздела, предусматривающего расходы граждан на лечение в санатории, выезд гражданина в отпуск за границу, поездку к родственнику, покупку лекарств, посещение театров, музеев, покупку книг и т.д., то есть духовное обогащение и культурное развитие человека, будь он трудоспособный, пенсионер или ребенок? В той же Франции, например, «корзина» имеет не только более расширенный объем продовольственных и непродовольственных товаров, которые в разы значительно разнятся с нашей российской «корзиной», но и предусматривает даже услуги по вызову на дом такси, заказу французами на дом цветов для милых дам. Правительство, например, Новой Зеландии выплачивает еженедельное пособие гражданину, который потерял вес и хочет его заново набрать. И для правительств этих стран (в отличие от нашего) такие вещи выглядят естественными и нормальными.

В-третьих, исходя из Постановление Правительства РФ от 13.09.2012г. №921 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2012г.» величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2012 г. на душу населения составила 6385 рублей, для трудоспособного населения - 6913 рублей, пенсионеров - 5020 рублей, детей - 6146 рублей7.

На фоне приведенного возникает вопрос, почему минимальный размер оплаты труда в РФ (5 тыс. 205 рублей) ниже прожиточного минимума? Это парадокс. Также не поддается никакой логике, почему государство взвинчивает цены на коммунальные услуги, электричество, газ, продукты питания, лекарство ежегодно, а потребительская корзина, предусматривающая минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в РФ для жизнедеятельности (а вернее сказать для существования) человека, определяется только один раз в пять лет (и это не принимая во внимание ежегодную инфляцию)?

Прекрасно понимаем, что вразумительные ответы на наши вопросы мы навряд ли получим, поскольку этому объяснение только одно, как правильно заметил А.Ф. Храмцов, государство перекачивает деньги «снизу вверх». Между тем, известно, что в любом цивилизованном обществе все наоборот, денежный поток движется «сверху вниз», т.е. богатые и очень богатые де-

7 Собрание законодательства РФ, 17.09.2012, N 38, ст. 5132,

лятся с бедными, со средним классом. У нас же во время так называемого «мирового кризиса» по данным журнала «Форбс» как ни в одной стране мира увеличилось количество миллионеров и миллиардеров8.

Соответственно, бедные стали еще беднее, богатые еще богаче. За счет чего? За счет производства, «на-но-технологий»? Вряд ли. Скорее всего за счет спекулятивных цен, воровства чиновниками разного уровня денег налогоплательщиков (народа) из государственной казны, отмежевания государства от народных проблем, отсутствия надлежащего, а не формального контроля со стороны государства в сфере регулирования разумных цен на ЖКХ, бензин, на продукты питания, лекарства. Можно было бы и дальше перечислять, ясно одно: государство руководствуется принципом: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Поэтому правы Ш.Б. Магомедов и Г.Р. Бутаев отмечая, что установленный федеральный прожиточный минимум и не достигающий этой величины минимальный размер оплаты труда вряд ли обеспечивают основные потребности человека, позволяют ему достойно жить и свободно развиваться в России9. Если у жителя Европы на оплату жилья уходит 10-12 % семейного бюджета, на питание - 15-20 %, то у нас уходит соответственно от 40 до 50 % и 5060 % семейного бюджета.

Так, по данным Росстата (которые следует по всей видимости сразу умножить на два10), в России ниже черты бедности по состоянию на 2011 год проживает 16% жителей, или 22,9 миллиона человек. По сравнению с 2010 годом этот показатель вырос на 2,3 миллиона человек11. На сегодняшний день этот показатель вряд ли улучшился, т.к. для этого попросту нет причин.

Социально-ориентированная экономика. Здесь также невозможно признать экономику социально-ориентированной. Производство не развивается, предприятия не строятся. В газете «Подмосковная правда» от 13 декабря 2012 года под заголовком «Не дадим разгромить систему образования» указывается: «Госдума учредила бюджет на ближайшие три года. В нем нет средств ни на одну статью, связанную с развитием социальной сферы. Более паршивого бюджета за последние десять лет Госдума не принимала. В этом бюджете на 800 млрд. рублей сокращены ассигнования на экономику и социальную сферу, урезаны полностью статьи на образование, на общеобразовательную школу - на 78%, на молодежную политику - в пять раз. В целом по своей структуре это бюджет не развития, а стагнации или деградации»12. Отсюда, вообще не приходится говорить ни о существенной забо-

8 Иванова И. Миллиардеров ударили по карману // Российская газета. 2009. 27 апреля.

9 Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. 2012. №1. -С. 7 - 17.

10 Смотри например: Национальное богатство РФ: кто и зачем занизил его в 10 раз? 17.11.2011г. Шокирующие признания специалиста по российской статистике Василия Симчеры. Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. Данные экс-директора НИИ статистики, сведенные в одну таблицу «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001 -2010 гг.» // http://rosnarod.ru/main/sobytija-i-mnenija/federalnye/ mnenija/byvshii-direktor-ni-statistiki-vasilii-simchera-so-slovami-nadoelo-vrat-predstavil-realnye-danye-ob-is. Или двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2010 гг. http://www.km.ru/v-rossii/2011/11/14/ekonomicheskaya-situatsiya-v-rossii/obnarodovana-shokiruyushchaya-pravda-ob-isti.

11 http://www.gks.ru

12 Газета «Подмосковная правда». 13 декабря 2012г. - С. 4.

те и помощи со стороны государства инвалидам, многодетным семьям, детям сиротам, безработным граж-данам13. Нет политического понимания и решения об ограничении чрезмерного наплыва граждан бывших стран СНГ, которые в большинстве своем не хотят интегрироваться в российское общество. А ведь, любое нормальное государство заботится и защищает социальные права в первую очередь граждан своей страны.

По всей видимости, обозначенные выше факторы явились детерминирующими и для того, чтобы можно было сказать об отсутствии у нас и социальной справедливости, социальной ответственности. О какой социальной справедливости можно говорить, когда большинство граждан России в регионах имеют заработную плату по 50 000-100 000 тысяч рублей в год, в то время как доход других составляет 30 000000-50 000000 млн. долларов в год, когда в целом по стране средняя заработная плата у большинства работающих российских граждан составляет 20 000 - 25 000 тысяч рублей в месяц? К примеру, средняя пенсия в Финляндии - 1 000 евро в месяц. Это при том, что у Финляндии, как и у иных стран Европы нет того, что есть у нас в России в избытке: газ, нефть, лес, рыба, полезные ископаемые - вся таблица Д.И. Менделеева. Почему же у нас в России при таких природных богатствах большинство пенсионеров получают пенсию по старости от 7000 до 9 810 тысяч рублей? Как можно прожить на оставшиеся после оплаты коммунальных услуг деньги? По словам В.Путина: «Международные резервы России выросли с 468 до 527,3 млрд. долларов. Существенно вырос и резервный фонд - был 25,2 млрд. долл., а сейчас 61,4 млрд. долларов. По словам президента, такие успехи в экономике России связаны

14

с целенаправленными действиями правительства»14. Что от этого сырья либо резервов имеет сейчас «простой» гражданин РФ? Ничего. Между тем, общеизвестно, что в тех странах, которые экспортируют нефть -Бруней, Арабские Эмираты, Венесуэла, Туркменистан и иные страны, бензин для граждан своей страны вообще бесплатный. Более того, в Туркмении где имеется не только нефть, но и газ, граждане вообще не оплачивают коммунальные услуги. Всё оплачивает государство. В ряде добывающих стран нефть стоит дешевле воды15. Более того, в некоторых из названных стран от экспорта нефти выплачивается каждому родившемуся гражданину денежная рента (доход), которая зачисляется на его индивидуальный электронный счет. Почему же у нас нет такой социальной справедливости? Почему наше государство не выплачивает гражданам РФ денежную ренту за экспорт в Европу газа и нефти? Ведь у нас в части 1 статьи 9 Конституции РФ сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

13 Между этим, например, в Великобритании решили выдать безработным специальные карты для того, чтобы они могли ездить бесплатно. Смотри: «Безработные Британии позволят себе автобус» // Российская газета. 13 декабря 2012. - С. 12. В Швеции казалось бы, в самой благополучной страны мира, тем не менее парламентарии заботясь о здоровье своих граждан, посчитали необходимым ввести штрафы за очереди в сфере предоставления государственных услуг. Смотри: «Долго стоишь - к деньгам. В Швеции хотят ввести штрафы за длинные очереди» // Российская газета. 13 декабря 2012. - С. 12.

14 Российская газета. 21 декабря 2012г. - С. 2.

15 Смотри: Актуальные проблемы гражданского права. Мате-

риалы 1-й Межвузовской научно-практической конференции, 3 марта 2011г. / под ред. Т.М. Гандилова, Е.М. Донцова. Вступительная статья Е.М. Донцова. ФГОУВПО «РГУТиС», - М.: издатель Степаненко, 2011.

как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Опять же о социальной справедливости и социальной ответственности: в своём послании Президент РФ, говоря о налогах (подоходном налоге) сказал: «... нельзя пока отказываться от так называемой плоской ставки. Прогрессивка, как бы она внешне ни смотрелась социально справедливой, но справедливости не обеспечит. Наоборот, это будет бременем для миллионов людей со средними доходами. Поэтому действовать в этой сфере нужно крайне аккуратно»16. Стало быть, вводиться дифференцированный налог не будет.

Во всех же цивилизованных странах, как известно, миллионеры и миллиардеры платят дифференцированный налог до 60-70 %, который социально по справедливости распределяется правительством между всеми членами общества: для борьбы с нищетой, бедностью, поддержания среднего класса в обществе, инвалидов, малоимущих граждан, пенсионеров и так далее.

Исходя из этого можно заключить, что несмотря на то, что Россия в статье 7 Основного закона РФ провозгласила себя социальным государством, мы очень далеки от него и тем более от его идеалов, поскольку гражданам РФ по законодательству предоставлен очень низкий уровень социальных гарантий.

Вышеизложенное свидетельствует о настоятельной необходимости принять целый ряд конкретных, цивилизованных стандартов (законодательных мер), направленных на расширение, де-факто обеспечение граждан своей страны такой группой социальных прав, которые бы гарантировали не существование человека, а достойные условия его жизни, а именно:

должны быть в разы увеличены минимальный размер оплаты труда, потребительская корзина, размер трудовой пенсии по старости.

государство обязано каждому гражданину РФ выплачивать денежную ренту от экспорта нефти и газа, поставляемых в Европу и иные страны.

Обеспечение основных экономических нужд и потребностей большинства граждан, развитие самого человека, его духовное обогащение и культурное совершенствование должно явиться одним из ключевых положений конкретных задач политического руководства страны.

Список литературы:

Справочная Правовая Система «Консультант Плюс».

Stein, L. von. Geschichte dersozialen Bewegungin Frankreich von 1789 bis auf unserc Tage. - Bd. III. München, 1921. Русский перевод: Штейн, Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. - СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1872;

Штейн, Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. -СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1872;

Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Журнал. Философия и общество. Выпуск №3(51)/2008.

Храмцов А.Ф. Социальное государство: проблемы индикации // Государственная власть и местное самоуправление. 2007, № 2.

Федеральный закон от 03.12.2012г. №232-Ф3 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона

16 12.12.12. О чем говорил Президент в Послании // Российская газета. 13 декабря 2012. - С.3.

«О минимальном размере оплаты труда»// Российская газета. 07.12.2012. http://news.mail.ru/economics/11093737/ Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6950.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 921 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2012 г." // Собрание законодательства РФ", 17.09.2012, N 38, ст. 5132,

Иванова И. Миллиардеров ударили по карману // Российская газета. 2009. 27 апреля.

Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. 2012. N 1.

Национальное богатство РФ: кто и зачем занизил его в 10 раз? 17.11.2011г. Шокирующие признания специалиста по российской статистике Василия Симчеры. Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. Данные экс-директора НИИ статистики, сведенные в одну таблицу «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001 - 2010 гг.» // http://rosnarod.ru/main/sobytija-i-mnenija/federalnye/mnenija/byvshii-direktor-ni-statistiki-vasilii-simchera-so-slovami-nadoelo-vrat-predstavil-realnye-danye-ob-is. Или двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2010 гг. http://www.km.ru/v-rossii/2011/11/14/ ekonomicheskaya-situatsiya-v-rossii/obnarodovana-shokiruyushchaya-pravda-ob-isti. http://www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Газета «Подмосковная правда». 13 декабря 2012г. «Безработные Британии позволят себе автобус» // Российская газета. 13 декабря 2012.

«Долго стоишь - к деньгам. В Швеции хотят ввести штрафы за длинные очереди» // Российская газета. 13 декабря 2012. Российская газета. 21 декабря 2012г. Актуальные проблемы гражданского права. Материалы 1-й Межвузовской научно-практической конференции, 3 марта 2011г. / под ред. Т.М. Гандилова, Е.М. Донцова. Вступительная статья Е.М. Донцова. ФГОУВПО «РГУТиС», - М.: издатель Степаненко, 2011.

12.12.12. О чем говорил Президент в Послании // Российская газета. 13 декабря 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.