Научная статья на тему 'Еще раз о роли государства в формировании эффективного сельского хозяйства'

Еще раз о роли государства в формировании эффективного сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / субсидии и дотации / приоритетные направления господдержки / концепция развития / agriculture / grants and awards / priority directions of state support / the development concept

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов В. В.

Эффективное развитие сельского хозяйства невозможно без соответствующей государственной поддержки. При этом дотации и субсидии должны направляться как из федерального, так и из региональных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective development of agriculture is impossible without corresponding state support. Thus grants and grants should be directed both from federal, and from regional budgets.

Текст научной работы на тему «Еще раз о роли государства в формировании эффективного сельского хозяйства»

ЕЩЕ РАЗ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В.В. КУЗНЕЦОВ,

академик РАСХН, директор ВНИИ экономики и нормативов

Ключевые слова: сельское хозяйство, субсидии и дотации, приоритетные направления господдержки, концепция развития.

В октябре 2009 года в Белгороде состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Миссия российского крестьянства в формировании социального государства». В течение двух дней её участники имели возможность не только обсудить теоретические аспекты данной проблемы, но и на практике ознакомиться с опытом работы сельскохозяйственных предприятий, агрохолдингов, семейных крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств населения в пяти районах Белгородской области.

На конференции шла речь как о миссии крестьянства, так и о роли государства в формировании эффективного сельского хозяйства. В данной статье излагается выступление учёного на этой конференции.

Результаты работы сельскохозяйственных предприятий, агрохолдингов, К(Ф)Х, ЛПХ Белгородской области на-

глядно демонстрируют, каких высоких показателей можно добиваться и сегодня, в условиях кризиса, при разум-

344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, д. 52; тел. 8 (863) 263-31-81

ной региональной аграрной политике и соответствующей поддержке со стороны федеральных и областных органов власти. Достижение этих результатов стало возможным во многом благодаря личной позиции губернатора области Евгения Степановича Савченко и его большому вкладу в реше-

Agriculture, grants and awards, priority directions of state support, the development concept.

№ 2 (68), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

13

ние проблем села.

Как показывает исторический опыт, государство всегда оказывало, оказывает и будет оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие сельского хозяйства страны. О негативных последствиях нынешних аграрных преобразований пишется и говорится много, и это действительно имеет место. Так, производство мяса в живом весе в хозяйствах всех категорий в 2008 году составило 9,3 млн т, или сократилось по сравнению с дореформенным периодом (1990 год) на 6,3 млн т; молока - 32,4 млн т, или сократилось на 23,3 млн т; яйца - 37,8 млрд шт., или сократилось на 3,7 млрд шт.; шерсти - 50,6 тыс. т, или сократилось на 176,1 тыс. т. Поголовье всех видов скота и птицы также ниже дореформенного уровня.

Очевидно, что без эффективной государственной аграрной политики и государственной поддержки сельского хозяйства, как это принято во всём мире, российское крестьянство не только не сможет выполнить свою миссию в формировании социального государства, но оно просто перестанет существовать. Следует признать, что за последние годы политика органов власти по отношению к сельскому хозяйству стала приобретать более позитивный характер, чем это было в начале радикальных реформ. Подтверждением этому является принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 годах, принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы. Ежегодно растут дотации и субсидии сельскому хозяйству, хотя их крайне недостаточно, требуется значительное увеличение. Для справки: в странах ЕС дотации на гектар пашни составляют от 200 до 500 евро, в России - всего лишь 5 евро.

Сегодня в высказываниях высокопоставленных чиновников как о достижении говорится о том, что сельскому хозяйству постоянно увеличиваются субсидии и дотации. Действительно, в абсолютных показателях дотации растут, а если посчитать их удельный вес к консолидированному бюджету, то он как был в пределах 1-1,5%, так и остался, а в расчёте на 1 руб. валовой продукции субсидии и дотации продолжают составлять 3 копейки.

В то же время отдача от вложенных средств составляет в среднем 15 руб. на 1 руб. дотаций. Казалось бы, арифметика простая: увеличатся дотации - на порядок возрастёт производство продукции. Однако вместо роста дотаций ежегодно растёт импорт продукции, особенно животноводческой, а собственное поголовье животных из года в год продолжает сокращаться.

Как известно, с 2009 года введена новая система поддержки сельского хозяйства регионов за счёт федерального бюджета. Теперь поддерживается реализация экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Федерации. При этом каждый регион может претендовать на поддержку программ после того, как они пройдут отбор в соответствии с утверждёнными правилами распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета субсидий региональным бюджетам (Постановление правительства РФ № 1096 от 31.12.2008 г.) по следующим направлениям:

■ развитие мясного скотоводства;

■ развитие молочного скотоводства;

■ развитие сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности, снабженческо-сбытовой и другой деятельности, имеющей существенное значение для социально-экономического роста региона;

■ развитие традиционной для региона подотрасли сельского хозяйства;

■ формирование условий для развития новой подотрасли сельского хозяйства;

■ создание и развитие региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

■ развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности.

Казалось бы, все направления определены правильно. Но, к сожалению, они недостаточно подкреплены финансами. Невозможно призывами заставить сельскохозяйственных товаропроизводителей заниматься производством той или иной продукции. До тех пор, пока эти направления не будут профинансированы из федерального и регионального бюджетов, коренного улучшения не наступит. До тех пор, пока не будут созданы условия, стимулирующие эту деятельность, улучшения не будет. Подтверждением этому является реализация приоритетного национального проекта в 2006-2007 годах. Все это знают, все понимают, а достаточной поддержки сельское хозяйство как не получало раньше, так не получает и сегодня. При этом все отмечают, что сельское хозяйство -единственная отрасль, которая и в условиях кризиса развивается.

Необходимо отметить, что во многих регионах сложилась и эффективно действует система поддержки сельского хозяйства за счёт средств местных бюджетов. Подтверждением этому является положительный опыт Белгородской области. Не вдаваясь в анализ данной системы, кратко остановлюсь на тех направлениях, которые, на наш взгляд, требуют пристального внимания.

Сегодня посевные площади по сравнению с дореформенным периодом сократились на 40,8 млн га. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, более 22 млн га

Экономика

пашни не обрабатывается. Для введения этих площадей в оборот целесообразно установить субсидии за каждый гектар восстановленных посевных площадей сельскохозяйственных культур (например, из расчёта 1,5 тыс. руб. за гектар с дифференциацией по регионам, районам и хозяйствам). Кроме того, необходимо создать государственный фонд консервации земель и установить дотации товаропроизводителям за содержание этих земель в надлежащем состоянии или внедрить опыт Белгородской области, где создан областной земельный фонд, и земли, вошедшие в этот фонд, передаются в аренду эффективным пользователям.

Для того чтобы повысить удельный вес посевов семенами высших репродукций и на этой основе поднять урожайность и увеличить валовой сбор, следует ввести субсидии за приобретение сортовых сертифицированных семян. В зависимости от репродукции компенсационные выплаты могут достигать 70-80% разницы в цене.

В регионах для устойчивого развития животноводства целесообразно выплачивать сельскохозяйственным товаропроизводителям дотации за каждый килограмм животноводческой продукции, проданный местным перерабатывающим предприятиям региона (например, 2 руб. за кг молока, от 8 до 10 руб. за кг мяса), ввести дотации за каждую молочную (5 тыс. руб.) и мясную (3,5 тыс. руб.) корову, возмещать до 80% разницы стоимости купленного племенного скота. Для развития молочного и мясного скотоводства нужны «длинные» льготные кредиты со сроком погашения не менее 10 лет. Причём этот срок должен наступать с момента производства и реализации продукции, а не с момента получения кредита.

За счёт средств регионального бюджета ввести другие прямые компенсационные выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям: за страхование сельскохозяйственных культур, животных и имущества; за покупку мине-ральных удобрений, комбикормов, ГСМ; за приобретение новой техники и оборудования и т.д.

Предстоит продолжить работу по совершенствованию механизмов со-финансирования основных экономических мероприятий и программ, направленных на развитие субъектов Российской Федерации, с учётом решения общегосударственных задач формирования единого экономического пространства и выравнивания условий жизни сельского населения.

Вместе с тем необходимо более чётко определить приоритеты поддержки. Они обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития АПК России на период до 2020 года, подготовленной учёными ВНИИ-ЭСХ. Прежде всего это:

■ развитие сельских территорий как базовое условие восстановления

14

Аграрный вестник Урала

№ 2 (68), 2010 г.

и устойчивого роста всего агропромышленного производства;

■ реализация инновационной модели развития агропромышленного комплекса, базирующейся на модернизации технологий производства, последних достижениях отечественной и зарубежной науки и практики, адаптации имеющегося и формировании нового трудового потенциала, способного эффективно использовать инновации;

■ экологическая безопасность агропромышленного комплекса и производство продукции для здорового питания, что является также одной из приоритетных задач в целом социальной политики государства, особенно в области здравоохранения;

■ совершенствование экономического механизма функционирования агропромышленного производства и аг-ропродовольственного рынка с целью выравнивания уровней доходности

сельскохозяйственного производства и в среднем по экономике страны; обеспечение сельскохозяйственным товаропроизводителям справедливой доли в цене конечного продукта;

■ осуществление экономически целесообразной и социально ориентированной институциональной политики, которая характеризуется преимущественной возможностью владения или распоряжения землей теми, кто непосредственно на ней работает, стимулированием вертикальной и горизонтальной кооперации как одного из основных направлений более справедливого распределения получаемых в результате производства доходов.

Государственная поддержка должна быть направлена как на создание относительно равных экономических условий субъектам Российской Федерации для устойчивого развития,

Экономика

так и на поддержку депрессивных регионов с целью использования их природно-экономических возможностей для производства, альтернативной деятельности и полной занятости сельского населения.

В заключение хочу привести высказывание древних восточных философов о роли крестьянства:

Крестьянский труд - основа всех забот.

Зимой и летом льёт крестьянин пот. Но если пашню пот не окропит, Судьба нам голод и беду сулит. Хотелось бы, чтобы этим высказыванием руководствовались чиновники государственных органов управления и сегодня при рассмотрении проблем развития отечественного сельского хозяйства, особенно при выделении средств на поддержку села как из федерального, так и из региональных бюджетов.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2020 года. М. : ВНИИЭСХ, 2009.

2. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. М. : Россельхозакадемия, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.