Научная статья на тему 'Импортозамещение в АПК и неоиндустриализация: вопросы финансового обеспечения'

Импортозамещение в АПК и неоиндустриализация: вопросы финансового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / импортозамещение / неоиндустриализация / финансовое обеспечение.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в АПК и неоиндустриализация: вопросы финансового обеспечения»

Семенова Н.Н.1

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В АПК И НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, импортозамещение, неоиндустриализация, финансовое обеспечение.

В последние годы одной из активно обсуждаемых российским научным сообществом проблем является проблема неоиндустриальной модернизации, предполагающей комплексный процесс структурной перестройки и создания вертикально-интегрированной экономики, производящей конкурентоспособную продукцию [1, 2]. В сегодняшних условиях, по мнению профессора Д. Эпштейна, неоиндустриализация - это создание и воссоздание эффективной и конкурентоспособной отечественной продукции на новой технологической базе [7]. Основными целями неоиндустриальной модернизации являются: формирование высокотехнологичного сектора национальной экономики; масштабное перевооружение народного хозяйства наукоемкими и инновационными технологиями на основе интеграции и концентрации базовых видов экономической деятельности; повышение качества человеческого потенциала и его главной составляющей - интеллектуального потенциала; повышение уровня жизни населения; реализация социальных стандартов, адекватных достижениям научно-технического прогресса; выравнивание производительности труда. Неоиндустриализация предусматривает формирование в стране нового высокотехнологичного способа производства, который гарантирует для России высокоразвитые производительные силы, передовую экономическую систему, высокие позиции в мире и преобладание автоматизированных рабочих мест. Неоиндустриальная модернизация является единственным способом преодоления технологического отставания и технологической зависимости российской экономики. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что важнейшей стратегической задачей неоиндустриализации является снижение зависимости российской экономики от импорта в ключевых отраслях производства.

Сегодня неоиндустрализация является ключевым фактором развития отечественного агропромышленного комплекса (АПК) и обеспечения продовольственной безопасности страны. Современное состояние материально-технической базы сельского хозяйства, характеризующееся значительной изношенностью основных фондов (42%), высокой долей импортной сельскохозяйственной техники (по тракторам 65,1%, зерноуборочным комбайнам 19%, кормоуборочным комбайнам 22,9%), не позволяет говорить о продовольственной безопасности с точки зрения технического потенциала и диктует необходимость импортозамещения.

Стоит отметить, что в современной литературе нет однозначного подхода к раскрытию категории «импортозамещение». В одних случаях под импортозамещением понимается производство продукции в определенной стране, которая до этого только импортировала эту позицию. В других разговор может идти об абсолютном прекращении ввоза конкретной продукции в связи с ее организованным производством, либо же со значительным сокращением ввоза благодаря выпуску подобных продуктовых позиций. Нередко можно встретить подход, в рамках которого им-портозамещение характеризуется как замена ввоза продукцией, произведенной предприятиями внутри определенного государства.

Импортозамещение в современных условиях следует определить как тип экономической стратегии государства, направленной на защиту национальных приоритетов социально-экономического развития и их реализацию на основе поддержки отечественного производителя на национальном внутреннем рынке или отдельных его сегментах. Импор-тозамещение способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров посредством осуществления технико-технологической модернизации АПК, внедрения инноваций и производства новых инновационных продуктов с более высокими потребительскими параметрами.

Основной долгосрочной задачей импортозамещения, безусловно, следует считать развитие отечественного экспорта. По нашему мнению, импортозамещение может выступать лишь в качестве экономического инструмента в переходном этапе к экспортному ориентированию. Поэтому процесс импортозамещения, безусловно, должен быть подчинен экспортному вектору развития нашей экономики.

Заметим, что особую актуальность проблема импортозамещения в АПК приобрела в 2014 г. в связи с введением Россией продовольственного эмбарго в отношении некоторых западных стран. Под действие эмбарго попали страны ЕС, США. Австралия, Канада и Норвегия. В списке запрещенных товаров оказались мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. В этом же году Правительством РФ 2 октября был утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы. В конце 2014 г. в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и

1 Семенова Надежда Николаевна - д.э.н., зав. кафедрой финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. E-mail: nnsemenova@mail.ru

продовольствия на 2013-2020 гг.» были внесены следующие изменения: объем финансирования до 2020 г. увеличен с 1,52 трлн. до 2,12 трлн. руб.; в перечень целей программы включено ускоренное импортозамещение говядины, свинины, мяса птицы, молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции; в число задач программы добавлено стимулирование роста основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов. Одновременно были определены новые приоритетные направления развития АПК: развитие производства картофеля и овощей открытого грунта, развитие производства овощей в защищённом грунте, развитие молочного и мясного скотоводства, развитие селекционно-генетических центров в подотраслях растениеводства и животноводства, развитие оптово-распределительных (логистических) центров по закупке, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, развитие финансово-кредитной системы АПК. Таким образом, санкционная война заставила российское правительство обратить внимание не только на угрозы, но и на возможности роста отечественного АПК, перспективы достижения продовольственной безопасности страны, наращивания экспортных возможностей.

За 2013-2016 гг. из федерального бюджета РФ на финансирование Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» было выделено 808,5 млрд. руб. (рис. 1).

250 200 150 100 50 0

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рисунок 1.

Финансирование сельского хозяйства в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

на 2013-2020 гг.», млрд. руб.

В настоящее время основной формой государственной поддержки растениеводства являются погектарные субсидии (действуют с 1 января 2013 г.). Необходимость введения новой формы поддержки сельского хозяйства была вызвана вступлением России в ВТО, обусловившего сокращение мер «желтой корзины». Данный вид субсидий основан на консолидации (укрупнении) ранее существующих их видов: льгот (скидок) на приобретение сельхозтоваропроизводителями горюче-смазочных материалов, субсидировании их затрат на приобретение минеральных удобрений, семян, средств защиты растений. Погектарные субсидии предусматривают поддержку доходности сельхозпроизводителей в расчете на 1 га пашни. При установлении размера субсидий используется дифференцированный подход: ставки зависят от типа и состояния почв, природных и биоклиматических условий.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены 27 декабря 2012 г. №1431) субсидии на оказание несвязанной поддержки предоставляются в форме софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ в области растениеводства, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур. Основное назначение субсидий - возмещение сельхозтоваропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, стимулирование инвестиций в повышение урожайности и качества почв.

Первоначальный объем субсидий (в 2013 г.) составлял 15,2 млрд. руб., а отмененные при этом субсидии на удобрение и льготы на горюче-смазочные материалы превышали 25 млрд. руб. [4, с. 50]. В 2015 г. средний размер субсидий из федерального бюджета составлял 434 руб. на 1 гектар, а в 2016 г. - 366 руб. на 1 гектар. Современный уровень бюджетных субсидий в рамках несвязанной поддержки является явно недостаточным, он значительно ниже, чем в развитых странах мира. Например, в странах Европейского союза несвязанная поддержка растениеводства превышает 16 тыс. руб. на 1 гектар [5, с. 12-13].

К сказанному добавим, что в некоторых регионах Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Новгородская и Омская области) наблюдается несвоевременное перечисление бюджетных средств. Это отрицательно сказывается на деятельности отечественных сельскохозяйствен-

488

ных товаропроизводителей, поскольку погектарные субсидии являются основным источником пополнения оборотных средств во время проведения весенних полевых работ.

Проведенный анализ действующего механизма государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей в рамках несвязанной поддержки доходов позволил выявить ряд проблем:

- при оказании несвязанной поддержки государство интересует больше всего вопрос увеличения плодородия и качества почв, а не целевая направленность расходования средств полученной субсидии. Результативность предоставления субсидии оценивается на основе показателя увеличения уровня интенсивности использования посевных площадей в субъекте РФ. Причем если в отчетном году не будет достигнуто запланированное значение указанного показателя, то в следующем за отчетным годом происходит сокращение размера предоставляемой субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- размеры субсидий не зависят от уровня производимых затрат. Отсутствие взаимосвязи межу затратами производителей на внедрение новых технологий и объемами поддержки ставит в худшие условия эффективные хозяйства;

- уравнительный подход государства к обеспечению доступности погектарных субсидий стимулирует патернализм у неэффективных хозяйствующих субъектов, которые не проводят мероприятий по повышению плодородия почв и совершенствованию технологий.

В течение последних трех лет реализуется принципиально новый подход и к субсидированию молочной отрасли: субсидии выделяются на 1 л реализованного молока высшего и первого сортов (причем ставка дотации на молоко высшего сорта в 3 раза выше). В настоящее время на долю субсидий на 1 кг реализованного молока приходится более 60% средств, выделяемых на поддержку животноводства.

В рамках реализация политики импортозамещения были разработаны меры по поддержке отечественного сельхозмашиностроения. Производителям сельскохозяйственной техники предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники. Важнейшим условием предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники является реализация ими техники по фиксированным ценам в течение календарного года со скидкой: не менее 15% и не менее 20% (в случае реализации сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным на территории Крымского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов) [4].

Субсидии предоставляются с учетом численности персонала, участвовавшего в производстве сельскохозяйственной техники за последние 12 месяцев работы: менее 75 человек - не более 1,25%, от 75 до 500 человек - 5%, от 500 до 1000 человек - 12,5%, от 1000 до 2000 человек - 45%, более 2000 человек - 65.

В 2016 г. общая сумма государственной поддержки сельскохозяйственного машиностроения оценивалась в объеме 11 млрд. руб., что позволило отечественным сельскохозяйственным предприятиям закупить 15,5 тыс. единиц новой техники [5, с. 51]. В апреле 2017 г. Правительство РФ утвердило распоряжение о выделении из резервного фонда Минсельхозу РФ бюджетных ассигнований в размере 13,7 млрд. руб. на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники. По предварительной оценке, объем реализованной сельскохозяйственной техники в 2017 г. составит 60,0 млрд. руб. и позволит производителям реализовать более 21 тыс. единиц техники.

Стоит также подчеркнуть, что отечественным организациям предоставляются субсидии на возмещение прямых инвестиционных затрат на создание и модернизацию объектов АПК в целях импортозамещения. Размер субсидий по импортозамещающим проектам составляет 20%, а по проектам для селекционно-генетических центров молочного скотоводства для всех импортозамещающих проектов - 30%. В 2015 г. данные субсидии были предоставлены для реализации 138 инвестиционных проектов, общая стоимость которых составляет около 13 млрд. руб.

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. отражены основные инвестиционные проекты, способствующие импортозамещению в АПК (табл.1).

Таблица 1

Количество инвестиционных проектов в АПК, реализация которых способствует

импортозамещению

Направление Единицы измерения мощности Количество проектов Сумма кредитного договора, млн. р. Прирост мощностей (факт)

2015 г. 2016 г. всего

Овощеводство (защищенный грунт) га 49 31 013,55 341,64 2,96 344,60

Овощехранилища тыс. тонн единовременного хранения 48 10 716,82 856,55 0,79 857,34

Переработка плодов и ягод тыс. тонн плодовоовощной и ягодной продукции 4 718,71 22,35 - 22,35

Молочное скотоводство и переработка молочной продукции тыс. тонн молока 166 24 260,12 232,57 58,55 291,12

Свиноводство тыс. тонн мяса в живом весе 79 124 197,37 281,06 331,44 612,50

Птицеводство тыс. тонн мяса в живом весе 65 64 862,72 315,64 139,70 455,34

Мясное скотоводство тыс. тонн мяса в живом весе 53 10 167,85 24,04 - 24,04

ВСЕГО 464 265 937,14

Одним из важнейших факторов, способствующих реализации стратегии импортозамещения в АПК является доступность кредитных ресурсов сельхозтоваропроизводителям. Наличие необходимого объема кредитных ресурсов у сельскохозяйственных производителей способствует осуществлению неоиндустриальной модернизации в АПК и, в конечном счете, повышению конкурентоспособности аграрного производства и эффективности отрасли.

Стоит отметить, что за последние пять лет объемы банковского кредитования АПК России увеличились на 143,5 млрд. руб. или 74,2% (рис. 2). Причем, наибольший темп роста наблюдается в 2016 г.: 31,8% по сравнению с предыдущим годом.

Однако, несмотря на общий рост объемов банковского кредитования АПК России, в некоторых регионах страны наблюдалось снижение темпов кредитования сезонных полевых работ. Так в Московской, Мурманской, Оренбургской, Смоленской, Тюменской областях, Ставропольском крае и Республике Хакасия спад составлял от 30 до 50%, в республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Хабаровском крае - до 30%.

Характерными чертами современного банковского кредитования АПК являются:

субсидирование государством части процентной ставки по привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитам;

основными кредиторами сельского хозяйства являются банки с высокой степенью участия государства - «Рос-сельхозбанк» (66%) и «Сбербанк» (около 22%);

преобладание краткосрочных кредитов (75% от общего объема).

400

350

300

.б 250

р

д £ 200

м

150

100

50

0

150 145 140 135 130 125 120 115 110 105 100

2012 г. 2013 г. 2014 г.

| | Объем банковских кредитов

2015 г. 2016 г.

О Темп роста

Рисунок 2.

Динамика объемов банковского кредитования агропромышленного комплекса России

за 2012-2016 гг.

Стоит также отметить, что с 1 января 2017 г. действует новый льготный механизм кредитования для организаций АПК, предусматривающий предоставление им льготных кредитов по ставке не более 5% годовых. На предоставление льготных кредитов из федерального бюджета будет выделено 15,43 млрд. руб., на инвестиционные кредиты -5,86 млрд. руб. Министерство сельского хозяйства РФ планирует заключить кредитных договоров на общую сумму 240,17 млрд. руб., из них 129,46 млрд. руб. - краткосрочные кредиты, 110,71 млрд. руб. - инвестиционные кредиты. Причем субсидии в размере ключевой ставки рефинансирования ЦБ РФ государство будет перечислять напрямую в банк, а не сельхозпроизводителям. Соглашения о предоставлении субсидии уже заключены с 10 уполномоченными банками и отобраны еще 15 региональных банков.

Предпринятые в течение четырех лет Правительством РФ меры способствовали сокращению объемов импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья с 43,1 млрд. долл. в 2013 г. до 24,9 млрд. долл. в 2016 г. Согласно данным Федеральной таможенной службы РФ за январь-август 2017 г. импорт сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров составил 6,7 млрд. долл. Однако, несмотря на положительную тенденцию сокращения импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, доля их импорта в товарной структуре российского импорта остается все еще существенной - 13,7%.

Таким образом, в настоящее время импортозамещение выступает важнейшим фактором достижения утраченной продовольственной безопасности России, одной из наиболее вероятных и оправданных стратегий экономического роста и развития аграрного рынка России. Являясь частью политики неоиндустриализации экономики России, импор-тозамещение в АПК требует адекватного финансового обеспечения. Только при должном уровне государственной поддержки импортозамещение станет неким стимулом для развития и защиты собственного агропроизводства и перехода к экспортно-ориентированному вектору развития российской экономики. Основу импортозамещения в АПК должны составлять инновационные технологии, внедрение которых обеспечит повышение продовольственной безо-

пасности страны. Импортозамещение в АПК, на наш взгляд, позволит достичь роста объемов производства конкурентной продукции конечного спроса в отраслях АПК, что в конечном итоге обеспечит продовольственную безопасность страны, а также увеличения выпуска конкурентоспособной сельскохозяйственной техники как основы комплексной модернизации АПК и привлечению высококвалифицированных кадров в АПК в результате улучшения условий труда.

Список литературы

1. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. - М.: Книжный мир, 2012. - 224 с.

2. Дасковский В., Киселев В. Основы новой стратегии, модели и политики неоиндустриальной реконструкции // Экономист. - М., 2014. - № 1. - С. 32-49.

3. Павлова Г. Импортозамещение надо начинать с земли // Экономист. - М., 2016. - № 1. - С. 47-57.

4. Семенова Н.Н. Модернизация финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе в контексте стимулирования импортозамещения // Экономика. Бизнес. Банки. 2017. - № 1 (18). - С. 8-18.

5. Толкачев С., Тепляков А. Импортозамещение в России: необходимость системно-стратегического подхода //Экономист. - М., 2017. - № 8. - С. 47-66.

6. Ушачев И. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса России // АПК: экономика управление. 2016. - № 1. - С. 4-22.

7. Эпштейн Д. Импортозамещение и неоиндустриализация - что необходимо делать // Экономист. - М., 2016. - № 2. - С. 23-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.