Научная статья на тему 'Еще раз о пожарной безопасности'

Еще раз о пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАР / ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНЫЙ РИСК / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE / FIRE HAZARD / FIRE RISK / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брушлинский Н. Н., Соколов С. В.

Приведены определения основных понятий общей теории пожарной безопасности, позволяющие по-новому осветить часть вопросов недавней дискуссии [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once Again about Fire Safety

The article presents definitions of the basic ideas of theory of the fire safety, which show a new vision of the problems of recent discussion.

Текст научной работы на тему «Еще раз о пожарной безопасности»

Н. Н. БРУШЛИНСКИЙ, д-р техн. наук, профессор, начальник Научно-исследовательского центра управления безопасностью сложных систем Академии ГПС МЧС РФ, г. Москва, Россия

С. В. СОКОЛОВ, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры управления и экономики Академии ГПС МЧС РФ, г. Москва, Россия

УДК 614.81

ЕЩЕ РАЗ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Приведены определения основных понятий общей теории пожарной безопасности, позволяющие по-новому осветить часть вопросов недавней дискуссии [1, 2].

Ключевые слова: пожар; пожарная опасность; пожарный риск; пожарная безопасность.

Введение

В последнем номере журнала "Пожаровзрывобез-опасность" за 2011 г. опубликована статья В. В. Жукова "Новый смысл пожарной безопасности" [1], в которой автор предлагает разработать новые определения понятия "пожарная безопасность" (ПБ) для различных объектов.

В заключительном абзаце статьи [1] автор пишет: "Проблема определения понятия ПБ — это начало разговора о необходимости формирования нового законодательства о ПБ, потому что его текущий ремонт уже не только не помогает делу, но вредит".

Статья вызвала интерес у специалистов, стали поступать отклики на нее. Подборка этих откликов (всего их поступило (пока?) пять) была опубликована в № 3 журнала за 2012 г. в рубрике "Дискуссии" [2].

На наш взгляд, эта проблема действительно весьма актуальна и в настоящее время может получить новые решения. Авторы занимаются ею в течение ряда лет [3-5] и в данной статье хотели бы (пока в виде краткой реплики к дискуссии) изложить ряд своих соображений по данной проблематике.

По нашему мнению, речь может идти прежде всего об основных понятиях общей теории пожарной безопасности, получившей в последние полвека мощный импульс к дальнейшему развитию: пожар, пожарная опасность, пожарный риск, пожарная безопасность, система обеспечения пожарной безопасности.

Понятие "пожар"

В Федеральном законе "О пожарной безопасности" понятие "пожар" определяется так: "Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства" [6, с. 4].

Подобное определение приводится и в ГОСТ 12.1.004-76, и в других нормативных документах

© Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., 2012

70-80-х гг. [5, с. 39]. Оно было заимствовано из англоязычных источников [7]: "Fire. Any instance of uncontrolled burning", т. е. "Пожар. Любая форма неконтролируемого (бесконтрольного)горения".

На наш взгляд, здесь имеется некоторая свобода перевода. Дело в том, что английское слово "control" (являющееся корнем слова "uncontrolled") имеет много различных значений: управление, руководство, власть, контроль, регулирование, сдерживание и др.

Мы предпочитаем пользоваться собственным определением: "пожар — неуправляемый процесс горения, приносящий вред обществу, окружающей среде, любому объекту защиты" [3, с. 11; 4, с. 23]. Это определение, по нашему мнению, своей лаконичностью и строгостью выгодно отличается от общепринятых и узаконенных определений пожара. От дальнейших комментариев в этой краткой реплике мы пока воздержимся (например, как можно интерпретировать "контролируемое горение" и пр.) и будем использовать в статье наше определение.

Понятие "пожарная опасность"

Это понятие, тесно связанное с методами и принципами оценки пожарной опасности различных веществ, материалов и объектов защиты, весьма многогранно и сложно. Оно подробно и всесторонне рассмотрено профессором И. М. Абдурагимовым в книге [5] и во многих более поздних работах других авторов.

Вместе с тем, как исходное понятие общей теории пожарной безопасности, оно может быть определено так: "Пожарная опасность — опасность возникновения и распространения неуправляемого процесса горения (пожара)" [3, с. 11; 4, с. 23].

С некоторыми комментариями к понятиям "пожар" и "пожарная опасность" можно ознакомиться в работе [3, с. 11, 12].

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

9

Понятие "пожарный риск"

Как и любая другая опасность, пожарная опасность, как правило, носит потенциальный характер и только иногда может реализовываться в виде пожара. Мерой возможности реализации опасности является риск. В работе [3, с. 11] введено следующее определение: "Пожарный риск — количественная характеристика возможности реализации пожарной опасности (и ее последствий), измеряемая, как правило, в соответствующих единицах".

Пожарных рисков существует достаточно много (десятки) [4]. Все они оперируют частотными характеристиками возникновения и развития пожара натом или ином объекте защиты, а также предполагаемыми размерами его социальных, экономических и экологических последствий. При этом существует понятие допустимых рисков, с которыми общество на данном этапе его развития вынуждено согласиться.

Идеология пожарных рисков широко используется в недавно принятом Федеральном законе РФ № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [8]. В нем, по существу, заимствовано вышеуказанное определение пожарного риска: пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (ст. 2).

Там же даются определения допустимого, индивидуального и социального пожарных рисков (ст. 2):

• допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;

• индивидуальный пожарный риск — пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

• социальный пожарный риск — степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара [8]. Основной акцент в Техническом регламенте [8]

делается на индивидуальном пожарном риске, для которого установлено нормативное значение 10-6 [8].

В работе [9] мы показали, что указанное нормативное значение индивидуального пожарного риска [8] для современной России абсолютно неприемлемо, так как оно на два порядка меньше его реальных значений.

Только теперь можно достаточно аргументированно рассмотреть вопрос о сущности понятия пожарной безопасности.

Понятие "пожарная безопасность"

В Федеральном законе "О пожарной безопасности" приведено следующее определение: "Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров" [6, с. 4].

Это определение повторяет аналогичные дефиниции для любых видов безопасности: безопасность

— это состояние защищенности любого объекта от любых видов опасностей [4, с. 14]. С этим определением до сих пор согласны все специалисты, хотя как обеспечить на практике это состояние, не знает никто.

Дело в том, что вышеуказанные определения были сформулированы во времена существования парадигмы "абсолютной" безопасности (или "нулевого" риска), т. е. до катастрофы в Чернобыле. После этого планетарного бедствия она была заменена на парадигму "приемлемого" риска, что должно было повлечь за собой изменение редакции соответствующих определений. Однако этого не произошло.

В связи с этим в работе [4] мы предложили следующее определение безопасности: безопасность

— состояние объекта защиты, при котором значения всех рисков, связанных с данным объектом, не превышают их допустимых уровней.

Соответственно, пожарная безопасность -состояние объекта защиты, при котором значения всех пожарных рисков, связанных с этим объектом, не превышают их допустимых уровней.

Последние определения означают, что на данном этапе развития общества большей степени снижения уровня любой опасности, угрожающей конкретному объекту защиты, добиться невозможно, т. е. опасность в явном виде как бы отсутствует и именно поэтому объект по определению можно считать безопасным. Только в этом смысле можно говорить о безопасности, как о "состоянии защищенности" объекта защиты, так как абсолютной безопасности не может быть в принципе.

Отсюда следует, что алгоритм обеспечения безопасности любого объекта заключается в выявлении и оценке всех рисков, присущих этому объекту, разработке технологий управления этими рисками, чтобы целенаправленно снижать их значения до допустимых уровней.

Так мы приходим к понятию управления пожарными рисками.

Понятие

"управление пожарными рисками"

Это понятие можно определить так: "Управление пожарным риском — это разработка и реализация комплекса мероприятий (инженерно-техниче-

10

{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

ского, экономического, социального и иного характера), позволяющих снизить значения данного пожарного риска Я до допустимого уровня Я* " [4, с. 24]. Отсюда следует необходимость выполнения неравенства Я < Я*.

По существу, все известные меры, способы и методы обеспечения пожарной безопасности любого объекта защиты (от страны, региона до предприятия, жилого дома и пр.) являются средствами управления пожарными рисками. Этому посвящены все достижения науки о пожаре, пожарно-технические разработки [4].

Подчеркнем еще раз, что деятельность всех компонентов системы обеспечения пожарной безопасности в стране (на всех уровнях) должна быть направлена главным образом на выявление, анализ и оценку всех пожарных рисков, присущих тому или иному объекту защиты, и на разработку технологий управления ими. Самое активное участие в этом процессе должны принимать, в частности, органы Госпожнадзора, о чем говорится в статье [1], вызвавшей эту дискуссию.

В заключение необходимо сказать несколько слов о понятии системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), которое активно используется научными работниками и практиками пожарного дела. При этом также наблюдаются некоторые разногласия и путаница.

Понятие "система обеспечения пожарной безопасности"

Это понятие возникло в 1988 г., и ему посвящена целая монография [5]. Во введении к ней говорится: "Основным предметом исследования в данной книге являются "система обеспечения пожарной безопасности народного хозяйства" нашей страны (такое понятие до сих пор не встречается в литературе), ее организация и процесс функционирования" [5, с. 10].

Цитируем далее:

"Под системой обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) народного хозяйства мы будем понимать совокупность министерств, ведомств, учреждений, предприятий, организаций и др., которые в той или иной степени участвуют в деятельности по предупреждению и (или) ликвидации пожаров в стране" [5, с. 10].

"СОПБ — сложная социально-экономическая система, взаимодействующая со всеми элементами национальной экономики и призванная активно участвовать в процессе обеспечения ее устойчивого функционирования, безопасности трудовых процессов и среды обитания, непрерывно меняющихся и усложняющихся под воздействием научно-технического прогресса" [5, с. 21].

"Основной целью создания и функционирования СОПБ является охрана жизни и здоровья людей от опасных факторов пожаров и защита национального богатства от уничтожения при пожарах, т. е. предупреждение возникновения пожаров и их ликвидация в случае возникновения" [5, с. 22].

"К основным подсистемам СОПБ следует отнести: 1) подсистему борьбы с пожарами; 2) подсистему научно-технического обеспечения борьбы с пожарами; 3) подсистему подготовки кадров и работы с общественностью" [5, с. 22].

"Очевидно, что, во-первых, успешное функционирование каждой из подсистем СОПБ обусловлено теснейшей взаимосвязью с другими подсистемами, во-вторых, каждая подсистема имеет свою относительно сложную иерархическую структуру" [5, с. 22].

Далее в монографии [5] подробно освещаются вопросы организации и функционирования всех указанных подсистем СОПБ, подчеркивается ее межведомственный и межотраслевой характер и способы управления ею.

Понятие СОПБ сразу вошло в обиход специалистов, а в 1994 г. оно было включено в Федеральный закон "О пожарной безопасности" [6], но в несколько искаженном виде, о чем здесь необходимо сказать.

В ст. 3 [6], которая называется "Система обеспечения пожарной безопасности", сказано: "Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами".

Далее говорится: "Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации" [6].

Из вышесказанного следует, что органы государственной власти и местного самоуправления входят как элементы в "совокупность сил и средств, а также мер...", что является очевидной нелепостью, на которую до сих пор никто не обращал внимание.

Все обстоит прямо наоборот: СОПБ — это органы государственной власти и местного самоуправления, которые и создают "силы и средства" и разрабатывают "меры", направленные на борьбу с пожарами.

Удивительно, что почти за два десятилетия и в результате многократного редактирования и изменения Федерального закона [6] никто из законодателей, юристов, специалистов в области пожарной безопасности не заметил этой нелепости, сразу бро-

{БвИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

11

сающейся в глаза специалистам, знакомым с системным подходом и системным анализом.

Заключение

Заканчивая эту реплику на интересную дискуссию [1,2], мы хотим напомнить слова замечательного английского физика Дж. Дж. Томсона (18561940): "Ничего нет практичнее хорошей теории".

В настоящее время активно формируется общая теория обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность физико-химических, математических, экономико-математических и иных моделей возникновения, развития и ликвидации пожаров в зданиях и вне их в условиях применения пассивных и активных средств борьбы с ними.

Перечисленные модели представляют собой теоретические основы для создания СОПБ любого

масштаба. Они позволяют проектировать и создавать системы противопожарной защиты любого города, населенного пункта, объекта национальной экономики; разрабатывать долгосрочные прогнозы и планы подготовки специалистов, развития сети учебных заведений, выпуска пожарной техники и пр. Иными словами, эти теоретические основы позволяют конструировать экономически целесообразные системы и подсистемы, обеспечивающие пожарную безопасность различных административно-территориальных образований и объектов национальной экономики.

Нельзя только допустить, чтобы в спешке были созданы недоброкачественные, не получившие одобрения независимых специалистов законодательные акты, которые будут мешать реальному обеспечению пожарной безопасности в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуков В. В. Новый смысл пожарной безопасности // Пожаровзрывобезопасность. — 2011. — Т. 20, № 12. —С. 4-10.

2. Дискуссии // Пожаровзрывобезопасность. — 2012. — Т. 21, № 3. — С. 81-94.

3. Моделирование пожаров и взрывов / Под ред. Н. Н. Брушлинского, А. Я. Королъченко. — М.: Пожнаука, 2000. — 492 с.

4. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование / Под ред. Н. Н. Брушлинского, Ю. Н. Шебеко. — М. : ФГУ ВНИИПО, 2007. — 370 с.

5. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства / Под ред. Н. Н. Брушлинского. — М. : Стройиздат, 1988. — 413 с.

6. О пожарной безопасности : Федер. закон от 21.12.94 г. № 69-ФЗ; принят Гос. Думой 18.11.94 г. // Собр. законодательства РФ. — 1994. —№ 35.

7. Definition of Terms // Fire Loss in the U. S. During 2005,7/06. NFPA Fire Analysis and Research, Quincy, MA. — P. 15.

8. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. // Российская газета. — 2008. — № 163.

9. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. Об усовершенствовании "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" // Пожаровзрывобезопасность. — 2012. — Т. 21, № 3. — С. 9-16.

Материал поступил в редакцию 18 мая 2012 г. Электронный адрес авторов: albrus-ssv@yandex.ru.

12

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.