Научная статья на тему 'Еще раз к вопросу о скоростных способностях'

Еще раз к вопросу о скоростных способностях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1231
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / БЫСТРОТА НАБОРА СКОРОСТИ / БЫСТРОТА РЕАКЦИИ / ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ / HIGH-SPEED ABILITIES / SPEED RAISE TIME / REACTION TIME / START POSITIONS / DISTINCTIONS RELIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скородумова А. П., Баранов И. С.

В данной статье изучается проблема проявления скоростных способностей при старте из разных исходных положений спортсменами, представителями спортивных игр и приводятся результаты исследований. Особенность этой статьи в том, что результаты проведенного исследования в отношении теннисистов высокой квалификации публикуются впервые. Авторы приходят к выводу о целесообразности дальнейшего исследования по этой теме с привлечением специалистов другого профиля, а также о необходимости внесения коррекции в тренировочный процесс, особенно на первых двух этапах многолетней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скородумова А. П., Баранов И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once again to the question of high-speed abilities

In this article problem of high qualification tennis players high-speed abilities manifestations at different start position is considered, and results of researches are given. Feature of this article is that results of the conducted research concerning high qualification tennis players are published for the first time. Authors come to the conclusion about expediency of further research on this subject with engaging of other knowledge area experts, and also about need of correction in training process, especially at the first two stages of long-term preparation.

Текст научной работы на тему «Еще раз к вопросу о скоростных способностях»

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЯХ

А.П. СКОРОДУМОВА, И.С. БАРАНОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В данной статье изучается проблема проявления скоростных способностей при старте из разных исходных положений спортсменами, представителями спортивных игр и приводятся результаты исследований. Особенность этой статьи в том, что результаты проведенного исследования в отношении теннисистов высокой квалификации публикуются впервые. Авторы приходят к выводу о целесообразности дальнейшего исследования по этой теме с привлечением специалистов другого профиля, а также о необходимости внесения коррекции в тренировочный процесс, особенно на первых двух этапах многолетней подготовки.

Ключевые слова: скоростные способности, быстрота набора скорости, быстрота реакции, исходные положения, достоверность различий.

Abstract

In this article problem of high qualification tennis

players high-speed abilities manifestations

at different start position is considered,

and results of researches are given.

Feature of this article is that results

of the conducted research concerning

high qualification tennis players are published

for the first time. Authors come to the conclusion

about expediency of further research

on this subject with engaging of other knowledge

area experts, and also - about need of correction

in training process, especially at the first two

stages of long-term preparation.

Keywords: high-speed abilities, speed raise time, reaction

time, start positions, distinctions

reliability.

Введение

Соревновательная деятельность в спортивных играх предъявляет большие требования к скоростным способностям спортсменов. Скоростные способности включают в себя четыре формы проявления: время реакции, время одиночного движения, быстрое начало движений и частоту движений [1, 2, 3].

Определением показателей перечисленных форм проявления быстроты у представителей спортивных игр занимались многие специалисты [2-9].

В зависимости от вида спортивной игры при определении быстроты начала движения спортсменам предлагают пробежать 5, 10, 20 или 30 м.

Одинаковым для всех спортсменов, вне зависимости от вида спортивной игры, является исходное положение (ИП). Спортсмены стартуют из ИП, стоя на двух ногах лицом по отношению к движению, отталкиваются «толчковой» (сильной) ногой. Но ведь во время ведения соревновательной борьбы спортсмены выполняют рывок не только вперед, но и в стороны. Отталкиваться в этих случаях приходится то правой, то левой ногой. Таким образом, толчковой оказывается не только сильная нога. Ведь спортсмен-игровик не знает заранее, в каком направлении он начнет двигаться, какая нога в данный момент игры будет толчковой.

Цель работы

Определить наличие или отсутствие различий двух форм проявления скоростных способностей - быстроты набора скорости и быстроты реакции при выполнении спортсменами, представителями спортивных игр старта из разных исходных положений.

Задачи, методы и организация исследования

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) Определить быстроту набора скорости в беге на 5 м при выполнении спортсменом старта из трех исходных положений:

- лицом по отношению к движению;

- правым боком по отношению к движению;

- левым боком по отношению к движению.

2) Определить быстроту реакции при выполнении спортсменом старта в беге на 5 м из трех исходных положений:

- лицом по отношению к движению;

- правым боком по отношению к движению;

- левым боком по отношению к движению.

3) Сопоставить результаты быстроты набора скорости и быстроты реакции при выполнении спортсменом старта из трех разных исходных положений.

Время бега на 5 м и время реакции регистрировались автоматически с использованием специально созданного стенда.

Полученные результаты обрабатывались с использованием методов математической статистики.

В исследовании приняли участие теннисисты высокой квалификации, включая нескольких членов сборной команды России.

Результаты и их обсуждение

В исследовании, проведенном ранее [7], было установлено, что высокая связь скоростных способностей теннисистов с результатами соревновательной дея-

тельности на 28% объясняется быстротой реакции и на 24% - быстротой набора скорости (временем бега на 5 м).

Результаты быстроты простой реакции и набора скорости в беге на 5 м из разных исходных положений представлены в табл. 1.

Вне зависимости от того, какой ногой отталкивается спортсмен - правой или левой, в графу - «одним боком» внесены значения лучшей попытки при отталкивании более сильной ногой, в графу - «другим боком» - значения лучшей попытки при отталкивании менее сильной ногой.

Представленные в таблице результаты свидетельствуют о том, что средние значения быстроты реакции

и быстроты набора скорости из разных исходных положений имеют различия. Необходимо было уточнить, насколько они значимы.

Достоверность различий между указанными показателями представлена в табл. 2.

Различия времени бега из положений «лицом вперед» и «другим боком» (слабая нога)» по направлению движения, а также между положениями «одним боком (сильная нога)» и «другим боком (слабая нога)» достоверны. Недостоверность различий между временем бега из положений «лицом вперед» и «одним боком (сильная нога)» можно объяснить тем, что в обоих случаях толчковой является сильная нога.

Таблица 1

Показатели быстроты простой реакции и набора скорости из разных исходных положений

теннисистов высокой квалификации

Быстрота простой реакции при беге из ИП по направлению движения, мс Быстрота набора скорости из ИП по направлению движения, мс

Лицом Одним боком (сильная нога) Другим боком (слабая нога) Лицом Одним боком (сильная нога) Другим боком (слабая нога)

513,65 ± 105 318 ± 149 498 ± 183 987 ±106 976 ± 186 1,180 ± 197

Таблица 2

Различия между показателями времени реакции и набора скорости из разных исходных положений

Показатель Стартовое положение Стартовое положение Т-критерий Стьюдента, значимость различий Достоверность различий

Время бега на 5 м, мс Лицом вперед «разножка» Одним боком (сильная нога) 0,631 Не достоверно

Лицом вперед «разножка» Другим боком (слабая нога) 0,01 Достоверно

Одним боком (сильная нога) Другим боком (слабая нога) 0,03 Достоверно

Время реакции, мс Лицом вперед «разножка» Одним боком (сильная нога) 0,01 Достоверно

Лицом вперед «разножка» Другим боком (слабая нога) 0,314 Не достоверно

Одним боком (сильная нога) Другим боком (слабая нога) 0,05 Достоверно

Быстрее всего спортсмены набирают скорость из положения «одним боком», затем «другим», медленнее всего - из положения «лицом вперед» по направлению движения. И это можно объяснить содержанием комбинаций, выполняемых на тренировочных занятиях. Они состоят в основном из ударов, выполняемых с перемещениями справа-налево и вновь направо, типа «треугольник», «восьмерка» и их разновидностей. Среди них доля упражнений, в которых надо отбить укороченный удар (удар с малого расстояния - до 1,5 м), совершив резкий рывок вперед, очень мала. Вся работа по повышению скоростных способностей ведется на занятиях ОП.

Различия времени реакции не достоверны при старте лицом вперед и другим боком (слабая нога). В остальных вариантах различия достоверны. Объяснить установленные различия времени реакции при старте из разных положений в настоящее время не представляется возможным и требует проведения дальнейших исследований с участием специалистов.

Заключение

Полученные в результате исследований данные, свидетельствующие о наличии достоверно значимых различий результатов набора скорости и быстроты реакции, дают основание полагать, что необходимо пересмотреть

систему воспитания скоростных способностей теннисистов, начиная с детского возраста.

Дело в том, что на начальном этапе занятий теннисом мяч занимающимся подбрасывают в удобное для выполнения удара место. Юному теннисисту не нужно быстро стартовать. Вся работа по воспитанию физических качеств, включая скоростные способности, должна проводиться средствами общей подготовки.

Вне зависимости от этапа подготовки, на котором ведется тренировочный процесс, в занятиях необходимо предусмотреть следующее:

• Сигналом к началу любого упражнения, бегового или прыжкового, должен быть подброшенный тренером мяч. При выполнении этих упражнений можно идти от простого к сложному: каждому варианту подброса должен соответствовать вид выполняемого упражнения.

• Из исходного положения «лицом по отношению к движению» предусмотреть отталкивание и правой и левой ногой.

• Применять разные исходные положения, включая «одним боком» и «другим» по отношению движения при совершенствовании быстроты набора скорости.

Литература

1. Годик, М.А. Исследование факторной структуры скоростных двигательных способностей человека: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук / М.А. Годик. - М., 1966. - 22 с.

2. Годик, И.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2006. -432 с.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.

4. Костикова, Л.В. Система контроля в подготовке баскетболистов высокой квалификации: методические рекомендации для студентов ГЦОЛИФК. - М., 1986. - 24 с.

5. Лях. В.И. Скоростные способности, основа тестирования и методика развития // Физическая культура в школе / В.И. Лях. - 1997. - № 3. - С. 2-8.

6. Николаев, В.А. Физическая подготовка хоккеистов. Метод. указания / В.А. Николаев. - Смоленск: СГИФК, 1994. - 30 с.

7. Отчет о НИР. Разработка нормативов и модельных характеристик показателей физической и функциональной подготовленности теннисистов высокой квалификации с учетом особенностей этапа подготовки. - М., 2012. - Министерство спорта Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», УДК 796, № Гос. регистр. 01201065292.

8. Портнов, Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М. Портнов. - М., 1996.

9. Скородумова, А.П. Теннис: как добиться успеха / А.П. Скородумова. - М.: "Рго-Кгезэ". 1994. - 176 с.

References

1. Godik, M.A. Study the factor structure of high-speed motor abilities of the person: avtoref. Diss. ... Kand. Ped. Nauk / M.A. Godik. - M., 1966. - 22 p.

2. Godik, M.A. Physical training players / M.A. Godik. -M.: Terra-Sport, Olympia Press, 2006. - 432 p.

3. Zatsiorsky, V.M. The physical quality of the athlete: basic theory and methodology of education / V.M. Zatsiorsky. 3rd ed. - M.: Physical Training and Sports, 2009. - 200 p.

4. Kostikova, L.V. The control system in the preparation of highly skilled basketball players: guidelines for students GTSOLIFK. - M., 1986. - 24 p.

5. Lyakh, V.I. High-speed ability, testing framework and methodology development // Physical education in school / V.I. Lyakh. - 1997. - No. 3. - Pp. 2-8.

6. Nikolaev, V.A. Physical fitness of players. Method. Instructions / V.A. Nikolaev. - Smolensk: SGIFK, 1994. -30 p.

7. Research Report Development of standards and model performance indicators of physical and functional training tennis players of high qualification taking into account the peculiarities of the preparation phase. -M., 2012. - The Russian Federation Ministry of Sports, VPO "RGUFKSMiT", UDC 796, No. Gos. registr. 01,201,065,292.

8. Portnov, Y.M. Fundamentals of management training-competitive process in sports / Y.M. Portnov. - M., 1996.

9. Skorodumova, A.P. Tennis: how to succeed / A.P. Sko-rodumova. - M: "Pro-Rress", 1994. - 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.