Научная статья на тему 'Еще раз к вопросу о позднеантичном храме в Тиритаке: синагога'

Еще раз к вопросу о позднеантичном храме в Тиритаке: синагога Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОСПОР / ИУДАИЗМ / СИНАГОГА / ХРАМ / ПОЗД-НЕАНТИЧНЫЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолин А. Л.

В работе на основе анализа археологического материала делается вывод о значительном присутствии адептов иудаизма в среде населения позднеантичного Боспора. В этой связи один из наиболее важных памятников — храм VI в. из Тирита-ки — интерпретируется как синагога, а не церковь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще раз к вопросу о позднеантичном храме в Тиритаке: синагога»

УДК 941381.09

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ПОЗДНЕАНТИЧНОМ ХРАМЕ В ТИРИТАКЕ: СИНАГОГА

Центр археологии и морских цивилизаций Университета г. Хайфа, Израиль

АЛ. ЕРМОЛИН

В работе на основе анализа археологического материала делается вывод о значительном присутствии адептов иудаизма в среде населения позднеантичного Боспора. В этой связи один из наиболее важных памятников — храм VI в. из Тирита-ки — интерпретируется как синагога, а не церковь.

e-mail: doryerm@mail.ru

Ключевые слова: Боспор, иудаизм, синагога, храм, позднеантичный.

На всей территории Европейского Боспора пока не найдено ни одного точно интерпретированного христианского храма (остатков), хотя при раскопках Тиритаки были выявлены развалины культового здания IV-VI вв. н.э., считавшегося до последнего времени христианским храмом. При детальном рассмотрении дошедшего до нас материала, выясняется, что к христианству это здание отношения не имеет.

Остатки базилики были выявлены и раскопаны еще в 1935 г.1, там же на территории базилики была найдена капитель ионического ордера с вырезанным на ней крестом2. Именно на основании этой находки и был сделан вывод о принадлежности помещения к христианской конфессии. Но в заполнении помещения (базилики) были найдены и фрагменты еще двух мраморных коринфских капителей3 и мраморной базы. Необходимо выяснить, какая из капителей использовалась в базилике. В отличие от капителей, база была найдена «in situ», следовательно, надо определить, какая из капителей соответствует параметрам базы. Ионийская капитель имеет размеры: высота с импостом 0,21 м, высота без импоста 0,07 м, верхняя плоскость импоста 0,71 х 0,45 м, нижний диаметр углубления под колонну 0,30 м. По Витрувию отношение диаметров колонны верхнего и нижнего составляет 11:13 (или 6:7 в зависимости от высоты колонны) (Vitr., III. 3, 12-13), т.е. нижний диаметр колонны или верхний диаметр базы будет составлять 0,30 м : 11 х 13 = 0,35 м.

Размеры коринфской капители: высота 0,43 м, диаметр нижнего основания 0,40 м. Для подобной капители база должна быть 0,40 : 11 х 13 = 0,47м (при соотношении 6:7 — 0,46 м).

Размеры базы: высота 0,20 м, размер плиты основания 0,58 м х 0,98 м, верхний диаметр 0,45 м. Из вышесказанного можно сделать вывод, что базе соответствует коринфская капитель, а капитель с крестом происходит из другого здания. Большая вероятность, что это здание находилось на территории Тиритаки, но колонны в нем были меньшего размера. Возможно, это был небольшой христианский храм, подобный храму св. Иоанна Предтечи в Керчи. Именно этот тип храма, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм, сформировался к VI в. н.э. на всей территории Византии. Одним из важнейших элементов христианского храма является апсида — алтарный выступ, ориентированный на восток. В базилике, раскопанной на территории Тиритаки, апсиды нет, об этом писал и В.Ф. Гайдукевич4, нет даже места для нее, т.к. юго-восточная стена (где могла бы быть апсида) находится на самом краю довольно крутого обрыва, где ее пристроить практически невозможно. Ориентирована тиритакская базилика СЗ — ЮВ (рис. 73). Правда в реконструкции базилики, сделанной В.Н. Зинько, появляется маленькая апсидка, но это обстоятельство ничего не меняет.

Теперь необходимо внимательно рассмотреть раскопанные остатки «храма». На сохранившемся южном участке стены был зафиксирован дверной проем (рис.73), в 0,8 м от него в фундаменте расчищена ниша, ниже уровня дверного проема на 0,5 м. Ниша бы-

1 Гайдукевич В.Ф. Раскопки Тиритаки в 1935-1940 гг. // Материалы и исследования по археологии. № 25. 1952. С. 67-72.

2 Там же. С. 70. Рис. 80.

3 Там же. Рис. 81.

4 Там же. С. 69.

ла облицована мрамором. Размеры ниши: 1,15 м х 0,75 м х 0,55 м (высота сохранилась не полностью). В.Ф. Гайдукевич определил эту нишу как крещальню, что, на наш взгляд, маловероятно, т.к. если ребенка еще можно туда поместить, то при крещении взрослого возникли бы определенные трудности, да и для крещальни это совсем не характерное местоположение. Далее следует обратить внимание на юго-восточную стену. Вместо колонн с этой стороны зафиксированы основания прямоугольных столбов. В христианском храме подобные элементы не предусмотрены, но если предположить, что это не христианская базилика?

Напомним об ориентации этой «базилики». Она скорее характерна для синагоги, чем для христианской церкви, например, синагога V в. н.э. в Херсонесе5. Поскольку не всегда было возможно, чтобы синагога была обращена к Иерусалиму, законоучители установили, чтобы направление соблюдалось настолько, насколько это возможно в данных обстоятельствах. Христианские же храмы всегда ориентировались апсидой на восток. Соотношение длины и ширины в тиритакской базилике: 11,5:10. Подобные пропорции (11:10) имели ранние синагоги и вплоть до V в. н. э.

Кратко и четко дает описание и отличительные черты ранних и поздних вариантов синагог С. Вольфсон: «В раннем типе синагог должны были присутствовать четыре признака: — роскошно орнаментированный фасад, направленный на Иерусалим; — стена, находящаяся напротив входа, должна была быть прямой, без апсиды; — наличие поперечного ряда колонн; — пол, облицованный каменными плитками. Планировка древних синагог не была достаточно удобной, и с середины III до начала IV вв. н.э., в период, называемый переходным, имели место попытки внести определенные изменения во внутреннюю планировку зданий. Они не были четко сформулированы, не были разработ а-ны единые подходы к строительству и поэтому синагоги, в каждом конкретном сл у-чае, представляют собой самостоятельные типы. Однако следует отметить общие э ле-менты, отличные от раннего периода: — закрылись двери, ранее направленные на Иерусалим, и на их месте появились ниши — апсиды, в которых разместился кивот — арон ха-кодэш. Отметим, что ранее он был переносным и находился в пристройке к основному зданию; — появилась "бима" — возвышение в синагоге, на котором стоит стол или пюпитр для чтения Торы. Отсюда раввин произносил свою проповедь, и на ней трубили в шофар по праздникам. Бима расположилась перед кивотом; — около кивота, ниже уровня пола оборудовалась "гениза" — помещение для архива синагоги, а также для хранения определенных ценностей; — открылись боковые двери, возросла нагрузка на внутренний двор, в котором появляются дополнительные помещения, выполняющие различные функции; — вместо каменных плиток пола появляются мозаики. Они еще не имеют каких-либо сюжетов, в некоторых случаях представляют с обой лишь геометрические фигуры, однако, это уже был явный шаг вперед. Процесс завершился к V веку»6.

В плане тиритакская «базилика» очень напоминает планы синагог первых веков на Голанах7. Остатки столбов у юго-восточной стены указывают на то, что здесь находилось какое-то сооружение; в ранних христианских храмах еще не было иконостаса, но в синагогах этого времени (^^ вв. н.э.) уже существует алтарная перегородка, за которой находился Арон Ха-Кодеш — синагогальный ковчег, вместилище для свитков Торы. Рядом с алтарем, ниже уровня пола была расположена гениза — хранилище для архива и общинной казны. Ниша, выявленная в тиритакской базилике, и являлась генизой. Размеры ее очень напоминают размеры Ковчега Завета — два с половиной локтя в длину и полтора в ширину и высоту, т.е. около 1,25 м х 0,75 м * 0,75 м. Размер ниши в базилике Тиритаки 1,15 м * 0,75 м * 0,55 м (высота полностью не сохранилась). Что касается уровня пола, то, проанализировав доступный материал, можно сделать вывод, что он находился на уровне порога бокового входа и на уровне низа сохранившейся базы колонны. Вход в базилику достоверно зафиксирован только на юго-западной стороне; что же касается центрального входа с северо-западной стороны, то там не было отмечено каких-либо деталей дверного

5 Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь. 1999. С. 32.

6 Вольфсон С. Древние синагоги Галилеи и Голан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.sergwolfson.co.il/articles/ç.htm

7 Stern, Ephraim. The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1992. Р. 538.

проема и, следовательно, говорить о проходе в этом месте совершенно нет оснований. Полукруглое сооружение из камня у северо-западной стены является ничем иным, как основанием (фундаментом) бимы. Размеры этого «порога» 3,0 м х 1,5 м, что вполне достаточно для бимы. Что касается еще двух (?) входов, то они могли быть на месте полностью разобранных участков стен.

В рассматриваемом контексте стоит упомянуть также находку фрагментов амфор с дипинти в виде меноры8. На первый взгляд не совсем ясно, для чего на амфорах делать подобные рисунки, а делались они еще до обжига, по сырой глине, но если учесть тот факт, что иудейская диаспора в разы была меньше христианского (?) и языческого населения, становится совершенно понятно назначение подобных знаков.

Здесь необходимо вспомнить о кашруте. Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи. Галаха запрещает использовать вино, относительно которого существует подозрение в том, что его могли использовать иноверцы в своих религиозных обрядах. Поэтому спиртные напитки из винограда должны производиться исключительно религиозными евреями, начиная с этапа выдавливания сока из винограда. Это же относится и к посуде, в которую разливают вино. Т.е. изображение меноры указывало на то, что это вино является кошерным. Оно могло быть привозным или изготавливаться на месте.

И последнее уточнение конструктивных особенностей синагог. Колонны в синагогах несли на себе второй этаж — галерею (вейбершул) — женскую часть синагоги (эзрат нашим), которая могла иметь занавес (мехицца). В плане галерея была П—образной. Вход на нее обычно был снаружи. Исходя из того, что стены тиритакской «базилики» имеют небольшую толщину и не могли нести каменное арочное перекрытие, вероятнее всего, синагога имела открытое деревянное стропильное перекрытие с черепичной кровлей.

Из вышесказанного можно сделать выводы, что здание в Тиритаке, открытое раскопками в 1935 г., являлось именно синагогой. Время ее постройки, скорее всего, IV в., так как согласно плану, оно относится к переходному периоду.

Еще во второй половине XIX в. были выявлены следы иудейских некрополей в районе Керчи. В описании, составленном А.Е. Люценко в 1876 г., говорится, что в районе Павловской батареи была раскопана 21 могила с сильно истлевшими скелетами, ориентированными на восток. Все захоронения оказались весьма однообразными и не отличались большим количеством находок. Известны еще два надгробия, найденные у шоссе, которое вело в Керченскую крепость. Одно из них обнаружено у лазарета в 1899 г., другое у Цементной слободки в 1912 г. Возможно, и здесь со временем удастся обнаружить остатки еврейского кладбища III-IV вв.9

Из вышеизложенного можно сделать вывод: на Боспоре существует довольно многочисленная иудейская община со своими молельнями — синагогами и отдельными иудейскими кладбищами.

ONCE AGAIN ON THE LATE-ANTIQUITY TEMPLE IN TIRITHACA: SYNAGOGUE

A.L. YERMOLIN In this paper, based on the analysis of archaeological material

finds a significant presence of adherents of Judaism-dance among the Center for Marine Archaeology population of the Late Bosporus. In this regard, one of the most impor-

and CiviUzations, University tant monuments — the temple of the VI cent. of Tirithaca — interpreted

of Haifa, Israel as a synagogue, not church.

e-mail: doryerm@mail.ru

Key words: the Bosporus, Judaism, synagogue, temple, Late Antique.

8 Зинько А.В. Амфоры с минорами из раскопок ранневизантийской Тиритаки // Боспор Киммерийский и варварский мир в античности и раннем средневековье. XII Боспорские чтения. Керчь, 2011. С. 131-132.

9 Лейбин С.Г. Обзор памятников еврейской культуры в Крыму // Евреи Крыма: очерки истории / ред. Д. Лунев. Симферополь — Иерусалим, 1996. С. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.