Канд. физ.-мат. наук А. С. Чуйко
ЕЩЕ ОДНА КОНЦЕПЦИЯ ПЕРИОДИЧНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
В статье предлагается концепция периодичности развития производительных сил как системы, эволюционирующей под действием внешних и внутренних факторов. Внешним фактором является наличие постоянного массового оплачиваемого спроса на блага комфортного проживания. Следствием такого спроса становится необходимость выполнения рутинных массовых операций в технологиях производства благ. Определяющим внутренним фактором является наличие или отсутствие возможности выполнения этих рутинных операций. Обоснована цикличность процессов в реализации указанной возможности посредством материализации знаний о технологиях производства благ.
Ключевые слова и словосочетания: системный подход, производительные силы, периодичность в развитии производительных сил, материализация интеллекта, рабочие места и трудовые ресурсы, организационные формы производства, организационные структуры управления.
Концепция - это идея для системного освещения явления или процесса с целью формирования путей решения поставленной задачи. В данной статье такой задачей является анализ развития и функционирования производительных сил с целью прогнозирования их развития.
Производительные силы определяются как система субъективных (трудовых ресурсов - созидателей) и вещественных (средств производства, в том числе рабочих мест) элементов, выражающих активное отношение к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении ее богатств, в ходе которого происходит развитие человека и воспроизводится рукотворная среда его проживания1.
Рост оплачиваемого спроса на блага комфортного проживания стимулирует развитие производительных сил. Объективной основой этого развития является рост производительности труда за счет овеществления знаний о технологиях производства как в средствах производства, так и в трудовых ресурсах. Однако в определении производительных сил имеется такое понятие, как система. Это то, что образует определенную целостность из трудовых ресурсов и средств производства за счет связей и отношений между ними в процессе производства и что реализуется в формах организации производства и организационных структурах управления им.
В самом деле, в производстве благ без определенной формы организации (специализации, кооперирования, концентрации, централизации и хозяй-
1 См.: Большая Советская Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1975.
ственно-организационных структур) производительность труда ниже возможностей, заложенных в используемых средствах производства и трудовых ресурсах. Аналогичная ситуация складывается в производстве без адекватной организационной структуры управления им.
Таким образом, при прогнозировании развития производительных сил необходимо иметь представление о развитии не только их элементов (трудовых ресурсов и средств производства), но и форм организации этих элементов и организационных структур управления трудовыми ресурсами.
В своем развитии производительные силы проходят этапы от низшего, когда осуществлялся первобытный способ производства, до высшего, когда участие человека сводится к мониторингу процесса производства. Между этими крайними этапами существуют этапы, когда элементы производительных сил, а также то, что объединяет их в систему, развиваются, взаимодействуя и уступая друг другу лидерство в зависимости от характера складывающихся условий. Современное состояние производительных сил в любой экономике соответствует одному из таких этапов. Следовательно, констатировав это соответствие, можно на основе общих тенденций развития производительных сил указать возможные направления дальнейшего их развития.
Из составляющих производительных сил трудовые ресурсы (созидатели) представляют собой живой труд, а средства труда и предметы труда -овеществленный труд. Рост производительности труда в процессе развития производительных сил достигается за счет замены живого труда (трудовых ресурсов) овеществленным (средствами труда) при выполнении операций технологии производства массовых благ.
Очевидно, что затраты на увеличение производительности труда рентабельны в том случае, когда результатом производства являются массовые блага, на которые имеется платежеспособный массовый спрос. Именно в производстве массовых благ происходит овеществление знаний в орудиях труда (рабочих местах), трудовых ресурсах и формах их организации.
Результатом овеществления знаний в рабочих местах становится их специализация для выполнения рутинных (массовых, однообразных, утомительных, выполняемых по имеющимся известным шаблонам на данной ступени развития производительных сил) операций в технологии производства массовых благ. За прошедшее время развитие специализации рабочих мест позволило перейти от ручного к полностью автоматизированному производству (рис. 1).
В периоды усиления физических и интеллектуальных возможностей трудовых ресурсов с 1-й по 5-ю ступень цикла анализа овеществление знаний в основном происходит в организационных формах производства для выполнения рутинных операций (функций) при узкоспециализированном использовании возможностей существующих, чаще всего универсальных, рабочих мест и трудовых ресурсов. Появление каждый раз рутинных операций связано с делением операций предыдущей ступени развития специализации производства на более простые.
На 5-й ступени такого процесса производственные операции (функции) становятся неделимыми и не только массовыми, но и рутинными. Их выполнение требует больших затрат общественного времени. Появляется необходи-
мость в овеществлении знаний о технологии выполнения этих неделимых операций (функций).
Этапы НТП 1-й (с конца XVII в.) 2-й (с середины ХХ в.)
Операции, выполняемые на рабочих местах: механические интеллектуальные
Специализация производства и рабочего места на этапе выполнения: простейшей функции - операции + +
набора простейших функций - операций + +
функционального блока - детали + +
функциональной подсистемы - узла + +
функциональной системы - конечного продукта + +
Ступени специализации рабочих мест 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Циклы направления роста производительности труда: анализ синтез анализ синтез
Рост возможностей созидателей: физических интеллектуальных
Рис. 1. Структура процесса материализации знаний (интеллекта) в рабочих местах
Начиная с 6-й ступени в цикле синтеза овеществление знаний происходит в основном в специализированных рабочих местах и в организации их с соответственно обученными трудовыми ресурсами. Этот процесс направлен на увеличение доли овеществленного труда при выполнении появляющихся на каждой ступени развития рабочих мест рутинных, относительно возросших возможностей средств производства, операций.
В начале каждой ступени развития специализации рабочих мест происходит рост производительности труда, обеспечивающий на некоторое время соответствие между оплачиваемым спросом на массовые блага и производством их в нужном количестве, с приемлемыми затратами, качеством и в необходимом ассортименте.
Очевидно, что оплачиваемый спрос на массовые потребительские блага, в формировании которого участвуют также производительные силы, выступает побудительным мотивом к их развитию и функционированию. При этом изменения в каждой составляющей системы «оплачиваемый спрос производство потенциал общественно полезного времени производительность труда овеществление интеллекта (знаний) формы организации живого и овеществленного труда организационные структуры управления живым трудом» дестабилизируют процесс функционирования и развития производительных сил (рис. 2), являясь побудительным мотивом для перехода их на новую ступень развития.
Основой развития производительных сил, направленной на поддержание динамического равновесия в данной системе, является интеллектуальный и физический труд людей. Это есть живой труд по созданию, овеществлению и использованию знаний о технологиях производства массовых благ. Наблюдаемые повторы однотипных ситуаций в этой схеме указывают на наличие некоторых закономерностей, для выявления которых необходим системный анализ функционирования и развития процессов овеществления новых знаний в орудиях производства, в формах организации живого и овеществленного труда, а также в организационных структурах управления живым трудом.
Результаты
выполнения
программ
Рис. 2. Схема процесса функционирования и развития производительных сил (ОТ - овеществленный труд, ЖТ - живой труд)
Знание закономерностей может быть использовано для планирования направлений развития и функционирования производительных сил, а также для прогнозирования возможных нежелательных последствий их развития.
Ступени развития производительных сил
Можно быть уверенным, что развитые и развивающиеся экономики преодолели первые пять ступеней цикла анализа периода усиления физических возможностей созидателей благ рукотворной среды проживания. Поэтому для выявления тенденций в развитии производительных сил этих экономик необходимо рассматривать следующие циклы синтеза периодов НТР при наличии массового оплачиваемого спроса на блага определенного функционального назначения. На производство этих благ общество затрачивает определенное количество времени. При этом овеществленный (средства производства) и живой (физический и интеллектуальный) труд созидателей функционирует в формах их организации и организационной структуре управления, соответствующих ступени развития специализации рабочих мест данного цикла.
Гиперболический рост численности1, благосостояния, информированности населения и стремление каждого к комфортному проживанию вызывают рост оплачиваемого спроса на блага определенного функционального назначения, и наступает момент, когда уровень спроса становится выше уровня производства благ. С этого момента (точка А на рис. 3) желающие заработать на дефиците благ начинают поиск путей увеличения объема производства этих благ.
Исходя из накопленного опыта, самым простым решением становится
расширение производства за счет его тиражирования. Тиражирование (увеличение масштаба) производства предполагает воспроизводство существующего овеществленного и живого труда, а также форм их организации и структур управления живым трудом.
Увеличение объема производимых благ за счет тиражирования производства будет происходить по линейному закону (отрезок ВС на рис. 3) и через некоторое время превысит спрос. При этом появляются трудности с реализацией произведенных благ. В ситуации, когда невозможно компенсировать затраты на произведенные блага, производители данного блага не способны расплатиться по кредитам и становятся банкротами (отрезок СП). Когда таких производителей становится большинство, появляется предпосылка к финансовому кризису всей экономической системы. В то же время некоторые из производителей находят выход из кризиса за счет повышения своей конкурентоспособности (отрезок ПЕ). Для этого производители, учитывая рост численности населения, информированность его об уровне возможного комфорта проживания на рассматриваемой ступени развития, увеличивают производительность труда с целью
Рис. 3. Схема роста спроса и производства благ
1 См.: Капица С. П. Рост населения Земли и будущее цивилизации // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 128-146.
либо уменьшения затрат, либо улучшения качества, либо увеличения ассортимента производимых благ. Увеличение производительности труда становится возможным как при технологическом, так и при общественном разделении труда при переходе на следующую ступень специализации производства за счет интенсификации использования орудий производства, трудовых ресурсов и рациональной их организации.
Содержание каждого из указанных направлений увеличения производительности труда известно и заключается в следующем:
1. Направление на интенсификацию использования орудий производства включает исследование, разработку, выпуск и эксплуатацию специализированных орудий производства, позволяющих выполнять рутинные относительно ступени развития средств производства операции.
2. Направление на интенсификацию использования трудовых ресурсов включает рост их профессиональной квалификации за счет обучения и приобретения навыков. Обучение и приобретение навыков осуществляются для использования орудий производства со специализацией, как оставшейся в наследство от предшествующей ступени ее развития, так и создаваемой на рассматриваемой ступени.
3. Направление на организацию разделенного труда затрагивает исследование, разработку и использование рациональных форм организации овеществленного и живого труда созидателей, а также организационных структур управления живым трудом.
Результаты реализации указанных направлений увеличения производительности труда при производстве различных благ создают дополнительные резервы общественно полезного времени. Однако оплачиваемый спрос на блага продолжает расти и становится выше возможностей их производства. Поэтому вновь возникают затруднения, связанные с исчерпанием лимита общественно полезного времени и неудовлетворенным оплачиваемым спросом на эти блага (правее точки А1 на рис. 3). Следующий виток спирали развития производства благ повторяет рассмотренную схему: сначала через тиражирование средств производства и трудовых ресурсов, затем через интенсификацию орудий производства, трудовых ресурсов и рациональную их организацию. Таким образом, в развитии производительных сил можно наблюдать повторение проблем, порожденных неудовлетворенным оплачиваемым спросом, и путей их решения. Орудия производства являются материальной базой развития человечества и во многом отражают накопленные им знания. Поэтому перейдем к анализу развития орудий производства.
Периодичность в развитии рабочих мест
Важнейшей составляющей производительных сил, которые определяют коренные перемены в системе общественных отношений и испытывают на себе обратное их влияние, являются орудия производства. Пути развития специализации орудий производства, имеющие место в естественно-научном смысле, определяют технологическое и общественное разделение труда. Овеществляя в орудиях производства свои знания и умения, человечество увеличивает производительность своего труда для обеспечения баланса между про-
изводством благ рукотворной среды проживания и оплачиваемым спросом на них.
Отождествляя понятие «орудие производства» с понятием «рабочее место», будем чаще использовать последнее. Рабочее место - это материализованные (овеществленные) знания о технологии производства благ, обеспечивающие каждому пользователю (или нескольким) выполнение запланированных функций в процессе производства благ на соответствующей ступени развития производительных сил. При этом рабочее место также является благом, которое обеспечивает получение других благ. Возможности, заложенные в специализированных рабочих местах, используются в соответствии с их специализацией. Использование возможностей, заложенных в универсальных рабочих местах, может быть как универсальным, так и специальным.
Развитие любой из экономик определяется производством массовых благ, на которые существует оплачиваемый спрос. Поэтому необходимо исследовать развитие специализации рабочих мест, на которых выполняется значительная масса1 рутинных операций технологии производства массовых благ.
Возможность выполнения операций на рабочем месте в единицу времени называют единичной мощностью рабочего места. Для оценки уровня специализации рабочего места вводится общественно нормальная единичная мощность, при которой норма прибыли производства, использующего это рабочее место, не ниже нормы прибыли других производств той же отрасли, использующих такие же рабочие места. При этом первой ступени развития специализации соответствует рабочее место с единичной мощностью не ниже общественно нормальной, на котором выполняется только одна операция технологического процесса производства массового блага. Последней ступени в цикле синтеза развития специализации соответствует рабочее место с единичной мощностью не ниже общественно нормальной, но на котором могут быть выполнены все операции технологического процесса производства того же блага. Таким образом, развитие рабочих мест эквивалентно изменению их специализации, отражающей количество овеществленных знаний о технологии производства и направленной на повышение скорости и качества производства благ.
В соответствии с законами диалектики замена живого труда овеществленными знаниями осуществляется через революционные и эволюционные изменения в специализации рабочих мест для выполнения рутинных операций. Революционные изменения базируются на овеществлении принципиально новых знаний. Эволюционные изменения направлены на модернизацию существующих овеществленных знаний и подготовку условий для революционных последующих изменений в специализации рабочих мест.
Изменения в развитии специализации рабочих мест от низшей к высшей ступени различаются новизной реализуемых в них знаний, масштабом преобразования рабочих мест, широтой охвата ими сферы производства благ и продолжительностью использования. Поэтому в развитии специализации рабочих
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 25. - Ч. 1. - С. 195.
мест наблюдается спектр вложенных друг в друга периодических изменений, среди которых можно выделить следующие:
Периодичность в развитии специализации рабочих мест Продолжительность (±15%), лет
Ступени смены поколений 12
Циклы переходов к новым направлениям 50
Периоды полного обновления 200
Этапы научно-технических революций 1000
На каждой ступени развития специализации в цикле анализа (перехода к новым направлениям специализации) осуществляется дополнительная материализация знаний в рабочих местах и формах организации производства для выполнения массовых более простых операций, появляющихся в результате деления массовых операций предыдущей ступени развития специализации (клетки «:» на рис. 1) в технологии производства конечного блага (функциональной системы). При этом специальное использование рабочих мест и соответствующих форм организации производства (рабочее место, участок, цех, завод, отрасль) направлено на механизированное выполнение массовых физических функций и компьютеризированное выполнение интеллектуальных массовых функций созидателей рукотворной среды проживания.
Процесс деления операций на более простые начинается с организации массового производства конечного блага (функциональной системы). Развитие такого производства формирует массовый спрос на комплектующие (агрегаты - функциональные подсистемы), из которых состоит благо. Поэтому специализация рабочих мест и форм организации производства переходит на следующую ступень развития за счет дополнительной материализации знаний, направленной на выполнение массовых более простых операций, результатом которых станут агрегаты.
Специализация производства, способного к массовому выпуску агрегатов, формирует массовый спрос на комплектующие (назовем их деталями или функционально неделимыми блоками), из которых состоят агрегаты и конечные блага. Это обусловливает дополнительную материализацию знаний в рабочих местах и формах организации производства и переход их специализации на следующую ступень для выполнения массовых более простых операций, результатом которых станут детали. Специализация производства, способного к массовому выпуску деталей, приводит к массовому спросу на результаты выполнения наборов операций. Поэтому на следующей ступени развитие специализации рабочих мест и форм организации производства за счет материализации знаний направлено на выполнение массовых более простых операций, результатом которых станут наборы операций. Результат такой специализации приводит к появлению массового спроса на выполнение отдельных неделимых операций. Поэтому на последней ступени цикла анализа развитие специализации рабочих мест и форм организации производства за счет материализации знаний направлено на выполнение массовых более простых операций, результатом которых станут простейшие неделимые операции.
На каждой ступени развития специализации в цикле синтеза (перехода к новым направлениям специализации) осуществляется дополнительная материализация знаний в рабочих местах и формах организации производства для
выполнения рутинных неделимых операций, появляющихся в результате объединения рутинных простых операций предыдущей ступени специализации (клетки «+» на рис. 1) в технологии производства конечного блага (функциональной системы). При этом специальное использование рабочих мест и соответствующих форм организации производства (рабочее место, участок, цех, завод, отрасль) направлено на механизированное выполнение рутинных физических функций и компьютеризированное выполнение рутинных интеллектуальных функций созидателей рукотворной среды проживания.
Процесс объединения операций начинается на ступени развития специализации рабочих мест и форм организации производства при выполнении массовых неделимых и ставших рутинными операций, которые формирует массовый спрос на результаты выполнения наборов операций. Поэтому специализация рабочих мест и форм организации производства переходит на следующую ступень развития за счет дополнительной материализации знаний о переналадке рабочих мест и перемещении предметов труда между ними, направленной на выполнение наборов операций в виде рутинной неделимой операции.
Специализация производства, способного к выполнению массовых наборов операций, формирует массовый спрос на детали (неделимые блоки). На следующей ступени развитие специализации рабочих мест и форм организации производства за счет дополнительной материализации знаний о переналадке рабочих мест и перемещении предметов труда между ними направлено на изготовление деталей в виде рутинных неделимых операций. Специализация производства, способного к массовому изготовлению деталей, приводит к массовому спросу на агрегаты (функциональные подсистемы). На следующей ступени развитие специализации рабочих мест и форм организации производства за счет дополнительной материализации знаний о переналадке рабочих мест и перемещении предметов труда между ними направлено на производство агрегатов в виде рутинных неделимых операций. Результат этой специализации приводит к массовому спросу на производство конечного блага.
На последней ступени цикла синтеза развитие специализации рабочих мест и форм организации производства за счет дополнительной материализации знаний о переналадке рабочих мест и перемещении предметов труда между ними направлено на производство конечного блага (функциональной системы) в виде рутинной неделимой операции.
В начале каждой ступени развития специализации рабочих мест и производственных структур поиск решения проблемы увеличения производительности труда происходит в различных сферах производства. Появление эффективного решения хотя бы в одной из сфер инициирует лавинное использование результатов этого решения во всех остальных сферах деятельности и связанный с ним резкий подъем экономики. В развитии специализации рабочих мест происходит пересечение рассматриваемых периодических процессов. Так, например, использование фрагментов информационных технологий можно наблюдать на первых ступенях развития специализации рабочих мест, предназначенных для увеличения физических возможностей созидателей.
Циклы анализа и синтеза переходов к новым направлениям специализации рабочих мест образуют периоды НТП. В первом периоде НТП развитие
специализации рабочих мест направлено на выполнение механических операций в технологии производства массово потребляемых благ рукотворной среды проживания. В последующих периодах происходит модернизация этих рабочих мест с привлечением более совершенного энергетического обеспечения, движительных и передающих устройств, новых материалов, более совершенных информационных технологий и т. п. За периодами развития рабочих мест, размещаемых вне человека, идут периоды развития рабочих мест, которые будут имплантированы в человека с целью усиления его физических и интеллектуальных возможностей. Это будут периоды, которые уже сегодня именуются как эпохи биотехнологий и психотехнологий.
Каждый переход на следующую ступень развития специализации рабочих мест приводит к изменению соотношения между затратами живого и овеществленного труда в производстве единицы выпускаемой продукции в пользу овеществленного труда. Такая тенденция влечет новое технологическое разделение труда, которое становится базой изменения в общественном разделении труда. Постоянное разделение (специализация) и кооперирование труда в процессе поступательного развития специализации рабочих мест усиливает значение форм организации производства.
Пути развития форм организации производства
Специализация, концентрация, кооперирование и централизация производства - это процессы, связанные с формами организации производства. Рациональная форма организации производства во многом определяет уровень производительности труда. Прогнозирование изменений в формах организации производства требует представления о специализации и кооперировании производства как о процессах, имеющих истоки и направления развития.
Развитие форм организации производства необходимо рассматривать во взаимосвязи с технологическим и общественным разделением труда при переходе специализации рабочих мест на следующую ступень.
Рост производительности труда поддерживается технологическим и общественным разделением труда за счет интенсификации использования рабочих мест и трудовых ресурсов, а также рациональной формой организации разделенного труда. При этом наибольший эффект возможен при такой организации производства, когда уровень его специализации соответствует ступени развития специализации используемых рабочих мест (затемненный маршрут ЛС на рис. 4). Поэтому в этом направлении происходит изменение форм организации производства при переходе специализации рабочих мест на следующую ступень развития для увеличения производительности труда.
Достигнув указанного соответствия, увеличить производительность труда за счет изменения форм организации производства не представляется возможным. Для дальнейшего увеличения производительности труда необходим переход к использованию рабочих мест следующей ступени развития специализации.
После перехода специализации рабочих мест на новую ступень опять становится возможным решение задачи увеличения производительности труда на основе изменений форм организации производства, т. е. за счет установления соответствия между уровнями специализации производства и используе-
мых в нем рабочих мест. В области потенциально возможных уровней специализации производства, находящейся над линией соответствия его (ЛС) и используемых в нем рабочих мест, расположены реальные пути (РП) установления этого соответствия. Таким образом, равновесие между уровнем спроса и требуемым уровнем производительности труда может достигаться за счет развития форм организации производства в соответствии с эволюцией специализации рабочих мест.
Ступени развития специализации рабочих мест и уровни специализации производства
Рабочие
Производство
Отдельные простые функции (операции)
Набор простых функций (операций)
Подетальная -функциональный блок
Агрегатная -функциональная подсистема
Продуктовая -функциональная система
Продуктовая (функциональная система)_
\
(РП)
7
5
Агрегатная (функциональная подсистема)_
\
(РП)
Л
(РП^
Подетальная (функциональный блок)_
'(ЛС)
Набор простых операций (функций)_
у
л
Отдельные простые операции (функции)_
Рис. 4. Установление соответствия между специализацией рабочих мест и производства
В структуре циклов усиления физических и интеллектуальных возможностей созидателей выделены четыре ступени специализации рабочих мест и столько же уровней специализации производства, соответствующих производству набора однотипных операций, деталей, агрегата и конечного блага.
Ступень специализации рабочих мест, применяемых в технологии массового производства благ, определяет уровень развития производительных сил, а следовательно, величину и структуру затрат общественного времени. Отклонение спроса от возможностей производства блага по таким показателям, как объем, затраты, качество, ассортимент, требует изменения структуры и увеличения затрат общественного времени на его удовлетворение либо за счет привлечения дополнительного ресурса общественного времени, либо за счет интенсификации его использования, либо того и другого одновременно.
Простейшее решение возникшей проблемы при наличии свободного ресурса общественного времени связано с тиражированием существующих форм организации производства благ. На этом пути происходит увеличение числа новых производств, как правило, с продуктовой специализацией, т. е. с концентрацией технологического процесса производства благ в формате одной производственной структуры. Однако на любой ступени развития специализации рабочих мест потенциал общественно полезного времени ограничен. Поэтому процесс тиражирования производства за счет свободных ресурсов
общественного времени также имеет предел. Дальнейшее развитие производства требует экономии общественного времени за счет либо рационального потребления ресурсов и установления рационального соотношения между основным и вспомогательными производствами, либо интенсификации использования общественного времени на основе технологического и общественного разделения труда.
В первую очередь реализуется наиболее освоенный и доступный путь экономии общественного времени. В региональном аспекте, почти не затрагивая отраслевого, проводится кооперирование (далее 2-го типа) производств либо с целью более рационального использования ресурсов (за счет повышения уровня централизации их распределения или за счет организации безотходных производств), либо для установления рационального соответствия между основным и вспомогательными производствами. Рациональное использование ресурсов позволяет сократить их затраты, а следовательно, сократить затраты общественного времени, которое можно направить для очередного тиражирования производства благ в существующих организационных формах.
Вместе с тем наступает момент, когда запас общественного времени, полученный за счет рационального использования ресурсов, а также установления рационального соответствия между вспомогательными и основным производствами, подходит к своему пределу. Тогда дальнейшее увеличение объема производства благ может идти только по пути кооперирования с целью изменения специализации скооперированных производств с отраслевой близостью (далее 1-го типа), т. е. либо имеющие однородные технологические процессы, либо выпускающие однородную продукцию. Однородность в обоих случаях подразумевает однотипность большинства технологических операций на производствах, вступивших в кооперацию.
Увеличение числа производств с продуктовой специализацией на каждой ступени специализации рабочих мест приводит к росту разнообразия однородных благ и однородных технологических процессов. К тому же продолжающийся рост спроса на блага и необходимость экономии общественного времени для использования его в других сферах национальной экономики способствуют увеличению производства благ функционирующими производствами за счет роста производительности труда на основе общественного разделения его в процессе изменения специализации этих производств при кооперировании.
В системе скооперированных (по 1-му типу) производств появляется головное производство, характерными чертами которого являются объем производственных мощностей, величина прибавочного продукта, профессионализм трудовых ресурсов и выполнение завершающих (чаще сборочных) операций либо в однородных технологических процессах, либо в производстве всех видов однородных благ, выпускавшихся на производствах до их кооперирования. Остальные операции однородных технологических процессов либо производства однородных благ распределяются так, чтобы выполнение их стало рентабельным для каждого вошедшего в кооперацию предприятия за счет установления соответствия парка рабочих мест уровню его организации с трудовыми ресурсами. При каждом последующем кооперировании разнообразие завершающих операций производства благ уменьшается, а массовость их уве-
личивается. Вместе с тем увеличивается число производств, уровень специализации которых не ниже рассматриваемого.
Следовательно, процесс изменения специализации производств является очередным шагом на пути установления более полного соответствия между уровнем специализации используемых рабочих мест и формами организации производства в части их специализации. При этом рассмотренный процесс общественного разделения труда за счет приближения уровня специализации производств к специализации используемых рабочих мест позволяет повысить производительность труда на одного работающего вследствие многих факторов. Например, уменьшается разнообразие операций, выполняемых на рабочих местах рассматриваемой ступени развития их специализации, число переналадок рабочих мест и внутрипроизводственных транспортных операций. Увеличение овеществленных знаний в рабочих местах позволяет уменьшить время на приобретение профессиональных навыков, а также ускорить процесс подготовки специалистов соответствующей квалификации. Применение рабочих мест данной ступени развития специализации в различных производственных сферах приводит к дифференциации их использования. И наконец, использование в производстве более однородного парка рабочих мест, структуры уровней квалификации и специализации созидателей позволяет упростить организацию производства, а также процесс и систему управления им.
Увеличение производительности труда за счет общественного разделения его на данной ступени развития специализации рабочих мест позволяет изменить параметры (объем, затраты, качество, ассортимент) производимых благ в соответствии с изменяющимся спросом. Заметим, что большое число производств со специализацией ниже продуктовой (конечное благо) ставит проблемы коммуникационного характера и управления их взаимодействием для совместного выпуска благ, которые решаются по той же схеме, что и производственные. Рассмотренный нами процесс увеличения производительности труда на базе общественного его разделения отражается в рабочих местах отраслевого среза национальной экономики: чем современнее отрасли, тем ближе специализация используемых ими рабочих мест к продуктовой.
В заключение еще раз отметим, что материальной основой для увеличения производительности труда является постоянное увеличение объема овеществленных знаний в рабочих местах. Революционные переходы от одного цикла специализации рабочих мест к другому циклу подготавливаются ступенями эволюционного изменения специализации, которые отражаются в формах организации производства на основе его общественного разделения. Эти изменения форм организации производства отражают общественный характер роста производительности труда и требуют их дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Чемоданов Н. П. Концепции роста науки и факторы интенсификации. - М. : Наука, 1982.
2. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. - М. : Экономика,
2004.