ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Канд. физ.-мат. наук А. С. Чуйко
ПРИРОДА ПЕРИОДИЧНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
В статье рассматривается динамика взаимосвязей процессов специализации, кооперирования, концентрации и централизации производства, а также форм организации производства и организационных структур управления им. Автором выявляется периодичность этих процессов.
Ключевые слова и словосочетания: системный подход, периодичность в развитии производительных сил, материализация интеллекта, рабочие места и трудовые ресурсы, специализация, кооперация, концентрация, централизация, формы организации производства, организационные структуры управления.
В статье «Еще одна концепция периодичности в развитии производительных сил»1 был предложен вариант трактовки периодического развития производительных сил на основе революционного и эволюционного овеществления знаний в рабочих местах, трудовых ресурсах и формах их организации. Для полноты описания этого варианта необходим анализ процессов специализации, кооперирования, концентрации, централизации, форм организации производства и организационных структур управления им.
Динамичность и разнообразие условий производственно-хозяйственной деятельности обусловливают разнообразие связей и отношений в производстве, выражающихся в формах их организации. При этом общность этих форм заключается в том, что функционирование хозяйственно-организационных структур производства (рабочее место, производственный участок, цех, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальная экономика в целом) связано с процессами его специализации, кооперирования, концентрации и централизации. Однако в существующих взглядах на эти процессы почти не отражается динамика их взаимосвязей при постоянном увеличении овеществленных знаний в используемых рабочих местах в зависимости от целей развития и ресурсных возможностей производства массовых благ.
Известно, что концентрация производства есть процесс его роста за счет фонда развития, являющегося частью прибавочного продукта и (или) заимствованных финансовых средств. При этом производство должно обладать ресурсами, среди которых важными являются региональные ресурсы (работники, территория, воздух, вода и т. п.), определяемые степенью их использования и развития средств коммуникации.
В условиях, когда фонд развития производства и ресурсы регионального характера позволяют проводить реорганизацию производства, включая использование рабочих мест следующей ступени их специализации, с темпом
1 См.: Чуйко А. С. Еще одна концепция периодичности в развитии производительных сил // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 1 (55).
роста, не отстающим от темпа роста оплачиваемого спроса на блага, процесс концентрации производства возможен без слияния с другими производственными структурами. В противном случае, даже если дело доходит до банкротства, необходимо кооперирование (первого типа - К]) производства с другими однородными производственными структурами. При этом осуществляется централизация всех ресурсов для рационального их использования с целью изменения специализации и дальнейшей концентрации производства. Такое кооперирование носит отраслевой характер. К этому же типу кооперирования можно отнести кооперирование для рационального использования рабочих мест и трудовых ресурсов в рамках основного производственного звена (предприятия) при соответствующей подготовке трудовых ресурсов.
Предпосылки для кооперирования (второго типа - К2) производства возникают, когда величина фонда развития оказывается недостаточной для использования рабочих мест следующей ступени их специализации, но вполне обеспечивает концентрацию производства на основе его тиражирования. При этом пропорциональный рост основного и вспомогательного производства может приводить к неоптимальному их соотношению. Кооперирование в формате хозяйственно-организационной структуры более высокого уровня приводит к централизации вспомогательных служб и увеличивает объем выполняемых в них рутинных операций. Появляется мотивация к росту производительности труда во вспомогательных производствах за счет использования специализированных рабочих мест, соответствующих им трудовых ресурсов и рациональной их организации. Кооперированию второго типа присущ преимущественно региональный аспект.
Таким образом, оба типа кооперирования ведут к централизации ресурсов с последующей концентрацией производства: в первом случае - за счет перехода к использованию рабочих мест следующей ступени специализации, во втором случае - за счет экономии ресурсов. При этом главной конечной целью в обоих случаях является удовлетворение массового оплачиваемого спроса на блага в конкурентной среде производителей.
Процессы производства благ и формирования спроса на них взаимодействуют как через рекламу в любом ее виде, так и через сферу обращения. Решение о развитии производства на данной ступени специализации рабочих мест принимается на основе информации о возможности обеспечить соответствие между предложением и оплачиваемым спросом таких показателей массовых благ, как объемы, затраты, качество и ассортимент (назовем их сопряженными с благом). Наличие несоответствия между предложением и спросом требует изменений либо в существующей специализации рабочих мест, либо в подготовке трудовых ресурсов, либо в формах организации производства. Поиск и реализация возможных вариантов указанных изменений, а также порядок их осуществления определяются наличием методов их решения. При этом методы, в основе которых лежат реорганизационные решения, более доступны пониманию тех, кто принимает решения, и кажутся им менее затратными. Поэтому такие методы реализуются раньше, чем технические и технологические решения, в основе которых лежит материализованный интеллект.
Если оплачиваемый спрос на благо по всем его сопряженным показателям удовлетворяется производством, которое обеспечено ресурсами и рабо-
чими местами на определенной ступени их специализации (табл. 1), то достаточно поддержания его возможностей на существующем уровне (вариант 1). Однако такая ситуация не может быть вечной. Спрос на благо растет, вместе с ним растет спрос на производственные ресурсы, среди которых есть невозоб-новляемые и поэтому постоянно растущие в цене. Тогда вопрос экономической целесообразности функционирования производства на данной ступени развития специализации рабочих мест решается через замещение дорогих ресурсов материализованным интеллектом или поиск путей рационального их использования. Очевидным результатом этих поисков становится кооперирование (К2) производств для централизованного перераспределения ресурсов на более высоком уровне хозяйственно-организационной структуры или использование отходов одних производств в качестве сырья для других (вариант 2).
Если независимо от затрат, качества и ассортимента благ оплачиваемый спрос превышает объем их производства, то развитие производства направляется на увеличение выпуска этих благ либо через тиражирование производства (экстенсивное развитие), либо через повышение производительности труда (интенсивное развитие). Тиражирование производства (процесс повторения опробованных и отработанных методов) осуществляется при наличии свободных ресурсов общественного времени (вариант 3). Однако со временем появляется проблема ограниченности ресурсов, которая решается через кооперирование (К2) производства, позволяющее рационально распределять ресурсы и возможности вспомогательного производства (вариант 4). При этом появляется возможность дальнейшего функционирования и наращивания производства благ через его тиражирование, решая проблему несоответствия объема производства благ и спроса на них с помощью использования вариантов 1 и 2. С ростом спроса последовательность «тиражирование - кооперирование (К2) -поддержание функционирующего производства» повторяется, пока она дает желаемый результат. При этом период повторения этой последовательности постоянно уменьшается. Наступает момент, когда концентрация производства возможна только при росте производительности труда в основном производстве. Уровень хозяйственно-организационной структуры производства, на котором осуществляется его концентрация, определяется наличием ресурсов регионального характера и фондом развития.
Если производство с определенной хозяйственно-организационной структурой обладает достаточным фондом развития и обеспечено ресурсами регионального характера, то возможна его концентрация на базе использования рабочих мест следующей ступени развития их специализации, т. е. имеющих большее количество овеществленных знаний о технологии производства (вариант 5). При невыполнении хотя бы одного из перечисленных выше условий увеличение производительности труда происходит либо за счет использования рабочих мест следующей ступени их специализации (вариант 6), либо за счет приведения специализации каждого из скооперированных (К1) производств в соответствие со специализацией используемых рабочих мест (вариант 7). При этом централизация распределения ресурсов, изменение специализации и рост концентрации производства по вариантам 6 и 7 возможны для производств, хозяйственно-организационные структуры которых различаются не более чем на один уровень и носят отраслевой характер.
Т а б л и ц а 1
Варианты развития и функционирования производства благ
Характерные условия Варианты развития
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Соотношение между сопряженными показателями благ:
• объемы: спрос и производство < > > > > > > >
• затраты: общественно необходимые и производство > > > < < < < <
• качество: спрос и производство = = = = Ф Ф Ф Ф
• ассортимент: спрос и производство = = = = Ф Ф Ф =
2. Соотношение между количеством наличных и необходимых ресурсов производства > < > < > > > >
3. Исследование возможностей:
а) тиражирования и изменения формы организации производства - - + - - - - -
б) направлений рационального использования:
• ресурсов - + - + - - - -
• вспомогательного производства - - - + - - - -
• основного производства за счет приближение специализации производства к ступени специализации используемых рабочих мест + +
в) разделения труда с целью использования рабочих мест следующей ступени специализации, соответствующих трудовых ресурсов и форм их организации - - - - + + - -
4. Обучение трудовых ресурсов:
• новым специальностям разделенного труда - - - - + + - -
• углубленное по своей и расширенное по смежной специальности + +
5. Разработка и производство:
• рабочих мест, используемых в производстве + + + + - - + +
• рабочих мест следующей ступени специализации - - - - + + - -
6. Унификация, стандартизация, нормализация и типизация благ и технологий производства +
7. Поддержание возможностей производства на уровне не ниже достигнутого + +
8. Тиражирование производства - - + - - - - -
9. Кооперирование производства:
а) 1-го типа - для перехода к специализации производства в соответствии со ступенью специализации используемых рабочих мест + + -
б) 2-го типа - для устранения узких мест для централизации:
• обеспечение ресурсами - + - + - - - -
• рациональное использование вспомогательного производства - - - + - - - -
• приближение специализации основного производства к ступени специализации используемых рабочих мест + +
10. Централизация основного производства + + -
11. Концентрация производства - - + - + + - +
12. Характер развития производства:
• отраслевой + - + - + + + +
• региональный - + - + - - - -
13. Хозяйственно-организационная структура производства в результате развития:
• та же + - + - + - - +
• уровнем выше - + - + - + + -
Дальнейший рост производительности труда достигается за счет уменьшения разнообразия благ и технологий их производства с помощью унификации, типизации, стандартизации и нормализации. Процесс развития производства в этом случае (вариант 8) носит также отраслевой характер. Обеспечив баланс между объемами производимого массового блага и спросом на него, развитие производства направляют на установление соответствия между общественно необходимыми затратами на блага и затратами на их производство. Установление такого соответствия возможно либо за счет экономии используемых ресурсов, либо за счет увеличения производительности труда. В первом случае проводится кооперирование (К2) производства для централизованного распределения ресурсов и возможности использования вспомогательного производства (вариант 4). Более эффективный путь уменьшения затрат заключается в увеличении производительности труда при достаточном наличии региональных ресурсов и фонда развития производства по варианту 5. В противном случае осуществляется кооперирование (К1) производства с близкими по уровню хозяйственно-организационными структурами (вариант 6).
Дальнейшее снижение затрат на производство благ возможно при общем росте квалифицированного труда за счет замены живого труда овеществленными знаниями в рабочих местах, т. е. при использовании мероприятий, аналогичных тем, которые проводятся по вариантам 7 и 8.
Когда производство благ в необходимых объемах и с допустимыми затратами налажено и соответствует оплачиваемому спросу, появляется проблема удовлетворения массового спроса на блага с более высоким качеством.
От ступени к ступени развития производительных сил растут благосостояние и информированность населения. Темп роста оплачиваемого спроса на качество блага требует опережающего темпа роста результатов квалифицированного труда. Однако большинство занятых в массовом производстве благ либо не мотивированы, либо не способны получать необходимую квалификацию, что, естественно, отражается на качестве производимых благ. Поэтому остается только один путь повышения качества массово выпускаемого блага. На этом пути живой труд в технологии производства должен быть заменен овеществленными знаниями. Таким образом, процесс развития производства с целью улучшения качества благ также базируется на разделении труда при использовании рабочих мест следующей ступени специализации и рациональной организации их с трудовыми ресурсами, т. е. по вариантам 5 или 6 и по вариантам 7 и 8.
Появление массового оплачиваемого спроса на блага с новым функциональным назначением требует изменения ассортимента производимых благ. Эта проблема решается только за счет разделения труда на определенном уровне хозяйственно-организационной структуры производства. Поэтому развитие производства, нацеленное на изменение ассортимента благ, включает процессы, связанные с овеществлением новых знаний в рабочих местах следующей ступени специализации, с соответствующей подготовкой трудовых ресурсов и их организацией. Если ресурсы регионального характера и фонд развития производства достаточны для производства благ с новым функциональным назначением, то выделение такого производства идет на уровне хо-
зяйственно-организационной структуры, не выше рассматриваемого (вариант 5). Если же фонд развития или ресурсы регионального характера недостаточны, то осуществляют кооперирование с другими производствами с целью переспециализации и концентрации производства для выпуска благ с новым функциональным назначением за счет централизации фонда развития, ресурсов регионального характера и рационального их распределения на уровне хозяйственно-организационной структуры производства, выше исходной (вариант 6). Дальнейшее увеличение производительности труда достигается за счет развития организации производства благ по вариантам 7 и 8.
Рассмотренные варианты развития и функционирования производства реализуются в определенном порядке на каждой ступени специализации рабочих мест и имеют характерные черты, позволяющие отличить один вариант от другого. В табл. 1 символы {< , > , Ф , < , > } указывают на количественные или качественные соотношения параметров процесса, знаки {-} и {+} - соответственно на отсутствие и наличие в варианте функционирования или развития производства данного явления (процесса). Последовательность выявленных вариантов в зависимости от целей и ресурсного обеспечения указывает на наличие периодичности в развитии производства массовых благ (рис. 1).
Рис. 1. Варианты развития массового производства для достижения поставленных целей на каждой ступени специализации рабочих мест
Основой развития производительных сил является периодическое технологическое и общественное разделение труда на различных уровнях производства массово потребляемых благ. С первых шагов разделения труда социальные системы осуществляли функцию управления производством. Она была
направлена на планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль действий исполнителей разделенного труда.
Развитие элементов производства (рабочих мест и трудовых ресурсов) и рациональной их организации определяет принципы построения конкретных организационных структур управления производством на разных уровнях его хозяйственно-организационной структуры. Принципы построения организационных структур управления производством задают структуру элементов системы управления и организационный механизм их взаимодействия, т. е. распределение функций, прав и ответственности.
Единство структуры управления и ее организационного механизма определяют два основных типа организационных структур: линейно-функциональную и программно-целевую.
Линейно-функциональная организационная структура используется для управления стабильно функционирующим производством. В этих организационных структурах реализуется принцип функциональной специализации при единоначалии. Общее распределение ресурсов и определение целей развития производства являются прерогативой линейных руководителей. Это их функциональная специализация. Управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и других ограничений возлагается на специализированные по функциям службы и подразделения. Таким образом, в линейно-функциональных организационных структурах управления наблюдается специализация элементов не только между ее уровнями, но и на каждом уровне. При этом используются структуры, строящиеся по одному из следующих принципов: линейному, линейно-штабному или линейно-функциональному. Информационные потоки в таких структурах распространяются преимущественно по вертикали и носят характер распоряжений и подтверждений о их выполнении.
Базу программно-целевых типов организационных структур управления составляют целевые программы развития производства в его переходные периоды. При этом в системе управления широко используются групповые и децентрализованные принципы принятия решений, а также горизонтальные потоки проблемно ориентированной информации. Формой координации деятельности при реализации целевых программ являются матричные структуры управления, опирающиеся на сбалансированное разделение функций, прав и ответственности между элементами линейно-функциональных и программно-целевых подсистем структуры управления.
Эффективное применение той или иной организационной структуры управления производством определяется наличием и использованием знаний о системе (управляемый и управляющий объекты) и условиях ее функционирования. Эта проблема связана с минимизацией издержек на овеществление и использование знаний любым ординарным управленцем, а также на подготовку квалифицированных специалистов для управления (начальный срок подготовки такого специалиста - от пяти до восьми лет).
В случае, когда известны функции всей системы и их приоритеты при достижении поставленных целей, а также функции и порядок взаимодействия каждого элемента системы, знания, необходимые для управления системой, могут быть овеществлены в документах или технике. В этой ситуации исполь-
зуется линейно-функциональная структура управления. Если же приоритеты функций системы при достижении поставленных целей точно не определены, то нет и четкого представления о функциях элементов системы и порядке их взаимодействия. Тогда для управления производством используется программно-целевая структура, в которой сотрудники аппарата управления должны обладать не только высокой профессиональной подготовкой, но и исследовательскими навыками для выявления, использования и овеществления знаний о процессе функционирования управляемого объекта. Поэтому каждый переход к использованию программно-целевых организационных структур управления отражает появление более высокого уровня специализации разделенного труда как в производстве, так и в управлении.
Функционирование и развитие любого производства обычно представляют замкнутой взаимосвязью «окружающая среда - управляющий объект -управляемый объект» (рис. 2). На выходе системы (управляемый и управляющий объекты) - предложение произведенных потребительских благ; на входе - дисбаланс, побуждающий эту систему к действию, между основными сопряженными показателями потребительских благ, а также воздействие окружающей среды.
й
«
1) Л
О
Рис. 2. Взаимосвязи при развитии производства
Управляющий объект (система управления) характеризуется целями и программами функционирования и развития производства, методами управления и рабочими местами процесса управления, а также организационной структурой. Управляемый объект характеризуется технологией производства благ, включающей используемые рабочие места, трудовые ресурсы, форму их организации, а также остальным ресурсным обеспечением. Характер параметров, отражающий изменение составляющих рассматриваемой взаимосвязи, выступает как требование к организационным структурам управления производством и в значительной степени задает критерий их выбора.
Как уже отмечалось, определяющим элементом к действию в рассматриваемой взаимосвязи служит несоответствие между предложением и оплачиваемым спросом на основные сопряженные показатели конечного блага. Указанное несоответствие отражается в постоянно существующем динамическом равновесии между уровнем развития производства благ и спросом на них, которое воздействует на цели развития производства, а через программы достижения этих целей - и на организационные структуры управления им.
Среди основных программ развития и функционирования производства можно выделить:
1. Поддержание функционирующего производства (эксплуатация имеющихся мощностей в соответствии с существующими технологиями - В1).
2. Увеличение масштаба производства (его тиражирование на базе существующих технологий - В3).
3. Качественное наращивание мощностей производства (переход к эксплуатации рабочих мест следующей ступени их специализации и подготовка соответствующих трудовых ресурсов - В5; то же самое на базе скооперированных нескольких производств - В6 и при реорганизации основного производства - В7 и В8).
4. Реорганизация производства (кооперирование (К2) для централизованного использования ресурсов или вспомогательного производства - В2, В4).
Таким образом, в зависимости от реализуемой программы осуществляется управление или развитием мощностей (создание нового производства), или функционированием мощностей и выпуском благ, или тем и другим одновременно (поэтапная модернизация производства, поэтапное создание новых мощностей).
Первая программа связана со стабильным функционированием производства после реализации любой из трех последующих программ. Сопряженные показатели выпускаемых благ неизменны. Система управления обеспечивает функционирование производственных мощностей для производства благ. Знания по этим вопросам накоплены в переходный период и овеществлены в документах или рабочих местах. Поэтому в управлении производством используются линейно-функциональные организационные структуры.
Развитие по второй программе предполагает увеличение выпуска благ за счет тиражирования производства. Методы управления производством благ и тиражированием известны. Поэтому для управления используются линейно-функциональные организационные структуры. Координационно-штабные звенья как элементы программно-целевых организационных структур управления появляются в двух случаях: во-первых, при поэтапном вводе новых мощностей, а во-вторых, при отставании перехода к использованию рабочих мест следующей ступени специализации в управленческой деятельности.
Третья программа развития производства направлена на существенное изменение любого из основных сопряженных показателей благ. Развитие производства и управление им ориентированы на модернизацию или создание нового производства на базе рабочих мест следующей ступени их специализации, в которых овеществлено больше знаний, чем в тех, которые использовались до реализации программы. Переход на следующую ступень развития специализации рабочих мест приводит к новой форме организации разделенного труда в производстве. Связи между занятыми в производстве и управлении в этот период (поэтапная модернизация или поэтапное создание нового производства) подвергаются изменениям. Это обусловливает использование в управлении производством программно-целевых организационных структур, в основном на базе матричных структур.
Четвертая программа развития ориентирована на кооперирование производства с другими для снижения затрат при использовании ресурсов и вспомогательного производства. Основные задачи системы управления при реализации этой программы, связанные с управлением производством благ и поддержанием функционирующих мощностей, реализуются в действующих линейно-функциональных организационных структурах управления. Однако отсутствие полноты знаний о функционировании скооперированных и реорганизованных производств заставляет использовать координационно-штабные подразделения на верхнем уровне структур управления производством до кооперирования.
Рассмотренное влияние программ развития производства на изменение - увеличение, 4 - уменьшение, ^ - без изменений) сопряженных параметров выпускаемых благ - объем, З - затраты, К - качество, А - ассортимент), параметров пирамиды структуры управления (5" - размер основания, Н - количество уровней) и на выбор типа организационной структуры управления (ЛФ - линейно-функциональная, ПЦ - программно-целевая) приведено в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Виды организационных структур управления в развивающихся производствах
Программы развития производства Параметры Используемая организационная структура управления
выпускаемых благ пирамиды структуры управления
б З К А 5 Н основная дополнительная
1 ЛФ -
2 т т т ЛФ ПЦ
3 т 4 т т т т ПЦ ЛФ
4 т 4 т т ЛФ ПЦ
Опыт развития производительных сил в нашей стране показывает, что форма организации производства формировалась в период массового использования рабочих мест, специализировавшихся в основном на выполнении однотипных наборов операций. Отраслевая форма организации определялась однородностью выпускаемых благ или однородностью используемых технологий, а также кооперированием (объединением) уровней организации производства. Формы организации непроизводственной сферы определяли процессы специализации по функциям обеспечения производства от НИОКР и подготовки кадров до материально-технического снабжения и реализации готового блага.
Каждой форме организации производства соответствовала определенная система управления: отраслевой - министерство; функциям обеспечения производства - комитеты; кооперированию уровней производства - соответствующие им системы управления от производственного участка до отрасли.
Базой формы организации производства были рабочие места определенной ступени развития их специализации. Переход на каждую следующую ступень развития специализации рабочих мест и одновременное увеличение их
разнообразия находили свое отражение в уменьшении числа кооперирования уровней производства в отрасли, в увеличении числа отраслей и, как следствие, в уменьшении числа уровней в системе управления ими.
Каждый переход на следующую ступень развития специализации используемых рабочих мест приводил к постоянному поглощению отраслями функций обеспечения производства благ. При этом росло многообразие отраслей. Поэтому структура национальной экономики стремилась к структуре в виде набора многопродуктовых отраслей, а процессы кооперирования производства смещались к отраслевому уровню.
Организационная структура управления современным производством сформировалась, как и структура производства, в период массового использования рабочих мест на ступени развития их специализации для выполнения однотипных наборов операций. В это время процесс оснащения рабочими местами управленческого труда только начинался. Поэтому рост числа работников в аппарате управления происходил как при экстенсивном (тиражирование), так и при интенсивном (переход к использованию рабочих мест следующей ступени специализации) развитии производства. При тиражировании производства происходил переход от специализации хозяйственно-организационных структур одного уровня (например, рабочее место) к хозяйственно-организационным структурам производства следующего уровня (соответственно участок из рабочих мест). Это приводило к соответствующему тиражированию уровней аппарата (организационной структуры) управления и, как следствие, к увеличению персонала на всех уровнях этого аппарата. В случае интенсивного развития производства уменьшение числа занятых в производстве компенсировалось с избытком ростом численности аппарата управления производством, численности создателей рабочих мест следующей ступени специализации, а также числа занятых в сфере обслуживания. Постоянный рост объема информации и знаний, необходимых для управления усложняющимся производством, также приводил к увеличению числа занятых в аппарате управления.
Приостановить процесс роста численности занятых в аппарате управления можно было только повышением производительности труда. На первом этапе это достигалось разделением труда, т. е. специализацией работников управления как внутри одного уровня управления, так и по всем уровням управления с одновременной рациональной организацией разделенного труда. Однако такие системы управления со временем достигали больших размеров и становились инертными, что приводило их в противоречие с динамично развивающимся производством. Дальнейшее функционирование управленческого труда не дало требуемого эффекта от развития производства благ. Выход процесса разделения управленческого труда на уровень рутинных операций позволил повысить производительность управленческого труда за счет применения соответствующих рабочих мест и дальнейшей рациональной организации их с работниками управления.
Таким образом, в системах управлениях живой труд стал заменяться овеществленным интеллектом в рабочих местах. Отметим, что функции планирования в управлении производством связаны с достижением общих целей функционирования и развития производства. При использовании рабочих
мест по переработке больших объемов информации формирование перспективных и текущих планов смещается на более высокие уровни структуры управления, вместе с тем там увеличивается число занятых.
Рассмотренное увеличение производительности управленческого труда, связанное с овеществленными знаниями о технологии управления и заменой ими живого труда, применимо в первую очередь к функциям управления, которые потребляют большую часть общественного времени. К ним относятся функции планирования и контроля. Из остальных функций управления функция организации наиболее инертна, что позволяет реализовывать ее без овеществленного интеллекта, а функции координации и мотивации сложны для формализации и, следовательно, для использования овеществленного интеллекта.
На современном этапе развития производительных сил для того, чтобы быть конкурентоспособным, производство должно постоянно реагировать на изменяющийся спрос. Эта реакция выражается в постоянном росте производительности труда за счет его разделения и использования рабочих мест, в которых овеществлен дополнительный объем знаний о технологии производства благ. Изменение соотношения между овеществленным и живым трудом в производстве требует рациональной формы их организации. При этом постоянно сокращается продолжительность периода использования той или иной организационной структуры управления производством.
Рост частоты смены организационных структур управления определяет тенденцию к использованию матричных структур управления, в универсальные формы которых хорошо укладываются как линейно-функциональные, так и программно-целевые организационные структуры. Универсальность матричных структур (возможность специализации под оба типа организационных структур), а следовательно, и избыточность при реализации на них одной из структур является платой за возможность своевременного установления соответствия организационной структуры управления производством своему назначению. Выявление рациональной величины избыточности структуры управления при существующих ограничениях на ресурсы является отдельной задачей.
Предложенное описание периодического развития производительных сил отражает поэтапное овеществление новых знаний в рабочих местах в формах организации овеществленного и живого труда, а также в организационных структурах управления живым трудом. Используя методы идентификации периодических изменений количественных характеристик и параметров развития производительных сил, можно перейти к решению вопросов как качественного, так и количественного прогнозирования их развития.
Список литературы
1. Чуйко А. С. Еще одна концепция периодичности в развитии производительных сил // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 1 (55).
2. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. - М. : Экономика,
2004.