Научная статья на тему 'Эрратофактология высшего менеджмента по формированию хозяйственного механизма и развитию инвестиционной деятельности в России'

Эрратофактология высшего менеджмента по формированию хозяйственного механизма и развитию инвестиционной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭРРАТОФАКТЫ / ЭРРАТОФАКТОЛОГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ERRATOFAKT / ERRATOFAKTOLOGY / INVESTMENT ACTIVITY IN THE AGRIBUSINESS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канчукоев В. О., Кодзов М. Х., Цечоева З. С.

Проведен ретроанализ аграрных реформ в России, выявлены и систематизированы эрратофакты и предложены алгоритмы и направления деятельности по недопущению ошибок при принятии управленческих решений высшим менеджментом страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Канчукоев В. О., Кодзов М. Х., Цечоева З. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Erratofaktology of the highest management on the formation of economic mechanism and the development of investment activity in Russia

Is carried out the retro-analysis of the agrarian reforms in Russia, are revealed and systematized erratofakt and are proposed algorithms and directions of activity in the non-admission of errors with making of administrative decisions by the highest management of the country.

Текст научной работы на тему «Эрратофактология высшего менеджмента по формированию хозяйственного механизма и развитию инвестиционной деятельности в России»

ЭРРАТОФАКТОЛОГИЯ ВЫСШЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА И РАЗВИТИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

КАНЧУКОЕВ В.О.,

доктор экономических наук, профессор,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

e-mail: [email protected];

КОДЗОВ М.Х.,

соискатель,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

e-mail: [email protected];

ЦЕЧОЕВА З.С.,

соискатель,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

e-mail: [email protected]

Проведен ретроанализ аграрных реформ в России, выявлены и систематизированы эрратофакты и предложены алгоритмы и направления деятельности по недопущению ошибок при принятии управленческих решений высшим менеджментом страны.

Ключевые слова: эрратофакты; эрратофактология; инвестиционная деятельность в агропромышленном комплексе Российской Федерации.

Is carried out the retra-analysis of the agrarian reforms in Russia, are revealed and systematized erratofakt and are proposed algorithms and directions of activity in the non-admission of errors with making of administrative decisions by the highest management of the country.

Keywords: erratofakt; erratofaktology; investment activity in the agribusiness of the Russian Federation.

Коды классификатора JEL: Р41.

Рассмотрение вопросов становления хозяйственных систем и формирования институтов инвестиционной деятельности, непосредственно связанных со сменой социально-экономической системы России (РосСЭС), — актуальная и сложная задача экономической науки.

Хозяйственный механизм, как система регулирования организационноэкономических процессов, основан на определенных принципах. Представляется,

© Канчукоев В.О., Кодзов М.Х., Цечоева З.С., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

что их неучет, в первую очередь, подвел высший менеджмент России к массовым эрратофактам1 при проведении реформ, особенно аграрных.

В качестве понятия, характеризующего наиболее часто встречающиеся и повторяющиеся ошибочные управленческие решения, мы предлагаем ввести термин «эрратофакты принятия управленческих решений». Данная гипотеза послужила основанием для объявления области науки в экономике и управлении — «эрра-тофактологии», призванной обобщить методы исследования наиболее часто допускавшихся ошибок при принятии управленческих решений на всех уровнях для целей предотвращения их повторения, как сегодня, так и в перспективе. Как принято у математиков, это, так сказать, «метод принятия управленческого решения от противного», исключающий повторные «наступления на одни и те же грабли».

Результаты наших исследований мы изложим в двух плоскостях — это: эрра-тофактология формирования и развития хозяйственного механизма и инвестиционной деятельности в АПК России (1); поэлементные эрратофакты восстановления и развития инвестиционной сферы и финансово-кредитной системы (ИСиФКС) АПК России (2).

Новейший реформенный период в аграрной сфере России начался в 1991 г. и продолжается по настоящее время. Здесь мы выделяем 4 этапа, ретроанализ которых позволяет выделить базовые положения в экономике и инвестиционной деятельности для учета их в прогнозе [1-7].

Первый этап: 1991-1993 гг. В течение 1992 г. намечались реорганизация всех постсоциалистических сельскохозяйственных предприятий и их перевод на рыночные принципы хозяйствования. Предполагалась приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Колхозы и совхозы должны были привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который не предусматривает функционирование колхозов и совхозов. Перед органами государственного управления АПК РФ ставились следующие задачи: создание благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса (1); проведение аграрной реформы (2); организация подготовки кадров для АПК (3); содействие развитию аграрной науки и распространение передовых технологий и новых методов хозяйствования (4). Органам исполнительной власти предписывалось обеспечить контроль реализации прав членов колхозов и государственных предприятий по образованию крестьянских (фермерских) хозяйств. Действия правительства были скоординированными и направленными на ликвидацию существовавших форм собственности и хозяйствования, а не на стимулирование эффективности производства отечественных товаров и такой же работы их производителей. Результативность процесса определялась не показателями эффективности производства, а численностью реформированных хозяйств. По состоянию на 1 января 1993 г. (т.е. за первый год реформ) по РФ было перерегистрировано 77% колхозов и совхозов. Сохранили свой статус 6 990 колхозов и совхозов, что составило 35% числа перерегистрированных (19 719). На 1 января 1994 г. процесс реорганизации колхозов и совхозов охватил 24 344 хозяйства, что составило 95% их наличия. Этот период характеризуется началом реформ и подготовкой к переходу на рыночные отношения.

1 От латинского слова errata — ошибка, отсюда «эрратофакт» — факт ошибки, «эрратофактология» — область науки, исследующая наиболее часто допускаемые ошибки при принятии управленческих решений.

Второй этап: 1994-1995 гг. На этом этапе реформ предполагалось создавать условия для выхода из кризиса, развития производства на основе всех форм собственности. Кредитная политика была нацелена на льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей. На 1995 г. планировалось, что предельный размер процентной ставки по кредитам для сельскохозяйственных предприятий независимо от их источников не должен превышать 30% от учетной ставки ЦБ РФ со сроком погашения не менее года. Для приобретения племенного скота и сельскохозяйственной техники долгосрочные кредиты планировалось выдавать с 1995 г. на срок более 5 лет именно по такой схеме и на таких условиях. По квотируемой сельскохозяйственной продукции, поставляемой в общефедеральный фонд и региональные фонды, предусматривались государственные гарантированные закупочные цены. Налоговая политика предполагала уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями только одного земельного налога. В 1995 г. к реформированию села подключается Госкомимущество Российской Федерации. Узаконивается продажа земельных долей, а организация производственных сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств на селе Правительством признается наиболее перспективной. Неоправданно ослабевает государственное регулирование процесса реформирования аграрного сектора и т. д., порождая много негативных явлений. И мы считаем их причинами именно эрратофакты: ослабевает государственный контроль цен и оплаты труда; довлеет дефицит бюджета; в анахронизм превратился повсеместный спад производства; сокращаются посевные площади; снижается плодородие сельскохозяйственных угодий; уменьшается количество вносимых удобрений; накатом увеличивается число неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, переросшее в кризис платежей; разрушаются связи и т.д. На этом этапе (точнее в период до 1998 г.) происходила чековая приватизация основных фондов, создавался рыночный механизм управления, развивалась биржевая торговля, усиливались процессы свертывания воспроизводства, скапливалось просроченное незавершенное строительство, галопировала инфляция, секвестровались бюджетные расходы, проводилась ежегодная переоценка фондов — это тоже результаты эрратофактов высшего менеджмента АПК страны.

Третий этап: с 1996 г. по октябрь 2002 г. Следует заметить, что в России наметились контуры преобразования колхозов и совхозов в арендные, коллективнодолевые, индивидуальные и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые тяготеют как к прямому, так и к косвенному государственному регулированию. Преобладающей формой собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей становится частная форма — долевая и совместная. В собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей к 1998 г. закреплено 93% площадей сельскохозяйственных угодий. Широкое развитие получает индивидуальный сектор. Преобразованные в кооперативы колхозы и совхозы продолжают функционировать в том же качестве. Не найден вариант законодательного регулирования деятельности кооперативов. Но системный анализ проводимых преобразований в АПК за последние годы позволяет сделать ряд важных общих выводов, которые можно сгруппировать по двум направлениям: позитивные изменения и изменения негативного характера.

Четвертый этап: с начала 2003 года по настоящее время. Он связан с принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ния» в конце 2003 г. Однако нормы этого закона не получили широкого распространения в малоземельных регионах РФ. Имеются и другие, ставшие анахронизмами эрратофакты принятия управленческих решений.

Исследования ученых, посвященные первым трем этапам аграрных реформ, нашли отражение в материалах различных изданий, научных журналах и т.д. В силу актуальности проблем четвертого этапа аграрной реформы, необходимости обобщения опыта его проведения и определения перспектив дальнейшего совершенствования проводимых мероприятий, мы и предприняли настоящие исследования.

В 90-х годах прошлого столетия РосСЭС сотрясала так называемая «шоковая терапия», принятая как модель переходной экономики, основанная на максимальной либерализации экономических отношений. Но анализ указывает на негативные последствия его реализации. Очевидно, что это результат принципиальных ошибок, заложенных в реформы при принятии государством стратегических управленческих решений.

Основные эрратофакты концепции «шоковой терапии» мы систематизировали и представили в виде пяти блок-схем (см. рис. 1-5) [7]. При этом каждой блок-схеме соответствует укрупненный эрратофактологический «узел», специально выделенный нами в ходе их систематизации. Частота «встречи» с тем или иным эрратофактом выстроена по стохастическому принципу.

Алгоритм решения научной проблемы: Блок-схема I

Философия концепции научного подхода к модели реформирования — «причина» (вход)

Упрощенное понимание рынка и рыночныхотношений, как элементарной системы, основанной на свободной купле-продаже, исключающей какое-либо их государственное регулирование (автоматическое саморегулирование рынка)

Эрратофакты, или ошибки, подтвержденные управленческой практикой — «следствие» (выход)

Нарушение межотраслевых отношений.

Резкое ухудшение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Устойчивый спад и невыгодность производства в большинстве сельскохозяйственных предприятий

Авторский вариант обоснования причинноследственных связей по более реалистичной программе — «альтернатива» (вход-выход)

Рыночные отношения представляют собой более сложную СЭС, чем плановодирективная система, т.к. они существенно усиливают прямое и косвенное воздействие экономических рычагов на каждый субъект и объект рынка

Алгоритм решения научной проблемы: Блок-схема II

Философия концепции научного подхода к модели реформирования — «причина»

(вход)

Устаревший подход к формированию организа-ционно-экономи ческой структуры субъектов рынка, когда многие видные ученые и практики утверждали, что эффективно функционировать на свободном рынке могут только частные собственники

Эрратофакты или ошибки, подтвержденные управленческой практикой — «следствие» (выход)

Принятие законодательных актов об ускоренной реорганизации крупных госпредприятий и коллективных хозяйств без учета их реальной эффективности.

Массовое и поспешное создание малоэффективных К(Ф)Х-«одногодок». Преувеличение роли личного подсобного хозяйства в продовольственном обеспечении страны

Авторский вариант обоснования причинно-следственных связей по более реалистичной программе — «альтернатива» (вход-выход)

На рынке может и должен выступать любой собственник: частный, коллективный, кооперативный, государственный.

Многоукладная структура хозяйствования, т.е. условия для здоровой рыночной конкуренции.

Товаропроизводитель — есть реальный собственник подлежащего к реализации товара и получаемого им дохода. Самостоятельность производителя товара по ценах и сбыту

Рис. 2. Концепция «шоковой терапии»: эрратоузел собственности

Алгоритм решения научной проблемы: Блок-схема III

Философия концепции научного подхода к модели реформирования — «причина» (вход)

Панацея все разрешающей эффективности лишь институциональных изменений в СЭС страны и в АПК, в частности, при переходе к рыночным условиям хозяйствования. Этим самым было проигнорировано определение приоритетов и соответствующих им ресурсов для реализации каждого этапа развития

Эрратофакты,

или

ошибки, подтвержденные управленческой практикой — «следствие» (выход)

Инвестиционная деятельность так и не развернулась. Производственные мощности не обновляются. Плодородие почв убывает, сельхозугодья продолжают катастрофически истощаться.

Производительность труда во всех сферах экономической деятельности падает. Оплата за труд потеряла всякую мотивацию со стороны исполнителей работ

Авторский вариант обоснования причинно-следственных связей по более реалистичной программе — «альтернатива» (вход-выход)

В основе деятельности предприятий всех форм должны быть: высокий уровень и масштабы использования достижений НТП; качественное обновление производственного потенциала; высокая квалификация работников; заинтересованность работников в достижении конечных результатов; обеспечение социальной защищенности через уровень МРОТ не ниже прожиточного минимума и др.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

Алгоритм решения научной проблемы: Блок-схема IV

Философия концепции научного подхода к модели реформирования — «причина» (вход)

Уравнительный подход в формировании рынка товаров (продукции, работ и услуг), что в свою очередь повлекло негативное воздействие макроэкономических факторов на формирование Российского национального рынка, в особенности наименее организованного продовольственного рынка

Эрратофакты,

или

ошибки, подтвержденные управленческой практикой — «следствие» (выход)

Падение уровня доходов населения, порой до критического уровня, когда две трети россиян оказались за чертой бедности. Гиперинфляция, сведшая на нет все сбережения населения.

Черный вторник 17 августа 1998 г. (в комментариях не нуждается).

Кризис платежей

Авторский вариант обоснования причинно-следственных связей по более реалистичной программе — «альтернатива» (вход-выход)

Новые экономические отношения необходимо было проводить в жизнь поэтапно с учетом специфики российских условий, особенно в сфере агропромышленного производства.

Закон о земле заслуживал более детальной проработки, а его принятие могло послужить самым мощным стимулом развития аграрных реформ

Рис. 4. Концепция «шоковой терапии»: эрратоузелуравниловки

Алгоритм решения научной проблемы: Блок-схема V

Философия концепции научного подхода к модели реформирования — «причина»

(вход)

Идея разделения функций производства и социального обеспечения по западному образцу, без учета специфики российского села, которая заключалась в том, что хозяйствующие субъекты одновременно являлись центрами сельских поселений и несли существенную социальную нагрузку

Эрратофакты,

или

ошибки, подтвержденные управленческой практикой — «следствие» (выход)

Мелкий частный собственник, на которого планировалось перенести социальное бремя на селе, не состоялся.

Механизм финансирования социальной сферы села также потерпел фиаско: федеральный бюджет просто не смог выдержать подобных расходов, а затухшее производство не дало ощутимой подпитки

Авторский вариант обоснования причинно-следственных связей по более реалистичной программе — «альтернатива» (вход-выход)

Социальное, адресное, целевое планирование, наполнение и исполнение бюджетов всех уровней с государственным контролем их исполнения.

Реорганизуемые местные органы власти должны быть наделены соответствующими ресурсами, правами распоряжаться ими, а также ответственностью за их соблюдение и исполнение

Таким образом, можно заключить, что пройденные этапы перехода страны к рыночным отношениям обнажили существенные эрратофакты, как при принятии, так и при реализации принятых государством управленческих решений. Но выявленные несовершенство и неприемлемость целого ряда положений и методов формирования рыночной экономики в нашей стране — это не самая большая беда. Беда будет состоять в том, если своевременно не распознать, не проанализировать, не оценить их с созидательных позиций.

Как нам представляется, в АПК России необходимо использовать такие приемы, которые позволяли бы обеспечить: во-первых, сочетание само- или собственно- и государственного регулирования рынка; во-вторых, равноправное участие на рынке субъектов всех форм организации и собственности при условии, что они являются собственниками реализуемой продукции, работ, услуг и полученных доходов (максимальное исключение посредников); в-третьих, проведение экономических преобразований, позволяющих адаптироваться товаропроизводителям к рынку; в-четвертых, формирование макроэкономических механизмов реформирования РосСЭС, хозяйственного механизма и инвестиционной деятельности необходимо осуществлять с учетом роли АПК в функционировании экономики страны, а также обратного влияния его состояния на российский рынок инвестиций.

Поэлементные эрратофакты восстановления и развития инвестиционной сферы и финансово-кредитной системы АПК России изложим ниже. Закономерным следствием крупных просчетов в стратегии и тактике начатой в 1991 г. аграрной реформы стали кризисные явления в АПК России. Поспешность выбора приоритетов в проведении аграрных преобразований привела к диспропорциям во всех сферах АПК, глубокому спаду производства, потере большинством агропромышленных товаропроизводителей финансовой устойчивости, ухудшению качества жизни сельского населения. При этом всякая инвестиционная деятельность свернулась. Кризис агропромышленного производства обусловлен не только общеэкономическими факторами и резким ослаблением государственного регулирования на макроэкономическом уровне, его причины многообразны и являются следствием как ошибок, допущенных при его преобразовании, так и структурных диспропорций, сложившихся еще до реформ.

Реализуемая в настоящее время политика в отношении товаропроизводителей АПК, как ни парадоксально, сформирована не на основе комплексного анализа допускавшихся управленческих эрратофактов кризиса аграрного сектора экономики и отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы. Она основывается на упрощенном восприятии рынка и способов его государственного регулирования. В результате принимаемые управленческие решения носят декларативный и фрагментарный характер, ориентированы на краткосрочные проблемы АПК. Эти меры неадекватны существующей экономической ситуации. Они основываются только на «линейности» во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами рынка и органами власти в форме прямой поддержки отдельных производств из бюджета (за счет выплат дотаций и компенсаций, льготного кредитования лизинга, списания задолженности и т.п.), с одной стороны. С другой стороны — на административном регулировании производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и каналов реализации продукции.

Старая система характеризовалась следующими отличительными чертами в сфере аграрных финансов: цены на ресурсы и продукцию АПК и сельского хозяй-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ства фиксировались государством (государством задавалось и их соотношение; плановость экономики требовала соблюдения равновыгодности аграрного производства каждой из отраслей, и в каждом регионе, что, в свою очередь, обусловливало отраслевую и региональную дифференциацию цен); инвестиции и оборотные средства выделялись централизованно, под объемы запланированного производства и под символические проценты; внутрихозяйственные показатели затрат и прибыли также нормировались централизованно. Будучи логически увязанными с принятой экономической парадигмой, эти нормы адекватно обслуживали аграрный сектор экономики.

К 1980-м годам советская система в целом исчерпала источники саморазвития, стала тормозом в аграрно-продовольственном секторе страны. Причин здесь много. Однако основные из них, следующие: дешевизна ресурсов для сельского хозяйства вела к их крайне неэффективному использованию; зональная дифференциация цен обусловливала нерациональную территориальную специализацию, недостатки которой время от времени приходилось корректировать внешнеэкономическими методами; проводимые регулярные списания банковских долгов сельхозпроизводителям порождали феномен финансовой безответственности и недисциплинированности; централизованное распределение финансовых ресурсов нарушало принцип естественного отбора наиболее эффективных производств, т.е. действовало дестимулирующим образом.

Первые шаги в области общей экономической реформы привели к резким изменениям в финансовой сфере АПК, которые затронули механизм финансовых взаимоотношений государства и АПК. Старая система фактически отмерла, возникла потребность в государственной поддержке АПК и сельского хозяйства. Изменился механизм централизованного кредитования. Финансовое положение аг-ропромтоваропроизводителей резко изменилось в силу изменений структуры цен в экономике. Началось формирование системы рыночной инфраструктуры, предоставляющей аграрному сектору принципиально иные возможности доступа к финансовым ресурсам. Таким образом, финансово-кредитную систему АПК России сегодня можно характеризовать двояко. Накоплен ряд ошибок — эрратофактов — в политике реформирования этой сферы, которые достаточно трудно исправить. Государственная аграрная инвестиционная политика в своей финансовой части все же эволюционирует от прямого распределения кредитов и инвестиций к поддержанию кредитной активности хозяйствующих субъектов в АПК. Это первое. И второе: возникают и начинают утверждаться элементы рыночной финансовой инфрастуктуры в АПК. Вывод — необходимо совершенствование государственного регулирующего воздействия. Вот некоторые направления в данной работе: бюджетные средства должны распределяться на конкурсной основе; при выработке инвестиционной политики развития в АПК усилия необходимо направить на формирование новой институциональной, отраслевой структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей России и ее субъектов-регионов в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, максимально адаптировать их к работе с ориентацией на собственные ресурсы и т.д.

Итоги, принципы, закономерности и направления деятельности, определяющие перспективы социально-экономического развития АПК РФ, после их систематизации в восьми основных пунктах, мы приводим ниже2:

2 В своеобразных дробях числителями выступают определения самих принципов (они изложены жирным курсивом под пунктами от 1.0.0. до 8.0.0.), а знаменателями — их характеристики (они изложены обычным шрифтом пунктами от 1.1.0. до 8.0.0.).

1.0.0. Усиление демократизации экономики с целью социализации общества через институты собственности и управления.

1.1.0. Необходимо создавать конкурентную среду, гарантированно развивающую экономику.

1.2.0. В социально-экономическом плане монопольная форма частной собственности является менее эффективной, чем государственная форма собственности.

1.3.0. Экономика развивается по мере рассредоточения собственности в руках значительной части населения, а именно перехода от монопольной формы частной собственности к демократической форме.

1.4.0. Регламентация антимонопольной и контролирующей деятельности государственных структур является условием дальнейшего развития национальной и региональной экономики.

1.5.0. Опыт мирового развития позволяет заключить, что:

1.5.1. Трансформация собственности происходит по схеме: «крупные монополии — рост числа мелких собственников небольших хозяйственных субъектов — рост числа мелких собственников (акционеров) крупных хозяйствующих субъектов — рост числа крупных корпоративных национальных предприятий».

1.5.2. Развитие системы менеджмента происходит путем усиления участия рабочих в управлении предприятиями по двум причинам: с одной стороны — под давлением государства, с другой стороны — по требованию самих трудящихся.

1.5.3. Трудоотдача выше в увеличивающихся (как по численности, так и по доле в соответствующих рынках товаров, работ и услуг) народных предприятиях.

2.0.0. Придание институту регулирования в экономике, в первую очередь, инвестирования в экономиках отсталых и депрессивных регионов статуса востребованного метода управления.

2.1.0. Формирование института регулирования межотраслевых пропорций в АПК с учетом особенностей той или иной отрасли и сферы, без учета которого то там, то тут неизбежно наступает кризис.

2.1.1. Внедрение в практику оказания существенной финансовой поддержки российским производителям агропромышленной продукции. Например, государственная помощь сельскому хозяйству составляет: в странах ЕС — 38%, в Швейцарии — 76, в Японии и Финляндии — 72%.

2.2.0. Хозяйственный механизм и хозяйственное управление АПК должны базироваться на достижениях экономической науки.

3.0.0. Усиление контролирующей роли государственных органов власти и оперативно-хозяйственного управления.

3.1.0. Бюджетный потенциал страны и регионов зависит от степени контроля государственными органами коммерческой и иной деятельности хозяйствующих субъектов национальной экономики.

3.1.1. Роль налоговых инспекций, полиции, других специальных органов государства в развитых странах значительно выше, чем в отстающих странах.

3.1.2. Аналогичное положение наблюдается и в региональном срезе с оценкой места и значения вышеуказанных служб в нашей стране.

3.2.0. Придание Законам РФ статуса «неукоснительно выполняющихся правил поведения игроков на российском национальном рынке», означающее выстраивание качественного и системного осуществления контроля соблюдения предприятиями и гражданами законов.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

4.0.0. Установление защитных и стимулирующих функций государства в области социальной и экологической направленности.

4.1.0. В ходе реформ и по мере развития экономики государство берет на себя все большее число социальных задач, как-то: стимулирование социальной сферы, а именно роста численности населения, защита инвалидов, безработных и малоимущих, забота об учащихся и т.д.

4.1.1. В донорских и дотируемых регионах РФ соотношения уровней и качества жизни населения не являются адекватными их образующим бюджет составляющим.

4.1.2. Расширение функции государства в области финансирования и строительства объектов социальной сферы, особенно на селе.

4.2.0. Формирование института защиты гражданских и иных прав и свобод населения, в особенности потребителя.

5.0.0. Правовое и организационное оформление созидающей роли местного самоуправления или демократизация территориального управления.

5.1.0. Местное самоуправление как основа народовластия, с одной стороны, и как условие социально-экономического развития данной территории и государства, с другой стороны, должно развиваться через демократизацию налоговой системы путем увеличения налоговых поступлений, остающихся в распоряжении местных органов власти.

6.0.0. Придание интеллектуальной собственности (интеллектуальному труду) равноправного статуса со всеми видами собственности.

6.1.0. Признание решающей роли интеллекта в социально-экономическом развитии общества посредством демократизации отношений между капиталом и трудом.

6.1.1. Интеллектуальная собственность гражданина должна быть признана как наиболее активная и эффективная форма капитала, которая может участвовать в формировании уставного капитала предприятия.

6.1.2. Человеческий капитал должен быть признан как основной фактор и ресурс общества, а именно, соотношение оценки человеческого и финансового капиталов должно изменяться в пользу первого.

7.0.0. Формирование и развитие инновационно-ориентированных социально-экономических систем.

7.1.0. Государства, комплексы, отрасли, предприятия, разрабатывая и реализуя достижения НТП, должны обеспечивать себе ключевые условия конкурентоспособности.

7.1.1. Государства, регионы и предприятия, лидирующие в области НТП, находятся в более выгодном экономическом положении, чем отстающие их собратья.

7.2.0. Высокая эффективность научно-технических разработок должна обеспечивать финансирование наиболее прогрессивных его направлений.

8.0.0. Организация управления АПК, адекватного требованиям рынка.

Таким образом, реализация результатов наших исследований по совершенствованию хозяйственного механизма АПК, инвестиционной деятельности и финансово-кредитной системы позволят государству решать (не допуская эррато-фактов) как стратегические, так и тактические задачи восстановления и дальнейшего развития РосСЭС в данных, жизненно важных сферах, т.е. охватить своим воздействием основные элементы управления (планирование, прогнозирование, организация управления и т.п.), а также внедрить стимулирующие экономическое развитие финансовые регуляторы (цены, тарифы, кредит, налоги и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграрная реформа в России: Документы и материалы. М.: Республика, 1992.

2. Блиева Л.В., Соблиров Ф.К., Хачетлова Е.Р. Эффективность землепользования предприятий различных организационно-правовых форм в сельскохозяйственном производстве региона // Тегга есопошкиБ. 2010. Т. 8. № 1. Ч. 3.

3. Канчукоев В.О., Иванова З.М., Машукова Б.С. Эколого-экономические проблемы и приоритеты развития пригородных аграрно-рекреационных территорий // Тегга есопошкш. 2010. Т. 8. № 1. Ч. 3.

4. КанчукоевВ.О., СадулаевБ.А.-М.,Цечоева З.С. Перманентные проблемы управления экономическим развитием региональных хозяйственных систем // Тегга есо-пошкш. 2009. Т. 7. № 4. Ч. 2.

5. Канчукоев В.О., Канчукоева Л.Б., Соблирова Л.К. Инновационно-инвестиционная

деятельность в региональной хозяйственной системе: организационно-

экономические проблемы управления и пути их решения // Тегга есопошкш. 2009. Т. 7. № 4. Ч. 2.

6. О социально-экономических результатах реформы в агропромышленном производстве (научный доклад). М.: Отделение экономики и земельных отношений РАСХН, 1996.

7. Седьмой регион: наука и практика / Сборник научных трудов ученых и соискателей / Под общ. ред. В.О. Канчукоева. Нальчик: Полиграфсервис и Т., 20022008. Вып. 1-7.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.