ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ПЕРМАНЕНТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
В.О. КАНЧУКОЕВ,
профессор, д.э.н., КБГСХА,
e-mail: kvo1952@mail.ru; Б.А.-М. САДУЛАЕВ,
соискатель,
КБГСХА,
e-mail: kvo1952@mail.ru;
З.С. ЦЕЧОЕВА,
соискатель,
КБГСХА,
e-mail: kvo1952@mail.ru
Раскрываются перманентные проблемы управления, подходы к разработке стратегии научно-технического развития региональных хозяйственных систем и результаты локализованных изысканий в данной области.
Ключевые слова: перманентные проблемы управления; стратегическое управление; научно-техническое развитие; инновации; инвестиции; налоговое стимулирование; системы электронного документооборота.
Коды классификатора JEL: О18.
Постоянно присутствующие при формировании, функционировании и развитии социально-экономических систем, в том числе региональных хозяйственных комплексов, негативные факторы и условия мы называем перманентными проблемами управления этими процессами. В любой социально-экономической системе — от феодализма до капитализма — и сейчас, при смешанной экономике, когда в России утверждаются принципы рыночной экономики, проблемы организации управления остаются непреходящими. Сменяя одна другую, усложняясь и, увеличиваясь в масштабах, они тормозят прогрессивное экономическое развитие общества.
В контексте темы данного исследования нам следует прибегнуть к использованию методов стратегического планирования. Априори, что менеджмент региональной хозяйственной системы должен внедрять в производство новую технику, технологии, экономически обоснованно выбирая стратегии развития. Квалифицированно разработанная стратегия предполагает комплекс действий, укрепляющих жизнеспособность предприятия по отношению к конкурентам, в том числе за счет активного продвижения новой научно-технической и технологической продукции. Стратегия должна быть отзывчивой на запросы реалий: при стремительной смене экономической обстановки она должна быть изменена в нужном направлении. В ней должны быть реализованы, разработанные программы производственно-финансовой деятельности, внешней интеграции и кооперации, организационноуправленческие ориентиры развития и т.п.
Стратегическое планирование должно опираться на комплексный анализ внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов. Процессы и изменения во внешней среде оказывают большое влияние на предприятие. Важнейшими факторами внешней среды являются социально-поведенческие, экологические. демографические изменения и образовательный уровень потребителей. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия.
Любая конкурентоспособная единица (предприятие, производственный комплекс, региональная хозяйственная система в целом) вынуждена производить продукцию, относящуюся к трем последовательным направлениям: уходящему, господствующему и перспективному. И, важно, так спланировать объемы, сроки начала и сокращения их выпуска, чтобы сохранить конкурентоспособность. При этом прогнозирование производства проходит, как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный, между которыми имеются статистические связи через лаг.
Разработка научно-технической политики регионального развития предполагает мониторинг отечественных и мировых тенденций развития науки и техники. Последовательность этапов ее разработки такова: первый — составление морфологической классификации предметной области; второй — разработка рубрикатора предметной области, по которой из разных источников отбираются документы по интересующей проблематике; третий, четвертый и пятый этапы, соответственно, — поиск исходной информации, анализ полученных результатов и разработка рекомендаций по формированию научно-технической политики для высшего менеджмента.
В рыночных условиях новая стратегия выбирается с учетом реализации инвестиционных и научнотехнических проектов. Разработка осуществляется по каждому направлению деятельности, выделенному при постановке цели.
Стратегическое планирование — систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчета и выбора альтернатив. Система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организации, а также управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени.
Рассматривая генезис рыночных отношений в России и ее регионах, можно заключить, что организационное развитие субъектов рынка проходит в соответствии с объективными экономическими законами. Анализ динамики организационной структуры позволяет сделать следующие два вывода: первый вывод — каждая спроектированная организационная структура в виде управленческой системы или др., по своим параметрам зако-
© В.О. Канчукоев, Б.А.-М. Садулаев, З.С. Цечоева, 2009
ПЕРМАНЕНТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ... 251
номерно отстает от постоянно развивающейся рыночной ситуации; вывод второй — всякая организационная структура, спроектированная на достаточно конкретные и прогнозируемые условия рынка, всегда не соответствует ему в силу действия внутренних факторов организационной системы.
В целях снижения действия негативных факторов, индуцированных вышеперечисленными закономерностями, крайне важно разработать меры целенаправленной и адресной поддержки товаропроизводителей, обеспечивающей рост производства по приоритетным направлениям. (Изучение бразильского опыта показало, что в этой стране активно субсидируют сельское хозяйство и даже кормопроизводство. Например, за 1 т кукурузы выплачивается около 100 долл. дотаций. Если бы российским товаропроизводителям выдавали по 100 долл. на 1 га сельхозугодий, они могли бы работать нормально, ибо это тот уровень затрат, который складывается в ходе весенних полевых работ [1, с. 132]).
Эффективной работе производственных комплексов в регионах могут способствовать инновации, но следует напомнить, что инновация — это тот же продукт и его кто-то должен купить. Научные коллективы не должны работать впустую, поскольку любая разработка требует немалых вложений, которые иногда окупаются за 10-15 лет. Государству необходимо создавать механизм внедрения инноваций. Если инновационные продукты перспективны и официально подтверждены, они могут кардинально изменять все — технологию, экономику, организацию производства, условия труда. Создание новаций государство должно поддерживать, привлекая бизнес, представители которого способны оценить реальную эффективность каждой новинки и обеспечить достижение конкурентоспособности производства.
Создание эффективной национальной инновационной системы должно носить экономико-социальный характер. Некоторые эксперты-экономисты считают, что возможно лишь одно из двух — либо развивать бизнес, либо проводить социальную политику. Чтобы обеспечить устойчивое развитие территорий, важно определить подход к тому, как его оценивать. К примеру, на Западе многие государства переименовали министерства сельского хозяйства в министерства устойчивого развития.
Необходимо ускорение модернизации экономики на основе технологических нововведений, увеличение числа промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, решение задач, связанных с поддержанием и воспроизводством природных ресурсов в стране.
Основные направления реализации стратегического управления научно-техническим развитием производственных комплексов региона, позволяющие на современном этапе более или менее положительно разрешать перманентные проблемы саморазвития, на наш взгляд, включают в себя:
1. Развитие среды генерации знаний (развитие интеграции научных, образовательных и предпринимательских структур).
2. Создание системы научно-технического прогнозирования совместно с бизнесом (установление приоритетов технологического развития, перечня критических технологий и механизмов их реализации).
3. Обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок (создание условий для повышения инвестиционной привлекательности научных организаций; поддержка малого бизнеса).
4. Поддержка спроса на инновационную продукцию (создание технико-внедренческих зон, разработка отраслевых технологических программ и прорывных инновационных проектов с использованием механизма частно-государственного партнерства).
5. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы (развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов, развитие венчурного финансирования).
5. Поддержка воспроизводства кадрового потенциала науки, подготовка кадров для инновационной сферы, при относительной стабилизации численности исследователей.
Региональные стратегии должны соответствовать требованиям национальных проектов развития, направленных не на решение локальных задач, а на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и, влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом [2, с. 222].
Выбор стратегии регионального развития должен определяться, во-первых, остротой барьеров роста, наметившихся в тех или иных секторах; во-вторых, — потенциальным вкладом стратегии в увеличение темпов роста ВРП и ее влиянием на качество экономического роста; в-третьих, — необходимостью активного организационного и финансового участия государства в реализации стратегии — в отличие от развития секторов, ведомых силами конкуренции, без принятия государством значительных обязательств.
Таким образом, целью разработки планов стратегического научно-технического развития региональных производственных комплексов является ускорение темпов роста объемов производства на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем территорий. Этим интересам и должны послужить предложенные нами и, рассмотренные в статье, методические подходы к решению проблем НТП регионального развития.
Далее, приведем некоторые результаты локального исследования градообразующего для большинства регионов ЮФО производственного комплекса — АПК [3]. Проведенный экономический анализ и оценка управленческих мер воздействия на развитие научно-технического прогресса в агропромышленных комплексах национальных республик ЮФО позволяет сделать вывод о том, что они нуждаются во всесторонней государственной поддержке и совершенствовании организационно-экономического механизма хозяйствования. Для этого, на наш взгляд, необходимо:
— переработать механизмы налогового регулирования и совершенствовать финансово-кредитную систему;
— провести корректировку курса проводимой аграрной реформы с учетом специфических условий обследуемых регионов;
— создать конкурентную среду не только среди сельских товаропроизводителей, но и среди перерабатывающих и агросервисных предприятий;
— разработать и задействовать экономический механизм, обеспечивающий взаимную заинтересованность в повышении эффективности производства всех участников аграрного рынка;
— провести структурную перестройку производства во всех отраслях АПК при приоритетном развитии уже существующих эффективных индустриальных предприятий и агроформирований;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
252
В.О. КАНЧУКОЕВ, Б.А.-М. САДУЛАЕВ, З.С. ЦЕЧОЕВА
— обеспечить комплексное развитие производственной, рыночной и социальной инфраструктуры в совокупности с оперативным решением вопросов, возникающих в процессе реформирования АПК;
— разработать и внедрить эффективные системы внутрихозяйственной и внутриотраслевой специализации и кооперации производства;
— перейти к системе управления, в основе которой лежит принцип сочетания административного и экономического управления АПК;
— для активизации инновационно-инвестиционной деятельности в АПК шире идти на создание финансовоагропромышленных групп (ФАПГ), которые представляют собой рациональную форму самоорганизации агропромышленного и банковского капитала, что обеспечивает решение многих социальноэкономических задач региона и др.
В целях коренного улучшения управления, стабилизации и дальнейшего развития АПК предлагаем осуществить следующие меры:
— установить экономическую ответственность органов государственного управления за принятие необоснованных решений;
— обеспечить сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала АПК (плодородие почв, семеноводство, племенное животноводство, виноградарство, прогрессивные технологии, научно-технический потенциал);
— сформировать эффективный механизм поддержки товаропроизводителей в АПК;
— обеспечить развитие социальной инфраструктуры на селе.
Для восстановления управляемости и совершенствования системы управления АПК в республиках-регионах ЮФО, на наш взгляд, необходимо;
— расширить права и усилить ответственность региональных органов государственного управления АПК в регулировании цен, разработке и проведении финансово-кредитной, налоговой, научно-технической политики;
— разграничить функции государственного, хозяйственного управления и самоуправления и построить на их базе новые структуры управления.
Создание новых форм производственно-финансовых отношений в АПК республик регионов ЮФО позволит решить многие актуальные проблемы:
— используя возможности внутрифирменного планирования можно лучше сбалансировать стадии технологической цепи, существенно уменьшить потери и использовать относительно более дешевое собственное сырье, полуфабрикаты и вспомогательные материалы;
— повысить эффективность маркетинговых затрат, увеличить возможности продвижения товаров на рынок;
— вытеснить из оборота посредников, за счет этого понизить конечную цену реализации, а значит увеличить спрос на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;
— создать возможности для контроля за использованием выделяемых агропромышленному комплексу средств и повышения их эффективности;
— перейти от административных методов управления АПК к экономическим, к социально ориентированному, регулируемому рынку;
— существенно повысить роль кредитной системы, которая не только должна аккумулировать временно свободные деньги во всех отраслях, но и способствовать ее комплексному развитию с целью создания перспективных и недостающих производств, технологическое обновление и решение социальных и экологических проблем;
— устранить неравные экономические условия для предприятий разных стадий, повысить долю сельскохозяйственных товаропроизводителей в структуре прибыли, получаемой при реализации конечного продукта, защитить интересы работающих в сельском хозяйстве;
— сделать более эффективной поддержку АПК со стороны органов государственной власти и повысить их регулирующую роль;
— преодолеть локальный монополизм в различных его формах, создать реальные стимулы для повышения эффективности всего АПК;
— решить стратегическую задачу аграрного производства — создать конкурентоспособную экономику, позволяющую успешно конкурировать и завоевывать не только региональные, общероссийские, но и рынки ближнего и дальнего зарубежья.
Актуальным для всех региональных хозяйственных систем становится и ускорение процессов разработки и внедрения усовершенствованных приемов и способов механизма налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности в производственных комплексах.
Мировая налоговая практика, в том числе и непродолжительная российская практика рыночных отношений, определила принципы организации системы налогового регулирования инвестиционной деятельности, наиболее значимыми среди которых можно выделить следующие принципы:
— применение налоговых льгот не должно носить избирательного характера в зависимости от формы собственности, вида деятельности, субъективной оценки их важности лоббистскими группировками в законодательных органах государства;
— системе налоговых льгот не должно быть свойственно неэкономическое принуждение и обязательность применения;
— налоговые льготы по их внутренней природе предполагают невозможным чисто административнокомандный характер их применения;
— инвестиционные налоговые кредиты предоставляются исключительно группам плательщиков, обеспечивающим выполнение инвестиционных программ общегосударственного значения независимо от пространства, места, времени и сроков их реализации;
— применение налоговых льгот не должно наносить ущерба, как доходам бюджета, так и корпоративным и личным экономическим интересам;
— порядок формирования льготного налогового портфеля должно определяться и утверждаться, как правило, центральной властью;
— на региональном и муниципальном уровне применение льгот ограничивается рамками, устанавливаемыми на федеральном уровне и др.
ПЕРМАНЕНТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ... 253
Принципы организации системы налогового регулирования инвестиционной деятельности и его стимулирующей компоненты позволяют нам предложить следующую систему элементов налогового регулирования в реальном секторе региональной экономики. Так, мы выделяем следующие основные методы (способы и приемы) налогового регулирования: инвестиционный налоговый кредит (1), налоговые каникулы (2), налоговая амнистия (3), отсрочка налогового платежа (4), налоговые вычеты (5), заключение международных соглашений для недопущения двойного налогообложения (6), оптимизация, выбор и установление новых налоговых ставок (7), амортизационная политика (8), санкции за несоблюдение условий льготирования (9) и др.
Анализ и оценка мировой практики стимулирования решения перманентных инвестиционных проблем проведения протекционистской политики, регулирования спроса и предложения, социальных тенденций, а также расширения сферы деятельности отдельных видов бизнеса, особенно малого предпринимательства, позволили нам предложить следующие основные рычаги:
а) отсрочка выплаты налогов на прибыль в результате инвестирования ресурсосберегающих технологий;
б) ввести льготы по налогам на прибыль в первые 2-5 лет функционирования предприятий, созданных в депрессивных регионах и, выпускающих продукцию, как для удовлетворения общегосударственных, так и региональных нужд;
в) льготное налогообложение прибыли, полученной в результате завершения сооружения и ввода на полную мощность объектов незавершенного строительства, приобретенных у других предприятий расположенных в депрессивных регионах;
г) освобождение от всех налогов в местные бюджеты предприятий, создающих в результате инвестирования новые рабочие места, на срок до двух лет с момента заполнения открывающихся вакансий;
д) распространение действия инвестиционного налогового кредита на предприятия, которые внедряют прогрессивные технологии, способствующие увеличению выпуска, повышению качества и конкурентоспособности продукции, улучшают использование производственного потенциала и др.
В ряде мер по решению перманентных проблем управления региональными экономическими системами важное место сегодня отводится внедрению системы электронного документооборота. Следует признать, что не везде еще созданы соответствующие технические, технологические, организационные и другие условия для внедрения этого прогрессивного управленческого проекта, носящего глобальный характер. Синергетический эффект от ее реализации трудно поддается статистическому измерению, однако внедрение систем электронного документооборота все еще не стало первоочередной задачей, как для региональных органов власти, бизнес-сообществ, так и всех заинтересованных пользователей услугами информационной сети Интернет и его технологий.
Между тем система электронного документооборота — организационно-техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивающая контроль над потоками документов в организации — необходимое условия внедрения современных технологий управления.
Электронный документооборот по сравнению с традиционным бумажным имеет целый ряд преимуществ: простота внесения изменений в документ; возможность помещать в документ не только текст, но и мультимедийные данные; возможность использовать заранее заготовленные формы; более высокая скорость передачи информации по большому количеству адресов; экономия бумаги; компактность архивов; простота контроля информационных потоков; высокая скорость поиска и извлечения информации; возможность защиты документов от несанкционированного доступа и разграничения прав доступа сотрудников к информации.
Устранить «закоренелые» проблемы управления информацией на всех уровнях региональных хозяйственных систем станет возможным посредством реализации основных принципов электронного документооборота: однократная регистрация документа (1); возможность параллельного выполнения различных операций с целью сокращения времени движения документов и повышения оперативности их исполнения (2); непрерывность движения документа (3); единая база документной информации для централизованного хранения документов и исключения возможности их дублирования (4); эффективно организованная система поиска документа (5); развитая система отчетности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролировать движение документов по процессам документооборота (5).
Типовое решение системы электронного документооборота, предназначается для автоматизации документооборота и делопроизводства, как в государственных, так и негосударственных предприятиях любых размеров, форм собственности и рода деятельности. Она позволяет автоматизировать традиционное делопроизводство, организовать электронный архив документов, упорядочить процессы работы с входящей/исходящей корреспонденцией, поддерживать внутреннюю документацию на предприятии, работать с обращениями граждан и решать другие задачи. Системы электронного документооборота на современном рынке услуг предлагаются категоризи-рованными по сферам внедрения и конкретной специфике (адаптивные системы и системы процессного управления): органы государственного и самоуправления, корпорации, торговые предприятия, производственные компании, банки, страховые компании и предприятия сферы обслуживания.
В заключение отметим, что рассмотренные аспекты перманентных проблем развития региональных хозяйственных систем не претендуют на развернутую их постановку, а также на всеобъемлющую полноту предлагаемых мер по их устранению. Но, несомненно, важно одно — локальные острые вопросы управления региональной экономикой здесь нашли свое решение.
ЛИТЕРАТУРА
1. СандуИ.О.,МураяЛ.И.,Бондаренко Т.Г. Развитие предпринимательства в научно-технической сфере АПК.
М.: Дело, 2006. 150 с.
2. Седьмой регион: Наука и практика: Сборник научных трудов ученых и соискателей. Вып. 6 / Под общ. ред.
В.О. Канчукоева. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2006. 562 с.
3. Седьмой регион: Наука и практика: Сборник научных трудов ученых и соискателей. Вып. 7/ Под общ. ред.
В.О. Канчукоева. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. 307 с.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)