■ Л. В. Феклисова и др. Показатели микрофлоры ротоглотки и кишечника при оценке состояния здоровья летей дошкольных учрежлений
емости ОРЗ и проведение последующей коррекции микрофлоры путем введения пробиотических штаммов. Можно заподозрить о нарушении микробиоценоза ротоглотки и, в первую очередь, кишечника у детей, накануне переболевших ОРЗ, особенно из группы ЧБД, имеющих диагноз хронический тонзиллит или аденоидит. Назначение 20-дневного курса БАД из пробиотических штаммов бифидо- и лактобактерий оказывает предупреждающее влияние на снижение уровня заболеваемости ОРВИ и облегчение их течения в случаях возникновения. Детям с указанием на функциональные расстройства пищеварительного тракта целесообразно использовать пробиотик — МИБП.
Литература:
1. Шендеров Б. А. Медицинская микробная экология и функциональное питание. — М., Грантъ, 2001. — Т. 3. — С. 286.
2. Куваева И. Б., Ладодо К. С. Микроэкологические и иммунные нарушения у детей. — М., 1991. — 240 с.
3. Отраслевой стандарт «Протокол ведения больных. Дисбакте-риоз кишечника. ОСТ 91500.11.0004-2003».
4. Беляев И. М. Иммунная система слизистых // Иммунология. — 1997.- №4. — С. 7—13.
5. Хаитов P. M. Иммунная система желудочно-кишечного тракта: особенности строения и функционирования в норме и при патологии. / Р. М. Хаитов, Б. В. Пинегин//Иммунология. — 1997. — №5. — С. 4—7.
6. Мазанкова Л. Н. Микробиоценоз кишечника и иммунитет / Л. Н. Мазанкова, А. А. Новокшонов, И. Д. Майкова // Детские инфекции. — 2007. — Т., № 1. — С. 9—13.
7. Микроэкология кишечника у детей и ее нарушения / П.Л.Щербакова и др.//Фарматека. — 2007.— №14.— С. 28—34.
8. Хавкин А. И. Микрофлора пищеварительного тракта//Фонд социальной педиатрии. — М., 2006. — 414 с.
9. Probiotic bacteria as potential detoxification tools: assessing their heavy metal binding isothernes / F. Ibrahini, T. Halltunen, R. Tahvo-nen, S. Salminen// Can. G.Microbiol. — 2006. — V. 2 (9).— P. 877—885.
10. Dogi C. A. Importance of the host specificity in the election of probiotic bacteria / С. А. Dogi, G. Perdigon // G. Dairy Res.— 2006. — V. 73 (3). — P. 357—366.
Эритроцитарные показатели
при острых кишечных заболеваниях у детей
а. ф. неретина1, е. к. сычева1, b. c. леднева1, о. с. платонова2
Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко1, Областная детская клиническая больница № 22, Воронеж
В статье представлены результаты исследования эритроцитарных показателей: среднего объема эритроцита (MCV), средней концентрации гемоглобина (МСНС) у 92 детей в возрасте от 6 месяцев жизни до 3 лет, поступавших в отделение по поводу острой кишечной инфекции с симптомами инфекционного токсикоза и дегидратации, а также 78 детей контрольной группы с острой респираторной инфекцией.
Показана возможность использования этих показателей для диагностики вариантов дегидратации, а также состояния эритро-поэза и микроциркуляторного русла.
Ключевые слова: дети, ОКИ (острая кишечная инфекция), дегидратация, объем эритроцита, концентрация гемоглобина УДК 616.34
Erythrocytic factors in case of acute enteric infections in children
E. C. Neretina1, E. K. Sicheva1, V. S. Ledneva1, O. S. Platonova2
n. n. burdenko vûroneg statement medical academy of russia1
District City Children Clinical Hospital №. 22, Voroneg
Results of erythrocytic factors evaluation - MCV of red blood cells and MCHC - in 92 patients aged from 6 months to 3 years, who were admitted to the department with acute enteric infections, complicated by symptoms of infectious intoxication and water depletion, and control group of 78 children with SARS infection are presented in this article.
The possibility of using these factors in diagnostics of water depletion type and the condition of erythropoietin and microvasculature vessels is described as well. Key words: children, acute enteric infections (AEI), water depletion, red blood cell volume, hematoglobulin concentration
Острые кишечные инфекции (ОКИ) являются одними из наиболее распространенных заболеваний у детей раннего возраста. Вирусные бактериальные гастроэнтериты нередко сопровождаются токсикозом, дегидратацией, требующими проведения неотложных мероприятий [1, 2].
Экспресс диагностика типа дегидратации по определению осмолярности, содержанию электролитов по техническим причинам часто бывает невозможной, поэтому
Неретина Алла Федоровна — проф., д.м.н., зав. каф. педиатрии лечебного факультета ВГМА, 394000, Воронеж, ул. Студенческая, 10, т. (4732) 37-28-70
на практике учитываются клинические признаки, не позволяющие точно установить степень и вариант дегидратации [3].
В то же время существует достаточно простой, но редко используемый метод оценки типа дегидратации по показателям периферической крови. Доступность этого метода в последнее время стала реальной в связи с появлением в клиниках гематологических автоанализаторов, определяющих средний объем эритроцита (МСУ) и среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците (МСНС) [2, 3].
При помощи этих показателей можно дифференцировать варианты дегидратации (гипертоническая, изотони-
■ А. Ф. Неретина и др. Эритроцитарные показатели при острых кишЕчных заболеваниях у летей
ческая, гипотоническая), а также контролировать по ходу инфузионной терапии адекватность подобранного соотношения растворов глюкозы и солей.
Так, при гипертонической дегидратации или избытке вводимых кристаллоидов вода устремляется из эритроцита в плазму, что ведет к уменьшению его среднего объема и увеличению концентрации гемоглобина в эритроците. При гипотонической дегидратации или недостатке назначенных кристаллоидов вода перемещается в эритроцит, увеличивая его объем и уменьшая концентрацию гемоглобина [2].
Целью работы была оценка метода определения типа дегидратации по показателям среднего объема эритроцита и средней концентрации гемоглобина в эритроците у детей с ОКИ.
Материалы и методы исследования
Основная группа — 92 ребенка с ОКИ и контрольная группа — 78 детей с ОРЗ. Возраст детей — от 6 мес. жизни до 3 лет.
Дети обеих групп поступали в стационар в первые дни болезни. У большинства детей основной группы отмечалась повторная рвота (85 человек), фебрильная лихорадка (87 детей), беспокойство, боли в животе, снижение аппетита, отказ от еды, частый водянистый стул. У 30% больных выявлялись неяркие катаральные изменения в ротоглотке. Для всех характерно было редкое мочеиспускание. Диагноз при поступлении в стационар: ОКИ, гастроэнтерит, инфекционный токсикоз, дегидратация I— II степени.
Бактериальная этиология ОКИ не была выявлена ни у одного больного, вирусологическое исследование не проводилось. По клиническим данным предполагалась ротавирусная инфекция, протекавшая по типу гастроэнтерита, энтерита с умеренными проявлениями обезвоживания и интоксикации. Наиболее частой фоновой патологией у детей первого года жизни в обеих группах (72%) было гипоксическое пренатальное и перинатальное поражение головного мозга.
Тяжесть состояния детей контрольной группы, больных острыми респираторными заболеваниями, была обусловлена лихорадкой, умеренной интоксикацией (85%) и бронхиальной обструкцией (48%), частым непродуктивным кашлем, выраженными катаральными явлениями. Инфузионную терапию для купирования обструктивного синдрома и интоксикации получали 20% детей. Показатели МСУ и МСНС у этих детей находились в пределах возрастных норм.
Длительность пребывания в стационаре в обеих группах не превышала 10—12 дней.
Исследования проводились на гематологическом автоанализаторе фирмы Сисмекс (CY-XT 1800). В качестве нормативов использовались данные А. В. Долгова [3, 4]. Показатели периферической крови оценивались до начала инфузионной терапии и после ее завершения: через 5—7 дней от начала терапии.
Результаты и их обсуждение
По данным исследования эритроцитарных показателей у 30 (32%) больных ОКИ установлен гиперто-
нический тип дегидратации: отмечалось снижение МСУ 72,0 ± 1,9 фл., в контрольной группе 81,2 ± 1,1 фл., р<0,01 и повышение МСНС (42,0 ± 1,3 и 35,2 ± ± 0,4 г/дл соответственно, р < 0,002).
При повторном исследовании у 21 больного этой группы на фоне улучшения общего состояния, снижения потерь жидкости показатели МСУ и МСНС нормализовались, у остальных не достигали нормы, что могло указывать на сохраняющиеся нарушения водно-электролитного баланса.
Изотонический тип дегидратации был установлен у 52 (56%) больных: на фоне клинических признаков обезвоживания, повышения гематокрита, эритроцитов, гемоглобина показатели МСУ и МСНС не изменялись и не отличались от нормальных.
Гипотонический тип дегидратации диагностирован у 10 (12%) больных ОКИ на основании повышения объема эритроцита (85,4 ± 1,6 фл., в контрольной группе — 81,2 ± 1,1, р <0,1) и снижения МСНС (31,9 ± 0,4 г/дл., в контрольной группе — 35,2 ± 0,4 г/дл соответственно, р <0,002). Больные поступали в отделение интенсивной терапии с выраженными симптомами обезвоживания и токсикоза. В процессе лечения показатели МСУ нормализовались, концентрация гемоглобина повышалась, но не достигала нормы.
Необходимо отметить, что у 14 больных контрольной группы и 5 детей с гипертоническим типом дегидратации в периоде реконвалесценции определялось снижение МСУ при нормальных показателях МСНС и повышенном анизоцитозе, что позволяло предположить нарушения эритропоэза, вызванные инфекционным токсикозом [6].
При сравнительном изучении показателей гематокри-та оказалось, что они повышались при увеличении МСУ и снижались при гипертоническом типе дегидратации. Как известно, показатели гематокрита отражают не только состояние дегидратации организма и анемии, но и нарушения на уровне терминального сосудистого русла [5—8].
Показатель содержания гемоглобина в эритроците (МСНС), по нашим данным, оказался не значимым для диагностики дегидратации: он не изменялся у обследованных детей на фоне заболевания и проводимой терапии и не отличался от нормальных.
Заключение
Анализ проведенной работы позволил установить, что показатели периферической крови МСУ и МСНС могут быть использованы в комплексной оценке типов дегидратации,а также состояния эритропоэза и микроциркуляторного русла у детей с ОКИ.
По результатам исследования эритроцитарных показателей при ОКИ у детей чаще (56%) имеют место проявления инфекционного токсикоза и изотонической дегидратации. Гипертонический тип дегидратации выявлен у 32% больных ОКИ, гипотонический — у 8,4% больных с ОКИ.
Литература:
1. Учайкин В. Ф. Инфекционные токсикозы у детей / В. Ф. Учай-кин, В. П. Молочный. — М., 2005. - С. 129-138.
2. Тимченко В. Н. Диагностика, дифференциальная диагностика и лечение детских инфекций: 2 издание. Справочник: учебное
■ А. Ф. НЕРЕТИНА и др. ЭРИТРОЦИТАРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ЛЕТЕй
пособие / В. Н. Тимченко, В. В. Леванович, И. Б. Михайлов. — СПБ ЭЛБИ, 2005. — С. 217—21 8.
3. Долгов В. М. Клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. — М., 1995. — С. 90—95.
4. Камышников В. С. Справочник по клинико-лабораторным исследованиям в лабораторной диагностике. — М., 2004 — С. 794—799.
5. Клинико-лабораторная диагностика инфекционных болезней / Ю. П. Финогенов и др. — С.-Пб., 2001. — С. 119—125.
6. Золотарев Ю. В. Инфузионная терапия при инфекционных болезнях у детей / Ю. В. Золотарев, Ю. Б. Жидков. — Киров, 1998. — С. 29—30.
7. Железодефицитные состояния у детей / Под общей ред.
B. Н. Чернышева — М.: ФГОУ «ВУНМУ» Росздрава, 2005. —
C. 78.
8. Объем клеток крови у детей в онтогенезе / В. Б. Матюмичев, В. Т. Шамратова, Н. Е. Хазиева, И. Ф. Хазиев // Рос. Пед. Журнал. — 2006. — С. 18—22.
Клинические проявления цитомегаловирусной инфекции у детей первого года жизни
И. П. Баранова1, Ж. Н. Керимова1, О. А. КонновА1, Н. В. Агеева2, А. Е. Сосновский2
ГОУ ДПО Пензенский институт усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию1,
ГУЗ Областная детская клиническая больница им. Н. Ф. Филатова2, Пенза
Авторы наблюдали 267 детей первого года жизни с внутриутробными инфекциями (ВУИ) различной этиологии: 178 детей с ци-томегаловирусной инфекцией (ЦМВИ), 48 — с инфекцией, вызванной вирусом простого герпеса (ВПГИ), 18 — с токсоплазмо-зом, 23 — с хламидиозом. Этиологический диагноз устанавливали на основании результатов исследования материалов от больных методом ПЦР, выявления ЦМВ-клеток в слюне и моче, диагностических титров специфических антител классов IgM и IgG методом ИФА. Проведен сравнительный анализ клинических проявлений внутриутробных инфекций. Выявлены достоверные различия в частоте встречаемости клинических проявлений при цитомегаловирусной инфекции, в сравнении с таковыми при других внутриутробных инфекциях у детей первого года жизни.
Ключевые слова: внутриутробные инфекции, цитомегаловирусная инфекция, дети первого года жизни УДК 616.9:612.646
Clinical features of Cytomegalovirus infection in children of the first year of life
I. P. Baranova1, J. N. Kerimova1, O. A. Konnova1, N. V. Ageeva2, A. E. Sosnovskij2
Penza Medical Refresher Institute of Federal Health and Social Development Agency1 n. f. Filatov District Children Clinical Hospital2, Penza
Authors examined 267 children of the first year of life with fetal infections (FI) of different etiology: 178 children with Cytomegalovirus infection (CMVI), 48 patients with infection, associated with the Herpes simplex virus (HSV), 18 - with toxoplasmosis, 23 - with chlamidiosis. Etiological diagnosis was stated based on results of PCR, finding of CMVI cells in salivate and urine and diagnostic quantities of specific IgM and IgG in blood using IFA. The comparative analysis of fetal infection clinical features was made. Significant differences in clinical features rate was seen in case of Cytomegalovirus infection versus clinical features in case of other infections of the first year of life.
Key words: fetal infections, Cytomegalovirus infection, children of the first year of life
Цитомегаловирусная инфекция — частая инфекционная патология, диагностируемая у новорожденных. Данная инфекция представляет значительную проблему из-за возможности реализации тяжелого генерализованного процесса, врожденных пороков развития и потенциального риска формирования хронической патологии [1, 2]. Клиническая манифестация заболевания с возможным развитием крайне тяжелых форм наблюдается у пациентов с иммунодефицитными состояними приобретенного или физиологического характера, что свойственно, например, для новорожденных детей [3]. Клинические проявления инфекций с внутриутробным механизмом заражения отличаются многообразием. В связи с этим представляет интерес изучение клинических проявлений цитомегалови-русной инфекции и сравнение их с другими инфекциями у детей раннего возраста.
Цель исследования: изучение клинических проявлений цитомегаловирусной инфекции у детей первого года жиз-
Баранова Ирина Петровна — д.м.н., проф., зав. каф. инфекционных болезней ПИУВ, 440060, Пенза, ул. Стасова, 8а, т. (841-2) 43-58-97
ни и сравнение с системными поражениями при других инфекциях с внутриутробным механизмом развития.
Материалы и методы исследования
Обследованы 267 детей первого года жизни с клиническими проявлениями заболеваний, причиной которых могло быть внутриутробное инфицирование. Для подтверждения диагноза биологические жидкости от больных детей (кровь, слюна, моча, ликвор) исследованы на наличие геномов цитомегаловируса, вирусов простого герпеса 1 и 2 типов, хламидий, микоплазм, уреаплазм, токсоплазм (методом ПЦР) и специфических антител класса IgM и низкоавидных антител класса IgG (методом ИФА). Проводилось также цитологическое исследование осадка мочи и соскобов со слизистой оболочки щек, унифицированные исследования капиллярной крови (клинический анализ крови) и мочи (общий анализ мочи), биохимическое исследование крови (АЛТ, ACT, общий билирубин и его фракции, мочевина, креатинин, кальций, фосфор и др.). В протокол исследования включены такие методы, как ЭКГ, рентгенография органов грудной полости, нейросонография, рентгенография черепа, компью-