Научная статья на тему 'ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ПОДХОДА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Карпукова Альбина Анатольевна, Некрасова Ирина Викторовна

Процесс организации учебной деятельности в школах и вузах с помощью системы бережливых технологий приобретает особую значимость. Современные педагогические технологии, которые реализуются в вузах и школах не всегда отвечают требованиям бережливости, хотя построены на индивидуализации обучения и призваны удовлетворять потребности обучающегося. Эргономический подход заключается в ориентации на «человеческий фактор», где информационно- предметная среда полностью приспособлена к деятельности субъектов педагогического процесса. В статье рассматривается описание основных принципов организации учебной деятельности согласно эргономическому подходу, проведено исследование по первичной диагностике «трудности» дисциплин для обучающихся первого курса в процессе их освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Карпукова Альбина Анатольевна, Некрасова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERGONOMIC APPROACH TO THE EVALUATION OF TRAINING ACTIVITIES

The process of organizing educational activities in schools and universities with the help of a system of lean technologies is of particular importance. Modern pedagogical technologies that are implemented in universities and schools do not always meet the requirements of thrift, although they are built on the individualization of learning and are designed to meet the needs of the student. The ergonomic approach consists in focusing on the "human factor", where the information-subject environment is fully adapted to the activities of the subjects of the pedagogical process. The article describes the basic principles of organizing educational activities in accordance with the ergonomic approach, conducted a study on the primary diagnosis of the difficulty of disciplines for first-year students in the process of mastering them.

Текст научной работы на тему «ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

13. От совета Таврического Епархиального Женского Училища // Таврические епархиальные ведомости. - 1873. - № 8 (15 апреля). - С. 229-260.

14. Отчет приходского Попечительства при Николаевском соборе в г. Карасубазар, за первый год его существования, с 8 ноября 1870 по 8 ноября 1871 года. // Таврические епархиальные ведомости. - 1872. - № 7 (1 апреля). - С. 193-24.

15. Отчет Симферопольского Петро-Павловского приходского Попечительства за 1870-1871 г., третий год его существования // Таврические епархиальные ведомости. - 1872. - № 4 (15 февраля). - С. 97-128.

16. Приходское попечительство при Петропавловской церкви в г. Симферополе // Таврические епархиальные ведомости. Год первый. - 1869. - № 8 (15 декабря). - С. 240-271

17. Прокопенко М. Отчет Симферопольской ремесленной учебной мастерской имени А.Н. Кузмина за 1913 год (с 7 -января 1912 года по 1 - января 1914 года). - Симферополь: Типография Г.М. Эпеля, 1914. - 26 с.

18. Такмазян К.Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 285-287.

19. Шкарлат Л.П. Участие благотворителей в Таврическом обществе взаимного вспомоществования учащим и учившим (1897-1903 гг.) // Гуманитарные науки. - 2020. - № 1 (49). - С. 24-31.

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Карпукова Альбина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Некрасова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Процесс организации учебной деятельности в школах и вузах с помощью системы бережливых технологий приобретает особую значимость. Современные педагогические технологии, которые реализуются в вузах и школах не всегда отвечают требованиям бережливости, хотя построены на индивидуализации обучения и призваны удовлетворять потребности обучающегося. Эргономический подход заключается в ориентации на «человеческий фактор», где информационно- предметная среда полностью приспособлена к деятельности субъектов педагогического процесса. В статье рассматривается описание основных принципов организации учебной деятельности согласно эргономическому подходу, проведено исследование по первичной диагностике «трудности» дисциплин для обучающихся первого курса в процессе их освоения.

Ключевые слова: эргономический подход, принципы эргономического подхода, учебная деятельность.

Annotation. The process of organizing educational activities in schools and universities with the help of a system of lean technologies is of particular importance. Modern pedagogical technologies that are implemented in universities and schools do not always meet the requirements of thrift, although they are built on the individualization of learning and are designed to meet the needs of the student. The ergonomic approach consists in focusing on the "human factor", where the information-subject environment is fully adapted to the activities of the subjects of the pedagogical process. The article describes the basic principles of organizing educational activities in accordance with the ergonomic approach, conducted a study on the primary diagnosis of the difficulty of disciplines for first-year students in the process of mastering them.

Keywords: ergonomic approach, principles of ergonomic approach, learning activities.

Введение. Процесс организации учебной деятельности в школах и вузах с помощью системы бережливых технологий приобретает особую значимость. Современные педагогические технологии, которые реализуются в вузах и школах не всегда отвечают требованиям бережливости, хотя построены на индивидуализации обучения и призваны удовлетворять потребности обучающегося. «Бережливость» в организации производственных отношений это минимизация потерь, визуализация и прозрачность, приоритетное обеспечение безопасности и построение корпоративной культуры на основе уважения к ее сотрудникам. Если рассматривать «бережливость» как термин, который применим к организации педагогического процесса, то это построение субъект- субъектных отношений, основанных на принципах эргономики организации [1, 2, 4]. Эргономический подход заключается в ориентации на «человеческий фактор», где информационно-предметная среда полностью приспособлена к деятельности субъектов педагогического процесса [10, 3].

При этом стоит отметить, что многочисленные исследования последних лет говорят об ухудшении здоровья. Так по данным Московской области научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования лишь 5% выпускников школ здоровы, 40% - хронически больных, у 50%, наблюдаются морфофизиологические отклонения, 80% страдают нервно- психическими расстройствами [4].

Целью публикации является теоретическое обоснование применения принципов эргономического подхода в организации учебного процесса.

В работе были поставлены следующие задачи:

- описание основных принципов организации учебной деятельности согласно эргономическому подходу;

- определение критериев организации деятельности субъектов педагогического процесса с позиции эргономического подхода;

- проведение первичной диагностики трудности дисциплин для обучающихся первого курса в процессе их освоения.

Изложение основного материала статьи. Исследованиями в области педагогической эргономики занимались такие

ученые как Алишев Н.С, Егорова А.С., Антропова М.В., Качалова О.И. и др. Область педагогической эргономики весьма разнообразна и имеет множество самостоятельных направлений [4]. Организации учебной деятельности в школе посвящены работы Мунипова В.М, Зинченко В.П., Назарова Т.С., Нешумова В.В, Сладкевича Б.Г. Проблемами педагогико-

эргономического проектирования средств обучения посвящены работы Полат Е.С., Ченцова А.А., Шаповаленко С.Г. и др. [4, 10]

Анализ научной тематики и ведущих идей организации педагогического процесса с позиций реализации эргономического подхода, позволили авторам определить ряд принципов и критериев их реализации в условиях освоения основной профессиональной образовательной программы вуза [3, 7]:

1. Принцип отбора содержания учебного материала с учетом эргономического подхода, означает, что преподаватель вуза использует формы организации учебного процесса, связанных с опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностных отношений». Среди критериев реализации данного принципа можно отметить уровень соответствия содержания образовательного материала реальным возможностям обучающихся, соответствие содержания преподавательских курсов уровням освоения общекультурных, профессиональных компетенций. Перспективным направлением в области содержания образования является разработки в области создания материально- технического оснащения педагогического процесса [6, 8].

2. Принцип использования здоровьесберегающих педагогических технологий, позволяющих снижать уровень утомляемости, предполагает, что организация учебной деятельности должна способствовать повышению эффективности учебной деятельности, сохранению здоровья обучающихся и их личному развитию. Выбор индивидуальной траектории саморазвития в рамках вуза предполагает не только выбор карьерных намерений, но и определяет размер усилий, который будет потрачен обучающимися в рамках движения к цели и составит резерв здоровьесберегающего воздействия на обучающегося, создаст условия для реализации эргономического подхода. Критерием реализации такого принципа может быть разнообразие методов и форм организации учебного процесса [7].

3. Принцип сохранения работоспособности предполагает организацию режима труда и отдыха, создание условий для работы, которые снижают утомляемость. Критерием реализации этого принципа может быть дозированность подачи лекционного материала, чередование заданий разного уровня сложности в соответствии с регламентом проведения занятия.

4. Принцип кадрового обеспечения, предполагает наличие кадрового потенциала, способного формировать новое мышление современного педагога. В рамках эргономического подхода, педагогу важно владеть способами применения вновь разработанных средств обучения, что позволит эффективно использовать педагогические технологии в образовательном процессе.

По мнению авторов, функции преподавателей необходимо дополнить эргономической функцией, которая заключается в умении реализовывать эргономический подход в педагогическом процессе.

Теоретический анализ вышеперечисленных источников показал, что реализация данных принципов может происходить через создание комплекса педагогических условий таких как: организация пространственной среды вуза, оснащение вуза учебным оборудованием, средствами обучения и их комплектами; использование в аудиториях рациональных систем хранения и размещения учебного оборудования; использование технических средств обучения; физиологически и психологически обоснованное расписание занятий и соблюдение режима труда и отдыха преподавателей и студентов.

В рамках данной темы в НГПУ им. К.Минина проводилось исследование среди обучающихся первого курса направления Менеджмент, профиль управление человеческими ресурсами и направление Профессиональное образование, профиль технология и экономика. Обучающимся первого, второго курсов обучения необходимо было оценить читаемые курсы по степени их трудности в процессе освоения от 1 до 5. Согласно эргономическому подходу для каждой дисциплины были выбраны критерии ее оценки с точки зрения доступности изложения лекционного материала, высокой затратности времени на подготовку самостоятельной работы, разнообразия форм и методов подачи содержания дисциплины, чередования сложности подачи материала, регламент расписания дисциплины, утомляемость в процессе освоения дисциплины, пространственная среда организации дисциплины [7].

Каждый показатель необходимо было оценить по пятибальной шкале.

Рисунок 1. Ранговая шкала трудности дисциплин для обучающихся первого курса в процессе их освоения

По итогам опроса обучающихся первых курсов авторами была выведена ранговая шкала трудности освоения дисциплин по ее средним значениям (рисунок 1). Как показал дополнительный опрос респондентов самой сложной дисциплина для освоения это «Математические методы обработки данных», обучающиеся отмечают, что очень сложно воспринимать учебный материал, если дисциплина стоит последней в расписании учебных курсов, а также основная нагрузка по данной дисциплине распределена в конце недели. Также большая часть респондентов (свыше 50%) отмечают, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является трудоемкой по ее освоению, так как приходится тратить большую часть времени на подготовку самостоятельной работы по дисциплине. Наиболее легкими дисциплинами в

освоении основных профессиональных образовательных программ обучающиеся отмечают такие дисциплины как «физическая культура и спорт», «экономика», русский язык и культура речи. На занятиях по этим дисциплинам обучающиеся отмечают большую эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. По мнению обучающихся использование телекоммуникационных технологий, интерактивного видео продиктовано не только высоким уровнем материально-технического обеспечения вуза, но и особенностями применения педагогических технологий преподавателями (исследовательский подход к изучению дисциплины, культура труда, визуализация позволяет менять форму работы в процессе обучения и снижать утомляемость. Тем не менее обучающиеся отметили и существующие недостатки среди которых высокие требования к качеству результата деятельности, отсутствие регламента выполнения заданий иди наличие жесткого регламента выполнения работы, большой объем информации, который нужно переработать. По мнению авторов, многоплановая оценка комфортности, надежности, удовлетворенности обучающихся первых курсов к трудности и сложности обучения дисциплинам приводит к пониманию уровня адаптации обучающихся к учебному процессу.

Несмотря на популярность эргономического подхода и внедрение его принципов в образовательный процесс в системе высшего образования, очень часто встречаются проблемы человеческого фактора такие как лидерство, вовлеченность и др. Авторы считают, что существует необходимость эргономической подготовки преподавателей. Преподаватель, обладающий знаниями психологии, физиологии и др. наук, которые должны быть сведены в единую систему требований будет основой для проектирования новых педагогических технологий.

Эффективность внедрения принципов эргономического подхода зависит от того, каким образом руководство предприятия доносит до своего коллектива философию этого подхода. Важным является и тот факт, что концепция этого подхода должна быть принята каждым преподавателем школы или вуза. Особое значение отводится формам организации учебного процесса. По мнению авторов, наиболее инновационными формами являются тренинг и ролевые игры. Эти формы позволяют сразу применять полученные теоретические знания на практике, попутно разбирая с преподавателем возникающие трудности и проблемные ситуации.

Выводы. С одной стороны, теоретический анализ психолого- педагогической литературы и методической литературы показал возрастающий интерес к проблемам педагогической эргономики, но тем не менее, имеет недостаточную разработанность и применение в учебном процессе. Эргономический подход в учебной деятельности основывается на принципах: отбора содержания учебного материала; использования здоровьесберегающих педагогических технологий, принцип сохранения работоспособности, создание условий для работы, принцип кадрового обеспечения. Организация учебной деятельности на основе эргономического подхода в образовательный процесс требует теоретической и практической подготовки субъектов педагогического процесса. Эргономический подход в современной практике школы и вуза подтверждает его целесообразность, эффективность и здоровьесберегающий характер. В условиях внедрения эргономического подхода необходимость в обеспечении преподавателей таким стартовым уровнем знаний и навыков, которые могли бы сразу внедриться в практическую подготовку и способны были вовлекать своих коллег в образовательные виды деятельности. Проведенная первичная диагностика трудности дисциплин для обучающихся первого курса по приведенным выше критериям показала, что обучающиеся считают процесс освоения некоторых дисциплин трудоемким. В этих условиях возникает необходимость оптимальной реализации определенных видов деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с существующими принципами эргономического подхода.

Литература:

1. Абрамов А. Основы эргономики: Учеб. Пособие. - М.: РГОТУПС, 2001. - 263с.

2. Волкова И.А. Повышение качества образования на основе применения бережливых технологий: Сборник материалов XI Форума экспертов в сфере профессионального образования «Новые технологии оценки качества образования» / Под общ.ред Г.Н. Мостовой. - М.: Гильдия экспертов в сфере проф. образования, 2016.

3. Михнева, К.В. Использование технологий бережливого производства в органах государственной власти (на материалах министерства экономического развития Ставропольского края): выпускная квалификационная работа / К.В. Михнева; Северо-Кавказский федеральный университет, Институт экономики и управления, Кафедра государственного и муниципального управления. - Ставрополь: б.и., 2019. - 85 с.: ил., табл. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=563131 (дата обращения: 05.11.2021).

4. Научная организация педагогического труда. Педагогическая эргономика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Е.В. Воронина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 117 с.

5. Печников А.Н., Шиков А.Н., Котова Е.Е. Эргономический подход к решению проблем дидактики // Биотехносфера. - 2015. - №1 (37). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/ergonomicheskiy-podhod-k-resheniyu-problem-e-didaktiki (дата обращения: 07.11.2021).

6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. - 2019. - №4 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1033

7. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Григорян К.М.Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта // Прооблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта.: РИО ГПА. - 2020. - Вып. 66. - Часть 4. - С. 235-238

8. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в Росии: XVHI - XX вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №1 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

10. Пучков М.В. Опыт пространственной организации современных университетских комплексов // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - №2. - С. 30-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.