Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА / ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ВУЗ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМФОРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ERGONOMICS / ERGONOMIC APPROACH / ERGONOMIC COMPETENCE / FUTURE TEACHERS / UNIVERSITY / FORMATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / SAFETY / COMFORT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окулова Л.П.

Автором исследуется проблема подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Цель статьи заключается в выявлении возможности формирования эргономической компетенции у будущих педагогов в вузе посредством внедрения предлагаемой системы подготовки педагогов. В исследовании применялись методики: опросники, эссе, тесты, анализ и обобщение научных исследований по проблеме формирования эргономической компетенции. Показаны возможности формирования эргономической компетенции будущих педагогов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» в процессе обучения в вузе посредством внедрения системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов. На основании эргономического подхода в исследовании эргономической компетенции выявлено, что данный феномен в педагогике практически не исследован. Даны определения понятиям «эргономическая компетенция будущих педагогов», «формирование эргономической компетенции будущих педагогов». Представлена система формирования эргономической компетенции будущих педагогов, имеющая теоретическое обоснование. Дана характеристика компонентам и этапам предлагаемой системы. Предложена система измерителей эргономической компетенции будущих педагогов; описаны результаты экспериментального исследования по внедрению в образовательный процесс системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ERGONOMIC COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY

The author explores the problem of preparing future teachers for professional activities. The purpose of the article is to identify the possibility of the formation of ergonomic competence among future teachers at the university by introducing the proposed system of teacher training. The following methods were used in the study: questionnaires, essays, tests, analysis and generalization of scientific research on the problem of the formation of ergonomic competence. The possibilities of ergonomic competence formation for future teachers of the “Pedagogical education” direction of the “Primary education” profile in the process of studying at the university through the introduction of an ergonomic competence formation system for future teachers are shown. Based on the ergonomic approach, the study of ergonomic competence revealed that this phenomenon has not been practically studied in pedagogy. Definitions to the concepts “ergonomic competence of future teachers”, “formation of ergonomic competence of future teachers” are given. A system for the formation of ergonomic competence among future teachers is presented, which has a theoretical justification. The characteristic to the components and stages of the proposed system is given. A system of measuring ergonomic competence of future teachers is proposed, the results of an experimental study on introducing into the educational process a system of forming ergonomic competence of future teachers at the university are described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ»

УДК 37.013

Формирование эргономической компетенции будущих педагогов в вузе Formation of ergonomic competence of future teachers at the university

Окулова Л.П., филиал ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в г.

Воткинске, lokulova@yandex. ru

Okulova L., Udmurt State University in Votkinsk, lokulova@yandex.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.015

Ключевые слова: эргономика, эргономический подход, эргономическая компетенция, будущие педагоги, вуз, формирование, развитие личности, безопасность, комфорт, образовательный процесс.

Keywords: ergonomics, ergonomic approach, ergonomic competence, future teachers, university, formation, personality development, safety, comfort, educational process.

Аннотация. Автором исследуется проблема подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Цель статьи заключается в выявлении возможности формирования эргономической компетенции у будущих педагогов в вузе посредством внедрения предлагаемой системы подготовки педагогов. В исследовании применялись методики: опросники, эссе, тесты, анализ и обобщение научных исследований по проблеме формирования эргономической компетенции. Показаны возможности формирования эргономической компетенции будущих педагогов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» в процессе обучения в вузе посредством внедрения системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов. На основании эргономического подхода в исследовании эргономической компетенции выявлено, что данный феномен в педагогике практически не исследован. Даны определения понятиям «эргономическая компетенция будущих педагогов», «формирование эргономической компетенции будущих педагогов». Представлена система формирования эргономической компетенции будущих педагогов, имеющая теоретическое обоснование. Дана характеристика компонентам и этапам предлагаемой системы. Предложена система измерителей эргономической компетенции будущих педагогов; описаны результаты экспериментального исследования по внедрению в образовательный процесс системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе.

Abstract. The author explores the problem of preparing future teachers for professional activities. The purpose of the article is to identify the possibility of the formation of ergonomic competence among future teachers at the university by introducing the proposed system of teacher training. The following methods were used in the study: questionnaires, essays, tests, analysis and generalization of scientific research on the problem of the formation of ergonomic competence. The possibilities of ergonomic competence formation for future teachers of the "Pedagogical education" direction of the "Primary education" profile in the process of studying at the university through the introduction of an ergonomic competence formation system for future teachers are shown. Based on the ergonomic approach, the study of ergonomic competence revealed that this phenomenon has not been practically studied in pedagogy. Definitions to the concepts "ergonomic competence of future teachers", "formation of ergonomic competence offuture teachers " are given. A system for the formation of ergonomic competence among future teachers is presented, which has a theoretical justification. The characteristic to the components and stages of the proposed system is given. A system of measuring ergonomic competence of future teachers is proposed, the results of an experimental study on introducing into the educational process a system of forming ergonomic competence of future teachers at the university are described.

Введение. В соответствии с принятием ФЗ «Об образовании в РФ» в рамках электронного и дистанционного обучения, сохранения здоровья обучающихся и педагогов назрела необходимость в создании безопасных условий обучения и воспитания, обеспечивающих индивидуальное развитие обучающихся [4]. Условия обучения

должны предоставлять благоприятные возможности для развития личности и сохранения здоровья, как требуют ФЗ «Об образовании в РФ» и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)». В этих условиях актуализируется практика внедрения в процесс обучения эргономической составляющей, создающей качественно новую образовательную среду, в которой реализуются основные функции эргономики: безопасность и комфортность [9].

Постановка проблемы. Понимая значимость профессиональной деятельности современного педагога, А.А. Белов [1], Е.В. Воронина [2], А.А. Криулина [5], Е.В. Рябова [10], Р.С. Сафин [11], С.Ф. Сергеев [12] доказывают актуальность включения эргономики в образовательный процесс, следовательно, и формирование эргономической компетенции у педагогов. Р.С. Сафин, изучая эргономические технологии обучения студентов, выявил особенности деятельности педагогов в условиях внедрения эргономических технологий обучения. Сергеев С.Ф., анализируя эргономику иммерсивных сред, доказал, что основные виды обучения в искусственных средах обучения обеспечивают формирование эффективной обучающей среды. Криулина А.А., раскрывая сущностные характеристики профессиональной культуры и систему психологической подготовки учителя, доказывает необходимость формирования эргономической компетенции педагога посредством осуществления

макроэргономического подхода. Таким образом, мы видим, что для создания комфортной учебной среды у педагогов должна быть сформирована эргономическая компетенция.

Анализ и обобщение исследований представителей зарубежья (В.К. Кучинскас [6], В.Н. Наумчик [8], С.А. Скидан [13], J. Gedrovics [14], T. Smith [15] и другие) показали, что решение проблемы формирования

эргономической компетенции у будущих педагогов, учёные видят в новых возможностях формирующейся образовательной среды. Авторы указывают на необходимость применения эргономического подхода в подготовке будущих педагогов, ориентированных на формирование компетенций в области эргономики. В настоящее время проблема создания комфортной среды обучения на основе эргономических составляющих среды, системно не исследуется, а рассматривается фрагментарно. На наш взгляд, причиной такого положения является редкое использование эргономического подхода в образовательном процессе [3].

Анализ и обобщение исследований по вопросу изучения эргономической дисциплины будущими педагогами показал, что данная дисциплина не включена в учебные планы высшего педагогического образования.

Деятельность педагога в качестве профессионала по созданию комфортной и безопасной учебной среды включает наличие эргономических компетенций. Л.М. Митина, исследуя проблемы профессионального развития учителя, определяет педагогическую компетентность как

совокупность знаний, умений и навыков, используемую учителем в деятельности, общении и развитии [7]. Тем самым, современный педагог должен обладать не только набором определенных знаний, умений и навыков, но и способностью их использования и готовности применения для построения комфортной и безопасной учебной среды для субъектов образовательного процесса. Мы рассматриваем эргономическую компетентность как вид профессиональной компетенции, обладающей её качественными признаками. Эргономическая компетентность - это способность человека оптимальным способом создавать комфортные и безопасные условия образовательного процесса с целью сохранения здоровья и развития личности субъектов образовательного процесса. Основными этапами деятельности педагога в построении комфортной и безопасной учебной среды являются: изучение нормативно-правовых, учебно-методических документов,

обеспечивающих формирование эргономической образовательной среды; получение информации об эргономике в образовании, освоение эргономических знаний, умений и навыков, их применение в образовательной организации и вне её; ознакомление с эргономическим подходом в образовании и способами создания комфортных и безопасных рабочих мест субъектов образовательного процесса; умение

диагностировать и освоить эргономико-педагогические требования создания комфортной и безопасной среды обучения; использовать технологию приспособления учебной среды и средств обучения к личности обучающегося; технологию эргономической экспертизы учебного места; формирования мотивации обучающихся и их родителей к созданию комфортной и безопасной образовательной среды.

Педагог третьего тысячелетия согласно профессиональному стандарту педагога должен руководствоваться не только вышеуказанными рекомендациями в создании комфортной и безопасной учебной среды, но и формировать эргономическое содержание образования на основе модульных образовательных программ, обеспечивающих интеграцию приёмов, средств и методов сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса, иметь

высокую степень готовности педагогов к реализации эргономического подхода в образовательном процессе, применять продуктивный характер педагогических технологий, направленных на формирование эргономической компетенции будущих педагогов. В условиях возрастания роли приоритетного направления в системе образования - сохранение здоровья и развития личности необходима система подготовки педагогов основам эргономики образования. Сегодня отечественной системе образования требуются педагоги, обладающие

эргономическими знаниями построения эргономической образовательной среды, учитывающей мировые тренды обеспечения комфортной и безопасной среды обучения. В связи с этим подготовка будущих педагогов в области эргономики образования является актуальной проблемой вузов на современном этапе развития образования. Практические задачи по подготовке педагогов, обладающих эргономической компетенцией, должны быть отражены в содержании рабочих программ

Реализация эргономического и системного подходов в образовательном процессе позволит приспособить имеющуюся учебную среду, средства обучения к деятельности основных субъектов образовательного процесса в рамках реализации эргономической образовательной системы «субъекты образовательного процесса (педагог, обучающийся) - средство обучения -учебная среда».

Учебный процесс подчинялся цели нашего исследования - формирование эргономической компетенции будущих педагогов в вузе; установление связи компонентов эргономической компетенции будущих педагогов;

подготовки в вузе, в частности, в внедрении системы формирования эргономической компетенции у студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование». Возникает проблема обоснования и апробации системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе.

Цель исследования заключается в формировании эргономической компетенции будущих педагогов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» в вузе посредством системы подготовки педагогов основам эргономики образования.

Методология исследования. Методология нашего исследования основана на эргономическом, системном и компетентностном подходах. Посредством указанных подходов представлена система подготовки педагогов основам эргономики образования, и осуществлена деятельность по формированию эргономической компетенции будущих педагогов в вузе. Представим методики диагностики эргономической компетенции в таблице 1.

последовательная реализация этапов деятельности педагогов; взаимодействие субъектов

образовательного процесса с учётом сетевого партнёрства; реализация эргономико-педагогических условий, обеспечивающих формирующее средство на исследуемый феномен. Для формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе нами была разработана система подготовки педагогов основам эргономики образования, см. рисунок 1.

Повсеместная цифровизация образования предопределила подготовку учебно-методического комплекса (спецкурс для будущих педагогов, монография, учебные пособия).

Таблица 1. - Методики диагностики эргономической компетенции

Компоненты Методики исследования

Эргономико-личностный Опросник «Готовность к построению комфортной и безопасной образовательной среды». Эссе («Роль эргономических знаний, умений и навыков педагога в создании эргономической образовательной среды», «Эргономико-педагогические требования и условия в построении эргономической образовательной среды», «Эргономическая образовательная среда - это ....»). Методика определения уровня развития эргономико-педагогической культуры педагога (основана на самооценке)

Предметно-пространственный Составление и заполнение кроссвордов по основным разделам курса «Эргономика образования». Тест на выявление коэффициента усвоения основных эргономических понятий в образовании. Упражнение «Организация комфортного и безопасного образовательного места»

Когнитивный Методика «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой. Учебные тесты. Изучение продуктов педагогической деятельности (закончить предложения: «Я думаю, что комфортные и безопасные условия обучения обеспечат ...», «Формирование эргономической компетенции субъектов образовательного процесса позволит ...»

Рисунок 1. - Система формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе

Эргономическую компетенцию будущих педагогов мы понимаем, как составляющую профессиональной компетентности,

способствующую оптимальному использованию эргономических знаний, умений и навыков в условиях комфортной и безопасной учебной среды и включающую эргономический, предметно-пространственный и когнитивный компоненты.

Эргономико-личностный компонент

заключается в характеристике личностной направленности будущих педагогов на формирование эргономической компетенции; приспособлении учебной среды и средств обучения к личности обучающегося; осознании значимости эргономической компетенции в педагогической профессии.

Предметно-пространственный компонент определяется эстетикой оформления учебных помещений, интерьеров, разнообразием предметно-пространственного наполнения и содержания; созданием физической, учебной, эмоциональной трансформации образовательного процесса с соблюдением эргономико-педагогических требований для оптимизации учебной деятельности обучающихся и трудовой деятельности педагогов.

Когнитивный компонент заключается в наличии у будущих педагогов эргономических знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности педагога по созданию комфортной и безопасной учебной среды с целью сохранения здоровья и развития личности и приложению этих знаний к своей трудовой деятельности.

Под формированием эргономической компетенции будущего педагога мы понимаем процесс педагогического воздействия в процессе обучения на эргономический, предметно-пространственный и когнитивный компоненты компетентности будущего педагога, способного создать эргономическую образовательную среду как в образовательной организации, так и вне её, обеспечивая развития личности и сохранение здоровья, т.е. обладающего так называемыми эргономическими качествами,

характеризующимися как эргономически компетентными.

Предлагаемая система формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе представляет собой взаимосвязь компонентов: целевого, содержательного, деятельностного, результативного.

Целевой компонент системы задаётся на основании социального заказа, нормативно-законодательных документов, определяющих эргономико-педагогические требования к формированию профессиональных качеств будущего педагога, развивая личность и сохраняя здоровье в комфортных и безопасных условиях учебного процесса. Поэтому целью разработанной системы подготовки является формирование эргономической компетенции у будущих педагогов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» в вузе. Задачами целевого компонента являются: формирование у будущих педагогов личностной и профессиональной направленности на

значимость эргономической компетенции в трудовой деятельности; усвоение эргономических знаний и их применении в учебном процессе; овладение приёмами и способами построения комфортной и безопасной учебной среды и управления эргономико-педагогической

деятельностью; формирование рефлексивных составляющих по анализу и корректировке эргономико-педагогической деятельности.

Для формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе необходимо соблюдать принципы:

эргономичности, системности, комфортности, безопасности, оптимальности, научности, наглядности, эффективности, планирования.

Дальнейшее научное обоснование системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе заключается в определении эргономико-педагогических

условий. Под педагогическими условиями формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе мы понимаем совокупность способов педагогического воздействия на построение комфортного и безопасного образовательного процесса, сконструированного педагогом, для получения знаний об эргономической компетенции и эргономико-педагогических умений, и навыков управления эргономико-педагогической

деятельностью.

Наполняемость содержательного компонента включала цели и задачи системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе, образовательных программ направления «Психолого-педагогическое образование»,

рабочих учебных планов, учебно-методических материалов.

Деятельностный компонент представляет собой деятельность педагога по созданию комфортной и безопасной учебной среды. Результативный компонент заключается в проведении диагностики формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе и появлении будущего педагога, обладающего эргономической компетенцией.

Материалами исследования стали: образовательные программы, учебные планы, спецкурсы. Представим критерии и показатели системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе в таблице 2.

Таблица 2. - Критерии и показатели формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе

Компоненты Критерии Характеристика уровней

Показатели Элементарный (низкий) Достаточный (средний) Оптимальный (высокий)

Понимание Понимание Частичное Ясное и чёткое

использования отсутствует понимание понимание

5 « но ьк эргономических

й знаний, умений,

§ ьт с 5 а навыков

Е с о Е ни Необходимость в Необходимость в Неустойчивая Ярко выраженная

о ? ен мо и ел н и подготовке подготовке необходимость в необходимость в

лв ог ц сз Й И овладения овладения подготовке подготовке

- о п э т Ш ¡|а с ри эргономической эргономической овладения овладения

к и компетенцией компетенцией эргономической эргономической

м о отсутствует компетенцией компетенцией

к о г Убежденность в Убежденность в Убежденность в Наличие

р Э но им чр применении применении применении убежденности в

ио цн -е эргономической эргономической эргономической применении

компетенции компетенции отсутствует компетенции частично присутствует эргономической компетенции

Субъективное Субъективное Субъективное Субъективное

- удовлетворение удовлетворение удовлетворение удовлетворение

о нт эргономичности эргономичности эргономичности эргономичности

т е предметно- предметно- предметно- предметно-

ре ас пс пространствен- пространственного пространственного пространственного

ного наполнения и наполнения и наполнения и наполнения и

ее иц содержания содержания содержания содержания

зо рза роп учебного процесса учебного процесса учебного процесса учебного процесса

^ 2 отсутствует частичное присутствует

§ ° нн Соответствие Соответствие Соответствие Соответствие

з за б ре антропометричес- антропометрических, антропометрических, антропометрических,

й , ч ,в у ких, гигиенических, гигиенических, гигиенических,

ы н оя ри гигиенических, физиологических, физиологических, физиологических,

н е в ен ь ра физиологических, психофизиологиче психофизиологичес психофизиологичес

т с е- о еж тр не ид и, о психофизиологи- ских и ких и ких и

ческих и психологических психологических психологических

к к психологических показателей показателей показателей

о р п н е яи я и е не показателей предметно- предметно- предметно-

- о предметно- пространственного пространственного пространственного

н т е ем еом енл пространствен- наполнения и наполнения и наполнения и

по х па ного наполнения и содержания содержания содержания

д е р ны ано содержания учебного процесса учебного процесса учебного процесса

П нб ог е ог еч он щ учебного процесса отсутствует частично присутствует присутствует

« 5 ив т Развивающий Развивающий Развивающий Развивающий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не с ел н олрм нрат ос фо потенциал потенциал потенциал потенциал

комфортности и комфортности и комфортности и комфортности и

безопасности безопасности безопасности безопасности

ор СЗ " предметно- предметно- предметно- предметно-

й и пространствен- пространственного пространственного пространственного

т е ного наполнения и наполнения и наполнения и наполнения и

тс Э содержания содержания содержания содержания

отсутствует частично присутствует присутствует

Продолжение таблицы 2

Компо- Критерии Показатели Характеристика уровней

ненты Элементарный (низкий) Достаточный (средний) Оптимальный (высокий)

2 « Эргономические Эргономические Фрагментарные Системные

знания в области знания в области эргономические эргономические

с§ эргономики эргономики знания в области знания в области

8 я 3 5 о а образования, способах образования, способах эргономики образования, эргономики образования,

и о к >к применения применения способах способах

3 о н эргономической эргономической применения применения

« ^ л й компетенции и ее компетенции и ее эргономической эргономической

>0 к сГ а ^ формировании формировании компетенции и ее компетенции и ее

3 к « о я и И о (и 03 отсутствуют формировании формировании

« « т Умение создать Не сформировано Недостаточно Сформировано

« н § й ^ 2 эргономическую умение создать сформировано умение создать

и О « « ^ ни образовательную среду эргономическую образовательную умение создать эргономическую эргономическую образовательную

Н >к " 2 среду образовательную среду

е нт ¡3 а (и ^ среду

Навык владения Не сформирован Недостаточно Сформирован

Е 8 ио управлением навык владения сформирован навык владения

О Й нн эргономической управлением навык владения управлением

н 2 деятельностью эргономической управлением эргономической

£ деятельностью эргономической деятельностью деятельностью

Результаты исследования. Базой

исследования стали будущие педагоги филиала ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в г. Воткинске. В эксперименте участвовало 14 студентов контрольной группы, 16 студентов экспериментальной группы. Целью педагогического эксперимента являлось подтверждение гипотезы о том, что разработанная и внедренная система формирования эргономической компетенции

Таблица 3. - Уровень сформированности компон вузе на констатирующем этапе

будущих педагогов в вузе положительно отразится на становлении профессиональной деятельности за счёт получения эргономических знаний, умений и навыков.

Констатирующий этап эксперимента по определению исходного уровня

сформированности эргономической компетенции будущих педагогов в вузе на основе данных компонентного состава представлен в таблице 3.

эргономической компетенции у будущих педагогов в

Уровни Компоненты Элементарный Достаточный Оптимальный

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Чел/% Чел/% Чел/% Чел/% Чел/% Чел/%

Эргономико-личностный 11/78,6 13/81,3 2/14,3 2/12,5 1/7,1 1/6,2

Предметно-пространственный 12/85,8 14/87,6 1/7,1 1/6,2 1/7,1 1/6,2

Когнитивный 13/92,9 15/93,8 1/7,1 1/6,2 0/0 0/0

Средний показатель результатов

констатирующего этапа по уровням сформированности компонентов эргономической компетенции будущих педагогов в вузе на констатирующем этапе представлен в таблице 4.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что уровень сформированности компонентов эргономической компетенции будущих педагогов в вузе можно характеризовать как элементарный уровень.

Таблица 4. - Средний показатель результатов по уровням сформированности компонентов эргономической компетенции у будущих педагогов в вузе на констатирующем этапе

" ——Уровни Группы —_ Элементарный Достаточный Оптимальный

КГ 85,8% 9,5% 4,7%

ЭГ 87,6% 8,3% 4,1%

На достаточном и оптимальном уровнях сформированности находится малая часть будущих педагогов, что свидетельствует о том, что эргономическая компетенция будущих педагогов в вузе не формируется.

Согласно системе формирования

эргономической компетенции будущих педагогов (деятельностный компонент) на формирующем этапе эксперимента были реализованы следующие эргономико-педагогические условия:

- усиление эргономико-педагогической направленности образовательного процесса при подготовке будущих педагогов в вузе;

- обеспечение поэтапности, преемственности и непрерывности развития у будущих педагогов эргономических знаний и умений, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности педагогом;

- использование педагогической практики как важной составляющей системы подготовки студентов вузов к организации и осуществлению сетевого взаимодействия.

Процесс усиления эргономико-

педагогической направленности

образовательного процесса при подготовке будущих педагогов в вузе основывался на внедрении дополнений в содержание учебных дисциплин подготовки студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование»: «Ведение в профессию», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт». Также была разработана и внедрена дисциплина «Эргономика образования». Целью данной дисциплины является освоения студентами эргономических знаний и умений по созданию комфортной и безопасной среды обучения. Данная дисциплина направлена на развитие эргономико-педагогических качеств будущих педагогов с целью создания комфортных и безопасных условий обучения и развития личности обучающегося и сохранения здоровья. Процесс подготовки будущих педагогов в вузе также включал электронный учебник «Эргономика труда», монографию «Педагогическая эргономика», методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Эргономика образования» и методических

указаний по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Эргономика образования».

Обеспечение поэтапности, преемственности и непрерывности развития у будущих педагогов эргономических знаний и умений, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности педагогом, реализовывалось посредством комплекса образовательных, человеческих, методических, кадровых, инфраструктурных, цифровых и прочих ресурсов и совокупности средств обучения (гаджеты, компьютеры, и т.д.), форм обучения (электронные, дистанционные, цифровые и т.д.), образовательных технологий (смешанное, проектное, адаптивное, социальное, виртуальное, нативное, интерактивное, перевернутое обучение, экообучение, микрообучение, геймобучение и другие), создающих условия для удобного, комфортного, безопасного обучения в рамках проекта «комфортная школа», «комфортный вуз», и реализацию системы непрерывного эргономического образования (система «школа-вуз») на уровне муниципалитета.

Использование педагогической практики как важной составляющей системы подготовки студентов вузов к организации и осуществлению сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях малого города, интегрирующих учебные ресурсы, средства для взаимного обучения и обмена эргономико-педагогическими знаниями, выступающими своеобразным многофункциональным

пространством, предоставляющим услуги основного, дополнительного, консультативного образования и базы прототипирования, наделённой учебными средствами, ресурсами и оборудованием, кадрами, навигацией для возможности создания прототипа (образца) комфортных и безопасных условий обучения.

Для определения эффективности системы формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе был проведен контрольный этап эксперимента, который позволил выявить положительные изменения в уровнях сформированности компонентов эргономической компетенции будущих педагогов в вузе, см. таблицу 5.

Таблица 5. - Уровень сформированности компонентов эргономической компетенции у будущих педагогов в вузе

Уровни Компоненты Элементарный Достаточный Оптимальный

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Чел/% Чел/% Чел/% Чел/% Чел/% Чел/%

Эргономико-личностный 11/78,6 4/25,0 2/14,3 5/31,2 1/7,1 7/43,8

Предметно-пространственный 12/85,8 6/37,5 1/7,1 4/25,0 1/7,1 6/37,5

Когнитивный 13/92,9 2/12,5 1/7,1 5/31,2 0/0 9/56,3

Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в каждом компоненте эргономической компетенции будущих педагогов в вузе в экспериментальной группе произошла положительная динамика. Так, данные диагностических методик показывают, что у 9 студентов экспериментальной группы отмечается оптимальный уровень сформированности эргономической компетенции, у 5 студентов -

Таблица 6. - Средний показатель уровня сфор. будущих педагогов в вузе на контрольном этапе

оптимальный уровень и у 2 студентов -элементарный уровень, в то время в контрольной группе по-прежнему никто из студентов не достиг оптимального уровня. Средний показатель количественных результатов контрольного этапа по уровням сформированности компонентов эргономической компетенции будущих педагогов в вузе представлен в таблице 6.

ности компонентов эргономической компетенции

Уровни Группы ' —— Элементарный Достаточный Оптимальный

КГ 85,8% 9,5% 4,7%

ЭГ 25,0% 29,1% 45,9%

Результаты контрольного этапа эксперимента показывают повышение уровня

сформированности. Таким образом, приходим к выводу, что разработанная система формирования эргономической компетенции является эффективной. По результатам сравнительного анализа будущие педагоги экспериментальной группы показали

положительную динамику в уровнях сформированности компонентов эргономической компетенции.

Заключение. Теоретический анализ исследования эргономической компетенции показал, что данный феномен в педагогической науке представлен как научная проблема. Под эргономической компетенцией будущих педагогов мы понимаем составляющую профессиональной компетентности,

способствующую оптимальному использованию эргономических знаний, умений и навыков в условиях комфортной и безопасной учебной среды и включающих эргономический, предметно-пространственный и когнитивный компоненты. Под формированием

эргономической компетенции будущего педагога мы понимаем процесс педагогического

воздействия в процессе обучения на эргономический, предметно-пространственный и когнитивный компоненты компетентности будущего педагога, способного создать эргономическую образовательную среду как в образовательной организации, так и вне её, обеспечивая развития личности и сохранение здоровья, т.е. обладающая так называемыми эргономическими качествами,

характеризующимися как эргономически компетентными.

Предлагаемая нами система формирования эргономической компетенции будущих педагогов в вузе основана на эргономическом, системном и компетентностном подходах, эргономико-педагогические условиях и принципах и представляет собой взаимосвязь блоков: теоретико-методологического, содержательного, деятельностного, оценочного и результативного. Полученные результаты позволяют утверждать, что при подготовке будущих педагогов направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» необходимо учитывать, что эргономическая компетенция является составляющей их профессиональной компетенции.

Литература:

1. Белов А.А. Основы педагогической эргономики: учеб. пособие / А.А. Белов; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. -94 с.

2. Воронина Е.В. Педагогическая эргономика / Е.В. Воронина; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Ишимский гос. пед. ин-т им. П.П. Ершова. - Ишим: Изд-во ИГПИ, 2006. - 111 с.

3. Евсеева И.Г., Ульянова И.В., Никитина Е.О. Эргономический подход в образовании: сборник тезисов / И.Г. Евсеева, И.В. Ульянова, Е.О. Никитина // Коченовские чтения «Психология и право в современной России» / Материалы Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М.: МГППУ, 2016. - С. 235-237.

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Сфера, 2014. - 192 с.

5. Криулина А.А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя: Макроэргономический подход: дисс. ... д-ра психол. наук: 05.02.20 / Криулина Александра Александровна. -Москва, 1996. - 279 с.

6. Кучинскас В.К. Эргономические основы интенсификации учебного процесса в вузе / В.К. Кучинскас. - Вильнюс, Мокслас, 1987.

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: (Психол. пробл.) / Л.М. Митина. - М: Дело, 1994. - 215 с.

8. Наумчик В.Н. Наглядность в демонстрационном эксперименте по физике: (эргон. подход) / В.Н. Наумчик. - Минск: БГУ, 1983. - 96 с.

9. Окулова Л.П. Формирование эргономической образовательной среды в системе «школа-вуз»: монография / Л.П. Окулова - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2019. - 128 с.

10. Рябова Е.В. Подготовка будущие учителей начальных классов к созданию оптимальных условий обучения для младших школьников / Е.В. Рябова // Современная педагогика: новые вызовы и перспективы развития / Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (с международным участием). - Чебоксары: «Перфектум», 2011. - С. 294-296.

11. Сафин Р.С. Дидактические основы проектирования эргономических технологий обучения студентов инженерно-строительных специальностей: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Сафин Раис Семигуллович. - Казань, 2001. - 556 с.

12. Сергеев С. Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / Сергеев Сергей Фёдорович; Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2010. - 420 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Скидан С.А. Сущность и содержание педагогической эргономики / С.А. Скидан // Придншровський науковий вюник. Педагопка середньо1 та вищо1 школи. - 1998. - № 70. - С. 8-16.

14. Gedrovics J. Die Ergonomie im Curriculum der Lehrerbildung // Lehrerinnenbildung in Europa: Konferenzband, Wien, 8. und 9. Mai 2008. Wien: Pädagogische Hochschule, 2008. S. 71-78.

15. Smith T.J. The ergonomics of learning: educational design and learning performance // Ergonomics. 2007. Vol. 50, № 10. - P. 1530-1546.

References:

1. Belov A.A. Fundamentals of pedagogical ergonomics: textbook. allowance / A.A. Belov; Grew up. state ped un-t them. A.I. Herzen. - St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2002. - 94 p.

2. Voronina E.V. Pedagogical ergonomics / E.V. Voronin; M-in education and science of the Russian Federation, State. higher education institution prof. education, Ishim state. ped Institute of them. P.P. Ershov. -Ishim: Publishing house of the IGPI, 2006. - 111 p.

3. Evseeva I.G., Ulyanova I.V., Nikitina E.O. Ergonomic approach in education: collection of theses / I.G. Evseeva, I.V. Ulyanova, E.O. Nikitina // Cochenov Readings "Psychology and Law in Modern Russia" / Materials of the All-Russian Conference on Legal Psychology with international participation. - M.: MGPPU, 2016. - S. 235-237.

4. The Law "On Education in the Russian Federation". - M.: Sphere, 2014. - 192 p.

5. Criulina A.A. Professional culture and the system of psychological training of teachers: Macroergonomic approach: Diss. ... Dr. Psychol. Sciences: 05.02.20 /

Criulina Aleksandra Aleksandrovna. - Moscow, 1996. - 279 p.

6. Kuchinskas V.K. Ergonomic foundations of the intensification of the educational process in high school / V.K. Kuchinskas. - Vilnius, Moxlas, 1987.

7. Mitina L.M. Teacher as a person and a professional: (Psychol. Probl.) / L.M. Mitina. - M.: Delo, 1994. - 215 p.

8. Naumchik V.N. Visibility in a demonstration experiment in physics: (ergon. Approach) / V.N. Mummy. -Minsk: BSU, 1983. - 96 s.

9. Okulova L.P. Formation of an ergonomic educational environment in the school-university system: monograph / L.P. Okulova - Izhevsk: Publishing Center "Udmurt University", 2019. - 128 p.

10. Ryabova E.V. Preparing future elementary school teachers to create optimal learning conditions for elementary school students / E.V. Ryabova // Modern pedagogy: new challenges and development prospects / Materials of All-Russian. scientific and practical conf. (with international participation). - Cheboksary: "Perfectum", 2011. - S. 294-296.

11. Safin R.S. Didactic principles of designing ergonomic technologies for teaching students of engineering and construction specialties: Diss. ... dr ped. Sciences: 13.00.08 / Safin Rais Semigullovich. - Kazan, 2001. - 556 p.

12. Sergeev S.F. Ergonomics of immersive environments: methodology, theory, practice: Diss. ... Dr. Psychol. Sciences: 19.00.03 / Sergeev Sergey Fedorovich; Place of protection: St. Petersburg. state un-t - St. Petersburg, 2010. - 420 p.

13. Skidan S.A. The essence and content of pedagogical ergonomics / S.A. Skidan // Pridniprovsky Science News. Pedagogy of secondary and secondary schools. - 1998. - №> 70. - S. 8-16.

14. Gedrovics J. Die Ergonomie im Curriculum der Lehrerbildung // Lehrerinnenbildung in Europa: Konferenzband, Wien, 8. und 9. Mai 2008. Wien: Pädagogische Hochschule, 2008. S. 71-78.

15. Smith T.J. The ergonomics of learning: educational design and learning performance // Ergonomics. 2007. Vol. 50, № 10. - P. 1530-1546.

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.