Научная статья на тему 'Эргономические требования к дидактическим средствам обучения в целях создания комфортной учебной среды'

Эргономические требования к дидактическим средствам обучения в целях создания комфортной учебной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2197
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭРГОНОМИКА / ЭРГОНОМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОМФОРТНАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окулова Лариса Петровна

В статье рассматривается проблема создания благоприятной учебной среды для субъектов образовательного процесса: педагога и ученика. Данный процесс реализуется на основе дидактических средств обучения с учетом эргономических требований. Обозначены главные эргономические требования к средствам обучения. Определены дидактические средства обучения для обеспечения эргономических требований в учебных заведениях. Рассмотрены психологические и физиологические особенности учеников при использовании наглядных и визуальных средств обучения. Обосновано создание и внедрение новейших средств обучения и информационных технологий. Аргументирована автоматизация учебного процесса, ускоряющая и интенсифицирующая его. Исследованы эргономические требования к учебнику, как основной учебной книге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эргономические требования к дидактическим средствам обучения в целях создания комфортной учебной среды»

УДК 37.0+371

Окулова Лариса Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры финансов, учета и управления Филиала ФГБОУ ВПО Удмуртского государственного университета в г. Воткинске, lokulova@ya.ru, Воткинск

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИя К ДИДАКТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ

обучения в целях создания комфортной учебной среды

Аннотация: в статье рассматривается проблема создания благоприятной учебной среды для субъектов образовательного процесса: педагога и ученика. Данный процесс реализуется на основе дидактических средств обучения с учетом эргономических требований. Обозначены главные эргономические требования к средствам обучения. Определены дидактические средства обучения для обеспечения эргономических требований в учебных заведениях. Рассмотрены психологические и физиологические особенности учеников при использовании наглядных и визуальных средств обучения. Обосновано создание и внедрение новейших средств обучения и информационных технологий. Аргументирована автоматизация учебного процесса, ускоряющая и интенсифицирующая его. Исследованы эргономические требования к учебнику, как основной учебной книге.

Ключевые слова: педагогическая эргономика, эргономизация образования, эргономические требования, комфортная учебная среда.

Okulova Larisa Petrovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Finance, Accounting and Management at the Branch FGBOU VPO "UdSU" in Votkinsk, \okulova@ya.ru,Votkinsk

ERGONOMIC REQUIREMENTS FOR DIDACTIC MEANS TRAINING FOR COMFORT OF LEARNING ENVIRONMENT

Abstarct. The article considers the problem of creating a supportive learning environment for the subjects of the educational process: the teacher and the student. This process is implemented on the basis of didactic learning tools ergonomica\\y. Identified the main ergonomic requirements for training facilities. Defined didactic learning tool for ergonomic requirements in schools. We consider the psychological and physiological characteristics of students using visual and visual training aids. Justified the creation and implementation of new training tools, and information technology. Argued the automation of the educational process that accelerates and intensifies it. Studied the ergonomics of the textbook as a basic training book.

Keywords: pedagogical ergonomics, ergonomization of education, ergonomic requirements, the comfortab\e educationa\ environment.

В условиях информатизации и компьютеризации системы образования обязательным элементом обеспечения учебного процесса наряду с содержанием образования, становятся средства обучения (дидактические средства). Сущность, принципы и роль средств обучения исследовали в своих трудах: Л. В. Занков, Л. С. Выготский, Л. П. Прессман, П. И. Пидкасистый и другие. Под средствами обучения (дидактические средства) понимают объекты, являющиеся источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, решения воспитатель-

ных задач. В рамках эргономических требований к дидактическим средствам следует относить средства, которые развивают сенсомоторные стимулы, влияют на органы чувств учеников, и облегчают им познание мира и обеспечивают успешность, комфортность и безопасность учебно-воспитательного процесса. В связи с этим, актуализируется проблема освоения эргономических требований, способных влиять на эффективность, успешность и комфортность применяемых средств обучения педагогами и обучающимися. Под эргономичностью средств обучения будем понимать свойства средств

обучения, повышающие эффективность учебной деятельности в зависимости от степени их соответствия психологическим и физиологическим особенностям ученика [2].

Одним из важнейших дидактических принципов обучения, способным повысить эффективность и комфортность процесса обучения, является наглядность. В процессе обучения принцип наглядности применяли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский [4]. Рассмотрим психологические и физиологические особенности учеников при использовании средств наглядности в учебном процессе. Усвоение знаний является целостным процессом. Все его элементы взаимосвязаны, и пренебрежение или недооценка одного из них отрицательно сказывается на конечном результате - качестве усвоения знаний. Усвоение информации начинается с ее восприятия. Так ещё Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко считали, что у младших школьников восприятие хорошо развито [1]. Они различают цвет, форму, величину предметов, их расположение в пространстве, могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета. Однако, для учащихся 1-2 классов характерна слабая дифференциация при восприятии подобных объектов. Иногда они не различают похожие по изображению цифры (6 и 9), буквы (3 и Б), часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Чтобы воспринять предмет, они должны прикоснуться к нему. Поэтому успешности восприятия свойственны интерес, яркость и четкость исследуемого предмета. В таких условиях меняется роль ученика. Учебная информация растёт в геометрической прогрессии, а психологические и физиологические возможности ученика для её усвоения ограничены. Ещё Л.С. Выготский выделил два уровня развития возможностей ученика: зона актуального развития и зона ближайшего развития. Можно считать, что уровнем актуального развития ребенка первого класса является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно-образная и словесно-логическая умственная деятельность - зоной ближайшего развития.

В процессе обучения начальных классов, особенно первого, прослеживается четкая последовательность в использовании средств обучения: от действий с конкретными объемными предметами к постепенному переходу к действиям с плоскостным дидактическим материалом (наглядные картинки) и, наконец, к абстрактным предметам (геометрические фигуры, знаковые модели и т.п.). Тем самым, наглядный материал непосредственно воздействует на органы чувств, формирует образ восприятия. В его создании участвуют не только ощущение, но и память, мышление, опыт. Ученик не только определяет, но и активно действует, сравнивает, осмысливает, понимает, поэтому формирование наглядного образа становится познавательным процессом. На восприятие влияют особенности личности, т.е. ученики воспринимают внешнюю среду, учитывая свои потребности, интересы и т.п. Именно средства наглядности наиболее полно отражают действительность, социализируют ученика.

Современными психологами М. В. Боду-новым, Э. А. Голубевой, А. И. Крупновым,

B. А. Петровским, В. М. Русаловым и другими доказано, что наглядность не только способствует глубокому освоению таких психических процессов, как восприятие, запоминание, мышление, но и на их основе помогает активизировать умственную деятельность, глубже проникнуть в суть объекта изучения.

Современные физиологические концепции объясняют механизмы познавательной деятельности ученика при использовании наглядного материала. В этой связи показателен опыт педагогов-новаторов. Интенсификацию обучения на основе принципа наглядности изучают В. Ф. Шаталов,

C. Д. Шевченко. Ряд учёных (И. М. Чередов, С. Ю. Курганов, В. К. Дьяченко, А. Б. Резник, Н. П. Гузик) анализируют совершенствование форм организации и средств обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке. И. П. Волков справедливо считает, что использование наглядных средств обучения обеспечит индивидуализацию обучения.

Сегодня мы наблюдаем, что мозг школьника не справляется с поступающей информацией, тем самым, снижается эффективность обучения. Процесс обучения в значительной степени детерминирован

образованием временных связей в коре полушарий головного мозга. Именно наблюдение, подкрепленное словесным объяснением, активизирует процесс восприятия у ученика и ускоряет образование соответствующих нервных связей. Устойчивость впечатлений у учеников зависит от многих факторов: наглядных пособий, методики их применения, уровня подготовки учащихся к восприятию объекта. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что процесс воспоминания связан с активизацией тех же нейронов, которые реагировали на воздействие существующего объекта. Мозг словно ищет и восстанавливает ранее воспринятые сигналы. Так образуется мысленный образ предмета при отсутствии непосредственного контакта с ним. Поэтому при использовании на уроке мультимедиа ученик сначала начинает вспоминать визуальный ряд знаний прошлого, что позволяет ему быстрее и успешнее анализировать и адаптировать поступающую информацию, приспосабливаться к новым условиям.

Для эффективного применения средств обучения необходимо знание учителем закономерностей процессов возбуждения и торможения. При изложении учебного материала следует избегать однообразных раздражителей. Так, использование на учебных занятиях однотипной наглядности приводит к торможению, что препятствует образованию новых временных нейрофизиологических связей, необходимых для усвоения знаний. Слишком яркие демонстрации, используемые для того, чтобы активизировать учащихся, могут вызвать чрезмерное возбуждение, которое препятствует усвоению урока. Практика показывает, что применение на уроках средств наглядности помогает привлечь к процессу восприятия все анализаторы - слуховые, зрительные, двигательные и прочие. Чем больше анализаторов задействовано, тем лучше усваивается материал предмета. Если на анализаторы одновременно действуют различные свойства предмета, то, с точки зрения физиологии, следует говорить о влиянии комплексного раздражителя. При этом образуются временные связи между соответствующими группами нервных клеток в коре больших полушарий головного мозга, что позволяет организму реагировать на предмет как

целое. Итак, совместная работа различных анализаторов является важным условием целостного восприятия. Совместное действие анализаторов обеспечивает отражение не только свойств предметов, но и сложных связей между явлениями.

Таким образом, средства обучения вместе с живым словом педагога являются важным компонентом учебно-воспитательного процесса и обязательным элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Они существенно повышают действенность других элементов процесса обучения - цели, содержания, форм и методов.

От дидактической концепции, цели, содержания, методов и условий образовательного процесса зависит выбор педагогом средств обучения. Современный педагог из всей типологии средств обучения использует, в том числе, печатные и электронные образовательные ресурсы. Главным средством обучения по-прежнему остаётся учебник, как активно используемое визуальное средство. Это официально признанная основная учебная книга, в которой систематически изложены учебный предмет или его части в соответствии с программой. Ученики пользуются им под руководством педагога, как на учебном занятии, так и при выполнении домашних заданий. Наряду с печатным учебником в учебную среду активно входит электронный учебник. Он способен формировать определенные общеобразовательные научные знания, умения и навыки, способствует развитию личности. В электронном учебнике представлена научно достоверная и современная информация. Ее приводят с учетом основных принципов дидактики, как систематичность, последовательность, преемственность, наглядность, усвояемость. Учебная информация в нём предлагается в проблемном изложении материала с критическим его осмыслением, но при этом придерживается оптимального соотношения между научностью и доступностью.

Для формирования эмоционально-чувственного отношения к явлениям реальной жизни в электронном учебнике помещают материалы, способные вызвать эмоции с учетом психически возрастных особенностей учеников. Учебник не только предоставляет информацию, но и руководит познавательной деятельностью ученика. Ос-

новной функцией электронного учебника, как визуального средства обучения, является демонстрация явлений и процессов, улучшение восприятия информации и стимулирования учебной деятельности.

С целью повышения эффективности и комфортности обучения педагоги самостоятельно разрабатывают и используют электронные учебники. На наш взгляд, при создании педагогом электронного учебника следует учитывать следующие принципы:

- коммуникативность - способность обеспечить диалог ученика с книгой;

- комплиментарность - возможность его дополнения дополнительными средствами обучения;

- моделирование - построение модели как средства получения необходимого знания об объекте или явлении, которое изучается;

- автономность, что позволяет рассматривать учебник как самодостаточную систему.

Структурными составляющими такой книги является текст (основной, дополнительный, объяснение) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки). В электронном учебнике педагог может использовать тексты следующих видов:

а) основные, содержащие основной теоретический материал для усвоения, они, в свою очередь, делятся на: теоретические и инструментально-практические;

б) дополнительные, которые охватывают интересную развивающую информацию, их подают в виде пословиц или поговорок;

в) объяснительные, содержащие необходимый дополнительный материал, непосредственно связанный с основным текстом.

На наш взгляд, в процессе обучения на учеников эффективно воздействуют современные аудиовизуальные (экранно-зву-ковые) и мультимедийные (компьютер с подключенными к нему аудио - и видеотехническими устройствами) средства обучения. Мультимедиатехнология имеет большие перспективы в педагогике, поскольку позволяет обеспечить автоматизацию интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса [2]. Поэтому в школах внедряют новейшие средства обучения и информационные технологии. При этом меняется их роль: от вспомогательной и иллюстративной деятельности информацион-

ные технологии переходят к организации и определению направлений деятельности педагога. Он выбирает соответствующие средства обучения, продумывает, как их совместить с помощью интерактивных методов, подбирает стратегию обучения, адекватную поставленной цели, согласовывает всё это с педагогическими технологиями, которые он использует. Но, так как информационно-коммуникационные технологии постоянно видоизменяются и предлагают широкий спектр возможностей для ученика и педагога, целесообразно рассмотрение новых средств обучения.

Нам представляется, что создание новых средств обучения основывается на следующих дополнительных принципах:

- эргономических (безопасности, психофизиологической адаптивности, надежности, комфорта, хронометрического соответствия и эстетичности);

- организационно-производственных (технологичности, унификации и стандартизации, экономичности, непрерывного управления качеством);

- прогностических (анализ научно-технических достижений в области разработки средств обучения).

С эргономической точки зрения важны знание и использование общих и специальных педагогико-эргономических требований к средствам обучения (экранно-звуковых, печатных, натуральных объектов, моделей, приборов и т. д.) [3]. Особенно значимы они при самостоятельном изготовлении педагогом дидактических средств обучения (таблиц, стендов, раздаточного материала и др.) и их использовании в учебном процессе. Например, с помощью средств обучения можно формировать определенные общеобразовательные и политехнические знания, умения, навыки, способствовать развитию личности учащихся, а также определить соответствуют ли они антропометрическим, физиологическим и психическим особенностям учеников. Поэтому главной задачей педагога становится предоставление информации, передаваемой с помощью средств обучения, научно достоверной, обоснованной, соответствующей современному уровню науки, изучаемого содержания программы и учебника, возрастным особенностям, уровню подготовки учеников, доступной

для детей конкретного возраста, их знаний, умений и навыков.

С эргономических позиций средства обучения должны быть пригодными для использования в современных информационно-коммуникационных технологиях и формах обучения, органично сочетаться с другими учебными методами. Так, в педагогико-эр-гономических требованиях к средствам обучения отражено, что размеры, форма, яркость, контрастность, цвет и расположение объектов наблюдения в средствах обучения должны соответствовать возможностям органов зрения учащихся, а характеристики звуковой информации (контраст, громкость сигнала и шума, продолжительность звукового сигнала, темп подачи, понятность языка) - возможностям органов слуха, физическим возможностям учащихся и учителя [3]. Таким образом, средства обучения должны быть наглядными, активизировать внимание учащихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. При необходимости они должны сопровождаться методическими указаниями по их использованию.

Отметим главные эргономические требования к средствам обучения. Информация, передаваемая с их помощью, должна быть научно достоверной и соответствовать современному состоянию науки. При этом

содержание, объем, и глубина заложенной информации должны соответствовать содержанию программы и учебника. Используемый метод обучения должен быть согласованным с возрастными особенностями и уровнем подготовки учеников. Он должен быть наглядным, активизировать внимание учащихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. Средство обучения следует обеспечивать методическими указаниями по его использованию.

Таким образом, рассмотренные эргономические требования обеспечат комфортные и безопасные для здоровья учеников условия обучения и воспитания, и будут способствовать повышению их работоспособности, активному психофизиологическому развитию и производительности обучения.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

2. Окулова Л. П. Педагогическая эргономика: монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011. - 200 с.

3. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения. - СПб., М: Крисмас+, ИОСО РАО, 2000 - 64 с.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. -Т. 10. - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. - 390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.