Научная статья на тему 'Equipment Manager - Российская OSS №1'

Equipment Manager - Российская OSS №1 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
582
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сучилов Игорь

Сеть связи это сложная система с распределенной в пространстве инфраструктурой, которая состоит из множества составных элементов. Существует класс информационных систем обеспечивающих автоматизацию бизнес-процессов операторов связи OSS (Operation Support System). Информационная система Equipment Manager, разрабатываемая компанией Orange System group в самом центре Санкт-Петербурга с 2005 г., имеет более 50 инсталляций в Российской Федерации и обеспечивает успешную эксплуатацию как корпоративных сетей, так и сетей федеральных операторов связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Equipment Manager - Российская OSS №1»

н \ на ч

F1 О О V

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

на / н

РЕШЕНИЯ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ

Equipment Manager -

I Г w !#/> A L ІЛ А

российская OSS №1

Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.

Русская пословица

Сеть связи - это сложная система с распределенной в пространстве инфраструктурой, которая состоит из множества составных элементов. Существует класс информационных систем обеспечивающих автоматизацию бизнес-процессов операторов связи - OSS (Operation Support System). Информационная система Equipment Manager, разрабатываемая компанией Orange System group в самом центре Санкт-Петербурга с 2005 г., имеет более 50 инсталляций в Российской Федерации и обеспечивает успешную эксплуатацию как корпоративных сетей, так и сетей федеральных операторов связи.

Игорь СУЧИЛОВ,

менеджер проекта компании Orange System

Какие проблемы стоят перед предприятиями и подразделениями, обслуживающими сети связи? Из-за бурного развития сети Интернет увеличивается число подключаемых пользователей, а следовательно, растет инфраструктура сети. На каком-то этапе вести учет оборудования, каналов связи, логических ресурсов (IP-адреса, телефонные номера), заявок на подключение и аварийные работы становится невозможным без специализированного ПО, объединяющего все эти направления.

OSS Equipment Manager (EqM) решает большинство задач, стоящих перед оператором, а именно:

^ инвентаризация оборудования и материалов (с любой требуемой детализацией);

^ учет линейно кабельных сооружений (ЛКС);

Рис.1. Основное окно системы Equipment Manager, модуль мониторинга

^ мониторинг активного оборудования (по любому открытому протоколу);

^ периодический опрос активного оборудования (polling);

^ управление оборудованием

(Configuration Management);

^ управление услугами (Service Management);

^ расчет SLA (Service Layer Agreement); ^ документооборот (Workflow);

^ складской учет (учет движений основных средств);

^ интеграция с ERP-, CRM-системами и АСР (Billing).

Основой системы EqM является база технического учета (inventory),

позволяющая вести учет с любой необходимой детализацией. Оператор сам решает, насколько подробно необходимо учитывать ресурсы сети: от модели «мультисервисная сеть - 1 шт.» до подробного учета плат расширения модульных коммутаторов и портов абонентских устройств. При помощи функций конструирования системы предоставляется возможность самостоятельно определять необходимые параметры учета и его точность для каждого типа оборудования и услуги. Система позволяет на основе заранее созданных шаблонов оборудования проводить сканирование и автоматическое создание сетевых объектов, что в значительной степени облегчает и ускоряет процесс инвентаризации. Применяемые алгоритмы автопостроения соединений на основе протоколов канального уровня

(1_ШР и СОР), а также на основе таблиц коммутации дают возможность строить топологию сети.

С помощью модуля учета ЛКС можно создать модель пассивной части сети: нанести на геоподложку (с привязкой к адресу или географическим координатам) или любое другое растровое изображение (например, план здания) все линии связи, коммутировать их между собой, отметить занятость каждого волокна, протрассировать волокно от порта до порта, спланировать подключение к ближайшему оконечному кроссу. В системе реализован учет структуры сети линейных сооружений (объектов и связей между ними) на слоях ГИС (слои: метрополитен, телефонная канализация, дома, радиотрансляционная сеть, контактная сеть и т.д). Предусмотрена возможность автоматического создания и печати рапортов состояния сети и проектируемых переключений, статистических данных о состоянии сети, паспортов сварок, результатов трассировки. Использование импорта, привязка к любому элементу файлов любого формата, а также связка с модулем документооборота дает возможность вести полную документацию на сеть на всех этапах ее жизненного цикла (от проектирования и строительства до эксплуатации и аварийно-восстановительных работ). К этому процессу могут быть подключены как собственные службы, так и подрядные организации (от проектировщиков и монтажников до ремонтно-

54

ВЄКІ КАЧЕСТВА № 4 • 2012

РЕШЕНИЯ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ

.•••' 5 HG ИПЕ

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Ч НЕ \ G

восстановительных бригад), при этом есть возможность задавать права на любое действие с объектами системы.

Мониторинг и периодический опрос оборудования дают сотрудникам оператора исчерпывающую информацию о состоянии каждого порта устройства в реальном времени. Реализован мощный механизм корреляции событий для автоматизации обработки аварийных ситуаций и существенного уменьшения информационного потока сообщений, обрабатываемых дежурным персоналом. Гибкая система настройки приоритетов дает возможность ранжировать события по значимости, а защита от ослепления позволяет фильтровать паразитные (flood) события. Мощность периодического опроса составляет более миллиона параметров за 5 минут на одном сервере. Настройка мониторинга по расписанию, а также задание алгоритма автоматической реакции на событие дает возможность снизить нагрузку на оператора системы и исключить ошибки, связанные с человеческим фактором. Использование архитектуры с выделенными предобра-ботчиками позволяет разнести функции периодического опроса на выделенные серверы, таким образом обеспечивается практически неограниченная масштабируемость.

Управление оборудованием производится по основным протоколам -SNMP, SSH, RSH, Telnet. Существует возможность хранения, версионного резервирования и верификации эталонно-сти конфигурационных файлов оборудования. С помощью встроенного языка сценариев самостоятельно задаются правила управления и заполнения конфигурационных файлов, что значительно снижает вероятность неправильной настройки устройств. При централизованной настройке и управлении оборудованием инсталляцию оборудования и подключение абонентов может осуществлять даже низкоквалифицированный персонал.

В модуле управления услугами ведется учет клиентов, договоров и предоставляемых сервисов. К каждой услуге можно привязать как набор физических ресурсов (устройства, порты, кроссы, кабели), так и логические ресурсы (VLAN, IP-адрес, телефонный номер и т.д.). В системе для каждой услуги строится схема организации связи с отображением элементов сети, участвующих в предоставлении услуги с возможностью отображения событий на этих элементах. На основе информации из модуля мониторинга возможен расчет и контроль SLA по произвольным наборам метрик и гибко настраиваемым

Рис. 2. Схема организации связи с отображением событий мониторинга

алгоритмам. В связке с модулем управления оборудованием модуль управления услуг обеспечивает активацию/деактивацию услуг по определенным событиям или по заданному расписанию.

В документообороте имеются документы различного типа (Trouble Ticket, заявка на подключение, заказ на обслуживание и т.д.). В соответствии с их функциональным назначением, для каждого типа документа можно настроить состояния, переходы, список согласований, правила нотификации и эскалации. К каждому документу можно привязать любой объект системы - порт, услугу, договор, документ другого типа, аварию, волокно и т.д. Возможно создание сложных нелинейных маршрутов согласования документа и графическое отображение алгоритмов в виде графа маршрутизации. Удобный интерфейс с возможностью группировки, фильтрации, изменения набора атрибутов позволяет настроить рабочее место оператора под индивидуальные потребности.

Модуль «Склад» обеспечивает учет движения основных средств, складской учет оборудования и материалов, перемещение между складами или узлами сети (проводки), списание оборудования, оценку остатков, резервирование оборудования, ведение документов операций (требования, накладные, счета, инвентарные ведомости и т.д.). Возможна интеграция с системами бухгалтерского учета.

Система Equipment Manager имеет открытую архитектуру, что делает возможной интеграцию с другими информационными системами. Модуль услуг может иметь общие справочники клиентов с АСР, CRM- или ERP-системой заказчика.

Equipment Manager предусматривает возможность автоматизированного

И| ft « • !■

л *м<м>*С*1) I

■.ЮМ ІВІИЯЯ м

переключения с основного сервера на резервный в случае возникновения аварийной ситуации на основном сервере системы.

Orange System Equipment Manager является масштабируемой системой, каждый из ее функциональных модулей может работать на отдельном выделенном сервере. Архитектура системы позволяет достигать качественного увеличения производительности в случае необходимости. В зависимости от размера обслуживаемой сети, потребностей и технических возможностей можно выбрать один из трех вариантов архитектуры системы:

О односерверная - с одним центральным сервером (все процессы «крутятся» на одном сервере);

О централизованная - с одним центральным сервером и несколькими вспомогательными, что обеспечивает разделение функционала предобработки, постобработки, архива, серверов приложений и мониторинга;

О распределенная - структура, в которой базы инвентаризации, мониторинга, периодического опроса, архив и сервер статистики разнесены на несколько серверов.

С помощью Equipment Manager оператор может получить исчерпывающую информацию о состоянии сети в любой момент времени:

О узнать о местоположении объектов на сети;

О оценить состояние оборудования в каждый момент времени;

О оперативно управлять и реагировать на любые ситуации;

О быстро предоставлять услуги;

О оперативно и четко организовывать любые работы и устранять аварии. ■

т ьлсжтт їй їм ми r>

№ 4 • 2012 ВЄКІ КАЧЕСТВА

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.