российское судостроение и государственно-частное
партнерство
роль государственно-частного партнерства
в инновационной деятельности реального сектора экономики на примере судостроительной отрасли
Аннотация
Внешнеторговый оборот России с каждым годом увеличивается. Но насколько радужны перспективы этого роста? В структуре российского экспорта преобладают сырье и низкотехнологичая продукция (недорогая строительная и сельскохозяйственная техника, минеральные удобрения). На долю высокотехнологичного специализированного производства, к которому, в частности, относится судостроительная промышленность, приходится менее 0,3% в общем объеме экспорта. В статье речь пойдет о том, как можно избежать инерционного сценария, повысить инновационную активность и конкурентоспособность отрасли.
Ключевые слова: инвестиционный проект, инновационная активность, государственно-частное партнерство, экспорт, лизинг, экономические условия, высокотехнологичное производство
Судостроение объективно относится к отраслям, обладающим большим научно-техническим и производственным потенциалом, способным влиять на развитие технологий в смежных секторах промышленности. Это является значимой причиной того, что ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию морских и судостроительных технологий в обеспечение активной морской деятельности, оказывая значительную поддержку национальным судостроительным компаниям.
Зуева
Елена Валерьевна
аспирантка,
факультет экономики,
менеджмента
и инноваций,
ст. преподаватель
кафедры управления
инновационной
деятельностью,
Нижегородский
государственный
технический
университет
им. РЕ Алексеева
Hirosimka@yandex.ru
эст
_объем мирового
_рынка
судостроительной продукции
_превышает
_$150 млрд в год
Объем мирового рынка судостроительной продукции превышает $150 млрд в год [1] . Доминирующие позиции на мировом рынке удерживают Южная Корея, Япония, Китай и ЕС, а российская судостроительная промышленность сиротливо стоит в конце списка.
Основные проблемы отечественного судостроения
К основным проблемам, тормозящим подъем отечественного судостроения, в первую очередь относятся:
- неблагоприятные, по сравнению с зарубежными верфями, условия финансирования реализации проектов по строительству судов, более высокий уровень налоговой и таможенной нагрузки. Действующие в стране условия кредитования строительства судов, таможенные пошлины на зарубежное оборудование и комплектующие, налогообложение приводят к дополнительному увеличению
оимости судов на 20-25%. Размещение строитель-а судов на верфях России становится невыгод-судовладельцев; й уровень физического и морального износа основных фондов, устаревшие технологические и проектные решения и острая проблема с квалифицированными кадрами. Удельная трудоемкость производства в отрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше;
- ослабление научно-технического и технологического потенциала отрасли, снижение ее конкурентоспособности из-за сокращения ассигнований на разработку новейших наукоемких судостроительных технологий;
- низкая инвестиционная привлекательность отрасли, в том числе и для зарубежных инвесторов. Важная проблема отечественного водного транспорта - перевозка российских внешнеторговых грузов судами зарубежных перевозчиков. При общей стоимости фрахта более $10 млрд доля российских компаний не превышает 10%, при характерных для большинства зарубежных стран 50%. Недостаточное развитие и неудовлетворительное техническое состояние флота российских компаний приводят к ежегодным потерям для эконо-
мики в размере не менее $4 млрд, что во много раз превосходит годовые объемы выпуска гражданских судов российскими верфями. Попытки судостроительных и судоремонтных предприятий найти свою нишу на рынке коммерческого судостроения не систематичны и не имеют успеха. Конкурентоспособность отечественного судостроения падает с каждым годом, и без принятия действенных мер может достичь критического уровня. Непринятие мер по устранению проблем развития отрасли (инерционный сценарий) приведет к удручающим последствиям, к которым можно отнести:
- снижение обороноспособности до критического уровня (уменьшение числа построенных кораблей по гособоронзаказу из-за существенного роста стоимости и сроков строительства кораблей);
- вытеснение с мирового рынка гражданского судостроения, что приведет к повышению зависимости от иностранных перевозчиков;
- отсутствие новых конкурентоспособных разработок в области кораблестроения, что приведет к потере рынка и уменьшению объемов ВТС в области судостроения в 2-3 раза - ежегодные потенциальные потери в объемах продаж составят до $1000 млн [3]. Развитие негативных тенденций приведет к полной деградации отечественного судостроения - одной из самых сложных и наукоемких отраслей отечественной промышленности. Это снизит обороноспособность страны, создаст угрозу транспортной, продовольственной, топливно-энергетической независимости страны, лишит Россию статуса морской державы.
Государственно-частное партнерство
Одна из важнейших государственных внутриэко-номических задач России - перевод отечественной промышленности от сырьевой направленности в сферу высоких технологий и инновационной деятельности. Реализовывать глобальные инфраструктурные проекты только за счет госбюджета или частного бизнеса практически невозможно. Для этого необходимо масштабное вовлечение реального, частного бизнеса в реализацию инновационного развития при государственной поддержке.
доминирующие позиции на мировом рынке удерживают Южная Корея, Япония, Китай и ЕС, а российская судостроительная промышленность сиротливо стоит в конце списка
ост.
действующие
_в стране условия
_кредитования
_строительства
„судов, таможенные пошлины на зарубеж-
_ное оборудование
_и комплектующие,
а также налогообложение приводят
к дополнительному увеличению
стоимости судов
на 20-25%
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - важнейший механизм государственной инвестиционной политики, позволяющий привлечь частные средства для реализации приоритетных проектов, повышения эффективности управления производственной инфраструктурой, стимулирования развития инноваций. Для бизнеса участие в ГЧП означает получение финансовых и социальных выгод, а для государства - распределение финансовой нагрузки.
Пока положение экономического института ГЧП неоднозначно, его развитие находится в начальной стадии, но он крайне актуален в текущей ситуации. ГЧП - альтернатива прямому бюджетному финансированию капитальных вложений при дефиците бюджета. Государство, контролируя экономически значимые отрасли и управляя рисками проекта, превращает ресурсы в инвестиционный рычаг за счет привлечения частного капитала. Динамичное развитие судостроительной промыш-нности России за счет сотрудничества государс-нного и частного бизнеса обеспечи гкроуровнв:
повышение обороноспособности страны и в количественном, и в качественном отношении;
- увеличение вклада судостроительной промышленности в прирост ВВП за счет опережающих темпов роста объемов производства продукции отрасли по отношению к их динамике в среднем по стране;
- расширение объемов высокотехнологичного экспорта и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота;
2) на микроуровне:
- обеспечение необходимого уровня обновляемос-ти основных фондов предприятий и поддержание их в конкурентоспособном состоянии,
- повышение инновационной активности предприятий отрасли;
- формирование в судостроительной промышленности рыночно ориентированных бизнес-структур нового поколения;
3) в бюджетной сфере:
- обеспечение дополнительных налоговых поступлений;
- увеличение экспортной выручки (доходы от продаж).
Финансовые и налоговые аспекты судостроения
В финансовых методах работы с судовладельцами основной тревожащий банкиров момент - верфь: какие гарантии она сможет предоставить, что судно будет построено? Строительство новых специализированных на гражданском судостроении верфей, отвечающих всем требованиям инвесторов, возможно только на основе государственно-частного партнерства, поскольку строительство с нуля требует очень больших капиталовложений. Создание системы государственно-частного партнерства на основе использования лизинга как одного из финансовых инструментов способно стимулировать начало совершенствования производственных процессов и внедрения технологических инноваций в отрасли, снижая риски судостроителей и судовладельцев на время строительства судна. Лизинг позволяет профинансировать строительство до 80%, но получится ли в результате само судно? На время строительства судна и его дальнейшей эксплуатации до полной уплаты лизинговых платежей судно находится в собственности лизинговой компании. Как только последний лизинговый платеж вносится, судно переходит в собственность судовладельца. Механизм работает только при наличии субсидирования, но пока постановление Правительства РФ предусматривает лишь 5-летний горизонт, который вряд ли может считаться существенной поддержкой судоходной отрасли.
Для судовладельцев, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, установлен достаточно приемлемый режим применения налоговых и таможенных льгот. Отменены налог на прибыль (в части международных перевозок), таможенная пошлина и таможенный НДС при ввозе судов на территорию Российской Федерации, налог на имущество, транспортный налог и НДС с построенных судов.
Но есть и открытые вопросы в налоговом законодательстве. В реестре недостаточно четко прописан налог на прибыль: существует льгота, но нет методики ее распределения между каботажными и международными перевозками. Есть проблемы с таможенными пошлинами и НДС, в отношении запчастей на суда.
удельная трудоемкость производства в судостроительной отрасли России в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше
Государственная поддержка для привлечения инвесторов
Следует расширить механизмы государственно-частного партнерства при строительстве и модернизации судостроительных предприятий, увеличении пропускной способности водных путей, повышении эффективности работы портов и прочих объектов транспортной инфраструктуры. Соответствующая правовая база и институты развития уже сформированы, однако пока не начали эффективно работать. Для привлечения инвесторов необходимо предпринять меры государственной поддержки, возможные в рамках действующего законодательства: получение в общеустановленном порядке государственных гарантий, использование методов таможенно-тарифного регулирования и т.д. Для того чтобы частный сектор заинтересовался инвестированием в проекты, необходимо на законодательном уровне обеспечить нормальные условия ведения бизнеса, дающие участникам дол-срочные взаимовыгодные отношения и сбаланси-
анное распределение рисков и доходов. амеченное возрастание экономического потен-ала страны, освоение новых территориальных комплексов и новых месторождений потребует значительного прироста грузооборота. Минимальная трудоемкость, высокая пропускная способность, низкая энергоемкость при малых скоростях, приобретающая в настоящее время доминирующее значение в сопоставлениях, предопределяют экономическую целесообразность использования водного транспорта для перевозки дальних массовых грузов.
Государственно-частное партнерство позволит создать новый конкурентоспособный облик судостроительной промышленности и принципиально улучшить ее положение на внутреннем и мировом рынке. Это обеспечит рост объема поставок продукции отечественной судостроительной промышленности, что соответствует общей стратегии экономического развития страны [4].
Литература
1. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. - Минпромторг России, 2008.
2. Характеристика судостроительной отрасли России. Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики Информационно-консалтинговой компании «INFOLine», Материалы к докладу, 2008 г.
3. Стратегия развития судостроения России. ЦНИИ им. Акад. А.Н. Крылова. Годовой отчет Института, 2007 г.
4. Стратегия развития судостроительной промышленности. Материалы к докладу «Об основных направлениях развития гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» министра промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко на заседании Правительства РФ08.11.2007 г.
Elena V. Zueva _
Postgraduate Student, Department of Management Economics and Innovations, _
Senior Lecturer, Chair of Innovation Management, RY. Alekseev Nizhny Novgorod _
State Technical University _
The Role of Public and Private Partnerships in the Innovation Activity _
of the Real Sector of the Economy by the Example _
of the Shipbuilding Industry _
_Abstract _
Russians foreign trade turnover is increasing every year. But how unclouded are _ the prospects of this growth? The structure of Russian exports is dominated by raw materials and low-technology products (such as inexpensive construction and agricultural machinery and fertilizers). The share of high-tech specialized
production, which in particular applies to the shipbuilding industry, accounts for less _
than 0.3% of the total exports volume. The article discusses how to avoid the inertial _
scenario, increase the innovation activity and the industry's competitiveness. _ Keywords: investment project, innovation activity, public and private
partnership, exports, leasing, economic conditions, hi-tech production _