Научная статья на тему 'Эпоха российского Просвещения и становление русской журналистики'

Эпоха российского Просвещения и становление русской журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1383
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
газета / журнал / журналистика / издатель / культура / корреспондент / научно-популярный / Петр I / пресса / стиль / эпоха Просве щения / Сумароков / Новиков / Чулков / Крылов / «Всякая всячина» / «И то / и сё» / «Ни то / ни сё» / «Смесь» / «Трутень» / «Адская почта» / newspaper / magazine / journalism / publisher / culture / correspondent / popular science / Peter I / press / style / age of Enlightenment / Sumarokov / Novikov / Chulkov / Krylov / “All sorts of things” / “Both this and that” / “Neither this nor that” / “Mixture” / “Drone” / “Hell’s mail”

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Л Н. Тугова, З С. -м Биджиева, А Ю. Ордокова

В данной статье рассматривается история становления и развития русской журналистики в контексте российского Просвещения. Русская журналистика как составляющая часть русской словесности имеет интересную и неоднозначную историю становления. Она явилась важным этапом в формировании духовной культуры и национального самосознания российского общества. Благодаря реформам Петра I появляется периодическая печать – первая газета «Ведомости», вслед за которой начинают издаваться сатирические журналы Сумарокова, Новикова, Чулкова, Крылова и др. Также журналистика XVIII века была представлена и научно-популярными, и литературными изданиями. Особую роль в формировании общественного сознания сыграла прогрессивная сатирическая журналистика, обозначившая своё непримиримое отношение к монархии и произволу чиновников и крепостников. Журналистика русского Просвещения была основана на принципах гражданственности, нравственности и гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ERA OF THE RUSSIAN ENLIGHTENMENT AND THE FORMATION OF RUSSIAN JOURNALISM

The paper examines history of forming and development of Russian journalism in the context of the Russian Enlightenment. Russian journalism, as a component of Russian literature, has an interesting and ambiguous history of formation. It was an important stage in the formation of spiritual culture and national consciousness of Russian society. Thanks to the reforms of Peter I, a periodical press appeared – the first newspaper “Vedomosti”, which was followed by the publication of satirical magazines Sumarokov, Novikov, Chulkov, Krylov, and others. Journalism of the XVIII century was represented by popular science and literary publications. A special role in the formation of public consciousness was played by progressive satirical journalism, which indicated its irreconcilable attitude to the monarchy and the arbitrariness of officials and serfs. Journalism of Russian Enlightenment was based on the principles of citizenship, morality and humanism.

Текст научной работы на тему «Эпоха российского Просвещения и становление русской журналистики»

References

1. Domuschi S.A. Problema teodicei v istorii filosofii i pravoslavnom bogoslovii. Evraziya: duhovnye tradicii narodov. 2012; № 1: 230 - 251.

2. Dostoevskij F.M. Dnevnik pisatelya: v 2 t. Moskva, 2011; T. 1, T. 2.

3. Dostoevskij F.M. Brat'ya Karamazovy. Moskva: Drofa, 2003.

4. Chernova G.R., Bulenkova M.E. Predstavlenie russkih pravoslavnyh filosofov o dobre i zle. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2016; № 2 (244): 105 - 115.

5. Losskij N.O. Bog i mirovoe zlo. Moskva, 1994.

6. Dostoevskij F.M. Sobranie sochinenij: v 15 t. Sankt-Peterburg, 1996; Tom 15.

7. Nagevichene V.L., PivovarovD.V. Celostnyjchelovek(hristianskaya tradiciya): monografiya. Ekaterinburg, 2005.

8. Losskij N.O. Bog i mirovoe zlo. Moskva, 1994.

9. Nosov D.M. Ochevidnoe zlo? Neochevidnoe blago? Voprosy filosofii. 2015; № 11: 187 - 198.

10. Valeeva G.V. Problema dobra i zla v tvorchestve F.M. Dostoevskogo. Gumanitarnye vedomosti TGPU. 2017; № 3 (23): 49 - 54.

11. Leonov V. Osnovy pravoslavnoj antropologii: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.

12. Buchma Yu.Yu. Sovremennaya pravoslavnaya antropologiya o duhovnoj missii cheloveka. Voprosy social'noj teorii. 2018; T. X.: 157 - 165.

13. Dostoevskij F.M. Besy. Moskva, 2008.

14. Bulgakov S.N. Tihie dumy. Moskva, 2018.

15. Dostoevskij F.M. Prestuplenie inakazanie. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 30.06.20

УДК 070.091

Tugova L.N., senior lecturer, Department of Literature and Journalism, Institute of Philology, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: E-mail: [email protected]

Bidzhiyeva Z.S.-M, senior lecturer, Department of Literature and Journalism, Institute of Philology, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]

Ordokova A.Yu., senior lecturer, Department of Literature and Journalism, Institute of Philology, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: E-mail: [email protected]

THE ERA OF THE RUSSIAN ENLIGHTENMENT AND THE FORMATION OF RUSSIAN JOURNALISM. The paper examines history of forming and development of Russian journalism in the context of the Russian Enlightenment. Russian journalism, as a component of Russian literature, has an interesting and ambiguous history of formation. It was an important stage in the formation of spiritual culture and national consciousness of Russian society. Thanks to the reforms of Peter I, a periodical press appeared - the first newspaper "Vedomosti", which was followed by the publication of satirical magazines Sumarokov, Novikov, Chulkov, Krylov, and others. Journalism of the XVIII century was represented by popular science and literary publications. A special role in the formation of public consciousness was played by progressive satirical journalism, which indicated its irreconcilable attitude to the monarchy and the arbitrariness of officials and serfs. Journalism of Russian Enlightenment was based on the principles of citizenship, morality and humanism.

Key words: newspaper, magazine, journalism, publisher, culture, correspondent, popular science, Peter I, press, style, age of Enlightenment, Sumarokov, Novikov, Chulkov, Krylov, "All sorts of things", "Both this and that", "Neither this nor that", "Mixture", "Drone", "Hell's mail".

Л.Н. Тугова, доц., Институт филологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаееск,

Е-mail: [email protected]

З.С.-М. Биджиева, доц., Институт филологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаееск,

E-mail: [email protected]

А.Ю. Ордокова, доц., Институт филологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: [email protected]

ЭПОХА РОССИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В данной статье рассматривается история становления и развития русской журналистики в контексте российского Просвещения. Русская журналистика как составляющая часть русской словесности имеет интересную и неоднозначную историю становления. Она явилась важным этапом в формировании духовной культуры и национального самосознания российского общества. Благодаря реформам Петра I появляется периодическая печать - первая газета «Ведомости», вслед за которой начинают издаваться сатирические журналы Сумарокова, Новикова, Чулкова, Крылова и др. Также журналистика XVIII века была представлена и научно-популярными, и литературными изданиями. Особую роль в формировании общественного сознания сыграла прогрессивная сатирическая журналистика, обозначившая своё непримиримое отношение к монархии и произволу чиновников и крепостников. Журналистика русского Просвещения была основана на принципах гражданственности, нравственности и гуманизма.

Ключевые слова: газета, журнал, журналистика, издатель, культура, корреспондент, научно-популярный, Петр I, пресса, стиль, эпоха Просвещения, Сумароков, Новиков, Чулков, Крылов, «Всякая всячина», «И то, и сё», «Ни то, ни сё», «Смесь», «Трутень», «Адская почта».

Вторая половина XVIII века в историческом процессе Отечества - время русского Просвещения. Это время стремительного развития науки, искусства и журналистики. Ключевой фигурой этого исторического периода становится Екатерина II, оказавшая значительное влияние на развитие и поддержку науки и культуры.

Также императрица очень заботилась о формировании имиджа России как передового европейского государства перед мировым сообществом и в этом деле очень рассчитывала на поддержку прессы.

Рассматривая этот вопрос, имеет смысл отметить, что в отличие от западных культур, в России новые идеи не только не были приняты обществом, но были этим обществом восприняты насторожено. Особенно дворянство России сопротивлялось критике крепостного права, но, несмотря на это сопротивление, восстание Емельяна Пугачёва и события, произошедшие во время Великой французской революции, стали поводом для возникновения определённых иллюзий, связанных с предстоящими переменами в обществе, и оказали на российское общество определённое влияние [1 - 9].

Впервые идеи Просвещения появились в России ещё в эпоху Петра I, который после возвращения из Европы со своими сподвижниками перенёс эти идеи

на российскую землю. Перенесённые Петром идеи нашли благодатную почву в лице русских деятелях, среди которых следует назвать Феофана Прокоповича, который пропагандировал эти идеи в своих проповедях. Эти идеи нашли отражение в сатирах Антиоха Кантемира и историографии Василия Татищева [7, с. 584].

Можно считать, что журналистика в Российской империи возникла искусственно, хотя бы по той причине, что она была введена «сверху» на основании указа Петра I. Сделано это было для распространения посредством газет реформ царя.

Поэтому журналистика как таковая, которую можно назвать полноценной, появилась в России только в XVIII веке. И до того, как появились «Ведомости» эпохи Петра, в российском государстве газетных органов не было.

Следует, однако, отметить, что в XVII веке на протяжении восьмидесяти лет издавалась рукописная газета «Вести-Куранты». Впервые газета появилась в 1600 г, а уже в 1621 г она стала периодической, и только в 1702 - превратилась в «Ведомости» Петра.

Постоянного названия у газеты не было, поэтому вместо него применялось название, говорящее о её содержании. Например, «Перевод с вестовой немецкой тетрати, что деялося во Устреи и в Польше, и в Шлежи и в Францовской и

в Голанской и в Агленской и в Ыталянской и в Угорской земле, и в ыних местях нынешнего году февраля с первого числа» [8, с. 348].

Газета существовала и в период царствования Михаила Фёдоровича, и Алексея Михайловича. Пётр использовал журналистику для пропагандирования своей деятельности. Поэтому в декабре 1702 года им был подписан указ об издании «Ведомостей», а уже с января 1703 года она стала регулярно издаваться как «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти» [6, с. 348].

После основания Санкт-Петербурга газета стала попеременно печататься и в новой столице, и в Москве. Одним из первых редакторов издания стал Федор Поликарпов-Орлов - директор Московского печатного двора. В редактировании газеты принимал активное участие и сам император, который был также и автором многих её материалов [1, с. 185].

Основными особенностями этой газеты было то, что она не имела постоянного названия и тиража. Не отличалась постоянством и периодичность издания, которая колебалась от 46 выпусков в 1705 году до одного в 1718 году. В 1720 году в штате газеты появился свой репортёр - Яков Стасевич, который кроме сообщений об ассамблеях, празднествах и гуляниях информировал читателей и об экономических успехах.

Разумеется, в это время не было никаких журналов, но уже в «Ведомостях» просматривались зародыши таких печатных органов, поскольку уже в то время публиковались отчеты, корреспонденции, заметки и информация. При широкой тематике выступлений, которая охватывала и политические новости, и описывала, например, устройство лодки, качество печати было низкое. В 1727 году, спустя время после смерти Петра I, она временно перестала издаваться.

В 1725 году была основана Российская академия наук. Именно ей была уготована роль центра науки и культуры России. В 1727 году при академии стала выходить газета - «Санкт-Петербургские Ведомости». Она издавалась до 1917 года, а в 1991 году её преемницей стала газета «Ленинградская правда».

«Санкт-Петербургские Ведомости» выходили на регулярной основе. С 1727 года - еженедельно, а начиная с 1728 года - два раза в неделю. Тираж газеты доходил до 4 тысяч штук. В газете стали использоваться такие жанры журналистики, как письма, зарисовки, информационные заметки, репортаж. Материалы, помещённые в газете, нередко представляли собой перепечатку из иностранных изданий. Через какое-то время к газете стало издаваться приложение, выполнявшее в какой-то мере функцию словаря или глоссария.

Перед издателями и редакторами газеты стоял вопрос о том, каким образом подключить российскую аудиторию к системе научных и социально-культурных ценностей, которые сложились в Европе. Для этого вместе с газетой стало издаваться своеобразное приложение к ней, представляющее собой словарь или «лексикон». Вскоре приложение стало существовать как первый российский ежемесячный журнал «Исторические, генеалогические и географические примечания». На страницах приложения печатались научно-популярные статьи, стихи и другие материалы.

Изначально журнал появлялся раз в месяц, а через год он уже издавался к каждому номеру газеты. В основном публиковались научно-популярные статьи, тематика которых была весьма разноплановая. Редактором был Миллер.

Журнал был закрыт в 1742 году, и до января 1755 года журналов в России не было. В это время был только один печатный орган - всё те же «Ведомости», который был чисто официальным и информационным.

В 1755 году был основан и открыт Московский университет, а при нём -типография, где с 26 апреля стала выходить газета «Московские ведомости». Газета стала органом Московского университета, а в январе 1755 года практически вместе с основанием университета появился «Ежемесячный журнал к пользе и увеселению служащие». Именно этот журнал стал логическим продолжением «Примечаний».

«Московские ведомости» стали выходить на основании указа Елизаветы Петровны и были приурочены к двум датам - 14-й годовщине коронации императрицы и первой годовщине открытия университета. Первыми редакторами газеты были профессор словесности А.А. Барсов и профессор словесности Н.Н. Поповский (ученик М.В. Ломоносова).

В 1779 - 1789 годах типографию Московского университета и «Московские ведомости» арендовал ГИ. Новиков, которому удалось вдохнуть в издание новую жизнь. В этот период газета выходила тиражом 600 экземпляров, а материал размещался на восьми страницах.

На страницах газеты нашла отражение вся университетская жизнь - от работы профессорско-преподавательского состава до учёбы студенчества. Также газета представляла публикации государственного и социального значения.

На протяжении 1790 - 1810 годов приложениями к «Московским ведомостям» было десять журналов, одним из которых стал и первый журнал в России для детей «Детское чтение для сердца и разума».

На первой страницы издания был помещён двуглавый орёл, который в то время был первым графическим изображением. Официальный раздел в газете был достаточно большой, и это утяжеляло издание, что привело её к постепенному упадку.

С 1755 года по инициативе президента Российской академии наук Разумовского Кирилла Григорьевича стал издаваться «Учёный периодический журнал». Он выполнял те же функции, что и ранее издаваемые «Приложения». Этот журнал должен быть ежемесячным и не публиковать статьи по богословию и всему

«касающемуся до веры», не мог журнал публиковать и статьи критические или такие, которыми мог кто-нибудь оскорбиться [2 с. 88]. В журнале могли принимать участие профессиональные литераторы, которые не являлись членами академии.

Главным образом в журнале публиковались переводные материалы, и Ломоносов не принимал участие в его деятельности, поскольку его план журнала был отвергнут противной ему партией Миллера. И всё же невозможно представить развитие русской журналистики без Ломоносова, т.к. именно он в 1754 году создал первый теоретический труд по журналистике «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии».

Середина XVIII века ознаменовалась новым типом издания, которым являются частные журналы. Формально эти издания не зависели от учреждений российского правительства, поскольку их издавал литератор на правах частного предпринимательства.

Первым из таких изданий была «Трудолюбивая пчела» (1759), принадлежащая А.П. Сумарокову, и выходил этот журнал только в течение названного года. Политическая направленность журнала выражала аппозиционное отношение дворянства к царствующей Елизавете Петровне, и признание великой княгини Екатерины Алексеевны, которая вскоре стала императрицей, что явилось причиной закрытия этого журнала. Тираж журнала был 1 200 экземпляров.

В издании печатались произведения Эразма Роттердамского, Горация, Овидия, Вольтера. В то время современных авторов были опубликованы произведения драматурга Александра Аблесимова, театрального деятеля Ивана Дмитриевского, писателей Андрея Нартова, Николая Матониса, поэтессы Екатерины Сумароковой.

Исследователи этого журнала до сих пор точно не определили, какова природа его названия. Например, исследователь русской журналистики Борис Есин полагает, что читатели журнала и его издатель должны были аналогично названному насекомому собирать всё «полезное и нравоучительное» [3, с. 11].

Проводя сравнение значения слова «пчела» во многих языках, китайский исследователь творчества Сумарокова Юй Хуэйцзюнь интерпретировал название журнала в качестве поощрения и призыва к труду. «Как пчела, собирай знания с каждой странички журнала» [9, с. 18].

Можно сказать, что данный журнал дал определённый толчок развитию целой системы русской периодической печати. Среди журналов того времени следует назвать журналы Н.И. Новикова «Живописец» и «Трутень». Заметный вклад в развитие русской журналистики внесли и Д.И. Фонвизин («Друг честных людей»), И.А. Крылов («Почта духов» и «Зритель»).

Появление таких сатирических журналов определило стиль правления и «вольнодумие» Екатерины II, что, в конечном итоге, привело к формированию настроений не только против дворян, но и против правительства. Как правило, эти журналы выходили еженедельно, а тиражи их были различны и колебались.

Не оставалась в стороне от происходящих процессов и императрица, которая была вдохновителем и автором журнала «Всякая всячина» (1769 - 1770). Этот журнал полемизировал с изданием «Трутень». Журнал «Всякая всячина» редактировался секретарём императрицы Г В. Козицким, но «в улыбчивом духе» его направляла сама государыня.

Сатирическая журналистика стала неотъемлемой частью общественной жизни России. Журналистика из маловлиятельного и малозаметного фактора культурной жизни, каким она предстала во времена Петра I, превратилась в настоящее явление, которое прочно вошло в сознание российского общества и стало оказывать серьёзное и важное влияние на его жизнь.

На возникновение сатирической журналистики, безусловно, оказала влияние деятельность правительства и проводимая им политика, но в итоге эти журналы стали не только отражением мнения правительства, а постепенно журналистика предстала выразителем взглядов радикально настроенных сил. В результате сатирическая журналистика приобрела в этом направлении особую значимость.

Средства массовой информации XVIII века осуществляли достаточно значимые задачи, которые носили просветительский характер, по той причине, что они были не столько и не только развлекательными изданиями, но время их существования весьма ограничено и не простирается дальше 1769 - 1774 годов. Одновременно они смогли показать, каково реальное положение дел в Российской империи.

Важно отметить, что сатира XVIII века полностью раскрыла тот смысл просветительных мероприятий, которые проводила Екатерина II, и показала одновременно всю их бесполезность бесперспективность.

В 1769 году императрица стала издавать журнал «Всякая всячина», целью которого было поучение и наставление не только читателей, но и журналистов. Екатерина посредством своего журнала пыталась определить, что можно высмеивать, а что - нет. Одним из последствий издания такого рода журналов стало не только достаточно быстрое их закрытие, но и расширение прав цензуры.

Однако во время царствования Екатерины II отношение к типографиям вообще, и к журналистам в частности изменилось. В этом отношении важно, что 1 марта 1771 года был издан указ, который разрешал на территории Российской империи печатать книги иностранных государств, но только на языке этого государства. Такая политика правительства была обусловлена заботой об

отечественной экономике, но уже через пять лет иностранцам было разрешено выпускать книги и на русском языке. При этом такое книгопечатание могло происходить исключительно под присмотром Синода и Российской академии наук.

Продолжилась эта политика тем, что 15 (26) января 1783 года был издан законодательный акт о вольных типографиях, который приравнял производство книг к промышленному производству [4, с. 34].

Завершилась же деятельность императрицы тем, что после Великой французской революции была введена профессия цензора, и 16 (27) сентября 1796 года издан указ о цензуре.

Но начиналось всё с сатирических журналов, которые выражали тенденции, направленные против дворян, но эти тенденции в тех условиях, когда зарождающаяся русская буржуазия была ущемлена, по-другому просто невозможно было ввести в российскую литературу.

К началу выпуска сатирических журналов ситуация в стране вызывала всеобщее неудовольствие. Екатерина должна была объяснить негодующей общественности причины окончания работы комиссии, на которую возлагались определённые надежды, и которая в своё время была представлена самой императрицей. Для этого в 1769 году она начинает издавать сатирический журнал «Всякая всячина». Издание журнала осуществлялось инкогнито.

Уже было отмечено, что журнал «Всякая всячина» издавался статс-секретарём императрицы Григорием Васильевичем Козицким, но непосредственно руководила его изданием сама императрица. Причиной её вступления на поприще журналистики стало стремление контролировать общественное мнение России и влиять на него.

Для того чтобы приступить к выпуску журнала, желающие должны были подать прошение в Академическую комиссию, которая располагала единственной в то время типографией, которая имелась в Петербурге. Имя издателя разрешалось не раскрывать, что дало свои результаты, например, в силу этого нам неизвестно, кто издавал журнал «Смесь».

С 1769 года один за другим стали издаваться журналы сатирической направленности, явно оппозиционные «Всякой всячине». Это журнал М.Д. Чулкова «И то, и сё», журнал В.Г Рубана «Ни то, ни сё», журнал «Смесь», журнал «Трутень», редактируемый Н. И. Новиковым, и журнал Ф. Эмина «Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым».

Тиражи рассматриваемых журналов были разными. Так, тираж «Всякой всячины» падал. Причинами падения тиража можно считать то, что высказываемые критические замечания, даже в минимальной степени, этому журналу казались опасными или даже злостными, и он старался эти замечания опровергать.

Основным конкурентом и оппонентом официозной «Всякой всячины» стал журнал «Трутень». Тираж этого издания постоянно рос, но, невзирая на это, деятельность журнала была прекращена в апреле 1770 года.

С июля по декабрь 1769 года создавался журнал Федора Эмина «Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым». Автором практически всех материалов, которые публиковались в данном издании, был писатель и перевод-

Библиографический список

чик Ф. Эмин, но форма в журнале применялась однообразная - переписка двух бесов. Тем не менее журнал был достаточно популярен и интересен. Причиной этого можно считать сатирический дар автора.

Вызывают особый интерес два материала, в которых он отвечает корреспондентам «Всякой всячины» - Правдолюбову и Добросоветову. В этих материалах автор отбросил те стилистические намёки и приёмы, которые им были созданы ранее и говорит прямым текстом. Можно спорить о том, насколько эти произведения соответствуют художественным достоинствам его прямой речи, защищающей право сатирика изобличать имеющиеся пороки, однако несомненна публицистическая сила этих произведений даже сегодня.

Например, в девятнадцатом номере журнала «Всякая всячина» было опубликовано «Письмо Афиногена Перочинова», которое было направлено против сатиры вообще и против критики в том числе. Афиноген предлагал вообще отказаться от этих жанров, но он сначала пытался образумить литераторов и бороться с критикой.

Многие эту публикацию восприняли как попытку императрицы закрыть «Трутень», поэтому в пятом номере этого журнала был опубликован материал, подписанный Правдолюбовым. В нём автор упрекает своего оппонента в потакании пороку. В этой же публикации Новиков обрушивался на нравы дворян, которые выказывали презрение ко всему русскому и, как бы сказали в ХХ веке, в космополитизме, но о разночинцах было выражено положительное мнение.

В 1769 году выходил еженедельный журнал «Смесь», редакторство которого точно не установлено. Одни исследователи считают, что им, вероятнее всего, мог быть Федор Эмин. Другие исследователи указывают на тандем Эмина и Новикова.

«Смесь» на своих страницах давала возможность различным сатирическим журналам в полемике друг с другом отстаивать свою точку зрения. Журнал поместил и критикующие «Всякую всячину» материалы, которые не всегда отличались корректностью.

Николай Новиков вел полемику с журналом Екатерины II. Эта полемика развернулась на страницах его журнала - «Трутень». На страницах журнала печаталось много материалов о крепостничестве. Символичен был и эпиграф журнала: «Они работают, а вы их труд ядите» [5, с. 78].

Читательский интерес к «Трутню» определило то, что его взгляды были по-настоящему смелы и злободневны.

«Трутень» и «Всякая всячина» во многом определяли литературно-журнальную ситуацию XVIII века.

Таким образом, многие журналы XVIII века были недолговечны, а две русские газеты носили официальный характер. Как правило, газеты и журналы эпохи Просвещения были стандартными. Они были одинаковы в выборе и подаче информации. Несмотря на несовершенство русских изданий, журналистика, тем не менее, имела большое значение. На тот период она была единственным источником общественной информации. К концу XVIII века сложилась достаточно гибкая система печати, удовлетворяющая потребностям читателя. Но общерусская печать нуждалась еще в значительном совершенствовании.

1. Татищев В.Н. История Российская. Москва, 1964; Т. 4.

2. Шамин С.М. Куранты XVII столетия: Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати. Москва; Санкт-Петербург: «Альянс-Архео», 2Q11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лисовский Н.М. Санкт-Петербургские ведомости. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург, 189Q - 19Q7.

4. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Москва, 2QQ7.

5. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. Москва; Ленинград, 1952.

6. Есин Б.И. Историй русской журналистики (1703 - 1917). Москва: Флинта: Наука, 2QQQ.

7. Юй Хуэйцзюнь. Рецептивная авторская инвенция названия журнала А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»: роль читателя. Гуманитарный вектор. 2Q11; № 4.

8. Жирков ГВ. XVIII век: период перехода от духовной к светской цензуре. Москва: Аспект Пресс, 2QQ1.

9. Западов А.В. История русской журналистики XVIII - XIX веков. Москва, 1973.

References

1. Tatischev V.N. Istoriya Rossijskaya. Moskva, 1964; T. 4.

2. Shamin S.M. Kuranty XVII stoletiya: Evropejskaya pressa v Rossii i vozniknovenie russkoj periodicheskojpechati. Moskva; Sankt-Peterburg: «Al'yans-Arheo», 2Q11.

3. Lisovskij N.M. Sankt-Peterburgskie vedomosti. 'Enciklopedicheskijslovar'Brokgauza iEfrona: v 86 t. (82 t. i 4 dop.). Sankt-Peterburg, 189Q - 19Q7.

4. Balyazin V.N. Neoficial'naya istoriya Rossii. Moskva, 2QQ7.

5. Berkov P.N. Istoriya russkojzhurnalistikiXVIII veka. Moskva; Leningrad, 1952.

6. Esin B.I. Istorij russkoj zhurnalistiki (1703 - 1917). Moskva: Flinta: Nauka, 2QQQ.

7. Yuj Hu'ejczyun'. Receptivnaya avtorskaya invenciya nazvaniya zhurnala A.P. Sumarokova «Trudolyubivaya pchela»: rol' chitatelya. Gumanitarnyj vektor. 2Q11; № 4.

8. Zhirkov G.V. XVIII vek: period perehoda ot duhovnojk svetskoj cenzure. Moskva: Aspekt Press, 2QQ1.

9. Zapadov A.V. Istoriya russkoj zhurnalistiki XVIII - XIX vekov. Moskva, 1973.

Статья поступила в редакцию 20.06.20

УДК 811.351.32

Ramazanova M.K., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

SEMANTICS AND FUNCTIONING OF PARTICLES IN THE LEZGIN LANGUAGE. The article discusses particles of the Lezgin language. The main content of the study is an analysis of the functional-semantic features of particles of the given language.The characteristic features of the particles are distinguished and described in terms of their semantics and functions. The article analyzes the relationship of particles to significant and auxiliary parts of speech. The author gives a generalized description of the formal structure and structure of particles and their origin. It is established that the meaning of the particles of the studied language largely depends

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.