Научная статья на тему 'Эпоха Интернет-визуальности: YouTube, Instagram, gif, Coub'

Эпоха Интернет-визуальности: YouTube, Instagram, gif, Coub Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4577
612
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ВИЗУАЛЬНОСТЬ / YOUTUBE / INSTAGRAM / GIF / COUB

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фокин Александр Александрович

Анализируются современные формы визуальной культуры, существующие в Интернете. Предлагается не только описание, но и теоретические модели и прогноз развития визуальности в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпоха Интернет-визуальности: YouTube, Instagram, gif, Coub»

УДК 77.025.127

АлександрАлександрович Фокин

Челябинский государственный университет

ЭПОХА ИНТЕРНЕТ-ВИЗУАЛЬНОСТИ: YOUTUBE, INSTAGRAM, GIF, COUB

Анализируются современные формы визуальной культуры, существующие в Интернете. Предлагается не только описание, но и теоретические модели и прогноз развития визуальности в сети.

Ключевые слова: Интернет, визуальность, YouTube, Instagram, GIF, Coub.

Изображения всегда были неотъемлемой частью культуры, с глубокой древности человек тяготел к тому, чтобы зафиксировать некие образы. По сути именно с наскальной живописи и начинается то, что мы привыкли именовать культурой. Древнейшие рисунки в Испании датируются возрастом в 40 000 лет [9. Р. 214]. Но в древности рисунки были не просто эстетическим объектом, они были призваны обеспечить удачу на охоте, а следовательно, и выживание всего племени.

Сакральный смысл изображений проходит через все эпохи, в магическую силу изображения верили и египтяне, и христиане, даже в современном мире можно встретить людей, верящих в наведение порчи по фотографии.

Уже в эпоху Древнего Востока и Античности можно найти упоминания об устройствах получения изображений. В труде «Проблемы», который часто приписывают Аристотелю, можно найти рассуждение о том, что свет, проникая через небольшое отверстие, может создавать картины в затемненном помещении. Воплотить теорию в практику получилось у арабов, они в силу религиозных запретов не могли создавать картины, но активно развивали греческие наработки в области оптики. Ибн ал-Хайсаму принадлежит один из важнейших трудов в данной области - «Книга оптики», в которой он обосновывает принцип работы камеры-обскуры, первого устройства для получения изображения [12. Р. 1157-1177]. Перевод его сочинений позволил Европе после темных веков вернуться к свету античного знания.

C наступлением Ренессанса, когда в итальянских городах начинает развиваться новая культура, меняется и подход к изображениям. Леонардо да Винчи использовал камеру-обскуру для создания своих полотен. Существует версия, что с ее помощью ему удалось создать Туринскую плащаницу. Вместе с Леонардо в итальянских городах возникает целая плеяда художников-инженеров, которые стремились не только создавать эстетические объекты, но и раскрывать тайны природы. Работая над своими полотнами, они много времени отводили экспериментам с оптикой, создавая весьма сложные композиции. Филиппо Брунеллески, изобразив храм св. Иоанна во Флоренции, сделал в картине отверстие, чтобы зритель, держа зеркало в руке, мог видеть рисунок только с одного определенного угла [3. C. 55].

В XVII веке появляется модное развлечение под названием «волшебный фонарь», по сути это была камера-обскура наоборот, то есть прообраз современного проектора, создающего иллюзию движения. Волшебный фонарь был не только развлечением для публики, но и мощным орудием пропаганды. Сейчас нам сложно представить, какое впечатление производили ожившие картинки с муками Христа [3. C. 78].

В случае с камерой-обскурой это был только инструмент, который помогал человеку зафиксировать изображение, а волшебный фонарь помогал оживить рисунки, созданные

©А. А. Фокин, 2013.

человеком. В XIX в. благодаря Ньепсу и Дагеру человек сам становится только инструментом в процессе получения изображений. Объединив усилия, изобретатель и художник в ходе экспериментов со светочувствительными материалами получили прототип современной фотографии. Но дагерротипы создавались на специальных пластинах, а Уильям Тальбот придумал способ нанесения изображений на бумагу, что в свою очередь означало возможность копирования полученных снимков [4]. Если проводить аналогии, то дагерротип напоминал современные полароидные снимки, которые создаются в единственном экземпляре. В конце XIX в. сразу несколько изобретателей создают светочувствительную пленку, что позволяет делать не отдельные снимки, а целые серии и, прокручивая их, воссоздавать заснятые движения. Традиционно отцами кинематографа считаются братья Люмьер, но они лишь сделали популярным то, что активно развивалось. Так, в 1880-х гг. было получено около 500 патентов, связанных с показом изображений.

Уже в XX в. на смену химическим принципам кинематографа приходит физика и появляются электронные медиа - телевидение и видео. Как отмечает М. Маклюэн в XX в. на смену культуре печатного слова приходит аудио-визуальная, человек все меньше читает и все больше смотрит и слушает. В течение века техника становится все более доступной, население обзаводится фотоаппаратами, кино- и видеокамерами. Монополия профессиональных фотографов и операторов уходит в прошлое, и все чаще люди начинают формировать домашние визуальные архивы своими собственными творениями.

Настоящий прорыв в визуальности в XXI в. связан с наложением трех аспектов: 1) упрощение техники - не нужно возиться с проявителями, закрепителями, достаточно нажать на кнопку - и результат получен, поэтому любая кухарка может стать фотографом; 2) появление средств для обработки изображений - вхождение в наш язык слов, подобных «от-фотошопить», показывает, что мы уже не воспринимаем изображение как копию реальности, предполагая возможность каждому желающему внести в нее изменения; 3) каналы трансляции - бурное развитие Интернета позволило не просто снимать, но и выкладывать на всеобщее обозрение свои работы. Если раньше аудиторией любительских снимков и видео был ограниченный круг родственников и знакомых, то сейчас любой пользователь всемирной паутины имеет потенциальную возможность стать зрителем.

Появление ресурсов Web 2.0 стало одним из революционных событий в современной истории медиа. Автор термина, Тим ОРайли, указал на нечеткие границы понятия, но ядром любого определения Web 2.0 является изменение формы взаимодействия пользователей с ресурсами [5]. По своей сути концепция Web 2.0 была предвосхищена в творчестве Ж. Делеза и Ф. Гваттари, которые сформулировали идею «ризомы». В 1990-е гг. ризому отождествляли с Интернетом в целом, сама метафора «всемирная паутина», по сути, является одной из форм ризомной структуры, но на сегодняшний день логичнее говорить именно о ресурсах Web 2.0 как о воплощении идеи Делеза и Гваттари.

Если в традиционных медиа людям отводится роль потребителей, которые могут участвовать в создании контента только своим вниманием / невниманием, то в современную эпоху они становятся массовым производителем информации. В свою очередь это приводит к появлению множества форм самовыражения, в том числе и в визуальной сфере. Из них для анализа были отобраны четыре формы, две из которых на данный момент являются наиболее популярными, а две другие новыми и показывающими определенную тенденцию в развитии интернет-визаульности.

В 2005 г. был размещен первый ролик на YouTube, что открыло эпоху интернет-видео [7]. Очень быстро ресурс набирает популярность и после покупки становится частью корпорации Google, что дает дополнительные возможности для развития. В итоге YouTube за годы своего существования превращается в синоним видео в Интернете. О популярности данного ресурса свидетельствует тот факт, что он является третьим по популярности сайтом в мире [10], каждый день на него заходит несколько миллиардов

пользователей. Но помимо него в разных странах существуют свои аналоги, которые увеличивают количество потребляемой визуальной информации. Так, согласно последним исследованиям, россияне тратят на просмотр видео в сети сутки каждый месяц [6]. Такая популярность делает интернет-видео мощным инструментом: появляются люди, получающие известность благодаря своим роликам в Интернете. Возможность получить виртуальное признание зачастую становится навязчивой идеей для людей. Они готовы снимать забавные ролики с животными, охотно делиться кадрами езды, нарушающей ПДД, или насилия над другими людьми. Людям недостаточно факта совершения некого действия, им необходимо общественное признание, выраженное в количестве просмотров и «лайков». Конечно, УоиТиЬе состоит не только из роликов, созданных пользователями, значительная доля контента, который зачастую оказывается самым востребованным, это профессиональное видео: музыкальные клипы, телепередачи, трейлеры к фильмам и играм и т. д. Но одновременно срабатывает и эффект «длинного хвоста», когда большое количество малозначимых видео суммарно сопоставимо с хитам Интернета. Это дает возможность существования в сети нишевым каналам, которые нацелены на образование, культуру, предоставления слова различным меньшинствам, ибо в традиционных электронных СМИ, увлеченных гонкой за рейтингом, им места нет.

УоиТиЬе является точкой пересечения профессионального и любительского контента. Для традиционных медиа-игроков он становится важнейшей площадкой для распространения своей продукции: если раньше журналисты ревностно относились к выкладыванию своих эфиров в сеть, то сейчас редкий канал не имеет своего официального представительства на сервисе. Для рядовых граждан это вроде медиа-лифта, когда можно из онлайна выйти в оффлайн. Так, на многих телеканалах возникают даже специальные передачи или рубрики, которые знакомят зрителей ТВ с наиболее интересными роликами с УоиТиЬе. В досетевую эпоху эту роль выполняли передачи с домашним видео, когда люди присылали заснятые забавные происшествия в надежде получить приз за победу в конкурсе. Сейчас материальная выгода сменилась нематериальной, и главным призом становится сам факт просмотра другими людьми.

Новости на УоиТиЬе, по мнению современных подростков, представлены в более живом и «человечном» формате, чем традиционное освещение, предлагаемое ведущими телеканалами. УоиТиЬе невероятно интерактивен, позволяет пользователям комментировать размещаемый контент, общаться с ньюсмейкерами, таким образом, коммуникация между аудиорией и провайдером информации становится по-настоящему двусторонней, чего и ищут тинейджеры [2].

Еще одной особенностью сервиса, что роднит его с ризомой, является фактическая бесконечность. Если измерять количественно, то информация, размещённая на УоиТиЬе, превышает по объему все, что было зафиксировано в книгах. Человек за всю свою жизнь, даже если он будет этим заниматься 24 часа и 7 дней в неделю, не сможет посмотреть все видео, представленные на портале. Система, анализируя предпочтения и запросы, постоянно предлагает видео, которое может заинтересовать человека, а посмотрев один ролик, можно выбрать еще один, еще и т. д. Обилие материала породило особый жанр -видео-дайджесты, когда люди выбирают наиболее интересные ролики и монтируют из них свое видео, выступая в роли комментаторов или конферансье. Человеку мало увидеть какой-то смешной или забавный ролик в сети, он готов смотреть его еще раз уже как часть другого ролика. В итоге принцип функционирования УоиТиЬе как площадки, которая стремится стать максимально удобной для пользователя, приводит к интересному парадоксу. Несмотря на разнообразие контента, возможность самому производить и публиковать контент, большинство пользователей оказывается в ситуации потребления одних и тех же роликов. Возможность выбора и участие пользователя отбрасывается самими людьми как опция, требующая слишком много ресурсов.

Фактически у каждого взрослого человека есть мобильный телефон с камерой, некоторые фирмы даже делают на это ставку, выпуская камерофоны, поэтому сегодня любой желающий может сделать снимок на мобильник и разместить его у себя в блоге или на страничке в социальной сети. В 2010 г. мир узнал про Instagram: приложение не только упрощало обмен фотографиями между пользователями, но и предлагало набор фильтров, который позволял одним нажатием придать фото дополнительную эстетику. Процесс обработки еще упростился, теперь даже не надо возиться с редакторами изображений, все уже сделано за вас и для вас. Несколько сотен миллионов человек активно выкладывают в данный сервис свои фото. Поскольку первоначально приложение было доступно только для IOS, то оно приобрело слегка элитарный и продвинутый оттенок, особенно в России. Возникает целая субкультура, которая ведет репортаж о своей жизни через Instagram. Это позволяет гораздо проще и быстрее произвести эффект на своих знакомых. Не всякий сможет описать вкус блюда или коктейля, но вот показать, что у тебя на тарелке или в бокале, можно в один миг. Или традиция «луков», когда человек одновременно становится и фотографом, и моделью, и зрителем. Летом 2013 г. в сервисе появилась возможность снимать и выкладывать короткие 10-секунд-ные ролики.

Если YouTube - цифровая «ярмарка тщеславия» или свалка курьезов, куда попадают необычные явления, способные заинтересовать зрителя, то Instagram - это обратная сторона медали. В ролике YouTube камера в большинстве случаев направлена на человека, в Instagram - от человека, являясь неким третьим, виртуальным, глазом. Даже если человек попадает в кадр, для этого требуется посредник в виде зеркала, что лишний раз имитирует работу человеческого зрения. Поэтому именно образы повседневной жизни прежде всего и наполняют аккаунты пользователей. Это некий фотоотчет о жизни, причем жизни потребителя: где он отдыхал, что купил, что выпил и т. д. Как и в случае с видео, наиболее популярными пользователями Instagram являются звезды, поскольку поклонники таким образом получают возможность следить за жизнью своих кумиров. Интересно, что аккаунт Президента США Барака Обамы в рейтинге занимает только 34 место, уступая многим знаменитостям [11]. СМИ стараются не отставать от постоянно растущей аудитории, создавая представительство на данном ресурсе или выкладывая фотоотчеты о жизни редакции, или делясь с подписчиками свежими снимками. Во многом Instagram является визуальным аналогом Twitter, только вместо коротких сообщений пользователь получает картинку. Так, если первые сообщения о событиях зачастую появляются в Twitter (например, о взрыве на бостонском марафоне), то первые снимки теперь публикуются в Instagram. Следует сказать, что YouTube имеет свою нишу в представлении уникальных съемок, это записи не столько мобильных телефонов, сколько автоматических записывающих устройств, вроде камер наблюдения или видео-регистраторов. Публикуя фотографию в Instagram, человек не просто делится с подписчиками неким кадром, а отправляет им некое послание.

Изучая YouTube и Instagram как актуальные медиа-платформы, необходимо указать на один из трендов развития сетевых ресурсов - интеграция и стирание границ. Так, взаимодействие с YouTube не ограничивается только просмотром видео, огромное значение имеют комментарии, которые зачастую превращаются в настоящие поля битв. Instagram позволяет не только размещать фото, но и делать к нему подписи, что преобразует изображение в креолизованный текст, а хэштеги делают возможным соединять фотографии отдельных людей в некие тематические кластеры. Возможность комментировать чужие фотографии присутствует, как и функция установления связи с другим пользователем. В итоге если сделать попытку определить, к какой группе интернет-ресурсов относится Instagram, то мы обнаружим, что он обладает чертами фотохостинга, микроблога и социальной сети. Можно говорить о возникновении социальных сервисов, которые объ-

единяют в себе функционал множества прежних платформ, их можно обозначить как «социальные платформы» или «социальные сервисы».

В последнее время можно обнаружить рост популярности в сети промежуточных форм между статичным и движущимся изображением. Так, вторую волну популярности переживает GIF-анимация. Например, администрация Вконтакте, которая долгое время была противником этой формы, разрешила данный тип анимации, чем вызвала ажиотаж у пользователей. По своей сути популярность гифок отбрасывает нас назад во времени к эпохе «волшебного фонаря», когда несколько статичных картинок создавали эффект движения. Первоначально гифки выполняли функцию привлечения внимания и их использовали в качестве рекламных баннеров. В дальнейшем происходит расширение использования и гифки применяют для анимирования и придания новизны таким явлениям, как аватарки. Относительная простота создания позволяет пользователям в массовом порядке производить гифки, запуская их в сеть. Отличием от традиционного видео является отсутствие звука (некоторые даже шутят, что хорошо бы изобрести гифки со звуком) и цикличность изображений: дойдя до конца, гифка не останавливается, а начинает воспроизводиться заново. В данном контексте особое значение приобретает знаменитая фраза М. Маклюэна «the medium is the message», исходя из которой при анализе медиа не следует зацикливаться только на содержании, нужно рассматривать само средство коммуникации как послание. На данный момент гифкиг стали выступать выразителем эмоций, вытесняя смайлики: вместо того чтобы писать, можно просто поставить короткий ролик. Часто выстраивается обмен гифками, который можно рассматривать как акт коммуникации.

Определенную схожесть с GIF-анимацией имеет недавно возникший проект Coub -зацикленное видео длиной примерно 10 секунд, куда часто подкладывают другой звук, создавая эффект видеоколлажа. Такое видео проигрывается бесконечно долго, представляя некое подобие визуальной ленты Мебиуса. Это бесконечное повествование, состоящее из отдельных коротких элементов, сопоставимо по эффекту с «докучной сказкой», например про белого бычка. Но в отличие от гифок, которые являются форматом и могут быть размещены на любой интернет-страничке, поддерживающей их, Coub привязан к конкретному сайту [8]. Антон Гладкобородов, создатель ресурса, отметил в одном из своих интервью: «Мы делаем массовый сервис, так что привлечь хотим миллионы. Представьте, сколько gif ежедневно создают пользователи по всему миру. Мы, так или иначе, конкурируем с этим форматом. Но сделать коб еще проще. Так что мы надеемся, что его начнут делать и те, кто gif никогда не делал» [1]. Основной задачей проекта на начальном этапе является приучить аудиторию смотреть коубы, если такая привычка возникнет, то в свою очередь появятся люди, готовые конкурировать между собой за создание наиболее интересных коубов. Как и любой проект эпохи Web 2.0, Coub нацелен на использование в своих нуждах творческого потенциала массы интернет-пользователей.

В итоге, говоря о новой визуальности, можно отметить, что постепенно изображения в разных формах вытесняют тексты из сетевого пространства. Восприятие визуальных изображений дано человеку от природы, в то время как чтению текстов необходимо учиться и прикладывать гораздо больше усилий. В условиях обилия информации и дефицита времени людям гораздо проще смотреть картинки и видео, чем вникать в смысл написанного. Современный пользователь может обладать словарным запасом Эллочки Людоедки и вполне уверенно чувствовать себя в сети благодаря сайтам, которые стремятся стать удобными максимальному количеству пользователей. В будущем возможно будет обходиться совсем без навыков чтения и письма. Мы привыкли, что в центре культуры находится письменный текст, но вполне вероятно, что мы наблюдаем начало новой эры визуальности, своеобразное цифровое средневековье, где вместо икон у людей будут смартфоны и планшеты.

Визуальность в Интернете ставит перед традиционными СМИ ряд непростых вопросов. Логика большинства редакций исходит из создания текста для чтения, даже телевизионные передачи базируются на написанных сюжетах, поэтому налицо явное отставание от запросов публики. Если ведущие мировые издания стремятся быстро встроиться в новые ниши, то в России визуальность еще не является важной категорией для медиа. Такое явление, как инфографика, по-прежнему редкость для ответственного медиа-пространства, не говоря уже о ее качестве. Но в свою очередь гонка за вкусами потребителя приводит к разрушению культурообразующей роли СМИ: выпуская интересные и значимые материалы, редакция будет способна заинтересовать человека не просто разглядыванием картинок, но и чтением. Вполне возможно, что бурное развитие сетевых технологий приведет к ситуации, когда привычное нам представление о журналистике исчезнет или весьма значительно трансформируется. Появятся некие синтетические и интерактивные жанры, которые будут построены не просто на представлении разного типа контента, как предполагает конвергенция, а на соединении их в некий микс. И в ближайшем будущем СМИ будут напоминать, скорее, компьютерную игру, нежели газету или телевидение.

Список литературы

1. Антон Гладкобородов, основатель Coub: «Мы хотим привлечь миллионы» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.cossa.ru/articles/211/З0877/.

2. Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента [Электронный ресурс] / К. А. Карякина // Медиаскоп : [электрон. науч. журн.] - 2010. - Вып. 1. - URL: http://mediascope.ru/node/524.

3. Киттлер, Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. [Текст] / Ф. Киттлер. -М., 2009.

4. Новая история фотографии. - СПб., 2008.

5. ОРейли, Т. Что такое Веб 2.0 [Текст] / Т. ОРейли // Компьютера. - 2005. - № З7-З8.

6. Рожков, Р. Видео в рунете привлекает рекламодателей [Электронный ресурс] / Р. Рожков. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2250926.

7. Alleyne, R. YouTube: Overnight success has sparked a backlash [Электронный ресурс]. - URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/2480280/YouTube-Overnight-suc-cess-has-sparked-a-backlash.html.

8. Coub [Электронный ресурс]. - URL: http://coub.com/.

9. La Grotte Chauvet, l'art des origins [Текст] / Éditions du Seuil, 2001. - URL: http:// www.alexa.com/topsites.

11. Top 100 instagramers [Электронный ресурс]. - URL: http://web.stagram.com/hot.

12. Wade, N. J. The eye as an optical instrument: from camera obscura to Helmholtz's perspective. [Текст] / N. J. Wade, S. Finger // Perception З0 (10).

Bibliography

1. Anton Gladkoborodov, osnovatel' Coub: «My hotim privlech' milliony» [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://www.cossa.ru/articles/211/З0877/.

2. Karjakina, K. A. Aktual'nye formy i modeli novyh media: ot ponimanija auditorii k sozdaniju kontenta [Jelektronnyj resurs] / K. A. Karjakina // Mediaskop : [jelektron. nauch. zhurn.] -2010. - Vyp. 1. - URL: http://mediascope.ru/node/524.

3. Kittler, F. Opticheskie media. Berlinskie lekcii 1999 g. [Tekst] / F. Kittler. - M., 2009.

4. Novaja istorija fotografii. - SPb., 2008.

5. O'Rejli, T. Chto takoe Veb 2.0 [Tekst] / T. O^Rejli // Komp'jutera. - 2005. - № З7-З8.

6. Rozhkov, R. Video v runete privlekaet reklamodatelej [Jelektronnyj resurs] / R. Rozhkov. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2250926.

7. Alleyne, R. YouTube: Overnight success has sparked a backlash [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/2480280/YouTube-Overnight-success-has-sparked-a-backlash.html.

8. Coub [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://coub.com/.

9. La Grotte Chauvet, l'art des origins [Tekst] / Éditions du Seuil, 2001. - URL: http:// www.alexa.com/topsites.

11. Top 100 instagramers [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://web.stagram.com/hot.

12. Wade, N. J. The eye as an optical instrument: from camera obscura to Helmholtz's perspective. [Tekst] / N. J. Wade, S. Finger // Perception 30 (10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.