Научная статья на тему 'ЭПОХА 1870-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"'

ЭПОХА 1870-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
465
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мегаева К.И.

В статье рассматривается эпоха 70-х годов XIX века и ее отражение в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭПОХА 1870-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"»

УДК 882 - Достоевский

Эпоха 1870-х годов и ее отражение в романе Ф.М. Достоевского

«Братья Карамазовы»

К.И. Мегаева

«Братья Карамазовы» - это не только последний роман Ф.М. Достоевского, это итоговый роман, в котором наиболее четко и ярко выявляются особенности романного искусства писателя. В.Г. Белинский писал, что в «Евгении Онегине» отразилась вся жизнь Пушкина, его взгляды на творчество, любовь, дружбу. Так и в своем последнем романе Достоевский хотел дать ответы на мучившие его всю жизнь вопросы: что такое человек, что в нем господствует - добро или зло, есть Бог или нет.

Текст последнего романа Достоевского делится не на главы, как обычно в романах, а на «книги», как Евангелие и Библия. Уже этой «незначительной» деталью подчеркивается глубокий смысл, который вносил писатель в свою «книгу». Автор «Братьев Карамазовых» тоже хотел сообщить читателю «Благую весть» о назначении человека, о его сути, о его трудном пути к совершенствованию. Это не просто главы романа, а «книги» жизни, которые учат человека жить, радостно воспринимать жизнь как высочайший дар и переносить страдания и горе.

С первой же страницы мы узнаем, что роман посвящен Анне Григорьевне -жене автора, которая в течение всей совместной жизни была его верной и незаменимой помощницей в написании и издании романов писателя. Вслед за посвящением идет эпиграф из любимого Достоевским Евангелия от Иоанна, который учит не бояться смерти, ибо за ней начинается другая, вечная жизнь человека, которую, однако, нелегко заслужить: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна, гл. XII, ст. 24).

Замысел романа «Братья Карамазовы» и история его создания сложны. Еще во время работы над романом «Подросток» текст рукописи писателя вдруг прерывается записью из будущего романа о братьях Карамазовых. По замыслу Достоевского новый роман должен был состоять из двух романов. В первом писатель думал отразить жизнь России конца 60-х - начала 70-х годов XIX века, вторая книга должна была воссоздать сложные, бурные, трагические события 70-х годов. Замысел этого романа Достоевский вынашивал с 1868 по 1879 года. В письмах к М.Н. Каткову, Н.Н. Страхову Достоевский отталкивается от типа исторического романа Толстого. Ему, одержимому «тоской по текущему», с его жаждой воссоздавать катастрофы и резкие переходы полярностей, был чужд метод Толстого с его подробным описанием того, как одно чувство переходит в другое под влиянием воспоминаний, ассоциаций и т. д. Достоевский специально оговаривает, что произведение будет состоять из двух романов; в первом автор думал воссоздать биографию героя с событий, относящихся не к непосредственной современности, а к недавнему прошлому, очень близкому, но уже пережитому русским обществом и лишь во второй части дилогии действие будет происходить «в текущий момент», т. е. в 70-е годы. Но вторую часть, которая должна была воссоздать рево-

люционную деятельность народников, Достоевский не написал. Однако Г.М. Фридлендер [1, с. 451] справедливо замечает: «Действие написанного романа самым тесным образом связано со злобой дня 70-х годов, даже со 2-й половиной 70-х годов. Именно к этому периоду относятся размышления об авторитете церкви и государства в работе К. Победоносцева «Церковь и государство», работы К. Леонтьева о роли православной церкви, В. Соловьева «Религиозные основы жизни».

В это же время и Л. Толстой стоит перед вопросом, как соединить в одном произведении роман о великом событии русской жизни, об эпохе великого единства народа, крестьянства и дворян, перед лицом смертельной опасности и роман семейный. Толстой органично соединяет два жанра романа - семейный и исторический. Создается великий роман-эпопея «Война и мир».

70-е годы - это время, когда после отмены крепостного права шел быстрый рост буржуазных отношений, когда противоречия между народом и властью осложнились не менее острым противоречием между народом и быстро растущим классом буржуа в деревне и городе.

Сложнейший переходный период наиболее остро проявился во 2-й половине 60-х годов и особенно трагично в 70-е годы, когда реформы Александра II не дали результатов, надежд на мирное разрешение конфликта между народом и властью не осталось, и народники перешли к тактике беспощадного террора. Этот трагический период пореформенной жизни России и должен был отразиться во второй книге романа. На путь революционного народничества должен был встать главный герой романа Алексей Карамазов. Таков был замысел. Но судьба внесла свои коррективы: написан был только первый роман, а замысел второго так и остался замыслом.

В письме к А. Майкову от 25 марта 1870 г. Достоевский писал: «Это будет мой последний роман. Объемом в «Войну и мир», и идею Вы бы похвалили... Этот роман будет состоять из 5 больших повестей (листов 15 в каждой; в 2 года план у меня весь созрел). Повести совершенно отдельны одна от другой, так что их можно даже пускать в продажу отдельно. Главный вопрос, который проводится во всех частях, - тот самый, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь - существование божие. Герой в продолжение жизни то атеист, то верующий, то фанатик и сектатор, то опять атеист. 2-я повесть будет происходить вся в монастыре. На эту вторую повесть я возложил все мои надежды. Может быть, скажут, наконец, что не все писал пустяки» [2, с. 117 - 118]. Однако к написанию этого романа Достоевский обратился лишь через 8 лет (в 1878 г).

Большое значение придавал Достоевский разработке темы молодого поколения. В письме к известному педагогу и журналисту В.В. Михайлову Достоевский сообщает, что в романе большое место будут занимать дети «с 7 до 15 лет примерно». Детей будет выведено много. Я их изучаю и всю жизнь изучал, и очень люблю, и сам их имею. Но наблюдения такого человека, как Вы, для меня (я понимаю это) будет драгоценно» [2, т. 30, кн. 1, с. 12]. Тема детей, молодого поколения является для Достоевского очень важной. От того, по какому пути пойдут мальчики, зависит будущее России. Не случайно им, «мальчикам», посвящена последняя, заключительная книга «Братьев Карамазовых».

«Братья Карамазовы» - это не только последний роман Достоевского, это итоговый роман, в котором углублялись, дополнялись новым содержанием прежние проблемы и образы. В результате создавалось удивительное единство всего творчества Достоевского, который, казалось, последовательно разрабатывал в своих романах одни и те же проблемы и вопросы бытия. Эту особенность заметил и оценил и Л.П. Гроссман, а затем рассматривали и другие исследователи вплоть до 2000 гг. [3, с. 150 - 151]. Так, к примеру, отмечалось родство и перекличка образа Катерины в ранней повести Достоевского «Хозяйка» с образом Грушеньки в «Братьях Карамазовых» и его углубление; явственно близки образы князя Мыш-кина и Алеши Карамазова, Настасьи Филипповны и Грушеньки, теоретиков -Раскольникова и Ивана Карамазова.

Повторяющийся мотив - описание судьбы семьи бедного чиновника: Горшкова и несчастного Девушкина («Бедные люди»), Мармеладова («Преступление и наказание») и семейства Снегиревых («Братья Карамазовы»).

При этом следует отметить, что повторяющиеся образы усложняются, социально и философски углубляются, приобретают не только социальную, но и философскую насыщенность, зачастую превращаясь в философский тип (Раскольников - еще яркая философская индивидуальность, а Иван Карамазов - уже чисто философский тип без особого раскрытия его психологической индивидуальности).

Достоевский, приступая к работе над «Братьями Карамазовыми», уже знал, что это будет его последний роман, насыщенный важнейшими философскими и социальными проблемами. Это роман-завещание, его последнее слово и призыв: «Люди, любите друг друга!» Этот призыв был очень своевременен и необходим, так как писался роман во второй половине страшных 70-х годов. «Колеблясь над бездной», Россия и ее обманутый реформой народ готовы были и к бунту, бессмысленному и кровопролитному, и к рабскому повиновению царю-батюшке.

Автор показал, что в России не осталось ни одного тихого уголка, где бы ни кипела скрытая борьба страстей, непрерывный спор по поставленным жизнью вопросам. Даже в монастыре, где царят покой и благообразие, идет борьба старого и нового: сталкиваются полудикий и невежественный фанатизм отца Ферапонта и ростки нового, более гуманного жизнепонимания Зосимы и Алеши.

В провинциальном трактире никому не известные русские юноши, почти мальчики спорят о мировых вопросах, о существовании Бога, бессмертия; об атеизме, социализме.

В романе с небывалой остротой и глубиной поднимались социальные, политические проблемы русской действительности 70-х годов, и вечные вопросы бытия (есть Бог или нет, что такое человек и его душа, что господствует в нем - добро или зло, идеал содомский или идеал Христа?), и актуальные вопросы времени: (что делать? кто виноват? где лучше?). Эти же вопросы стояли и перед европейским обществом. В «Дневнике писателя» за 1877 год Достоевский писал, что в Европе теперь все поднялось одновременно, все мировые вопросы разом, а вместе с тем обострились и все мировые противоречия.

В январском номере «Дневника писателя» Достоевский напоминает читателю заключительные слова «Дневника писателя» за прошлый год: «Последняя фраза в февральском дневнике моем была о том, «что почти все наши русские разъедине-

ния и обособления основывались на одних лишь недоумениях, и даже прегрубей-ших, в которых нет ничего существенного и непереходимого» [2, т. 25, с. 5 - 6].

Однако уже на 2-й странице своего «Дневника» Достоевский пишет о противоречиях и конфликтах общественной жизни как в Европе, так и в России. Достоевский предупреждает: «Действительно, нас, т. е. всю Россию, может быть, ожидают чрезвычайные события. Могут вдруг наступить великие факты и застать наши интеллигентные силы врасплох, и тогда не будет ли поздно?» Так взволнованно и пророчески обращался великий писатель к своим современникам.

«Братья Карамазовы» писались в сложное время. В Европе, действительно, все вопросы и противоречия поднялись одновременно. Резко осложняются отношения России и Европы после Крымской войны, остро встает вопрос о единении славян. В сфере международных отношений осложняются отношения между Францией и Россией, между славянским миром и Востоком. Растет напряженно и борьба внутри России, где в середине 70-х годов становится ясно, что она вступила на путь буржуазного развития. В деревне все ярче проявляется расслоение крестьянского мира, появляются кулаки, мироеды, происходит обнищание трудового крестьянства. Этот процесс сопровождался аграрными беспорядками. Мужик руководствовался лозунгом Чернышевского: «Земля мужицкая, катись, помещик, пока жив!». Аграрные беспорядки в деревне поддерживались и передовой интеллигенцией.

Впервые, начиная с 1862 года, еще на пороге истории двух братьев Ильинских, упоминается в качестве убийцы старший брат Ильинский. Но в дальнейшем сюжет братоубийства усложняется, а временные рамки расширяются. Сюжет будущего произведения наполняется философским содержанием, художественными образами и целой системой рассказчиков, повествователей, расширяется временной охват, происходит совмещение изображенного времени: с периода освобождения крестьян от крепостного права до бурных, противоречивых 70-х гг.

Ф. Энгельс писал о России 1879 - 1880-х годов: «Тогда в России было два правительства: правительство царя и правительство тайного исполнительного комитета заговорщиков-террористов. Власть этого второго подпольного правительства возрастала с каждым днем. Падение царизма казалось близким. Революция в России должна была лишить всю европейскую реакцию сильнейшей ее опоры, ее великой резервной армии».

Высоко ценил деятельность народовольцев и К. Маркс: «Все это действительно дельные люди, без мелодраматической позы, простые, деловые, героические».

Попытаемся основные события этого периода передать в схеме.

В начале 1876 года от лица центрального комитета тайной политической организации «Земля и воля» было составлено обращение к русскому народу с призывом к организованной борьбе с самодержавным деспотическим строем России. В центральный комитет организации «Земля и воля» входили, как мы сейчас можем предположить, А.И. Баранников, С.М. Степняк-Кравчинский, Г.А. Лопатин, Я.В. Абрамов, В. Засулич, В. Фигнер, А.И. Желябов, С. Перовская, Н.Н. Злато-вратский и др. «Наивысшего расцвета народническая литература достигла в конце 70-х - начале 80-х годов. Она по-своему отразила и восхождение, и кризис дви-

жения в целом и вошла в историю духовной жизни России как явление неоднородное, неоднозначное и во многом противоречивое» [4, с. 93 - 96].

Время это было тревожным и тяжелым для всех слоев русского общества: народ страдал от голода и крестьянского разорения, от безземелья и беззакония. В этот период четко обозначилось противостояние народной воли и государственной власти. Это открытое противостояние четко и резко обозначилось в каждом значительном действии, как со стороны правительства, так и со стороны ЦК Революционного комитета.

В 1876 - 1877 гг. были организованы дерзкие побеги из тюрьмы революционных народников П.А. Кропоткина и А. К. Преснякова.

В январе 1878 года В.И. Засулич «в упор поразила» петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, в этом же году был убит жандармский полковник барон Гейкин. Жизнью поплатился в Киеве и агент сыскной полиции Никонов.

4 августа того же 1878 года был зарезан на Михайловской площади начальник 3 отделения генерал-адъютант Мезенцев.

В завершение этой беспрерывной стрельбы и взаимного уничтожения 1 марта 1881 года в Зимний дворец был привезен смертельно раненый русский самодержец Александр II.

Во всех этих покушениях и убийствах участвовал член «великого ЦК первого Коминтерна народной воли» Александр Иванович Баранников, который был ближайшим соседом по жительству с Ф. М. Достоевским.

Главным средством борьбы народовольцы выбрали террор, хотя каждый член ЦК понимал, что эта жестокая форма борьбы была вынужденной. Террорист Кравчинский, член ЦК «Народной воли», писал о терроре: «Террор - это ужасная вещь. Есть только одна вещь хуже террора: это безропотно сносить насилия» [5, с. 381].

Помимо перечисленных революционеров, следует прибавить еще погибших на эшафоте. К ним относятся В.А. Осинский, А.К. Соловьев, Д.А. Лизогуб, В.Д. Дубровин, чья смерть особенно запечатлелась в памяти Достоевского и о которой он написал в специальном номере своего моножурнала «Дневник писателя».

Литература

1. Фридлендер Г.М. Замысел романа как романтической эпопеи. Комментарии к 15 т. Полн. собр. соч. Достоевского.

2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 1. - Л., 1986.

3. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. - М.: РГГУ, 2001.

4. История всемирной литературы. - М., 1991. Т. 7.

5. Степняк-Кравчинский С.М. Россия под властью царей. - М., 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.