УДК 070
А. М. Юрьев
https://orcid.org/0000-0001-6715-2998
Эпизоды повседневной жизни ярославцев 1920-х годов глазами И. Ильфа и Е. Петрова
Целью статьи является исследование аспектов повседневной жизни ярославцев, нашедших отражение в творчестве карикатуриста газеты «Северный рабочий» Франца Весели, романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок», а также в «Записных книжках» Ильи Ильфа. В первых главах романа и записных книжках И. Ильфа описываются места Ярославля и его жители (улицы города, магазины, кооперативная столовая, водитель такси Осип Сагассер), а в записных книжках упоминаются также сотрудники редакции газеты «Северный рабочий», с которыми авторы романа познакомились во время посещения города в 1929 году и которые могли стать источниками информации для И. Ильфа и Е. Петрова, собирающих материалы для своего нового романа. Сопоставление изображенных на карикатурах Ф. Весели сцен из жизни ярославцев с описанием колоритных деталей быта провинциального города в романе И. Ильфа и Е. Петрова позволяет понять - где и как развивались отдельные события, нашедшие отражение в «Золотом теленке». Изучение и сопоставление текста литературного произведения, записных книжек автора и изображенных на карикатурах сюжетов позволяет дополнить официальную историю «социалистического строительства» в Ярославле конца 1920-х годов во многом оставашимися ранее «в тени» описаниями повседневной жизни ярославцев, информацией о подлинных настроениях горожан.
Ключевые слова: Илья Ильф и Евгений Петров, «Золотой теленок», Арбатов, Ярославль, Остап Бендер, Осип Сагассер, Франц Весели.
A. M. Yuriev
Episodes of Yaroslavl Residents' Everyday Life in Late 1920-s through by I. Ilf and E. Petrov'
The purpose of the article is to research aspects of everyday life of residents of Yaroslavl, found its reflection in works of the caricaturist of the newspaper «Sevemy Rabochy» Frants Veseli, Ilya Ilf and Evgeny Petrov's novel «A Gold Calf» and also in «Notebooks» by Ilya Ilf. In first chapters of the novel and notebooks by I. Ilf places of Yaroslavl and its inhabitants (city streets, shops, the cooperative dining room, the taxi driver Osip Sagasser) are described, and also in notebooks employees of the editorial office of the newspaper «Severny Rabochy» are mentioned, with whom the authors of the novel got acquainted during their visit to the city in 1929, and who could become information sources for I. Ilf and E. Petrov collecting materials for the new novel. Comparison of the scenes represented on F. Veseli's caricatures from life of Yaroslavl residents with the description of picturesque details of life of a country town in the novel by I. Ilf and E. Petrov allows us to understand where and how some events, which found reflection in «A Gold Calf», developed. Studying and comparison of the text of the literary work, notebooks of the author and the plots represented on caricatures allows us to complement the official history of «socialist construction» in Yaroslavl at the end of the 1920-s, which before were «in a shadow» with descriptions of everyday life of Yaroslavl residents, information on real moods of citizens.
Keywords: Ilya Ilf and Evgeny Petrov, «A Gold Calf», Arbatov, Yaroslavl, Ostap Bender, Osip Sagasser, Frants Veseli.
Не донесенные до нас архивными источниками, но часто очень интересные картины повседневной жизни ярославцев последних лет НЭПа сохранились благодаря творчеству журналистов конца 1920-х годов. Причем жизнь и быт Ярославля нашли отражение не только на страницах газеты «Северный рабочий», но и были запечатлены в самом популярном у нескольких поколений жителей России романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». И можно предположить, что именно сотрудники редакции «Северного рабочего» познакомили И. Ильфа и Е. Петрова с некоторыми колоритными сюжетами
из повседневной жизни ярославцев - об этом свидетельствует содержание «Записных книжек» И. Ильфа, полная версия которых была подготовлена к печати и издана дочерью сатирика Александрой Ильиничной Ильф в 2000-м году [4]. И хотя в издании сообщается, что авторы сатирического журнала «Чудак» И. Ильф и Е. Петров посетили Ярославль в сентябре 1929 года, а первые главы романа «Золотой теленок», в которых повествуется о встрече в городе Арбатове «четверки» героев (Остап Бендер, Шура Балаганов, Адам Козлевич и Михаил Паниковский), были написаны с 2 по 23 августа 1929 года, - мы можем
© Юрьев А. М., 2018
утверждать, что И. Ильф и Е. Петров познакомились с Ярославлем ДО написания этих глав. Газета «Северный рабочий» 16 июля 1929 г. сообщила, что «в Ярославле были сотрудники сатирического журнала „Чудак" - писатели Евг. Петров и И. Ильф и художник-карикатурист К. Ротов. „Чудаки" осмотрели город и вечером на пароходе уехали в Нижний. Цель приезда - сбор материалов на местные темы» [10]. При этом какие-либо сообщения о приезде И. Ильфа и Е. Петрова в Ярославль в сентябре 1929 г. в «Северном рабочем» отсутствуют, хотя журналисты губернской (а в 1929 г. - уже окружной) газеты не оставили бы это событие без внимания. Хотя бы потому, что И. Ильф и Е. Петров в июле были в редакции «Северного рабочего» и познакомились с сотрудниками ярославской газеты, а художник «Комсомольской правды» Константин Ротов уже был хорошо знаком с карикатуристом «Северного рабочего» Францем Весели. «Редакция газеты. ... Застенчивые художники. Бывший чех и художник-зарисовщик, длинноногий русский интеллигент», «Кофман. Его комната. И пение из окон пед(агогического) техникума» [4, с. 237]. О ком в записках сообщает И. Ильф?
Г. Кофман в качестве литературного критика представляет на «Литературной странице» газеты романы и повести местных авторов; в рубрике «Театр и кино» представляет обзор фильмов в кинотеатрах Ярославля, рассказывает о театральных спектаклях. Но кого имел в виду И. Ильф, говоря о «бывшем чехе» среди художников газеты? В каждом номере «Северного рабочего» на первой странице мы встречаем карикатуры на политические темы, обличающие капиталистов, милитаристов, правительства империалистических держав, подписанные «рис. Весели». Их автор - Франц Весели, бывший военнопленный австро-венгерской армии, оставшийся в Ярославле. (Франц Весели также иллюстрировал издающиеся в Ярославле книги, например, «Ярославский сборник, посвященный годовщине Великой Октябрьской революции и июльским событиям в Ярославле. 1918 г.» [11]; в 1927 г. издал альбом карикатур «Против шерсти» [2]; был член Ярославского коллектива художников отдела изобразительных искусств). Но в газете «Северный рабочий» мы находим крайне мало карикатур на темы, связанные с жизнью и бытом ярославцев. Так, в газете за лето 1929 г. удалось найти только одну такую карикатуру - «Бор после профсоюзной
„экскурсии". По следам „культурного отдыха"» (изображены битые бутылки, мусор на фоне сломанных деревьев) [1]. Однако, у Франца Весели есть немало карикатур, опубликованных, в частности, в «Северном медведе» - приложении к газете «Северный рабочий», рассказывающих о жизни ярославцев и событиях в разных районах города. Например, на одном из рисунков изображены центр Ярославля и Театральная площадь: протянувшаяся мимо пустующей «Культурной чайной» длинная очередь в магазин «Центр-спирт»; 4 павильона с пивом на Казанском бульваре; пожарный на каланче, пьющий из горла бутылки; режиссер театра, сообщающий о «всего 10000 убытка»; пассажир, так и не дождавшийся трамвая [8, с. 8-9]. На другой карикатуре изображены бытовые сцены на Московском вокзале: ярославские чиновники с портфелями, стремящиеся успеть на поезд в Иваново (этот город стал «столицей» Ивановской промышленной области); разваливающаяся баня; заколоченная дверь Дома культуры; драка футбольных команд на стадионе «Луч Октября» (!!!); бегущий к карете «скорой помощи» гражданин, только что пообедавший в привокзальной столовой. Еще одна карикатура повествует о том, как «культурно» проводят выходной день работники фабрики «Красный Перекоп»: хрипящий громкоговоритель на клубе им. Сталина, а рядом в домах для рабочих изображен «срез» жизни - драка на коммунальной кухне, нелегальная продажа самогона, в комнатах - повальная пьянка, «красный уголок» с портретами Маркса и Энгельса затянут паутиной [7]. Без сомнения, автор таких (в общем-то безобидных для 1920-х годов) карикатур вряд ли имел шансы пережить 1937 год. Но для ареста, обвинения и расстрела Франца Весели было достаточно его национальности. Как, впрочем, национальности в 1938 г. было достаточно для осуждения на 5 лет лагерей еще одного «ярославского чеха» - Осипа Сагассера, который стал для И. Ильфа и Е. Петрова прототипом героя «Золотого теленка» Адама Козлевича.
Интересно, что некоторые сюжеты из повседневной жизни ярославцев, изображенные на карикатурах Франца Весели, нашли отражение в «Записных книжках» И. Ильфа и в романе «Золотой теленок». В частности, отраженная в карикатуре тема плохого качества еды и антисанитарного состояния отдельных столовых ЦРК (Центрального рабочего кооператива) - была предметом кри-
тических заметок «Северного рабочего». В итоге же одна из ярославских кооперативных столовых - с «творческим» заведующим (плакаты на стенах «Вводи в организм горячую пищу и разные закуски», «Фруктовые воды сулят нам углеводы» и т. п.), но несъедобной пищей, грязными клеенками и прикованными к ножкам столов ножами и вилками - произвела на И. Ильфа и Е. Петрова такое впечатление, что в 1931 году ими был написан отдельный фельетон «Халатное отношение к желудку» [6, с. 497]. А изображенные на карикатуре Ф. Весели многочисленные пивные на Казанском бульваре нашли отражение и в романе «Золотой теленок» - в виде кооперативного сада «Искра» с пивом «только для членов профсоюза», где обедали Бендер и Балаганов.
Однако многие сюжеты из повседневной жизни ярославцев конца 1920-х годов нашли отражение только в «ярославской» части «Записных книжек» И. Ильфа и романе «Золотой теленок» -возможно, что они казались привычными жителям нашего города, но были необычны и даже удивительны московским журналистам-сатирикам. Так, несохранившееся начало романа «Золотой теленок» содержало описание огромной лужи на площади у вокзала города Арбатова (нынешний Московский вокзал г. Ярославля). По воспоминаниям писателя В. Ардова, в первоначальной версии «Золотого теленка» некий житель Арбатова «работал» при этой луже - переносил через эту лужу приезжих. Герой романа Остап Бендер садится к нему на спину, и, миновав лужу, опускается на землю со словами «За неимением передней площадки схожу с задней!» [5; с. 537]. Подтверждение этой версии - в «ярославской» части «Записных книжек» И. Ильфа: «Заработок - переносил людей через грязную улицу - брал 2 коп. За право перехода по доске - 1 коп.» [3; с. 175].
Начало же о пешеходах вошло в роман потому, что Ильф и Петров сочли банальным говорить о привокзальных лужах в провинциальном городе. Естественное углубление на месте лужи 1920-х годов сохранялось до начала 2000-х годов, когда был реконструирован Московский вокзал и привокзальная площадь.
В романе И. Ильф и Е. Петров колоритно описывают находящиеся недалеко от исполкома магазины, которых много было тогда (и в наши дни) на современных улицах Первомайская и Комсомольская. Очевидно, на авторов романа торговые заведения Ярославля произвели впечатление (в част-
ности, магазин наглядных пособий; три! рядом расположенных магазина духовых инструментов, мандолин и басовых балалаек; мастерская штемпелей), что нашло отражение и в «ярославской» части «Записных книжек» И. Ильфа: «Беспокойный город. Все что-то хотят купить и нервно входят и выходят из магазинов» [3, с. 174]. В романе также упоминается и перевозка по главной улице города рельса. Очевидно, речь идет о ремонте трамвайных путей на Линии Социализма (ныне -ул. Комсомольская).
В романе «Золотой теленок» также был описан «зеленый автомобиль, на дверце которого была выведена белая дугообразная надпись: «Эх, прокачу!»». В «Записных книжках» упомянут автомобиль, который «имел имя» и который «часто красили», а также «шофер Сагассер» [3, с. 174]. Именно Иосиф Карлович Сагассер стал прототипом одного из центральных персонажей романа Адама Козлевича. На рекламной открытке 1920-х годов можно видеть фотографию автомобиля Осипа Сагассера на Театральной площади (на фоне театра им. Ф. Г. Волкова) и прейскурант на услуги «автопроката Сагассера». «Чуть суд - призывали Сагассера - он возил всех развращенных, других шоферов не было» [3, с. 174] - эта фраза из «Записных книжек» развернута в романе в сюжетную линию о ночных поездках на автомобиле Адама Козлевича «загулявших» граждан и о последовавших затем судебных процессах о растратах в кооперативных и государственных организациях.
Многие заметки и заготовки из записных книжек И. Ильфа не стали сюжетами романа, но они также отражают увиденное И. Ильфом и Е. Петровым в Ярославле. Так, в «Записных книжках» есть фраза «План города в будущем» [4, с. 243], а также упоминается фамилия Голенищев-Бутусов [3, с. 179]. К началу1929 года в Ярославле на месте сгоревшего в 1918 году жилого квартала во многом благодаря энтузиазму и усилиям заведующего губернским отделом коммунального хозяйства К. И. Бутусова уже был построен современный «социалистический» рабочий поселок: комплекс современных четырехэтажных домов: с центральным отоплением и ванными комнатами, магазином и общественными помещениями. В нем сочетались популярные в начале ХХ века идеи «города-сада» и конструктивизма. Согласно генеральному плану 1924 г. застройка нового, социалистического Ярославля должна была произ-
281
водиться подобными «городами-садами» - и Ярославль планировалось сделать образцом для других городов Советской России. С определенной долей юмора сравнивая К. И. Бутусова с командующим русской армией в 1812 году фельдмаршалом М. И. Голенищевым-Кутузовым, Илья Ильф подчеркивал значимость создания современного жилого комплекса и амбициозность новых проектов по жилищному строительству для рабочих в Ярославле.
Очевидно, что картины жизни Ярославля 1920-х годов, колоритные детали быта времен НЭПа произвели на И. Ильфа и Е. Петрова сильное впечатление. Созданный авторами литературный образ города Арбатова почти полностью состоит из ярославских реалий (и одного центрального персонажа!) 1920-х годов. Но известно, что, несмотря на кардинальное изменение ранее задуманной (в 1928 году) основной сюжетной линии романа (в 1930 году И. Ильф и Е. Петров переносят место действия из Москвы в Одессу), авторы почти без изменений оставили в конечном варианте «Золотого теленка» сделанное ими описание провинциального Ярославля.
В «Записных книжках» И. Ильфа нашли отражение и те наблюдения писателя за жизнью яро-славцев, которые не вошли в текст романа «Золотой теленок». «Узнавание Москвы в различных частях Ярославля - очень приятное чувство» [3, с. 174] - этой фразой открывается «ярославская» часть «Записных книжек». Например: «Фотограф. Фон - колоннада и Аврора. На углу висит матросская форменка для желающих сняться в этом боевом виде», «Магазин дамского трикотажа. Мужчины сюда не ходят, а дамы ведут себя совершенно как обезьяны. Они обступили даму, примеряющую пальто, и жадно ее рассматривают», «В городе все были Фаины, Маргариты. Переменили имена - Матрены, Феклы» [3, с. 174-175], «Частникам не дают делать даже презервативов. Им оставили только квас» [4, с. 237]. Нашла отражение и деятельность коммунальной службы по оформлению цветами газонов и клумб города -«Стригут и бреют газон» [4, с. 238], «Работницы на газоне работали в позе пишущего амура» [3, с. 174], которую предприятие, сегодня называемое «Горзеленхоз», продолжает и в наши дни.
Возможно, детали повседневной жизни Ярославля, отмеченные журналистами и сатириками И. Ильфом и Е. Петровым, нашли отражение в каких-то заметках или фельетонах в центральной,
а также в местной периодической печати, которая изучена в гораздо меньшей степени. И это - предмет дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Весели, Ф. И. Бор после профсоюзной экскурсии: карикатура [Текст] I Ф. И. Весели II Северный рабочий (Ярославль), 1929.
2. Весели, Ф. И. Против шерсти. Альбом карикатур. Издание газеты «Северный рабочий» [Текст] I Ф. И. Весели. - Ярославль, 1927.
3. Ильф, И. А. Записные книжки (1925-1937) [Текст] I И. А. Ильф II Ильф И. А., Петров E .П. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 5. - М. i Худ. лит., 1961.
4. Ильф, И. А. Записные книжки. 1925-1937 [Текст] I И. А. Ильф. - М. i «Текст», 2000.
5. Ильф, И. А., Петров, E. П. Золотой теленок [Текст] I И. А. Ильф, E. П. Петров. Соб. соч. : в 5 т. -Т. 2. - М. i Худ. лит., 1961.
6. Ильф, И. А., Петров, E. П. Халатное отношение к желудку [Текст] I И. А. Ильф, E. П. Петров. Соб. соч.: в 5 т. Т. 2. - М. i Худ. лит., 1961.
7. Карикатуры на Ярославль конца 1920-х Франца Весели [Электронный ресурс] II Сайт «Ярпортал. Форум Ярославля». - Режим доступа: http:IIwww.yarportal.ruItopic547497html/
8. Весели, Ф. И. Наши достижения: карикатура [Текст] I Ф. И. Весели II Северный медведь. Сатирический журнал. Приложение к газете «Северный рабочий», 1929.
9. Примечания к роману «Золотой теленок» [Текст] I И. А. Ильф, E. П. Петров II Ильф И. А., Петров E. П. Соб. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М. i Худ. лит., 1961.
10. «Чудаки в Ярославле» [Текст] II Северный рабочий (Ярославль). - 1929.
11. Ярославский сборник, посвященный годовщине Великой Октябрьской революции и июльским событиям в Ярославле [Текст]. - Ярославль i Изд. Губернской комиссии по организации и устройству празднеств годовщины Великой революции, 1918.
Reference List
1. Veseli, F. I. Bor posle profsojuznoj jekskursii; kari-katura = A pine forest after the trade-union excursioni caricature [Tekst] I F. I. Veseli II Severnyj rabochij (Jaro-slavl') = Severny rabochi (Yaroslavl), 1929.
2. Veseli, F. I. Protiv shersti. Al'bom karikatur. Izdanie gazety «Severnyj rabochij» = Against the hair. Album of caricatures. Edition of the newspaper «Severny rabochi» [Tekst] I F. I. Veseli. - Jaroslavl', 1927.
3. Il'f, I. A. Zapisnye knizhki (1925-1937) = Notebooks (1925-1937) [Tekst] I I. A. Il'f II Il'f I. A., Petrov E. P. Sobr. soch. i v 5 t. = Ilf I. A., Petrov E .P. Collection works.; in 5 volumes. - T. 5. - M. i Hud. lit., 1961.
4. Il'f, I. A. Zapisnye knizhki (1925-1937) = Notebooks (1925-1937) [Tekst] / I. A. Il'f. - M. : «Tekst», 2000.
5. Il'f, I. A., Petrov, E. P. Zolotoj teljonok = A Gold Calf [Tekst] / I. A. Il'f, E. P. Petrov. Sob. soch.: v 5 t. -T. 2. - M. : Hud. lit., 1961.
6. Il'f, I. A., Petrov, E. P. Halatnoe otnoshenie k zheludku = Negligent attitude to a stomach [Tekst] / I. A. Il'f, E. P. Petrov. Sob. soch.: v 5 t. T. 2. - M. : Hud. lit., 1961.
7. Karikatury na Jaroslavl' konca 1920-h Franca Veseli = Caricatures of Yaroslavl in the end of the 1920-s by Frants Veseli [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Jarportal. Forum Jaroslavlja» = Website «Yarportal. Forum of Yaroslavl». - Rezhim dostupa: http://www.yarportal.ru/topic547497html/
8. Veseli, F. I. Nashi dostizhenija: karikatura = Our achievements: caricature [Tekst] / F. I. Veseli // Severnyj medved'. Satiricheskij zhurnal. Prilozhenie k gazete «Severnyj rabochij» = Severny medved. Satirical magazine. Newspaper supplement «Severny rabochi», 1929.
9. Primechanija k romanu «Zolotoj teljonok» = Notes to the novel «A Gold Calf» [Tekst] / I. A. Il'f, E. P. Petrov // Il'f I. A., Petrov E. P. Sob. soch.: v 5 t. = Ilf I. A., Petrov E .P. Collection works.: in 5 volumes. -T. 2. - M. : Hud. lit., 1961.
10. «Chudaki v Jaroslavle» = «Odd fellows in Yaroslavl» [Tekst] // Severnyj rabochij (Jaroslavl') = Severny rabochi (Yaroslavl). - 1929.
11. Jaroslavskij sbornik, posvjashhennyj godovshhine Velikoj Oktjabr'skoj revoljucii i ijul'skim sobytijam v Ja-roslavle = The Yaroslavl collection devoted to anniversary of the Great October Revolution and July events in Yaroslavl [Tekst]. - Jaroslavl' : Izd. Gubernskoj komissii po organizacii i ustrojstvu prazdnestv godovshhiny Velikoj revoljucii, 1918.
Дата поступления статьи в редакцию: 16.06.2018 Дата принятия статьи к печати: 28.06.2018