Научная статья на тему 'Епископ Пензенский и Саранский Серафим: штрихи к портрету'

Епископ Пензенский и Саранский Серафим: штрихи к портрету Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЕПИСКОП ПЕНЗЕНСКИЙ И САРАНСКИЙ СЕРАФИМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королева Лариса Александровна, Королев Алексей Александрович, Клюшина Людмила Владимировна, Мельниченко Олег Владимирович

В статье анализируется деятельность епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова Дмитрия Захаровича), дается его личностная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Королева Лариса Александровна, Королев Алексей Александрович, Клюшина Людмила Владимировна, Мельниченко Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Епископ Пензенский и Саранский Серафим: штрихи к портрету»

УДК 93(470.4)| 297

EПИСКОП ПЕНЗЕНСКИЙ И САРАНСКИЙ СЕРАФИМ:

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

ARCHBISHOP OF PENZA AND SARANSKY SERAFIM:

STROKES TO THE PORTRAIT

Л. А. Королева, А. А. Королев, Л. В. Клюшина, О. В. Мельниченко L. А. Korolyeva, А. А. Korolyev, L. V. Klyushina O. V. Melnichenko

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза

Аннотация. В статье анализируется деятельность епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова Дмитрия Захаровича), дается его личностная характеристика.

Abstract. The article analyses the activity of Archbishop of Penza and Saransky Serafim (Tikhonov Dmitry Zaharovich) and gives their personality traits.

Ключевые слова: Россия, Пензенская область, православие, епископ Пензенский и Саранский Серафим.

Keywords: Russia, Penza region, orthodoxy, Archbishop of Penza and Saransky Serafim.

Актуальность исследуемой проблемы. Настоящая российская реальность требует выработки механизма конструктивного и взаимовыгодного сосуществования светского государства и Русской Православной церкви (РПЦ) как важного социального института, что невозможно без объективной реконструкции деятельности православных общин, анализа специфики церковно-государственной политики и особенностей ее развития на различных этапах и на региональном уровне.

В связи с данными обстоятельствами возникает потребность в исследовании положения в советском и постсоветском обществе объединений РПЦ, различных направлений их деятельности, основных принципов взаимоотношений между государством и РПЦ, в целом, и в отдельных регионах, в частности, для ведения перспективного диалога «власть - религия». И, как следствие, особого внимания требует исследование деятельности конкретных священнослужителей, от которых во многом зависели условия существования православных общин в регионах, отношения с представителями власти и т. п. Такой ключевой фигурой в Пензенской области с конца 1970-х гг. до 2000 г. являлся епископ (архиепископ) Пензенский и Саранский Серафим.

Материал и методика исследований. Источниковая база по проблеме исследования представлена архивными материалами, в первую очередь, Государственного архива Пензенской области и его подразделения - бывшего партийного архива Пензенской области. Это в основном - фонд уполномоченных

Советов по делам Русской Православной церкви и религиозных культов (религий) по Пензенской области (ф. 2391, 2392), материалы обкома партии (ф. 37, 148) и т. д. Особый интерес представляют собой инструкции, циркуляры и другие директивные бумаги, присылавшиеся в провинцию из центра и отражавшие шаги руководства в отношении религиозной оппозиции. В работе также использованы документы Российского государственного архива новейшей истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории.

Историография по проблеме представлена эпизодически. Особое место в данном контексте занимает «Пензенская энциклопедия» [10]. Это первый систематизированный свод информации о населении, истории, культуре, выдающихся людях в разных сферах жизнедеятельности, в том числе и религиозной. Большой интерес представляет работа А. И. Дворжанского, редактора «Пензенских епархиальных ведомостей», «Истории Пензенской епархии. Книги первой: Исторического очерка» [7]. Книга посвящена деятельности Пензенской епархии с древних времен до настоящего времени. Деятельность Серафима затрагивается в монографиях Л. А. Королевой, А. А. Королева «Государство и религиозные объединения во второй половине 1960-1980-х гг. (Пензенская область)» [9] и «Власть и Русская Православная церковь в СССР во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг. (по материалам Пензенской области)» [8].

В качестве теоретико-методологической основы исследования были выбраны принципы объективности, историзма, системности, полного учета социальносубъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. По мере возможности были применены принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактического материала.

Результаты исследований и их обсуждение. Основной религией среди населения Пензенской области было православие, которое было распространено среди русских, мордвы, украинцев, белорусов и других национальностей, проживавших в регионе (всего свыше 96 % общей численности населения) [1].

В конце 1970-х гг. в Пензенской области имелось 30 зарегистрированных и 52 православные общины, не имевшие разрешения органов власти. Церкви Пензенской епархии входили в состав 6 благочинных округов, из которых 4 базировались в области [2]. Пензенскую епархию с 1978 г. возглавлял епископ Серафим (Тихонов Дмитрий Захарович).

Тихонов Дмитрий Захарович родился 23 февраля 1935 г. в с. Гранное Никольского района Пензенской области. После окончания сельской школы в с. Красное Никольского района обучался в железнодорожном училище г. Рузаевка Мордовской АССР (1950-1952 гг.). До 1955 г. работал слесарем на стации Рузаевка, затем был призван в Советскую Армию. В 1956 г. его комиссовали по болезни. В 1957 г. поступил в Саратовскую духовную семинарию, в 1961 г. - в Ленинградскую, которую окончил кандидатом богословия в 1965 г. В этом же году архиепископ Пензенский и Саранский Феодосий (Д. М. Погорский) постриг его в монашество, затем митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Б. Г. Ротовым) переведен в иеродиаконы, позже Феодосием - в иеромонахи.

В 1968 г. Д. З. Тихонов стал исполнять обязанности секретаря Ивановского архиепископа Феодосия (Д. М. Погорского), в 1969 г. - возведен в сан игумена, в 1970 г.

- стал секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 1974 г. - назначен начальником Миссии, с 1977 г. - являлся наместником Одесского Успенского монастыря, 18 октября 1978 г. - хиротонисан в епископа Пензенского и Саранского в Богоявленском патриаршем соборе [7, 451-453].

Советский период истории был непростым для Русской Православной церкви. Но и в тех сложных условиях епископ Серафим пытался быть гибким и не конфликтовать с властями. Уполномоченный Совета по делам религий по Пензенской области А. С. Васягин докладывал в столицу о Серафиме: «В процессе работы с ним сложились нормальные взаимоотношения, что позволяет быстро решать возникающие вопросы. В общении с уполномоченным Совета вежлив, обходителен. В большинстве случаев прислушивается к просьбам, предложениям и стремится быстро их выполнить. Настойчив, когда отстаивает свою точку зрения. В принимаемых решениях не выходит за рамки законодательства о культах. Как правило, о принимаемых решениях ставит в известность уполномоченного Совета» [4].

Серафим активно откликался на призывы своего руководства и властей. Так, в 1981 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен обратился с заявлением о проведении Всемирной Конференции руководителей и других видных деятелей религий мира, посвященной сохранению жизни человечества и предотвращению ядерного уничтожения. В свою очередь Серафим разослал исполнительным органам церквей Пензенской епархии письмо следующего содержания: «Мы с вами должны на деле поддержать высокое дело служения миру нашей святой Церкви и делать посильные отчисления в "Фонд мира". Эта жертва на столь высокое и благородное дело, как мир, разоружение и дружба между народами и поэтому угодная Богу. Не забывайте своего христианского и патриотического долга миротворческого служения Церкви и Родине» [3].

Подтверждая свою приверженность идеалам мира, Серафим направил в США в штаб-квартиру ООН Генеральному секретарю ООН господину Пересу де Куэльяру Х. письмо, в котором призывал «перед лицом опасности ядерного уничтожения людей доброй воли объединиться в борьбе за сохранение жизни». Важное место в данном процессе, по мнению Серафима, отводилось верующим СССР. Серафим сообщал, что «священнослужители и верующие Пензенской епархии усердно молятся Начальнику жизни Господу Иисусу Христу, чтобы ... сессия Г енеральной Ассамблеи ООН по разоружению запретила производство ядерного оружия и осудила бы политику конфронтации и вражды между народами» [3]. С аналогичными воззваниями обратились многие настоятели церквей Пензенской области.

Взносы в «Фонд мира» значительно превышали поступления в «Фонд охраны памятников истории и культуры». Уполномоченный Совета по делам религий по Пензенской области провел соответствующую работу со священнослужителями. В результате управляющий Пензенской епархией Серафим разослал всем церковным советам Пензенской епархии воззвание: «Архипастырский дом побуждает меня обратиться к Вам с призывом более активно участвовать во взносах на охрану памятников. Надеюсь на пробуждение Вашей совести к более активным отчислениям» [3].

Епископ Пензенский и Саранский Серафим стремился максимально использовать все возможности для расширения влияния РПЦ, для чего поддерживал жесткую дисциплину среди священнослужителей: «Во взаимоотношениях со священниками

епископ Серафим официален, требователен, весьма категоричен, часто груб. Требует от них выполнения всех его указаний без каких-либо рассуждений или возражений» [5].

По замечанию уполномоченного Совета по Пензенской области, епископ Пензенский и Саранский Серафим имел большое влияние на членов церковных советов, был требователен к ним.

Епископ Пензенский и Саранский Серафим лично совершал службы в праздничные и воскресные дни в Успенском кафедральном соборе и Митрофаниевской церкви Пензы. В проповедях он «требовал от верующих соблюдать тишину в храмах, объяснял значение отдельных моментов богослужения, церковной утвари, облачений, поучал жить в мире, любви, согласии не только в церковной жизни, но и семейной и общественной» [5].

Серафим очень серьезно относился к сохранности церковного имущества, тщательно следил за этим. Например, по его инициативе в 1987 г. были проведены ремонтные и реставрационные работы в 30 религиозных организациях Пензенской области и Мордовской АССР [6].

Во второй половине 1980-х гг. руководство страны в поисках новой идейной опоры обращается к традиционным духовным ценностям, в том числе и религиозным. Священнослужители весьма осторожно пытались отстаивать свои интересы, и органы власти шли им навстречу в непринципиальных вопросах. Так, в 1985 г. уполномоченный Совета по Пензенской области А. С. Васягин направил К. М. Харчеву, председателю союзного Совета по делам религий, записку, в которой просил оказать содействие пензенской епархии в приобретении нового легкового автомобиля, так как имевшаяся машина «имела значительный износ и требовала постоянного ремонта» [4]. При этом в качестве поддерживающего аргумента замечал, что «управляющий епархией Серафим правильно строит взаимоотношения с уполномоченным Совета, лоялен, активно участвует в миротворческой и патриотической деятельности. В 1985 г. он награжден медалью Советского Фонда мира. В качестве представителя Русской Православной церкви неоднократно включался в составы делегаций для выезда за рубеж» [4].

С конца 1980-х гг. РПЦ начинает активно пытаться решать вопросы, связанные с возвращением бывшей церковной собственности. С 1988 г. постановлениями Пензенской областной администрации пензенской епархии было передано 270 храмов, «вернее, то, что от них осталось» [7, 458]. В Пензенской области начали

функционировать - приняли своих насельников - Наровчатский Троицкий Сканов (1989 г.) и Пензенский Троицкий женские монастыри, Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь (1997 г.). Ведутся активные работы по подготовке к открытию мужского монастыря Владимирской иконы Божией матери около с. Лесного Вьяса Лунинского района. Как следствие, сразу возникли новые проблемы. Так, в связи с передачей комплекса Троице-Сканова монастыря в 1990 г. Серафим начал ходатайствовать о выделении обители для ведения хозяйства прилегающих к монастырю земель по берегу реки Мокши и поля совхоза «Наровчатский» [7, л. 97].

В апреле 1990 г. Серафим был возведен в сан архиепископа. В июне 1990 г. определением Поместного Собора Русской Православной церкви из состава Пензенской епархии была выделена в самостоятельную Саранская епархия на территории Мордовской АССР. С этого времени управляющий Пензенской епархией Владыка Серафим стал называться архиепископом Пензенским и Кузнецким. После разделения в

пределах Пензенской области осталось 27 действующих храмов и молитвенных домов. К 1999 г. их количество увеличилось до 160 [7, 461].

В 2000 г. Серафим скончался и был похоронен в Пензе.

Резюме. Деятельность Серафима (Д. З. Тихонова) была направлена на укрепление авторитета и расширение влияния Русской Православной церкви. В советский период он прилагал усилия к пополнению паствы и формированию у общества терпимого и благожелательного отношения к церкви как социальному институту, имеющему многовековую историю, для чего сам выступал с проповедями и требовал от себя и священнослужителей соблюдения всех моральных норм христианина.

В постсоветский период он способствовал увеличению количества приходов, открытию монастырей, созданию воскресных школ и курсов в Пензенском регионе. В память о его добрых деяниях ежегодно 2-4 июля в Пензенской области проводят Дни памяти архиепископа Серафима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). - Ф. 148. - Оп. 1. - Д. 5235. - Л. 50.

2. ГАПО. - Ф. 2392. - Оп. 1. - Д. 52. - Л. 16.

3. ГАПО. - Ф. 2392. - Оп. 1. - Д. 102. - Л. 24, 69

4. ГАПО. - Ф. 2392. - Оп. 1. - Д. 125. - Л. 7-8.

5. ГАПО. - Ф. 2392. - Оп. 1. - Д. 141. - Л. 16-17

6. ГАПО. - Ф. 2392. - Оп. 1. - Д. 152. - Л. 31-33

7. Дворжанский, А. И. История Пензенской епархии. Книга первая : исторический очерк / А. И. Дворжанский. - Пенза : Пензенская епархия, 1999. - 512 с.

8. Королева, Л. А. Власть и Русская Православная церковь в СССР во второй половине 1940-х -первой половине 1980-х гг. (по материалам Пензенской области) / Л. А. Королева, А. А. Королев. - Пенза : ПГУАС, 2011. - 148 с.

9. Королева, Л. А. Государство и религиозные объединения во второй половине 1960-1980-х гг. (Пензенская область) / Л. А. Королева, А. А. Королев. - М. : МОСУ ; Пенза : ПГАСА, 2002. - 100 с.

10. Пензенская энциклопедия / под ред. К. Д. Вишневского. - Пенза : Министерство культуры Пензенской области ; М. : Большая Российская энциклопедия, 2001. - 759 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.