Научная статья на тему 'Русская православная церковь во второй половине 1980 1990-х гг. (по материалам Пензенской области)'

Русская православная церковь во второй половине 1980 1990-х гг. (по материалам Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / «ПЕРЕСТРОЙКА» / «REORGANIZATION» / THE USSR / RUSSIA / THE STATE-CONFESSIONAL POLICY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельниченко Олег Владимирович

В статье анализируется государственно-конфессиональная политика в отношении Русской Православной церкви в России в 1985-1990 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мельниченко Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on mutual relations of the power and Russian Orthodox Church in second half 1980-1990th (On materials of the Penza region)

In article the state-confessional policy concerning Russian Orthodox Church in Russia in 1985-1990 is analyzed.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь во второй половине 1980 1990-х гг. (по материалам Пензенской области)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 23 2011

УДК 93

К ВОПРОСУ о ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВЛАСТИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980 1990-х гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© О. В. МЕЛЬНИЧЕНКО Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе

e-mail: dnskvale@rambler.ru

Мельниченко О. В. - Русская Православная церковь во второй половине 1980 - 1990-х гг. (По материалам Пензенской области) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 519-522. - В статье анализируется государственно-конфессиональная политика в отношении Русской Православной церкви в России в 1985-1990 гг. Ключевые слова: СССР, Россия, государственно-конфессиональная политика, Русская Православная церковь, «перестройка».

Mel’nichenko O. V. - To the question on mutual relations of the power and Russian Orthodox Church in second half 1980-1990th (On materials of the Penza region) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 519-522. - In article the state-confessional policy concerning Russian Orthodox Church in Russia in 1985-1990 is analyzed.

Keywords: the USSR, Russia, the state-confessional policy, Russian Orthodox Church, «reorganization».

Г осударственно-конфессиональная политика 1985-1987 гг. в основном продолжала тенденции периода Л.И. Брежнева и последующих руководителей СССР, и была ориентирована на тотальный контроль государственно-партийногоаппаратазадеятельностью конфессий. На местах уполномоченные Совета по делам религий продолжали свою деятельность, как правило, в прежнем формате. Так, уполномоченный Совета по Пензенской области А.С. Васягин докладывал в столицу: «Руководствуясь решениями XXVII съезда КПСС, ... в Пензенской области принимались определенные меры, направленные на повышение эф-фективностиконтролязасоблюдениемзаконодатель-ства о религиозных культах, последовательным осуществлением конституционного принципа свободы совести» [3, л. 1].

На местах, в том числе и в Пензенской области, продолжала выпускаться атеистическая литература [1; 7]. Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах по-прежнему осуществляли свою работу, причем, регламентирующие функции комиссии распространялись практически на все сферы функционирования религиозных объединений. Например, комиссия содействия при Кузнецком горисполкоме Пензенской области выделяла следующие «участки работы» для себя - контроль за проповеднической и финансово-хозяйственнойдеятельностьюобщины,соблюдением общественного порядка на религиозных праздниках,

предотвращением влияния религиозной пропаганды на детей и молодежь; проверка соблюдения санитарных правил при совершении религиозных обрядов, санитарного состояния прицерковных территорий и помещений; изучение контингента посещавших церковь и т. д. Хотя требование предоставления паспортов родителями при крещении несовершеннолетних детей уже было отменено, члены кузнецкой комиссии «проводили выборочную проверку квитанций на предмет подлинности подписей, проводили беседы с супружескими парами, совершившими обряд» [2, л. 136-137]. Как и прежде, в Пензенском регионе проводилась серьезная работа по вытеснению из советского быта религиозных праздников и обрядов, традиционными для области были праздники «Проводы и встреча русской зимы», «Серпа и молота» и т. д. В рабочих коллективах «повсеместно нашли распространение различные советские обряды и ритуалы, повышается их эмоциональная и воспитательная роль... Несомненно,онинесутопределенную атеистическую нагрузку и имеют большое значение в деле формирования у людей научно-материалистического мировоззрения», - отмечал уполномоченный Совета по Пензенской области [3, л. 24-25].

В ноябре 1986 г. Советом Министров РСФСР был образован собственный орган за надзором в религиозной сфере во главе с Л.Ф. Колесниковым - Совет по делам религий РСФСР. Уполномоченные с мест часто дублировали документы, отправляя одинако-

вые в союзный и российский Советы. Так, уполномоченный по Пензенской области А.С. Васягин, не мудрствуя лукаво, на своих информационных отчетах в качестве адресата писал просто: «Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Совет по делам религий при Совете Министров РСФСР» и отправлял его в вышестоящие инстанции [3, л. 1].

Но отдельные сдвиги в сторону либерализации отношения к религии все же прослеживались. Политическое руководство страны в поисках новой идейной опоры обращается к традиционным духовным ценностям, в том числе и религиозным. Священнослужители весьма осторожно, но пытались отстаивать свои интересы, и органы власти шли им навстречу в непринципиальных вопросах. Так, в 1985 г. уполномоченный Совета поПензенской областиА.С. Васягиннаправля-ет К.М. Харчеву записку, в которой просит оказать содействие пензенской епархии в приобретении нового легкового автомобиля, т.к. имевшаяся машина «имеет значительный износ и требует постоянного ремонта» [2,л. 143]. Приэтомвкачествеподдерживающегоаргу-ментазамечает,что«управляющийепархиейСерафим правильно строит взаимоотношения с уполномоченным Совета, лоялен, активно участвует в миротворческой и патриотической деятельности. В 1985 году он награжден медалью Советского Фонда мира. В качестве представителя Русской Православной церкви неоднократно включался в составы делегаций для посещения за рубеж» [2, л. 143]. В 1987 г. пензенский облисполком помог Митрофановской церкви (Пенза) в приобретении дрожжей «для совершения религиозных обрядов» [4, л. 9].

Хотя после апрельского 1985 г. пленума ЦК КПСС был ускорен механизм регистрации религиозных объединений, религиозные общины получили право на строительство и приобретение зданий для своих нужд, был снят запрет на церковный колокольный звон и т. д., в Пензенской области количество православных церквей и молитвенных домов до конца 1980-х гг. оставалось неизменным - 27, из них 9 -в городах поселках городского типа и 18 - в сельской местности [3,л.2]. Ноколичествозарегистрированных служителей православного культа плавно увеличивалось: если в 1982 г. в Пензенской области насчитывалось священников - 36, псаломщиков - 14, то в 1987 г. 38 и 20 соответственно [3, л. 3]. Причем, служители православного культа до 40 лет составляли около 20 %. Уполномоченный докладывал, что «в области продолжает идти процесс омоложения служителей культа, а также растет их общеобразовательный уровень, как светский, так и духовный» [3, л. 4]. Так, в

1986 г. среди пензенских служителей православного культа уже было 3 кандидата богословия [3, л. 20].

Ежегодно в пензенских церквах читалось до 1500 проповедей. Как и ранее, в основе читавшихся проповедей лежали рекомендации журнала Московской патриархии. Уполномоченный отмечал, что «по названиям и темам проповеди не выходят за рамки богословско-религиозных евангелистских тем и сюжетов, но по содержанию проповеди явно и откро-

венно осовременены. Налицо стремление преподнести религию как своеобразную «науку жизни» [3, л. 5]. По мнениюуполномоченного,«более современны проповеди священников из Пензы, Кузнецка и других го-родов,чтообусловлено,видимо,исоставомверующих, аудиторией, на которую проповеди рассчитаны. Причем, проповеди священников, относительно молодых и профессиональноподготовленных, более .социально ориентированы, приближены к проблемам и задачам сегодняшнего дня, волнующимсовременника» [3, л.5].

Снятие ограничений на деятельность конфессиональных объединений, действовавших на протяжении многих лет, создавало условия для активного вовлечения верующих граждан и их религиозных организаций в социально-экономическую и духовную жизнь страны. Анализируя данные по обряду крещения детей в 1986 г., уполномоченный Совета по Пензенской области А.С. Васягин пришел к следующему выводу: «В течение года в церквах области побывало свыше 32 тысяч молодых родителей и воспреемников, имевших достаточно высокий уровень культуры и образовательного ценза. Это наводит на мысль, что, не идет ли процесс формирования нового, активного социального слоя верующих, вера которых вполне осознанна?» [3, л. 24]. При этом он подчеркивал, что среди верующих стало гораздо больше рабочей и учащейся молодежи, интеллигенции. Характер обращений рядовых верующих в центральные органы власти также начали выходить за рамки традиционных - об открытии церквей, о неправильном налогообложении и т. д. Так, в 1989 г. в ЦК КПСС поступило ходатайство от М.В. Антясовой из Пензы с ходатайством о передаче РПЦиконыВладимирскойбогоматери,находившейся вГосударственнойТретьяковскойгалерее.Уполномо-ченному по Пензенской области А.С. Васягину было поручено сообщить ей, что «Совет обратился в Министерство культуры СССР с просьбой рассмотреть возможность передачи иконы Московской патриархии для помещения ее в один из храмов Данилова монастыря» [4, л. 15].

Накануне 1000-летия Крещения Руси ситуация складывалась весьма неоднозначно: с одной стороны, продолжались атеистические мероприятия, с другой -начинают оказываться «реверансы» в сторону Церкви. Наблюдение за подготовкой православных общин к празднованию юбилея было выделено в отдельное направление деятельности уполномоченных Совета в регионах. Так, уполномоченный Совета по Пензенской области А.С. Васягин докладывал в столицу: «Особоевниманиеобращалосьнаизучениепроцессов, тенденций, намечаемых мероприятий православными религиозными организациями в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», уточняя при этом, что «в проповедях все чаще звучит тема празднования 1000-летия введения христианства на Руси и значения этогособытиявраспространениикультуры,искусства, письменности среди русского народа» [2, л. 19; 3, л. 2].

Смена вектора в государственно-церковной политике в первые годы «перестройки» многими верующими, да и самим духовенством воспринималась

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

во многом с недоверием, «импровизации» власти в отношении РПЦ расценивались как временные послабления, обусловленные непрочностью положения новогопартийно-государственногоруководства. Пензенские служители православного культа постоянно подчеркивали свою лояльность в отношении властей и их курса. Например, священник кузнецкой церкви Пензенской области А.В. Судаков в одной из своих проповедей говорил: «В нашей стране идет процесс перестройки во всех областях жизни, и мы, верующие, обязаны самым активным образом принимать участие в этой работе. Из молитв мы должны выбросить все то, что не соответствует сегодняшнему дню.» [2, л. 6-7].

В целом отношения между властями и православными объединениями в Пензенской области характеризовались неконфликтностью и своего рода солидарностью. Во многом это объяснялось позицией главы Пензенской епархии епископа Серафима (Дмитрий Захарович Тихонов), о котором уполномоченный Совета писал: «В процессе работы с ним сложились нормальные взаимоотношения, что позволяет быстро решать возникающие практические вопросы. В общении с уполномоченным Совета вежлив, обходителен. В большинстве случаев прислушивается к просьбам, предложениям и стремится быстро их выполнить. В принимаемых решениях не выходит за рамки законодательства о культах. Как правило, о принимаемых решениях ставит в известность уполномоченного Совета» [3, л. 8].

По мнению местного краеведа А.И. Дворжан-ского, «до конца 1980-х годов не о какой активизации религиозной жизни не могло быть и речи, - она строго регламентироваласьсоветским государством, илишьс изменением политической ситуации в стране на рубеже 80-х - 90-х годов стало возможно открытие новых приходов в епархии» [6, с. 460].

С конца 1980-х гг. РПЦ начинает активно пытаться решать вопросы, связанные с возвращением бывшей церковной собственности. С 1988 г. постановлениями Пензенской областной администрации пензенской епархии было передано 270 храмов, «вернее, то, что от них осталось» [6, с. 458].

В 1990 г. Верховный Совет РСФСР вынужден был заниматься вопросом регистрации православной общины в Никольске Пензенской области. На имя президента РСФСР поступило ходатайство: «Многоуважаемый Борис Николаевич! С большой мольбой и надеждой вторично обращаются к Вам жители Ни-кольска, ... просим не направлять это письмо председателю комитета по свободе совести и вероисповеданиям, милосердию и благотворительности Г.П. Якунину, потому что письмо пойдет по второму кругу» [4, л. 47]. Суть просьбы заключалась в том, что первый секретарь райкома А.А. Климов и председатель исполкома И.П. Проскуряков отказывались предоставить помещение для временного богослужения, мотивируя, что у общины имеется арендованный дом, который, правда, находился в аварийном состоянии. Кроме того, верующие просили «вернуть» им хорошо сохранившееся храма, в котором располагался хлебопекарный цех.

Верующие жаловались, что представители власти отвечали им: «У нас своих проблем много, а вы решайте ваши проблемы сами» [4, л. 49].

В июне 1990г. определением Поместного Собора Русской Православной церкви из состава Пензенской епархии была выделена в самостоятельную Саранская епархия на территории Мордовской АССР. С этого времени управляющий Пензенской епархией Владыка Серафим, возглавлявший Пензенскую епархию с

1987 г., стал называться архиепископом Пензенским и Кузнецким. После разделения в пределах Пензенской области осталось 27 действующих храмов и молитвенных домов. К 1999 г. их количество увеличилось до 150 [6, с. 461]. В 1999 г. в пензенской епархии количество священнослужителейзначительновозросло,ихнасчи-тывалось 155 - диаконов и священников, но для обеспечения всех приходов требовалось еще 30 [6, с. 457].

Организация церковного управления претерпевает серьезные изменения в сторону упорядочения. При пензенском епархиальном управлении образовано шесть отделов: строительный, по религиозному образованию и катехизации, по миссионерскому служению, по благотворительности и социальному служению, по связям с военными ведомствами и правоохранительными органами, редакционный отдел.

Образовательную и просветительскую деятельность в епархии координирует отдел по религиозному образованию и катехизации. Подготовкой кадров служителей православного культа традиционно занимались духовные учебные заведения. Так, в 1999 г. в семинариях и на регентских курсах обучалось более 25 юношей и девушек из Пензенской области [6, с. 457]. При У спенском кафедральном соборе и Митрофанов-ском храме Пензы была организовано обучение старославянскому языку и пению [6, с. 458]. В Пензе функционирует «Центр православной культуры». Общее количество слушателей которого составляет около 100 чел. [6, с. 462]. В регионе действовало 40 воскресных школ. В 1998 г. православная гимназия получила собственное здание. При многих пензенских интернатах, детских домах и домах престарелых были организованы библиотеки православной литературы.

Редакционный отдел координировал работу по связям со средствами массовой информации. На областном радио дважды в неделю выходит православная передача «Истоки», по местному телевидению -«Беседы о нравственности», «Беседы архипастыря», «Беседы о религии». С 1991 г. вновь стали издаваться «Пензенские епархиальные ведомости», главным редактором которых является А.И. Дворжанский.

Миссионерский отдел епархии осуществляет организацию чтений, разъяснительной работы, направленной на утверждение основ православия в обществе, и т. д.

Отдел по благотворительности и социальному служению занимается попечением социально незащищенных слоев общества, инвалидов, детей-сирот и т. д. Отделом были заключены договоры о сотрудничестве с облздравотделом, областными управлениями образования и социальной защиты; при трех крупных

медицинских заведениях были открыты молитвенные комнаты.

Отдел по связям с военными ведомствами и правоохранительными органами заключил соглашения о взаимном сотрудничестве с управлениями исполнения наказаний, внутренних дел, противопожарной службы. При всех колониях были созданы и оборудованы специальные комнаты.

В Пензенской области начали функционировать - приняли своих насельников - Наровчатский Троицкий Сканов (1989 г.) и Пензенский Троицкий женские монастыри, Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь (1997 г.). Ведутся активные работы по подготовке к открытию мужского монастыря Владимирской иконы Божией матери около с. Лесного ВьясаЛунинскогорайона. Какследствие, сразувозник-ли новые проблемы. Так, в связи с передачей комплекса Троице Сканова монастыря в 1990 г. Серафим начал ходатайствовать о выделении обители для ведения хозяйства прилегающих к монастырю земель по берегу реки Мокши и поля совхоза «Наровчатский» [5, л. 97].

В 1994-1995 гг. были освещены первые вновь отстроенные храмы, сооруженные по проекту архитектора Д.А. Борунова, - деревянная церковь в Ахунах, Благовещенский храм-крестильня при кафедральном соборе в Пензе, церковь во имя великомученика Димитрия Солунского в Лесном Вьясе Лунинского района. В 1989 г. епархии была возвращена Покровская церковь. После капитального ремонта и реставрации внутреннего убранства в 1998 г. в ней возобновлено богослужение.

Итак, во взаимоотношениях властей и Русской Православной церкви до конца 1980-х гг. сохранялись доминанты советской государственно-конфессиональной политики с некоторыми элементами либерализации, что отчетливо проявлялось на региональном уровне. Но руководство страны нуждалось в поддержке различных социальных групп, в том числе и верующих. В 1990-х гг. с принятием новых базовых законов, регулировавших религиозную практику в стране, наблюдаются явные перемены в государственноцерковных отношениях, однако, происходило это весьма неровно, без четкой концепции, как со стороны властей, так и самой Русской Православной церкви. Государственно-конфессиональная политика до сих пор находится в процессе становления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винокуров Г.Ф., Власов В.А. КПСС о задачах формирования атеистического мировоззрения масс. Пенза: ПГПИ им. В. Г. Белинского, 1988. 73 с.

2. ГосударственныйархивПензенскойобласти(ГАПО). Ф. 2392. Оп. 1. Д. 123.

3. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 125.

4. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 141.

5. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 152.

6. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. I. Исторический очерк. Пенза: РИО Пензенского епархиального управления, 1999. 512 с.

7. Перестройка и преодоление религиозных предрассудков /Под ред. А.Н.Калаганова.Казань: Татарское книжное изд-во, 1988. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.