|о
й
вз =>
Г
аз Oi s CD о Q3
* ь
CD
Та СО
CD
CD
CD
Qj <->
p S
S "5
о &
CD
S s
I "
CD fu ^ CD
B3 CD
CD
CO
О В)
О .-.
-I IV)
СГ -
? Itl CT>
Ь S =1
О "О
о о
I
о о
о
—1 о
о
—1 CD CD
Vj О —1 "О О CD X
0
О —1
^J —I "О
W
0 "О X
CD W
X w X X
"О s
0
0 "О
0 _с W
_с CD со
CD О W
ь X
о ^ X ^
о
CD -1 о :а
Е S
со
I s
CD ^
=> й
О П
За О
CD О
2 CD
—1
W CD
"О
—i S
^ О
7s :а CD
CD аз
_С CD
CD ь
X аз
S CD
аз —i 0
аз
CD
w
*
X
CD
Se
E
s
S
s
w
"O
CD
"O
О
S
CD
CD
СГ
Ol
О
"О
CD
<1 ^ CD СО О 01 -I —I аз
СГ CD
II
"О
s ®
0 -О
1 го
1 la
X s
-О X
о -о
s °
аз q
а\ аз
О ~
* ^
о 2
аз Ь
сг ~
X ш
^ В) CD
X X
CD "О s "О
X CD Se s <
X tl _c
^ Se 0 —1 w CD аз CD s X X CD
ь 0 tl
X ^ аз Se О
CD CD CD О X
"O 5 —1 0 о E CD
0 со 01 E аз СО X
01 аз ^ CD s 7Ï X X
CD о "О X O"
ь о S 0 X
о Ol CD CD CD
-1 О CD tl
о Se X X S CD
—1 —1
CD Ь "О аз CD
CD О s S<
E CD О —1 CD w ь СГ X 7s аз "О X CD CD "O О CD Ol О
W ^ X ь
Se w СГ
-1 О s аз S E
ь о CD X О -1 ь s ь CD _c CD О s X 0
"О W о S< 7Ï О 7s S X —1 CD CD
о s
s О со —1 "О о о —1 "О ai ь аз JZ s ^ w "O E О _c w
В) W аз CD CD CD
7Ï CD
О ^
^ CD
w
—1 tl
s S
J5 0
^
CD ь
"O M
О со
s s
tl
CD w
X —1
X "O
^ 0
CD в
S s
w J5
ь
СГ
в CD
О "O
"О s
s CD CD
w X
JZ —1
s "O
s s
,_, 7;
—1-
—1 аз
"О
X
5
ь
CD
S<
О За
В) X
-о
-О
0
аз —I s ■< СО "О X
В) СГ
1 5
со В) и X J= О
о
"О
CD
:a
CD Se О tl
-8-
o т; вз ь
CD О
§ 3
"O
о
о со
ti
CD
"О О
"О
о
В) X
аз X
вз о
CD "О
-I CD
о
со
s
о *
CD
:a
и о
Ь О
CD
-I "О
X В)
о
со
"О CD CD
И И
i *
^ *
£3 CD
J= СО
s X
о oi
CD
X
"О
"О "О CD "I
а\ s
CD -С
Ol 7\
о
О CD CD
JH -£
" CD
S Ь
CO
S X
CD
"О tl
CD О О О
"О О
CD X
S la
CD CD - g
° П
x °
s °
J=
-I CD
CD "O
"O CD
B3 Ol
=1 "O
S M
=0 Ь
СГ
"О X Вз о о\ —1 о о
о т; о ь о S ti аз
X
Ol CD CD "О ВЗ
"О S ВЗ ВЗ —1
s X со ВЗ
0 "О s CD 7Ï
x M CD s О
со —1 S
—1 ь ^ s аз
ь о tl s ь s _с X СГ X о ь s со —1 s s tl t. CD T3 0 -
s со О 7s
7s ь s x
X со о ^c ВЗ
О о -1 "О
CD 1 s JZ
О _с CD E CD ~Г
"О s CD "O
о со 0 CD
£ X 7s Ol s
:а CD :а о О CD "O B3 аз
X -1 s ь ^
х CD СГ 0
Q X CD X s
—1 X О ^ X
о СГ СО Se s
X X s ^ _c CD
■—i -е- 7; B3 О
W ВЗ "O 7;
CD B3 0
—1 о —1 ь s -i 0
"О о s
о tl
CD "O
CD со CD
X ь ВЗ _c
ВЗ s Ol CD
аз 0 CD
со X ь О
s s CD -1
О
о о\
-I "О
"О &з
о Ь
SC СГ
О X
вз о ь
=1 ВЗ и "О
ВЗ
- ь
5 и =1 Ж -о
и и —I "О -i s X
со
ВЗ
CD
CD "О ВЗ
"О ВЗ X X CD
О "О X
о
CD
"О
о —i CD "О
ВЗ
CD _С CD
о\
X
ВЗ
аз
о
о ^
-О
"О
ВЗ
ВЗ "О ВЗ
ь
S 1
о ш
ГО СП
ь X
CD о
Ï 13 s аз
5 г! g S
СО CD X tl
вз s аз 7s
и 01
CD "О ВЗ
:a
аз ¡i.
-1 :a
ВЗ CD
CD о
i ® JZ
CD "O CD
СО £J "O
E о CD
£ s
■K 05
£
g
о
05
a
a g
a
s
&J CD
о
E
w
X X
w
о
X
g e
CD W
о
CD
о о о
w аз
-8-
o
"О
-8-e
со
X
w аз
CD
X "О
® X ]a CD
w аз
в о
"О
S W
CD
О
СО
-i тз о
CD CD аз -I
о
s == 0\ к
S jfi a
a
1 ^
й g
S ^
2 §
m a
S g
S3 05
• a
S ^
qs a
a p
a Ъ
д о
fû 05
п a a
a a
H ^s
.a Q
Ch ^
- S 5
ь a a
| §
a №
гъ a
^ S
о K
'x:
Q
о
05
a гъ
a э о a s ^
^ 3
о ^ ® a
'-î Й a s
a os a о
с«
a a ^ a
a о
05
qs ^
a. a ® §
a a a a
a -a a о a
S о a os о a^ a •s. a ^
■K
05 О
a a ^ a ® a
О Uj S ^ 05
tu
a
1 s
; ï ^
^ s ï
Гй ^ №
a a a
^s о
о S
к o> О/ ^ 'I a <5
tu
b S a
О p Гй гй
05 ^ ^ • -
a s о
a -a £
о» Л) a Q
05
a
№
S
aD
Cl/ f^s
Cl/ H
a
05
3 «
^ a ^ •5 a
tu
fû 05
a a
a a
§ S
a -^
a
a
g e a
à
о a
a
tu £
S" a a §
S te
О to
Ov__
° a a
a s
o4
S a a^
~ s a ^ о ~ a
ï^ 5 a
0 a ,a Ç
2 a ^ ?
S ri съ Л
H ¡2 г гй a r^
s s ^ a -ta ^ ^
к
P\ r^ a ^ ^ ï
1
1 i a ^
JZ о
CD 7s
О S
Ж X
=1 "О CD С-
И -L
X
E3 n-a 5 tr ш
1 ° ^ i "O
w 5 —i
X
CD
"O
о
-i CD
0 S о
"О s ^ "О
ВЗ ВЗ
* *
CD CD CD
X -1 X
СГ S s
— аз аз
X CD О 7; со —i X о -1
О о
ь
СГ о
7Ï ^
О ВЗ
Ol о
—1
О s
ь _с
СГ CD
Е CD О 7; s
_С s<
CD —1
S CD —1
x "О
О ВЗ
-i ^
s ВЗ
о
CD
X
СО
W и
C3\ "О та о w
5 * 8
=1 CD Ь CD
CD Si
аз I 1 x ■ w o\ ь 5 ti w
CD
E
CD
"O X о
CD ^
J JZ
О CD
CD "O
О CD
SC Ol "O
ГО w
СО СГ W X CD Q
g-S S
-i
la "O CD JU
S СО -1 "О W и
i 2
" s
CD S
^ tl
СО
-i о
о
^ —I
"О s
о
■а о й Л Ol
S la
CD CD
E] ti
CD
CD "O
о *
tl
"O
w
X
w X о tl
w
о Ь -I s -О tl
о
7s CD ^ О
-О
го s
5 =° о
аз аз
w
X
о s w ь
X
CD CD "О
о ь о
ГО ю
s
сл о .¿Л 1
и IV)
о сл
° л
s ы
ГО
CD "О CD Ol "О W
1 CD "О
CD
X ^
C1J о
о 5
s "
о х
х Е
g s
СГ 2J
I Ï
X W аз
s ^
I >
s
-с О
CD CD
в О -1 "О —1 CD
s о - ■<
7s 7Ï Se
ВЗ —1
JZ s "О n:
аз CD B3
ti CD —1 О 71 tl CD —1 О —1 "O CD —1
7; СГ
-I tl CD
S X
Ï3 X
s E
S X
— и "O
x -o 5
О со
о *
tl CD X X СГ
"О
о о о
7s
о ь s _с
CD
о
X fu CD —I
о
"О
о
CD
333
I - CD
о о
s
1
S) «
1
i §
§
0
-с
en «
1 I
1
«ч 00
I §
s §
a>
Св
0
1
а> %
I
п
о «
s
а>
Си ?
ё CD Do ехэ
ГН
ГН g
а:
0
Do СХЗ
ь
V« ?
1
DO СХ5
о 00
аа
> ns
s
>
я = =
SwS S и Я
л п H
мяв
OA
2 и
п
m
s
а
W hS
и w
и п
s >
и
s д
р
¡ю
s m
I Q
I
I о_
^ ç ^
il Ы ГП О? П
ilo
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Издание для специалистов в области здравоохранения, не для пациентов. Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: [email protected]
с ДЦП. По данным различных публикаций, в зависимости от формы ДЦП риск развития эпилепсии при данном заболевании варьирует от 15 до 90% [1,6,10,13,7,14 2].
В исследовании Gururaj A.K. (2003 г.), проводилось сравнение между 3 группами детей: первая - дети с ДЦП и эпилепсией, вторая - группа детей с ДЦП без эпилепсии и третья - группа детей с эпилепсией, но без ДЦП. В первой группе преобладали пациенты со спастической тетраплегией, во второй группе - пациенты со спастической диплегией. В первой группе возникновение первого эпилептического приступа отмечалось в большинстве случаев уже на первом году, в отличие от пациентов третьей группы. Неона-тальные судороги достоверно чаще отмечались в первой группе ( 42,9% случаев), в отличие от второй (29,4% случаев), а в третьей группе - ни в одном случае. Структурные изменения головного мозга отмечались в 94,6% случаев в первой группе и в 19,6% случаев в третьей. Необходимость в назначении более чем одного антиэпилептического препарата возникала в 66% случаев в 1 группе и в 30% случаев - в третьей [6].
У пациентов с одной из самых тяжелых форм ДЦП - спастическим тетрапарезом - выявлена высокая частота синдрома Веста (до 15%) и синдрома Леннокса-Гасто [10,13,15].
В другом исследовании Kulak W., (2003 г.), эпилептические приступы отмечались у 65.6% детей со спастической тетраплегией. Прогностически неблагоприятными факторами в данном исследовании указываются неонатальные судороги, низкий вес при рождении, отягощенная наследственность по эпилепсии, форма ДЦП, а также обнаружение структурных нарушений головного мозга, что согласуется с данными полученными Gururaj A.K. (2003 г.). Купировать эпилептические приступы удалось в 83,3% случаев у пациентов со спастической диплегией, у 72,6% со спастической гемиплегией. Дети со спастической тетраплегией часто имели резистентный харастер эпилепсии (до 60% случаев), что в большинстве случаев требовало назначения более 1 антиэпилептического препарата [6].
По данным Белоусовой Е.Д. (2004 г.), факторами риска развития эпилепсии при спастических формах детского церебрального паралича являются пороки развития центральной нервной системы, грубая задержка двигательного развития, нарушения психоречевого развития, микроцефалия и наличие кортикального типа поражения головного мозга. Кортикальные дисплазии, являющиеся причиной развития детского церебрального паралича и эпилепсии в 14% случаев, определяли неблагоприятный прогноз эпилепсии, развитие умственной отсталости и резистентность к антиконвульсантам. К факторам неблагоприятного прогноза эпилепсии у детей с ДЦП Бело-усова Е.Д. относит спастическую тетраплегию, неонатальные судороги в анамнезе, начало эпилептиче-
ских приступов в возрасте до 1 года, инфантильные спазмы и сложные парциальные приступы со вторичной генерализацией Частота неонатальных судорог у детей с ДЦП в этом исследовании превышала популяционную в 17 раз, фебрильных - в 2,5 раза, эпилепсии - более чем в 40 раз. Частота эпилепсии и эпилептических синдромов при спастических формах детского церебрального паралича - 43,2 %[1].
В исследовании КакиэИаЬ7е Z.INI. (2005 г.) также отмечается такой неблагоприятный прогностический фактор, как начало эпилептических приступов в возрасте до 1 года [8].
По данным БтдЫ Р. (2003 г.), средний возраст дебюта эпилепсии у детей с ДЦП составил 18,9 месяцев. В свою очередь, как отмечают авторы, у около 60% детей с этим заболеванием отмечается развитие судорожного приступа на первом году жизни. Среди самых ранних приступов отмечены миоклонические приступы и инфантильные спазмы. Вторично-генерализованные приступы развивались вслед за миоклоническими, парциальными приступами и инфантильными спазмами. Купировать приступы удалось в 58,1% случаев. В отличие от большинства других исследований, наибольшая частота эпилептических приступов выявлена при спастической гемипле-гии (66% случаев), несколько реже при спастической тетраплегии - 42,6%, еще реже при спастической ди-плегии - 15,8% случаев [17].
В исследовании РеЬи771 М. (2006 г.), получена сходная структура представленности эпилепсии в зависимости от форм ДЦП: эпилепсия с наибольшей частотой выявлена у пациентов со спастической ге-миплегией (52%), чуть меньше у пациентов со спастической тетраплегией (45%), у и лишь у 32% детей со спастической диплегией. Дети со спастической ге-миплегией имели в равной степени парциальные и вторично-генерализованные приступы. Синдром Веста с большой частотой отмечался у пациентов со спастической тетраплегией. При всех формах ДЦП преобладающими являлись вторично-генерализованные тонико-клонические приступы [15].
В исследовании Zelnik N. (2010 г.), достоверными факторами развития эпилепсии у детей с ДЦП явились наличие неонатальных судорог, а также структурные изменения в веществе головного мозга. Отмечена тенденция к зависимости возникновения эпилепсии от низкой оценки по шкале Апгар при рождении, однако достоверных различий не получено. Также не получено связи с видом родовспоможения, полом, весом и окружностью головы новорожденного, этнической принадлежностью и даже близкородственного брака родителей {14}.
В исследовании Малиновской О.Н., Белоусовой Е.Д. (2004 г.), проведенном на группе недоношенных детей с перивентрикулярной лейкомаляцией, ДЦП развился у 80,5% детей. Судорожный синдром встречался у 37,5% детей и был представлен неонатальны-ми, фебрильными судорогами и эпилепсией. Неона-
¡5 О
к ю с а:
™ 4
о I
к S
|о
со su
S? ®
о
о\ ^
CD
X Ш
S
О E1J О СО
-I аз
о" s 5 -I
о i
1= О "О ■—■
о s
SU
го
CD
о
—I
SU
а\ о ь
"О
о
аз -I аз Ь Ь х
з та о CD s _, сг
о s s :
о < и ;
Ь -I ь <
CD "О s :
t. о зз ;
о а\ х -
-н I s :
аз о со г
О
о со
"О
su =1
Ь s
о :а
SU
о
со
< % CD
аз Ь
О SU CD =0 X СО
SU CD
CD "О
СП
SU
SU tl
SU
"О
_ ^
CD W
i аз
2
ь
CD X
SU
"О
SU
а\ о
аз I
S °
CD _
X О со
о
Se EU СО За CD го
—1 SU —1
S ^ ь s CD Se о о
S _с о сг О ь CD
о Se о s о s X tl о го
"О
О *
la
CD X X
su "О
"О X
о ~ о °
П X
„ SU
О -о
О SU -i
w -I
Ь CD
сг "О
"О
о о о х о -1 "О SU 8-
со
SU
& 3
§ -
:a =1
S CD
s "5
"О
о
s ^
p CD
E -c
S CD
X S
CD -,
g О
g Ы
ai ja
t. i
CD W
CD X
SC tl
la "О
su s
E ь
s -s
HZ X
° *
—I О
3a ь
"О
о tl
CD "О
СП CD
ь о
о о
о о ь
CD
£ S
2 П)
аз
w CD
о
CD
сл ь
о
CD tl О X
0 Е
CD X
1
"О О
Su 1,1
о
-1 IV)
О О
* g
SU
сл т>
Ь ï-'
£
За и
CD СО
со
X о
"О
tl "О
о
Su Su -О -I
IV)
о о s о
Su л =1 '
"О X
CD W
о\
"s
та t, S- w S* го S E
s
Su X
CD
—i
su
ь
сг X
о
CD
CD
"О
su
"О CD -1 "О
CD О О О
о
"О X
о
X
SU "О SU
та tl
s
CD —1 о s ^ ь
X X CD
SU tl -1 S
^ та ^
CD о
та S s
го о ГО —1 CD
S CD —1
О та
О :а —1 SU SU ^ SU
s та
* s со X s X 8-SU X —1 s CD со CD
7s SU ь сг X
^ ^
та SU CD
го О
s ^
ь SU
о со
" s
о сг
—1
s
CD :а
_С CD
SU Ol
5 5
—i —i
о s
33
О "О
7s SU
О со Se Ь
"О X
И Su
g О сл ы | о ь 5
s О о "О
о -о
-С "О
SU и
Ь со
О аз
о
"О
Ю =1 "О
7s О
о о
SU
tl
CD
а\ 5
=0 -о S
£ i
-S- 73
lïT CD
О CD
-1 о
s ■<
о ti
х о
о та
-I о
CD ^
-О *
Êi i
S CD
"О s о
8-
su
о
0\ "О
о
"О
о
CD
аз
s 2
ja CD CD о
s о
Ь Se
2 -1 Ь CD CD та w =1
5 5
tl
о
"О
о
I
W ю
о
"О "О
CD
ь
E Е
-I ь
CD CD
Ь =1
"О
о
-8-ê CD
s о аз со
CD
—I
W
го .
о 5 ? -
§ о
-о s
* 1 CD W
=1 5
-О '
s =1 о -о
CD
о
о О
0 о
1 -1
s "С
„ 01 ж 1 î 1 о S
s ■<
- 1
s ^
аз CD
CD ь
S CD
s •<
"О
— о =0 аз
W I ь CD
CD ^
—1 —1
CD CD
—1 та
та SU
о SU
tl SU X ь CD -1 s 33
X S та
O" S s
s S
en СЛ CD X 33
^ CD
Ю СЛ CD
3" —1
с О 33
7D [от _c
SU
IV) о E
о CD
со ro
-i
О
■ ь
ь _c
s —1 CD SU 33 X
ь о
сг X SU о
5 —1 s
та _c
CD CD
S О
s
о о
Se
W "О
W
W CD I и
о о
IV) аз Ь сл =1 s i—j о о
IT
1 I S i
"О
о о
^ о
S I 2 О
^J СП IV) о
о
11 W
О CD
о
W
аз
CD &Э
О аз
Ё I
X W
_с
CD
о
W ^
W "О
W
СП
CD
I "О сг
CD ТЗ
-I о
s s
CD ш
-о «
CD 2
О S
ГО =1 CD "О
со а\ =1 "О
-I О ь ь в H Ш о-
=1 I
ш ^^
3 w
S- - со аз
tl S CD —I
-I s
CD s
la г
CD CD
S x
Se W
140 E
CD
tl
CD
"g Ы
со аз
аз о
S CD
Ь X
w аз
CD
X w
"О
w
сз\
CD
X tl
Is
СП
-1 "О
о
tl
о
"О
о
го
"О
CD
со
"О
аз
—I
=1 ш
■О ь
0 сг ~1 I
1 сг
о
0 s СГ
1 —
i S 11
t, о
0 О аз Ь
JU CD
1 tl s О
XI о
CD 2
СП ь
CD
о
CD
s ®
о
Ь g
5 -й
а\ тэ
О О
CD
О —I -I W
о
s
Ь s
5 „ g,
сг 0\
s "g
го о
^ о о
S S ^
S I tl
^ ti о
¿3 =5 -о
■ о о
IV)
о о
CD
_ CD
~ tl
со о
Ю I
ч? О
"О
CD
о
CD su
2 I Si Si
5
11 s §
"О
s о
CD „
сл S
ь о
W
—1 го
о о
=1 CD
-О X
о о ь
CD tl _ о
в- s
о
о W
¿г
о
о
W
со W
CD -8 W
ь о
X
^3
? s
W о
W tl
оо со
о
"О "О w s
W
сз\ о Ь
CD EU CD CD —I ^ О
о ^ s
■< I 73 i
g^l
-1 S -S-
О dJ
9 Ь
CD
tl
о
—1 о
S —1 о
33 SU о
s s S —i s -1
о CD X
та ь
S —1
о SU
го —1 33
CD * oo
X SU та CD 5 СЛ с
E CD со SU tl CD —|
X tl CD
s CD Se
CD та
СО * ro
та о
CD CD
X s tl
33 о CD
s —1
X S
s о та О
X CD о
о _c s
-1 CD X
s ro tl
X О та
о 8-o та -1 О та SU со о S О s
S ro ro
s s CD
и w
tl "O
о
S I
CD JU
n со
w ro
CD
о
—I
w со
о
x О
в Ï
W M
о tl X
w о
W
W
W
"О
CD
s
33 X
w сз\ ь 5 tl
Е "О
х
о
W 33
W
о
сз\ о
ы О X
о
9 S
0
1
W
ь
сг I
о
tl
CD
о
X "О
ш -1
I о
33 "О
ь s W о
о W "О
I CD W =1 33 о
w
w
сз\ о ь
CD CD
5 t=
сг —
=1 =1
"О C1J
« i p
О о
го аз
W
3 » =1
Ь ш
0 "О
1 J=
CD "M
W —I
I °
g s
£ в I
В? CD I
33 I СГ
CD T3
I w
X
w
"О о
и о -i
M M
w -8
§ t
CD 2
о =!
со "О
§ О
I "
1 "
CD CD
О I
О I
0 о
1 S
n "
2 го
CD В
I w
S Ь
о
"О
о
О I
а\ со
"О S
W
со
ГО —1. IV) СЛ ^ IN0 "О -п
M со
CD СО
о сз\ Е
о о
33
Л О
JU о
Е 5
CD го
го ь
О О
-О Е
w s
s
-8 I
CD I
а\ со
-О О
tl
о
"О
о
о ь о
о о о
CD
Е ы w
1- -т* г-1
W X
о S
и I
о
О ч;
д t.
О "О
s о
ГО s
со s
СО
-о 13
CD
со
CJ CD
CJ CD
Ь se
s ^
cr en
ro S
со со
=1 X
i g
s в
О CD
S Oi
s "i
О 5
o\ E
^ l
DJ О -I
-г о
О >< -I
s _. w
? 55 £
e S Ï
CD 00 S:
C3\ I CD
"O
X
о
ro 3a
f -§
§ 2
СГ S
h
CD CD
s i
о ь
^ g
w
"O CD CD " ro CD
E I
CD CD
о
-с I
CD su
ь 5 p чь
1 "
° s
CO CD
г та
О CD
E g'
su
ь
EU
tl "O
о
1 г
SU S 33
5 CD
ь о
CD s
04 -I
ro su
s о
5 8-W о ï "Ci
аз тз E О
CD о Ь "О
"О
о
IV) СП
IV)
о
о s
SU
ю ?
^J CO
3a CD ср
о
Se "О
о
СО ÇT
CD SU
-I -I -О s О Го
SU
о
го
g » ь ° §
W I о
"О о О "О
CD
0 I
1 CD
I =■
"О
CD S
го
SU X
tl
о
ь
CD
CD и
-8 S
SU SU
^ я
2 s
3 g
=1 s
"O "O
S ■<
CD 5
s E
I CD
О Se
о
—I —I
T3 CD
О "О
SU
SU
о
SU
о 73
=1 tl
о
"О
tl s
О 33
^J tl
о о
_ о
"О
SU
0 -I
1 CD SU -о
' SU ^ ^
о о ь
CD
"О =1
CD SU
g -5 ï
" S s
g I g
? та О
— su СГ
O" CD
ro
^ s
CD 2
73 R
CD C3\
su SU та ь
CD - "
ж s? °
5 ^ se
о ь
SU
=1 о та о
W E о о
CD X
SU
SU
tl
CD
x о
su ro
IV) СП
СЛ W
-ч сг сл =1
S? 73 о
CD
X S
^ s
о ш
Ь S
SU X
SU
2 13
о
SU
та
33
S CD
S 73
5 CD
II
CD i
IV)
CD
о
SU о ^ Ji. ^
5 л °
ro i-' 5
p lu
IlO
I Q
I
I ° I *
Ч О
_ s С ш
л
5IO
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Издание для специалистов в области здравоохранения, не для пациентов. Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: [email protected]
обязательным установлением срока закрытия псевдокист.
Электроэнцефалографическое исследование должно осуществляться начиная с 3 мес жизни перед каждым планируемым курсом стимулирующей терапии.
В зависимости от степени тяжести перивентрику-лярной лейкомаляции формируются подходы к терапии:
• При I степени тяжести восстановительная терапия должна назначаться в случае выявления симптомов замедления формирования двигательных навыков и может ограничиваться массажем и лечебной физкультурой. Целью реабилитации в этой группе является полное выздоровление детей.
• При II степени тяжести проведение активной реабилитационной терапии (с включением магнитоте-рапии, электропроцедур и назначением ноотроп-ных препаратов) показано при выявлении замедления темпов психомоторного развития. Для этой группы целью реабилитационных мероприятий является достижение самостоятельной ходьбы.
• При III-IV степени тяжести ПВЛ, несмотря на 100% формирование детского церебрального паралича, в первые месяцы жизни рекомендуется щадящее проведение восстановительного и общеукрепляющего лечения в связи с высоким риском эпилепсии. Использовать реабилитационные методики следует после 3 мес. скорригированного возраста с динамическим контролем индивидуальных реакций ребенка и электроэнцефалографических параметров. При выявлении эпилептической активности на ЭЭГ без формирования клинических приступов ограничивают применение методик стимулирующего и восстановительного лечения или отказываются от них. Противосудо-рожная терапия в этой ситуации не назначается. При возникновении эпилептических пароксизмов стимулирующая терапия прекращается полностью, назначается противосудорожное лечение в соответствии с типом приступов. Целью реабилитационных мероприятий при перивентрикулярной лейкомаляции III и IV степени тяжести является достижение навыков ползания, сидения или передвижения - самостоятельных или с поддержкой. В самых тяжелых ситуациях целью реабилитационной терапии является облегчение ухода за больными детьми для их родителей.
За весь период 2010 года в детской психоневрологической больнице №18 стационарное лечение получило 1734 ребенка с диагнозом «детский церебральный паралич». В структуре ДЦП преобладающее число больных было со спастической диплегией - 67,8%, значительно меньше процент составили пациенты с гемипаретической формой - 16,2%, с двойной геми-плегией - 2,6%, остальные формы отмечались в небольшом проценте случаев.
Среди всех пациентов с ДЦП симптоматическая парциальная эпилепсия (лобная, височная) в стадии клинико-медикаментозной ремиссии выявлена у 68% больных. Синдром Веста в анамнезе отмечался у 0,8% детей. Длительность ремиссии составляла от 6 месяцев, в связи с чем данные больные могли получать реабилитационное лечение. Однако у 40% этих пациентов, несмотря на клиническую ремиссию по данным электроэнцефалографии, имели место очаговые эпилептиформные нарушения.
Клинический пример
Ребенок С., 2 г. 6 мес., поступил с жалобами на задержку моторного развития (стоит и ходит только у опоры, походка спастико-паретическая, часто падает) и психоречевого развития (речевая продукция: гуление). Данная госпитализация повторная, плановая для проведения реабилитационной терапии.
Из анамнеза: Мальчик от 1 беременности, матери 36 лет, протекавшей с токсикозом в 1 триместре, гес-тозом в 3 триместре. Роды самостоятельные, преждевременные на 34 нед. Вес 2400 г., рост 45 см, оценка по шк. Апгар - 3/5. При рождении состояние ребенка тяжелое за счет дыхательных расстройств, синдрома угнетения. Переведен в отделение интенсивной терапии, находился на ИВЛ 10 суток, отмечались неонатальные судороги. На 12 сутки переведен в ОПН, где находился до возраста 1,5 месяцев. Раннее психомоторное развитие: голову держит с 4 месяцев, переворачивается с 9 месяцев, посаженный -сидит с 11 месяцев, речевая продукция: гуление с 5 месяцев. Наблюдался по месту жительства с диагнозом: перинатальное поражение ЦНС гипоксически-ишемического генеза, задержка психомоторного развития. В 7 месяцев проведено МРТголовного мозга: МР-картина вентрикуломегалии, умеренной перивентрикулярной лейкопатии. По месту жительства получал курсы массажа, физиотерапии, а также ней-ротрофической терапии.
В возрасте 1 года после курса церебролизина в/м, появились эпилептические приступы:адверсивные с тоническим напряжение рук и ног по типу АШТР, с частотой 4-5 раз в день. На ЭЭГ - стойкий очаг эпилеп-тиформной активности в виде комплексов «острая-медленная волна» в правой лобно-центральной области. Назначен Конвулекс с постепенным повышением дозы до 40 мг/кг/сут., с постепенным положительным эффектом в виде снижения частоты приступов до 1-2 приступов в сутки.
Впервые госпитализирован в стационар. В связи с эпилептическими приступами ребенку невозможно проведение реабилитационной терапии. Проведена коррекция противосудорожной терапии: повышена доза Конвулекса до 60 мг/кг/сут., к терапии добавлен Топамакс (после получения информированного согласия родителей) в дозе 4 мг/кг/сут. На этом фоне удалось добиться клинико-медикаментозной ремиссии в течение 1,5 лет.
¡5 О
к ю с (Л
™ 4
О I
К S
2011 Том 3 №2
ЭПИЛЕПСИЯ
и пароксизмальные состояния
При поступлении в стационар в неврологическом статусе: общемозговой, менингеальной симптоматики нет. Со стороны ЧМН сходящееся альтернирующее косоглазие. Тонус мышц повышен по спастическому типу в ногах, 8=0. Слабость мышц осевого скелета. Сидит с круглой спиной. Мышечная сила 3-4 балла. Сухожильные рефлексы высокие с расширением рефлексогенных зон, 8=0. Клонусы стоп 8=0. Патологические стопные знаки: р. Бабинского ои. Садится и сидит самостоятельно, на четвереньки не встает. Стоит и передвигается у опоры. При вертикализации - бедра приведены с перекрестом на уровне голеней, опора на эквинированные стопы. Походка спастико-паретическая. Легкое ограничение супинации предплечий, 8=0, мелкая моторика сформирована недостаточно, Контакт устанавливается не сразу, длительный период адаптации. Расторможен. Познавательный интерес присутствует. Проявляет интерес к игрушкам. Игра стереотипна. Взгляд фиксирует, прослеживает. Тянется рукой к игрушке, захватывает ее. Запас знаний и представ-
лений ограничен. В окружающем ориентирован. Знает маму, близких. Внимание не устойчивое, концентрация не достаточная, переключаемость затруднена. Импрессивная речь - понимает инструкции подкрепленные жестом. В экспрессивной речи единичные лепетные слова. Навыки опрятности сформированы недостаточно: физиологические отправления в одноразовый подгузник.
Диагноз: Детский церебральный паралич: спастическая диплегия. Задержка психоречевого развития. Симптоматическая парциальная (лобная) эпилепсия в стадии клинико-медикаментозной ремиссии 1,5 года.
Терапия: продолжена антиэпилептическая терапия: Конвулекс 60мг/кг/сут, Топамакс 4мг/кг/сут, проведена реабилитационная терапия: массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтическое лечение: маг-нитотерапия, парафинотерапия, грязелечение, ванны. Положительный эффект в виде некоторого снижения мышечного тонуса в ногах, улучшился рисунок походки, ребенок стал более активным.
Литература:
1. Белоусова Е.Д. Факторы риска, тактика лечения и прогноз судорожного синдрома и эпилепсии у детей с детским церебральным параличом: Автореф. дис. д-ра мед.наук. - Москва, 2004.- 48 с.
2. Елецкова Л. В., Зайцев Д. Е., Баранцевич Е. Р., Хоршев С. К. Детский церебральный паралич и эпилепсия: современный взгляд на проблему. Ученые записки 2009г, Санкт-Петербург, с10.
3. Малиновская О. Н., Белоусова Е. Д., Ке-шишян Е. С. Факторы риска формирования и прогноз детского церебрального паралича и эпилептических синдромов у недоношенных детей с перивентрикуляр-ной лейкомаляцией. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004; 5: 305.
4. Семенова К.А. Методические рекомендации по применению рабочей классификации детского церебрального паралича. М: Медицина 1973.
5. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. Москва. Медицина. 1976
6. Gururaj A.K., Sztriha L., Bener A., Dawodu
A., Eapen V. Epilepsy in children with 13.
cerebral palsy //Seizure. - 2003,12 (2).-P.110-114.
7. Himmelmann K, Uvebrant P. Function and neuroimaging in cerebral palsy: a population-based study. Dev Med Child 14. Neurol. 2011 Jun;53(6):516-21.
8. Kakushadze ZN, Bokeriia IR, Natroshvili IG, Kandareli LG, Davituliani KhR. Comparative 15. analysis of prognostic value of epileptic encephalopathies and symptomatic epilepsy
in children with cerebral palsy. Georgian 16.
Med News. 2005 Nov;(128):66-9.
9. Kulak W., Sobanies W.. Rick factors and prognosis of epilepsy in children with
cerebral palsy in nort-eastern Poland //Brain 17. Dev. - 2003, 25 (7).- P.499-506.
10. Kwong K.L., Wong S.N., So K.T. Epilepsy in children with cerebral palsy // Pediatr. 18. Neurol. -1998, 19 (1).- P.31-36.
11. Lee WL, Ong HT. Epidemiology of West 19. syndrome in Singapore. Brain Dev. 2001 Nov;23(7):584-5.
12. Mieszczanek T. Epileptic seizures in children and youth with cerebral palsy // Neurol.
Neurochir. Pol. -2000, 34 (1).- P.265-271. Okumura A., Hayakawa F., Kato T., Kuno K., Watanabe K. Epilepsy in patient with spastic cerebral palsy: correlation with MRI findings at 5 years of age //Brain Dev. -1999, 21(80). - P.540-543.
O'Shea TM. Diagnosis, treatment, and prevention of cerebral palsy. Clin Obstet Gynecol. 2008 Dec;51(4):816-28. Peduzzi M., Defontaine E., Misson J.P. Epilepsi in children with cerebral palsy // Rev. Med. Liege. -2006, 61 (4). - P.237-239. Ronen GM, Buckley D, Penney S, Streiner DL. Long-term prognosis in children with neonatal seizures: a population-based study. Neurology. 2007 Nov 6;69(19):1816-22. Singhi P., Jagirdar S., Khandewal N., Malhi P. // Epilepsi in children with cerebral palsy //J. Child Neurol. -2003, 18 (3). - P.174-179 Volpe J.J. Neurology of the newborn. 4th edition. Philadelphia: WB Saunders 2001 Zelnik N, Konopnicki M, Bennett-Back O, Castel-Deutsch T, Tirosh E. Risk factors for epilepsy in children with cerebral palsy. Eur J Paediatr Neurol. 2010 Jan;14(1):67-72. Epub 2009 Jul 2.
¡5 О
к ю С Œ
™ 4
О I
К S
EPILEPTIC SYNDROMES IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Batysheva T.T., Platonova A.N., Bykova O.V.
Childrens psychoneurologic hospital №18, Department of Health, Moscow
Abstract: modern data of frequency and structure of epilepsy in children with cerebral palsy were analyzed. Basic unfavorable prognostic factors of epilepsy development were formulated. Worsening prognosis of motor and cognitive development of children with cerebral palsy, epileptic seizures limit volume of their rehabilitation. Early prediction of epilepsy development risk in cerebral palsy children is extremely important link in the treatment choice procedure.
Key words: epilepsy; cerebral palsy