Научная статья на тему 'Эпидемиология дорожно-транспортных происшествий как процесс популяционной адаптации'

Эпидемиология дорожно-транспортных происшествий как процесс популяционной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПОПУЛЯЦИОННЫЙ РИСК / ТРАНСПОРТНЫЙ РИСК / ЗАКОН Р. СМИДА / МАТРИЦА У. ХЕДОНА / АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / ТРАВМАТИЗМ / ROAD ACCIDENTS / POPULATION MORTALITY / POPULATION RISK / TRANSPORTATION RISK / R. SMID'S LAW / HADDON MATRIX / AUTOMOBILIZATION / INJURY RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Торчинский Николай Викторович, Вязовиченко Юрий Евгеньевич, Миленная М.В.

Цель исследования : анализ имеющихся в литературе научных подходов к оценке и прогнозированию транспортных и социальных рисков дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также обоснование перспектив реализации популяционной стратегии безопасности дорожного движения, заложенной в государственных целевых программах. Материалы и методы. Описательное эпидемиологическое исследование проводилось на основе официальных статистических данных с использованием имеющихся математических моделей, анализа литературных источников по проблемам безопасности дорожного движения. Результаты и выводы. Проблема безопасности дорожного движения является одной из ведущих мировых проблем, т. к. дорожно-транспортные происшествия являются ведущей причиной смерти молодого здорового трудоспособного населения планеты. Имеющиеся математические модели, созданные на основе закона Р. Смида, позволяют прогнозировать популяционные и транспортные риски на отдельных территориях. ВОЗ активно разрабатывает программу в развитых странах «Toward Zero» («в направлении нуля»). В Российской Федерации разработан ряд программ и стратегий в стремлении «достичь нуля» к 2030 году. Анализ ситуации на основе матрицы У. Хедона, позволяет выявить приоритетные направления для эпидемиологических исследований, которые связаны с поведением человека как непосредственного участника дорожного движения. Ключевыми задачами сейчас являются просвещение населения и подготовка к практическому применению знаний оказания первой помощи, формирование сознательного и ответственного подхода к проблеме взаимопомощи в ситуациях, угрожающих жизням людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epidemiology of road accidents a population adaptation process

Purpose of the study is analysis of scientific approaches to assessment and forecasting of transportation and social risks of road accidents and their consequences described in the literature, as well as justification of the prospects of safe road traffic population strategy implementation established by state target programs. Materials and methods. The descriptive epidemiological study was based on official statistical data with the use of existing mathematical models and analysis of works on the issues of safe road traffic. Results and conclusions. The issue of safe road traffic is one of the topical global problems, since road accidents are the most frequent cause of death of young, healthy employable population. The existing mathematical models based on R.Smid’s law enable to forecast population and transportation risks in certain territories. The WHO is actively developing the Toward Zero program in developed countries. In the Russian Federation there are several programs and strategies aimed at reaching zero by 2030. Analysis of the situation based on the Haddon Matrix enables to determine the focus area of epidemiological studies related to behavior of man as a road user. The key task now is increasing population awareness and getting ready to the practical application of first aid measures, establishment of conscientious and responsible attitude to mutual assistance in situations endangering human life.

Текст научной работы на тему «Эпидемиология дорожно-транспортных происшествий как процесс популяционной адаптации»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК: 614.8:656.1

Код специальности ВАК: 14.02.02

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИИ КАК ПРОЦЕСС ПОПУЛЯЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ

Н. В. Торчинский, Ю. Е. Вязовиченко, М. В. Миленная,

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» (Сеченовский университет), г. Москва

Дата поступления 29.08.2018

Торчинский Николай Викторович - e-maii: torchinsky75@maii.ru

Цель исследования: анализ имеющихся в литературе научных подходов к оценке и прогнозированию транспортных и социальных рисков дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также обоснование перспектив реализации популяционной стратегии безопасности дорожного движения, заложенной в государственных целевых программах. Материалы и методы. Описательное эпидемиологическое исследование проводилось на основе официальных статистических данных с использованием имеющихся математических моделей, анализа литературных источников по проблемам безопасности дорожного движения. Результаты и выводы. Проблема безопасности дорожного движения является одной из ведущих мировых проблем, т. к дорожно-транспортные происшествия являются ведущей причиной смерти молодого здорового трудоспособного населения планеты. Имеющиеся математические модели, созданные на основе закона Р. Смида, позволяют прогнозировать популяционные и транспортные риски на отдельных территориях. ВОЗ активно разрабатывает программу в развитых странах «Toward Zero» («в направлении нуля»). В Российской Федерации разработан ряд программ и стратегий в стремлении «достичь нуля» к 2030 году. Анализ ситуации на основе матрицы У. Хедона, позволяет выявить приоритетные направления для эпидемиологических исследований, которые связаны с поведением человека как непосредственного участника дорожного движения. Ключевыми задачами сейчас являются просвещение населения и подготовка к практическому применению знаний оказания первой помощи, формирование сознательного и ответственного подхода к проблеме взаимопомощи в ситуациях, угрожающих жизням людей.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, смертность населения, популяционный риск, транспортный риск, закон Р. Смида, матрица У. Хедона,

автомобилизация, травматизм.

Purpose of the study is analysis of scientific approaches to assessment and forecasting of transportation and social risks of road accidents and their consequences described in the literature, as well as justification of the prospects of safe road traffic population strategy implementation established by state target programs. Materials and methods. The descriptive epidemiological study was based on official statistical data with the use of existing mathematical models and analysis of works on the issues of safe road traffic. Results and conclusions. The issue of safe road traffic is one of the topical global problems, since road accidents are the most frequent cause of death of young, healthy employable population. The existing mathematical models based on R.Smid's law enable to forecast population and transportation risks in certain territories. The WHO is actively developing the Toward Zero program in developed countries. In the Russian Federation there are several programs and strategies aimed at reaching zero by 2030. Analysis of the situation based on the Haddon Matrix enables to determine the focus area of epidemiological studies related to behavior of man as a road user. The key task now is increasing population awareness and getting ready to the practical application of first aid measures, establishment of conscientious and responsible attitude to mutual assistance in situations endangering human life.

Key words: road accidents, population mortality, population risk, transportation risk, R. Smid's law, Haddon Matrix, automobilization, injury rate.

В XXI веке сложно представить свою жизнь без автотранспорта, однако автомобиль по-прежнему и даже в большей степени является источником повышенной опасности. Ежедневно и ежечасно автомобильные аварии уносят жизни и являются причиной утраты трудоспособности в основном среди молодых и здоровых людей, что является существенной проблемой как для государства, так и для человечества в целом [1].

В России с 2014 г. наблюдается стабильное снижение количества смертельных исходов при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) как в абсолютных значениях (за 2017 год была зарегистрирована гибель 12 795 человек в результате ДТП, что показало снижение на 24,4% от данных за аналогичный период 2016 года), так и относительно количества населения, количества пострадавших и количества транспортных средств.

Во многом такая картина складывается благодаря общегосударственному подходу к организации безопасности дорожного движения (БДД), согласно принятой Федеральной целевой программе (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения» в 2006-2012 гг. и ныне действующей Программе на период с 2013 по 2020 г.

Целью настоящей работы явился анализ имеющихся в литературе научных подходов к оценке и прогнозированию транспортных и социальных рисков ДТП и их последствий, а также обоснование перспектив реализации популяционной стратегии безопасности дорожного движения, заложенной в государственных целевых программах.

Материалы и методы

Описательное эпидемиологическое исследование проводилось на основе официальных статистических данных с использованием имеющихся математических моделей,

Al

ЭдУД

анализа литературных источников по проблемам безопасности дорожного движения.

Результаты исследования

Еще в середине XX века мировое сообщество осознало масштабы влияния дорожно-транспортной обстановки на мировые демографические показатели. В частности, остро встал вопрос: как обеспечить безопасность населения развитых стран на фоне бешеного темпа автомобилизации, сопровождавшейся ростом жертв как среди водителей, так и пешеходов.

Для ведения достоверной мировой статистики последствий ДТП и наглядного определения динамики в области дорожного движения были предложены стандартизированные относительные показатели с учетом характера риска [2]:

1. Популяционный риск (human risks - HR) - количество погибших в ДТП на 100 тыс. человек населения (рис. 1)

HR=A/N*100 000

*абсолютные числа: N - количество населения, А - количество погибших в ДТП

2. Транспортный риск (traffic risks - TS) - количество погибших на 10 000 автомобилей (рис. 2)

TR=A/T*10 000

*абсолютные числа: T- количество автомобилей, А -количество погибших в ДТП

В ходе динамического наблюдения и анализа уже в 40-х годах XX столетия профессор Лондонского колледжа Робен Смид предложил модель, впоследствии названную его именем - «Закон Смида» [3, 4]. Он попытался связать транспортные происшествия с перегрузкой на дорогах, предположив, что если интенсивность трафика увеличивается, то же самое происходит и со смертностью на дорогах на душу населения. По своей сути это формула корреляции уровня автомобилизации страны и рисков (популяционно-го и транспортного). И прогнозы на основании этих расчетов были слабо утешительными, учитывая скорость интеграции автотранспорта в жизнь людей (рис. 2).

С течением времени выяснилось, что существует такой феномен, как адаптация к автомобилизации. Он заключается в том, что популяционный риск растет только до определённого количества автомобилей на 1000 человек населения (примерно до 300), а после прохождения этой точки начинает снижаться. Такая закономерность отмечается в исследованиях закона Р. Смида на примере развитых стран.

Закон Смида в своем обновленном варианте наглядно иллюстрирует сложившаяся ситуация в Российской Федерации: уровень автомобилизации как раз преодолел рубеж в 300 автомобилей на 1000 граждан, и показатель популя-ционного риска также устремился вниз (рис. 3) [4, 5].

В 70-х годах прошлого столетия врачом, озабоченным ростом травматизма в ДТП, Уильямом Хэддоном была предложена схема группировки факторов риска, названная в его честь - «Матрица Хэддона» - и применяемая до сих пор [3].

В таблице предложены три фазы аварии: фаза до аварии, фаза во время столкновения и фаза после свершения аварии. В эти три фазы на человека действуют различные

РИС. 1.

Популяционный и транспортный риски ДТП в РФ и г. Москве [5].

-и.,-.--,„-j _ r.iч„г> -я«II ■жтнИГ-ди

РИС. 2.

Риски в зависимости от автомобилизации (Закон Смида) [3].

к I г i 7 1 12 f i & I JS, Jd ___ .uu »и ли) JU1J ,vio

14 IB, Ь в

В зоу ПВ.; JMi J5)! ю 'Я^чч 1ГНТ 7М IQOtJ' w.HMTIf J П.!

РИС. 3.

Популяционный риск в зависимости от уровня автомобилизации в РФ [5].

РИС. 4.

Смертность населения в дорожно-транспортных происшествиях [5,10,11].

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

факторы риска и, соответственно, можно целенаправленно разрабатывать и принимать профилактические мероприятия. Также все факторы сгруппированы по трём основным группам: человеческий фактор, транспортное средство, окружающая среда. Такой простой и понятный алгоритм способствует рациональному подходу к решению проблем повышения безопасности и позволяет целенаправленно выделить меры для предотвращения аварий в первую фазу, снизить ущерб во вторую фазу и уменьшить последствия в третью.

Статистические показатели не позволяют в полной мере ретроспективно проанализировать факторы риска, но открытые данные ГИБДД на основании матрицы У. Хэддона в РФ за 2017 год подтверждают версию, что ведущим является именно человеческий фактор [6, 7]. Подход к изучению дорожно-транспортного травматизма по алгоритму с точки зрения эпидемиологии заранее нацелен на выявление критических точек, на которые возможно эффективно воздействовать для профилактики смертности и травматизма. Ровняясь на ведущее мировое сообщество, развивая социально-экономическую сферу государства, правительство РФ активно совершенствует государственную политику в сфере здравоохранения [8]. Еще в 2008 году была утверждена транспортная стратегия на период до 2030 года [9] с перспективой кардинального снижения популяционного и транспортного рисков (рис. 4), т. н. «Toward Zero» («в направлении нуля»).

С момента внедрения государственной стратегии в области БДД был достигнут ряд успехов на уровне организации здравоохранения, технического и технологического оснащения. Однако область просвещения населения не соответствует заявленным успехам. На федеральном уровне транспортная политика руководствуется эпидемиологическим подходом к профилактике смертности и травматизма в ДТП. Но на уровне населения суть подхода теряется, что является одной из причин отсутствия желаемых успехов при детально продуманной стратегии. В частности, уровень обучения граждан методам оказания первой помощи пострадавшим остается низким. Хотя доказано, что подготовка потенциальных свидетелей несчастных случаев позволит в соответствии с правилом «золотого часа» максимально снизить риск отдаленных последствий, а проведенное нами исследование (анкетирование 150 человек в возрасте 18-29 лет) подтвердило данную гипотезу. Особенно респондентами было отмечено, что необходима многократная отработка навыков оказания первой помощи и взаимопомощи пострадавшим при ДТП под руководством практикующих специалистов.

Выводы

Проблема безопасности дорожного движения является одной из ведущих мировых проблем, т. к. ДТП является ведущей причиной смерти молодого здорового трудоспособного населения планеты. Имеющиеся математические модели, созданные на основе закона Р. Смида, позволяют прогнозировать популяционные и транспортные риски на отдельных территориях.

Мировое сообщество озабочено снижением смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях. ВОЗ активно разрабатывает программу в развитых странах «Toward Zero» («в направлении нуля»). В Российской

Федерации разработан ряд программ и стратегий в стремлении «достичь нуля» к 2030 году.

Анализ ситуации на основе матрицы У. Хедона позволяет выявить приоритетные направления для эпидемиологических исследований, которые связаны с поведением человека как непосредственного участника дорожного движения.

И, как показали исследования, ключевыми задачами сейчас являются именно просвещение населения и подготовка к практическому применению знаний оказания первой помощи, формирование сознательного и ответственного подхода к проблеме взаимопомощи в ситуациях, угрожающих жизни людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВОЗ: Практические шаги по повышению безопасности дорожного движения. Опыт Проекта по безопасности дорожного движения в десяти странах - Российская Федерация, 2015 / [Официальный сайт] URL: http://www.who.int/ru/.

VOZ: Prakticheskie shagi po povysheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. Opyt Proekta po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v desyati stranax - Rossijskaya Federaciya, 2015/[Oficial'nyj sajt] URL: http://www.who. int/ru/.

2. Волошин Г.Я. Анализ дорожно-транспортных происшествий. М.: изд-во «Транспорт», 1987. 240 с.

Voloshin G.Ya. Analiz dorozhno-transportnyx proisshestvij. M.: izd-vo «Transport», 1987. 240 s.

3. Блинкин М.Я. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Высшая школа экономики, 2013. 240 с.

Blinkin M.Ya. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya: istoriya voprosa, mezhdunarodnyj opyt, bazovye institucii. M.: Vysshaya shkola ekonomiki, 2013.240 s.

4. Колесов В.И. Модель динамики автомобилизации в стране. Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1. С. 33-36.

Kolesov V.I. Model' dinamiki avtomobilizacii v strane. Problemy bezopasnosti i chrezvychajnyx situacij. 2016. № 1. S. 33-36.

5. Федеральная служба государственной статистики / [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 05.02.2018).

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki / [Oficial'nyj sajt].URL: http:// www.gks.ru/(data obrashheniya 05.02.2018).

6. Жуков И.Ю. Психологические индикаторы неблагоприятного прогноза безаварийной работы водителей. Медицина катастроф. 2011. № 3 (75). С. 36-39.

Zhukov I.Yu. Psixologicheskie indikatory neblagopriyatnogo prognoza bezavarijnoj raboty voditelej. Medicina katastrof. 2011. № 3 (75). S. 36-39.

7. Козлов Е.В. Психофизиологические вопросы подготовки водителей: оценка уровня знаний и рекомендации. Медицина катастроф. 2011. № 3 (75). С. 40-41.

Kozlov E.V. Psixofiziologicheskie voprosy podgotovki voditelej: ocenka urovnya znanij i rekomendacii. Medicina katastrof. 2011. № 3 (75). S. 40-41.

8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 598 «O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere zdravooxraneniya».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 noyabrya 2008 goda № 1734-r «Ob utverzhdenii Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 fevralya 2006 goda № 100 «O federal'noj celevoj programme «Povyshenie bezopasnosti dorozhno-go dvizheniya v 2006-2012 godax».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы».

Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 yanvarya 2018 goda № 1-r «Ob utverzhdenii Strategii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii na 2018-2024 gody»

[23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.