Научная статья на тему 'Эпидемиология детского ожогового травматизма'

Эпидемиология детского ожогового травматизма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
684
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Детская хирургия
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ОЖОГИ / ЭТИОЛОГИЯ / ЛЕЧЕНИЕ / ЛЕТАЛЬНОСТЬ / CHILDREN / BURNS / ETIOLOGY / TREATMENT / MORTALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сахаров С. П.

Проведен анализ детского ожогового травматизма у 1636 больных, лечившихся в ожоговом отделении ГБУЗ ТО ОКБ № 1 Тюмени в период 2008-2011 гг., который показал, что мальчики, чаще, чем девочки, получали ожоги; основную долю поступивших в стационар составили дети в возрасте от 1 года до 3 лет; в зависимости от сезонности наибольшее количество ожогов отмечено летом и осенью. Выполнены 244 операции, из них 79,9% аутодермопластик, 16,4% некрэктомий и 1,6% ампутаций пальцев кистей (вследствие поражения электрическим током), другие операции 2% (торакоцентез и лапароцентез). За данный период погибли 3 детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPIDEMIOLOGY OF BURN TRAUMA IN CHILDREN

Analysis of the burn injury rate was based on the study of 1636 children differing in sex, age, burn etiology and location. The main factors responsible for lethal burn outcomes are identified.

Текст научной работы на тему «Эпидемиология детского ожогового травматизма»

20. OhtsukaH., ShioyaN, Tanaka S. Cryosurgery for hemangiomas ofthe body surface and oral cavity. Ann. Plast. Surg. 1980; 4 (6): 462-8.

21. Poetke M., Philipp C., Berlien H.P. Flashlamp-pumped pulsed dye laser for hemangiomas in infancy: treatment of superficial vs mixed hemangiomas. Arch. Dermatol. 2000; 136 (5): 628-32.

22. SadickN.S. Laser treatment of leg veins. Skin Ther. Lett. 2004; 9 (9): 6-9.

23. VlachakisI., GardikisS., MichailoudiE., Charissis G. Treatment of hemangiomas in children using a Nd:YAG laser in conjunction with

ice cooling of the epidermis: techniques and results. BMC Pediatr. 2003; 12 (3): 2.

24. Winter H., Drager E., Sterry W. Sclerotherapy for treatment of hemangiomas. Dermatol. Surg. 2000; 26 (2): 105-8.

25. Zheng J.W., Wang Y.A., Zhou G.Y., Zhu H.G., Ye W.M., Zhang Z.Y. Head and neck hemangiomas: how and when to treat. Shanghai Kou Qiang Yi Xue. 2007; 16 (4): 337-42.

Поступила 30.05.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 617-001.17-053.2-02]:312.6 С.П. Сахаров

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ОЖОГОВОГО ТРАВМАТИЗМА

ГБОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академии Минздравсоцразвития РФ, 625000, Тюмень S.P. Sakharov

epidemiology of burn trauma in children

Проведен анализ детского ожогового травматизма у 1636 больных, лечившихся в ожоговом отделении ГБУЗ ТО ОКБ № 1 Тюмени в период 2008-2011 гг., который показал, что мальчики, чаще, чем девочки, получали ожоги; основную долю поступивших в стационар составили дети в возрасте от 1 года до 3 лет; в зависимости от сезонности наибольшее количество ожогов отмечено летом и осенью. Выполнены 244 операции, из них 79,9% аутодермопластик, 16,4% - некрэктомий и 1,6% - ампутаций пальцев кистей (вследствие поражения электрическим током), другие операции - 2% (торакоцентез и лапаро-центез). За данный период погибли 3 детей.

Ключевые слова: дети, ожоги, этиология, лечение, летальность

Analysis of the burn injury rate was based on the study of1636 children differing in .sex, age, burn etiology and location. The main factors responsible for lethal burn outcomes are identified. Key words: children, burns, etiology, treatment, mortality

Оказание специализированной медицинской помощи детям с термической травмой приобретает в настоящее время особую актуальность, это связано с участившимися катастрофами и другими чрезвычайными происшествиями, индустриализацией общества. В результате увеличивается количество ожоговых травм у детей, которые составляют от 10 до 50% от показателя детского бытового травматизма [1-5]. В настоящее время летальность у обожженных детей в мире занимает 3-е место, а в стационарах России составляет около 1,2% [6-9].

Целью настоящего исследования явилось изучение ожогового травматизма у детей на примере Тюмени.

Материал и методы

Проведен клинико-статистический анализ оказания медицинской помощи детям с термической травмой, находившимся на лечении в ожоговом отделении ГБУЗ ТО ОКБ №1 Тюмени в 2008-2011 гг.

За указанный период специализированная медицинская помощь была оказана 3059 детям в возрасте от первых суток до 17 лет; при этом госпитализировано 1636 больных (см. рисунок).

Объектом исследования являлись учетные формы медицинской документации: статистическая карта выбывшего из стационара и медицинская карта стационарного больного, а также материалы судебно-медицинских вскрытий.

Сахаров Сергей Павлович (Sakharov Sergey Pavlovich), e-mail: sa-charov09@mail.ru

Результаты и обсуждение

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что за последние годы отмечается рост детского ожогового травматизма (см. рисунок), обусловленный, по нашему мнению, демографической ситуацией в Тюменской области - повышением рождаемости и миграцией населения из других районов РФ и стран СНГ [10]. При этом выявлено, что число больных, госпитализированных в ожоговое отделение, на протяжении периода исследования практически не изменилось.

[Щ Число госпитализированных Число обратившихся

Возрастание числа детей с термической травмой в период с 2008 по 2011 г

ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ, №2, 2013

Распределение детей с ожоговой травмой (в %) по полу и возрасту

Возраст, годы Мальчики Девочки Всего

До 1 10,4 8,6 19

1-3 30,8 20,3 51,1

4-6 5,4 4,7 10,1

7-17 12,4 7,4 19,8

Итого ... 59 41 100

Как видно из таблицы, на частоту ожогов определенным образом влияет возраст детей. Большая часть (51,1%) детей была в возрасте от 1 года до 3 лет, что объясняется повышением двигательной активности ребенка: объем их движений увеличивается, они начинают вставать, ходить, при этом пытаются схватиться за самые разнообразные предметы, которые помогли бы им сохранить вертикальное положение. В этой ситуации их соприкосновение со свободновисящими электрическими шнурами, проводами может привести к трагическому исходу. Основным источником ожогов (93,9% от всех случаев ожогов в этом возрасте) является кипяток вследствие опрокидывания детьми или на них кухонной посуды, стаканов и чашек с горячей пищей и водой. Второе место (5,1%) занимает неосторожное соприкосновение с раскаленным предметом -обогревателем, батареей, духовкой, утюгом. Третье место (1%) занимают химические ожоги (бытовая химия - щелочи и кислоты).

Часть (19,8%) пострадавших детей были в возрасте от 7 до 17 лет. Большинство термических травм получено в то время, когда дети находились без присмотра родителей и взрослых, на улице, где они вступают в сложные отношения со сверстниками и соприкасаются с опасными индустриальными факторами, которые многообразны и могут быть травмирующими агентами. Структура травмирующих агентов у них была следующей: кипяток (54%), пламя (25,1%), горячий раскаленный предмет (13,8%), электрический ток (6,6%), химические вещества (0,5%).

Дети грудного возраста (до 1 года) и составили 19%; это обусловлено тем, что ребенок начинает вступать в контакт с окружающим миром, ползать, хватать предметы руками. Основным источником ожогов является кипяток.

На долю детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) приходится 10,1%. В этом возрасте детей привлекают легковоспламеняющиеся предметы, поэтому увеличивается количество ожогов пламенем (34,9% от числа случаев ожогов в этой возрастной группе).

Продолжительное отсутствие родителей в доме повышает вероятность несчастных случаев, происходящих с детьми из-за недостаточного надзора за ними, поэтому наиболее опасными днями недели являются понедельник (15,1%) и среда (15,1%).

По нашим данным, наибольшая частота ожоговых травм отмечается летом (25,3%) и осенью (28,5%), в период максимальной активности детей - в дни каникул.

Анализ локализации ожогов у детей показал, что у пострадавших наблюдается преимущественно (64,1%) одновременное поражение различных участков тела, изолированные поражения нижних конечностей и стоп составляют 17,2%. На ногах глубокий ожог чаще всего наблюдался на бедрах и очень редко глубокое поражение кожи возникало на подошвах. Это объясняется большей толщиной кожи и редкостью контакта термического агента с подошвой ребенка, находящегося, как правило, в вертикальном положении. Ожоги верхних конечностей и кисти составляют 11,1%. В 69,1% случаев ожоги верхних конечностей сопровождаются повреждением кисти. Чаще наблюдался глубокий ожог плечей и кистей, чем предплечья. ожоги туловища встречаются у 5,2% пострадавших. Еще реже поражения волосистой части головы, лица и шеи

- в 2,4% случаев.

Изучение распределения больных по площади поражения показало, что в основном (81,7%) это были дети с ожогами до 10% поверхности тела. Глубокие и обширные повреждения зарегистрированы у 2,8% больных. При этом необходимо отметить, что у мальчиков тяжелые ожоги (более 30% поверхности тела) встречаются чаще, чем у девочек (соответственно 1,9 и 0,9%).

Больные с глубокими и обширными повреждениями получают лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии, которое оснащено кроватями «Клинитрон» и современным медицинским оборудованием. все пострадавшие получали полноценную нутритивную поддержку в зависимости от диагностируемых метаболических нарушений, рациональную антибактериальную химиотерапию; проведены иммунологический мониторинг и коррекция выявленных нарушений иммунного статуса препаратами на основе нуклеиновых кислот (Деринат) и имму-ноглобулинового ряда для внутривенного введения. Местное лечение ран включало перевязки под внутривенным обезболиванием с применением раневых повязок фирмы «HARTMANN», мазей «Дермазин» и «Левомеколь».

восстановление кожного покрова, несомненно, является основным методом в лечении пострадавших с глубокими и обширными поражениями кожи. Успешное выполнение некрэктомии и аутодермопластики не всегда является гарантом успешного исхода ожоговой травмы, если не проводится адекватное комплексное лечение. Анализ хирургической деятельности ожогового отделения показал, что за анализируемый период выполнены 244 операции у детей. в структуре проведенных операций 79,9% составила аутодермопластика, 16,4% - некрэктомии и 1,6% - ампутации пальцев кистей (вследствие поражения электрическим током), 2%

- другие операции (торакоцентез и лапароцентез).

Наилучшие функциональные и косметические результаты лечения детей с термической травмой отмечены после выполненных пластических операций в сочетании с рациональной иммобилизацией и активной лечебной гимнастикой; при ранней реабилитации обожженных в 87% случаев удалось предупредить возникновение контрактур.

По данным литературы, летальность при ожоговой болезни колеблется в зависимости от ее стадии. Наибольший процент (от 65 до 95) умерших приходится

на периоды острой ожоговой токсемии и септикоток-семии. Основными причинами смерти при термической травме являются сепсис и пневмония, а также их сочетание [7]. Последнее десятилетие в Тюмени дети не умирают в период ожогового шока. Это подчеркивает эффективность таких современных подходов, как ранняя (превентивная) искусственная вентиляция легких, инфузионная терапия с применением современных коллоидов, ограничение трансфузионной терапии, ранняя нутритивная поддержка.

В 2008-2011 гг. погибли 3 ребенка (2 мальчика и

1 девочка) в возрасте 6 мес (1 ребенок) и 2 года (2 ребенка) с площадью поражения 40, 45 и 60% поверхности тела. При судебно-медицинском исследовании умерших от ожоговой травмы обнаруживались морфологические изменения во внутренних органах: дистрофия печени и миокарда, полнокровие и отек тканей и органов, острый некронефроз.

На 4-е сутки после получения ожога (вследствие острой ожоговой токсемии) умер 1 ребенок. Основной причиной смерти была пневмония. Это свидетельствует о доминирующем значении токсического фактора в механизме смерти у пострадавшего. На 9-е и 11-е сутки на стадии септикотоксемии умерли

2 больных. Непосредственной причиной их смерти явились инфекционные осложнения (сепсис).

Ретроспективный анализ показал, что к моменту травмы у погибших детей отмечались неблагоприятный преморбидный фон (гипоплазия вилочковой железы, герпетическая инфекция, гидронефроз) и отягощенный акушерский анамнез (срочные роды, никотиновая зависимость у матерей), которые усугубляли течение ожоговой болезни и в итоге привели к летальному исходу.

Таким образом, проведенный клинико-статис-тический анализ ожогов у детей за 4-летний период позволил установить влияние эпидемиологических факторов на формирование детского ожогового травматизма в городе Тюмени и Тюменской области. Анализ указанных факторов служит основой для создания целевых программ по профилактике и лечению ожоговой травмы у детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия. т. 1. СПб.: Хар-форд; 1996.

2. Баиров Г.А., ред. Детская травматология. СПб.: Питер; 2000.

3. КарваялХ.Ф., Парке Д.Х. Ожоги у детей. М.: Медицина; 1990.

4. Нуштаев И.А., Нуштаев А.В. Социально-медицинские аспекты ожогов у детей. Детская хирургия. 1999; 2: 22-4.

5. Шень Н.П. Ожоги у детей. М.: Триада-Х; 2011.

6. Алексеев А.А., Тюрников Ю.И. Основные статистические показатели работы ожоговых стационаров Российской Федерации за 2009 г. В кн.: Сборник тезисов III съезда комбустиологов России. М.; 2010: 4-6.

7. Будкевич Л.И., Воздвиженский С.И., Окатьев В.С., Степанович В.В. Летальность при термических поражениях у детей: состояние, причины и пути ее снижения. Российский вестник перина-тологии и педиатрии. 2004; 4: 51-4.

8. Вазина И.Р., Бугров С.Н. Летальность и причины смерти обожженных. Российский медицинский журнал. 2009; 3: 14-7.

9. Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. Женева: Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ; 2008.

10. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Available at: http://www.tum-stat.gks.ru/default.aspx.

REFERENCES

1. AschkcraftK.U., HolderT.M. Pediatric surgery. v. 1. SPb.: Hartford; 1996.

2. Bairov G.A., eds. Pediatric trauma. SPb.: Peter; 2000.

3. Carvajal H.F., Parks D.H., eds. Burns in children. Moscow: Meditsina; 1990 (in Russian).

4. Nushtaev I.A., Nushtaev A.V. Socio-medical asapects of burns in children. Pediatric surgery. 1992; 2: 22-4 (in Russian).

5. Shen N.P. Burns in children. Moscow: Triada-X; 2011.

6. Alekseev A.A., Tyurnikov Yu.I. Basic statistics of the burn hospital of the Russian Federation in 2009. In: Abstracts. III Congress combustiologists Russia. Moscow; 2010: 4-6 (in Russian).

7. Budkevich L.I., Vozdvyzhensky S.I., Okat'ev VS., Stepanovich S.V. Mortality in thermal injuries in children: the state, the causes and ways to reduce it. Russian Journal of Perinatology and Pediatrics. 2004; 4: 51-4 (in Russian).

8. VazinaI.R., BugrovS.N. Mortality and causes of death fired. Russian Medical Journal. 2009; 3: 14-7 (in Russian).

9. World report on child injury prevention. Geneva: World Health Organization and United Nations Children's Fund; 2008.

10. Territorial'niy organ federation sluzhby gosudarstvennoiy statistics in Tyumen region. Available at: http://www.tumstat.gks.ru/default.aspx.

Поступила 28.04.12

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Впервые на сайте Научной электронной библиотеки www.elibrary.ru открыта подписка на электронную версию нашего журнала. Вы можете оформить подписку на журнал « » на 2013 г., а также на архивные номера или на отдельную заинтересовавшую вас статью из любого номера журнала, начиная с 2012 г. Также на сайте НЭБ открыта подписка на другие журналы Издательства «Медицина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.