Научная статья на тему 'Эпидемиологическое значение некоторых готовых блюд как фактор передачи сальмонеллеза'

Эпидемиологическое значение некоторых готовых блюд как фактор передачи сальмонеллеза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А В. Нестерук, И А. Преснухина, В С. Яковлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпидемиологическое значение некоторых готовых блюд как фактор передачи сальмонеллеза»

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГОТОВЫХ БЛЮД КАК ФАКТОР ПЕРЕДАЧИ САЛЬМОНЕЛЛЕЗА

А.В. Нестерук1, И.А. Преснухина2, В.С. Яковлева1

1Управление Роспотребнадзора по Псковской области; 2Территориальный отдел в г.Великие Луки, Великолукском, Куньинском, Локнянском, Новосокольническом районах, г. Великие Луки

На курируемой Территориальным отделом в г. Великие Луки, Великолукском, Куньинском, Локнянском, Новосокольническом районах территории в период 2005—2011 гг. зарегистрировано две вспышки сальмонеллеза энтеритидис в детских дошкольных учреждениях. В 2006 г. зарегистрирована вспышка в МДОУ «Детский сад № 1» г. Великие Луки с числом заболевших 28 человек, в том числе 24 случая бактериологически подтвержденного сальмо-неллеза, а в 2011 г. — в МДОУ «Куньинский детский сад «Лучик» с числом пострадавших 19 человек, в том числе 9 случаев бактериологически подтвержденного сальмонеллеза.

Обе вспышки по признакам эпидемического процесса носили пищевой характер, о чем свидетельствовали следующие признаки:

— одномоментность и массовость заболеваний, в пределах инкубационного периода возникали заболевания среди детей одного детского дошкольного учреждения, связанные между собой общим пищеблоком;

— выделение у большинства заболевших одного возбудителя — сальмонеллы энтеритидис;

— высокий процент бактериологически подтвержденных диагнозов;

— высокий процент заболеваний, протекающих по типу пищевой токсикоинфекции в первые дни заболевания;

— высокий процент заболеваний, протекающих в средне-тяжелой форме;

— отсутствие заболеваний среди детей других детских учреждений и населения. Источники инфекции среди персонала (больные

или носители сальмонеллеза) не выявлены.

В обоих случаях факторами передачи послужили пищевые продукты: в 2006 г. — творожная запеканка, а в 2011 г. — картофельные крокеты с мясом, которые, согласно технологической карте, готовятся из предварительно отваренных мяса и картофеля, измельченных на мясорубке с добавлением сырого яйца и сырого лука, с последующим обжариванием на растительном масле.

В обоих дошкольных учреждениях имелись нарушения порядка обработки и хранения сырых яиц на пищеблоках.

Таким образом, наибольшее эпидемиологическое значение имели блюда, приготовленные фактически из готового сырья, куда в последующем добавлялись сырые яйца.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПОЭТАПНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ОСТРОГО ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. Нестерук, В.С. Яковлева, С.Ф. Бородинская

Управление Роспотребнадзора по Псковской области, г. Псков

В Псковской области проведение массовых прививок против вирусного гепатита В за последние

6 лет в 20 раз снизило заболеваемость острым вирусным гепатитом В (с 5,7 в 2005 г. до 0,29 на 100 тыс. населения в 2011 г.). Зарегистрировано всего 2 случая заболевания острым вирусным гепатитом В, заболеваемость у детей не зарегистрирована. Число носителей вируса гепатита В среди детей до 17 лет снизилось до 1 случая.

Охват прививками против гепатита В взрослого населения в возрасте 18—59 лет на начало 2012 г. составил 65,28%. Медицинские работники области привиты на 95%.

Все это позволило поставить амбициозную цель ликвидации острого вирусного гепатита В. Санкт-Петербургским НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера разработана программа поэтапной ликвидации острого вирусного гепатита В на территориях Северо-Западного региона, где определены задачи, в том числе, и для Псковской области:

— элиминация (1 случай острого ГВ на 100 тыс. населения) к 2016 г.;

— поддержание высокого уровня (не менее 95%) охвата детей в возрасте 1 года профилактическими прививками во всех районах и участках;

— достижение и поддержание высокого уровня (не менее 80%) охвата взрослого населения до 55 лет включительно;

— ревакцинация групп повышенного риска заболевания ВГ: медицинских работников, пациентов гемодиализных отделений, потребителей внутривенных наркотиков;

— мониторинг коллективного иммунитета к вирусу ГВ в когортах детского и взрослого (до 55 лет) населения;

— совершенствование эпидемиологического надзора за гепатитом В, включая все клинические формы, внедрение системы активного эпидемиологического надзора за ГВ;

— разработка мероприятий по профилактике гепатита В в контингентах неучтенного населения;

— совершенствование лабораторной базы для специфической диагностики гепатита В с использованием тест-систем для определения анти-НВе^М и ДНК вируса ГВ;

— разработка подпрограмм диагностики, профилактики и лечения ГВ в группах высокого риска (лица, злоупотребляющие психоактивными препаратами, работники коммерческого секса, маргинальные группы населения), в учреждениях федеральной системы наказаний, континген-тов Министерства обороны;

— повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ СОЧЕТАННЫХ ХРОНИЧЕСКИХ ИНФЕКЦИЙ

В.В. Нечаев1, А.К. Иванов2, В.Ю. Назаров3, Л.Н. Пожидаева3

Северо-Западный государственный медицинский университет, Санкт-Петербург; 2Санкт-Петербургский НИИфтизиопульмонологии, Санкт-Петербург; 3Санкт-Петербургская дезинфекционная станция, Санкт-Петербург

Эпидемический процесс многих монохронических инфекций, имеющих социальное значение, проявляется в их сочетаниях, что усугубляет кли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.