2012, Т. 2, № 1-2
Актуальные вопросы дезинфектологии
тели разных семейств вирусов обладают различной чувствительностью к действию УФИ, зависящей от типа и количества нитей нуклеиновой кислоты вируса, размера генома. Наименьшая устойчивость у вирусов с геномом, представленным однонитчатой РНК. Наиболее устойчивые — вирусы с двунитча-той ДНК. Подтверждение этому — высокая устойчивость аденовируса к УФИ. Для его инактивации требуется доза облучения в 5—7 раз превосходящая аналогичную дозу для полиовируса. Однако у некоторых однонитчатых РНК-содержащих вирусов также обнаружена высокая резистентность к УФИ. Один из таких вирусов — ВИЧ-1. Применение нами стандартной бактерицидной лампы мощностью 15 Вт, используемой для обеззараживания защитного укрытия с ламинарным током воздуха снижало инфекционный титр вируса на 3,0 ^ ТЦИД50 за 3 часа. Однако это составляло только половину его исходной инфекционной активности, а остаточной дозы вполне достаточно для заражения и клеток человека, и организма. При этих же условиях вирус простого герпеса (ВПГ) полностью инактивировался через 15 минут. По-видимому, здесь вступает в действие еще один фактор — размер генома: чем больше длина генома, тем выше эффективность УФИ. Хотя у ВПГ геном, кодируется 2-спиральной ДНК, но он очень большой (по меркам царства вирусов) 130—230 кД.
Очевидно, что для решения проблем эффективной инактивации вирусов необходим учет их специфических особенностей, а также организация реальных испытаний инактивирующих воздействий дезинфицирующих средств и приборов для адекватной оценки их подлинной эффективности.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЗИНФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИРУСНЫХ И БАКТЕРИАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ
Л.Г. Пантелеева1, Н.Ф. Соколова2
1ФБУН «Научно-исследовательский институт дезинфектологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2Первый МГМУим. И.М. Сеченова, Москва
Вирусные и бактериальные инфекции не теряют своей актуальности несмотря на значительные достижения в борьбе с ними. Наряду с хорошо известными инфекциями верхних дыхательных путей, кишечными инфекциями, появляются сравнительно новые, такие, как ротавирусная, норовирусная инфекции, «атипичная» пневмония, кампилобакте-риоз, легионеллез и др. Дезинфектологическая профилактика инфекций базируется на данных о выживаемости микроорганизмов на объектах внешней среды, устойчивости их к действию физических и химических дезинфицирующих агентов, спектре антимикробной активности дезинфицирующих средств (ДС). Знание эпидемиологических особенностей каждой из инфекций, путей и факторов передачи, механизмов формирования инфекционного процесса позволяет своевременно и в необходимом объеме планировать и осуществлять дезинфекционные мероприятия. Для решения своих научных и прикладных задач дезинфектология тесно взаимодействует с эпидемиологией, микробиологией, вирусологией, экологией, гигиеной, широко использует в своей деятельности достижения аналитической химии, биохимии, токсикологии и др. научных дисциплин.
Эмпирический подход к созданию новых ДС уходит в прошлое. В конструировании ДС используются результаты исследований механизмов повреждающего действия на вирусы и бактерии известных ранее и новых химических соединений. Перспективным направлением является разработка композиционных составов ДС, включающих, наряду с несколькими действующими веществами, ряд вспомогательных компонентов, усиливающих, например, антимикробную активность, придающих моющие свойства, снижающих коррозионную активность и фиксирующее действие, летучесть и др. Совершенствуются методические подходы к изучению и оценке антимикробной активности ДС, внедряются новые технологии применения ДС для обеззараживания сложных по конструкции и видам материалов медицинских изделий, медицинского оборудования и техники. С этой целью разработан ряд нормативных и методических документов, утвержденных Роспотребнадзором в 2008—2011 гг., в том числе гармонизированных с зарубежными стандартами.
ФОРМИРОВАНИЕ БИОПЛЕНОК АССОЦИАНТАМИ ИНФИЦИРОВАННОГО ПАНКРЕОНЕКРОЗА НА ДРЕНАЖНЫХ ПОЛИМЕРАХ
О.В. Перьянова, О.В. Теплякова, Е.В. Соседова
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России, г. Красноярск
Терапия инфицированного панкреонекроза включает дренирование, что может явиться причиной возникновения и развития вторичных очагов инфекции в связи с формированием на них биопленок.
Цель. Изучить особенности формирования биопленок микроорганизмами, участвующими в развитии гнойных осложнений деструктивного панкреатита, на полимерах, используемых при дренировании сальниковой сумки, забрюшинного пространства и брюшной полости.
Материалы и методы. В качестве тест-культур использовались типовые (S. aureus 209 P, S. aureus ATCC 25923) и клинические штаммы микроорганизмов (MRSA — 6 штаммов, A. baumannii — 8, P. aeruginosa — 8). Дренажные материалы включали силиконовые трубки, латекс, поливинилхлорид (ПВХ). Образование биопленок (БП) изучали путем определения способности штаммов микроорганизмов к адгезии на дисках, изготовленных из дренажных материалах и помещенных в лунки 96-луночной полистероловой планшеты.
Результаты. Минимальная адгезивная активность стафилококков выявлена на ПВХ, степень обсеме-ненности которого составила 400,00 (268,00; 559,00) х 1012 КОЕ/мл, что статистически значимо отличается от результатов полученных на силиконе (540,00 (421,59; 837,5) х 1012 КОЕ/мл, p = 0,21) и латексе (606,00 (450,00; 786,50) х 1012 КОЕ/мл, p = 0,009). Изоляты A. baumannii наименее активно формировали БП на поверхности силикона — 123,00 (110,25; 131,00) х 1012 КОЕ/мл, чем на ПВХ и латексе, обсемененность которых соответственно составила 166,50 (140,00; 176,75) х 1012 КОЕ/мл, p < 0,001 и 208,00 (160,00; 237,25) х 1012 КОЕ/мл, p < 0,001. Дренажные материалы в порядке увеличения их способности к образовании БП изолятами P. aeruginosa располагались следующим образом: ПВХ, силикон, латекс, при этом статистически значимых различий между ПВХ и силиконом не выявлено (p < 0,091).